В духе толерантности сразу предупреждаем, что ни одна пятнистая сова или длиннохвостая неясыть — не пострадали в ходе последующих поздравлений режиссера Владимира Меньшова с 75-летием.
Вообще полагал, что есть кому поздравить Владимира Валентиновича и без меня. Если честно, то считал, что меня вообще не касается этот юбилей, отмечаемый в ходе развала экономики, гуманитарной катастрофы на Юго-Востоке Украины, при позорном падении рубля, которое лишь выявляет полную никчемность руководства экономического блока в правительстве.
Человек дожил до таких лет, до которых 90% читающих этих строки мужчин вообще не дотянуть, так зачем чужие юбилеи портить? Пусть наслаждаются!
Тем более, что откровенно «бабский» фильм «Москва слезам не верит» о сложной, но оптимистически сложившейся судьбе провинциальной девушки, поддавшейся некстати столичным соблазнам (besame, besame mucho, bon-bon, besame mucho, Que tengo miedo tenerte, y perderte despues…) — оказался мне не слишком близким и в далеких 80-х.
Мне даже показалось тогда… несколько недостойной для мужчины-режиссера столь конъюнктурная попытка «завоевать аудиторию» кинотеатров, во все времена преобладавшую именно прекрасной половиной. Кто ж у нас покупал «фотки артистов», кто трепетно рвался на «творческие встречи»?.. Известно, кто. Трепетные дамы, желавшие услышать, будто «жизнь в сорок только начинается!»
Так и хотелось всем окрыленным зрительницам «Москва слезам не верит» посоветовать не дожидаться сорока, а заняться собственной жизнью немного пораньше… Как в воду глядел!
Мне лишь странно, что известная фраза из прежних биографических пресс-релизов немного… подновилась в ходе состоявшихся празднеств.
Владимир Валентинович Меньшов родился в Баку в семье моряка и работника НКВД, в 1947 году вместе с родителями и младшей сестрой Ириной перебрался в Архангельск…
Сейчас уж и не выяснить, кто ж в семье был «капитаном дальнего плавания» (такое было во многих советских семьях), а кто работал в НКВД (что практически во всех советских семьях вызывало не скрываемую настороженность). Зато интересно читать о том, как Владимир Валентинович с младых ногтей повидал мир.
А… в Википедии поясняется, что папа вначале был моряком, а после… почувствовал иную склонность. Зря я на маму подумал, она были, в сущности, никем.
Родился 17 сентября 1939 года в Баку (Азербайджанская ССР). Отец — Валентин Михайлович Меньшов (1912—1974) был моряком, потом работал в НКВД (кавалер Ордена Красной Звезды), мать — Антонина Александровна Меньшова (в девичестве — Дубовская; 1905—1964) — оба уроженцы Астраханской области, в столице которой Владимир и вырос. Сестра Ирина (род. 1941).
В 1961 году стал студентом актёрского факультета Школы-студии МХАТ.
В 1965 году окончил Школу-студию им. В. Немировича-Данченко при МХАТе, в 1970 году — аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе (мастерская Михаила Ромма).
В 2003 году вступил в партию «Единая Россия». В интервью журналу «Esquire» заявил, что вступил в партию «случайно».
В 2004 году ведущий реалити-шоу «Последний герой-5».
19 апреля 2007 года Владимир Меньшов на церемонии вручении наград MTV 2007 отказался вручить приз фильму «Сволочи», бросил конверт с результатами голосования на пол и сказал: «Я надеялся, что пронесёт — не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму, достаточно подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсон. Я, к сожалению, этого делать не буду».
В 2009 году набрал актёрско-режиссёрскую мастерскую во ВГИКе (третья актёрско-режиссёрская мастерская во ВГИКе после Герасимова и Соловьева).
В 2011 году, как председатель российского Оскаровского комитета, отказался подписывать решение о выдвижении на премию «Оскар» фильма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2: Цитадель».
Ну, вчера на вебинаре по Такеши Китано мы уже выяснили, откуда были позаимствованы все эти «шоу» вроде «Последнего героя». В принципе, все они доставили уму и сердцу — ровно столь ко же, сколько фильмы Никиты Михалкова на вечную тему «Я на фоне вашей жалкой истории» и те же «Сволочи».
