Аделаида: Дамы, я тут посмотрела повнимательнее на карту того, что занимало территорию современного Китая, и увидела на западной границе Ляо государство тангутов.
Тангу́ты (самоназвание ?? минья, тиб. མི་ཉག миняг, кит. 党項 дансян или фань, монг. тангад?, ᠲᠠᠩᠭᠤᠳ?) — народ тибето-бирманской группы, говоривший на тангутском языке. Потомки древних цянов. В культурном и языковом отношении были ассимилированы монголами, китайцами, а также родственными тибетцами.
В 982 году тангуты создали в северном Китае государство Си Ся. Большая часть населения исповедовала буддизм. В 1227 году государство тангутов пало под ударами войск Чингисхана. К XVI веку тангуты были ассимилированы китайцами, монголами и тибетцами.
Первые определённые сведения о языке и цивилизации тангутов получил П.К. Козлов, исследовавший руины мёртвого тангутского города Хара-Хото во время Монголо-Сычуаньской экспедиции (1907—1909). Среди его находок — до 10 тысяч текстов на тангутском языке, большей частью буддийского содержания.
Обнаруженные Козловым рукописи и ксилографы хранятся в петербургском Институте восточных рукописей РАН, предметы материальной культуры в Государственном Эрмитаже.
Наименование тангуты закрепилось в монгольском языке для тибетцев Северо-восточного Тибета (провинция Цинхай), сами себя они называют амдова. Таким образом, исчезновение значительной части тангутского народа связано с растворением его в общей массе родственных тибетоязычных племен[1]. В русской литературе до 1930-х гг. наименование тангуты также употреблялось применительно к тибетцам-скотоводам провинции Цинхай[2][3]. (ВикипедиЯ)
Их государство тогда на юге граничило с тогдашним Китаем, на востоке с киданьским Ляо, на севере у них были монголы.
Натали: И где вы про такой народ информацию находите? Даже слышать про них не приходилось.
Аделаида: Про тангутов я впервые услышала из детективного боевичка Меченосцы (2011).
(Источник)
Там главный герой происходит из этнической банды тангутов. Для меня этот фильм был только о том, что проблемная женщина может найти себе в качестве нового мужа проблемного мужчину. Что прошлое может изгадить и настоящее и будущее. Что, если тебе не верят на слово (не обязаны, кстати), то могут начать раскручивать историю, вытаскивая из нее новые подробности, и все твое прошлое выплывет наружу.
Потом я подумала, что главному герою повезло, что следователь ему не поверил сразу и разобрался в ситуации. В конечном итоге только следователь и помог ему. Действие фильма происходит в 1918 году. Филм напоминает нам о том, что в Китае в то время тоже было совсем нескучно.
Диана: Надо же! Какой информативный фильм вам попался. А, главное, что из него можно почерпнуть не только поучительные жизненные коллизии, но и тайны из древней истории.
Аделаида: Еще хочу напомнить про фильм Проклятие золотого цветка. Про него Натали уже писала.
«Проклятие золотого цветка» (кит. упр. 满城尽带黄金甲, пиньинь: Mǎnchéng Jìndài Huángjīnjiǎ, букв. «Когда золотые доспехи покрыли целый город») — китайский кинофильм, снятый в 2006 году режиссёром Чжаном Имоу.
С бюджетом в 45 миллионов долларов США, этот фильм на момент выхода на экраны стал самым дорогим китайским фильмом[1]. В 2006 году он был предложен в качестве кандидата от КНР на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке[2], но в финальный этап конкурса в этой категории номинирован не был, а получил лишь номинацию в категории «лучший дизайн костюмов». (ВикипедиЯ)
Видите, какие там женские костюмы? Прямо 18 век во Франции. Сначала я списала это на то, что режиссер так видит. Но потом где-то прочитала, что в эпоху Тан в моде была большая женская грудь.
Империя Тан (18 июня 618 — 4 июня 907, кит. 唐朝, Танчао) — китайская империя, основанная Ли Юанем или Гао-цзу (8 апреля566 — 25 июня635).
Во внешней политике особую угрозу представляли восточные тюркюты, с которыми пришлось бороться до 626 года. Для обороны страны был построен ряд крепостей на восточной границе, что, однако, не решило проблему окончательно. В это время Гаоцзу решил сделал наследником трона своего сына кит.Ли Цзяньчэна, отстранив популярного военачальника и политика Ли Шиминя (будущего императора Тай-цзуна). Последний, узнав о заговоре, 2 июля убил Ли Цзяньчэна и кит.Ли Юаньцзи. После этого один из воинов Ли Шиминя вошёл в императорский дворец в доспехах и оружием, что было существенным правонарушением, и объявил императору Гаоцзу о смерти сыновей. Испугавшись, Ли Юань 5 июля объявил Ли Шиминя наследником трона, а через несколько недель отрёкся от власти. Остаток лет бывший император провёл в спокойствии и высоко оценивал заслуги правления сына, в том числе захват Восточно-тюркского каганата.
Его сын, император Ли Шиминь, после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил начал проводить прогрессивную политику. Именно эпоха Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, когда она опережала остальные современные ей страны мира в своём развитии.
Мир и порядок в стране позволил сосредоточить все силы народа на благо Китая. Процветали сельское хозяйство, кустарные ремёсла и торговля. Новых успехов достигли технологии ткачества, красильного дела, гончарного производства, металлургии, кораблестроения. Вся страна покрылась сетью сухопутных и водных путей сообщения. Китай установил экономические и культурные связи с Японией, Кореей, Индией, Персией, Аравией, другими государствами при Тайцзуне.
По всей стране распространилось чаепитие. Формируется особое отношение к чаю: чайное искусство (Ча И, 茶艺), благодаря которому чай, ранее рассматривавшийся как лекарство или один из продуктов питания, превратился в важный элемент китайской культуры. Китайская классическая литература увековечила имена знаменитых мастеров чайной церемонии эпохи Тан — Лу Туна и Лу Юя.
Династия Ли была основана Ли Юанем, крупным землевладельцем родом из северного пограничья Китая, населённого народностью табгач — китаизированными потомками степняков-тоба, в своё время охарактеризованными востоковедом Л. Гумилёвым как этнос, «в равной степени близкий Китаю и Великой Степи».
