Там русский дух…, там Русью пахнет!
Цитата из пролога к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый…», 1828)
А раз так настойчиво потянуло Русью, то и все дамы послушно и привычно потянулись к новой любви, разбитой на бесконечное число серий. Лю-лю-бить!..
Любовь нам занятие привычное и увлекательное, призванное скрашивать неразличимую серость будней. У нас и политические карьеры неразличимых в своей серости персонажей выстраиваются по законам малобюджетного заокеанского сериала. Поскольку для него выбирается обычно то, что «носится в воздухе».
Патрик: Менделеев увидел во сне свою таблицу. (3 сезон 4 серия)
Чо читает Достоевского.
Патрик (полицейскому на дороге, пытающегося его оштрафовать за превышение скорости): Ваши засады — узаконенный грабеж. Если вы хотите, чтобы люди ездили медленнее, то вставайте на виду, чтобы все вас видели. Но нет, вы сидите и ждёте. (3 сезон, 13 серия)
Патрик: Да ты хоть горшком назови, только в печку не ставь . Старинная русская поговорка. (4 сезон 16 серия)
Для бюджетных вещей, рассчитанных не на одно поколение, требуется уже либо качественная литературная основа, либо столь же качественное историческое исследование. Поэтому… можно с уверенностью констатировать, что в ближайшее время у нас не появится ни одного качественного отечественного сериала, а никто из российских актеров не продвинется далее жалкого подобия обожаемых всеобщих любимцев зарубежных сериалов.
Поскольку вся образная основа не только любых возможных качественных отечественных сериалов, но и тех же самых зарубежных сериалов – выросла на нашей российской почве из нашего советского прошлого. И здесь… тот «пострел», кто «повсюду успел»! А некоторые умудряются «поспевать повсюду» лишь… на новом жанре, формирующемся «в интернетах» — публицистических сериалах!
В результате сегодня в России складывается удивительная картина. Одни не могут снять захватывающего сериала, имея средства и неограниченные информационные ресурсы телевидения, все ниже роняя рейтинги «ящика». А другие из нашей жизни запросто творят «публицистические сериалы», отражение которых непременно возникает в общепризнанных зарубежных образцах этого жанра.
В искусстве (любом) главное – связь времен. А у нас эту связь времен пытаются порвать еще на уровне высшей иерархии государственного управления. Иначе не объяснить, как подобные «менталисты» из кремлевских администраций оказались в центре общественного внимания.
При этом нет осмысления, что основные информационные потоки уже настолько изменили общественное восприятие всего мира, что попытка игнорировать эти навязчивые «внешние сходства» — выглядит не слишком умно. Точно не по-«менталистски».
В практическом смысле это будет выглядеть следующим образом. Сегодня Россию может захватить сериальная история, где есть слабые намеки на нечто существующее объективно, но пока еще не осмыслено общественным сознанием до жестких стереотипов.
Либо сериал должен включать само это осмысление. На художественном уровне связь времен в виде мощного осмысления сегодня содержится лишь в произведениях и трудах Ирины Анатольевны Дедюховой. Все остальное – частный фрагмент попытки спрятать голову в песок и встать в позу страуса.
Но при этом глубокомысленно объявить, будто все сам (в смысле без Дедюховой) знал раньше, думал в точности так же, но просто молчал, поскольку чересчур умный. Молчание, как пояснил всем античный Плутарх, давно всем подсунутый Дедюховой для застольного чтения – отнюдь не то золото, которое обычно имеется в виду в обывательской мудрости «молчание – золото».
Особенно, во времена, когда молчание по поводу предательства Родины – равноценно подлости. Но в последнее время все чаще встает вопрос об авторских правах, о плагиате и о… формуле на изобретение, которая непременно включает в себя аналог, иначе эту формулу не составить.
Ой, ну вы ж знаете, Ирина Анатольевна иногда тако-о-о-е скажет, что окружающие …не всегда бывают готовы …воспринять сказанное… Я, кстати, тоже.
