19 февраля на канале «Россия» начался показ сериал «Кровавая барыня». Неделю на ночь глядя зрителей пугали 16 сериями (по две задень) в вампирско-готическом духе. Смотреть такое за полночь была не в силах. Просмотрела наскоро в дневное время.
19 февраля – дата очень для историков известная. 19 февраля 1861года – день отмены крепостного права в России императором Александром II. Два канала «Первый» и «Россия» соревновались в рейтингах – чей сериал наберет больше просмотров, «Кровавая барыня» или «Вольная грамота»?
Про второй сериал говорить не будем. Что же касается первого, то испытала глубочайшее разочарование. В руках авторов был интереснейший материал, который, однако, оказался им не по зубам. Увы, новый сериал свидетельствует о полной творческой импотенции создателей, которые без зазрения совести сотворили плагиат, а именно сделали кальку со словацкого фильма «Кровавая графиня Батори» (2008).
Плагиат начинается с костюмов главных героинь – сравните два постера к фильмам, и заканчивается сюжетными ходами. Несчастливое замужество героинь, писание портрета – в фильме Караваджо, в сериале Рокотов, предательство возлюбленного, появление колдуньи, которая заставляет героиню окончательно встать на сторону зла.
Если учесть, что фильм о Чахтицкой пани предполагал альтернативный взгляд на историю об убийствах молодых девушек в одноименном словацком замке, то невольно рождается предположение о попытке российских авторов дать альтернативную историю знаменитой Салтычихи.
Избранный ими персонаж знаком любому, окончившему советскую и российскую среднюю школу. Имя знаменитой изуверки вошло во все школьные учебники. Оговоримся сразу. Школьники представляют ее себе этакой Кабанихой, грузной дамой в летах, как явствует из иллюстраций ее расправ над крестьянами.
Вот здесь мы имеем дело с искажением фактов. Дарья Николаевна Салтыкова была молодой женщиной, даже девушкой, так как расправы с крепостными начала в возрасте 26 лет, закончила в 32 года.
Авторы сериала утверждают, что документов о деле Салтыковой не осталось и потому они сняли «страшную сказку». Удивительное утверждение. В архиве хранится огроменный том с документами следствия. Читай – не хочу. Изображение этого тома попало в документальный фильм, доступный в интернете. Каждый может лично убедиться.
Но авторы сериала предпочитают «Страшные сказки». А что? Они – в тренде. И фильм одноименный был, и сериал. Почему бы такое не осуществить и на русской почве?
Авторы сериала в интервью ошибочно утверждают об отсутствии художественного прочтения судьбы Дарьи Салтыковой в искусстве вообще и в литературе в частности. Но как раз после отмены крепостного права два замечательных русских писателя написали очень сходные романы. Историк, москвовед, поэт Иван Кузьмич Контратьев ( 1849-1904) представил суду читающей публики в 1890 году «Салтычиху»,
а в 1898 году его эстафету «Людоедкой» подхватил Николай Эдуардович Гейнце (1852-1913).
Романы написаны хорошим русским языком с верно расставленными нравственными акцентами и пользовались как и другие исторические романы вышеназванных авторов огромным успехом у русской публики в начале прошлого столетия. Почему бы режиссеру и сценаристу сериала не обратиться к этим проверенным произведениям русской словесности, а не копировать слепо чужеземную графиню?
19 февраля 2018 года начался Великий пост, а зрителю предлагались зрелища не для слабонервных – вырывание языка и сердца у девушки и купание в крови для омоложения.
Однако ад, созданный Дарьей Салтыковой для крепостных своих деревень в Подольском уезде, намного превосходил экранные ужасы.
Чем разбирать подсознание изуверки, было бы лучше, если бы создатели сериала поставили перед собой иные творческие цели и задачи, а именно показать в художественных образах каким образом крестьянам деревень Троицкое и Верхний Теплый стан удалось после провала 20 (!) жалоб на свою мучительницу в 21 раз заставить императрицу Екатерину II не только задуматься об их страшной участи, но и наказать всевластную помещицу.
