В «Литературном обозрении» уже упоминался проект «Дау». Который был посвящен большому физику, Льву Давидовичу Ландау.
Лев Давидович Ландау (1908-1968) — выдающийся российский[en] физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР[en] (1946 год), Герой Социалистического Труда (1954 год). Знак зодиака — Водолей.
Труды Ландау во многих областях физики: магнетизм; сверхтекучесть и сверхпроводимость; физика твердого тела, атомного ядра и элементарных частиц, физика плазмы; квантовая электродинамика; астрофизика и другие. Автор классического курса теоретической физики (совместно с физиком-теоретиком Евгением Михайловичем Лифшицем). Ленинская премия (1962), Государственная[en] премия СССР (1946, 1949, 1953), Нобелевская премия (1962). (Источник)
Даже люди, далекие от науки, это имя слышали и знают, что речь идет о человеке, внесшем серьезный вклад в атомный проект…
В 1926 опубликовал свою первую работу об интенсивности спектров двухатомных молекул.
В 1927 впервые ввёл понятие матрицы плотности.
В 1930 создал теорию электронного диамагнетизма металлов («диамагнетизм Ландау»), где им рассчитаны дискретные уровни электронов в магнитном поле («уровни Ландау») и предсказаны периодические изменения восприимчивости в зависимости от поля в сильных полях («эффект де Гааза — ван Альфена»).
В 1933 году предложил теорию антиферромагнетизма.
В 1935 совместно с Е. М. Лифшицем разработал теорию доменного строения ферромагнетиков и ферромагнитного резонанса.
В 1934 году Ландау была без защиты диссертации присвоена степень доктора физико-математических наук, а в 1935 году он стал профессором.
В 1936 году Ландау занялся физикой конденсированного состояния вещества и сформулировал общую теорию фазовых переходов второго рода. Вывел кинетическое уравнение для электронной плазмы.
В 1937 году по приглашению П. Л. Капицы возглавил теоретический отдел института Физических проблем в Москве, продолжая читать лекции на Физико-техническом факультете МГУ. В том же году опубликовал теорию промежуточного состояния сверхпроводников и статистическую теорию ядер.
В 1938 совместно с Ю. Б. Румером разработал каскадную теорию электронных ливней в космических лучах.
В 1941 создал теорию сверхтекучести жидкого гелия после открытия этого явления П. Л. Капицей. Л.Д. Ландау. 40-е годы.
В 1941—1943 годах Ландау с институтом находился в эвакуации в Казани, где продолжал работу по исследованию «квантовой жидкости» Бозе-типа (сверхтекучего гелия-2).
В 1945 Ландау предложил теорию ударных волн на большом расстоянии от источника, а в 1946 теорию колебаний электронной плазмы и, в частности, определил их затухание («затухание Ландау»).
В 1950 совместно с В. Л. Гинзбургом построил полуфеноменологическую теорию сверхпроводимости.
В 1953 опубликовал теорию множественного рождения частиц при столкновениях высокоэнергичных пучков частиц.
В 1954−55 совместно с А. А. Абрикосовым, И. М. Халатниковым и И. Я. Померанчуком провёл исследования основ квантовой электродинамики, которые привели к доказательству её внутренней противоречивости при последовательном проведении концепции точечных зарядов.
В 1956 году Лев Давидович ввел понятие комбинированной четности, а в 1957 — построил теорию двухкомпонентного нейтрино.
В 1956—1958 годах Ландау сформулировал теорию для «квантовой жидкости» Ферми-типа (сверхтекучего гелия-3).
Рассказывать о таких вещах публике сложно. Как предмет изучения показать увлекательно? Что в теоретической физике понимает простой драматург и режиссер, про актеров даже смысла нет говорить? Тому же любимейшему Вячеславу Тихонову для изображения глубокомысленных размышлений вполне хватало повторять «про себя» таблицу умножения. Результат на экране был вполне убедительным…
Хотя, …все зависит от таланта …методологического. Как-то к нам на замену на семинар по физике пришел преподаватель с факультета теоретической физики. А надо заметить, что там девушек практически не было, они как-то кучковались только на нашем «К» факультете. И то нас было меньше мальчиков. Он внутренне поржал (видно было) над аудиторией, увидев столько дев на занятии, и заявил, что для освоения физики достаточно лишь здравого смысла, который наиболее развит именно у женщин. Посмотрев в журнал, он выбрал одну (с минимальной оценкой) и пригласил к доске. Далее начался аттракцион и рисовка (преп был ещё не стар). Да, он продемонстрировал высший класс …методический. Младая студентка под его чутким руководством решила задачу, разобралась в обсуждаемом вопросе и почти поверила в свои сверхспособности …правда, ненадолго… Счастье было коротко – одна пара. Более мы этого красавца не видели… Наша семинаристка выздоровела.
