…Впервые осознанно с этим художественным приемом столкнулась, когда в момент показа по телевидению фильма «Стакан воды» в кампании было принято решение смотреть кассету Пинк Флойда «Стена». Вместо умницы и интригана лорда Болингброка (в исполнении Кирилла Лаврова) изволь пялиться на каких-то аллегорических подростков и прочие кошмары, свойственные инфантильным творческим особям, которых продуцирует урбанистическая среда общества потребления. Но в те времена это было моднее и заманчивее… с притягательным флером «недоступности».
Иногда думаю, а в каких небывалых временах мы жили… Все, что было тогда «на полках» или под запретом — не оставило заметного следа в душе, как только спал покров таинственности. Неприятный осадок, недоумение… и скуку — все это вызывало, а вот интереса не сохранилось.
А сейчас, …да-а-а… И почему-то почти забытая фигура «простого» и «всем доступного» лорда Болингброка приобретает особое значение. Происходит это постепенно… Вначале в литературных предпочтениях, затем в окончательном и не лишенном оттенка мизантропии формировании представления об идеальном мужчине…
Знать бы раньше, да? (с. И.А. Дедюхова)
А потом вдруг ощущаешь жгучее любопытство к этому лорду Болигброку, которому я когда-то давно предпочла такую ерунду за кампанию… Интерес возникает не сам по себе, «из ниоткуда, а при каких-то обрывочных впечатлениях от нашей действительности, которые бы сам лорд Болингброк решительно назвал бы «кашей в голове»: Тунис… печальное событие — смерть Эдуарда Марцевича… разведка… история журналистики…
И здесь стоит лишь снисходительно пожать плечами портрету идеального мужчины в парике. У любой дамы такой поток сознания выстраивает такую затейливую цепочку ассоциативных связей…
А начну я совершенно неожиданно, чтоб у мужчины в парике медленно опустилась нижняя челюсть… Ах! Как уже догались все дамы, начну с красивой женщины —Клаудия Кардинале. Она итальянка, родилась в Тунисе, стала звездой европейского кино, снималась у Л.Висконти и Ф.Феллини с М.Мастрояни, А.Делоном и Ж.-П. Бельмондо.
Она такая красавица… вот бы такой, да попросить у лорда Б. стаканчик фанты… А потом с грустью посмотреть ему в глаза и сказать, что пить расхотелось. Потом опустить роскошные ресницы и прошептать: «Пустяки…»
Самыми упоительными воспоминаниями о съемках фильма «Красная палатка» недавно ушедший Эдуард Марцевич делился со зрителями, рассказывая о сцене, где он целовал её. О ней мечтали многие… «Пустяки…»
Но вот (если не путаю) Леонид Колосов вынужден был ей «отказать». (Пересказываю, услышанный однажды по радио, рассказ). Советский журналист в Италии, который был не просто журналистом, получил приглашение от Клаудии встретиться в выходной в корпункте (был найден какой-то благовидный предлог, что-то вроде стаканчика фанты).
Воодушевленный и предвкушающий, он приходит в пустой офис… И вот уже очаровательная женщина возникает на пороге, «материализуется (с. И.А. Дедюхова). Вдруг раздается противный телефонный звонок, мужчина вздрагивает, срывается с иглы прямого взгляда бездонных итальянских глаз.
Звонок и, правда, шпионский, ему надо бежать на конспиративную встречу. Жуткое разочарование, скомканный разговор, недоуменное прощание… Потом, через несколько лет уже в Союзе она спросила его: «Ты тогда струсил?»… Представляете, как в те времена относились к Родине и долгу?!…
Интересно, смог бы сейчас мужчина прервать свидание с такой роскошной женщиной?… Может, просто отключил бы телефон? Или торопливо прошептал в трубку, опасливо косясь на гостью: «Извини, пупсик, мне сейчас страшно некогда!»?
Впрочем, лорд Б. потому и занимает всё большую часть сознания, посвященную исключительно мужчинам, что со временем понимаешь, как ловко умеет нынешние джентльмены уходить от компрометирующих обстоятельств. Уж простите, но, просматривая фотопортреты нашей сегодняшней «элиты», и представить себе не могу «спонтанную встречу», страсть… без предварительных «договоренностей» за счет средств федерального бюджета.
…Что такое этот пресловутый поток сознания? По всей видимости, информация, осмысливаемая нами в данный момент времени. Человек — это информационное животное. Сколько специалистов с полным правом могут сказать: «Информация — это наша профессия». Кому она только не нужна для принятия решений.
