Свой день обычно начинаю с утренней побудки очередной статьёй «Ежедневного пророка». Так, знаете ли, бодрит. Особенно, когда там явственно так, сквозь строй «пророков» раздается трубный глас нашей признанной Каллиопы текущей современности. Это я про Ирину Анатольевну, вестимо. Заряжаешься, так сказать, энергией …не всегда, правда, положительной. Иногда огребаешь «гроздья гнева» или проникаешься «пятиминуткой ненависти» против «свинцовых мерзостей» имеющейся реальности.
Ну, меня это все бодрит… даже освежает… а некоторых и освежевывает, так сказать. А что вы хотели? Где появляется наша Каллиопа, выводы и выбор приходится делать немедленно.
Вот, например, явно написано по двум макроэкономическим вебинарам и в тесном сотрудничестве с нашей ИАД:
Вы хоть раз за последние 20 лет слышали хоть одну контрольную цифру, кроме цифр инфляции, падения курса рубля, роста безработицы и нищеты?..
Судя по принимаемым мерам, решениям правительства, изменениям в законодательстве, все эти обычные критерии гуманитарной катастрофы и являются да наших лучезарных светочей — контрольными цифрами.
Они же все равно так и не сообразят, что деньги, выведенные из экономики, немедленно обесцениваются. Но… проблема в том, что они в экономике ровным счетом ничего не понимают. Вернее, понимают ровно столько, сколько там натреплет в ВШЭ муж Набиуллиной. (Мелочишка на молочишко)
А Каллиопа — она же муза, …хоть, и эпической поэзии… То есть, речь идет об искусстве, высоком, прошу заметить. Поэтому, …зря она …так. Клеймимые ей объекты — те ещё субъекты. Надо к ним попристальнее присмотреться и понять, что ничто человеческое им не чуждо, в том числе, и искусство. Правда,… относятся они к нему в меру своей испорченности (зачеркнуто) понимания. Понимание то у них — специфическое…
Знаете, иногда ИАД сама себе противоречит (у дам такое бывает, сами понимаете). То она говорит, что в деньгах разбирается и клинический идиот, то говорит, что идиоты не понимают природу денег, выводимых из экономики… Короче, обсуждаемая ситуация с тем, что при выводе денег из экономики оные обесцениваются, беспокоит владельцев тех самых денег …весьма и давно. Действительно, сохранять и приумножать деньги в имеющейся экономике умеют далеко не все, поэтому-то и выводят, но …ищут, ищут способы их сохранения и роста.
Опять же, хочется быть культурными и светскими. Ирина Анатольевна давно подмечала тягу всякой грязи, выбившейся в князи, к недостижимой аристократичности. Поэтому и имитируется тяга к высокому искусству, но к такому …материальному, чтобы можно было в руках подержать, на стенку повесить… а главное, деньги вложить.
Что относится к предметам искусства?
Многие инвесторы вкладывают свои деньги в те предметы, которые представляют собой ценность как произведения искусства. Это картины, старые и старинные книги, фотографии, часы, автомобили, мебель, фарфор и другие предметы и вещи.
Какова доходность от инвестиций в искусство?
Различные источники называют самые различные суммы: от 10%…15% до 300%…1000%.
Кто же из них прав?
Этого сказать нельзя. Потому что инвестиции в предметы искусства – это не депозит в банке, где в депозитном договоре с банком четко прописано, сколько процентов и через какое время приходить забирать. Нет, сказать точно, наперед, сколько можно будет заработать и через какое время на том или ином произведении или на предмете искусства не может совершенно никто! Это связано с тем, что инвестиции в искусство имеют свои особенности.
С какой начальной суммой можно начинать делать инвестиции в искусство?
Инвестициями в предметы искусства занимаются в основном те, у кого много денег, то есть богатые, и очень богатые люди.
Считается, что для начала «вхождения» в арт-рынок нужно от 100 тыс. долларов до 500 тыс. евро.