Тем более, что Владимир Валентинович не уточнил, которую по счету страну, из выпавших на его бытность, — он считает «своей» и так показательно за нее обижается, ни разу ранее за нее не вступившись. А далее он высказал мнение, что в целом ему всегда нравился фильм Андрея Звягинцева «Елена». Он вообще считает, что у нас масса более талантливых фильмов, нежели эти «Сволочи».
Следует сказать, что фильм «Елена», представляемый как «российская кинодрама о классовом расслоении в современной Москве», — это та же «Москва слезам не верит», но уже в полном согласии в той «новой страной», певцом которой Владимир Валентинович попытался стать в «Ширли-мырли», но гораздо более неудачно, чем даже Федор Бондарчук в своем «Сталинграде».
Мне кажется, что в «Ширли-мырли» Меньшов не только перечеркнул все, что сделал раньше в своем конъюнктурном творчестве доброго и разумного (к сожалению, не вечного, так как все его творческие успехи не дотянули и до нынешнего юбилея), — но и выглядел куда большим пасквилянтом, нежели его коллега Михалков в «Цитадели» и прочей военной «ширлимырлятине».
Да и сам-то автор «Москва слезам не верит» должен был понимать, в какую трясину стягивает все его недолговечные «жизненные ценности» такой фильм, как «Елена»? Но… даже в этом пристрастии видно, что главное творческое кредо режиссера Владимира Меньшова состояло в умении держать нос по ветру, то есть политическая конъюнктура.
Премьера «Елены» состоялась на Каннском кинофестивале 2011 года. А, согласитесь, «Сволочей» в Канны не пошлешь. Фильм был удостоен премии «Ника», его увидели в 45 странах, в том числе в США, Польше и Франции.
И знаете, совершенно неудивительно, что сегодня в этих странах Россию воспринимают негативно, фильм так «бичевал общество», выставлял не только москвичей, но и всех нас такими сволочами, что, разумеется, был намного актуальнее, чем какие-то сопли про малолетних сволочей военного времени.
Конечно, фильм был «положительно воспринят большинством мировых кинокритиков», мы уже убедились, что наши режиссеры знают, как добиться положительной критики… за наш счет. Уже даже знаем, во что потом выливается эта «положительная критика «ау их, ату!»
…фильм был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков, удостоившись специального приза жюри каннской программы «Особый взгляд». Кроме того, картина была признана лучшей за прошедший год на церемонии вручения премии «Золотой орёл», а работа режиссёра была отмечена и «Никой», и «Золотым орлом». Большой интерес вызвал премьерный показ «Елены» на центральном российском телевидении в ноябре 2011 года (ещё до завершения официального проката).
Ну, «большой интерес» — мягко сказано, конечно. У зрителей давно вошло в привычку испытывать оторопь, гадливость, и последующее равнодушие к нашим «кинематографическим процессам». Все предпочитают от них закрыться, чтоб… не воняло.
Два года назад пожилой и обеспеченный предприниматель Владимир (Андрей Смирнов) оформил брак со своей гражданской женой Еленой (Надежда Маркина) после почти восьмилетней совместной жизни. У них есть дети от предыдущих браков: у Елены — безработный и ни к чему не стремящийся подкаблучник Сергей (Алексей Розин), сталкивающийся с трудностями при содержании своей растущей семьи, у Владимира — беззаботная и бессемейная дочь Екатерина (Елена Лядова). Внуку Елены, Александру (Игорь Огурцов), нужны деньги для оплаты поступления в университет, иначе его заберут в армию. Елена обращается с просьбой о финансовой помощи к мужу. Владимир попадает с инфарктом в больницу, где его навещает дочь. После разговора с дочерью он отказывает Елене в просьбе и принимает решение: всё его состояние после смерти отойдёт Екатерине, а вдова (Елена) получит пожизненную ренту.