Натали: Действительно, эта статья про династию Тан интересная. Интересная там карта Китая и территорий, находившихся под влиянием Китая. Такое ощущение, что они просто так себе кусок мира пририсовали. Интересное начало пункта «История», где говорится, что основали династию не китайцы, а степняки. Плюс мода, не соответствующая фигурам китаянок.
Диана: Ой, а ведь грудь не является сильной стороной современных китаянок (ну, извините).
http://falconasianblog.blogspot.com/2016/12/blog-post.html
ЖУЦЮНЬ
Жуцюнь — одна из разновидностей ханьфу эпохи Тан (618-907). Эпоха Тан делится на три периода, и в каждый из этих периодов жуцюнь претерпевает некоторые изменения.
Жуцюнь напоминает платья, хотя на самом деле это короткая кофта с длинной юбкой поверх груди.Первый жуцюнь появился в предыдущую династию — династию Суй — и немного изменился уже в период Тан. Первый жуцюнь был закрытым, и кофта заправлялась в юбку, которая завязывалась шёлковой лентой над грудью.
В следующий период жуцюнь стал более открытым. И юбка спустилась до пояса. Иногда кофта одевалась даже поверх юбки.
Последний период — период большого декольте. Юбка одевается поверх груди и становится похожей больше на платье без рукавов. Поверх надевается платье-халат. Иногда оно прозрачное и позволяет видеть одновременно вышивку нижнего платья и декольте. В следующие эпохи такой стиль уже не будет иметь места.
Обязательным аксессуаром является шарфик.
Нижнее бельё состояло из дудоу и штанов. Дудоу — квадратный кусок ткани с усечённым верхнем краем и с завязками. В конфуцианском Китае благородная дама должна была обладать «набором прямых линий». Большой бюст был признаком простолюдинки, поэтому его тщательно бинтовали. Дудоу стал своего рода «спасением» от этого издевательства. В эпоху Тан из-за моды на декольте дудоу теряет завязки, и правильное его название — хэцзы (诃子). Часто шили из красного шёлка и украшали вышивкой.Ещё одним обязательным аксессуаром являлся круглый веер — туаньшань.
Ну, а что, не только же худые девушки бывают.Толстушки тоже имеют место быть :)
Очень модным в то время являлся элемент макияжа в стиле сяося — «свет зари». Его история начинается за несколько сотен лет до появления самой династии Тан. У императора Вэй Вэньди (княжество Вэй, 220-266) была любимая наложница по имени Сюэ Елай. Однажды ночью император читал книгу при свете лампы, а для усиления иллюминации вокруг него стояли прозрачные экраны из горного хрусталя. В потёмках Сюэ Елай не разобрала дороги и расшибла себе лоб. Увидев кровь на лице красавицы, сердце императора дрогнуло, и он окружил её особенной заботой, что тут же возымело резонанс среди придворных дам, которые стали подражать разбитому лбу Сюэ Елай и наводить краской красную точку. Позже, с течение времени это превратилось в одно из излюбленных украшений, получившее разнообразие форм и расцветок. Так что тут в прямом смысле слова на лбу написано (или нарисовано, кому как нравится), что это династия Тан.
Несовершеннолетние девушки завязывали волосы в узел-пучок. После совершеннолетия у женщин был огромный выбор различных сложных причёсок, но основа оставалась той же. В эпоху династии Тан волосы убирали в шиньоны, которые украшались всевозможными цветами, шпильками и гребнями.
Натали: История костюма Китая — вещь увлекательная. Поражает изобретательность в тканях, декоре, украшениях. Но, практически нет кроя, который, например, отличает ту же бургундскую моду, то есть, готическую. А, именно при крое требуется конструктивное мышление, пространственное.
КИТАЙСКИЕ ОДЕЯНИЯ — ДИНАСТИЯ ТАН
В 7 столетии Китай, вероятно, был одной из самых хорошо одетых наций в мире. К тому времени этот народ имел уже многовековой опыт в разведении шелкопряда — шелководстве — а также навыки сматывания и прядения шелка. Ручной ткацкий станок той эпохи позволял создавать ткани со сложными разноцветными узорами. Археологические раскопки подтверждают, что в начале 600-х гг. такие станки позволяли создавать узор из 3680 нитей уточной пряжи. В 9 столетии китайским ткачам ничего не стоило смастерить огромные узоры. Некоторые цветочные узоры имели диаметр до 50 см, а ширина станка составляла 123 см. В столице Сиань существовали государственные фабрики разных направлений. Шесть фабрик занимались окрашиванием тканей, четыре — прядением, десять — плетением и пять — производством лент и тесьмы.
Китаянки пользовались беспрецедентной свободой при правлении династии Тан (618-907), не только в плане одежды, но и в отношении поведения. Им дозволялось танцевать, ездить верхом (наверху) и играть в поло. Обычай перевязывать ноги еще не появился. Неудивительно, что именно в этот период первой и единоличной правительницей Китая была женщина. Императрица У Цзэтянь правила страной с 684 по 705 гг. по собственному праву, не сталкиваясь с оппозицией в лице вельмож и государственных чиновников-мужчин.
Дух свободы женщин Тан проявлялся и в их одежде и головных уборах. До 618 года женщины вне дома носили длинные вуали, отчасти для того, чтобы защитить себя от пыли, а также, чтобы скрыть лицо. Примерно в 650 году длинную вуаль заменила шляпка. Небольшая сеточка, свисающая с широкого поля шляпы, была единственным элементом, закрывающим лицо от посторонних взглядов. В 713 году шляпа исчезла из женского гардероба, и, согласно древней Истории клана Тан, женщины «не предпринимали попыток покрыть свои красивые ухоженные лица».
В эпоху правления императрицы У в моду вошли одеяния с глубоким вырезом. Перед повсеместным распространением такого стиля одежды стандартный женский наряд включал в себя блузу с длинными рукавами, длинную юбку и шаль. Такая блузка имела узкие рукава, не имела пуговиц и запахивалось направо. Юбка начиналась на уровне груди и завязывалась тесьмой поверх блузы. Шаль, представлявшая собой легкий отрез сетчатой ткани или тонкого шелка, достигала 2 м в длину. В конце 7 века в моду вошел смелый атрибут — облегающий топ с короткими рукавами, в котором имелось либо отверстие спереди, либо широкое отверстие у основания шеи, чтобы продевать через него голову. Глубокий вырез обнажал красивую женскую грудь. Блузу одевали также под такой топ с короткими рукавами, но при этом были заметны только два рукава.
