У Василия Александровича Сухомлинского удивительная судьба. Признанный общественностью и властями бывшего СССР, коммунист, атеист, академик, удостоенный высших наград, павлышский учитель вряд ли трудился исключительно ради коммунистической идеи. Впрочем, еще несколько лет назад в творчестве Сухомлинского искали и находили истоки марксистско-ленинского мировоззрения в воспитании школьников и будущих учителей. Но та эпоха ушла в прошлое, изменились и темы научных исследований: у Сухомлинского черпают идеи гуманизма, воспитания любви к родной земле, родному языку и слову, обращения к национальным источникам.
Надо признать: сегодня с методами воспитания Василия Александровича мало знакомы и учителя, и родители. В лучшем случае студенты изучали труды Сухомлинского в курсе истории педагогики, из которых разве что помнят: «труд во имя Родины и ради победы над империализмом», еще, может быть, «любовь к природе, воспитание коллективизма»… Мало кто раскрывает его книги и увлекается истинными идеями педагога. Вот почему сегодня практически никто из учителей не вспоминает Сухомлинского (как того же Макаренко). Срабатывает простой стереотип: о своих мы и так знаем, а вот почитать о педагогике Монтессори, познакомиться с идеями Домана, Спока или Ибуки гораздо интереснее.
Разумеется, прекрасно, когда каждый учитель может интересоваться различными методиками, пробовать внедрить то, что ему по душе. Сегодня открыто широчайшее поле возможностей для внедрения педагогических образовательно-воспитательных концепций. В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем. Мало кто из учителей знает и другое: к концу жизни Сухомлинский от интернационального воспитания обратился к национальному, от атеизма — к народной культурной основе, к пониманию многоплановости проявлений личности ученика, к тому, что в формировании всесторонне развитого человека главную роль играет духовность.
Василий Александрович Сухомлинский – педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики (вопросы руководства школой, профессионального мастерства учителя, проблемы умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания). С именем Сухомлинского связаны понятия педагогики сотрудничества и гуманной педагогики.
Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации педагогической деятельности, её субъект-субъектном характере, признании личности ребёнка высшей ценностью. Василий Александрович трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребёнку врождённых свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.
Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
В 50-е гг. В.А. Сухомлинский разрабатывал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Специфичной являлась трактовка Сухомлинским сельскохозяйственного труда как основного средства развития личности, а не только пути подготовки учащихся к овладению профессией. В его работах и практической деятельности доминировала установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетическая направленность форм и методов производств, деятельности.
В начале 60-х гг. центральной для Василия Александровича стала проблема воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования «мыслящих личностей». Педагогическая система, разработанная В.А. Сухомлинским, подготовила последующий интерес к духовному и нравственному совершенствованию человека, к вопросам духовно-нравственного воспитания. Основой воспитания он считал проблему формирования человечности.
В структуру педагогической науки Сухомлинский включал категории этики — долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлении и заповедей, обращённых к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности и др.
С середины 60-х гг. Сухомлинский исследовал широкий спектр проблем, связанных со стимулированием познавательной деятельности учащихся. Он был убеждён, что, только превратив учение в радостный труд, можно решить задачу развития школьников. Важнейшим инструментом этого считал ощущение у учащегося успеха в учении, переживание радости познания.
Для развития у ребёнка эмоциональной восприимчивости большую роль отводил праздничности, красоте, обращал внимание на взаимосвязь нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию ими важнейших нравственных принципов. Важное значение имели «уроки мышления» среди природы.
В конце 60-х гг. ведущей для Сухомлинского становится трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена. Главной целью воспитания выступало свободное развитие ребёнка как активной личности, раскрытие индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции официальной педагогики. В центре педагогического процесса, рассматриваемого как синхронное взаимодействие наставника и ученика, находился ребёнок с его интересами, творческими потенциями, на которые прежде всего и должны были ориентироваться учителя.
В последних произведениях Сухомлинского («Рождение гражданина», «Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива») проявляется ряд новых идей. Приоритет отдаётся этнопедагогике, народным ценностям. Пристальное внимание уделяется культовой основе воспитания — сказкам, мифам, поверьям, легендам. Обосновывается идея иерархичности воспитания — ведущей сферой выступает духовность, опосредующая другие черты личности.
Родился Василий Александрович Сухомлинский 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.
С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Летом 1934 года поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году прервать учёбу в вузе. 17-летним юношей Василий Александрович начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол.
Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы (1938 год).
В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, — писал Василий Александрович, — выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте… Говорю — выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер…»
После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки. В 1939 году женится на Вере Повшей.
В июле 1941 года призван в Красную Армию. 08.09.1941 Окончил курсы Военной политакадемии им. Ленина, Москва. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой.
Дома, в селе Онуфриевка на Кировоградщине, осталась его 22-летняя жена Вера. Она недавно окончила пединститут и ожидала ребенка. Немецкие войска оккупировали Украину. Вера родила сына, оставила его у родителей, а сама начала помогать советским подпольщикам. Распространяла листовки, сброшенные с самолетов, прятала сбежавших из плена солдат. Вскоре местные полицаи выследили ее и выдали гестапо. На допросах требовали, чтобы она назвала своих сообщников. Вера молчала. Ребенка убили на ее глазах. Женщину истязали, выкололи глаза. Промучив еще несколько дней, повесили. «Обо всем этом я узнал после освобождения района, — писал Василий Сухомлинский в 1967 году в письме к московскому коллеге. — Я сам был при допросе нашими товарищами предателя-полицейского, который рассказал, как выколол ей «только» один глаз, а второй, мол, выколол не я, сжальтесь… Полицейского повесили».
В январе 1942-го под Москвой Сухомлинский был во второй раз тяжело ранен (в первый раз — в 1941-ом под Смоленском). Обломок снаряда в его груди остался на всю жизнь. После длительного лечения в госпитале он просится на фронт. Но врачи признают его небоеспособным: у Сухомлинского отняло левую руку. Его комиссуют и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).
