Вашему вниманию предлагается рассказ Сергея Кредова об отношениях между силовыми ведомствами в лице их руководителей в столь благостные времена «застоя». Знаете, послушала я это всё, почитала старые публикации, и что-то мне всё это не понравилось. Описываемые структуры — они ж, просто, инструменты, специализированные и острозаточенные, чем и опасны, но, тем не менее, всего лишь инструменты. Один из моих старших родственников был милиционером. В сталинские времена он мотался по стране, как военный. Кстати, руководители партийные тогда тоже часто меняли места работы, их перекидывали из одной области в другую …
Между руководителями двух силовых ведомств возникало множество столкновений и по другим поводам. Иногда генеральный поручал Щёлокову акции, входящие в компетенцию Андропова. Скажем, в 1972 году именно Следственный комитет МВД проводил разбирательства в Грузии, которые в итоге привели к смене власти в республике (место отправленного в отставку Василия Мжаванадзе занял Эдуард Шеварднадзе). В конце 1970-х в МВД затеяли операцию по внедрению оперативников в хлопковую отрасль Узбекистана. Щёлоков пришёл к Брежневу с докладом и за разрешением продолжать работу. Ознакомившись с собранными материалами, Леонид Ильич распорядился направить их… в ЦК Компартии республики для принятия мер. Это могло дорого обойтись внедрённым оперативникам.
Министр на свой страх и риск полгода тянул с выполнением решения генерального, давая возможность вывести людей из операции. Да, начало будущему громкому «хлопковому делу» положили именно милиционеры (хотя позднее лавры присвоят себе прокуроры и чекисты, которым Щёлоков якобы только мешал). В 1982-м министр и вовсе создаёт специальную антикоррупционную группу из семи человек (в составе милицейского главка по борьбе с хозяйственными преступлениями). Сыщики успели вскрыть крупные злоупотребления в окружении главы Азербайджана Гейдара Алиева: в республике обнаружили – ни много ни мало – фальшивые колхозы с липовыми Героями Социалистического Труда во главе. Этим материалам Леонид Ильич тоже не дал ходу. В Грузии оперативники пресекли деятельность крупного цеховика, промышлявшего изготовлением фальшивого вина. В пользу государства тогда изъяли рекордную сумму – 7 миллионов рублей. Щёлоков не просто был в курсе подобных операций, он участвовал в их разработке, курировал их и отстаивал перед партийным руководством страны.Отмечу, что в условиях СССР в роли антикоррупционного ведомства могла выступать только политическая полиция (КГБ) и лишь в исключительных случаях, при санкциях с самого верха, – криминальная (МВД). Считалось, что задача милиционеров – ловить уголовников. Поэтому упрекать 50-го министра в том, что он недостаточно проявил себя в борьбе с нараставшей теневой преступностью, коррупцией, несправедливо. Щёлоков отнюдь не чурался такой роли, а часто выступал с инициативами. (Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru) «Оклеветанный молвой» С.Кредов)
Не многим удавалось поговорить откровенно с Виталием Васильевичем Федорчуком.
В 2007 году с 89-летним экс-министром встретился корреспондент украинского еженедельника. В небольшом интервью с красноречивым названием «О чем молчит генерал Федорчук?»* (*Газета «2000», 12.01.2007.) трижды встречается слово «ненависть».
Об отношениях с Андроповым: «Он меня ненавидел так же, как я его». На должность главного милиционера Юрий Владимирович назначил Федорчука, «ненавидя и желая унизить». «И ничего. Я это пережил», – говорит Виталий Васильевич. Щёлокова, свидетельствует генерал, Андропов «ненавидел лютой ненавистью».