Но я с тех пор точно знаю – чудеса возможны. Для их достижения требуется лишь …немного гениальности…
И-эх… Короче, создатели проекта про Дау с тем препом не сталкивались …никогда, да и не знали о его существовании. Поэтому в теоретическую физику даже не полезли. Нафиг, нафиг…
Они, как заметили в дальнейшем критики, спели «старую песню о главном», но наоборот…
«При желании „Дау“ можно прочитать и как фильм в жанре „вся-правда-об-СССР“, вывернутые наизнанку „Старые песни о главном“, где вместо ностальгии — ощущение холода и неуюта, промозглая неповоротливая тяжесть» (Юрий Сапрыкин).
Но, и это, похоже, не вся «правда». Реальность заключается в том, что о великом физике современный «художник» может говорить только используя в качестве источника информации практически «бабьи сплетни». А именно, мемуары жены академика Коры («Академик Ландау. Как мы жили. Воспоминания»).
В 1999 г., через 31 год после смерти ученого, была опубликована книга воспоминаний его жены Коры «Академик Ландау. Как мы жили», по которой недавно сняли художественный фильм. И книга, и ее экранизация спровоцировали скандал в академических кругах: по мнению научных работников, они порочили образ великого ученого и были оскорблением его памяти. Жена боготворила своего мужа и считала его гением, но, по ее признанию, в быту он был домашним тираном и настоящим монстром…
Лев Ландау и Конкордия Дробанцева провели вместе 34 года: 12 лет в гражданском браке и 22 года – в официальном. Свои воспоминания Кора начала писать после смерти мужа в 1968 г. и работала над ними в течение 10 лет. Вначале они в виде самиздата распространялись в среде ученых-физиков, но почти все экземпляры были уничтожены возмущенными коллегами Ландау как порочащие его образ и изобилующие чересчур откровенными подробностями личной жизни гения и его окружающих.
Еще в начале своей научной карьеры Ландау дал обязательство «не курить, не пить и не жениться». Когда они встретились с Корой, Льву Ландау было 26 лет, и к этому времени он уже защитил диссертацию и стал доктором наук. С самого начала он объявил своей избраннице, что жениться не намерен и предложил им заключить условный «пакт о ненападении в супружеской жизни»: никто из них не должен претендовать на свободу другого и связывать себя обязательством хранить верность. Ученый признавал только свободные отношения, в которых каждый из супругов мог не только позволять себе связи на стороне, но и не скрывать своих похождений. (Источник)
По этому материалу уже сняли минисериальчик лет несколько назад. Причем, потом обсудили и много чего нелестного сказали в адрес авторши… Что поделать? Симпатичным девам необязательно блистать умом…
Ой! должна заметить, что в наше время на факультете теоретической физики дев было мало (пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать). Но они умудрялись делиться на два «вида». Один вид был — «типа слишком умные», другой — «очень красивые». Сами понимаете, очень красивые не выходили замуж моментально только лишь потому, что долго выбирали своего суженого среди такого огромного количества замечательно умных ребят. Похоже так было заведено со времен Ландау. Очень умные мужчины женились на очень красивых девушках, последним здравый смысл нужен был только в момент выбора…
Ну, может я и утрирую… Но, похоже, та Кора (это я по предыдущему сериалу сужу) со здравым смыслом не дружила, раз позволила из своей семейной жизни устроить такой бардак, а потом поведать о нем «по секрету всему свету»… Хотя, на обсуждении того сериала (со Спиваковским в главной роли) высказывалось, что там много от её личного болезненного воображения…
Кирза насилия
03.02.2019, 11:34
Алена Солнцева о проекте «ДАУ», трусах из сатина и прогрессеСейчас в Париже на Елисейских полях, в двух театрах проходит показ настолько одиозного проекта Илья Хржановского «ДАУ». Для тех, кто совсем не в курсе, кратко перескажу: в 2008 году начались съемки фильма, основанного на воспоминаниях Коры, жены Ландау, и биографии гениального физика.
Сначала предполагалось, что это будет просто кино, но потом, когда в Харькове для сьемок был отстроен целый городок вокруг некоего Института, в котором был запущен закрытый цикл жизни нескольких десятков человек, в том числе реальных ученых, занимавшихся реальными исследованиями, стало ясно, что происходящее ни в какой фильм не вмещается. Тогда появилось слово «проект».