Елена убивает Владимира, подсыпав ему в лекарства «Виагру», и сжигает черновики завещания, которое он так и не написал. За отсутствием документировано оформленной воли покойного наследство делится пополам между супругой покойного — Еленой и дочерью — Екатериной. Елена забирает деньги из сейфа, в котором Владимир их хранил дома, и отвозит сыну Сергею. Когда из-за аварии в районе пропадает электричество, Александр выбегает из квартиры и принимает участие в массовой драке подростков у стен теплоэлектроцентрали. В финале семья Елены обосновывается в доме, где раньше Елена жила с Владимиром.
Так хорошо, душевно, главное «за жисть»! Теперь у ихнего папы «так и останется», а сами они останутся в папкином доме: «Ленк, а Ленк! Ты когда папашу-то прибьешь? Чай нам переселяться пора!»
К юбилею, значит, вышли всякие интервью, бодренько выраженные одной, актуальной нынче мыслью, которую вбивают-вбивают народу, а он все отбивается… Ну, конечно, Владимир Меньшов «поддерживает Путина!»
Валентина Оберемко, «АиФ»:Владимир Валентинович, вы сказали, что реакция России на украинскую проблему стала для вас неожиданной. Почему?
Владимир Меньшов: — Потому что мы наконец-то перешли от слов к действиям. Политика компромиссов всегда заканчивается проигрышем. Собственно, именно поражением она для нас и завершилась — вторым майданом. К власти в Киеве пришли бандеровцы, которые первым делом запретили русским разговаривать на родном языке. Потом, правда, опомнились, отмотали всё назад, но люди уже чётко поняли, какое будущее их ждёт. Первым прорвался нарыв в Крыму. То, что Крым, каждый клочок земли которого полит русской кровью и который в результате самодурства двух партийных бонз оказался в другом государстве, вдруг вернулся в состав России, — это же сверхъестественное событие в самом прямом смысле слова, его можно приравнять к одному из доказательств существования Бога. Во всяком случае — Русского Бога. И что вы лезете со своей банальной арифметикой — что приобрели, что потеряем? Просчитать последствия таких событий не может ни высшая математика, ни квантовая механика.
Вот полюбуйтесь, все уж без него обсудили — он решил осторожненько к юбилею крякнуть заезженными глупостями. Спрашивается, а отчего ж о пораженческом курсе ни слова не пикнул в тот момент, когда в России готовились пройтись по прежнему позорному киргизскому сценарию, выделив «бандеровцам» деньги?
При этом он старается не замечать те вопросы по Крыму, которые возникают к людям, олицетворяющим политику России, — после смертоубийственного лета… Зачем нам Крым, если Юго-Востоку Украины не дали осуществить «крымский сценарий»? К чему все последующее, если все говорится после неприличного молчания в то время, когда молчать было равносильно подлости?
И, кстати, те «жители столицы», про которых снят фильм «Елена» — они-то кто? Законопослушные граждане и идейные интернационалисты? Раз они крошат людей только за деньги и недвижимость, без «идейных» словопрений, так уж вполне достойны всех нас представлять в мировом, так сказать, масштабе.
Нарушены какие-то правила игры? А то мы не видели, как Запад эти самые правила на ходу меняет, когда ему выгодно: «С чего вы взяли, что по 11 игроков в команде? Это у нас 11, а у вас — 7!» И мы только рты от ошеломления разеваем.
Украина на нас смертельно обижена? Да она только этим и занимается последние 20 лет, а вот мы толерантно помалкиваем, когда западенцы святое наше 9 Мая объявляют Днём памяти бандеровцев, вырезавших по ночам советских солдат вплоть до начала 1950-х гг. И ведь совсем небольшое усилие оставалось сделать, чтобы великое имя Севастополь звучало бы с приставкой — «база военно-морских сил НАТО на Чёрном море».
Высокая геополитика волнует режиссера Меньшова в его три четверти века. Но почему не он высказал мысль о недопустимости поставки газа этим «бандеровцам» — сразу после изуверства 2 мая?.. Какие-то «правила игры»… Но не издевательски ли все это звучит в России, где «правила игры» меняют наемные откормленные граждане каждый месяц?