Ничего не знал о своих родных — отца, мать, двух братьев и сестру. Всюду писал письма, разыскивая их. В это же время Василий Александрович знакомится со своей будущей женой Анной Ивановной Девятовой, работником Наркомпроса Удмуртии. Как-то в его школу приехала 25-летняя Анна Девятова, заведующая отделом эвакуированных детских домов. Руководство направило ее проверить готовность учреждения к новому учебному году. Школа Сухомлинского сияла чистотой, и директор Анне понравился. Вскоре она получила от него письмо, в котором он приглашал ее еще раз приехать с проверкой. Время было военным, без специального разрешения переезжать с места на место было тогда невозможно. Поэтому между ними завязывается «почтовый роман». В 1944 г. они поженились.
После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район. Когда молодые приехали в Онуфриевку, они оказались единственными педагогами с высшим образованием. Василия сразу же назначили заведующим районо, а его жена возглавляет школу. В 1945, 1946 — рождаются сын Сергей и дочка Ольга.
С 1944 по 1948 педагог работает заведующим Онуфриевского районного отдела народного образования. Подбор кадров, восстановление школ, организация питания, непосредственная помощь детям-сиротам. Работы много. Однако эта административная деятельность его не удовлетворяла, не давала простора для творческой, инициативной натуры. При первой возможности он попросился на работу в школу — к детям, к живому делу.
В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни. В ее здании когда-то была четырехклассная земская школа. Из-за тесноты занятия проводили в три смены. Рядом был сарай, а вокруг — пустырь.
У детей, что рядом, отцы или погибли на фронте, или вернулись калеками, матери надрываются в колхозе, голод, нищета… И вот для этих ребятишек Сухомлинский, назначенный директором школы в селе Павлыш, строит такую жизнь, которая осветила любовью их послевоенный быт. Он на опыте постигал, какое огромное значение для ребенка имеют хорошие книги, как лечит израненную детскую душу общение с природой, как важно учить растущего человека дружить и понимать других, как жизненно необходим творческий труд (Сухомлинский считал: чтобы вырастить нравственно здоровую личность, ребенка нужно приучать к труду с трех лет).
Первый период его деятельности (1948-1956) в Павлыше, подготовительный, характеризуется организационным становлением учебно-воспитательного процесса, созданием материальной базы, формированием педагогического и детского коллективов. Молодой директор решил сделать здесь образцовую школу. За короткое время добился занятий в одну смену и сформировал профессиональную команду учителей. Начал со строительства. Новые корпуса школы возводили учителя, старшеклассники и родители учеников. Впоследствии вокруг здания разбили сад, насадили виноградник, появились своя пасека, теплица и розарий. Дети после уроков работали в разных кружках. Своими руками сделали маленький электромобиль, а на заказ соседних хозяйств изготовляли сеялки и веялки.
После работы Сухомлинский сидел на пороге школы, и к нему тянулись люди со всего села поговорить о жизни. Приходил и сельский священник. Простым людям помогал составлять «письма-просьбы» в высшие инстанции. Вечера проводил с семьей. Устраивали дома театр теней, а в выходные ходили в лес на любимую опушку с источником. Когда дочка подросла, стали путешествовать по большим городам страны. Вскоре Сухомлинский начал возить на такие экскурсии и учеников своей школы.
В Павлишской школе Василий Сухомлинский сначала преподавал историю, обществоведение, украинский язык и литературу в старших классах. Работая с подростками, заметил, что среди них почти не было отличников, хотя в младших классах многие из них учились на «пятерки». Тогда Сухомлинский стал брать первоклассников и доводить их до седьмого класса. Пытался понять, то ли дети с возрастом становятся ленивее или способности их ухудшаются и виноваты ли в этом учителя. Потом даже взялся работать с дошкольниками, которые готовились идти в школу, в «зеленом» классе — специальной беседке возле школьного виноградника.
Одним из первых в Советском Союзе Василий Сухомлинский начал работу с шестилетними детьми, создав для них «Школу радости». Он настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как «Человековедение», и сам организовал такой специальный курс для старшеклассников. Особо важным Сухомлинский считал воспитание чувства патриотизма, гражданственности и коллективизма, приучение детей к труду, общение с родной природой.
Дети у Сухомлинского много читали. В школе Сухомлинского был настоящий культ книги. Личная библиотека самого Сухомлинского составляла 19 тысяч томов. Ею могли пользоваться и учителя, и ребята. Традиционный Праздник Книги, на котором принято было дарить друг другу книги, проходил в Павлышской школе 31 августа, накануне начала учебных занятий.
Сухомлинский высоко ценил роль сказки в личностном развитии ребёнка и был уверен, что в каждом ребёнке дремлет поэт, сказочник, надо только пробудить его. В его школе ребята 6-8 лет сочиняли сказки, 8-9 лет – поэтические миниатюры, 10-11 – миниатюры прозаические. В 12-14 – создавали сочинения на заданную тему, в 15-17 – сами выбирали темы для своего эссе…
«В детстве каждый мой воспитанник сложил от двадцати до пятидесяти сказок»19. Большинство детей в отроческий период писали стихи, причём строгая рифма не была обязательным требованием, многие писали белым стихом. В своих книгах Сухомлинский приводит примеры школьных работ, в которых отражается детская мудрость, проявляющаяся в том, как наблюдательны дети, как тонко подмечают всё, что происходит в природе, как видят порой незаметную её красоту. Более тысячи сказок написал сам Сухомлинский. Сочинённое школьниками собрано в нескольких десятках томов. Традиционным стал в школе Праздник сказки…
Творчество в школе Сухомлинского проявлялось также в «Театре сказки» и в кукольном театре, в изобретении детьми различных станков и оборудования для кабинетов и в выращивании цветов, в изготовлении подарков школе от каждого класса и многом другом.