Политикам и государственным деятелям информацию сверхважную, суперсекретную поставляет агентура. Формирует общественное мнение и используется в политической борьбе журналистика. Занимательная информация, жизненный опыт писателями трансформируются в литературу.
Так-с, обратимся к истории. Одно из первых формализованных условий распространения информации и предоставление возможности работать с нею — это «свобода слова».
Кто же воспользовался полученной возможностью? Рассмотрим персоналии, профессионально занявшиеся созданием и использованием информационных потоков.
Весьма подозрительный момент, не находите? Следует отметить также приобретение неординарного житейского опыта и закрепление уже имеющихся незаурядных черт характера: смелости и авантюризма.
Деятельность на поприще литературы началась с памфлетов и сатирических стихотворений, а также прозаических трактатов, посвященных вопросам предпринимательской деятельности.
Упс! Какой универсализм, казалось бы. Но это на современный взгляд. Если взглянуть на ситуацию рационально и житейским взглядом, то странно было бы в те времена, будучи купцом, не быть «разведчиком». Но, творческая мысль продуцировала новые идеи.
Но, как все близко и рядом: агентурная деятельность, политика и журналистика. Подумал настоящий писатель о необходимости создания архива, потом подумал сразу, что кредиторы дом могут отнять, а если кого немножко пошантажируешь, то ведь и дом сожгут.
«Рука не дрогнет!» (с. И.А. Дедюхова)
И тут приходит мысль о Родине, об общественном благе… Только Родина у него простая и понятная, поэтому шантажировать писатель решается во благо Родины, на ниве общественных интересов.
Сколько можно славы снискать на поле сражений… но гораздо больше можно добиться искусными интригами и шантажом. Славы от них немного, зато плоды гораздо щедрее. Кто-то раньше, господа, слышал, что именно Дефо принадлежит заслуга объединения Англии и Шотландии путем… о котором он предпочитал не распространяться.
Такой колоссальный жизненный опыт не мог пропасть втуне.
Увы, истинный талант, как всегда, был неудачлив в житейских делах. «Не до пустяков-с!» (с)…
Но Дефо был не единственным в профессии. Не станет уточнять, в какой именно. Взрослые люди понимают, что сам человек — первичен, а все разделения носят искусственный характер.
Современники считали Дефо памфлетистом, потом разорившимся должником, потом шпионом… журналистом, шантажистом, интриганом, немножко писателем и… конец! В нашей памяти он остается непревзойденным Робинзоном Крузо, проживающего свою жизнь во враждебном окружении дикарей на необитаемом острове.
Каждый раз, встречая в жизни очередного «Пятницу», думаешь, какая это радость — встретить «своего дикаря» на нашем диком, очень диком «необитаемом острове».
Будем считать Дефо, прежде всего, писателем, которым зачастую становятся профессиональные журналисты. Так как же она существовала и развивалась в его время, на его Родине эта профессия журналиста?
Такое ощущение, что уже невозможно было вести политическую борьбу только силовыми методами, предыдущая история страны показала насколько это затратно по расходованию человеческих ресурсов и попросту опасно. Вспомним то немногое, что знаем о истории Англии. Война Белой и Белой розы, реформация, похоже, заставили не проявлять пристального внимания к вероятной незаконнорожденности Елизаветы I . Имевший место впоследствии трагический финал конфликта парламента и короля (Карлу I отрубили голову), заставил наследников более уважительно относится к данному институту и стараться вести политическую борьбу иными (более гуманными) методами, без привлечения военной силы.
Большие умы той эпохи стали создавать и осваивать новые интеллектуальные и инструменты и технологии.
Лорд Болингброк печатал статьи против правительства в «Examiner», и ему отвечал сам лорд-канцлер в другой газете. Выйдя из министерства, Болингброк печатал полемические статьи в газете «Craftsman» за подписью «An occasional writer» (Случайный писатель). Вместе с Болингброком выступали и другие знаменитости на журнальном поприще: Свифт, Стиль, Аддисон и др. Литература, философия, этика и искусство занимали в журналах столько же места, сколько и полемика. Большим влиянием и распространением пользовался журнал «Tatter» (болтун), основанный Стилем, прибегнувшим к хитрости для того, чтобы обеспечить успех своего журнала, – он заимствовал псевдоним у Свифта (Isaac Bickerstaff), под которым последний издал свои три юмористические брошюры, имевшие огромный успех. Свифт тоже сначала принимал участие в газете Стиля, но затем, соблазненный выгодными обещаниями, примкнул к ториям и стал, вместе с Болингброком, издавать политическую газету «Examiner».
