Легенда балета, пленница Терпсихоры – это все Надежда Павлова — балерина, о которой ее первые педагоги из Перми говорили, что появилась вторая Павлова, если ничего не случится, конечно. Ее жизнь в балете трудно, но блестяще состоялась. Летая над сценой легким, полным воздуха шагом, казавшимся нереально огромным, Надежда Павлова, фотография это демонстрирует, поражала всех, кому посчастливилось попасть на ее спектакль.
Наде́жда Васи́льевна Па́влова (род. 15 мая 1956, Чебоксары) — советская и российская артистка балета и педагог, прима-балерина Большого театра (1975 — 2000).
Народная артистка СССР (1984). Лауреат премии Ленинского комсомола (1975).
Надежда Павлова родилась в многодетной семье этнических чувашей. Её отец — Василий Павлович — был рентгенотехником, а мать — Мария Ильинична — работала воспитательницей в детском саду. Дата рождения балерины — 15 мая 1956 года. В 7 лет стала посещать кружок при Доме пионеров Надежда Павлова. Дети обучались здесь хореографии. Чуть позже папа с мамой обратили внимание, что их дочка очень похудела. Они разволновались и отвели ее к врачу. Тут все и разъяснилось: она села на диету. Питание девочки родители начали контролировать.
Далее значимым в биографии будущей балерины стал 1966 год. Комиссия Пермского хореографического училища искала одаренных детей. На экзаменах Надежда Павлова всех изумила своими природными профессиональными качествами. Павловой предложили учиться в Перми. От такого шанса нельзя было отказываться. Тем более, что он давался только действительно талантливым детям таким, как Надя.
Родителям пришлось отпустить дочь в «самостоятельное плавание». Конечно, для них это было сложно. Несмотря на то, что семья была многодетной, здесь любили всех детей. Родители отпустили Надю.
Семь лет — со 2-го класса и до выпуска — Надя Павлова училась у Людмилы Павловны Сахаровой, методика преподавания которой основывалась на соединении классических ленинградской и московской школ с веяниями, которые возникли в 60-е годы 20 века.
Она внесла в классические занятия новые веяния времени – спортивно-театральный танец. Отрабатывалось все до самой последней мелочи. Все движения должны быть идеальными: крепкая пальцевая техника, уверенное вращение, апломб и даже акробатика. Длительные тренинги, полное подчинение азартному педагогу, кроме высокой техники, обернулись и другой стороной – психической неустойчивостью.
Многие бывшие ученики отмечают, что характер у Сахаровой был непростой. Немногим удавалось с ней сработаться. При том, что Людмила Павловна обладала всей необходимой базой, чтобы сделать из талантливого ребенка знаменитость. Надежде Павловой пришлось стать покорной девочкой в глазах Сахаровой, чтобы наладить с преподавателем контакт.
Hard world of classical ballet — Сахарова Людмила Павловна
Людмила Павловна Са́харова (1926—2012) — балерина, балетмейстер, хореограф, балетный педагог. Народная артистка СССР (1986).
В 1945 году окончила Московское хореографическое училище (класс М. А. Кожуховой). В 1956 году получила второе образование на факультете иностранных языков Пермского педагогического института.
В 1945-1947 годах — артистка Большого театра в Москве. Затем, до 1955 года танцевала в Молотовском (Пермском) театре оперы и балета имени П. И. Чайковского.
С 1956 года — педагог народно-сценического, затем классического танца Пермского хореографического училища. С 1973 по 2004 год — художественный руководитель этого училища, а с 2005 года — почётный художественный руководитель.
В 1977-1980 и 1982-1983 годах была художественным руководителем балетной труппы Пермского театра оперы и балета. Вела репетиторскую и постановочную деятельность.
В течение нескольких лет — хореограф сборной России по художественной гимнастике. Педагог классического танца центра «Русский балет» (1990-1991, Нью-Йорк)[1].
На протяжении многих лет — председатель, заместитель председателя, член жюри конкурса «Арабеск», член жюри Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета (Москва, 1984), Международного конкурса артистов балета в Трухильо (1988, Перу), 2-го Всероссийского конкурса хореографических училищ им. А. Я. Вагановой (Ленинград, июнь 1990).