Но из этого источника нам уже, чувствуется, не получить ничего, кроме разлития старческой желчи и отрыжки «идейной обработки сына НКВДэшника.
Владимир Меньшов: Фашизм — это теоретически обоснованное расовое превосходство одних над другими, осознание права на уничтожение тех народов, которые признаны недостойными. Кстати, этот фашизм в изрядной степени гнездится в философии «золотого миллиарда». И в самом американском обществе очень сильны предпосылки к развитию общества фашистского типа, ибо они считают, что Америка осуществляет особую миссию на Земле. Они несут добро, демократию. Да, внедряют они это добро бомбами, но убеждают мир, что бомбардировки — всего лишь хирургический инструмент, который вылечит Землю от болезней. Такая безрассудная уверенность уже вызвала к американцам значительную ненависть в мировом сообществе. Есть в этой ненависти немалая часть зависти к их успешности, но есть и претензии, более чем обоснованные. Их экономическое благополучие построено на безжалостном выдаивании третьего мира, на финансовых спекуляциях.
То, что сам делал карьеру после развала страны, подъедаясь на советских фильмах… побоку. А то, что сделали с экономикой страны, многократно превысив материально-технические потери ВОВ, — это что, не «возрождение фашизма»?
Но тут произошел у меня трепетный разговор о кинематографическом искусстве таких новоявленных «идеологов», неспособных в собственных кальсонах разобраться, отснимавшихся при царе Горохе и Славе КПСС.
Сергей Ткачев Зато теперь им так нравится Путин! Ведь это ж главное, что типа должно нравиться в жизни, принципиально! Просто «быть или не быть» как у Гамлета.
Удивительно, что он раньше ничего о Путине не знал, когда снимал фильмы, которые можно было смотреть. Как он тогда обходился без Путина? Сам сейчас, наверно, не сможет объяснить.
Как стал пустышкой, выжатым лимоном, так выяснилось, как он Путина обожает. Самому-то слабо сообразить, что это вещи взаимосвязанные? Что холуйство и искусство — вещи несовместные? А дальше там ведь еще кучка условий! Впрочем, их куда лучше него Кончаловский озвучит… Тому не привыкать.
Татьяна Гуленок Но это же нормально, когда есть возможность любить, творить и реализовываться в своей стране и не копировать запад и США и вообще это нормально уважать президента, который делает твою страну сильной, независимой и самостоятельной! Кому нравиться Кончаловский , который обсирает Россию, а мне нравится Меньшов который рассказывает о нас простых людях и о том, что деньги это не самое главное в жизни..
Сергей Ткачев Ну, и много он реализовался со своей жалкой «любовью», Татьяна? Может, Оскара взял? Снял «Властелина колец»? Почему он с «любовью» полез, когда в тираж вышел? Курасава снимал до 92х. Этому еще пахать и пахать. Но подобное холуйство — вообще не в духе русской культуры, геополитика здесь ни при чем, речь идет о холуйстве. Пресмыкаться перед чиновником в роли «отца народов» — неприлично. Да и смыслу искусства совершенно претит! Искусство помогает реализоваться читателям-слушателям-зрителям, а не самому «творцу». Сам он должен реализовываться в работах. И где они? США виноваты? Чо ему Путин не помог снять «Гарри Поттера»?
Gaida Valentina Оскара он взял на фильм «Москва слезам не верит». А снял «Любовь и голуби», для страны фильм не менее значимый, чем «Властелин колец».
Сергей Ткачев Для страны, Валентина, намного более значимо — не оставаться без настоящего искусства в переломный период. Кстати, если, несмотря на указанные вами вещи, — в стране устраиваются «рыночные преобразования» с условием, что около 30 млн человек в них явно «не впишутся», это означает, что к настоящему искусству (которое изменяет людей и делает мир лучше) — все эти голуби со слезами не относятся. Это такая удобная качественная поделка, но не более того. И ведь дальше ему сказать, кроме всяких ширли-мырли оказалось нечего. Он — УДОБНЫЙ человек, намного более удобный, чем Говорухин, Стрелков или Макаревич. Но его удобство тоже не имеет отношения к искусству.
