Интернет создает уникальные возможности для общения. Английские вебинары октября-ноября вызвали нашу оживленную электронную переписку с Ириной Анатольевной. Непринужденная беседа в ноябрьские темные вечера с Каллиопой рождала множество необычных мыслей, чувств и эмоций, выразить которые не мешали ни тысячи километров, ни границы государств, ни разница во времени.
Ирина Анатольевна настаивала, что эти идеи обязательно нужно «писать и публиковать». Наконец-то привела переписку в единый текст, который хорошо дополнит статью Лады «Конспект одного вебинара».
Столько мыслей родилось после английских вебинаров! Вы же понимаете как эта тема мне близка. Итак, по порядку в последовательности возникновения этих мыслей.
1.Марло и разведка, шире — разведка и культура в елизаветинской Англии.
Поэзия, театр, наука здесь переплелись такие морским узлом, что и не распутать. Дочь шефа английской разведки Уолсингама вышла замуж за выдающегося поэта Филиппа Сидни.
Тот, пользуясь тестем как крышей приглашает в Англию преследуемого на континенте вольнодумца Джордано Бруно, который проживал в стране с 1583 по 1585 годы. Крамольный философ благодаря покровительству поэта и его всесильного тестя публикует в Англии свои самые еретические трактаты о бесконечности Вселенной «Пир на пепле» (1584), «О бесконечности, вселенной и мирах» 1584, «Тайны Пегаса» (1585), «О героическом энтузиазме» (1585) «написанная для высокознаменитого сеньора Филиппа Сидни».
Протестантская Англия становится центром свободомыслия в Европе. Ни в одной другой стране невозможно было напечатать трактаты на подобную тему. Это еще одно свидетельство «духовных исканий», которыми было охвачено английское общество времен Шекспира и Марло.
Бруно поселился во французском посольстве (!!!), откуда шлет шпионские донесения о планах сторонников Марии Стюарт! И Джордано Бруно поработал агентом 007! Но в эту ситуацию кто кого убьет, Елизавета Марию или наоборот были втянуты практически все. Если в советском фильме лже Иван Грозный провозгласил «Танцуют все», то в Англии времен Елизаветы можно было сказать «шпионят все».
Отлучки Марло из университета объясняются современными исследователями его участием в мерах противодействия сторонников Марии Стюарт. Как говорится, имел уважительную причину не слушать лекции.
2. Марло и Шекспир.
Драматурги заочно полемизировали. Принадлежали к культурно-политическим кружкам разной направленности. Марло был членом кружка Уолтера Рэлли, к которому был близок и Бруно.
Поэтому там обсуждались новейшие научные теории. Коперниканская теория — гелиоцентризм, бесконечность Вселенной и т.д. От такого крышу могло снести у неподготовленного молодого человека.
Вы замечаете, как только начинается научная революция, деятели искусства стараются не отстать и начинают опровергать авторитеты и взламывать традиционную систему ценностей.
Так было в начале 20 века. Все «измы» от этого стремления соответствовать научной революции. Теория относительности Эйнштейна и квантовая теория Бора подвигла художников и музыкантов в своим «революциям» типа кубизмов, супрематизмов и атональной музыки. Список можно продолжить, но не будем отвлекаться от темы.
Шекспир принадлежал к группе, сформировавшейся вокруг графа Эссекса.
Там обсуждались иные вопросы, прежде всего человеческих отношений. Шекспир вольно или невольно , но оказался свидетелем драмы, любовного треугольника. Фаворит Елизаветы женился на вдове поэта Сидни, той самой дочке шефа английской разведки Фрэнсис. Брошенная возлюбленная, королева, отомстила по-королевски. Этот знаменитый треугольник стал излюбленной темой кинематографа ХХ века. Сначала друг Вирджинии Вульф писатель Джайлс Литтон Стрэчи (1880-1932) пишет книгу «Королева Елизавета и граф Эссекс», а потом в 1939 году снимается знаменитый фильм «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» с прославленной Бэт Дейвис в главной роли, да собственно, весь состав фильм был звездным – вспомнить хотя бы Оливию де Хэвилленд.
Когда граф впал в опалу и особенно после его казни в феврале 1601 года в творчестве Шекспира заметен резкий перелом в пользу трагической темы.
