Михаил Жаров – известный кинорежиссер и киноактер, который прожил интересную и насыщенную жизнь.
Михаи́л Ива́нович Жа́ров (15 (27) октября 1899[1], Москва — 15 декабря 1981, там же) — советский российский актёр и режиссёр театра и кино. Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1949). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1947).
Михаил Жаров родился 15 (27) октября 1899 года (по другим источникам — 27 октября 1900 года[2]) в Москве в семье типографского рабочего.
Однажды в 1872 году сторож Николаевского приюта утром обнаружил у дверей младенца в изящном кружевном конверте с голубыми бантами и прикрепленной запиской: «Назовите мальчика Иваном». Вполне вероятно, что мальчик был плодом любви какой-нибудь актрисы и знатного человека. В ту пору нередко молодые, которым не позволяли сословные приличия соединиться, оставляли своих детей именно в Николаевском приюте. Так и появился на свет отец Михаила Жарова — Иван.
Фамилию Жаров Иван получил от своей воспитательницы. Тогда в приюте существовало правило: каждая воспитательница брала на попечение трех воспитанников и обучала их профессии. Когда дети выпускались «в жизнь», они получали фамилию своей наставницы.
Мама Михаила Жарова — Анна Семеновна Дроздова — происходила из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии.
Жаровы жили бедно, с детства маленький Миша пошел помогать отцу (в 1913 году отец устроил Михаила учеником наборщика в типографию, где работал сам). Но при этом он не забывал шалить во дворе и устраивать для своих друзей представления.
В 15 лет юноша поступил на работу в Оперу С.И. Зимина, где поначалу выполнял мелкие поручения директора, а затем долговязого мальчишку определили на роли статистов. Через год Мише посчастливилось сыграть в первом своем фильме в массовке. Главную роль в «Псковитянке» тогда исполнил сам Федор Шаляпин.
Окрыленный мечтой о настоящей актерской карьере, Михаил Жаров предпринимает попытки поступить в театральное училище, но ни в одно из московских учебных заведений его не взяли.
После революции в 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, педагоги — А. П. Зонов и В. М. Бебутов. В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии У. Шекспира «Виндзорские проказницы».
В 1920 году окончил студию и некоторое время служил в Опытно-героическом театре, среди его работ: «Гроза» А. Н. Островского — Кудряш и Тихон; «Копилка» Э. Лабиша — Шанбурси; «Женитьба» Н. В. Гоголя — Анучкин.
Далее был артистом в Первом передвижном фронтовом художественном театре классической комедии: «Буря» У. Шекспира — Тринкуло; «Каменный гость» А. С. Пушкина — Лепорелло; «Золотой петушок» по А. С. Пушкину — Звездочёт; «Капитан Брансбоунд» Б. Шоу — Дринкоутер.
В 1921 году выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени А. К. Сафонова, но в том же году перешёл в Театр ГИТИСа (с 1923 — Театр им. Вс. Мейерхольда), где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли: «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина — мадам Брандахлыстова; «Учитель Бубус» А. М. Файко — секретарь; «Мандат» Н. Р. Эрдмана — денщик.
Участвовал в театральном движении «Синяя блуза» — советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший самые различные темы, от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала прозодежда — свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах.
В 1926-1927 и в 1929 годах и играл на сцене Бакинского рабочего театра (ныне Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна), в 1928 году — Казанского Большого драматического театра, в 1930 году — Реалистического театра.
В 1931 году перешёл в Камерный театр, где служил до 1938 года, среди его работ: «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишевского — Алексей.
С 1938 года и до конца жизни — актёр Малого театра.
В кино дебютировал небольшой ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915).
Произошло это случайно. В театр пришел человек из съемочной группы и пригласил всех желающих сняться в массовке кинематографического варианта оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» с Шаляпиным в роли Ивана Грозного. Жаров боготворил Шаляпина. К тому времени он уже не раз участвовал в массовках спектаклей, где играл этот знаменитый певец. Теперь же представилась возможность поработать рядом с ним на съемочной площадке.
В фильме Михаил Жаров изображал опричника. Ему приклеили бороду, посадили на коня… В кадре промелькнул он лишь мгновение, да и то узнать его было достаточно трудно, но, тем не менее, это был его кинематографический дебют.
Первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Михаила Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»).
Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. М. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.
В 1930-е годы благодаря кино к актёру пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры.