Однако даже крупные аукционы все больше уделяют внимания «мелким» инвесторам, решившим приобщиться к искусству. Специально для них выставляются «недорогие» лоты с начальными ценами «всего от» 1000$ до 5000$.
Ну а что же делать тем, для кого даже эти «недорогие» предметы искусства недоступны для покупки? Выход есть – это инвестиции в недорогой (на момент покупки) антиквариат, предметы старины, старинные вещи.
Особенности вложений в искусство.
Любой инвестор скажет, что инвестиции в искусство – самые рисковые инвестиции!
Дело в том, что рост цен на предметы искусства очень непредсказуем. Изменения цен на предметы искусства слабо связаны с изменениями цен на другие предметы инвестиций: ценные бумаги, золото, серебро, валюту и др.
Но, несмотря на множество минусов, у инвестиций в предметы искусства есть и плюсы.
Преимущества (плюсы) и недостатки (минусы) инвестиций в искусство.
Недостатки (минусы) вложения денег в произведения и предметы искусства следующие.
Низкая ликвидность.
Ликвидность (возможность быстро продать актив) предметов искусства зависит от многих факторов, среди которых наибольшее влияние имеют:
— инфраструктура арт-рынка, — качество работы мастера, — уникальность конкретного предмета искусства, — присутствие гарантии подлинности, — соответствие запрашиваемой цены рыночной.
Сложность оценки стоимости и подлинности.
Каждое произведение искусства по-своему уникально. Из-за этого на цену больше влияют субъективные факторы, чем объективные. А вообще, о том, как определить стоимость предметов искусства, рассказывается отдельно.
Нужно иметь специальные знания в области искусства или нанимать для этого специального консультанта.
Вам нужно либо самому разбираться во всех вопросах и тонкостях того сектора искусства, в который Вы хотите сделать инвестиции, либо нанимать профессионального консультанта.
Если Вас интересуют только деньги, то если есть возможность, — лучше нанять консультанта. Потому что если у Вас к искусству Душа не лежит, то профессионалом в этой области Вы не станете.
Известно много случаев, когда подделки и малоценные предметы искусства «втюхивали» даже профессионалам. А что уж тогда говорить о дилетантах в искусстве?
Сложность продажи.
Инвестиции в искусство всегда рассчитаны на долгосрочную перспективу (в среднем – на 30 – 40 лет и более). Но даже и после этого произведения искусства не всегда можно продать (не просто продать дорого, а вообще продать). Если же в принципе можно продать, то это обычно занимает значительное время, потому что найти нужного (заинтересованного и платежеспособного) покупателя довольно сложно.
Непредсказуемость колебаний цен и спроса на предметы искусства.
Очень сложно предугадать, что и когда «выстрелит» на рынке предметов искусства.
Можно купить очень дорогую вещь, придержать ее несколько десятилетий, но так и не получить от ее продажи ощутимой прибыли. И наоборот, если повезет, можно что-то купить очень дешево (как позже окажется – практически за бесценок), а по истечении некоторого времени продать за баснословную цену.
Сегодня в искусстве популярно и пользуется спросом одно, завтра – другое, послезавтра – снова вспоминают о том, что было популярно позавчера… Прямо, как тенденции в моде. И предугадать, что будет в моде завтра – очень трудно. Об этом знают только те, кто задает саму эту моду, то есть те, кто нею управляют.
Предметы искусства требуют специальных условий хранения.
Плюсы (достоинства) инвестиций в предметы искусства.
Вложить деньги в предметы искусства – означает сделать альтернативные инвестиции. Такие инвестиции в отличие от ценных бумаг, не зависят напрямую от состояния фондового рынка.
Если Вам повезет, и Вы угадаете, что будут охотно и дорого покупать богатые коллекционеры предметов искусства через несколько десятков лет, то Вы можете получить сверхвысокую доходность от таких инвестиций.
Искусство вечно. Возможно, что-то, что не сожжете или не захотите (из-за низкой стоимости) продать Вы, смогут продать Ваши дети или внуки.