Останавливает от выражения собственного …крайнего недоумения уже имеющееся знание, полученное в неоднократных натурных экспериментах, о том, что отчего-то Ирина Анатольевна всегда оказывается права (если и не всегда, то по самым значимым вопросам). …Раздражает, знаете ли…
Откуда «дровишки» (то есть, достоверная информация)? Из каких сфер? Мужики интересуются.., точнее сначала пытаются произнести нечто глубокомысленное. Ну, сами знаете, дабы на это изречение мотыльки налетели (дамы заинтересовались). А дамы и не против (за отсутствием Саймона Бейкера на что только не согласишься). Отчего бы и не поболтать?
Dmitry Shumilov. 19 Апрель в 22:56 · Москва · Геополитика — раздел психиатрии
Наталья В. Иванова Это из личного опыта?
Dmitry Shumilov Да, Наталья)))
Ну тут на слово «личное» набегают всяческие другие мужчины, что радует — инстинкты основные не утеряны. По прежнему самым животрепещущим остается «личное» …
John Wilks А что «из личного опыта»?
Dmitry Shumilov «Из наблюдений за ноосферой»)))
О! А вот тут ведущий беседы решил повысить градус интеллектуальности и заинтересованности (что б никто «личное» с «порнографией» не перепутал). Опять же подмигивать всячески начал, заманивать, можно сказать. Но, конкурент не сдавался — все «хочут свою образованность показать» (с)
John Wilks Понятно. Кстати, Психиатры считают, что «нарушение связей между полушариями является причиной психопатии». Только не уточняют — между Северным и Южным или между Западным и Восточным.
Но, дама, услыхав знакомое слово «ноосфера», закусила удила (не поведя бровью на реплики посторонних).
Наталья В. Иванова Ну и что вам там, Дмитрий Валерьевич, та «ноосфера» нашептала? У вас с ней прямая связь?
Тут подтянулись знатоки современного литературного процесса.
Илья Обшадко так это еще Пелевиным было замечено, про непримиримый конфликт левого и правого полушария
А далее, как и следовало ожидать — «о наболевшем»… О чем нынче не начнется разговор, все равно, упирается в фигуру И.А.Дедюховой.
Dmitry Shumilov Да, Наталья, приблизительно, как у вас с Огурцовой))
Да, фигура у Ирины Анатольевны такая, что куда свой взор не брось — везде уже занято … её фигурой …и авторскими правами…
Dmitry ShumilovИлья, знание разлито в мире, надо только уметь его зачерпнуть))
Наталья В. Иванова Ой, ну только вот этих «сцен ревности» не надо…
Действительно, «знание разлито в мире, надо только уметь его зачерпнуть», кто б спорил («небо синее, а трава зеленая» (с)). Одна незадача — надо уметь его взять. И тут начинается ревность по отношению к «ноосфере»…
Из неё отчего-то Огурцова-Дедюхова извлекает монографию за монографией, роман за романом, одно решение за другим, осознано …не Пелевин чай какой-нибудь, кромсающий всяческие знания в окрошку постмодернизма… А все отчего? а от того, что надо применять результативный инструментарий и критерии. Читать надо классику (уже!): «Нравственные критерии анализа» И.А.Дедюхова. Очень пригодится, рекомендую!…
Более (скажем так) опытные товарищи (в силу своего возраста) поступают проще. Они выходят перед публикой и по простоте душевной произносят давно сказанное Ириной Анатольевной (в весьма непростых обстоятельствах) от своего имени.
Да-да! Простые такие!… Это я ругаюсь про папу Шендеровича (того-самого, который…) Теперь понимаете, в кого такой бесстыжий сыночек уродился? Так вот, про папу:
Между тем, дилемма заключается совсем в другом: что можно и чего нельзя в искусстве вообще и на театре – в частности. Можно или нельзя не в смысле статей уголовного или административного кодекса, а в смысле понятий искусства как такового и нравственного закона, которым должен руководствуется Художник. Многих передернет от одного только слова «нравственность». Это естественно в обществе, где о нравственности от имени государства печется Елена Мизулина. Но не будем о словах: добро есть добро, зло есть зло, а остальное – от лукавого.
Сравните:
Искусство – это не жизнь, но ее отражение. Именно оно останется тогда, когда никого из нас не останется. Перед ним все равны. …настоящее искусство, являющееся естественной площадкой свободы нравственного выбора.