В период расцвета династии у танцовщиц появился особый костюм. Иногда танцами занимались не только профессиональные артисты. Императорская наложница Ян, несмотря на свои пышные формы, была превосходной танцовщицей. Верхняя часть наряда танцовщицы имела глубокий вырез по моде того времени, а плечи выпирали подобно крылышкам. Самым интересным атрибутом являлись двойные рукава, широкие верхние при этом переплетались и струились в такт музыке. К верхним рукавам были добавлены дополнительные слои оборок, дабы подчеркнуть динамичность, и той же цели служили ленты, тянущиеся от нижней половину юбки. Завершали костюм туфли с изогнутым носком в виде облака. Такой наряд пользовался большой популярностью среди танцовщиц при дворе Тан.
Округлые женские формы не считались недостатком, а под влиянием наложницы Ян, чья красота считалась непревзойденной, женская одежда стала более свободной, начиная с 8 столетия. На юбках появились складки, а рукава стали шире. Когда модницы стали соревноваться в ширине рукава, император Вен-цзун, правивший с 827 по 840 гг., издал указ, ограничивающий ширину рукава до размеров, не превышающих размера ноги китайца и трех дюймов, что равняется примерно 40 см. Этот указ поверг женщин в уныние и, вероятно, не раз нарушался, поскольку, по историческим данным — как в литературе, так и на картинах — в 8-9 вв., женщины регулярно изображались в одежде с широкими рукавами.
По мере того, как женская одежда при династии Тан становилась все шире, женская прическа также становилась более объемной и высокой. Китаянки всегда большое внимание уделяли волосам, создавая разнообразные высокие прически всех форм и размеров (напротив наверху). В обиходе были парики и накладные волосы, позволяющие достичь нужного эффекта. Прическам давали забавные названия, например, «облако», «раковина», «свернутый лист лотоса» и «двойные кольца», которые сегодня позволяют представить, как они выглядели. Гребни из слоновой кости и перламутра удерживали прическу в нужном положении, а золотые и серебряные шпильки плавно покачивались при ходьбе. Придворные дамы вплетали в волосы настоящие и искусственные цветы.
Женщины эпохи Тан высоко ценили красоту и уделяли особое внимание нанесению макияжа, что занимало немало времени. Сначала наносилась пудра, как правило, из свинца. Для получения румян использовали сок красных растений. Окрашивание бровей также являлось важной частью нанесения макияжа. По преданию, император Сюань-цзун, правивший в 712-756 гг., посоветовал придворным дамам по-новому рисовать брови. Однажды он попросил придворного художника нарисовать десять самых лучших вариантов, среди которых были брови в виде «небольших холмиков», «свисающих жемчужин» и «остроконечных месяцев». Для окрашивания бровей использовался темно-зеленый минерал дай.
Женщины династии Тан закрепляли на лбу украшение — хуадянь. Оно состояло из небольшого фрагмента золотой или серебряной фольги, вырезанного в форме сливы или цветка; в исторических источниках также упоминаются и другие материалы, в том числе перья зимородка. Фольгу закрепляли между бровями с помощью небольшого количества рыбного клея. Завершала макияж губная помада, две небольшие красные точки в уголках губ и изогнутая красная линия на обоих висках. Два последних обычая исчезли после 907 года.
Аделаида: В общем, муть какая-то. С одной стороны вроде китайцы действуют, с другой стороны прямо говорят, что это не китайцы вовсе, а их кочевые соседи.
Тангуты
(у китайцев си-фань, т. е. западные варвары) — племя, родственное тибетцам; живут в Северном Тибете в гористой области Гань-су, Куку-нор, восточной части Цайдама, но более всего в бассейне верхнего течения Хуанхэ, распространяясь отсюда к Ю до Голубой реки, а, может быть, и далее. За исключением Куку-нора и Цайдама, вышеназванный местности у Т. носят общее название Амдо и считаются их территорией, хотя описываемое племя живет большею частью смешанно с китайцами и отчасти монголами. По своему наружному виду Т. резко отличаются от китайцев и монголов и отчасти напоминают цыган: они среднего роста, коренастого сложения, с широкими плечами; волосы, брови, усы и борода черные, глаза черные, большие, не узко прорезанные, как у монголов; нос прямой, иногда орлиный или вздернутый кверху; губы большие и довольно часто отвороченные; скулы хотя и выдаются, но не резко; общий цвет лица и кожи смуглый, у женщин иногда матовый. В противоположность монголам и китайцам, у Т. сильно растут усы и борода, но они всегда их бреют; волосы на голове также бреют, оставляя косу на затылке. Ветвь этого народа — кара-Т. — живущая в бассейне Куку-нора, в восточной части Цайдама и на верховьях Желтой реки, отличается большим ростом, более черным цветом кожи и наклонностью к разбойничеству; они не носят кос и бреют всю голову. Язык Т. принадлежит к тибетской группе односложных языков; речь их всегда идет скороговоркой. Одежда Т. делается из сукна или из бараньих шкур (что обусловливается сырым летом и холодною зимою) и состоит из серого суконного халата летом и шубы зимою, надеваемых на голое тело; одежда мужчин и женщин почти одинакова. Жилище Т. — черная палатка, сделанная из грубой и редкой шерстяной ткани; она не защищает ни от холода, ни от сырости. Главное занятие Т. — скотоводство; более всего разводят яков и баранов, меньше — лошадей и коров. Вследствие обилия превосходных пастбищ, скотоводство сильно развито. Т. ведут кочевой образ жизни и бродят вместе со стадами с пастбища на пастбище; на кочевьях располагаются по нескольку юрт вместе и очень редко живут в одиночку. У Т. много смелости и энергии, они смышленее монголов; но между ними развито плутовство и страсть к торгашеству. Жен у Т. бывает по одной, но, сверх того, они держат наложниц; на женщинах лежат все домашние работы. У Т. существует обычай воровать чужих жен с тайного согласия последних; уворованная жена принадлежит похитителю, который платит за нее прежнему мужу выкуп. Свои года Т. считают со времени зачатия. Они чрезвычайно усердные буддисты, страшно суеверны, занимаются колдовством и гаданием, в большом числе отправляются на богомолье в Лассу. Ламы у Т. в большом почитании; влияние их на народ безгранично. Трупы умерших у Т. не зарываются в землю, а выбрасываются в лес или в степь на съедение грифам и волкам. Управляются Т. собственными чиновниками, подведомственными китайскому правителю Гань-су. Ср. Н. Пржевальский, «Монголия и страна Т. Трехлетнее путешествие в Восточной Нагорной Азии» (СПб. , 1875); его же, «Четвертое путешествие в Центральной Азии» (СПб. , 1888); Г. Потанин, «Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия» (СПб. , 1893)
Аделаида: Но под руководством кочевников Китай начинает развиваться так, как не развивался без них.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА-ТАНСКОЙ ДИНАСТИИ (618-907)
Большинство китайцев считают династию Тан высшей точкой имперского Китая, как в политическом, так и в культурном отношении. Империя достигла своего наибольшего размера до династии маньчжуров Цин, став центром Восточноазиатского мира, связанного религией, письменностью и многими экономическими и политическими институтами. Более того, Тан-писатели создали лучшую поэзию в Великой лирической традиции Китая, которая остается самым престижным литературным жанром на протяжении всей китайской истории. Но, как и большинство других династий, которые пережили века, это был также век трансформации. Мир в конце эпохи Тан сильно отличался от того, каким он был в начале, и историческое значение династии является следствием изменений, которые произошли в это время.