Настоящую славу Михаилу Жарову принесла роль Жигана в драме Николая Экка «Путевка в жизнь» (1931). Этот первый советский звуковой фильм рассказывал о коммуне для беспризорников. Жаров играл главаря воровской шайки, бандита-убийцу, сбивающего малолетних беспризорников с пути истинного. В роли Жигана артист умело использовал возможности звукового кино: играл на гитаре и пел, дал своему герою особый говор, демонстрировал своеобразное обаяние и все тот же шик.
Появилось много предложений о работе, и вскоре фильмы с его участием появляются один за другим. Интересно, что зрителям запоминались не только его роли, но и те песни, которые он исполнял.
Михаил Жаров – Нас на свете два громилы 1932г
Персонаж Жарова вышел настолько убедительным и живым, что даже воровской мир признал его «своим». Примечателен случай произошедший однажды с актером. Как-то в магазине у него украли кошелек. На выходе Жаров услышал, как один вор говорил другому: «Ты что, своих не узнал?». Кошелек был возвращен!
Затем он играл у В. М. Петрова — весёлого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Пётр Первый», 1937—1938).
— Ты кто таков?
— Меньшиков Александр Данилыч.
— А это не тот ли самый, что во вшивом ряду пирогами с зайчатиной торговал?
— Тот самый. А теперь — царский денщик!
Государь сей минут изволит быть! Ты что смотришь на меня зверообразно? Ты прежде был князь, а теперь ты — небылица!ПЕТР ПЕРВЫЙ, 1937
Режиссер Владимир Петров
Для того, чтобы вжиться в образ, Михаил Жаров даже переночевал в одной из комнат Летнего дворца, постелив на пол тулуп. Согласно легенде, утром, когда в дверь его импровизированной спальни вошел Алексей Толстой, Жаров вскочил, воскликнув «Мин херц!». Так эта фраза и стала частью образа. (Кстати. Это диалектный немецкий. Так «мое сердце» звучит на северных диалектах немецкого, с которыми в основном и имели дело Петр и его люди. Так что Меньшиков усвоил именно так, как услышал — Min Herz. Это так называемый нижненемецкий (нидердойч или платтдойч).)
Толстой и его кинематографический преемник Петров взяли на вооружение версию Николая Костомарова о том, что будущий полудержавный дворянин в юности был не кем иным, как рыночным торговцем, но благодаря своей смекалке выбился сначала в денщики, а за тем получил высокий титул. От «народного» происхождения Александра Даниловича авторы и отталкивались, создавая жизнерадостного, лукавого и умного героя.
По сюжету, Меншиков — один из главных и самых умных советчиков Петра. Здесь режиссер гораздо более прозрачно использует ход, уже придуманный Эйзенштейном в «Александре Невском»: показывает, что лучшие идеи приходят в голову именно герою из народа. Вот и получается, что слово Меншикова играет ключевую роль во всех решения его царственного покровителя: он и к купцам за помощью обратиться советует, и войско на подвиг может вдохновить одной лишь меткой фразой. Меншиков — развязный, необузданный, хвастливый перед равными и преклоняющийся перед царем, при этом — обаятельный и интересный. Михаилу Жарову удалось создать на экране образ опытного царедворца, которому, несмотря на сребролюбие и хитрость, зрители могут простить буквально все, ну или почти все.
В фильмах Г. Козинцева и Л. Трауберга о революционере Максиме («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938) Жаров опять с шиком и обаянием сыграл отрицательного персонажа — конторщика Дымбу.
Менял я женщин как перчатки
Песни «Менял я женщин, как перчатки» и «Цыпленок жареный» в исполнении Михаила Ивановича прославили актера на весь Советский Союз. Популярность его персонажа и песен была такой, что Жарову даже пришлось обратиться к правительству с просьбой выделить ему машину — появляться на улице он не мог, мальчишки дразнились: «Цыпленок жареный идет!».
Михаил Жаров — Цыплёнок жареный
Вот еще один случай, связанный с неслыханной популярностью Жарова. Как-то он отдыхал на юге и во время прогулки в правительственной резиденции повстречал Сталина. Артист постарался увернуться от встречи, но вождь игриво ему сказал: «А я вас знаю!». «Конечно, — растерянно буркнул Жаров. — Меня все знают».
У И. М. Анненского Михаил Жаров сыграл громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь»), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) .
Михаил Жаров — Мой папаша пил как бочка и погиб он от вина…
«Медведь». Жаров в роли стареющего, но еще ой крепкого отставного военного. «Мой папаша пил, как бочка, и погиб он от вина, я одна осталась дочка и зовусь мамзель Нана», — очередная популярная песенка от популярного актера. Его герой поехал получать карточный долг с вдовы своего собутыльника, так как самому платить надо было, а та оказалась дамой, хоть и скорбящей по усатому мужу-кутиле, практически разорившему ее, но постоять за себя умеющей (Андровская). Дело дошло даже до дуэли, закончившейся… поцелуем.