Что такое провенанс.
На существенное повышение цены на предметы искусства влияет их провенанс.
Провенанс – это, по сути, — история произведения искусства: история его происхождения и то, кто ним владел раньше.
Зачастую провенанс предмета искусства даже служит доказательством его подлинности.
Особенно провенансом интересуются западные инвесторы.
В России же в основном, при определении подлинности предметов искусства, доверяют заключениям экспертов. Но и провенанс тоже ни в коем случае не сбрасывают со счетов. Ведь безупречная репутация (вещь не краденная) такого инвестиционного инструмента, как инвестиции в предметы искусства, значительно снижает риски инвестиций.
А если вещью, в которую собираются сделать инвестиции, владела какая-то знаменитость, или если с ней связана какая-то интересная история, то это еще больше повышает ее провенанс, и, соответственно, ее стоимость сейчас и в будущем!
Что такое арт-банкинг.
С 80-х годов 20-го века становится популярной услуга арт-банкинга.
Арт-банкинг – это платное консультирование в сфере инвестиций в предметы искусства. Консультантами здесь являются галеристы и арт-диллеры. Если инвестор хочет сформировать себе коллекцию из произведений искусства, то ему нужно обращаться к кураторам.
Инвестору, выбравшему в качестве вложения денег инвестиции в искусство, нужно знать и всегда помнить о том, что у консультанта должны быть не только профессиональные знания, но и безупречная репутация.
Но даже если кому и посчастливится найти такого консультанта, то он должен помнить еще об одном: консультант рискует не своими, а его деньгами!
Как определяется стоимость того или иного предмета искусства для инвестиций.
Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на стоимость (цену) того или иного предмета искусства. На стоимость предмета искусства, прежде всего, влияют:
— его декоративная ценность (это часто связано с именем его автора);
— историческая ценность;
— культурная ценность;
— степень сохранности.
Стоимость предмета искусства может снижаться, если на арт-рынке присутствует много его аналогов. Однако наличие (не в продаже, а вообще на арт-рынке) всего 2-х – 3-х аналогичных вещей также может не давать стабильного роста цены на предметы искусства, выбранные для инвестиций. Получается, что нужна золотая середина.
Определить, хотя бы примерно, стоимость произведения искусства, можно, если узнать, за сколько были проданы его аналоги на аукционах за последнее время.
Ловушки для инвесторов, которые решили вложить деньги в произведения искусства.
Те, кто делает инвестиции в искусство, могут столкнуться не только с подделками, но и с очень тонким, практически не нарушающими закон, видами мошенничества на арт-рынке.
Например, совсем внезапно многие инвесторы начинают проявлять интерес к предметам искусства какого-то определенного периода истории, или конкретного мастера, или конкретной страны. Эту тему все обсуждают: от уважаемых инвесторов, специализирующихся на инвестициях в предметы искусства, до новичков на арт-рынке.
Казалось бы, нужно спешить, ловить момент, и покупать те предметы искусства, которые стали вдруг так популярны, о которых все только и говорят. Осторожно: эта популярность может быть сделана искусственно!
Как?
А вот так.
Известные (или не очень) специалисты в области инвестиций в искусство, скупают предметы искусства, относящиеся к одной из вышеуказанных тем (конкретного мастера, определенной эпохи, конкретной страны, конкретной тематики и т.п.) Скупают почти все, кроме нескольких предметов.
Потом, в течение 2-х – 3-х лет они всячески повышают популярность этого направления в искусстве: выпускают каталоги, устраивают выставки и п.п.
Когда же популярность доводится до максимума, купленные раньше дешево предметы искусства эти специалисты продают в несколько, а то и в десятки раз дороже заинтересовавшимся этой темой в искусстве инвесторам.
В какие предметы искусства лучше всего делать инвестиции и почему.
Прежде всего, нужно понимать причины, по которым повышается или падает цена на те или иные предметы искусства. А для этого нужно иметь немалый опыт и хорошую осведомленность, быть в курсе всех прошедших событий и новостей в области искусства и связанных с ним инвестиций.