В книге Сухомлинского есть глава, которая называется «Комната сказки». Вот как создавалась эта комната: «Через 3 месяца после начала работы «школы радости» мы оборудовали Комнату сказки. С помощью старших школьников создали обстановку, в которой дети чувствовали себя в мире сказочных образов. Много пришлось потрудиться, чтобы всё вокруг навевало ребятам воспоминания о сказке, которую мама рассказывала в раннем детстве, о вечерних сумерках, о весёлом огоньке в печке. Вот жилище злой Бабы-Яги — сказочная избушка на курьих ножках, окружённая высокими деревьями и пнями, рядом с избушкой — фигурки сказочных персонажей: Хитрая лиса, Серый волк, Умная сова. В другом углу — хатка дедушки и бабушки, в небе — гуси-лебеди, уносящие на своих крыльях маленького мальчика… В третьем углу — синее море-океан, на берегу которого — ветхое жилище доброго старика и злой старухи, у порога — старое корыто, на завалинке сидят старик со старухой, а в море плавает золотая рыбка. В четвёртом углу — зимний лес, сугробы, среди которых пробирается, утопая в снегу, маленькая девочка, — мачеха послала её в зимнюю стужу за ягодами… Из окна избушки выглядывает козлик. А вот большая рукавичка, в которой живёт мышка, к ней приходят нежданные гости. Из фанеры сделан большой пенёк, на нём куклы — девочка-малютка, серый зайчик, лисичка-сестричка, медведь, волк, козлик, соломенный бычок, Красная Шапочка.
Всё это постепенно мы сделали сами. Я вырезал, рисовал, клеил, дети помогали мне. Я придавал очень большое значение эстетическому характеру обстановки, в которой дети будут слушать сказку. (…) Даже освещение в Комнате сказки играло очень большую роль. Когда рассказывали сказку о Царевне-Лягушке, в лесной чаще зажигались маленькие лампочки, в комнате царил зелёный сумрак, хорошо передающий обстановку, в которой развёртываются события (…) Раз в 2 – 3 месяца мы обновляли обстановку в каждом уголке Комнаты сказки — вырезали из фанеры новые фигурки, деревья, кусты, строили теремки»38.
«Ребёнок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-Яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает своё личное отношение к плохому и хорошему. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем»39.
«В Комнату сказки я веду детей не часто — раз в неделю, а то и в 2 недели. Эстетическая потребность никогда не должна удовлетворять до пресыщения. Там, где есть пресыщение, начинается снобизм, мещанская разочарованность, скука и поиски средств «убить» свободное время»40.
Сказка обязательно должна присутствовать в работе с маленькими детьми, она способствует развитию воображения. В книге «Сердце» сказано: «Воображение есть следствие накопления опыта. (…) …Может быть огромное накопление, и всё-таки вместо воображения проявится лишь похоть и раздражение. Утверждайте, что не может образоваться воображение без сердца. (…) Так можно говорить всем детям во всех школах, чтоб ни одно положение Учения не было отвлечённо»41.
Чутко воспринимая диалектику учебного процесса, Сухомлинский резко выступал против негативного отношения к словесным методам обучения и считал слово учителя важнейшим средством образования. Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления («Сердце отдаю детям», 1969 г.). Художественные миниатюры прочно вошли в практику учебно-воспитательной работы Павлышской школы и используются современными педагогами.
18.09.1947 — награждён значком «Отличник народного образования», Киев.
Ежедневное общение с детьми поставило перед директором большое количество педагогических проблем, которые требовали теоретического осмысления, практической проверки. Творческие поиски педагога в эти годы шли в русле развития официальной педагогики, которая в то время в целом ставила перед собой задачу повышения грамотности у школьников, дисциплины, идеологической направленности обучения и воспитания. Он задумывается над совершенствованием форм обучения, над взаимосвязей между условиями и результатами обучения. Все свои мысли и наблюдения он записывал, и скоро стали появляться статьи и книги о воспитании, которые буквально взорвали общественное сознание. Свои соображения он публикует на страницах сначала районной и областной прессы, а затем в республиканский и всесоюзных средствах массовой информации.
В 1955 Василий Александрович защищает кандидатскую диссертацию на философском факультете Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко «Директор школы — руководитель учебно-воспитательной работы».
Но у В. А. Сухомлинского как человека творческого они не всегда укладывались в запланированные и продекларированы каноны. С середины 50-х до середины 60-х годов Василий Александрович разрабатывает свою педагогическую систему. Двигателем творческого процесса для него становится неудовлетворенность имеющимся в то время в педагогике и практике работы школы авторитарно-догматическими структурами воспитания и схоластическим, оторванным от жизни содержанием образования. Это особый этап жизни педагога, время ожидания на радикальных изменения.
Приближалось время XX съезда КПСС, 1956 год, период, который получил название «хрущевской оттепели». «Оттепель» предоставила мощный стимул творческой интеллигенции всего Советского Союза для развития идей, которые отталкивались от личностного выбора собственных интересов и потребностей. В это время многие ученые — философы, психологи, педагоги, писатели, художники начинают развивать новаторские по формам и содержанию концепции, идеи, произведения искусства. Это были так называемые «шестидесятники», которые стали предвестниками процессов перестройки и демократизации общества конца 80 — начале 90-х годов XX в. В. А. Сухомлинский принадлежал к их числу.
С конца 50-х годов Василий Александрович в своей теоретической и практической деятельности идет от школы обучения (учения), господствовавшей в те годы, от направленности только на развитие интеллекта в трудовой школы как основы развития и подготовки их к жизни, где основным средством воспитания выступала педагогически обоснованная и методически направлен труд. Эти идеи отчетливо звучат в трудах: «Воспитание коммунистического отношения к труду» (1959), «Воспитание советского патриотизма у школьников» (1959), «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения» (1961).
Именно в этот период педагог выражает свое весьма критическое отношение к политико-партийного руководства школой — он пишет письмо М. С. Хрущеву, в котором не соглашается с партийной программой реформирования школы, а также выступает на совещании при ЦК КПСС по поводу организации школ-интернатов, где называет идею всеобщего общественно-государственного воспитания детей с двухлетнего возраста необоснованной и опасной. Он выступил также с критикой положений, отстаивающих идею ранней и полной профессиональной подготовки учащихся.
Поскольку поиски педагога совпадали с общим направлением демократизации общества, они были поддержаны на общегосударственном уровне — в 1957 г. он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. В 1958 присвоено звание «Заслуженный учитель школы УССР». Указ Президиума Верховного Совета УССР от 4.05.1958, а в 1960 г. награжден орденом Ленина.
