Gaspar van Wittel (1653–1736) Пейзажи северных и южных городов Италии
У комедии дель арте всегда было два основных центра — Венеция и Неаполь. Венеция — это север, это всегда интеллект и рассудочность, а Неаполь — солнечный юг.
Несмотря на буйство красок венецианского карнавала, он заканчивался здесь резко и внезапно — строгим постом перед Пасхой, когда задержавшихся в костюмах и масках гуляк могли немедленно арестовать уже утром, следовавшим за «Жирным вторником».
Неаполь, «город достославный», считался.. более простым, более народным. А юмор неаполитанцев считался намного более грубым и площадным, нежели в утонченной Венеции. Хотя между «утонченностью» Венеции и «грубостью» Неаполя именно в «непристойностях» заключалась существенная разница.
На самом деле, до откровенных непристойностей опускались маски и северного и южного дель арте. Но в Венеции — это были желчные непристойности масок-стариков (Панталоне и Доктора) и шуточек масок молодых (Бригеллы и Арлекина) — над «постылым старичьем».
Стиль исполнения венецианской и неаполитанской комедии дель арте тоже несколько различались: венецианские маски работали в преимущественно в жанре сатиры; неаполитанские использовали больше трюков, грубых буффонных шуток. На сюжеты пьес это тоже накладывала определенный отпечаток: в Венеции смеялись над кем-то (в основном, над старыми скупердяями-купцами, мешавшими жить иной жизнью после утраты былого величия); а в Неаполе… смеялись над собой.
В соответствии с этим сложились и две группы масок. Северную (венецианскую) составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин; южную (неаполитанскую) — Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья.
По функциональным группам маски можно разделить на следующие категории: старики (сатирические образы Панталоне, Доктор, Тарталья, Капитан); слуги (комедийные персонажи-дзанни: Бригелла, Арлекин, Ковьелло, Пульчинелла и служанка-фантеска — Смеральдина, Франческа, Коломбина); влюбленные (образы, наиболее близкие героям литературной драмы, которых играли только молодые актеры).
В самом деле, если актер не будет внимательно следить за импровизационными репликами и линией поведения партнера, он не сможет вписаться в гибко изменяющийся контекст представления. Эти спектакли были излюбленным развлечением массового, демократического зрителя. Комедия дель арте вобрала в себя опыт фарсового театра, однако здесь пародировались и расхожие персонажи «ученой комедии».
Определенная маска закреплялась за конкретным актером раз и навсегда, однако роль — несмотря на жесткие типажные рамки — бесконечно варьировалась и развивалась в процессе каждого представления. Суммарное число масок, появлявшихся в комедии дель арте северного и южного театров, получается в совокупности чрезвычайно большим — их более сотни. Однако большинство из них было, скорее, местными вариантами нескольких основных масок.
Ковьелло (итал. Coviello, фр. Covielle) — первый дзанни, южный вариант Бригеллы. Имя маски произошло от Iacoviello, неаполитанского призношения имени Giacomino, Яковьелло Джакометто — так звали одного из создателей этой маски.
Это бывший крестьянин, уроженец Кавы или Ачерры (древних городов близ Неаполя), говорящий на ярком неаполитанском диалекте. Он — слуга, носит обтягивающий костюм, но иногда может быть одет в простые панталоны и жилет, часто вооружен мечом и палкой для колотушек за поясом. Иногда, потехи ради, Ковьелло дополняет свой костюм оборванца — шляпой с перьями.
У него есть свои амбиции, он откровенно поучает своих хозяев, помогает выйти им из каких-то сложных ситуаций, благодаря своим проделкам.
Хозяева могут застать его в… очках, когда он «по-ученому» пишет непристойные памфлеты, подметные письма и самые отвратительные анонимные куплеты.
Это хитрый, остроумный выходец сельского юга Италии с явно читаемым криминальным прошлым. Но неаполитанская маска (а у Ковьелло она красного цвета, с длинным, похожим на клюв носом) — совершенно невозможна без песен и виртуозного владения музыкальным инструментом. Ковьелло обычно поет «жизненные» куплеты скабрезного содержания, аккомпанируя себе на мандолине или гитаре. Таким он и перешел в испанскую драму чести.
Ковьелло всегда действует хитростью, напором, ловкой выдумкой, умом; много гримасничает, танцует и поет.
Маска сформировалась к концу XVI в. и была типичной для Южной Италии. Попытка перенести её на север оказалась неудачной, т.к. потеряла свою узнаваемость и южный темперамент; сохранив лишь внешнюю форму маска стала бесстыдной и непристойной.
Однако, неожиданное развитие она получила во Франции, где эту маску увидел Мольер и использовал в своей комедии «Мещанин во дворянстве», а дальше мы его видим весьма органично вписавшимся в «Собаку на сене» Лопе де Вега в виде Тристана, небрежно плюющего на приличия: «Все это так… архитектура!»
