После выставок, которые прошли буквально недавно с начала «десятых», творения Калатравы стали именовать «скульптурой в архитектуре». Но это именно био-тек, где динамика сооружения передается копированием живой материи.
Смотришь на даты… вроде бы все произошло на твоих глазах, а сколько грязи вылилось у нас, когда весь мир имеет возможность развиваться, делая ставку на лучших. В работах Калатравы звучит гимн живой природе, всему сущему, мудрости Творца, бесконечной красоте Его творений.
Вот прошла выставка в Эрмитаже летом 2012 года, но разве молодежь призывали посетить ее так, как сзывали на совершенно ничтожное по смыслу мероприятие с экстремистской затеей 6 мая 2012 года? А пока шла выставка Калатравы в Ватикане, у нас разыгрывалась инсценированная драма «кислотной атака в ГАБТ», где, по сути, мерзкая аморальная серость отбивала свои права на руководящие роли в русском классическом искусстве.
И такая картина… куда взгляд не кинь. Все потому, что в основе нынешнего этапа развития лежит аморальная идея грабежа государственной собственности, к созданию которой никто из нынешних «великих мира сего» не способен по умолчанию.
Конечно, они хотят жить среди фантастических творений архитекторов с мировыми именами, которые могли развиваться все это время, а мы, неизвестно из-за каких щей, переживали рукотворные «трудности», терпели малограмотную обнаглевшую вдупель уголовщину на общественной сцене, высматривающую, чтобы еще тут продать и поделить с «иностранными инвесторами».
Взгляд замылен нашими реалиями настолько, что уже на каждом творении архитектора соображаешь, сколько бы бюджета распилили наши воры, крышуемые спецслужбами… и уже не хочешь ничего.
Сразу представляешь, как каждый объект облепят малограмотные тупые выскочки, как они начнут глумиться и шантажировать денежными потоками, хотя самостоятельно и на равных условиях неспособны лично заработать честно даже на простенькое нижнее белье, на туалетную бумагу, чтоб не ходить обкаканными.
Пожалуй, творения Калатравы лучше всего диссонируют с нашей основной неофициальной, но не менее живучей идеологией, когда на передний план выдвигается серое аморальное и тупое быдло, способное лишь паразитировать. Это уже в полном смысле этого слова… неживая природа. Лианой, душащей все живое, она обвивается вокруг плодов чужого труда, неспособная самостоятельно поддерживать форму.
Не зря главным творение Калатравы считается «поворачивающий торс», жилой дом в Швеции, будто зримо, в архитектурных конструкциях визуализирующий работу… позвоночника, внутреннего стержня.
Жилой дом «Поворачивающееся туловище» (Turning Torso) в Мальме, Швеция.
Глава шведского филиала компании-подрядчика NCC, листая буклет, наткнулся на фотографии скульптуры С. Калатрава «Закрученный торс» — «Twisting Torso». И вдруг ему пришла в голову мысль, что именно такого здания в Мальме и не хватало. Дело было за малым – заинтересовать автора скульптуры-прототипа. После долгих уговоров Калавара все же согласился поработать над проектом этого необычного здания.
Здание, возведенное по проекту Калатравы, стало одним из первых образцов так называемой «поворотной архитектуры» для высотных сооружений.
Ее принцип – строительство небоскребов таким образом, что углы этажей разворачиваются относительно центра здания. Так постройка обеспечивается естественным светом, и в то же время меняется воздействие ветровой эпюры на высотное сооружение, которая резко усиливается выше 10 м.
Необычная структура выделяется почти живой динамикой среди одинаковых плоских фасадов, будто поворачиваясь с движением любого, кто наблюдает за зданием снизу или в общей панораме застройки.
«Поворачивающееся туловище» было построено в 2005 году. Сегодня это второе по высоте жилое здание в Европе: в нем 54 этажа; высота – 190 м. Его прообразом стала скульптура самого архитектора под названием «Закручивающееся тело», представляющую собой фигуру человека, готовящегося к метанию диска. Тема человеческого тела присутствует во многих работах архитектора. Проект железнодорожного вокзала в Люцерне сопровождается эскизом лежащего изогнувшегося женского тела, а эскизом башни для олимпийского огня в Барселоне было изображение человека, стоящего на коленях и держащего в согнутых руках чашу.
Стальная колонна является основой внешнего каркаса. Благодаря ей амплитуда колебаний вершины здания уменьшилась всего до 30 см. Внутренняя ось является несущей конструкцией и возведена из железобетона. В центре здания расположены лифты, лестницы и коммуникации. Прочность и устойчивость небоскребу обеспечивает также фундамент, заглубленный в землю на 18 м, из которых три метра закреплены в скальном основании, для устройства фундаментов понадобилось 850 грузовиков с бетоном.