Шекспира и его труппу привлекали в качестве свидетелей во время следствия по делу измены Эссекса. В 90-х годах 16 века даже его «Ромео и Джульетта» были такой «оптимистической трагедией». После ухода Эссекса пошли трагедии одна мрачней другой «Перикл», «Король Лир», «Макбет», «Кориолан», «Отелло» о крушении гуманистических идеалов и о власти.
3. О » духовных исканиях, нравственном выборе» и реплики девушки в футболке(М.Давыдовой — прим.ред.): «В Италии и Испании расцвела комедия, а трагедия только в Англии».
Только в Англии происходила ползучая трагедия, когда большая часть населения, крестьянство, не вписалась в реформы, которые готовила часть аристократии, «новое дворянство» — согнать крестьян с земли и заняться овцеводством. Кстати, все людоедские заявления 90 – годов 20 века в России про «30 миллионов, которые не впишутся в рыночную экономику», оттуда. Прямая связь. «Младореформаторы» ссылались на английский опыт: как только в Англии согнали крестьян с земли, страна совершила и промышленный переворот, и пошла вперед семимильными шагами, обогнав Францию, где якобинцы не позволили согнать крестьян с земли.
Королевская власть в Англии 16 — начала 17 века противодействовала попыткам огораживания. Шекспир все это видел, чувствовал. На картах того времени писали : «Раньше здесь была деревня, а сейчас пастбище». Прямо, в лоб об огораживаниях было написать нельзя. Но Шекспир высказал свою позицию против самоволия баронов и за королевскую власть, которая это своеволие (в том числе и с огораживаниями) ограничивает законодательно.
«Новое дворянство» окончательно победило в этом вопросе в 1642 году уже после начала гражданской войны между королем и парламентом принятием закона «Об отмене рыцарского держания». До этого закона дворянин, рыцарь, не имел права сгонять крестьянина с земли, если крестьянин платил положенную ренту (копигольд и фригольд). Сгон с земли был незаконным — плати штраф. Другое дело, что овцеводство было настолько прибыльным, что легче было заплатить этот штраф. После закона «Об отмене рыцарского держания», дворяне стали частными собственниками, ничем королевской власти не обязанными – раньше «рыцарское держание земли получали за службу королю». Сейчас — что хочу, то и ворочу. Хочу овец разводить, идите крестьяне на все четыре стороны. Тут будут не пашни, а пастбища, а что вы с голоду помрете, меня не касается.
Вот такой был нравственный выбор, стоящий перед поколением Шекспира. Великий драматург застал первое десятилетие конституционного конфликта короля и парламента, которое привело в дальнейшем к гражданской войне. Итог этого противостояния для него был очевиден: в случае победы парламента, где в палате общин большинство принадлежало «новым дворянам», крестьяне окажутся вне закона, не впишутся в предлагаемые реформы в пользу овцеводства.
Никакого «народа» в том парламенте не было. Избирательные права принадлежали только дворянам — землевладельцам, то есть немногим более одного процента населения. Вот они имели право избирать и быть избранным в такую палату общин. Палата лордов была и остается наследственной. Защищать крестьян, то есть народ, в парламенте было практически некому. Новые дворяне примут те законы, которые позволят беспрепятственно сгонять крестьян с земли. Уже по закону. В 18 веке после «Славной революции» начнутся так называемые «парламентские огораживания».
«Новому дворянству» очень хотелось в своих интересах взломать общепринятые законодательные нормы, получив право безнаказанно сгонять крестьян с земли и превращать пашни в пастбища. Это желание взлома на подсознательном уровне уловил Марло и выразил в провокационных пьесах «Тамерлан», «Мальтийский еврей», «Фауст». «Парижская резня», «Эдуард II» — это о монархе, которого вынудили отречься от престола. Показателен выбор темы.
Желание повторить «передовой английский опыт» присутствует и в Великой французской революции. Там открывалось несколько «окон Овертона» как нынче выражаются относительно решения аграрного вопроса. Жирондисты поддерживали «английский вариант» — дворяне имеют все права, крестьяне фактически ставятся вне закона, хочешь сгоняй с земли, хочешь оставляй. Якобинцы решили вопрос в пользу крестьян. Крестьяне получили полное право собственности на землю. Наполеон это право подтвердил документально, выдав каждому крестьянину свидетельство.