Игорь Иванович Карпец, в то время начальник ВНИИ МВД, с ужасом наблюдает, что происходит в главном управлении уголовного розыска с его кадрами:
«С приходом министра Федорчука, его «серого кардинала» Лежепекова и их сподручных началась «охота на ведьм»…Всех самых лучших сыщиков, собранных в группу ст. инспекторов по особо важным делам – В.Ф.Корнеева, Б.В.Слободина, А.И.Арбекова, Ф.Д.Светлова во главе с их руководителем – А.С.Муравьевым – «ликвидировали», ликвидировав группу как самостоятельное подразделение. Трагична судьба А.С.Муравьева…Он был вызван в Управление кадров министерства (ведомство Лежепекова, Мельника и др.), с ним велся длительный и, видимо, очень тяжелый разговор. Зная характер Алексея Сергеевича, я представляю, что «разговаривающим» было с ним нелегко. Он же, выйдя оттуда, вернувшись в главк, сказал товарищам, что уезжает к матери, по-моему, в Смоленскую область. Через два дня мы получили известие о том, что А.С.Муравьев – могучий человек, прошедший войну, видевший смерть и в уголовном розыске, честный, прямой – окончил жизнь самоубийством выстрелом из охотничьего ружья. Последние его слова были: «Меня толкали на подлость, пусть не рассчитывают на это…» По факту самоубийства полагалось вести следствие. Его не было.
…Не было расследования по факту самоубийства еще одного из начальников отделов, работавших при мне – Владимира Николаевича Нечаева. Меньше всего можно было думать, что он способен на это. Выдержанный, корректный, прекрасный специалист…В тот же период после «крупного разговора» не выдержало сердце у Юрия Константиновича Щербакова – начальника отдела по борьбе с наркоманией, еще молодого, но весьма квалифицированного работника».
Из созданных при Щёлокове структур одной из первых пала служба профилактики правонарушений. Ее расформировывают за ненадобностью. Действительно, сложно представить Федорчука, который бы занимался этим муторным делом, например, созданием летних лагерей для трудных подростков. Ликвидировали центр по передовому опыту, ряд других научных центров.
К этому можно добавить такие милые картинки, словно совсем из другой, варварской эпохи.
В ведомственных музеях прячут экспонаты, подаренные Щёлоковым. Сотрудники центрального музея МВД по приказу свыше с металлических кубков, мраморных статуэток соскабливают дарственные надписи с именем бывшего министра…
Фотографии Щёлокова изымаются из архивов органов внутренних дел по всех стране. «Чистят» даже личные архивы милиционеров.* (*Туляк А.А.Турицын ухитрился сфотографироваться вместе с министром, когда тот посещал Тулу. Кадровики, зная об этом, потребовали отдать снимок, но Турицын не отдал.)
Из библиотек изымают печатные работы не только Щёлокова, но и, например, Карпеца, и других подозрительных авторов по списку.
То один, то другой сотрудник МВД вдруг обнаруживает за собой наружное наблюдение. За генералом, вернувшимся из Афганистана, год ходил «топтун» – но это еще как-то можно понять. Ученый-криминолог Анатолий Алексеев получил предложение от Федорчука стать его помощником. Соблазн был, вспоминает Анатолий Иванович: лампасы получить, улучшить жилищные условия. Но тут ученый обнаружил за собой «наружку». «Насилу сумел отвертеться», – говорит Алексеев.
Поневоле задаешься вопросом: а что натворило МВД? Пыталось совершить государственный переворот? Найдены массовые захоронения замученных? Какие имелись в тогдашнем МВД пороки, которые нельзя было устранить, что называется, в рабочем режиме, как это и делается обычно, когда в организации меняется руководитель? За что его так?
(«Щелоков» С.Кредов)
Кстати, когда Сергей Кредов рассказал, что первое что уничтожил Федорчук — это была система профилактики, (вы уж простите мня) но неизбежно приходит мысль о преднамеренности данного деяния. Вспоминаются возникновение и расцвет именно в тот период «силовых» молодежных группировок, которые впоследствии стали участниками «бригад». Упорные слухи, о том что их создание и деятельность курировались чекистами, не больно-то и опровергались…
Был такой смешной случай, совершенно достоверный (мне рассказывали). Звонят в МВД где-то в конце 80-х, когда Федорчук уже был снят с должности министра МВД, и говорят, что на Курском вокзале нашли пьяного мужика в тапочках и в халате. Он уверяет, что он бывший министр МВД Федорчук. Съездили, посмотрели, точно Федорчук. Человек напился, вышел (у него и с головой было не все было в порядке), вот он пьяный в халате и валялся на Курском вокзале. Он был ещё и шизофреник.