Популярность, и, соответственно, повышение стоимости произведений искусства, очень часто возникает просто на волне моды на эти вещи.
Предметы искусства, купленные дорого на самом пике моды на них, впоследствии, возможно, придется дешево продавать. И наоборот, если что-то было куплено за бесценок, но впоследствии стало популярным, то его тогда можно будет дорого продать и хорошо на этом заработать.
Теперь вкратце о том, что касается инвестиций в искусство по категориям.
Картины, живопись.
Живопись традиционно считается самой доходной среди всех остальных категорий произведений искусства.
Лучше купить одну дорогую картину, чем за ту же цену несколько дешевых. Потому что дорогие картины дорожают быстрее.
Однако для правильного инвестирования в картины недостаточно того, чтобы просто знать великих и популярных художников и покупать любые их картины. Цена на разные картины одного и того же художника может отличаться в разы и на десятки и сотни тысяч долларов!
Если какая-то картина участвовала в выставках, и у нее интересный и приятный сюжет, который может быть интересен большому кругу покупателей, то и цена на нее должна быть высокая (если не сейчас, то со временем). И такая картина очень подходит для покупки.
А вот если картина не отражает «специализацию» ее автора, то цена на нее будет (должна быть) ниже других его «тематических» картин. Это так считается… Но может где-то что-то у кого-то «перемкнуть», и все станет считаться совсем наоборот : )
Книги.
В настоящее время довольно хороший спрос на редкие тематические издания (домоводство, охота, рыбалка, строительство, мореходство и др.).
Особо ценятся книги из ограниченных или из первых тиражей, а также с автографами или пометками их авторов.
На цену книги очень сильно влияет то, как она сохранилась. Поврежденные книги могут стоить в 2 – 5 раз дешевле от своих хорошо и отлично сохранившихся аналогов.
Если какая-то редкая и/или сарая книга не вписывающаяся в тематику Вашей коллекции досталась Вам задаром, — попридержите ее.
Но при инвестиции в книги, как в предметы искусства, лучше не распыляться. Если уж покупать книги для коллекции, то определенного автора, или издательства, или тематики.
Фотографии.
Цена на фотографию в основном складывается из следующих составляющих:
— известность фотографа и/или того, кто изображен на снимке;
— редкость, уникальность кадра.
При инвестициях в фотографии, нужно понимать, что в странах СНГ, в отличие от стран Европы и США, в фотографии больше ценится не то, как сама по себе правильно и искусно сделан снимок, а то, что на нем изображено что-то из прошлого (люди, предметы, события…).
Часы.
В часах больше всего ценится сложность их механизма, а не то, как они привлекательно и дорого украшены. Наиболее дорогие часы – это часы, сделанные до 17 века.
Нужно знать, что инвестиции в такие предметы искусства, как часы, рассчитаны на долгосрочный период и долго окупаются.
Автомобили (старинные, ретро, спортивные, высокопоставленных лиц и звезд).
Автомобили требуют больших затрат на правильное хранение (гаражи, техобслуживание и т.п.).
Также очень велики затраты на реставрацию старинных или поврежденных автомобилей. Но зато хорошо отреставрированную машину можно уже продавать в десятки раз дороже, чем она была куплена.
Мебель.
Что касается инвестиций в предметы мебели, то тут, как ни странно, порой за их красоту инвесторы готовы платить больше, чем за их историческую ценность. И это нужно понимать и учитывать при покупке или продаже мебели, как произведения искусства.
Так стоит ли делать инвестиции в искусство?
Предметы искусства очень незначительно изменяются в цене при различных событиях экономического и политического характера. Они стабильно повышаются в цене с каждым годом. К тому же, дорогие, известные и популярные предметы искусства являются признаком престижа и богатства их владельцев. Инвестиции в предметы искусства богатые люди делали все время на протяжении истории, они делают это сейчас, и будут инвестировать в них и в будущем очень значительные суммы своего капитала.