Позавчера пыталась смотреть бездарный и унылый фильм «Мария – королева Шотландии» 2013 года. В одной из сцен за спиной Марии висит гобелен «Дама с Единорогами» с обложки «Упований входящих«.
Но хочу написать не об этом.
Не понимаю как Елизавету Сесил с Уолсингамом уломали казнить Марию? Зачем было провоцировать Филиппа II на вторжение со своей Армадой? Ясно же было с самого начала, что последует за смертью шотландской королевы. Елизавета не хотела ее казнить, чтобы не закреплять очень опасный для сакральности королевской власти прецедент. Мария стала четвертой (!) королевой, которую судили и обезглавили в Англии. До нее Анна Болейн, Екатерина Говард, Джен Грей, с видео о которой начался вебинар.
Шеф разведки лучше всех понимал, что никакого «католического подполья» в Англии нет. Мария не смогла усидеть на собственном троне — бароны ее выгнали как убийцу мужа и сами стали править Шотландией при малолетнем короле. Любят они это дело — порулить регентами, когда король малолетка. Не первый случай. Такое было и при ее отце, и когда Мария сама воспитывалась во Франции. Сама Мария не опасна, но ее поддерживают католические монархи как законную королеву Шотландии и Англии. Но ее подданным на эту поддержку чихать. Выгнали и с концом.
Елизавету как королеву эта ситуация беспокоила разрушением «божественного права королей». Она отлично понимала, что этак и ее самое могут за что то осудить. Пример того как бароны поступили с Марией опасный и заразительный. Елизавета фактически Марию защищала от шотландских баронов. Другое дело, что Мария ответила неблагодарностью и поддалась на провокацию тайной службы под руководством Уолсингама. Куда ей Англией править, если собственную страну не удержала? В стенах секретной службы «организовали» заговор Бабингтона. Мария попалась на удочку. Ее казнили. А следом прилетел бумеранг, вернее, приплыл в виде испанской Армады.
И еще раз о Марло.
И.А.Дедюхова на вебинаре усомнилась правильно, а как он мог писать? Доносительство и творчество — две вещи несовместные. Но с этим сыном сапожника дело сложнее. Скорее всего, он незаконнорожденный сын….Уолсингама. Такая версия многое объясняет. Кид уже в застенках, а где Марло? В поместье Уолсингама с его сыном Томасом отдыхает. Он там постоянный гость. Под предлогом дружбы с сыном. Не кажется странным, что драматург под следствием королевского тайного совета скрывается в доме главы секретной службы Ее величества?
Литераторы что-то почувствовали подобное и сделали Марло ….сыном Елизаветы. В наше сумасшедшее время в сыновья королеве-девственнице записали всех английских поэтов того времени. Шекспир, вернее граф Оксфорд как Шекспир, ее сын в «Анониме», поэт Филипп Сидни — сын Филиппа II и Елизаветы!
Сходство тематики искусства той эпохи с нашей еще и в пламенной любви к драконам. Тогда драконы сидели в романах, а сегодня — в сериалах и играх. Возвращение во всей красе рыцарского романа. А Марло как Шекспир стал героем вампирского фильма Джармуша «Выживут только любовники». Вы подняли очень интересную проблему — когда, в каких обстоятельствах авторы обращаются к произведениям Марло и выводят в пьесах, романах и фильмах его самого.
Подумала о «лихорадочности» стиха Марло, сходство с которым Дьяконова обнаружила в шекспировском «Гамлете». Такая мысль возникла. Шекспир использовал уже существующие сюжеты и тексты, он их только перерабатывал. До него в Англии был поставлен на сцене какой-то «Прото-Гамлет». Первое упоминание трагедии «Гамлет» относится к 1589 году. Писатель Томас Неш ( один из поколения Шекспира) в одном из своих сочинений иронически отозвался о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи». В 1596 году другой писатель Томас Лодж в своем сочинении «Несчастия ума» описывал «бледный призрак, который жалобно кричал на театре «Гамлет, отомсти!». Текст пьесы не сохранился. Автор неизвестен. Но исследователи сходятся в единодушном мнении, что автором «Прото-Гамлета» мог быть только Томас Кид.