В 1994-м организовала «Театр Людмилы Сахаровой и Евгения Панфилова».
Похоронена на Северном кладбище в Перми[2].
Пленники терпсихоры 1995
С первых годов обучения у Сахаровой юной балерине Надежде Павловой всегда доставались только первые партии.
Параллельно с этим, Павлова исполняла и все существующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета.
Уже со второго класса Надежда Павлова выступает на концертах с номерами, которые ставили специально для нее М. Газиевым: «Девочка и эхо», «Озорница», «Маленькая балерина» и, конечно, участвует во всех детских партиях Пермского театра: Кукла в «Коппелии», Амурчик в «Дон Кихоте» и Красная шапочка в «Спящей красавице».
В 1970 году во время гастролей Пермского театра в Москве особое внимание рецензентов привлекает «еще ученица и даже не выпускного класса» Надя Павлова, у которой, как отмечает журнал «Театр», «кажется, есть всё – и внешние данные, и профессиональные, и недетская внутренняя наполненность». К балерине рано пришли успех и признание. В возрасте 15 лет она становится лауреатом I премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя, в 1973 году, завоёвывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. В скобках скажем, что после этого Гран-при получили только трое танцовщиков. Во время подготовки к нему она знакомится с Вячеславом Гордеевым, который работает в Большом театре с 1968 года.
В 15 лет к Наде пришла настоящая слава. Павлову стали радостно встречать не только в Москве и в других российских городах.
Надежда стала часто выезжать за рубеж. Здесь для нее открывались новые горизонты. Зритель ждал и любил ее. В эти годы, ещё будучи ученицей, она часто гастролирует по стране и за рубежом, выступает в Италии, Японии, Китае, Австрии, Германии, Франции, США.
Ее участие в гастролях Большого театра на Американском континенте в 1973 году заставляет балетных критиков признать в ней «первого представителя нового, пока еще не оформившегося и никак не квалифицированного стиля, который в дальнейшем мы будем называть «стилем Большого театра 70-х годов».
Но успех был заработан непросто. Обучение было по-казарменному жестким. Детства не было. Все подчинялось танцам. Вставали в 7:00, затем изнуряющие занятия, потом репетиции. Строжайшая диета. Куклы, игры во дворе, прятки – всего этого дети были лишены. В дополнение Надежда Павлова, (дети училища также не были исключением) была постоянно унижена. На них за каждую ошибку кричали, называли уродами и бездарностями. «Педагог» в любой момент мог сильно ударить ногой. Таким экзекуциям подвергалась и молоденькая Надежда Павлова. Дети из ее класса плакали очень часто, но никто и думал их утешать. Когда девочка завоевала Гран-при, педагоги стали (чтобы не загордилась) относиться еще хуже и жестче. А призы у нее попросту забрали.
По окончании училища в 1974 году — солистка Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, в первый же сезон ей поручают партии Жизели (исполнила её в возрасте 17 лет) и Джульетты.
С сентября 1975 года Надежда Павлова — солистка Большого театра. Она ежедневно занимается в классе Асафа Мессерера и репетирует под руководством Марины Семёновой. Надежда Павлова приобретает в Большом театре масштаб и свободу большого классического стиля, в ее актерском даровании усиливается драматическое начало.
Надежда Павлова долгое время блистала, будучи солисткой, в «Щелкунчике», «Дон Кихоте», «Спартаке», «Шопениане», «Спящей красавице» – в лучших из возможных ролей. Балерина имела фирменный знак – гранд батман и невероятно легкое отведение ноги в сторону с возвращением назад. Широта и размах движения, это доказано актрисой, прекрасны, хотя до нее техника ставилась под сомнение.
В ее исполнении становятся естественными условные движения классического танца. По ее собственным словам, танцовщица воспринимала жизнь через движение, а слово было вторичным. Павлова очень благодарна всем педагогам, которые с ней занимались. Но особенно запомнились все уроки Марины Тимофеевны Семеновой. С ней каждое движение становилось небольшим спектаклем. Это полностью совпадало с мировосприятием танцовщицы, для которой руки и ноги должны двигаться согласованно, а не по отдельности, сами по себе.
Её постоянным партнером становится танцовщик Вячеслав Гордеев, в том же году она выходит за него замуж (развелась в 1986 году).