В результате, спустя десять лет, появилось 700 часов смонтированной кинопленки, на которой операторы запечатлели сцены из жизни Института. На съемки приезжали самые разные люди – от очень известных до абсолютных маргиналов, — и жили внутри системы, кто несколько дней, а кто и больше года.
Вот тут мне хочется вспомнить Дедюховскую сказку «Последний дюйм». Ну, очень напоминает. Ирина Анатольевна такое в 2004 году напридумывала.
…Поэтому они купили ангарный склад за городом, разместили там огромный макет Васюкова. Сами понимаете, для чего. Васюков, как увидел крошечных дюймов, снующих по улицам, обживающих дома, весь загорелся, стал вокруг им все обустраивать. Мила с Беллой его наняли сторожить склад и ухаживать за дюймами. А это вообще оказалось мечтой всей его жизни!
Очень только печалит Васюкова, что дюймы упорно все на свой лад в его городке перестраивают. Первым делом изуродовали детский сад «Белочка», превратив его в какую-то штаб-квартиру… У них в этом городке все теперь есть! Даже светофоры работают!
Иногда Милка с Беллой приходят посмотреть на них тайком. Но сосредоточенная на себе деловитость дюймов их просто пугает. Ни Беллу, ни Милку, ни Васюкова они вообще не замечают. Живут только для себя. Милка как-то сказала, что, наверно, они вообще не догадываются, что давно изолировались от общества. А Васюков, которого дюймы расстраивают все больше, сказал, что они еще раньше изолированными были. На днях Думу свою организовали, выборы тут же подтасовали, все дружненько избрались, законы теперь пишут какие-то ужасные… Недавно решили всех пенсионеров в городе льгот лишить. При этом никаких пенсионеров-то они же в глаза не видят! Но как-то догадываются об их объективном существовании… Короче, как Милка с Беллой на них посмотрят, так такая тоска на них накатывает, что они втроем запирают склад и едут вместе с Васюковым на берег Карлутки раков ловить.
А вот немного погодя людей потянуло создавать аналогичные автономные системки, смешивая в блендере своего скудоумного творчества реалити-шоу с реконструкцией давно ушедшей эпохи, основное содержание и степень сложности которой им, очевидно, не по зубам. Поэтому всё закономерно скатилось к банальной порнушке…
Что сегодня мы понимаем под насилием? Если обратиться к проекту «ДАУ», то посмотрим на впечатления участников. Они испытывали унижение от одежды старого образца. Вот ощущение журналиста Кашина, который побывал на съемках в 2010 году: «На мне кошмарные огромные сатиновые трусы, и они не самый неудобный элемент моей одежды. Помимо винтажных трусов и винтажных носков с ботинками на мне тяжелый (что-то вшито внутрь; костюмеры объясняют, это специально так сделано, чтобы люди ходили, горбясь от тяжести, как будто атмосфера давит, но, по-моему, это излишне, атмосфера действительно давит) костюм-тройка, на шее галстук, а на вешалке в углу мои пальто, шляпа и зонтик». «Как сесть на корточки или покурить на ступеньках? В сапогах это совсем по-другому. Все движения совсем другие».
Носки – их участникам приходилось надевать с подтяжками, так как во времена Института не было носков с резинками.
Не было ни колгот, ни легких, немнущихся тканей, из которых сегодня шьют одежду, легкую, практичную, которую не надо гладить. Не было стиральных порошков. Дезодорантов. Зубной пасты с приятным вкусом и легких, правильно изогнутых зубных щеток. И керамических зубных коронок тоже не было. И кроссовок. И сигарет с фильтром.
Много чего не было.
А что было? Шараги, где под руководством ОГПУ, НКВД , МГБ работали энтузиасты, под конвоем или контролем чекистов создававшие истребитель Поликарпова , паровозы ФД и паровозы ИС, танки Котина и Косоциора, самолеты Пе-2 и Ту-2 Петлякова и Туполева, межпланетные ракеты Королева, атомные открытия Ландау, Румера, Круткова. То есть специально созданные условия для работы ученых, чтобы не отвлекались. Чтобы все силы тратили на творческий труд. И в Институте, построенном для «ДАУ» в общежитие для ученых ночами приходят охранники, кого-то уводят.