Династия Тан была свидетелем нескольких крупных инноваций в сельскохозяйственной технологии, особенно в Нижнем Янцзы, которые увеличили урожайность и уменьшили плохие урожаи. Первым шагом вперед была подготовка семян и почвы. Во времена династии Хань китайцы первыми начали готовить семена, замачивая их в кипяченых растворах, богатых минералами, и высаживая их на специально подготовленные грядки для сохранения влаги. К тому времени, когда в VI веке были написаны «основные методы простого народа» (Ци мин ЯО Шу), такая подготовка семян стала сложным процессом. В замачиваемые семена добавляли дополнительные вещества для защиты молодых растений от насекомых и болезней. Например, в семена дыни добавляли соль, а в семена пшеницы-мышьяк в качестве инсектицидов.
К концу эпохи Тан фермеры Южного Китая готовили зерна риса, замачивая их в растворе, приготовленном из вареных костей животных, иногда смешанных с пометом шелкопряда или овечьим навозом, а затем сеяли зерна на специальных грядках, которые были подготовлены повторной глубокой вспашкой, чтобы разбить почву. Затем грядки засыпали древесной золой и несколько раз переворачивали плугом в начале весны, прежде чем удобрять животным или человеческим навозом и гнилыми стеблями конопли. Подготавливая таким образом поля для одних и тех же основных культур из года в год, китайские фермеры фактически улучшали плодородие своей почвы с течением времени, одновременно уменьшая угрозу насекомых и болезней.
В дополнение к использованию новых методов подготовки семян, фермеры Тан использовали новые материалы в качестве удобрений. Во время позднего Тан и в Северной песне органический навоз животных стал основным удобрением на юге, и фермеры начали строить кирпичные навозные дома рядом со своими жилищами для хранения этого драгоценного товара. Наличие удобрений для животных было тесно связано с более широким использованием тягловых животных в пахоте. Крестьянин Лу Гуйменг, благословляя загон для волов, описал, как большое количество волов выращивается вместе в загонах, из которых легко извлекаются удобрения. При норме в двадцать пять кубических ярдов навоза на быка в год Лу Гуйменг, владевший дюжиной Быков,мог бы удовлетворить большую часть своих потребностей в удобрениях. Фермеры, которые превышали свои собственные потребности, продавали излишки как коммерческий продукт.
Продажа человеческого навоза (nightsoil) стала важным бизнесом в этот период, поскольку предприниматели начали специализироваться на сборе человеческих экскрементов в городах для продажи в сельской местности. Хотя использование ночного грунта в качестве удобрения, возможно, датируется древними временами (вопрос, который трудно решить, потому что терминология не отличает человеческие отходы от животных), первые четкие записи об этой практике датируются поздним Тан. Богатая питательными веществами грязь, собранная со дна рек, которые были многочисленны на юге, стала еще одним важным удобрением во время Танга, как и известь в некоторых районах. Фермеры северных и южных династий вносили зеленый навоз-удобрения, полученные из растений, выращенных исключительно для того, чтобы быть вспаханными обратно в почву, чтобы улучшить ее плодородие и сделать ее более легкой для работы—особенно азотфиксирующие бобы. Эта практика продолжалась в Тан, с увеличением разнообразия растений, которые были использованы.
В качестве удобрений использовались также помет шелкопряда, вода, в которой был вымыт или сварен рис, и другие органические жидкости, хотя в основном для замачивания семян перед посадкой. Другим важным нововведением стало широкое использование более эффективного плуга и упряжи для подготовки полей к посадке. По крайней мере, ко второму веку нашей эры.d., Китайцы изобрели плуг, запряженный тремя или четырьмя быками, который мог переворачивать сухой дерн Северного Китая, образуя глубокую борозду. В то время как технология была известна в южных династиях, бычьи плуги оставались редкими в регионе Янцзы до Тан.
Причины были связаны с ограниченным пространством, которое было открыто, технологическим консерватизмом или скупостью северных семей, которые поселились на юге, частотой войн и сложностью холмистой местности. Только с введением нового стиля плуга в восьмом и девятом веках плуги, запряженные волами, стали обычным явлением на юге, как отмечали Лу Гимэн и некоторые буддийские писатели. Этот прогресс позволил региону стать центром производства продовольствия и экономической опорой империи.
Ключевой особенностью нового плуга была его способность обрабатывать различные почвы, благодаря устройству, которое позволяло пахарю изменять глубину борозды по желанию. Способность плуга копать глубоко делала его пригодным для срезания корней кустарников и диких трав, которые нужно было удалить, прежде чем можно было возделывать новые земли. Это было особенно важно в среднем и Нижнем Янцзы, где еще не освоенная местность была доступна.
Регулируемая глубина также сделала его эффективным как в илистых, тяжелых почвах недавно осушенных районов или рисовых полей, так и в песчаных почвах прибрежных районов и берегов рек. Вспашка грязи на юге требовала меньше тягового усилия, чем твердая сухая почва, поэтому требовался только один бык или буйвол, а не три или четыре, как обычно на севере. Тем не менее, наиболее распространенной практикой на юге было использование двух быков. Этот тип плуга оставался доминирующей формой на протяжении всей истории позднего имперского Китая.