В сериале, а также в упомянутых выше романах Салтыкова терпит поражение в сражении с дворянами. В сериале это дед поэта Тютчева, а романе Гейнце это воспитанники тиранки Мария Оленина и Радчинский. В реальности двадцать первая попытка удалась у крестьян – кучера Ермолая Ильина и Мартына Савельева. Чтобы понять, как произошло торжество справедливости в отношении шестисот душ, живущих в постоянном страхе смерти, стоит обратиться к истокам богатств этого рода. Подобная попытка показать, чем и как кончают наследники неправедных богатств была предпринята нами в статье «Немезида» о крахе семьи Ченчи. Но нравственные законы едины ив Италии 16 века, и в России 18 века.
Первый эпизод из жизни героини в сериале – маленькая девочка у могилы матери не хочет смириться ее смертью. Две пожилые дамы в пудренных париках сочувствуя малютке, замечают: «Если бы здоровье можно было купить, то Ивановы жили бы вечно». Эта реплика объясняет зрителю огромность богатств отца героини Николая Автономовича Иванова. Интересное и не встречающееся сейчас старинное русское имя Автоном. Дед Дарьи Николаевны по отцу происходил из семьи московского приходского священника. Автоном Иванов не получил по наследству ни богатства, ни связей. Всего достиг сам, построив свое благосостояние на несчастье и крови других. Прозорливый поповский сын смекнул встать на сторону молодого Петра в его противостоянии с царевной Софьей. В благодарность за верность получил владения казненного государственного преступника, сторонника Софьи Шакловитова, среди которых была деревня Говорово.
Автоном Иванов в деревне воздвиг храм Троицы после чего имение получило название Троицкое.
Храм жив до сего времени, хотя и был перестроен отцом поэта Тютчева в 19 веке. Его можно увидеть в поселке «Мосрентген», части «Новой Москвы». Рядом находится памятник проведшему здесь детство поэту Тютчеву с высеченными словами
«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить
У ней особенная стать, в Россию можно только верить».
Поместье Троицкое вдохновило Тютчева на многие стихи, но вышеприведенные строки наиболее полно раскрывают ту историю, которая будет представлена ниже. Тютчев отлично знал историю поместья. Более того, отец поэта специально свозил его с братом в Иоанно-Предтеченский монастырь показать то оконце, через которое видела свет Дарья Николаевна Салтыкова.
Но вернемся в конец 17 века к деду героини. Кроме Троицкого он недалеко на Беляевской пустоши обустроил еще одну деревню Верхний Теплый стан. Как понимает читатель сейчас это московский район Теплый стан, в который вошел еще и Троицкий парк. Название Теплый стан происходит от множества «теплых постоев», который предоставляла путникам эта деревня, находившаяся на важнейшей Калужской дороге.
Автоном Иванов сколотил огромное состояние в 16 тысяч душ. Не вдаваясь в подробности скажем, что он стал при Петре своего рода чиновником от которого зависело получение земли. И без благорасположения Иванова никто этой земли получить не мог. Ну а коррупция и во времена Петра процветала. Автоном Иванов не был какой-то белой вороной в этом смысле.
Однако огромное состояние возникло внезапно, но истаяло постепенно. Николай Автономович Иванов наследовал уже гораздо меньше чем 16 тысяч душ. Сериал показывает смерть матери героини Анны Давыдовой, но в реальности все было с точностью до наоборот. Рано ушел Николай Автономович. Его вдова вторично вышла замуж, разделив наследство среди троих дочерей. Дарья Николаевна была не единственной наследницей.
Попытки проникновения во внутренний мир героини рушатся с самого начала, так как она не была обделена любовью ни матери, ни сестре. Тем более не отправляли ее на воспитание в монастырь. Дарья Салтыкова была красивой, здоровой и сильной девушкой с завидным приданным селами Троицкое и Верхний Теплый стан с шестистами душ крестьян. Ни о каких душевных заболеваниях в этой семье и слыхом не слыхали.
К завидной невесте посватался блестящий молодой человек Глеб Салтыков. Другая сюжетная линия тоже рушится сразу. Поместье Троицкое принадлежало его жене. Поэтому иметь взрослую дочь от крепостной этого имения он не мог.