В общем, мы сегодня можем спорить, умножает ли несовершенство мира создание макета того Института, существование которого в реальности менее ста лет назад считалось не только возможным, но и своего рода достижением, эффективным управлением. Мы сегодня – не все, но есть такие – ужасаемся психологическому унижению, которому подвергали добровольно согласившихся (за деньги, в некоторых случаях, впрочем, не выплаченные) участников эксперимента. Их допрашивали по особой методике (нет, не били, но светили в лицо лампой, говорили строго, не ласково), им задавали вопросы по их вымышленной биографии, и они начинали врать, а им это было некомфортно. То есть степень насилия в этом экспериментальном пространстве возбуждает у публики протест, и мне кажется, что это еще одно свидетельство той самой гуманизации, в существование которой многие не хотят верить.
Там дальше идет нечто невнятное про власть и насилие. Никак не успокоятся. Вот даже Путин уже усвоил со слов И.А.Дедюховой, что «власть — это ответственность». Понятно, что только на словах усвоил, но эти же из проекта и их рекламщики даже на такое не сподобились…
Короче, …какое-то пропагандирование садо-мазо. Других идей не наблюдается…
Мы тут с вами люди давно циничные. Посему, прежде всего интересуемся за чей счет банкет? И смотрите, выдрессировали… Публике эти дюймы тут же отчитались.
В России у картины была непростая судьба: Минкульт, участвовавший в финансировании картины, несколько месяцев отказывался принимать фильм, требуя вырезать 40 минут материала. В итоге «4» все же получил прокатку. Позже министерство выдало 22 млн руб на «Дау». Когда в 2015-м Минкульт потребовал возврата денег по причине срыва всех сроков сдачи готовой картины, Хржановский и его новые спонсоры возместили эту сумму и 8 млн рублей пени. Украинское Держкино тоже неоднократно выдвигало финансовые претензии к компании «Феномен», которая занималась продакшеном и постпродакшеном «Дау».
Как утверждает Le Mondе (русский перевод лонгрида можно прочесть тут ), кроме денег европейских институций (около 6 млн евро), в исходном бюджете «Дау» были средства продюсера Филиппа Бобера. Вскоре долю Бобера выкупил российский олигарх Сергей Адоньев. С этого момента бюджет фильма стал непрозрачным и почти бесконечным. (Источник)
Знаете, я, пожалуй, долго про этот проект и его показ/непоказ недавний в Париже пересказывать не буду. Если любопытно, то почитайте материалы по ссылочкам:
- Кирза насилия
- «Провал», «хаос, как на Fyre Festival». В Париже показывают «Дау» — вот что о нем пишет зарубежная пресса
- Открытие проекта «Дау» в Париже отложили. Организаторы ждут разрешения от властей
- «Дау» — это фильм или сериал? Как его смотреть? Правда, что на съемках было насилие? Антон Долин отвечает на главные вопросы о проекте Ильи Хржановского
- 11 вопросов о «Дау»: Что нужно знать о проекте, вызвавшем столько скандалов
Я вот все это читала-читала, материалец копила-копила. А потом… упс! приключился …психологический казус…
Сейчас-сейчас… Наверное, уже где-то рассказывала о подвохе/ловушке в фильме «Простые вещи». Смотрели?
В нем главного героя играет Пускепалис. Он врач-анестезиолог, у которого по жизни идет череда неудач и проблем. Он подрабатывает уходом за героем Леонида Броневого. Тот стар, немощен и болен, хочет уйти из жизни. Просит врача сделать укол (эвтаназию) за это предлагает единственно ценную оставшуюся у него вещь, не подписанную картину Репина.
…В какую-то тяжелую минуту герой Пускепалиса приходит к пациенту, делает укол, снимает со стены картину и пытается её продать… Естественно, его «заметают» и он с милицией возвращается в квартиру героя Броневого. Тот жив живехонек (укол был со снотворным), помогает выкрутиться, а затем с негодованием пеняет за невыполненное обещание. На что получает отлуп с не меньшим негодованием. Мол, как вы представляете мою дальнейшую «счастливую» жизнь на деньги от вашего убийства?…
Поняли? То есть, подвох в том, что зритель (по крайней мере я) «спокойно» так восприняла, что врач делает укол и тырит ценную вещь. А шоком стало то, что он пациента не убил, а лишь пытался обокрасть. Как-то не получается воспринимать нынешнюю реальность (в кино) очень уж гуманно. Приучена современными сериалами к жестким поступкам. А, оказывается, это не нормально. Вот где шок и почти катарсис. …Или я телека насмотрелась?…
Вобщем, я попыталась обрисовать некий принцип, некую коллизию…
Нечто подобное произошло со мной и по поводу проекта «Дау».
