В католической Европе Рождество отмечают раньше. Там существуют свои традиции, которые очень давно бытовали и у нас, особенно на западной Руси.
Рождественский репортаж из Швейцарии Остертаг Юлии.
*** *** ***
Сейчас в России зимой можно видеть многофигурные композиции изображающие Святое Семейство в пещере, где был рожден Христос. Русское название – вертеп, итальянское – презэпе, на некоторых языках Восточной Европы – вариации бетлегем/батлейка. Интересна этимология этих слов, обозначающих одно и тоже культурное явление. «Вертеп» происходит от древнеславянского слова означавшего овраг, а позднее приобретшего значение пещеры. Т.е. связано с пещерой, в которой нашли приют св.Иосиф и Дева Мария, и, где родился Богомладенец.
Итальянское «презэпе» переводится как ясли. Т.е. кормушка для скота, куда был положен Иисус. А еще одно название «бетлегем» происходит от города Вифлеем, где собственно это событие и произошло.
Вертепы существуют не только в виде композиций из статичных фигур, но и механизированные. Размеры от самых миниатюрных до самого крупного мексиканского варианта, где фигуры достигали 5,3 метра.
Так же существовали живые вертепы. Где актеры изображали все или большинство персонажей Рождественской сцены. Дошло до того, что иногда организуются «Рождественские деревни», где многочисленные исполнители занимаются ремеслами и каждодневными делами в исторических декорациях, а зрители гуляют по импровизированным улицам.
В Российской дореволюционной империи наибольшее распространение получили театральные вертепы. Это кукольные представление показываемые чаще всего в переносных ящиках. Иногда в сопровождении музыки и пения.
И замечательно, что сейчас все эти виды вертепов возобновляют свое существование по всему миру, что было не всегда. И, кстати говоря, они были гонимы и запрещены не только в России в Советское время. Вертепы рассматривались, как одно из средств «религиозной пропаганды» любимое и понимаемое простыми людьми. Поэтому все политические и религиозные катаклизмы не приветствовали никаких подобных представлений.
В 15 веке во время протестантской реформации вертепы, как порождение католической церкви были под запретом в Германии. И поныне вертепы не используются в протестантских церквях во всем мире.
Вертепы и само Рождество были запрещены в Англии во времена Оливера Кромвеля, первая половина 17 века. В конце 18 века во Франции в период великой революции были приняты законы запрещающие мессу и крэш (вертеп по-французски).
В США в середине 17 веке пуританами был принят закон запрещающий празднование Рождества. И вплоть до конца 19 века этот праздник и все его проявления не приветствовались в стране. После смягчения позиции властей в течение предыдущего века, сейчас началась эра политкорректности и теперь вертепы не устанавливают опять.
А вот Европа продолжает свои традиции. И сейчас вертепные композиции можно встретить везде и на улицах, и в церквях, и в домах. Иногда они состоят только из фигурок младенца, Девы Марии и св. Иосифа. Могут добавляться фигурки трех волхвов с дарами и одного двух животных, т.е. непосредственно сцена в Рождественской пещере. А могут представлять целые города с богатым и разнообразным ландшафтом и множеством бытовых мини сценок.
Есть сведения, что первые сцены Рождества начали создавать еще во 2 веке. Но традиционно считается, что Франциск Ассизский в 1223 году создал первую рождественскую сценку в пещере в итальянском городке Греччио и отслужил там праздничную мессу. Его нововведение так увлекло людей, что место не вместило всех желающих и Рождественские прэзепе стали делать по всей стране, а потом и по всему миру. И сейчас из каких только материалов, в каком стиле и какого размера не создают эти сценки!
Вот, например, жители швейцарской деревушки Сораль раз в четыре года устраивают свой «фестиваль» вертепов. Каждая семья создает свой вертеп возле дома, готовит маленькое угощение (глинтвейн, печенье) и вот зрители курсируют между домами, смотрят, беседуют, общаются… Согласитесь, уже праздничная атмосфера! А подсвеченные вертепы… каждый по своему неповторим!
Вот, явно молодежь повеселилась, использовав старые мобильные и электронные платы
А это любитель Африки соорудил.
Здесь люди не пожалели свой скотный двор. Фигуры в рост человека. А животные по очереди сменяли друг друга, то ослик стоял, то гуси рядом паслись…
А здесь на окошке сделали трафареты. Очень уютно и мило.
А здесь использовали домашний фонтанчик
Из фанеры вырезали и на балконе второго этажа такую свето-теневую композицию соорудили
А это дети склеили из бумаги и раскрасили двух волхвов. На третьего времени не хватило, рисунок сделали )