Как всегда, спишут и сами не до конца поймут, о чем речь. Вот это была «присказка, не сказка. Сказка будет впереди.» (с) Все вышесказанное было преамбулой к очередному …нетривиальному тезису Ирины Анатольевны (по поводу Западных-Восточных и Северных-Южных полушарий, про правое-левое тоже не забывает) о том, что …очень многое с деньгами …и ещё чем-то уходит за море-окиЯны, там трансформируется …некиИм образом и предстает пред нашими очами.
Может через ту самую «ноосферу» … Вот такая вот «геополитика»… Бред?! Психиатрия?! (каковую Шумилов поминал) Скандал?! Экзотика?!…
Лисбон: Кстати о психбольнице. Кто-нибудь видел Джейна? Мне надо с ним поговорить. (3 сезон 12 серия)
Ну, Дедюхова окружающими воспринимается, прям, как тот самый Патрик Джейн (главный герой из сериала «Менталист», которого Саймон Бейкер играет). Он тоже всех окружающих шокирует и провоцирует. Сначала, конечно же, кругом возмущение и крик.
А потом выясняется, что он всех «отменталил» («развел» по-нашему) и нашел преступника, то есть получил результат, решение задачи. Метод у него такой …»ментальный». Получит, значит, человек через ту самую «ноосферу» некоторое знание о конкретной ситуации, осмыслит её … в целом, увязав с максимумом известных параметров (ну, как в МИФИ на семинарах по физике задачки решать учили, ничего сверхъестественного), а затем, определив механизм взаимодействия элементов системы, он начинает влиять на узловые точки с целью трансформации этой самой системы в нужном направлении.
Или в случае недостатка информации влияет на систему с целью получения отклика, но условия влияния выставляет так, чтобы однозначно трактовать сам отклик… Ничего экстроординарного (казалось бы), всему этому в институте учили…ну, тех, …кто учился, конечно…
Правда, учились и доучивались …не все… Ой, не будем о грустном… «Так шта-а-а-а» , идеального мущщщину заказывали? (не могу удержаться, повторюсь).
Заказывали и давно, но он (к глубочайшему сожалению) оказался женатый. В реальности, конечно, посягать на святость брака — грех, и помышлять не будем. Но, вспомнив «суровые годы юности», увлечение садистскими частушками и приобретение вследствие этого специфического черного юмора, скажем прямо, что терпеть подобную «женатость» непереносимо.
Замечу, что драматизм данной коллизии настолько потряс публику, что последующие самые популярные герои Вячеслава Тихонова были безнадежно одиноки — князь Андрей («Война и мир»), учитель истории Мельников («Доживем до понедельника»), Штирлиц («Семнадцать мгновений весны»).
Режиссеры не решились более так сильно травмировать женскую аудиторию. Избавили дам от мук ревности… А то ноосферу заштормило бы.
Затем, все конечно же в курсе, что Тихонов — это Штирлиц, прежде всего. Такой потрясающий мужской образ в советском кинематографе, что сразу и не упомнишь, какой другой его может затмить. Интеллект, харизма, мужество, рафинированность… В дамский менталитет уже идеал запал, его оттуда не вышибешь…
Поэтому (прям видно), как конструировался образ Патрика Джейна в «Менталисте» (с учетом всего выше сказанного по отношению к героям Вячеслава Тихонова). Завязка сюжета более чем драматична.
Слава Богу, сейчас сложно найти столь драматическую ситуацию, где герой бы был настолько потрясен и погружен в свалившуюся на него трагическую ответственность, поэтому авторами была дана столь жесткая личная вводная. Поскольку зритель имеет дело с сериалами уже давно, то привычность предполагаемой картонности жанра скрадывает подобный вброс боли. Но позволяет безусловно одаренному актеру играть сложнейшие и драматичнейшие человеческие эмоции, не вызывая чувство неловкости у зрителя от их неуместности. Обстоятельства должны оправдать наличие подобного шекспировского накала и глубину страстей. Саймон Бейкер демонстрирует перед камерой мыслительный процесс (возможно, подобно Тихонову имитируя оный повторением про себя таблицы умножения :-) ), окрашенный так полюбившейся дамам ноткой грусти. Невероятно романтично и загадочно!