Обратим внимание на обещанные риски при инвестировании в предметы искусства. Чтобы их минимизировать, следует изучить данную предметную область или обратиться к экспертам, а лучше и то, и другое.
Значит в процессе инвестирования появился такая ключевая фигура, как специалист, искусствовед в данном случае. А имеет он дело с людьми, получившими деньги …неправедно, а сам он работает в госструктурах, а там, знаете-ли сейчас тоже большие проблемы с социальной справедливостью …и давно. Посему, сами понимаете, риски только увеличиваются. Не все же такие сволочи, чтобы тырить государственное достояние (произведения искусства из музеев) — «совесть имеют». Проще «разводить лохов». Опять же все при деле: и художники, и реставраторы, и эксперты — «делиться надо» всем же кушать хочется.
Никита Семенов, юрист галереи «Триумф», консультант известных московских антикваров, бывший следователь СК ГУВД г. Москвы:
«Большая часть поддельных работ появилась на русском рынке в начале 2000-х, когда у представителей бизнеса стала скапливаться сверхприбыль. Фальсификаторы начали ходить по западным аукционам, искать работы, похожие на работы русских художников, ввозить их в Россию и подвергать переделке. Рынок подделок был огромным. Множество фальсифицированных работ покупали и коллекционеры, и банки, кто угодно. И отдельная история — подарки. Ты же вряд ли сразу побежишь проверять подлинность подарка? Представляете, сколько фуфла висит на стенах домов кремлевских, лужковских чиновников? Человеку всегда нравится конкретный художник или период. Сурков, предположим, любит Модильяни. Кстати, по слухам, администрация президента не раз попадала в проблемные ситуации. Например, одному сотруднику было продано порядка 10-12 поддельных предметов русского авангарда — Кончаловский, Фальк, Кандинский и далее по списку. Огласки эта история не получила. А иногда дело доходило до совсем уж гротескных случаев. Собираются подарить какому-нибудь олигарху картину Рериха, покупают подлинник, а подписи Рериха там нет. На самом деле, далеко не всегда художники ставят авторскую подпись. И тогда, представляете, заказывали поставить на подлиннике поддельную подпись.
В середине 2000-х авторитетнейший эксперт Владимир Петров вдруг отказался, по моим оценкам, примерно от двухсот своих заключений. Думаю, он как бы упредил удар до того, как случится что-нибудь серьезное. Это был очень смелый шаг. Чтобы информацию о подделках вбросить на рынок, был придуман проект «Внимание: возможно, подделка», которым занимался издатель Владимир Рощин. Он выпустил пять каталогов подделок, куда попало больше пятисот работ, очень много экспертиз Третьяковки, Русского музея, Центра Грабаря (старейшая реставрационная и одна из самых авторитетных экспертных организаций России. — Esquire). Потом Третьяковка и Центр Грабаря признались, что они дали неверные экспертизы.
Ситуация с подделками достигла апофеоза примерно в 2005-07 годах. К счастью, никого не застрелили, хотя цифры потраченных на подделки денежных средств зашкаливали: три, пять миллионов долларов в каком-нибудь отдельно взятом случае. Но в результате были возбуждены и направлены в суд лишь два уголовных дела. Все это произошло лишь потому, что продавцы подделок отказались сделать возврат, а потерпевшие пошли на принцип. Если бы сразу были возвращены деньги, сомневаюсь, что ситуация имела бы уголовно-правовые последствия. Таков один из мощнейших саморегуляторов арт-рынка — возврат, то есть аннулирование сторонами сделки купли-продажи и возвращение контрагенту полученного по ней.
