Сразу отмечу, что наметила тему вебинара Хильдегарда Бингенская. Голос из Средневековья — после спича Ирины Анатольевны в цикле Сакральные смыслы о ее «свейском имени», о наших целях и задачах восстановить Образ Русской женщины.
Сакральные смыслы. Часть II
06.02.2024Но… именно отсюда следует наша общая сакральная задача на этот год, что я отметила в Новогоднюю ночь (см. Основные тренды 2024 года). Мы должны все поднять на законный пьедестал образ Русской женщины. Поскольку в прошлом году пришла такая бесспорная сакральная истина: что РПЦ у нас должна была прямо в ходе Потсдамской конференции прославить всех юных героинь Великой Отечественной — святыми!
Знаете, меня саму тогда хорошо так накрыло… Хотя, если посмотреть, ведь все время этим и занималась! Но… как-то неосознанно! А только вот сейчас понимаешь, зачем все это было. Пока так вот не пошарахаешься, то и не сформулируешь.
Со Стариком еще ведь какая особенность. Так уж получилось, что я, пожалуй, последняя из всей прослойки «псов войны», кому давали свейское имя. И говорила, что меня многие и знали именно под именем… Хильда, искренне считая, что это имя… еврейское. Да, у меня преподаватель математики была по имени Хильда. Да я и в повести Мы сидим на лавочке поэтому назвала героиню Хилей. И у нас татары, например, тоже имели домашнее имя, да многие. А вот на меня постоянно орали «Хильда!» Соседи и друзья брата очень потом удивлялись, что я паспорт получала как «Ирина»: «Так тебя же Хильдой зовут! Все это знают!»
Нда, такая сакральная привычка давать свейское имя. Меня оно доставало, если честно. Оно каким-то образом вызывало у меня формирование определенных свойств. Что… только обременяло.
«Как вы лодку назовете, так она и поплывет»
В свейском варианте Хильда — сокращенное от Хильдегард. Вообще-то это защитные сооружения у частокола. Это защита! И волк. И что-то несет в себе такое… сакральное. И надо сказать, что за сакральным (у всех, кто понимает) сейчас идет форменная охота. Угадайте, какие монетки начали себе штамповать некоторые, как только…так сразу! С начала СВО. Как только я начала орать про Денежные иллюзии.
Серебряная монета 2022 Германии Хильдегард Валькирия 1oz Germania Mint
Богиня воин волк битва монета Германия 5 марок
Хильдегард, первая монета из новой серии «Валькирия» (следующая серия после Аллегории) от монетного двора Германии. Валькирия 2022 года: Хильдегард 1 унция серебряной монеты начинает коллекцию германских богинь – прекрасных воительниц-девственниц, дочерей Одина. В мифологии Валькирии переносили души самых храбрых воинов, павших в битве.
На аверсе монеты Хильдегард изображена как защитница мужчин. За Валькирией находится крепость, охраняемая высокой стеной из деревянного частокола. В руке Хильдегард держит германское копье и щит с изображением волка Фенрира. На доспехах богини выгравирована руна Альгиз – ее функция — защищать и дарить чувство безопасности, открытости и поддержки. Хильдегарду сопровождает волк, которого также можно увидеть на заднем плане монеты – на скале, воющий на луну. Если поискать, то можно найти и другие скрытые детали на монете, связанные с германской мифологией.
На реверсе представлен совершенно новый дизайн, сочетающий в себе как фирменного двуглавого орла монетного двора Германии, так и новые германские руны и воющего волка…
А какая у меня первая погремуха была в интернете от местечковых? «Валькирия»!
Но говорю же, что изначально это — земляной вал, защитное сооружение, с девизом «Хранить и защищать!» Ну, как у всех смоленских. Но раз земляной вал, так сразу хочу сказать тем как бы «мужчинам», которые в соцопросах на букву «му», что борьба с ЛГБТ-ней им тоже от меня и за все хорошее. Потому как и к такой защите надо подходить… с правильной стороны, с типичных позиций.
Ну, об этом еще поговорим, но вот почему при нас-то немчики вдруг стали хвататься за Хильдегард, определив ее стоимость в 10 марок, а напротив волка расположив… двуглавого орла? Причем, у орла вместо яблока (державы) хэзэ в лапах.
Вообще… что это такое? В данном случае, это откровенная оккультная практика! К нумизматике она хер имеет какое отношение. И такой «магический предмет» у многих побывает в руках, он у нас за 100 рублей торгуется. Вот и прикиньте! Иметь эти 100 рублей нынче, которые мне уже обосралось защищать в непрерывных атаках со стороны глухих и безглазых… или такую «героическую» монетку? Приятно же в нашем бардаке вообразить себя…нумизматом! Только мне-то как вас после такого хранить ии защищать?.. Да собственно никак. Это же как… переуступка прав требования! Вот только вопрос к тем, кто таким торгует: как мог оказаться российский двуглавый орел на вонючей немецкой монетке? Про Хильдегард не спрошу, этот «лот» давно продан.
Поскольку меня тоже потянуло узнать, что за Хильдегарду с волком решила прибрать себе Ангела Меркель… а тут я сталкиваюсь, что все это время там упорно стараются прославить вполне как бы «цивилизованный» образ Хильдегарды Бингенской… которую и канонизировать удается сравнительно недавно.
Хильдегарда Бингенская-гениальная монахиня средневековья
Женщина в эпоху Средних веков была обречена на затворничество в стенах дома или монастыря, а о том, чтобы реализовать свои таланты и возможности сразу в нескольких сферах деятельности, представительницам прекрасного пола не приходилось и мечтать. Тем более поразительной и выдающейся кажется сейчас биография Хильдегарды Бингенской, чье имя история мировой культуры хранит почти тысячу лет.