Среди исполнителей роли выделялся высокое мастерство актёр Амброджо Буономо. Одним из самых известных Ковьелло был итальянский художник Сальватор Роза, на основе этой маски он создал свое персонажа, сеньора Формику. Именно Сальватор Роза разнообразил роль пением и виртуозной игрой на гитаре. Но созданный им образ был излишне политизирован и долго не просуществовал.
Недостатком большинства исполнителей роли Ковьелло было то, что они не выдерживали целостность образа, часто придавая ему черты других масок, в частности, Пульчинеллы.
Ковьелло, рисунок Ж.Калло (нач. XVII в.) |
Ковьелло, по рисунку М.Санда (1860) |
Дзанни, рисунок Ж.Калло (нач. XVII в.) |
Ковьелло. Итальянская гравюра XVII в. |
Пульчинелла (итал. Pulcinella, фр. Polichinelle) — персонаж итальянской комедии дель арте. Представляет южный (или неаполитанский) квартет масок, наряду с Тартальей, Скарамучча и Ковьелло.
Маска Пульчинеллы зародилась в Неаполе в последнее десятилетие XVI века. В ней сочетались черты первого и второго дзанни: простодушие и придурковатость, присущие деревенскому обжоре и увальню, а также ловкость и сметливость горожанина-простолюдина.
Наряду с Арлекином Пульчинелла является самой популярной из масок. Остряк и весельчак, он нередко бывает носителем сатирического начала в представлениях комедии дель арте.
Однако если Бригелла был всегда холостяком, а у Арлекина жена появляется лишь в поздних сценариях, то Пульчинелла почти всегда женат либо женится вместе с парой влюбленных. Это готовый подкаблучник, кавалер запаса, помогающего любой обманутой служанке не огорчать зрителей своей любовной драмой, а, напротив, оттенить любовные переживания главных героев.
В «Собаке на сене» Пульчинелла — дурачок Фабьо, уже проигравший вознаграждение, сообщив о решении графини выйти замуж. Мы нисколько не переживаем по поводу разбитого сердца камеристки графини Марселы, которая получает хорошее приданое и, конечно, готового мужа — Фабьо.
В южной, искрящейся здоровым юмором комедии дель арте — нет никаких трагических «любовных треугольников», поскольку недалекий в любовных делах Пульчинелла тут же превращает их… в квадрат, действуя искренне, наивно и… бесцеремонно.
Женатый Пульчинелла, как правило, неоднократно обманут женой, что придает также ему черты отсутствующих в южном квартете масок стариков Панталоне и Доктора. Да, над «постылым старичьем» на юге издеваться не принято… там принято пользоваться некоторой отсталостью «старичья» от жизни.
Старики в южном дель арто — напротив, только и ждут, чтобы их использовали для устройства благополучного завершения всех любовных историй. И разве история Дианы и Теодоро могла бы сложиться так благополучно, если бы Тристан на венецианский манер желчно орал, что отвратительный старик граф Лудовико живет припеваючи, а его хозяин не может жениться, не имея титула и богатства графа Лудовико.
Пульчинелла переехавший в город крестьянин из древней Ачерры неподалеку от Неаполя. Он тоже слуга, но может также выступать и как огородник (садовник), и как сторож, может быть торговцем, художником… а также солдатом и, конечно, контрабандистом, вором, бандитом.
Одежда Пульчинеллы из грубой пеньковой материи, его основной признак — высокая остроконечная шляпа. Мы привыкли, что в ней выступает Арлекин! Но северный Арлекин носит плоскую шляпу, а остроконечную — именно Пульчинелла.
Наверно, все, кто побывал в Италии, знают, что там… вас могут запросто обокрасть, не видя в том особого греха при всей искренней католической набожности итальянцев. Если у Ковьелло всего лишь преступное прошлое, но вполне респектабельное настоящее, со шляпой и даже очками, то Пульчинелла одинаково органичен в проявлении своих преступных наклонностей. Всегда удобно работать в богатом доме садовником, чтобы зарыть по камелиями украденный кошелек.
Пульчинелла имеет большой «петушиный» нос либо с загнутым крючком — «приапического» типа. Чтобы зрители не слишком заблуждались на его счет, он часто носит горб, разговаривает высоким пронзительным голосом. Основной чертой его характера является глупость, но не всегда: он может быть умён и ловок, как Бригелла (однако важно, чтобы созданный на сцене образ был единообразен и выявлял что-то одно — либо хитрость, либо глупость Пульчинеллы). Отрицательные его качества — лень, обжорство, преступные наклонности. Он рассыпает остроты, часто весьма непристойные.
Характер Пульчинеллы окончательно сложился в XVII веке, лучшие актёры того времени, Сильвио Фиорилло и Андреа Кальчезе, исполнявшие роль Пульчинеллы, немало способствовали этому. Популярность маски вышла далеко за пределы не только Неаполя, но и Италии, породив массу национальных героев.
Так, итальянскому Пульчинелле родственны по характеру французский Полишинель (который, например, появляется в одной из интермедий последней комедии Мольера «Мнимый больной»), английский Панч, немецкий Гансвурст, голландский Ян Клаасен, датский господин Йоккель, испанский Дон Кристобаль и русский Петрушка.