На вебинаре говорилось, что с 1591 году Кид снимал квартиру вместе с Марло. Во время обыска у него находят подозрительные тексты. Кид признается, что это рукописи Марло. Выясняется ,что друзья ВМЕСТЕ работали два года назад над текстом какой то пьесы.
Значит, бывали случаи СОВМЕСТНОЙ работы Кида и Мардло над текстами пьес и возможно не только в 1591 году, а раньше! А если и «Прото-Гамлета» они написали вместе, но под именем Кида? И Шекспир в 1600 году начал обработку пьесы Кида с «лихорадочным стихом «Марло? Причем «Прото-Гамлет» писался в 1587 или 1588 году сразу после казни Марии Стюарт, которую шотландские лорды и ее свекор обвиняли в убийстве мужа и поспешным и постыдным браком с его убийцей графом Ботвеллом: «пирог с поминок пошел на свадьбу». В этом Марию обвиняли лорды в поспешности свадьбы. И туфель не сносила. После свадьбы в Эдинбурге на стенах домов развешивались такие афишки с обвинениями. А в какой тюрьме закончил Ботвелл свои скорбные дни? В Норвежской! То есть его тюремщиком становится этакий норвежский Фортинбрас.
Марло как шпион или, как его википедия величает, «разведчик» активно работал в «деле Марии Стюарт». Благодаря этому его от экзаменов освободили. Поэтому должен был досконально знать ее дело, в чем и когда ее обвиняли. Не он ли натолкнул своего друга Кида на эту идею? Открыто про убийство мужа Марии Стюарт и ее замужество с его убийцей было невозможно написать. Представляете, какой трагический сюжет валялся бесхозный перед глазами предприимчивых молодых людей? Я представляю, как Марло хотелось об этом написать трагедию. Или пьеса «Прото-Гамлет» была анонимной, но ее написал сам Марло! А Кид довольствовался «Испанской трагедией» на схожий сюжет, которая тоже ставилась без имени автора. Интересный персонаж этот Кид. А может «Прото-Гамлета» заказала Марлос Кидом служба Уолсингама? Нужно было напомнить общественности, что казненную королеву собственные бароны свергли как мужеубийцу.
А про вебинары пишу, потому что так неожиданно некоторые вещи предстают, казалось бы знакомые, а начнешь прорабатывать и такое открывается! Как с тем же «Прото-Гамлетом». Про него в послесловии к «Гамлету» написано давным – давно, издание 1960 года. Но в какой обстановке и кем он писался этот «Прото-Гамлет»? Ведь перед поколением Шекспира предстал детектив на детективе и детективом погоняет! Как в «Обыкновенном чуде» король рассказывает: «Придворные друг друга душат, режут. Словом идет повседневная жизнь».
Вот так и здесь. История Марии Стюарт, завершившаяся казнью в феврале 1587, давала такой материал Киду и Марло, но прямо не используешь – о современных монархах драматургам запрещал писать закон. Так они взяли старую датскую сагу из Сакса Грамматика про принца Амлета и в нее как в обертку завернули историю из Кирк Филда: убийство мужа королевы Генри Дарнлея и поспешный брак его вдовы с его же убийцей! Спектакль в спектакле — намек на то самое. Зрители поймут, что речь не о древней Дании, а о современной Шотландии.
Англия оказалась рекордсменом по числу обезглавленных королев : Анна Болейн, Екатерина Говард, Джен Грей, с которой И.А.Дедюхова начала последний вебинар. Мария Стюарт стала четвертой обезглавленной королевой! Какое там «божественное право королей», какая там сакральность королевской власти. Елизавета не зря упиралась.
А вот тени «Черных Дугласов» в «Играх престолов» англо-саксы потревожили зря. Смуты и революции начинались с Шотландии. Война Карла I c парламентом последовала за войной в Шотландии — лорды опять восстали. Королю потребовались деньги, что бы привести их к покорности. Регентства шотландцев разбаловали. И ведь за пятьсот ничего не изменилось! Жизнь идет по той же старинной матрице. С Шотландией и выходом из ЕС еще будут у англичан проблемы