Здание высотой 190 метров состоит из 54 этажей. В двух нижних блоках расположены офисные помещения, а остальная — это квартиры площадью до 190 квадратных метров. Примечательно, что в повернутом вокруг своей оси здании даже окна имеют изогнутую геометрию. Здание состоит из 147 квартир площадью от 45 до 190 кв. метров. Два верхних этажа, из которых видна даже датская столица Копенгаген, отведены под конференц-залы. В темное время суток включается светодиодная подсветка, свет которой варьируется.
«Поворачивающееся чудовище» — обычный жилой дом, хотя слово «обычный» указывает только на назначение объекта, а не на его внешний вид. Объект насчитывает 9 повернутых относительно друг друга блоков. Кажется, будто чья-то огромная рука развернула прямой небоскреб вокруг своей оси.
В 2005 году на архитектурной выставке в Каннах это творение Калатравы получило приз за лучшее жилое здание в мире, оно служит ярким примером синтеза железа, бетона, органических форм и человеческого гения. На сегодня оно является вторым по высоте жилым зданием в Европе и составлено из девяти блоков, повернутых друг к другу под определенным углом, что позволило создать поворот верхнего блока относительно нижнего на 90°.
Комплекс «Город науки и искусства», Валенсия, Испания. Четыре из пяти уникальных по инженерным характеристикам и по форме зданий, размещенных на месте высушенной реки Турия, являются творением Сантьяго Калатравы.
Оперный театр королевы Софии похож на приоткрытый шлем средневекового рыцаря. Вход в здание расположен как раз под забралом шлема. Интересно, что «перо» над шлемом не опирается на крышу или стены здания; при этом конструкция абсолютно устойчива благодаря прочному фундаменту, безупречной форме и, конечно, инженерному гению автора.
Здание «Эмисферик» вмещает современный планетарий, кинотеатр IMAX и площадку для лазерных шоу. Крыша строения напоминает гигантский глаз. Как у настоящего глаза, «веки» здания подвижны.
Музей науки принца Филиппа не имеет ни одного прямого угла. Его часто сравнивают со скелетом кита, а самого Калатраву – с его великим соотечественником Гауди (стоит лишь вспомнить «дом из костей», созданный знаменитым каталонцем).
Галерея, состоящая из 55 арок, является одновременно ботаническим садом, смотровой площадкой и ночным клубом. Вдоль нее расположена Аллея искусств, где размещены творения современных испанских скульпторов.
Написал architector_portal в блог Фотопрокрастинация 20 сентября 2013 в 09:00
Город искусств и наук (Ciudad de las Artes y las Ciencias) — архитектурный комплекс из пяти сооружений на осушенном дне реки Турия в городе Валенсия (Испания). Дизайн принадлежит валенсианскому архитектору Сантьяго Калатрава.
Комплекс является одним из выдающихся образцов современной архитектуры. В составе комплекса: Музей Океанографии, Музей Науки, Дворец Искусств, мультиплекс Полусфера, в котором расположены Планетарий и стереокинотеатр
.
В начале 90-х годов прошлого возникла идея строительства гигантского комплекса, который стал бы своеобразным символом культурного туризма и развивающего отдыха.
Для строительства был выбран живописный участок, расположенный на южном берегу реки Турия посередине между старой частью города и прибрежным районом Назарет.
После глобального наводнения 1957 года реку пустили по новому руслу во избежание повторения катастрофы, а прежнее русло было превращено в парк, который еще в те времена считался «легкими» Валенсии.
Дворец Искусств им. Королевы Софии. Это 4 зала для проведения оперных, театральных и музыкальных концертов мирового уровня. Имеет форму шлема средневекового испанского воина. Дворец со всех сторон окружен бассейнами.
На заднем плане виден мост, соединяющий южную сторону города с Минорка-стрит:
Это интерактивный музей науки, по форме напоминающий скелет кита:
Его площадь – 40000 м² – это самое большое здание комплекса.
Здание не имеет ни единого прямого угла.
Конструкция 250 м в длину и 33 метра в высоту опирается на пять колонн. Северный фасад здания полностью остеклен, что делает внутренние помещения еще более просторными.
В залах музея размещена интерактивная выставка развития науки и технологий. Экспозиции особенно занимательны для детей.
В одном из помещений показывают кино в стиле BBC. Все бы как обычно, вот только стены, потолок и пол сделаны из зеркал — очень интересные впечатления!
А это зрительный зал IMAX кинотеатра L’Hemisfеric, где кино проецируется на экран-купол, высотой 21 метр, площадью 600 кв. м.То есть смотреть нужно практически лёжа. Я смотрел кино про космические корабли NASA — такого реального ощущения присутствия еще никогда не испытывал.
Справа виден L’Umbracle — галерея-парк с многочисленными видами растений, характерных только для этой местности.
Еще в комплексе есть Океанографический парк с самым большим в Европе океанографическим аквариумом — он занимает 110 000 м2 и вмещает 42 миллиона литров воды.