В XX в. одними из лучших исполнителей этой роли были итальянские актёры Эдуардо де Филиппо и Массимо Троизи (также сыгравшем роль Пульчинеллы в фильме режиссёра Этторе Скола «Путешествие капитана Фракасса», 1990 г.).
Пульчинелла — это остряк и весельчак, обыватель, не теряющий присутствия духа, постоянно попадая в разные переделки.
Его вариацией является слуга Чиголотти.
Тарталья — также представляет южный квартет масок. Во Франции эта маска не прижилась, там не было для этого образа реальной основы.
Маска Тартальи появилась в Неаполе ок. 1610 г. Одними из первых интерпретаторов её стали актёры Оттавио Феррарезе и Бельтрани да Верона.
По происхождению Тартальи испанец, он плохо говорят на итальянском языке. Это чиновник на государственной службе, он может быть судьёй, полицейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т.п.
Костюм Тартальи стилизован под должностной костюм, на лысой голове форменная шляпа; на носу огромные очки. Как правило, это старик с толстым животом; он всегда заика, заикание его фирменный трюк. Его борьба с заиканием превращает в комический поток непристойностей любой самый серьёзный монолог, например, назидательную речь в суде.
Наибольшей популярности маска достигает ко второй половине XVII в. В XVIII в. во фьябах Карло Гоцци эту роль играли актёры Агостино Фиорилли и Антонио Сакки, но у Гоцци эта маска уже не имеет столь ограниченных рамок, в его фьябах эту маску могут носить, например, министр и королевский сын.
Скарамучча (Скарамуш, итал. Scaramuccia, фр. Scaramouche «маленький забияка») — отчасти повторяла северную маску Капитана, но несла в себе меньше политической сатиры. Во Франции этого персонажа зовут Скарамуш.
Маска Скарамуччи на юге — уже не испанский захватчик, а простой тип хвастливого вояки, близкий по духу некоторым персонажам Плавта. Он хвастлив, любит браниться, но как только дело доходит до драки, он трусливо сбегает или, если не успеет сбежать, неизменно будет битым.
Из маски Скарамуччи также родились персонажи Пасвариелло (слуга, пьяница и обжора), Пасквино (хитрый и лживый слуга) и, во Франции, Криспен (плутоватый слуга). Предлагаю вашему вниманию четвёртую («итальянскую») интермедию из «Мещанина во дворянстве», именуемой также «Интермедией Скарамуша, Тривелины и Арлекина».
В период с 1661 г. Мольер делил сцену в Пале-Рояль с труппой Итальянской Комедии, где в роли Скарамуша (Скарамуччи) выступал актёр Тиберио Фиорилли. Фиорилли лишил маску всех военных атрибутов и даже не носил шпагу (и именно такой образ Скарамучча сохранился до наших дней), но он отличался неистощимой выдумкой, хорошо владел актёрской техникой, его игра изобиловала техническими трюками, и Мольер многому у него научился.
Итальянский драматург Карло Гольдони, выступая в труппе Фидели, играл маску Скарамуччи. Скарамуш также фигурирует как герой двух романов Рафаэля Сабатини, одноименной сюиты Дариюса Мийо и песни английской рок-группы Queen «Богемная рапсодия»
Так что именно южный, неаполитанский вариант комедии дель арте получил наибольшее распространение во всем мире. А вот у нас… получилось иначе. Несмотря на то, что все русские исконные маски имеют корни в юморе и жизнелюбии южного дель арте, — официально нам всегда предложат желчный, политизированный, эстетически выверенный северный вариант… с несколько препарированными чувствами.
Как эмаль, сверкает море,
И багряные закаты
На готическом соборе,
Словно гарпии, крылаты;
Но какой античной грязью
Полон город, и не вдруг
К золотому безобразью
Нас приучит буйный юг.
Пахнет рыбой и лимоном,
И духами парижанки,
Что под зонтиком зелёным
И несёт креветок в банке;
А за кучею навоза
Два косматых старика
Режут хлеб… Сальватор Роза
Их провидел сквозь века.
Здесь не жарко, с моря веют
Белобрысые туманы,
Все хотят и все не смеют
Выйти в полночь на поляны,
Где седые, грозовые
Скалы высятся венцом,
Где засела малярия
С жёлтым бешеным лицом.
И, как птица с трубкой в клюве,
Поднимает острый гребень,
Сладко нежится Везувий,
Расплескавшись в сонном небе.
Бьются облачные кони,
Поднимаясь на зенит,
Но, как истый лаццарони,
Всё дымит он и храпит.
Николай Гумилев «Неаполь»
Продолжение следует…
Читать по теме:
4 комментария
О! Аделаида! Начинает как-то незаметно складываться и откладываться. После первой части подумалось, что никогда эти чертовы маски все равно не запомнить. Сейчас все начинает оживать.
Хочется в свою очередь поинтересоваться, а как же Коломбина?..
Спасибо, Сергей!
А Коломбине я решила посвятить последнюю часть статьи.
Познавательно и интересно! Автору огромная благодарность!
Замечательно! Большое спасибо!