Впоследствии, в 90-е годы было высказано мнение о значительном влиянии идей B. А. Сухомлинского на развитие образования в государстве. В одной из монографий отмечается: «Свои взгляды В. А. Сухомлинский активно отстаивал в Академии педагогических наук, на совещаниях работников народного образования, в периодической печати. Их разделяли учителя, родители и сами ученики. Идеи, взгляды, которые высказывал В. А. Сухомлинский, повлияли значительно сильнее, чем это принято считать, на некоторые положения тезисов ЦК КПСС и в конечном счете принятый в декабре 1958 Закон об укреплении связи школы с жизнью» (XX съезд КПСС и его исторические реальности. М., 1991. С. 321-322 .)
Вскоре в центральной печати появились первые статьи Сухомлинского, в которых Василий Александрович говорил о гуманизме, о стремлении к идеалу. Говорил, как проповедник. Как выяснилось, многие учителя тосковали именно по таким словам:
«Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы подростки правильно понимали единство своей самостоятельности и долга перед другими людьми. Без друга-взрослого подросток не может понять ту истину, что независимость отрочества имеет свои разумные границы, а свобода немыслима без долга и ответственности. Без снисходительности и сюсюканья я говорил с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Эти беседы, по существу, были моими рассказами о людских судьбах, о тонких и противоречивых отношениях взрослых со взрослыми, взрослых с детьми. Я твёрдо убеждён, что каждый в этом бурном и нелёгком возрасте ощущает потребность в этих человековедческих беседах».
Страна заговорила о павлышском самородке, об истинном энтузиасте. Бесчисленные читательские отклики заставили Сухомлинского продолжить разговор…
Страна залечивала военные раны – а педагог рассуждал о прекрасном, он готовил детей к высокому предназначению:
«В чём же дело? Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло. Человек — сын природы. Ему свойственны человеческие страсти и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству».
Ежедневно вставал он в 4-5 часов утра, покидал квартиру, входил в свой маленький кабинет директора и работал до восьми часов — обдумывал свои книги и статьи, писал их четким, мелким, неторопливым почерком… В 8 утра он открывал дверь кабинета в противоположной стене и выходил прямо в школьный коридор, навстречу детям.
Появилось в статьях Сухомлинского и понятие «духовность», которое ещё недавно воспринималось в те годы как словечко вредное и устаревшее. Он ввёл его в учительский обиход. В 1961 году в Москве вышла книга Сухомлинского «Духовный мир школьника». Здесь впервые сформулированы общие взгляды Сухомлинского на воспитание. Вновь началась последовательная, неутомимая работа, вновь перебирает он все стороны воспитания, но теперь уже под другим углом: теперь воспитание рассматривается как нечто целое; анализ закончен, начинается синтез. Вслед за «Духовным миром школьника» выходят в свет книги «Нравственный идеал молодого поколения» (1963), «Воспитание личности в советской школе» (Киев, 1965), в журнале «Народное образование» публикуется «Разговор с молодым директором», затем «Этюды о коммунистическом воспитании» — завершающая работа этого периода. Василий Александрович обратился к духовному миру личности, к моральным ее ценностям задолго до того, когда на нее обратили внимание другие педагоги. Эти произведения послужили толчком для дальнейших творческих исканий.
В 60-е годы В. А. Сухомлинский выступает перед огромной аудиторией в ответственной роли автора фундаментальных книг о воспитании, о школе. В ответственной — потому что к голосу педагога, снискавшего всесоюзную известность и давшего основание для громких споров, прислушивались, а некоторые так и вовсе начинали «жить по Сухомлинскому». В произведениях 60-х годов, ставших завещанием педагога, он выступает скорее писателем, чем исследователем.
Сухомлинскому по душе была природосообразность образования, он не терпел угнетения ради результата, не терпел гонки за повышением успеваемости:
«Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путём создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания — постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил».
Учёба не заканчивается выставленной оценкой и усвоением «пройденного». Широко известен парадокс Сухомлинского, в котором раскрывается значение творческого процесса в образовании: «Чтобы ребёнок хорошо учился, нужно… чтобы он хорошо учился». Основной стимул учения по Сухомлинскому — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!
В.А. Сухомлинский стремился к созданию в школе высоконравственного школьного коллектива, в котором согласованно действовали коллектив педагогов — энтузиастов-единомышленников и сплочённый ученический коллектив. Он во многом – преемник Януша Корчака. Так же, как и польский «старый доктор», он считал, что ребенок – самоценная личность, нуждающаяся в уважении.
В таком коллективе не возникал вопрос о наказаниях, палитра воспитательного воздействий определялась атмосферой взаимопонимания. Регуляторами поведения становились нравственные нормы, добрые традиции. Василий Александрович утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребёнок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу. Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой», высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.
Коммунистическое воспитание, о котором писал Сухомлинский, на самом деле было воспитанием подлинно гуманным и требовательным одновременно. Главной ценностью объявлялся созидательный труд, ответственность и любовь к людям и природе. Как и Корчак, Сухомлинский считал, что главное в воспитании – диалог взрослого и ребенка, умение слушать друг друга и уважать чужую точку зрения.
Но общедемократические общественные процессы постепенно затормаживались уже в период правления Н.С.Хрущева, брежневский режим вовсе отказался от реформирования. Более того, «после подавления военной силой движения за реформу коммунизма в Чехословакии в 1968 г. все больше прослеживалась репрессивная политика советских лидеров по отношению к людям, которые мыслили неортодоксально» (Робер С. Такер. Политическая культура и лидерство в Советской России //США. 1990. № 6. C. 74 .)
В развитии В.А. Сухомлинского как педагога-мыслителя фатально дали знать процессы, которые сводили на нет достижения «оттепели» начала 60-х годов. Возвращенная в свое обычное русло авторитарности и схоластики школа, еще больше заидеологизированная и политизированная педагогика, догматизм духовного и нравственной жизни положили конец официальным поискам в области педагогики, четко обозначили рамки, которые ограничивали появление и распространение новых идей.