Личная трагедия взвалила на плечи Патрика Джейна груз ответственности. Понесенная утрата подвигла его на борьбу со злом. Оказывается, такая органичная для мужчины роль. Это ж его функционал.
Тему мести тоже понятно откуда взяли. В самой читающей стране все бились за макулатурные тома «Графа Монте Кристо». И повторюсь, была крайне необходима сверхзадача для героя. Увы, ничего более подходящего не подвернулось для требуемого накала эмоций.
При этом создатели сериала не преминули поисследовать саму месть: её причины и следствия, оправданность и необходимость. Зрителю есть с чем поспорить и не всегда принять демонстрируемый вариант ответа. Тут придется разделить, что есть месть, а что борьба с противником, продолжающим творить свои злодейства. Очень легко попутать.
А не стоит этого делать! Одно дело попытаться простить раскаявшегося преступника или предоставить государству реализовать наказание за преступление. Другое, когда злодей на свободе, и его ещё предстоит изловить.
Поэтому, Патрик Джейн, далеко не граф Монте Кристо. Он находится в состоянии борьбы с Кровавым Джоном. Тем более, что тот не только убийца. Маньяк вербует себе сторонников и создает преступную тайную организацию, вовлекая в неё оступившихся служителей закона. Опаснейшее срастание преступности с властью. Почти шпионские игры…
Кстати, Ирина Анатольевна настоятельно повторяет о необходимости наличия для драматических жанров искусства достойной литературной основы. Автор идеи и создатель «Менталлиста» — Бруно Хеллер (сценарист, режиссер и продюсер). Дедюховой давно нравится его предыдущая работа «Рим» (весьма добротный и дорогостоящий сериал, из-за чего, собственно, его и не смогли долго протянуть — средства закончились). Она кусочки из него часто использует на своих вебинарах.
В случае обсуждаемого сериала деньги, явно, решили направить на создание образа главного героя. Дейтвие происходит в настоящем времени, никакой дорогостоящей реконструкции не требуется. В каждой серии Джейну предлагаются новые обстоятельства и среда.
А «крупными мазками по полотну» в течение нескольких сезонов развивается сюжет противостояния с Кровавым Джоном, который и является основным. Такая, минимум, двухуровневая конструкция. Она не очень-то маскируется. Это предлагаемые обстоятельства. Главное, как в них существует персонаж, как он проявляет себя.
Здесь возможностей хватает, лишь на создание одного образа. Но, именно он и держит всю конструкцию. То, что сделан интересный образ (и … захватывающий), определяется по количеству самопальных роликов, гифок, многочисленных обсуждений на форумах. Да, раньше восторженные поклонницы «и в воздух чепчики бросали», а нынче пользуются достижениями прогресса и высоких технологий…
Надо отдать должное тому, что образ героя Саймоном Бейкером сыгран, а не просто отэксплуатированы внешние данные и органика актера. Нетрудно заметить, насколько разнится даже его мимика и пластика в интервью от того, что публика видит в сериале. Очень многие краски были найдены актером в его предыдущих работах.
Бросается в глаза утрированность его харАктерных движений в ироничных эпизодах. Невольно вспоминается походочка Евгения Вестника в роли директора школы в незабвенных «Приключениях Электроника». Ироничность, свобода, авантюризм, элегантность и раскованность присутствовала у героя Бейкера в фильме «История с ожерельем». Как пишут, эта лента планировалась на Оскар, но не получила.
Здесь сработали тезисы Ирины Анатольевны о достойной литературной основе и необходимости применения нравственных критериев. Очень красивая картина с красивыми и талантливыми актерами, которыми откровенно любуется оператор. Одна сцена в лодке чего стоит, где подчеркивается схожесть линий губ Саймона Бейкера и Хилари Суонк. Там свет, грим (почти его отсутствие), костюмы и камера работают на откровенное любование актерскими лицами…
Но, … но, …нельзя менять верх и низ. Рассказанная в фильме история, предваряющая самый драматичный момент истории Франции — французскую революцию, передана ложно. Не получилось придать романтичности откровенным мошенникам, преследующим простенькие личные корыстные цели.