Gaida Valentina Мне кажется, что людей следует оценивать по тому, что они сделали, а не потому что они не сделали, но Вам кажется им следует делать. Чайковского мы любим не за то, что он был необычной сексуальной ориентации (кстати, это только версия, доказательств нет).
Сергей Ткачев Ну, оценило его ближайшее окружение как человека. Нас всех ценят, по достоинству или нет — неважно. Важно ведь еще, кем себя окружить. Это вот у нас пошли в атаку — не совсем обычные люди, а те, кто имел возможность на воплощение СВОИХ проектов — аккумулировать культурные, инфраструктурные, социальные, материальные, технические и финансовые достижения всего общества. На деле, как видим, эти вложения в г-на Меньшова не оправдались. Зато он нам навязывает образ мыслей по принципиальным вопросам, в которых сам — ноль без палочки. Он ведь ни одного комбината не построил, ни одного сложного сооружения. Он ни чего не понимает в макроэкономике, в системном анализе. Но лезет навязывать свое мнение. Что по своей сути уже и к культуре не имеет отношения, не говоря об искусстве. А вот в искусстве он ничего стоящего в сложный период не поддержал. С него ведь не по Путину спросят, а по тому, что за дрянь после него экранизировалась. И его сексуальная ориентация, его женщины — тоже побоку! А вот почему при нем уже явно неприличное холуйство становится ОБСУЖДАЕМЫМ… тут большой вопрос, да? Тут, пожалуй, и проверяется стоимость его личного вклада в культуру.
Gaida Valentina Остается только удивляться Вашей запальчивости. Внесите свой вклад в культуру…
Есть такая разновидность людей, возросшая в советский период, считающая, что в России все «вклады в культуру» должны щедро башляться за счет всего общества «ответственными лицами» (то есть теми, кто сам культуры иметь не обязан, хоть и распоряжается «средствами на культуру»). Они все спичи про «культурные вклады» сводят к подсчетам, сколько им не доплатили.
Смотришь на таких и поражаешься! Нет, они много могут, в мастеровитости им не откажешь. Но все это настолько недолговечно, но не доживает и до юбилея, когда-то обычного, а нынче для многих ставших недоступным. Доживи мы до 75-летия, глядишь, немного другое поведали бы про «фашызм».
Но каждый раз думаешь про таких людей, чья личная культура неразрывно связана с «уровнем финансирования»: а если б ему денег «на культуру» не дали, он сам так бы и остался некультурным?..
4 комментария
И все же вопрос остается открытым: какую страну Меньшов имеет в виду под наименованием «моя страна»? Ту, где он делал приличные фильмы? Или ту, где снимается фильм «Сволочи»?..
Справедливости ради приведу продолжение дискуссии по творчеству юбиляра. Понятно, что всем, кому кажется странным, когда такие, как Меньшов говорят «моя страна», поскольку непонятно, что за страну они имеют в виду, — типа «мыслят странно».
Соглашусь. Все верно сказано. Лояльные интервью о Советском Союзе и пара хороших фильмов не дают никаких особых прав Меньшову. Народное признание и для него оказалось не вечным. Он такой же как и все нынешние режиссеришки. Неприятно, но факт. Отчего же они все такие нестойкие-то, вот вопрос.
Наконец-то настоящий мужчина высказался по этим «мыслителям»! Лично мне и в 80-х показалась недостойной и вторичной (после телевизионного фильма «По семейным обстоятельствам») — попытка оседлать «женскую тему» в «Москва слезам не верит». Драматургия там не ночевала, конечно, банальщина и спекуляции на «тяжкой женской доле». А потом куда их? А как его дочка пиарила мерзавок вроде Арбатовой — в «Я сама»? Но гаже всего… старая кошелка (по другому не скажешь, извините) Вера Алентова в «Зависти богов». Сам фильм пошлый, а Алентова там — верх мыслимой пошлятины!
Удивительно, как в этой дряни уговорили «подсняться»Анатолия Лобоцкого… Конечно, если весь небосклон засижен такими «звездами», как Меньшов с семейкой, так деваться некуда…