Я участвовал в обоих этих делах. Первым было дело крупных московских антикваров — супругов Преображенских, расследование которого я возглавлял. У них были связи — заместитель министра МВД, один из бывших высокопоставленных сотрудников МУРа, совладелец медиахолдинга «Совершенно секретно», сотрудники ФСО, ГУСБ и УБОП. Супруги надеялись решить вопрос, просто заплатив денег. Но дело получилось очень резонансным, и нам удалось его отстоять. В 2004-05 годах Преображенские продали одному и тому же человеку 34 предмета живописи, 15 из которых оказались поддельными. По пяти предметам мы смогли отследить историю картины, то есть установить, из какого именно западного предмета искусства были переделаны эти вещи, кто их приобретал и ввозил и кто уже передавал переделанное экспертам. Эти функции выполнял соучастник — Дмитрий Кутейников. Преображенские действовали по единой схеме. Клиента спрашивали: что тебе нужно? Он говорил, к примеру, Киселев (Александр Киселев, русский пейзажист конца XIX века. — Esquire). Их подельник Кутейников (он же Дима Бык, который успел скрыться и, по оперативной информации, до сих пор находится в Грузии) ввозил из-за границы похожую по стилистике западную работу, при помощи реставраторов переделывал ее «в Киселева» и передавал Преображенским, которые, в свою очередь, продавали ее клиенту. В таких операциях должны быть задействованы несколько человек, чтобы обрубить умысел: Кутейников знал, что картина — подделка, но он ее не продавал, а Преображенские отрицали и сам факт продажи и всегда могли бы сказать, что не знали о том, что работы неподлинные. Были еще эксперты, которые подтвердили серию подделок. Доказать взаимосвязь между участниками мошенничества нам все-таки удалось и удалось доказать то обстоятельство, что Преображенские намеренно заказывали на рынке подделки, продажа которых может принести не стандартные для антикваров 5-15 процентов, а одну-две тысячи процентов прибыли. В результате супруги получили по девять лет, которые Мосгорсуд потом сократил до шести. В этом деле было еще много эпизодов, которые не были доказаны и не вошли в обвинение: так, за 4,5 млн евро Преображенские продали знакомому олигарху работы Кандинского и Малевича, которые, возможно, были поддельными. Но тут покупатель отказался общаться со следствием. Может, не хотел компрометировать себя, а может, сам успел перепродать эти работы.
Второй случай — дело Александра Белиловского. Тогда я представлял интересы потерпевшей стороны. В прошлом году состоялся суд и приговор. Белиловский был известен как немецкий арт-дилер (кличка — Алик Бременский), работал в Прибалтике, России и Германии. В этой истории он действовал в паре с руководителем крупнейшего экспертного учреждения Латвии Ивонной Вейхерте, имевшей также свою художественную галерею. Это была подделка Карла Гуна (русский художник, живший в Прибалтике в XIX веке. — Esquire). На самом деле предмет принадлежал кисти какого-то то ли польского, то ли немецкого малоизвестного художника и был переделан под Гуна. В Латвии находятся крупнейшие специалисты по его творчеству. Вейхерте добилась того, чтобы ее сотрудники дали положительную экспертизу на подделку. Они даже специально вносили в русский вариант экспертизы текст, который должен был убедить потерпевшего, что это несомненная вещь. А Белиловский утверждал, что знает провенанс этого предмета — мол, предмет висел у его знакомых в замке в течение 60 лет. Покупателем был один банкир. Она была продана за $600 тыс.
Когда Белиловский уже находился под стражей, потерпевший предлагал через адвокатов: «Почему ты не хочешь вернуть мне деньги, погасить ущерб? Я готов внести в суд ходатайство о твоем освобождении». Но он, хотя ему было уже 80 лет, не согласился и ничего так и не заплатил, хотя мы знали, что Белиловский — богатейший человек и вполне мог это сделать.
Его родственник рассказывал, что когда они приехали в его квартиру в Бремене вместе с немецкими судебными приставами, чтобы описать и изъять находившиеся в квартире многочисленные картины, то эксперт осмотрел их и сказал: «Вы знаете, это хорошие, действительно неплохие европейские работы, и каждый предмет стоит по несколько тысяч евро. В сумме это достаточно серьезные деньги. Но проблема в том, что на каждой картине стоит фальшивая подпись: „Шишкин“, „Айвазовский“, „Маковский“ и так далее. Эти работы уже не представляют никакой ценности».