Семейная жизнь складывалась счастливо. Супруг был старше жены. Это был блестящий гвардеец, не только знавший петербургский свет, но и принимавший непосредственное участие в бурных событиях – дворцовых переворотах. Его называли самым преданным сторонником императрица Анны Леопольдовны. Гейнце в романе показывает платоническую любовь красивого гвардейца к незадачливой императрице. После ее кончины в Холмогорах он смог подумать о женитьбе и тут….появилась Даша.
Гейнце описывает «бабьи забавы» молодой жены – затрещины и подзатыльники прислуге, которые очень разочаровывают ее супруга. Это не соответствует действительности. Салтыков был в доме хозяином. Рукоприкладства по отношению к слугам его жена себе не позволяла. Она была тихой и богомольной. Часто отправлялась к святым местам, в частности побывала в Киевско-Печерской лавре. В браке родилось двое мальчиков Федор и Николай, которые получали дворянское воспитание вдали от дома. Брак был счастливым.
Разительные перемены в характере и поведении Салтыковой начинаются после смерти мужа. Она так и не смогла оправиться от потери. Через полгода дворня и крестьяне не узнали 26 летнюю вдову. Началось рукоприкладство, таскание за волосы, прижигание ушей раскаленными щипцами для завивки.
Молодая вдова не могла смириться с утратой. Вид чужого женского счастья стал для нее непереносим. Об этом косвенно свидетельствует выбор ее жертв. Из 138 пропавших крестьян доказать причастность к их смерти удалось только 38, из которых было только два мужчины и один забитый собственноручно поленом мальчик. Салтыкова устраивала зверские расправы над женщинами, девушками и девочками и младенцами. Салтыковой нравилось забивать кнутом насмерть невест перед свадьбой, крича поручным : «Секи до смерти! Мне за это ничего не будет!». Кровавая барыня била по животам беременных, вызывая выкидыши. Но совсем вопиющим был случай родов во время экзекуции. Сатанинская мразь не позволила прекратить наказание. Несчастная и ее ребенок были убиты.
Обо всем этом можно прочитать в государственном архиве. «дело Салтыковой» представляет внушительный том. Слова авторов сериала об отсутствии документов, якобы уничтоженных по приказу Екатерины, не соответствуют действительности. Все вышеописанные случаи оттуда. В интернете есть видео, когда ведущий в архиве показывает зрителям этот толстенный томище. Документов и свидетельств хоть отбавляй.
Все вышеперечисленное является свидетельством тяжелой душевной болезни. Салтыкова получала садистское удовольствие, созерцая из своего кресла мучения своих жертв. Столбовая дворянка с влиятельными родственниками, среди которых был и губернатор Москвы, была абсолютно уверена в своей безнаказанности. Так она и заявляла в глаза мужу убитой ею жены: « Не ударяйся в донос. Меня на вас не поменяют». Двадцать попыток жалоб окончилась провалом. Авторов били кнутом и отправляли в Сибирь. Несколько человек вернули в поместье, где они пропали без вести.
Салтычиха изуверствовала почти шесть лет в абсолютной уверенности, что связи и взятки надежно защищают ее от правосудия. Ее погубила «роковая страсть». Вот настоящий, а не пальцем деланный сюжет про якобы «любовь» и соперничество Дарьи с императрицей за сердце Сергея Салтыкова. Вымыслу не угнаться за жизнью. Реальность предлагает такие сюжеты, надо только уметь их увидеть и правильно преподнести.
Тридцатилетняя красавица встретила случайно двадцатипятилетнего инженера Николая Тютчева, деда поэта и страстно влюбилась. Хотя любовью ее чувства трудно назвать. Была испепеляющая страсть. Но возлюбленный или устал или узнал что – то или почувствовал. Он объявил о разрыве отношений. Можете представить реакцию дамы, сотворившей все вышеописанное? Такой не отказывают, тем более что богатая помещица мечтала о новом браке.
«Изменника» она заперла в так называемой «погребнице». В романе Гейнце она описывается как «волчья погребница». В этой тюрьме с одной стороны привязывали волка на цепи, а с другой очередного пленника. Некоторые на следующий день оказывались седыми от такого соседства.