Люди, которые с ним работали говорили, что когда он пришел в МВД у него на морде было написано «как я всех вас тварей ненавижу».
Это был здоровый бугай, у него в кабинете была гиря, и он хвастался, что он с этой гирей прошёл всю войну. И его помощник (бывший помощник Щелокова) говорил; «У меня отец прошел всю войну. Я никогда не слышал, чтобы фронтовики на войн занимались гиревым спортом. Это значит надо было иметь там много времени свободного и хорошо питаться, чтобы ещё и гирьку швырять.»
И каждое утро Федорчук требовал, чтобы ему подавали кроссворды (а тогда кроссворды было не так просто найти) и остро наточенные карандаши. И первое, что он делал – это заполнял кроссворды, причем делал он это, просто, виртуозно. Это означало, что у человека была колоссальная практика по разгадыванию кроссвордов.
(С.Кредов)
Ну, и немного о «светской жизни» того времени…
И какой результат был получен? Под какие задачи проводилась данная «зачистка»? Потому что, она проводилась не столько по признаку «нарушитель социалистической законности», сколько по принадлежности к той или иной группировке…
7 комментариев
Прямо не оторвешься. В высшей степени интересно и содержательно. Читатели ждут продолжения.
Спасибо, Андрей! Передадим Ваше пожелание Сергею Кредову.
от всего описаногго веет разложением и тленом.
того времени когда союз уже распался, и все вызлезло на ружу более явно.
так что мыслю что это была подготовка к развалу.
Что интересно именно здесь — видны конкретные персоналии, занимавшиеся конкретным развалом.
эта тема, вобще сложна для восприятия и анализа.
очень не хочется вспоминать, как это все происходило.
слишком там много такого… гнусного и мерзкого, с чем ознакаливатся нетянет.
как в незажившей ране ковырятся.
…
насчет персоналий… мыслится мне, что они были лишь инструментами, проводниками чей то воли.
кто то сыграл на всем этом, со стороны.
видя ВЕСЬ расклад, и четко двигая фигуры по доске для достижение требуемой врагу цели.
развал союза….
хотя нет, все много глубже…
четко прослеживается деятельность направленая на комплексный регресс.
На меня наибольшее впечатление произвела статья «Профессиональная деформация» Ирины Анатольевны Дедюховой.
У Кредова частный узкий взгляд, есть своя тема, частное чувство справедливости. Интересно бывает сопоставить подходы. У Дедюховой — огромный пласт изменений, выводы капитальные.
Спасибо за эту ссылку, Натали! Пока без нее смотришь на этот материал, возникает узкий аспект проблемы вместе с вопросом, кому это нужно сейчас? Кому нужен Щелоков и другие? Результат мы сегодня получили не только обратный, но чудовищный. Это обычная человеческая точка зрения, мы все — прагматики поневоле. У Дедюховой в работе оказывается весь пласт. В нем сразу видишь, как это разрушение оказало влияние и на твою жизнь, видишь и собственные просчеты.
Не умаляя сделанного Сергеем Кредовым, хочу высказать ему уважение за его смелость. Сложно решиться выставить свой труд на суд «матерого человечищи» Ирины Анатольевны. Но сама тема пропитывается всеобъемлющими выводами, возникает совершенно другой интерес к книге.
Подумал, что раз Кредов не побоялся пройти беспристрастный разбор Дедюховой в высших материях где она обитает, значит, хорошо проработал тему и абсолютно уверен в том, что говорит правду.
Хотел бы еще отметить тонкую эмоциональную интонацию фильмов. При всех технических недочетах они что-то трогают в душе.
Сергей Кредов приглашает:
«21.01 (вторник) в 18.00 в Московский дом книги на мою встречу с читателями, где я буду держать ответ за книгу «Дзержинский» (ЖЗЛ).
2-й этаж, кафе, непринужденка. Уже несколько таких встреч было, и все они прошли нескучно.»