В такой ситуации Василий Александрович продолжал экспериментировать, что в конце концов привело к личностной драме и драме его идей, с одной стороны, а с другой — через глубокий духовный катарсис поставило наряду с педагогами-гуманистами современной эпохи.
В целостном виде гуманистические педагогические идеи В. А. Сухомлинского впервые изложены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967). Они воплощались в следующих принципах: доверие и уважение к детской личности; превращение учебной деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс; ограничение сферы влияния коллектива на личность; воспитание без наказания — признание самоценности и неповторимости каждой отдельной личности; воспитание у школьников свободы выбора.
Эти взгляды Сухомлинского на воспитание вызвали возмущение со стороны официальной педагогики; «Этюды …» были подвергнуты сокрушительной критике (Б. Лихачев., B. Кумарин, Л. Гордин, В. Коротов), а сам Василий Александрович был обвинен в проповеди «абстрактного гуманизма».
18 мая 1967 года, когда «Этюды о коммунистическом воспитании…» только начали печататься в «Народном образовании» (начало «Этюдов…» вышло в 4-м выпуске), профессор Вологодского пединститута Б. Т. Лихачёв опубликовал в «Учительской газете» статью «Нужна борьба, а не проповедь». Полтора миллиона подписчиков «Учительской газеты», привыкших верить печатному слову, прочитали резкую критику взглядов, идей В. А. Сухомлинского. А вдруг эта статья – директивная?
Василий Александрович сокрушённо отреагировал на огульную критику. В частном письме Сухомлинский сетовал: «Один из осколков так и не смогли удалить из моего тела. Думаю, что теперь он дойдёт до моего сердца… Какая рана нанесена мне «Учительской газетой»; если бы редактор знала, в какие тяжёлые дни преподнесла она мне этот «подарок»… Этих эмоций из биографии Сухомлинского не вырвать, не выбросить.
Профессор Б. Т. Лихачёв выступил в роли неистового ревнителя советской идеологии и ринулся в бой с её противниками. Бой, в котором разговор о «душе» виделся ему неким мещанским капитулянтством: «На зло и на правду надо воспитывать не личный, а классовый взгляд». «Вместо конкретной и чёткой программы, изложенной в моральном кодексе строителя коммунизма, вводится туманное понятие, именуемое человечностью». Суровый профессор утверждал, что «человечности вообще», то есть в отрыве от насущных задач общества, не существует.
Упрекали Сухомлинского и в христианском духе его системы: «подмена борьбы библейской проповедью», бранили за «идеи мещанского индивидуализма». Предполагалось, что после этой статьи пойдут «отклики широкой общественности, а попросту начнётся травля. Но… «Народное образование» продолжило публикацию «Этюдов…» в пяти последующих номерах 1967 года.
Н. И. Целищева вспоминает, что происходило в коллективе «Учительской газеты» вскоре после публикации статьи Лихачёва: «…Никогда не забуду того весеннего партийного собрания: оно напоминало сражение на баррикадах, только к штыку тогда «приравняли перо»… Один за другим поднимались журналисты «УГ» на трибуну: Олег Битов, Владимир Ермолаев, Игорь Тарабрин, Борис Волков, Яков Пилиповский, Ирина Скляр, Алла Орлеанская — все «золотые перья» редакции горячо выступили… в защиту В.А. Сухомлинского против его шельмования. Идеологически, а скорее человечески редакция разделилась тогда словно «стенка на стенку». И… осуждающей резолюции не получилось!». Так боролись за Сухомлинского журналисты «Учительской газеты». Нашлись у Василия Александровича сторонники и в правительстве, и в ЦК КПСС. В 1967 году у него ухудшилось здоровье. Один из обломков снаряда, которым его ранило в легкие во время войны, начал двигаться. После тяжелой операции Василий Сухомлинский продержался еще три года.
Словом, через несколько месяцев после всей этой истории Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный вручил Василию Александровичу Золотую Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина— высшую награду страны. Тогда же, в 1968 году, Сухомлинского избирают действительным членом Академии педагогических наук СССР, а в 1969 году ему присуждают почётное звание заслуженного учителя школы УССР. Истинного педагога судьба проверяла на прочность, жизнь его драматична. Но у Василия Александровича сложилась счастливая профессиональная судьба в стране, которая наилучшим образом соответствовала талантам и убеждениям педагога.
В. А. Сухомлинский продолжает развивать свои идеи в таких общеизвестных произведениях, как «Сердце отдаю детям» (1968 — ГДР, 1969 — Украина), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (1970). В книге «Сердце отдаю детям» он поднимается над обыденностью, находит определения для самых сложных, тончайших явлений жизни взрослых и детей. Его становление проходило в традициях русского и европейского Просвещения со всем его романтическим рационализмом:
«Задача школы и родителей — дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».
Педагог не прекращал поиск новых инструментов влияния на «духовный мир ребёнка». Как воспитатель, он был творчески неистощим, черпая вдохновение и в народных традициях, в народной украинской педагогике, культуре, с которыми был связан крестьянским детством. Глубокий анализ истории фольклора и психологии современного человека побудил Сухомлинского серьёзно отнестись к такому действенному инструменту воспитания человеческой души, как музыка:
«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление, речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребёнка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово. Ребёнок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений. Музыка — воображение — фантазия — сказка — творчество — такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы».
«В детстве мои воспитанники любили слушать музыку цветущего сада и цветущего поля гречихи, весенних лугов и осеннего дождя. Они ощущали, переживали красоту окружающего мира, и это облагораживало их душу»8. Подрастая, многие дети сами учились играть на музыкальных инструментах. В школе проходили музыкальные вечера, на которых проводились беседы о музыке, звучали народные песни и произведения классической музыки. Эта работа приводила к тому, что слушание музыки становилось духовной потребностью детей.