Надежда Павлова вызвала на редкость щедрые отзывы коллег. «Она слишком хороша», – отмечает Майя Плисецкая. «Надежда Павлова – необыкновенная, выдающаяся балерина», – подтверждает Ролан Пети. Нечто необъяснимо стоящее над профессионализмом поражает в ее танце Владимира Васильева. «Редким обаянием подлинного искусства» балерина покоряет балетмейстеров Петра Гусева и Юрия Григоровича, восхищенного ее «тонким вкусом, прирожденной грацией, естественным ощущением себя в танце». «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счету, какой только есть в искусстве», – констатирует Асаф Мессерер.
«Фирменный знак» Павловой – ее огромный, легкий, казавшийся нереальным шаг. Нарушая академические традиции и одновременно заявляя о новом стиле, он напоминал сказочно-волшебное мановение, как взмах рукавом или удар в ладони. Появление Павловой становится не только балетным, но и социальным феноменом, привлекающим внимание людей, далеких от балета. И все последующие годы от чудо-девочки по-прежнему ждут не развития нового направления, не мастерства, не опыта, а обыкновенного чуда.
Карьера артистки складывалась удачно. Всю себя посвящала балету Надежда Павлова. Личная жизнь её не была столь же радужной, как творческая. Партнёр Надежды по сцене — Вячеслав Гордеев — стал её первым мужем. Все думали, что их брак будет идеальным.
История знакомства Гордеева и Павлова знакома многим не понаслышке. Все началось со служебного романа. Этих молодых людей свел балет. Гордеев был коллегой Павловой. Их ставили вместе в пару, так как кто-то из них должен был отправиться на международный конкурс в качестве участника, представляющего Советский Союз.
Молодые люди репетировали вместе целый год. Периодически Надежда ездила в Москву. В другое время – Вячеслав ездил в Пермь.
Когда Надя, наконец, получила место в Большом театре, стало известно, что ее партнером станет именно Гордеев. Никто в этом даже не сомневался.
Творческий союз превратился в брак. Однако большой любви между супругами не было. Павлова всегда избегала таких громких слов в адрес своего бывшего мужа как «влюбленность» или «любовь». Она называла этот брак не более, чем просто «звездным дуэтом», который была рада видеть публика.
Свадьбу молодые отпраздновали в «Метрополе». Позволить себе отметить какое-либо семейное торжество в этом ресторане мог не каждый. Известность и таланты дарований сделали свое дело. На свадьбе присутствовали множество гостей. Среди них были известные политические деятели и элита Москвы. Конечно же, были приглашены и первые лица Большого театра.
Невеста выглядела непревзойденно. На ней было театральное платье и фата. Однако со стороны это все казалось каким-то ненастоящим. Как будто бы Павлова попала в очередную постановку. Несмотря на «театральность» свадьбы, штамп был все-таки настоящим.
Возможно, что разногласия между супругами возникали еще и потому, что Гордеев был старше Павловой на 8 лет. Это существенная разница в возрасте для влюбленных. Зато благодаря Гордееву Павлова смогла продвинуться по карьерной лестнице. Он работал в Большом театре с 1968 года. Здесь у него были связи и возможности, которыми и воспользоваться Надя, чтобы стать именитой.
Но Вячеслав, став мужем Надежды, продолжал видеть в ней, прежде всего, свою партнёршу по танцам, а не любимую женщину и супругу. Он заставлял её работать всё больше, из-за чего она стала чувствовать себя роботом, а не человеком. Вячеслав постоянно давал ей понять, что своей успешной карьерой она обязана ему. Такое отношение супруга не могло не сказаться на психике балерины, она стала часто впадать в депрессию.
Тогда В. Гордеев отвёл её к очень хорошему врачу-психотерапевту – Константину Окулевичу. С тих пор личная жизнь артистки поменялась кардинально. Врач и балерина полюбили друг друга. Их бурный роман перерос в брак. Оформив развод с В. Гордеевым, Надежда вышла замуж за К. Окулевича.
В качестве «оправдания» своего развода Надежда говорила о том, что между ней и Вячеславом никогда не было настоящих чувств. Все, что видели окружающие, это была всего лишь маска, от которой она избавилась. Сам же Гордеев называл причиной развода измену Павловой – она нашла другого мужчину.