В 1943 году на съемках музыкальной комедии «Воздушный извозчик» Михаил Жаров познакомился с актрисой Людмилой Целиковской.
Людмила Целиковская,Михаил Жаров,Г.Шпигель-Ноченька
Помимо уже упомянутого «Воздушного извозчика» Михаил Жаров в период войны снялся еще в десятке фильмов: «Оборона Царицына», «Актриса», «Во имя Родины» (старый опытный солдат Глоба), «Юный Фриц» (Фриц), «Близнецы (Еропкин) и других. Фильмы разного уровня и с разной судьбой. К примеру, пропагандистский сатирический памфлет «Юный Фриц» так и не вышел на экраны.
Одной из самых ярких работ Жарова в период войны была роль Малюты Скуратова в исторической картине «Иван Грозный» (1944). Малюта Скуратов хтрый и острый на язык человек, становящийся одним из ближайших соратников молодого царя.
Как отмечает киновед Р. Юренев, «пойдя на вольную трактовку событий, Эйзенштейн должен был поступиться исторической достоверностью и в характеристике многих действующих лиц» [13] А если называть вещи своими именами, то он допустил множество натяжек, искажений и прямых фальсификаций. Малюта Скуратов (Михаил Жаров) представлен выходцем из народа и создателем опричнины, что далеко от истины.
Когда драматург Виктор Шкловский пытался убедить его исправить образ Малюты Скуратова, режиссер недовольно сказал: «Историю всегда знают по кинокартинам. Когда-нибудь появится дом “Матери и Малюты”» [10]
Вместе с ним вновь снялась и Людмила Целиковская. Первоначально планировалось, что в фильме сыграет знаменитая балерина Галина Уланова, но Жаров настоял на кандидатуре своей молодой жены.
Специально для Целиковской Жаров взялся и за режиссуру, поставив военную комедию «Беспокойное хозяйство». О том каким режиссером был Михаил Жаров, вспоминает Александр Граве, исполнитель главной роли в фильме: «Держал всех крепко, но не тиранил. Да он и сам не терпел «наполеончиков». Работал с удовольствием, много придумывал, дорожил атмосферой фильма, прекрасной компанией актеров». Съемки фильма были начаты в самый разгар войны, а закончены в 1946 году.
Михаил Жаров Песня старшины — из к ф Беспокойное хозяйство
В картине снималось целое созвездие актеров. Людмила Целиковская сыграла в фильме главную роль ефрейтора Тони, в которую влюблены два летчика — Герой Советского Союза Крошкин (Виталий Доронин) и французский офицер Лярошель (Юрий Любимов), которые навещают девушку между боями. Но она отдает предпочтение Огурцову (Александр Граве), который, успешно выполнив первое задание, ухитрился привести в часть пленных немцев. Сам Жаров с блеском сыграл старшину Семибабу, в роли диверсанта снялся замечательный актер Сергей Филлипов, в крошечном эпизоде дебютировал в кино Михаил Пуговкин. Играл даже Алексей Аджубей, зять Хрущова. Рассказывали, что Жаров, посмотрев на его работу, достаточно недвусмысленно предложил… сменить профессию.
Фильм подвергся нелицеприятной критике за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечения в кино. Зато среди зрителей он пользовался большим успехом, заняв седьмое место среди советских фильмов в прокате 1946 года.
Зато комедия «Близнецы» (1945), где Михаил Жаров сыграл главную роль в месте с Людмилой Целиковской, имела большой зрительский успех многие годы.
Михаил Жаров — Песенка Еропкина
Михаил Жаров очень любил свою жену, с удовольствием выполнял все ее капризы, даже покупал ей старинные украшения. Но после войны Целиковскую захватила новая любовь — она познакомилась с К. Алабяном, жившим с ними в одном дворе. Разрыв закончился для него бессонницей, сердечными спазмами и микроинфарктом.
Отдыхая в Истринском санатории, Михаил Жаров познакомился с семьей известных врачей Гельштейнов — Элиазаром Марковичем, Гиндой Хаимовной и их дочерьми Майей и Викой. Михаил Иванович, чей возраст к тому времени приближался уже к пятидесяти, безумно влюбился в Майю, которая была на тридцать лет его моложе.
Михаил Иванович сделал предложение Майе в весьма непростое время. Как раз в этот период началась печально известная травля врачей-евреев. Одним из первых подвергся гонениям отец Майи Элизар Маркович.