Белиловский получил три или четыре года. Вейхерте никакой ответственности не понесла, потому что в Риге уголовное дело в отношении нее валяется без движения. Ей даже не предъявляют обвинения, хотя в России оно предъявлено заочно, и доказательства ее вины есть.
Чудесный, просто, роскошный сюжет «придумала жизнь». Всё-таки природа не терпит пустоты, поэтому недостаток достойной литературной основы (по какому поводу постоянно печалуется И.А.Дедюхова) киношники компенсировали суровыми реалиями наших трудовых (зачеркнуто) криминальных буден.
Знаменитый Знатоковский «Подпасок с огурцом», конечно же, не утерял своей актуальности, но уже всем давно известен.
А хочется чего-то посвежее в данном жанре. Пожалуйста.
«Чистое искусство» — детективный триллер 2016 года режиссёра Рената Давлетьярова.
Сценарий к фильму написан Марком Франкетти, журналистом «Sunday Times», работающим в Москве. В основе фильма реальная история о том, как крупнейшие мировые аукционы выставляли подделки малоизвестных художников, выдавая их за известных живописцев[1]. Премьера фильма в России прошла 9 июня 2016 года[2].
Саша родилась в Астрахани, в 13 лет лишилась родителей и попала в приют, так как не хотела быть приживалкой в семье тети. Потом она поступила в МГУ на факультет журналистики и стала хорошим журналистом. Писала статью про кандидата в мэры крупного города на основе обнаруженного редакцией компромата. А потом оказалось, что компромат подкинули политические оппоненты, а редакция отказалась писать оправдательную статью. Саша ушла из журналистики и занялась фотографией, став успешным модным фотографом.
Андрей — модный авангардист, рисующий то, что ему нравится. Один галерист взялся за него и стал продавать его картины в премиум-сегменте, делая из его картин тренд современного общества.
На одной выставке Саша и Андрей познакомились и после непродолжительного свидания стали встречаться. Саша лелеяла мечты о доме и семейном счастье с любимым, но все изменилось, когда в один из вечером она нашла своего любимого мертвым в его же квартире.
Саша не может понять, за что могли убить художника. Приехавшая полиция находит в квартире Андрея сумку с деньгами и подозревает простое ограбление. Саша сомневается, ведь перед тем, как зайти в квартиру к Андрею, она видела отъезжающий дорогой джип и разглядела лицо водителя, и даже может его опознать. Вскоре она видит, как полицейский что-то обсуждает с каким-то человеком, и узнает в нём водителя. Понимая, что тот тоже ее запомнил — она предпринимает попытку сбежать. Устроив гонку через город, она в последний момент уезжает на метро, на которое киллер не успел.
Саша звонит старому приятелю Мише из художественной тусовки, но тот уверяет, что это просто грабители. Саша пытается убедить его в обратном и начинает собственное расследование.
На почте она обнаруживает нарисованную Андреем картину, состоящую из трех частей, и решает пуститься в бега.
В одном из кафе она понимает, что картина это QR-код ведущий в хранилище файлов, которое ей оставил Андрей. В нем каталог из нескольких картин неизвестных ей художников. Саша обращается за помощью с своему преподавателю Наталье Ивановне, которая сообщает ей, что эти картины малоизвестных голландских художников XIX века, один из которых, как ей кажется, голландский художник Петерсен. Саша находит в интернете его работы, они немного отличаются от работ из файлообменника Андрея, а также находит аукцион, где за несколько тысяч долларов куплены несколько картин других голландских и немецких живописцев.
Вторая сюжетная линия — история о том, как на встрече двух президентов, президент России дарит президенту США полотно Шишкина стоимостью миллион долларов, а вскоре погибает Ковалёв, хозяин галереи на Кузнецком мосту, который продал одну из своих картин в Кремль, и которая стала подарком международного уровня. Убийство Ковалёва становится делом номер 1 на Лубянке.