Живопись, по мнению Сухомлинского, «утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах»9, пробуждает внимание к миру природы. Но к восприятию произведений искусства ребёнка надо готовить. «Уже в детские годы каждый должен учиться открывать красоту природы, чтобы духовная жизнь ребёнка и природа словно бы связывались интеллектуальными, эмоциональными, эстетическими, творческими нитями. (…) Долгие месяцы приходилось ждать, пока ребёнок остановится от удивления перед каким-нибудь неприметным на первый взгляд степным островком или полянкой в лесу, перед украшенным янтарными ягодами кустом шиповника или укрытой лёгкой дымкой степной могилой, — остановится, одухотворённый красотой. Это открытие красоты говорило мне много, и прежде всего о том, что у ребёнка появилось в природе что-то своё, личное. Чем раньше поднялся ребёнок на эту ступеньку эстетического и эмоционального развития, тем больше он подготовлен к рассматриванию произведений живописи»10.
Беседы о живописи проводились систематически и целенаправленно, в результате у детей появлялся интерес к искусству. «Уже в годы обучения в третьем и особенно в четвёртом классах мальчики и девочки стали создавать свои маленькие картинные галереи: сохраняли репродукции картин. Меня радовало, что им хотелось рассматривать картины»11.
Педагог считал, что нужно очень продуманно подходить к экспонированию картин: «Если картины висят на стене несколько месяцев, ученики перестают обращать на них внимание, произведения искусства утрачивают значительную часть своего эмоционального и эстетического влияния»12. Исключительно сильным средством эстетического воспитания Сухомлинский считал портретную живопись. «В системе воспитательной работы нашего педагогического коллектива, — пишет Василий Александрович, — большое место занимает воспитание способности чувствовать человека — чувствовать сердцем тончайшие движения души, уметь увидеть в глазах горе, обиду, страдание, смятение, одиночество. А самое главное — нужно уметь видеть и чувствовать в глазах своего ближнего потребность в человеческом сочувствии, помощи. (…) Зеркалом мысли и чувств являются глаза. Какую бы картину мы ни рассматривали, я всегда обращал внимание подростков на глаза человека, образ которого воплотил в своём произведении художник. (…) Глаза — это сложнейший мир мыслей, чувств, переживаний»13.
Сухомлинский рассказывает в книге о беседах с детьми по картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». К таким картинам он возвращался неоднократно, проводил по нескольку бесед. «Я обратил внимание на то, что сложнейшие переживания, вызванные словами Христа: «Один из вас предаст меня», нашли своё отражение прежде всего в глазах апостолов»14. Вглядываясь вместе с детьми в глаза святых, в глаза Христа, педагог учит ребят понимать сложный мир человеческих чувств, «столкновение добра и зла, благородства и морального падения — предательства»15. В сознании детей, вдумчиво и внимательно изучающих картину, идёт большая духовная работа. Они учатся не только понимать эти чувства, но и находить слова, передающие состояние души героев картины, они учатся всё глубже понимать человека.
Центром картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» являются глаза матери. «В образе божественной девы, которая несёт миру как жертву для спасения людей частицу самой себя — своего сына, мои воспитанники увидели наивысшую красоту мира — силу материнской любви. В глазах матери не только тревога и предчувствие страданий; в уголках её дрожащих губ не только покорная неизбежность, но и твёрдая решимость. Нет в мире другого произведения искусства, которое в человеческих глазах передавало бы такую могучую силу материнства»16.
Эта многолетняя тонкая и кропотливая работа со словом, музыкой, живописью давала удивительные результаты. Жизнь детей была одухотворена красотой. В школе царила атмосфера взаимоуважения и доброжелательства, творческого отношения к любой работе.
Много размышлял Сухомлинский над вопросом, который волнует и нас: «Почему у детей пропадает желание учиться?» В 1 – 4-м классах они ещё стараются, потому что у них есть стимул — родители похвалят, учительница отметит. А потом желание учиться постепенно исчезает. У некоторых детей ломается психика, и в их жизни происходят драмы и трагедии.
Опыт многолетних наблюдений приводит педагога к выводу: «Одна из главнейших причин этого явления — отсутствие или убогость творческого начала в духовной жизни. Подростку уже маловато тех стимулов, которых было достаточно для младшего школьника: выполнения воли и желания дорогого человека, похвалы, поощрения. Подросток стремится выразить себя, и выразить не только в результатах своей учёбы, но и во внутреннем духовном мире. Ему уже не хочется быть только пассивным потребителем духовных благ и ценностей. Он хочет быть творцом. Творческое вдохновение трудом, создающим какие-то духовные ценности, является важнейшим условием полноты его духовной жизни»17. «Творческое вдохновение — человеческая потребность, в которой личность находит счастье»18.
Методика обучения детей на природе, а не в классе, также шла вопреки официальной педагогике и многих пугала. В школу изучать опыт стали приезжать делегации из Японии, Германии, Финляндии, а «Сердце отдаю детям» в своей стране все еще не позволяли обнародовать.
— Как-то к нам приехал директор школы-интерната Юрген Польцин из ГДР, — вспоминала Анна Сухомлинская, — и просто пришел в восторг от самой школы, а «Сердце отдаю детям» так его увлекла, что он решил обязательно добиться ее опубликования. Благодаря стараниям Польцина книга была издана в Германии на немецком языке в 1968 году. В СССР произведение издали в следующем году. Вскоре «Сердце отдаю детям» увидел мир в 69 изданиях на 37 языках.
Если бы Сухомлинский в начале своей литературной деятельности составил план на жизнь, то вряд ли он смог бы сделать его более четким и последовательным, чем получилось на самом деле. Изумительная неспешность и основательность. Постепенное нарастание накала страсти. С каждой книгой, с каждой статьей Сухомлинский все дальше выходит на те просторы публицистики, на которых педагогика перерастает узкоспециальные интересы и становится глубоким размышлением о жизни и человеке.
За свою жизнь Василий Александрович Сухоминский написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Лауреат Государственной премии УССР (1974, посмертно, за книгу «Сердце отдаю детям»). Удостоен медалей А.С. Макаренко (1965) и К.Д. Ушинского.Его не стало 2 сентября 1970-го. Осколок металла, застрявший под сердцем, вызвал у него внезапную смерть… Похоронен во дворе Павлышской школы.
Имя В.А. Сухомлинского присвоено Павлышской сельской средней школе. В ней же в 1975 году создан педагогический музей Сухомлинского, установлена мемориальная доска.