Чтобы новый плуг можно было эффективно тянуть, требовались серьезные инновации в методах запрягания. Длинную прямую балку, которая раньше соединяла плуг с ярмом волов, пришлось заменить более короткой, хотя и не такой короткой, как в последующие века. Эта балка была соединена не с ярмом, а с поворотной перекладиной (известной как дерево Уиппла) позади быка. Две веревки, протянутые по обе стороны от животного, соединяли прут с хомутом. Само ярмо было значительно изогнуто, индивидуально подогнано к каждому животному и закреплено на месте горловиной.
Получившийся ансамбль имел несколько существенных преимуществ. Во-первых, его можно было использовать для запрягания практически любого количества животных, в зависимости от типа почвы и рельефа местности. Во-вторых, поскольку упряжь не скользила, не натиралась и не цеплялась за горло быка, животное могло без труда тянуть сильнее. В-третьих, более короткий луч не только значительно уменьшал вес, но и давал быку и плугу гораздо более плотный радиус поворота, что позволяло пахарю легко менять направление или маневрировать в любой форме или размере поля.
Эта новая маневренность была особенно важна на небольших рисовых полях неправильной формы и на склонах, где один бык мог тянуть плуг вверх и вниз по крутым склонам. Таким образом, сельское хозяйство больше не ограничивалось плоскими равнинами или террасами рыхлой почвы, как на севере, а могло расширяться на холмистой местности, характерной для большей части Южного Китая. Хотя склоны холмов не были полностью использованы для сельского хозяйства до введения американских продовольственных культур в XVI веке, новый ансамбль пахоты впервые привел некоторые холмы к систематической обработке.
Самый важный вклад нового плуга состоял в том, чтобы значительно улучшить подготовку рисовых полей на юге, где цель состояла в том, чтобы произвести слой луженой грязи на поверхности поля и уплотненный твердый поддон под ним, чтобы предотвратить впитывание воды в землю. Для этого фермер должен был вести своего быка (или, чаще, буйвола) взад и вперед по полю, которое обычно было вырезано неправильной формы, чтобы соответствовать рельефу земли. Копыта животного придавили твердый грунт, делая его более непроницаемым, в то время как плуг постепенно измельчал верхний слой почвы. Затем, ролик создал ровную отделку к грязи которая сделала засаживать риса более легким. В отличие от засушливых земель, каждый год вспашки Южное рисовое поле повышало свою урожайность.
После вспашки сухого поля борона, запряженная волами, подготавливала его к посадке, разбивая оставшиеся комья земли и разглаживая землю. В IX веке фермеры в дельте Янцзы разработали новую борону с глубокими зубьями, которая оказалась гораздо более эффективной в этой задаче, чем предыдущие модели. Каменные катки также использовались на сухих полях, как и деревянные катки с шипами и без них. В Северном Китае старомодный плуг Han был объединен с новой моделью сеялки для повышения эффективности посадки.
Ко времени песни Это устройство было расширено, чтобы вырезать и сеять четыре борозды одновременно. Он был прикреплен к контейнеру, который автоматически удобрял семена просеянным навозом или навозом шелкопряда, когда сажал их. Таким образом, Север также расширил свое производство, хотя и не до такой степени, как юг. Относительная нехватка человеческого труда в регионе Янцзы во времена династии Тан создала идеальные условия для широкого использования тягловых животных во многих задачах, связанных с выращиванием. Но как только население региона стало чрезвычайно плотным и стоимость человеческого труда резко упала, экономические преимущества тягловых животных исчезли. Во времена династий Мин и Цин использование быков в Южном сельском хозяйстве неуклонно снижалось.
Диана: И, как только закончилась династия Тан образовалось государство тангутов.
Apr. 1st, 2016 at 11:40 PM pt
Читаю на сайте Пещера:
в 1659 году «Всемирная история» Дионисия Петавиуса, который описывал богатое и развитое тартарское государство Катай (Cathai), которое издавна называлось Скифией, которая не включает Гималаи. Как и Н. Сансон, он упоминает о государствах, входящих в Катай: Тангут (Tangut), Тендук (Tenduc), Камул (Camul), Таинфур (Tainfur) и Тибет (Thebet). К сожалению, эти названия, кроме последнего, сегодня нам ничего не говорят.
Такие поспешные заявления, когда не воспользовались даже поиском, портят впечатление от статей.
Ну да, в школе про Тангут ничего не говорили; но можно было бы вспомнить, например, фильм «Тайна Чингисхана», в котором довольно большое место отведено Тангуту . Царство, в котором Темучин содержался в рабстве, и которое пообещал уничтожить. Запоминающийся эпизод.
Есть и карты Тангута , и история Тангутского государства, разрушенного Чингисханом, вернее, его наследниками, которые довели его дело до конца.Другое дело, что этой информации очень немного, и она довольно скупая. Намного большее ее в китайских источниках, которые называют Тангутское государство «Западная (Великая) Ся», или Xi-Xia.
Учитывая то, что Тангут занимал ключевое положение, и играл важную роль в развитии культуры и цивилизации, послужив отправной точкой для многого в будущем, дефицит информации о нем довольно странен. Это больше похоже на подчищение следов. И там есть что прятать ) Стоит только вспомнить, что именно Тангут и был легендарным царством Пресвитера Иоанна! Из которого тот отправлял письма европейским монархам, одобряя или не одобряя кандидатов на позицию короля.
После уничтожения тангутской государственности, народ разошелся и был включен в состав как Могольской империи Чингисхана, в том числе, возглавляя войска в завоевательных походах в Китай. Так же в составе уйгур тангуты приняли участие в формировании горских народов Кавказа и Турции! Сама легенда о возникновении тюрков, говорит о рожденном (выращенном) волчицей мальчике, после уничтожения его народа Чингисханом. Хотя уже в те времена уйгуры ходили под волчьими стягами )Оригинал взят в Отрывки из книги Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» о Тангуте
Если к югу от Великой стены, которая отделяет Сину от Тартарии* Кирхерус, направляются из синского города Сининга к королевству Тангут , или Барантола, то нужно перейти пустыню Калмак, или Само и Лоп, с караваном.
Тартарское государство Тангут , согласно Мартини, простирается от пустыни Лоп, позади Синской стены, до Древней Тартарии, которую синцы зовут Самаханией* иначе Самарканд. Про этих тартар синцы говорят, что они вежливее, чем более восточные тартары. Этот народ уже с древних времен общался с синцами. В их страну тоже перенесли синские поселения, от которых они восприняли хорошие нравы. Они часто меняли свое название. В течение 70 лет они владели Синой, и из них происходят девять синско-тартарских императоров.