Конечно, Тютчев сидел в заточении без волка. Его пожалела и спасла крепостная девушка, поплатившаяся за это жизнью – Салтычиха засекла ее до смерти. Она подозревала о склонности Тютчева к этой девушке. Но в деле побега были замешаны еще две женщины, одна из которых была третьей женой кучера Ермолая Ильина по имени Ефросинья. Двух первых жен Салтычиха заставила его забить собственноручно. Но к третьей он питал сердечную склонность и за дело взялись другие, в том числе сама барыня.
Для литераторов и кинематографистов представляется сцена, которую сыграть только талантливым актерам. Как могла эта «урод человеческого рода» смотреть в глаза мужчине, у которого она за три года убила трех (!!!) жен и говорить: «Не ударяйся в донос». Что чувствовал он? Не правильнее ли было кинематографистам задуматься о душе и разуме тех, кто терпел неслыханные издевательства телесные и душевные и не знал переживет ли день?
Салтычиха безумствовала. Три покушения на жизнь столбового дворянина Тютчева. Две попытки взорвать дом его невесты не удались. Сообщники испугались. Одно дело забивать бесправных крестьянок, другое – убийство дворянина. Страх за собственную шкуру преодолел преданность барыне, которая приказала их сечь, но не до смерти. Ей нужны были помощники для устройства засады на калужской дороге, по которой молодые направлялись в поместье Овстуг. Крестьяне предупредили Тютчева. Никому не хотелось идти на плаху как преступникам. Кнута Салтычихи уже никто не боялся.
Такое вольномыслие и поступки вдохновили Ермолая Ильина и Мартына Савельева на побег. Им нечего было терять. Барыня потеряла берега. Даже для неграмотных крестьян стало очевидным, что она подошла к очень опасной черте и заигралась. В романе Кондратьева красочно описываются ее разбойные нападения. Эти нападения и убедили окончательно героев романа «погубить Салтычиху». Жалоба Тютчева о покушении не имела продолжения, как и письма крестьян. Связи пока держали Салтычиху на плаву.
Но не иначе, как вмешалось провидение. Каким то образом Ермолаю удалось встретиться с императрицей. О шоке и ужасе Екатерины от этой истории свидетельствует не только эпитеты, которыми она наградила Салтыкову, но и факт собственноручного переписывания приговора четыре (!) раза.
Осенью 1762 года Салтыкова была арестована. Следователем был назначен худородный дворянин Волков, но в помощь ему дали князя Цицианова, который в сериале вольнодумный старик, растерзанный собаками Салтыковой. Родственники включили все свои связи, но Екатерина шесть лет упорно писал : «Дело продолжить».
Приговор дворянке Салтыковой должен был послужить уроком всем дворянам, которых обязали быть на Красной площади в момент зачитывания приговора и стояния у позорного столба той, кого они принимали в своих гостиных.
Эта история показывает, что даже в самых безнадежных ситуациях есть выход. Противостояние садистки Салтыковой с ее крестьянами закончилось победой последних, что доказало справедливость сущего. Имение Троицкое потомки жестокой барыни не удержали. Ее «деятельность» привела к разорению. И пока она сидела в своей «покаянной яме»,
опекуны сыновей получили разрешение Сената на продажу поместий. Сыновья ее долго не жили. Внуки тоже умерли. Источники противоречиво свидетельствуют – одни утверждают об отсутствии потомков Салтыковой, другие указывают на единственную внучку. Возможно на ней линия «кровавой барыни» пресеклась.
Авторы сериала долго искали причины расправ Салтыковой над крестьянами в «психологических травмах», полученных в детстве. Причина неадекватного поведения нам видится в ином – бесконтрольной власти одного человека над другим. Подобная власть открывает жуткие бездны в человеческой душе. Судьба Салтычихи является ярким примером этой аксиомы.
В сцене чтения приговора об отмене смертной казни Салтыковой, крестьянка Наталья, мать, на глазах которой дочери вырвали язык, сокрушенно восклицает: «Как это, помиловала, душегубицу помиловала». Приговор Екатерины II сложно назвать «помилованием». Пожизненное сидения без света и человеческого общения в одиночной камере хуже казни. Отличавшаяся отменным здоровьем помещица пережила своих детей и императрицу. Умерла в 1801 году в возрасте 71 года при императоре Александре I . После ухода Екатерины императоры Павел I и Александр I не стали отменять приговор.
1 comment
Блестяще!
Спасибо за своевременный анализ.