Вот поток сознания опять вернулся к помянутому лорду Болингброку. Логика «мирного» процесса развития политической мысли привела и к такому явлению, как оппозиция. Браво! Вы не находите?…
Ой, ну давайте же, наконец, посмотрим так мною любимый фильм «Стакан воды». Какой там Кирилл Лавров ироничный и мудрый, какая блестящая Алла Демидова… И какие там отношения между женщинами и мужчинами. Согласитесь, что в итоге самым пламенным и стойким, выдержавшим испытание временем, остался …ну в общем-то почти любовный поединок между герцогиней Мальборо и нашим лордом. Страсти там кипели посильнее всех прочих… да и противники стоили друг друга…
А рядом с обсуждаемым замечательным лордом Болигброком мы заметили не менее значимую фигуру. Это имя все знают с детства.
Свифт (Swift) Джонатан (30.11.1667, Дублин, — 19.10.1745, там же), английский писатель. Родился в семье стряпчего. В 1682—88 учился в Тринити-колледже Дублинского университета. В 1689—99 секретарь и библиотекарь отставного дипломата и видного эссеиста У. Темпла. С 1695 священник; доктор богословия (1701). В начале 1690-х гг. пробовал силы в поэтических жанрах; сгущённо-пародийный стиль обрёл в прозе. Первое произведение С. — памфлет «Битва книг» (1697) — жестокое осмеяние поборников идейной и культурной новизны самоутверждавшейся буржуаазной цивилизации. Жанровый поиск «Битвы книг» успешно завершился в «Сказке о бочке» (1704), написанной от лица продажного писаки, составляющего нечто вроде энциклопедии грядущего помешательства. Устами «Автора» С. формулирует религиозные, гуманистические, утопические претензии буржуазного прогресса и обнажает их глубинную фальшь. Сказочка о трёх братьях (каждый из которых олицетворяет одну ветвь христианства — католическую, англиканскую или кальвинистскую церковь) становится поводом для бесконечных пародийных отступлений, где уже средствами собственно языка разоблачаются новейшие идейные извращения.
Ну, ничего, обошлось, правительство оказалось мудрее. Зато, в памяти потомков остались литературные труды, которые не теряют актуальности и поныне. Вот относительно новенькое прочтение.
Да, недурно так сформировалась профессия (или профессии). Возник достаточно серьезный противник.
Парламент очень долго и упорно вел борьбу с печатью, не допуская ни малейшей гласности своих прений. Всякий отчет о парламентских прениях, напечатанный в газетах, считался прямым нарушением прерогатив парламента. В 1729 г. парламент издал постановление, воспрещающее даже отдаленнейший намек на действия парламента. Однако это постановление нарушалось постоянно, и в газетах, то там, то сям, появлялись кой-какие скудные сведения о заседаниях парламента. Но и в таком виде они не нравились ему, и поэтому в парламенте постоянно поднимался вопрос о том, как заставить молчать печать. В защиту печати выступил Уальполь, в бытность свою первым министром, и высказался в пользу того, чтобы печати было предоставлено право помещать парламентские прения, ибо запрещать ей это – значит посягать на ее свободу. Мало-помалу и парламент должен был уступить давлению общественного мнения.
(продолжение следует)
3 комментария
В фильме противостояние Болинброка и герцогини Мальборо — главная интрига сюжета. Игра Кирилла Лаврова и Аллы Демидовой, воплотивших на экране образы этих персонажей, доставляет истинное наслаждение.И зритель, конечно, не должен ассоциировать всё увиденное на экране с реальной историей, нужно с пониманием относиться к несоответствиям реальным событиям, ведь всё-таки пьеса Э. Скриба и её экранизация — художественные произведения.А реальный лорд Болингброк боролся за то, чтобы снова и снова ставить свою партию у кормила правления, он не отступал даже перед мыслью внести смуту в государство.
Спасибо, Натали, вспомнил хороший фильм, а попутно узнал много нового об авторе Робинзона Крузо. Очень интересно!
Спасибо и вам, Валерий. Вот видите, Сергей Кредов был прав — я хорошая :-) … и вы тоже…