Эгригая во времена Марко Поло являлась частью тангутского государства. Его главным городом была Каласия, чьи жители были язычниками и несторианскими христианами.
Короля, который недавно правил светской жизнью Тангутской страны, зовут Дева; духовный настоятель держится в тайне, в каком-то месте или дворце. Он руководит всеми духовными лицами и церковной службой*. См. Кирхеруса. Все окружающие тартары посещают его во время паломничества и чествуют как Бога на земле. Его называют Жрец жрецов и Вечный отец, потому что его считают бессмертным. Самые северные народы – наиболее ревностные приверженцы этой веры. Замок, где он живет, называют Битела, или Бутала; он построен на высокой горе, по образцу домов в Европе. В нем четыре этажа.
Жаль, что в этих восточнотартарских краях христианство совсем пришло в упадок, ибо документы Хаитона, армянского князя, сообщают, как он в 1252 г. был послан своим братом, королем Армении, к тартарскому хану, за помощью против турок или сарацинов и багдадских халифов, где он видел, что в Тартарии исповедовали истинную христианскую веру, так что и сам хан ее принял и был крещен. Существует письмо, которое якобы брат великого тартарского хана Эркалтая, или Хаолона, написал королю Франции Людовику, называемому святым. Христиан там называли терсай. В одной малабарской древней церковной книге апостола Фомы, написанной на халдейском языке, мы читаем, что святой Фома распространил христианство в Сине.
Говорят, что вышеупомяный хан сам участвовал в крестовом походе в помощь армянскому королю. Католические священники сообщают, что на консилиуме в Лионе даже находились тартарские посланцы и будто в 1300 г. много францисканцев было послано в Нанкин, Пекин и дальше, в Сину и Тартарию, Тангут и Тебет.
………………Лам очень чтут не только люди королевства Тангут и Тебет, но и большинство других тартар. Только у восточных тартар (которые теперь являются хозяевами Сины) их несколько лет назад не было, хотя теперь их больше почитают и уважают, чем всех других. Сначала с точки зрения политики, а потом по привычке.
Ламы в Тангуте одеваются в холст или ткань из шерсти, выкрашенную в красный или желтый цвет, и в желтые или красные шапки. Их в некоторых местах можно различить по головным уборам, что касается их чина. В других же местах они одеты иначе. И хотя их главный жрец, которого называют жрец жрецов и почитают как идола (как выше было сказано), живет около Тангута , все же языческая вера имеет своих главных жрецов и в других местах, даже в середине Мугалии и у калмаков. Им оказывают сверхъестественную почесть, хотя тангутского [ламу] считают первым и самым святым, а другие находятся в зависимости от него.
…………..
В государстве Тангут есть 2 короля. Один наблюдает за государственными делами и его зовут Дева, другой освобожден от всяких внешних дел, и не только жители, но и все подданные короля Тартарии поклоняются ему как живому и истинному Богу, и добровольно отправляются к нему в паломничество, и приносят большие подарки. Он сидит праздно в темной комнате своего дворца, на возвышенном месте, на подушке, под которой лежат ценные ковры.
Комната украшена золотом и серебром, и там светит множество ламп. Иноземцы падают перед ним ниц (голова на земле) и с невероятным уважением целуют его ноги.
Они называют его Великим и Высоким Ламой, или жрецом, и ламой лам, что значит жрец жрецов, потому что от него, как от источника, исходит вся суть веры, или идолопоклонства, почему они его называют небесным и вечным отцом.
……………..
В тартарском государстве Тангут существует и сейчас, как и в древности среди египтян, греков и римлян, обычай обожествлять своих королей, как об этом свидетельствует иезуит Иоан Грубер, который проезжал через Тангут , и король по имени Дева, который его любезно принял, велел ему срисовать изображение хана, ранее короля Тангута . Этот был отцом 14 сыновей, и из-за его выдающейся доброты и справедливости население преклонялось перед ним*. См. Кирхеруса И фигура хана, и самого Девы, изображенные до плеч, стоят там на четырехугольных алтарях. У хана желто-каштановая борода с сединой, выпуклые глаза и пестрая плоская шапка на голове, но Дева с моложавым лицом, без бороды, волосы на голове сбриты наголо. Над этими изображениями висят три горящие лампы.
………………
В брачных делах тангутские тартары соблюдают те же обычаи, какие наблюдаются в большинстве мест в Европе, смотря по состоятельности родственников и знатности родов. Но китайцы, напротив, выбирают жену из-за ее красоты, невзирая на ее род.
Мирхонд, известный персидский писатель, сообщает, что короли Лахора расположены по соседству от Тангута и происходят от Мирумсхи, второго сына Тамерлана, согласно сообщению посла Гарсиаса де Сильва Фигуроа, и что Мирумша убит в войне с туркменами и оставил сына Али Хана, который, доведенный до нищеты, потому что его земли в Медене и Хиркании были у него отняты, пошел войной на Индию, и имея многих последователей, сумел вызвать там волнение [смуту], напал на государство Дели (главный город, расположенный между Агрой и Лахором) и не только покорил его, но затем и подчинил себе окружающие государства и области.Википедия о Тангуте :
Си Ся (кит. 西夏, пиньинь: Xī Xià), Западное Ся, Да Ся (кит. 大夏, пиньинь: Dà Xià), Великое Ся, Тангутское царство (официальное название Великое государство Белого и Высокого) — государство тангутов , существовавшее в 1038—1227 годах к северо-западу от китайского царства Сун и, позднее, чжурчжэньского Цзинь на территории современных китайских провинций Шэньси и Ганьсу. Контролировало восточный отрезок Великого шёлкового пути.Зеленым цветом нанесена на карту Великая Китайская стена, которая якобы разделяла территорию Тартарии и Китая (Сины). В тоже время, как выясняется тартарское государство Тангут , которое находилось предположительно на территории современных китайских провинций Шэньси и Ганьсу (выделено на карте красным цветом) находилось уже частично за Китайской стеной.
Там же находятся китайские пирамиды, о которых сами китайцы предпочитают молчать:Пирамиды тщательно скрываются – их грани густо усажены быстрорастущими видами деревьев, которые прячут постройки от любопытных глаз. Эта маскировка позволила китайцам долгое время хранить в их тайне, утверждая, что это просто холмы и горы. На некоторых из древних сооружений местные жители производили выращивание рисовых культур, остальные густо обрастали лесом.