Развод ей удалось получить. Но перед этим жизнь балерины на некоторое время превратилась в настоящий ад.
На нее сыпались анонимные письма, в которых говорилось об аморально поведении артистки. Все это не прошло бесследно. Дело дошло даже до прокуратуры. Павловой сыграли на руку ее связи. Без них она бы не смогла так быстро оформить развод. Сразу после развода Павлова вступила в новый брак – более счастливый для нее.
У балерины, наконец, появилось желание работать. Она обрела гармонию самой с собой. И все это благодаря более счастливому замужеству.
В 28 лет жизнь только начинается. Для Павловой было именно так. Карьера в это время пошла вверх. Ее наградили званием Народной артистки. Надежда Павлова стала первой, кто получил эту награду в столь юном возрасте. Естественно, что от поклонников не было отбоя, как и от театров, которые бы хотели видеть ее на своей сцены. Гастроли, выступления и первые партии – вот из чего состояла жизнь Павловой на тот момент.
Помимо В. Гордеева, партнёрами Надежды были такие ведущие солисты ГАБТ, как Александр Богатырёв, Валерий Анисимов, позднее — Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов. Одним из последних танцовщиков, с кем она выступала на сцене Большого театра, был Николай Цискаридзе. Надеждой Павловой восхищался Николай Цискаридзе до такой степени, что с большой охотой пошел в балет. Он увидел ее впервые в «Жизели», и в реальной жизни на сцене она стала его первой Жизелью.
В 1984 году Надежда Павлова окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа по специальности «педагог-репетитор». Начав преподавать, она проводит мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.
В 1992—1994 годах — художественный руководитель собственного «Театра балета Надежды Павловой».
В 1995 году — руководитель труппы «Ренессанс-балет», осуществлявшей постановки балетов из классического наследия.
Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).
В 1999 году приняла участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне и становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.
В 1998—1999 годах выступала в спектаклях труппы «Русский балет» в качестве приглашённой звезды.
Рецензенты не могли достаточно внятно объяснить, в чем заключалась притягательность образов, созданных балериной. Она была невероятно популярна. Об этом говорили длинные очереди у касс театра, писали статьи критики. Подшивки газет того времени только подтверждают вышесказанное.
Конечно, Павлова открыла новые профессиональные возможности: невероятно большой и грациозный па де ша (вид прыжка), невообразимо легкий павловский шаг, которые и сейчас не все могут сделать, но не только этим все объяснялось.
В первые годы, начиная с 1975 по 1980 гг., Павлова проявляла удивительную работоспособность. За пять сезонов она подготовила 10 ведущих партий. Это были Маша («Щелкунчик»), Геро («Любовью за любовь»), Ширин («Легенда о любви»), Фригия («Спартак»), Китри («Дон Кихот»), Аврора («Спящая красавица), Эола («Икар»), Джульетта, Солистка («Эти чарующие звуки»), Валентина («Ангара).надежда павлова дети Для нее в 81-м году А. Петров создал партию Принцессы («Деревянный принц» Б. Бартока).
А. Мессерер представлял, как могла бы выглядеть Павлова в роли Жанны д´Арк. Хореограф А. Петров вспоминает, что понял, как надо проводить репетиции, глядя, как исполняет Павлова Джульетту и Жизель.
Такому тонкому, закрытому и деликатному человеку, как она надо ставить партии утонченные, с контрастами выразительных ярких и лирических, нежных сцен.
Она продолжала свои творческие искания. Не ограничиваясь только классическим репертуаром, она пошла вперед, исполняя «Сонату № 5» Бетховена и «Вариации» на тему Доницетти. Павлова на сцене ошеломляла изяществом, потрясала нежностью, непревзойденной музыкальностью и неподражаемой хрупкостью.
В 1986 году она танцует партию Флоретты в «Синей бороде» М. Фокина в постановке Власова, а в 1992 г. – Никии в «Баядерке», в 1996 г. – Сильфиду в одноименном балете. В сорок пять лет Надежда Павлова выходит на пенсию. По обычным меркам – рано.