Михаил Иванович и вся семья Жаровых повели себя очень достойно. Когда все отвернулись от семьи Гельштейнов, они одни поддерживали их морально. Мало того, Жаров приютил в своей квартире и сестру Майи Вику. В то время у Жаровых уже росла дочка Анюта, и Майя ждала второго ребенка.
Естественно, что ни о каких работах в кино или в театре в начале 50-х и речи не могло быть. Лишь после того, когда родители Майи были реабилитированы, Жаров начал вновь сниматься в кино.
Михаил Жаров.Милая, ты услышь меня.
Он сыграл Прохора в фильме-спектакле «Васса Железнова», Артынова в мелодраме Исидора Анненского «Анна на шее» (1954),
Свиристинского в музыкальной комедии «Девушка с гитарой» (1958). Позже он появился перед кинозрителями, пусть в небольших, но ярких ролях: туповатого военного министра в музыкальной комедии «Каин ХVIII», снятой по сказке Евгения Шварца «Два друга»,
и циника Ухова в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра».
Театральная же публика никогда его не забывала и принимала всегда восторженно.
Всего актёр сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актёра программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.
Последним всенародным успехом Михаила Жарова стала роль деревенского детектива Анискина. Первый фильм об этом почти фольклорном персонаже, который так и назывался «Деревенский детектив», был поставлен в 1968 году режиссером Иваном Лукинским по одноименной повести Виля Липатова. Милиционер Анискин настолько понравился и публике, и критике, и начальству, что вскоре вышло еще два телефильма о хитроватом и добродушном сельском участковом: «Анискин и Фантомас» и «И снова Анискин».
Свой последний фильм «И снова Анискин» Михаил Жаров поставил сам. К тому времени он уже был тяжело болен, но перед камерой держался достойно. Следует заметить, что в последние годы у актера проявились и признаки «звездности». Жаров, очень болезненно относящийся к своей славе, своей фигуре, резко реагировал на оператора, если тот уводил от него объектив кинокамеры. Не случайно в фильме постоянно одни крупные планы Жарова. Но простим этому замечательному актеру, так немало сделавшему для советского кино, его небольшую слабость. Тем более, что картины об Анискине действительно и по сей день доставляют удовольствие зрителям, в том числе и его неповторимой игрой.
Михаил ЖАРОВ в роли участкового Анискина
Выступал как режиссёр театральных спектаклей и кинофильмов.
Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной. Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематографистов СССР.
Член ВКП(б) c 1950 года. Автор книги «Жизнь, театр, кино». Коллекционер миниатюрных книжек, член Московского Клуба любителей миниатюрных книг.
Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9)[6].
Личная жизнь Михаила Жарова:
Четыре раза был женат.
Первая жена — Надежда Гузовская (он называл ее Дина), заслуженная учительница, преподавательница русского языка. Состояли в браке с 1919-го по 1928-й. У пары родился сын Евгений (1921-1995), актёр театра в Ленинграде (жена Яня, дочь Лена). Известно, что Надежда Гузовская жила в Москве на улице Новопесчанной, а в последние годы с матерью и сестрой Лидией в Минске.
Вторая жена — Людмила Полянская. Брак продлился в период 1928-1942 годов. У пары родилось двое сыновей, умершие во младенчестве. Расставаясь с Людмилой Полянской, Жаров оставил ей большую квартиру на Тверской, не взяв оттуда ничего, даже свои любимые книги.
Третья жена — Людмила Васильевна Целиковская, известная советская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР. Брак продлился пять лет — в 1943-1948 годы. Расстались, когда у Целиковской начался роман с К. Алабяном, жившим с ними в одном дворе. Некоторое время Людмила пыталась скрывать свой роман, но Жаров в итоге все узнал, разрыв закончился для него бессонницей, сердечными спазмами и микроинфарктом. Позже Целиковская говорила: «О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим».
Четвёртая жена — Майя Гельштейн-Жарова (1930-1991), дочь известного врача-кардиолога Э. М. Гельштейна. Он познакомился с ней, отдыхая в Истринском санатории. Она была на тридцать лет моложе его. Поженились в 1949 году. У пары родились две дочери — Анна (1951 г.р.), актриса Малого театра и Елизавета (1953 г.р.), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».
Сэр Джон Фальстаф (1974)
Использованы материалы:
- Википедия
- Михаил Жаров
- Михаил Жаров — биография, информация, личная жизнь
- АКТЁР МИХАИЛ ЖАРОВ
- Михаил Жаров — биография, фото, фильмы, личная жизнь актера
- Князь Меншиков в фильме «Петр I» 1937 года