Совсем недавно Китай объявил область, где расположена Белая Пирамида, закрытой зоной, недоступной для иностранных туристов и исследователей. Правительство этой страны построило на территории около возвышений базу для запуска ракет и спутников в космос. Археологов и ученых из других стран также не допускают к пирамидам, считая, что эти построения будут исследовать только китайские археологи следующего поколения.
Тайна китайских пирамид надежно охраняется государством, не давая ни малейшего шанса исследователям. Что пытаются утаить китайцы, чего они боятся? Некоторые ученые полагают, что власти Китая не хотят изучать пирамиды, так как очень опасаются найти там древние рукописи, которые полностью изменят наше представление о создании Земли.Взято отсюда: http://www.iksinfo.ru/stati/drevnii-civilizacii/item/975-tayna-kitayskikh-piramid.html
Почему-то Википедия относит существование этого государства к 11-13 векам. В то время как Витсен пишет о нем как о вполне существующем для его времени – середина 17 века.
— и кстати, Википедия стыдливо сообщает, что почему-то Тангут , несмотря на его разрушение в 1227 году, и спустя 450 лет рисовался на европейских картах! Ладно бы рисовался, его же и путешественники посещали ))
Впрочем, с учетом переписанной (или написанной заново) истории Китая (Сины) иезуитами, с уничтожением древних рукописей, неудивительно, что факты противоречат официальной версии. Тем интересней их сопоставлять.
Аделаида: Вот ещё материал про них.
May. 7th, 2013 at 9:10 PM
Выкладываю вторую часть моей новой науч-поп дилогии. На этот раз говорим о тангутах и исчезнувшей империи Западного Ся.Тангуты – народ тибето-бирманской группы, в эпохи Удай и Сун достигший стадии ранней государственности и доминировавший на северо-западных границах Китая.
Самоназвание тангутов – «ми». Название « тангуты » пришло в европейские языки из монгольского (термин восходит к названию, которым монголами обозначался регион проживания этого народа).
Традиционно считается, что тангуты являются потомками племенного союза «цянов» (羌) – одного из т.н. «пяти варварских племен» (五胡), захвативших северный Китай при династии Восточная Цзинь. В целом, термин «цян» относился ко всем западным «варварам», имевшим по большей части тибетское происхождение. Согласно китайской историографии, цяны, известные китайской истории еще с периода Шан, предки всех тибетских народов, причем их прародиной считается Сычуаньская котловина, и с древними цянами связывается существование великолепной археологической культуры Саньсиндуй (найдена на территории современного Чэнду).
Лев Гумилев возводил тангутов к другому народу из числа «пяти варварских племен» — «ди», что по всей видимости является ошибкой, так как под «ди» чаще всего понимаются оседлые народы, проживавшие в горной местности Шэньси и Шаньси. В другой монографии Гумилев называл « тангутами » племена, возглавляемые легендарным правителем Фу Цзянем (так он известен в китайских источниках), который в свое время навел шороху в северном Китае, пока не был наголову разбит в знаменитой битве у реки Фэй.
Тангутский язык, в отличие от тангутской письменности, не реконструирован (так как тангутское письмо является логографическим, и лишь 10% иероглифов отображают чтение). Существуют основания предполагать, что он относится к цянским языкам тибето-бирманской группы языков сино-тибетской языковой семьи.
Ранняя история тангутов связана с империей Тогон – одним из «варварских» государств, которое существовало около 4 веков (с 3 по 7 вв.; период расцвета – эпоха Северных и Южных династий в Китае) и занимало территорию нынешней провинции Цинхай. Государство Тогон (это тибетское название; по-китайски оно называлось Туюйхунь 吐谷浑) было основано после переселения в эти края 700 семей мужунов (одна из ветвей племенного союза сяньби). После объединения Китая при династиях Суй-Тан Тогон, населенный тибетскими племенами, но управляемый потомками монголоязычных сяньби, оказался «между двух огней», постоянно конфликтуя с Китаем и Тибетом, и в результате был захвачен тибетцами. Будущие тангуты были одним из народов, населявших Тогон; а их правители находились в родстве с сяньбийским аристократическим кланом Тоба («табгачами», по терминологии Гумилева). Как и правители Северной Вэй из рода Тоба, они в свое время поменяли фамилию, называя себя «Вэймин» (嵬名), при этом в китаеязычных источниках они были известны под фамильным иероглифом «Ли» (李), который был дарован роду танской императорской семьей (также Ли, что объясняется «кочевым» происхождением дома Тан из племени табгачей и рода тоба).
Сяньбийские правители будущих тангутов в свое время оказали помощь танскому правительству в подавлении на северо-западных окраинах империи восстания Хуан Чао, в ходе чего фактически установили над этими землями (часть современных провинций Ганьсу, Нинся и Шэньси) свой контроль. После крушения Тан эта территория официально перестала подчиняться центральному правительству, войдя в состав «десяти царств» эпохи Удай. Однако до начала 11 века тангуты были данниками китайских династий (в т.ч. Северной Сун). Тангутская империя на месте фактически независимого государства была основана после успешного восстания против власти сюзерена в 1038 году.
Основная заслуга в этом принадлежит правителю тангутов , который известен историкам под китайским именем Ли Дэмин (李德明), хотя первым императором был провозглашен его сын Ли Юаньхао (李元昊).
Империя тангутов получила название «Великая империя белого и высокого» (白高大国), однако в китаеязычных источниках она известна как “Великая Ся» (大夏), либо «Западная Ся» (Си Ся, 西夏) – по аналогии с хуннским (сюнским) царством Ся периода «шестнадцати царств пяти варварских племен», к востоку от которого находилось государство тангутов .
Согласно традиционной китайской историографии, тангутская династия Си Ся существовала с 1038 по 1227 год (почти два века). Государство Си Ся занимало современные провинции Нинся и Ганьсу, а также частично – Шэньси. Столицей был город Синцин (также Чжунсин; нынешний Иньчуань). Тангуты отличались отвагой и воинственностью. Ударную силу тангутского войска составляла тяжелая кавалерия и камнеметчики.