Парики и кринолины оказались не способны облагородить низменную мотивацию. Не получилось… Правда для Бейкера это был опыт, который он затем использовал. Даже в этой заставке просматривается нечто барочное… Линия непокорных волос, изгиб кисти…
Кстати, с некоторым подозрением отметила следующий ход в «Менталисте». Традиционного напарника у Патрика Джейна нет (поскольку он работает как консультант при следственной группе).
Есть, напротив, куратор — Тереза Лисбон (специальный агент и руководитель). Понятно, что авторы уходили от всем давно набившей оскомину тривиальной пары стандартных детективных персонажей, искали что-либо посвежее.
Женщина — это тоже не сильно новая идея, но в данном случае она (героиня) стала редкой занудой. Её функцией стал «закон-есть-закон». Что советскому зрителю непременно навевает наивного и упертого Шарапова (не приемлющего нарушения закона даже по «уважительной» причине) из «Место встречи изменить нельзя» и, собственно, «Закон есть закон» (1958 года) с бесподобными Фернанделем и Тото (где соблюдение закона доводится до абсурда, но убеждений героев не меняет никак). Помянутые вещи имели бешеный успех в Советском Союзе, на них выросло не одно поколение зрителей.
Воинственная Лисбон в этом дуэте является, ко всему прочему, защитником Патрика, который комично трусит и демонстративно отбрасывает оружие. Невольно вспоминается герой-героиня из «романа И.А.Дедюховой «Армагеддон №3» — факельщик Флик в новой реальности превратившийся в нескладную Марину.
Любовь Ирины Анатольевны к цыганщине и балаганщине общеизвестна. Отсюда, никакого удивления по поводу ироничности раскованности и легкого фиглярства главного героя сериала «Менталист». Он «родом» с ярмарки, странствующей по городам и весям. Он немного мошенник, силою обстоятельств вынужденный служить закону и нести ношу своей трагедии, завуалировав её обаятельнейшей улыбкой.
Надо отметить, что подобно Штирлицу, любившему детей, стариков и собак, Патрик Джейн тоже дает возможность зрителю умилиться своей мимишности.
Что при этом должна переносить и испытывать Тереза Лисбон словами не описать. Авантюрные выходки и экзотические эскапады Джеймса прикрывает она. И ответственность за него тоже на ней.
Бедная женщина, тяжко ей приходится. Дорогая плата за возможность общения с незаурядной личностью.
Ведь, пока Патрик не добьётся победы над своим «условным» противником (Кровавым Джоном) (который повысил свой «статус» до организатора преступного сообщества из оступившихся служителей закона (ой, что-то это мне напоминает!!)), он на женщин не обращает должного внимания (у него, практически, целибат).
«Не до пустяков!» (с) Прям, нельзя не заметить, что практически все известные персонажы-сыщики одиноки. Это штамп или подмеченная достоверная черта? Интеллектуальный азарт заменяет потребность в романтических отношениях?…
Не удивительно, что после всего этого Патрик «просто обязан был на ней (Лисбон) жениться»…
Вследствие чего, сами понимаете, продолжение сериала невозможно…
В течении шести сезонов главный герой осуществлял свою «миссию». На фоне рутинной полицейской работы по защите граждан от преступников (тех граждан, естественно, которых ещё не успели укокошить уголовнички — «отдел по расследованию убийств», всё таки), проводимой с огоньком и задором, главный герой не забывает о своей основной цели — покарать абсолютное зло (Кровавого Джона).
Сосредоточенность на решении этой основной задачи, тяготеющий долг превращают его действия в служение. Поэтому, он практически ведет (во многом) жизнь аскета (специфичного, конечно же, но тем не менее…) Этот образ, сосредоточенного на выполнении своего дела, служении, захватывает зрителя (зрительниц в большей степени, вестимо).
Ну а седьмой сезон, сделанный явно по многочисленным заявкам, так сказать, на бис, представляет публике уже изменившегося героя.
«Всё течет, всё изменяется»… Теперь Патрик позволят себе «ожить» и осознать свои чувства, «важнейшим из которых является» (бесспорно) любовь…
Продолжение следует…