Значится, читаю/собираю материалы по этому проекту. Натыкаюсь на вот такое:
Ландау. Продолжение Брейгеля
А там:
Главный прикол «Дау» — это сама организация парижской премьеры. Посмотреть все 700 часов, понятное дело, почти невозможно. Хотя Московский патриархат (ака РПЦ МП) пообещал освободить от всех постов, включая Великий и Петровский, на три года тех, кто отсидит в Булонском лесу и/или на кладбище Сен-Женевьев буквально месяц подряд. Поскольку наш свободный русский человек может разговеться в разгар любого поста и так, без святейшего разрешения, на маркетинговый ход, кажется, никто не купился.
Сам Лев Ландау, в картине он называется просто и только Дау — семейно-ласкательным прозвищем. Его играет дирижер по музыке из российской глубинки, автор гимнов российского наркоконтроля и футбольного клуба «Амкар» (Пермь) Федор Конкурентзис. Внук греческого коммуниста, сбежавшего в СССР в конце 1960-х годов от режима черных полковников. (Полковники были европеоиды, скорее, чем негроиды, так что «черный» в данном случае означает не цвет, а полковничью как бы зловещесть.)Его жена Кора (по фильму Норма) — народная артистка РФ и Украины Ада Роговцева из Киевского театра вечерней драмы. Она очень старая, но держится молодухой. Дай ей Бог здоровья, честное слово.
Директор Института физических проблем, тоже нобелевский лауреат (но не во время действия фильма, а много позже) Сергей Капица. В картине — Скопица.
Этот образ воплотил патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Отсюда, видимо, и прежде нежданная благосклонность РПЦ МП к проекту в целом.
Ну, вы поняли. Я тут же вся из себя возмущенная пишу нашей Галине:
Галочка!
Как тебе такое? Оказывается на патриарх Кирилл (Гундяев) (!!!) снялся в проекте «Дау» (который был в течение 14 лет) в роли академика Капицы.
https://snob.ru/society/stanislav-belkovskij-landau-prodolzhenie-brejgelya-samaya-otkrovennaya-recenziya-na-knigu-i-proekt/
Я про этот проект материал собираю, но там про Гундяева, кажется ещё не говорилось. Или я пропустила? Но я в шоке!!!
Мало нам композитора Иллариона, так ещё и патриарх — киноактер в полупорнографическом, а точнее просто в порнографическом проекте.
Она мне не менее гневно отвечает. Мы с ней все такие праведно возмущенные…
Я в шоке… Именно порнографический. Это сатанизм в преддверии прихода Антихриста. ты еще забыла по певца иеромонаха Фотия (это я к Иллариону) Основной смысл монашества это отречение от мирской жизни для для достижения как можно большего единения с Богом. первое делание монаха это безмолвие.
Короче надругательство над смыслом монашества и дискредитация православной веры.
Статью прочитала, фотка со свиньей на поводке напомнила Сальвадора Дали с дикобразом, который как-то даже насрал одной даме на платье и через какое-то время платье было продано в аукциона за большие деньги. как «обосранное дикобразом самого Дали» (Может ты и знаешь этот эпизод, но я на всякий случай).
Хорошо, что возбухали мы уже вечером. Сутреца я протерла глаза и прочитала наконец.
Основная часть рассказа «Ландау» — рецензия Белковского
на проект «Дау». Написана эта рецензия не мною как физическим лицом, а моим лирическим героем. Потому, как говорится
в известном анекдоте про Рабиновича и попугая, «если к вам залетит мой попугай, я с ним категорически не согласен».
Короче, про Гундяева — это все полухудожественный вымысел. Фейк, по нынешнему. Фэнтази, если хотите.
Но, я это все к тому, что нынешние «дюймы» в состоянии лишь создать и придумать такую реальность, что сейчас, что из прошлого, где легко верится, что они способны на любую гадость. Хорошего от таких ждать нечего! Убогость непролазная… Если про того же Ландау плохого думать не хочется, то про нынешних верится в любое безобразие. Принцип органичности, знаете ли… Он зависит от масштаба деяний и нравственности целеполагания на госуровне… А что там в постели — это вторично…
1 comment
Многих прожектеров встречал в фейсбуке, предлагавших на государственном уровне «замутить что-то эдакое». То есть потратить не просто деньги, а много денег, а там уже кривая должна вывезти. Например, построить нечто несуразное, либо запретить стричь газоны, но по всей стране. То есть натворить что-то очень масштабное. Нахожу очень много сходного с этим проектом. Кривая не вывозит. Поиск оканчивается ничем, потому что ищут не там. Ищут там, где платят, а не там, где суть. Да и развития самого автора не видно. Он явно не окончил курса по физике, даже бесплатного, за столько-то лет? Можно же было хоть как-то ознакомиться с предметом? Все это пахнет душевной ленью и затхлостью.