Образовавшись как империя позже киданьской империи Ляо, Си Ся, тем не менее, достаточно быстро добилась тех же целей – под угрозой военного вторжения заставила Сунскую империю выплачивать дань. В 1044 году соответствующий мирный договор был заключен – по нему император Си Ся формально объявлял себя вассалом Сун, но в обмен на это китайцы должны были выплачивать ежегодную дань в размере 130 000 штук шелковых тканей, 50 000 унций серебра и 280 000 унций чая. (Именно после этого в северосунском Китае под угрозой экономического краха началось реформаторское движение, закончившееся реформами Ван Аньши).
map
Бурные события начала 12 века в северо-восточном Китае, приведшие к уничтожению киданьской династии Ляо и завоеванию северного Китая чжурчжэнями, остались для тангутов практически незамеченными. Они продолжали получать свою дань, извлекая также выгоды из своего монопольного положения на коридоре Великого шелкового пути через Ганьсу (между горами Циляншань и Бэйшань, а также в более широком понимании между пустынями Гоби и Такла-Макан) – т.н. «коридор Хэси».
В экономическом плане империя процветала. В культурном – также как и другие соседние государства, она находилась под мощнейшим влиянием Китая. В системе управления были заимствованы многие достижения китайцев. Тангутская логографическая письменность была очень похожа на китайскую иероглифику, хотя была значительно более усложнена (считается самым сложным письмом из тех, которые когда-либо было созданы человечеством). Особенностью государства Си Ся является доминирующее значение буддизма как государственной религии и государственной идеологии.
Благополучию империи Си Ся пришел конец в тот момент, когда на него обратило свои взоры молодое, бурно развивающееся монгольское государство. Тангуты вошли в число «первых целей» Чингисхана: после соседних народов Южной Сибири и чжурчжэней.
Монголы в течение двадцати с небольшим лет совершают шесть нападений на Си Ся. Весной 1226 года начался последний поход монголов против государства тангутов . Си Ся выставило 100-тысячную армию, но даже ее не хватило, чтобы противостоять натиску завоевателей. Летом 1227 года столица тангутов пала. Примечательно, что под стенами осажденной столицы или же непосредственно после ее взятия (единого мнения на сей счет нет) гибнет и сам Чингисхан. Согласно «официальной версии», от болезни (в возрасте 65 лет). Есть версия, что от раны, полученной в ходе одной из битв с тангутами . По одной из легенд, при осаде Чжунсина он принял с дарами тангутского правителя, но вскоре почувствовал недомогание и уже после взятия города умер, будучи по всей видимости отравлен.
Согласно другой легенде, ставшей со временем своего рода «историческим анекдотом», великий завоеватель скончался от потери крови после «бурной» ночи с захваченной в плен тангутской принцессой – якобы, дабы отомстить завоевателю, она спрятала во влагалище бритву, которая и была пущена в действие в соответствующий момент.
Как водится, монголы были безжалостны к народам, посмевшим оказать им сопротивление. Тангуты были в основном уничтожены физически. Их города, и культурное наследие (за редким исключением) также было уничтожено.
Выжившие тангуты со временем стали подданными монгольской империи Юань. Будучи инородцами по отношению к китайскому большинству, они вошли в привилегированную группу населения – т.н. «сэмужэнь» («цветноглазые»). Со временем остатки оседлых тангутов растворились среди китайцев и монголов.
Считается также, что часть тангутов после монгольского завоевания бежала в Тибет, где составила основное население земли, называемой Амдо. Будучи частью тибетского этноса, в конце 19-начале 20 веков жители Амдо, забывшие (или никогда не знавшие) язык тангутов , тем не менее, воспринимались западными путешественниками как далекие потомки Си Ся и часто назывались » тангуты Амдо» или «амдоские тангуты «.
Народность «цян», проживающая в наши дни на западе Китая (Сычуань, Ганьу, Цинхай) вряд ли относится к потомкам тангутов – скорее, это их ближайшие родственники, произошедшие от общих с ними предков.
Сам топоним «Ся» жив до наших дней, обозначаю территорию, на которой находилось древнее царство тангутов . Сейчас здесь проживают дунгане (китайские мусульмане; хуэй). Полное название территории – Нинся (宁夏), что может быть переведено как “Спокойное Ся».
Цивилизация тангутов – одна из многих, уничтоженных монгольским нашествием – так бы и осталась в числе исчезнувших без следа, если бы не случайная находка, сделанная в начале 20 века нашим соотечественником Петром Кузьмичем Козловым. В 1909 году в рамках этнографической и археологической экспедиции в Монголию и Тибет в развалинах мертвого города Хара-Хото на самом севере нынешней Внутренней Монголии он обнаружил самый крупный сохранившийся архив тангутских письменных источников (всего около 2000 свитков). Свитки были схоронены в субургане, запечатанном в 1225 году перед самым нашествием Чингисхана. Помимо буддийских икон и скульптур, священных книг и досок для их печатания, там оказался городской архив приграничного тангутского города Эдзины, тангутско-китайский словарь и свод законов империи Си Ся. Об этой экспедиции читайте увлекательную статью в журнале «Вокруг света».
Грандиозная находка позволило тангутской цивилизации как бы родиться заново; благодаря ней родилась новая отрасль знания – тангутоведение (на основе тангутских, а не китайских источников). Причем ключевые успехи в изучении наследия тангутов принадлежат русским востоковедам.
В 1925 году выдающийся японист, историк и этнограф Николай Александрович Невский начал расшифровку тангутских рукописей, найденных Козловым. Незадолго до своего ареста в 1937 году он закончил свою выдающуюся работу по тангутской филологии, изданную только в 1960 году. Евгений Иванович Кычанов, главный научный сотрудник Института восточных рукописей РАН, продолжил дело Невского: им совершено несколько переводов тангутских источников, написан фундаментальный труд «Очерк истории тангутского государства» (1968 год; в 2008 году в Санкт-Петербурге также выпущена монография «История тангутского государства»). Другим видным тангутоведом являлась Ксения Кеппинг (1937-2002 гг.), известная своими работами по грамматике тангутского языка и ритуальной сфере тангутской культуры. Активное изучение наследия Си Ся также ведется в Китае: прежде всего, университетах в Иньчуане и Ланьчжоу.
10.05.2018. Встреча с Никитой Кузьминым. «Забытое царство тангутов».
(Продолжение следует)
Читать по теме:
- Китайский болванчик. Часть I
- Китайский болванчик. Часть II
- Китайский болванчик. Часть III
- Китайский болванчик. Часть IV
- Китайский болванчик. Часть V
1 comment
Здорово! Спасибо!