В 2000 году была педагогом-репетитором балетного театра «ГИТИС» под руководством В. Ахундова.
С 2009 года — балетмейстер-репетитор в Государственном театре классического балета под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева.
Преподаёт в Российской академии театрального искусства (профессор).
В 2016 году была приглашена Владимиром Уриным вернуться в Большой театр в качестве педагога-репетитора[1] Ей очень интересно раскрыть в своем ученике именно индивидуальность, а не сделать из него вторую Н. Павлову. Для этого, она считает, надо меньше навязывать. Ученик должен найти собственную интонацию, свой жест и шаг. Через танец, по ее мнению, раскрывается душа. У каждого она различна. Надо помочь по-доброму взрастить зерно его личности. Эту задачу как педагог ставит пред собой Н. Павлова.
Надежда Павлова познакомилась с Рудольфом Нуриевым на гастролях в Вене в далекие 70-е годы. Тогда он дал банкет в честь артистов Большого театра. В 91-м году гений дирижировал в Казани, когда Н. Павлова исполняла Жизель. После этого он приехал в Москву и жил в ее доме. Они с супругом радушно приняли артиста. В гостях мужчина сбросил привычную маску, расслабился и стал самим собой. Уехав в Петербург, он снова стал играть роль «Нуриева» – человека без страха и упрека, равнодушного к любой опасности.
Надежда Павлова исполняла партии в следующих постановках: Мари в балете «Щелкунчик». Эола в спектакле «Икар». Геро в балете «Любовью за любовь». Аврора и принцесса Флорина в постановке «Спящая красавица». Китри в балете «Дон Кихот». Валентина в спектакле «Ангара». Никия в балете «Баядерка». Партия главной героини в постановке «Кармен». Фригия в балете «Спартак». Принцесса в постановке «Деревянный принц». Сильфида в балете «Шопениана». Флоретта в спектакле «Синяя борода». Партия главной героини в балете «Жизель».
Также про неё были сняты документальные фильмы. Список кинолент, в которых участвовала Надежда, выглядит следующим образом: «Дочери Отчизны». «Асаф Мессерер». «Поэмы». «Дуэт молодых». «Синяя птица». «Надежда Павлова». «Сицилианская защита». «Джульетта». «Танцует Надя Павлова».
Портреты Надежды Павловой в разные годы писали Евгений Широков, Илья Глазунов, Валерий Косоруков. Имеются также скульптурные работы Игоря Васильева и Любови Лондон.
А еще Надежда увлекается верховой ездой. Самое сложное – воспитать из себя балерину. С Надей было относительно просто — она жила танцем и всю жизнь без остатка посвятила балету. Ее любимым композитором был и остается П. И. Чайковский. Балерина любит простой среднерусский пейзаж, его ширь и простор. Не склонная к метафизике, эта женщина мир воспринимает по большей части интуитивно — у нее поразительно развита интуиция. Астрологи объясняют это качество, а также женственность тем, как сошлись звезды во время ее рождения. Не склонная к метафизическим изысканиям, балерина все же отдает предпочтение именно интуитивному восприятию мира. Примечательно, что положение звезд на момент рождения Надежды Павловой, по мнению астрологов, свидетельствует о присущем ей ясновидении.
На этом мы заканчиваем описание жизни танцовщицы, которая навсегда вошла в историю балета и чье имя – Надежда Павлова. Биография ее доказала, что балет очень деспотичен. Он пленит человека целиком.
Использованы материалы:
2 комментария
Спасибо за историю этой дивы, столь незаслуженно ушедшую «в тень». Все новые «дивы» привнесли лишь скандалы и моральную нечистоплотность. Никакого развития искусства. Дай бог продержаться на достигнутом. А у Надежды Павловой была возможность «создать скандал» мирового уровня. Да и расчет был на то, что не устоит, как многие потом. Но вот проявила душевную чистоту и благородство намерений. В укор нынешним дешевкам.
Видела её выступление вживую лишь однажды, примерно в 1971-73 году. Забыть и сравнить с её кем-либо невозможно! Это что-то потрясающее! Но напрасно автор раздаёт дифирамбы, карьера Нади не состоялась, видимо завистники очень старались. И это весьма трагичный факт не только для нас, но и для всей мировой культуры.