В одной из аудиторий Полтавского педагогического института был открыт музей Сухомлинского, а у входа в здание установлена мемориальная доска. Его последователями были созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского. Имя Героя в 2003 году присвоено Николаевскому национальному университету. Перед зданием университета установлен бюст В.А. Сухомлинского.
Павлышская школа была научной лабораторией, в которой весь педагогический коллектив участвовал в многолетней опытно-экспериментальной деятельности. Такие инновации, апробированные здесь как «Школа под голубым небом» и «Школа радости» (для 6-летних детей), психолого-педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни для старшеклассников, родительская школа и др. впоследствии были внедрены в педагогическую практику.
Сухомлинский писал, что школа становится настоящим очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги, культ родного слова. Василий Александрович обоснованно утверждал:
«Слово становится всё более необходимым средством обогащения культуры отношений между людьми. Без чуткости к тончайшим оттенкам слова немыслима чуткость к тем тонким средствам влияния, которым постоянно подвергается душа человека и благодаря которым оттачивается мировоззрение».
Радость познания. Это один из ключевых принципов педагогической системы Сухомлинского. Он хотел, «чтобы все воспитанники были влюблены в науку, в школу, чтобы книга, интеллектуальные богатства стали главной страстью и главным интересом человека, сидящего за партой». В Павлышской школе работало около восьмидесяти кружков и объединений, которые вели учителя. Сухомлинский постоянно повторял: «Ученики — увеличительное стекло незнания учителя». И всячески поощрял стремление учителей учиться. Выпускники Павлышской школы поступали в самые престижные учебные заведения.
В те годы, когда королевами наук были физика и математика, Сухомлинский одним из первых заговорил о важности гуманитарного образования.
«Очеловечивание знаний, одухотворенность преподавания благородными, возвышенными чувствами, – это, на мой взгляд, проблема номер один и в школьном, и в вузовском воспитании. Век математики,- слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса. Все это неплохие крылатые выражения, но они не отражают всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека – вот что главное…»
Сухомлинский всегда говорил, что не надо стыдиться быть тонким, впечатлительным, отзывчивым. Пусть стыдятся те, у кого душа «окаменела в нечувствии». «Учиться на человека надо всю жизнь».
Сухомлинский считал, что природа – могучий источник мысли и чувства. «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, — обращался Сухомлинский к учителям в своей книге «Сердце отдаю детям», — и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Природа даёт ребёнку возможность остаться наедине со своими мыслями и чувствами.
«Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное… Среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать».
Как же он сам это осуществлял? В школе Сухомлинского уроки в начальных классах часто проходили на природе, кроме того, педагоги с детьми совершали прогулки. Именно здесь дети учились видеть и выражать в словах красоту природы. Василий Александрович начинал с того, что приводил примеры слов, передающих оттенки красок и звуков, например, на закате или на восходе солнца, и учил детей находить соответствующие слова. «Каждое слово, найденное подростком в сокровищнице родного языка, требовало большого напряжения интеллектуальных и эмоциональных сил. Слово выражало большую внутреннюю работу подростка по самовоспитанию чувств»6. Сухомлинский считал, что человек, который чувствует красоту слова, научится ощущать и красоту бытия.
Дети, которых учил Сухомлинский, пережили трагедию войны, у многих были личные, семейные трагедии. Он мечтал «выпрямить согнутую горем, несчастьем, страданием, злом, невежеством родителей душу ребёнка, сделать её несгибаемой». И учитель каждое утро стал водить ребят в лес, в степь встречать рассвет. Он был убеждён, что природа лечит душу.
«В тихое майское утро собрались мы в школе. До восхода солнца пришли на опушку леса. Это был мой любимый уголок, с этого места открывается чудесный вид на большой пруд, в зеркале которого отражается вся игра красок рождающегося дня. Сели на траву. С волнением я ожидал, как откликнутся детские сердца на изумительную красоту утренней зари. Я рассказал детям сказку, родившуюся в моей голове здесь же.
— Где-то далеко, за горами и морями, живёт Волшебник. Он – Творец Красоты. Он счастлив только тогда, когда его красоте радуются люди. Он добр. Каждую ночь он вспахивает большое поле и сеет на нём маки. К рассвету маки расцветают. Огромное, безграничное поле маков – вот что такое розовое небо, которое вы видите, дети. Видите, как играет, трепещет солнечный луч на каждом маковом лепестке…
Дети слушали, затаив дыхание…»
Из любви к природе родного края вырастает чувство любви к родине. А это – «самое чистое и самое тонкое, самое возвышенное и самое сильное, самое нежное и самое беспощадное, самое ласковое и самое грозное чувство. Тот, кто по-настоящему любит Родину, — во всех отношениях настоящий человек…»
Жена Анна Сухомлинская умерла в 2003-ем. Дочка Ольга, доктор педагогических наук, работает в Академии педагогических наук Украины в Киеве, публикует научные труды отца. Сын Сергей получил образование инженера, работает по специальности. О том, каким человеком он был, «ФАКТАМ» рассказала его дочь доктор педагогических наук профессор Ольга Сухомлинская:
Вы пошли по стопам отца. Сегодня работаете в Национальной академии педагогических наук Украины. Мечтали стать педагогом с детства?
— Знаете, когда я училась в Киеве в институте иностранных языков и приезжала на каникулы домой в Павлыш (село в Кировоградской области. — Авт.), смотрела на отца, который полностью подчинил свою жизнь работе, и думала: «Никогда не стану так жить, как он». Но в итоге получилось почти то же самое (улыбается). В течение жизни у человека меняются приоритеты. Да и сами мы меняемся. Всемирно известный психолог Лев Выготский писал, что если бы человек мог встретиться с собой в разные периоды жизни — будучи подростком, зрелой личностью и стариком, не исключено, что у этих людей нашлось бы мало схожего, а, возможно, они стали бы даже врагами.
Папа умер в 51 год. По нынешним меркам — совсем молодым. У него было слабое здоровье. На фронте он получил серьезное ранение. Долгое время не работала рука, ее даже хотели ампутировать. Кроме того, были серьезные проблемы с сердцем. Думаю, все это определяло особое отношение отца к детям со слабым здоровьем. Он считал, что учитель должен прилагать все усилия, чтобы такие девочки и мальчики не чувствовали себя ущербными, а развивались и жили, как их здоровые сверстники.