Саша просматривает каталог Ковалёва, а также видео из его галереи, и понимает, что в его каталоге подделки под передвижников, нарисованные на оригинальных полотнах неизвестных художников. Не понимая, как в такую аферу мог ввязаться Андрей, она находит его друга Зуева. Зуев говорит, что они с Андреем работали на Филиппыча. Чуть позже Зуева убивает на ее глазах тот же киллер, от которого Саша сама убегает.
Саша живет на квартире бывшей подруги Тамары, ведь ее адрес последний, который будут проверять. Тамара дает ей свою машину — ярко-синий Mini Cooper. Саша решает побеседовать с Филиппычем, преподавателем Андрея, однако того нет в городе, и Саша едет в область к нему на дачу. Там она находит Филипыча повешенным и уезжает, предварительно позвонив в полицию. На место преступления приезжает подполковник из ФСБ Волков, который ведет дело Ковалёва. Опросив соседей, он вычисляет машину Саши, а по ней — квартиру, где она живет.
В квартиру к Тамаре приходит киллер и убивает ее в во время разговора Саши и Тамары. Саша успевает опять сбежать.
Саша узнает, что оценку картин в галереи Ковалёва проводил известный знаток русской живописи второй половины XIX века — Христофоров. Саша приезжает к нему в Третьяковку и обвиняет его в том, что тот перепутал голландцев с передвижниками. Старый профессор в ужасе и ярости, ведь ему картины на подпись принес старый проверенный друг Филиппыч, и оценка проводилась формально. В ренгене сотрудники галереи, Саша и Христофоров обнаруживают зарисованные элементы другой картины.
Саша понимает причину, почему за ней охотятся. Ведь американцам подарили картину-подделку и перед тем, как выставить ее в музее Метрополитен, американцы проведут свою экспертизу, и тогда будет международный скандал.
Саша в очередной раз звонит другу Мише, но на вокзале их задерживает ФСБ. Саша рассказывает Волкову всё, что ей удалось обнаружить. При их разговоре присутствует генерал — начальник ФСБ, который позже просит соединить его с Нью-Йорком.
Сашу и Мишу отпускают домой, приставив к Саше охрану, а Волков звонит подчиненному Машкову, который оказывается тем самым киллером, и просит доставить картину и Христофорова к себе. Повторяя приказ, Машков называет автора картины, тем самым выдавая себя, ведь Волков ему автора не называл.
Тем временем Машков приезжает на квартиру к Саше и убивает ее охранника, а позже пытается убить и ее. Саша, сопротивляясь, обливает его кипятком и, пользуясь некоторой беспомощностью, убийцы, убивает его из его же пистолета.
На квартиру приезжает Миша и добивает Машкова. Саша в ужасе, а Миша оказывается организатором аферы с картинами. Он ей рассказывает, что все диктует тренд — богатые мира сего хотят иметь в своих особняках картины, стоимостью не меньше миллиона. Но на всех картин не хватит. Тогда он скупает на европейских аукционах неизвестные полотна, нанимает Андрея и Зуева, чтобы сделать из картин шедевры передвижников, через Филиппыча проводит формальную экспертизу высочайшего уровня в Третьяковке и через галерею Ковалёва их продает. И все испортил случай, когда одна из таких картин ушла в Кремль, а Саша вместо того, чтобы не высовываться, докопалась до правды. Миша вынужден был заметать концы, осталась только Саша.
Ей помог случай, вовремя подоспел Волков и застрелил Мишу.
Заканчивается фильм сценой в машине, где Саша слышит новость о том, что картина Шишкина была украдена самым дерзким образом в Нью-Йорке. Она едет и вспоминает, как они с Андреем рисовали ту картину, с которой началось ее расследование, как она была с ним счастлива, создавая гармонию во всем.
Использованы материалы:
Читать по теме:
- Подделки и контрафакты.Часть I
- Подделки и контрафакты.Часть II
- Подделки и контрафакты. Часть III
- Подделки и контрафакты. Часть IV