«Струнный мост» в Петах-Тикве, Израиль. Пешеходный вантовый мост соединяет больничный комплекс, крупный торговый центр и городской парк.
Он выстроен в форме латинской буквы «Y» и специально предназначен для людей с ограниченными возможностями.
От торгового центра и парка на мост ведут пандусы, а от больницы поднимается лифт. Мост поддерживает наклонная опорная мачта, от которой к его сегментам протянута 31 струна.
При этом центральную часть поддерживают 10 струн; каждый из «рогов» — это еще 9. Оставшиеся 3 струны обеспечивают наклон мачты. Каркас моста выполнен из конструкционной стали; пешеходная дорожка вымощена прозрачным пластиком.
Среди воплощенных проектов Сантьяго Калатравы есть еще немало мостов, расположенных в разных частях света. Конструкция каждого из них, побеждающая законы гравитации, легко узнаваема, стройна и красива. Известные мосты – «Арфа Давида», «Субисури», «Мост Сэмюэля Беккетта» и другие.
Здесь же следует заметить, что в Венеции в 2007 году был открыт мост Конституции, спроектированный Сантьяго Калатравой, который прекрасно вписался в окружающий исторический ландшафт.
Вокзал Льеж-Гийемен, Льеж, Бельгия. Новое здание возникло на месте постройки 1958 года. Вокзал строился 10 лет и был окончен только в 2009 г., так как обслуживание пассажиров во время постройки не прекращалось. Льеж-Гийемен является частью холмов, расположенных вокруг него, и представляет собой «здание без фасада».
Его изящная волнообразная крыша состоит из 39 стальных арок, расположенных вдоль движения поездов. Длина здания – 200 м, а высота – 50 м. 5 платформ находятся под открытым небом, остальные – под стеклом. Частично пассажирские платформы вымощены стеклоблоками, что позволяет освещать подземную часть вокзала – переходы между платформами и парковку.
«Обелиск» — юбилейный монумент в честь открытия «мадридской сберегательной кассы». Мадрид, Испания.
Говоря о Сантьяго Калатраве, невозможно не вспомнить хотя бы один монумент его работы. В данном случае это памятник в честь 300-летия сберегательной кассы Мадрида, сооруженный в 2009 году.
Конструкция высотой в 93 м называется «обелиском», хотя имеет не четырехгранную, а округлую форму.
«Обелиск» создан под влиянием «бесконечной колонны» Константина Брынкуши. От него Калатрава позаимствовал материал (позолоченный металл) и «волнообразное» развитие объема, которое выражается как колебание облицовки из 493 узких бронзовых панелей. «Волны» создают 126 моторов.
Монумент выстроен из бетона, стали и камня. Его конструкция способна выдержать сильнейшие природные катаклизмы – вплоть до урагана силой 44 м/с, а механизм продолжает функционировать даже при сильном ветре 12,5 м/с.
Олимпийский спортивный комплекс в Афинах, Греция. Олимпийский комплекс, реконструированный по проекту Сантьяго Калатравы к Олимпийским Играм 2004 года, сегодня считается жемчужиной Афин. Больше всего изменениям подверглась кровля олимпийского стадиона. Также был обновлен велодром, козырьки над входами; воплощен проект Стены Наций.
Перекрытие олимпийского стадиона создано из ламинированного стекла, которое отражает до 90% солнечного света. Оно воплощает излюбленную форму архитектора – изогнутый лепесток, или волну. Также оригинальна кровля велодрома, состоящая из двух арок. К арочным конструкциям крепится покрытие из стекла и металла.
Оригинальным замыслом Калатравы является Стена Наций. Эта конструкция из стальных труб формирует красиво изогнутые волны, способные изменять свои очертания. Во время празднеств Стена превращалась в гигантский видеоэкран.
Еще одним выдающим творением испанского архитектора является Олимпийский комплекс в Афинах, построенный к началу Олимпиады 2004 года в Греции. Поражает своим величием и оригинальностью его недавно открытый Планетарий в Валенсии. В последнее время Калатрава много работает в США и в особенности в Нью-Йорке. В мае 2006 года он получил премию от ассоциации застройщиков Манхэттена.
…На этом считаю официальную часть по представлению архитектурного творчества Сантьяго Калатравы законченной, а далее пойдет… неофициальная. Стоит лишь набрать в поисковике «Сантьяго Калатрава судится…» как и вылезает эта неофициальная часть.
Но ее лучше вынести в сторонку от официоза. Дабы плотнее разобрать особенности отечественной инженерной школы и нормативной системы. Чтобы не было мучительно больно, так сказать.
Продолжение следует…
Читать по теме:
2 комментария
Что-то только в самом конце идет интрига. Все думала, когда автор начнет его гармошки вместо крыши разбирать.
Сергей, у вас получаются высоко профессиональные, качественные и интересные разборы новых стилей и направлений. Большое спасибо!