Отец много писал о том, как воспитать в ребенке доброту и совесть. Это и сегодня важно. Год назад я была в Китае, где очень ценят педагогический талант Сухомлинского, многие школы работают по его системе. На конференцию приехал и австралийский ученый Ален Коккериль, который с 1980-х годов исследует творчество отца. Мы много общались. Он смотрит на творчество Сухомлинского глазами западного человека. По словам Алена Коккериля, всемирной проблемой становится то, что люди заботятся прежде всего о личном комфорте и выгоде. Утрачивается связь между поколениями даже в одной семье из-за распространения Интернета, машин, робототехники. Ален Коккериль считает, что значение идей Сухомлинского сегодня в том, что он все время говорит о духовном, внутреннем мире личности. Если маленькому ребенку не рассказывать, как любить, беречь, как утешить близкого человека в горе, как помочь, откуда же взяться в обществе доброте? Малыш приходит в мир с открытыми душой и сердцем. И это мы, взрослые, делаем детей жадными, корыстолюбивыми, нечестными, если сами такие. Невозможно научить ребенка добру, если сам делаешь зло.
— Помните, как ваш отец праздновал свой последний юбилей — 50-летие?
— Накануне ему как раз дали «Золотую Звезду» Героя Социалистического Труда, тогда это было нерядовое событие. Отмечали юбилей в Павлыше. Собралось много гостей. В школьном вестибюле накрывались столы. А вообще, отец никогда не праздновал дни рождения. Не любил никаких застолий, чествований. Не заведено это было у нас.
— Как отец воспитывал вас с братом?
— Собственным примером. Родители практически все время находились на работе. Отец, кроме того, что был директором школы, преподавал украинский язык и литературу, мама — русскую словесность. Мы жили при школе. К слову, родители и познакомились на работе. Им было под тридцать. В 1943 году папа работал директором школы в поселке Ува под Ижевском, куда мама приехала с министерской проверкой. Полюбили друг друга, поженились, в 1944 году вернулись на родину отца, в Украину. Вместе прожили всю жизнь. Мама после смерти отца больше замуж не выходила. Жила мной, внучкой, правнуком. Бережно хранила память об отце, переписывалась с людьми, которые его знали. Она умерла в 2003 году.
— В жизни вашего отца случались чудеса?
— То, что он не погиб на фронте, — уже чудо. Но вспоминать о войне папа не любил. К слову, два его родных брата и сестра стали педагогами. Их родители были крестьянами. Большое влияние на отца в выборе профессии оказал старший брат, тогда уже директор одной из сельских школ. Кроме того, папе очень нравилось возиться с детьми. Когда он учился в школе, любил заменять учительницу.
Отец был типичным сельским интеллигентом. Аккуратный, всегда в костюме. Но мне кажется, даже не знал, какого размера у него одежда, обувь. Всем этим ведала мама. Покупала ему что-то новое в приказном порядке. Каждое лето мы ездили всей семьей в большие города — в Киев, Москву, Ленинград, Одессу… Родители нас развивали, мы вместе ходили в театры, на выставки, в музеи. И, конечно, мама использовала эти поездки, чтобы приодеть отца. Когда шли покупать ему костюм, он негодовал, но потом все-таки покорялся (улыбается).
— А за рубежом ему довелось побывать?
— Да. В начале 1960-х годов папа ездил на Кубу, побывал на приеме у Фиделя Кастро, привез много книг на испанском языке, кофе (я тогда его впервые попробовала) и сигары, хотя не курил. Был и в Германии, Венгрии, Болгарии… Отовсюду привозил подарки.
— Всю жизнь ваш отец прожил в селе Павлыш. Не стремился в столицу?
— Нет. Помню, заехал ко мне в гости, когда я училась в Киеве и жила на квартире, подошел к окну, посмотрел на многоэтажные дома и сказал: «Боже мой, не представляю, как здесь люди живут. Словно пчелы в улье! Я бы никогда не смог жить в большом городе». Он любил природу и не мыслил себя без нее.
— Василий Сухомлинский что-то делал по хозяйству?
— Хозяйства как такового не было, ведь мы жили в квартире при школе. Бытовые проблемы решала мама. У отца не было времени, да и не любил он этим заниматься. По воскресеньям мы ходили в лес. Вечером отец с мамой любили выйти на прогулку. Большое удовольствие папа получал от чтения. У него были энциклопедические знания. Особенно это касалось всего, что связано с природой. Мог по поведению пчелы определить, будет ли гроза. И вообще очень тонко чувствовал природу.
— Отец был обеспеченным человеком?
— Он много публиковался. Кроме зарплаты директора школы и учителя получал гонорары за книги и статьи. При этом был человеком непритязательным и даже аскетичным. И нас, детей, особо не баловал, но нам всегда всего хватало.
— Как считаете, Василий Александрович был счастлив?
— Думаю, да. Он занимался любимым делом. И много раз писал о том, какое для него большое счастье общаться с детьми и быть их воспитателем.
Продолжение следует…
Использованы материалы:
- Сухомлинский Василий Александрович — народный педагог
- Василий Сухомлинский. Школа для души
- Ученики Василия Сухомлинского делали сеялки и веялки
- Александр Адамский «СЕГОДНЯ УМЕР CУХОМЛИНСКИЙ»
- Русский педагог В.А. Сухомлинский (1918-1970)
- Сухомлинский В.А.
- Сухомлинский Василий Александрович
- Василий Сухомлинский. Жизнь, неотделимая от школы
- Василий Сухомлинский
- Проблема нравственного становления личности в педагогическом наследии Сухомлинского
- Василий Сухомлинский: «Шлифуй в себе человечность»
- Сухомлинский В.А. ‘О воспитании’
- Вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики образования
- «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ». К 95-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского.
Читать по теме:
2 комментария
Качественная основа анализа попытки внести местечковую гниль в государственную систему образования.
Как раз вся эта «дистанционная школа» окончательно рушит все завоевания отечественной педагогики.