Хильдегарда родилась в 1098 году в Бермерсхайме на территории нынешней земли Рейн-Гессен (по другим сведениям, в Бекельхейме), в семье дворян, служивших графам фон Шпонхайм. Она была десятым ребёнком у своих родителей, Хильдеберта и Мехтильды. В возрасте восьми лет была отдана на воспитание к монахине Ютте, сестре графа Мейнхарда фон Шпонхайма.
Когда Хильдегарде было четырнадцать, она вместе с Юттой поселилась в женском ските под Бингеном под покровительством тамошнего мужского бенедиктинского монастыря, посвящённого св. Дизибоду. Помимо св. Писания Хильдегарда изучала основы семи свободных искусств, латинскую патристику, литургику.
Хильдегарда Бингенская обретает божественное вдохновение и диктует своему духовнику и секретарю Вольмару (справа). Миниатюра из рукописи Scivias. Бернкастель-Кус. Библиотека госпиталя св. Николая. Cod. Cusanus 63 (ок.1210)
Хильдегарда всю жизнь отличалась слабым здоровьем, что способствовало её интенсивной внутренней жизни. С юности у неё были мистические видения, о которых она первоначально рассказывала только своей наставнице Ютте. В возрасте сорока двух лет Хильдегарда, по её собственным словам, получила божественное повеление записать свои видения. После долгих сомнений она посоветовалась со своим духовником (который был также её другом и секретарём) Вольмаром, который показал её записи аббату. По настоянию аббата и местного архиепископа Хильдегарда продолжила записи и за десять лет записала 26 видений, составивших главный её труд Scivias, визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда. Публикация Scivias получила одобрение св. Бернара Клервоского и папы Евгения III.
Хильдегарда Бингенская ( 16 сентября 1098, Бермерсхайм — 17 сентября 1179, монастырь Рупертсберг под Бингеном, Рейнланд-Пфальц) — немецкая монахиня, настоятельница-аббатиса возведённого под её руководством бенедиктинского монастыря Рупертсберг . Автор мистических книг видений, первая из которых «Путеведение, или Познание путей Господних» (1152), духовных стихов, песнопений, трудов по естествознанию и медицине, лексикона «Язык незнаемый». Пророчица. В 2012 году канонизирована как святая в лике «Учитель Церкви». Вся последующая жизнь Хильдегарды прошла под влиянием юной монахини. С 14 лет обе они перебрались в скит Дизибоденберга под Бингеном, основанный монахами ордена бенедиктинцев. Несмотря на отшельническую жизнь, Хильдегарде удавалось много учиться, изучать грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, гармонию.
Ютта прожила всего 44 года, и после ее смерти скитом и его общиной стала управлять Хильдегарда.
В возрасте около пятидесяти лет Хильдегарда принялась за строительство женского монастыря Рупертсберг, а позже — его подворья в Айбингеме.Согласно откровениям Хильдегарды, еще с детства ее посещали видения, а позже ей было велено свыше эти видения записывать.
С записями настоятельницы женского монастыря ознакомился папа римский Евгений III, который передал сочинения специальной комиссии, и комиссия подтвердила их пророческий характер. Хильдегарда записывала события, которые должны были произойти в будущем, раскрывала не доступные человеку знания, считая своей миссией узнавание божественного замысла, побуждение верующих к уважению Бога и смирению во время молитв.
Хильдегарда посвятила много лет целительству и описанию лечения с помощью молитв, правильного образа жизни и целебных растений. Ее перу принадлежит труд под названием «Книга о внутренней сущности различных природных созданий». Подход монахини к лечению был для ее времени весьма прогрессивным.
В частности, она настаивала на восприятии и исцелении общего состояния человека, включая его телесные и духовные особенности. В книге подробно описывались и лечебные свойства разных растений, камней, животных, основанные на наблюдениях самой Хильдегарды, трудах ее предшественников и все тех же откровениях, которые, по убеждению аббатисы, направляли ее при написании своих трудов.
Преклонение перед настоятельницей было настолько велико, что, согласно жизнеописаниям Хильдегарды, больной начинал чувствовать исцеление уже при самом обращении к ней.Аббатиса прославилась не только как прорицательница и врачеватель, но и как автор музыкальных произведений, дошедших, как ни сложно себе это представить, до наших дней. Не будучи обученной нотной грамоте или песнопению, она сочиняла музыку, призванную прославить бога на земле, воспринимала свою деятельность композитора как вид служения, как таинство.
Хильдегарда с детских лет сочиняла музыку на собственные стихи. В 1150-х гг. она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в сборнике под названием «Гармоническая симфония небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum).
В него вошло более семидесяти одноголосных распевов (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле. Сохранилась её литургическая драма «Действо о добродетелях» (Ordo virtutum, 1-я ненотированная ред. ок. 1151, вторая нотированная — ок.1179), которая посвящена теме борьбы за душу человеческую между 16 персонифицированными добродетелями и дьяволом (единственная мужская партия).
По сути Ordo virtutum является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, литургическая драма была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.
Хильдегарда считала музыку проявлением божественной гармонии, раскрывающей суть души человека. Музыкальные произведения создавались для монастыря и исполнялись во время литургий и праздников в церковном календаре.
В настоящее время музыку Хильдегарды Бингенской исполняют ансамбли старинной музыки, самым известным из которых является группа «Секвенция» Бенджамина Бэгби и Барбары Торнтон (после ее смерти сольные партии исполняет Катарина Ливлянич). Полное собрание сочинений монахини составляет коллекцию из 8 компакт-дисков.
Из других достижений Хильдегарды нужно отметить и создание ею лингвистического феномена под названием «язык незнаемый» (Lingua ignota) — сотни новых слов и измененные способы написания латинских букв – за многие годы до первых экспериментов с созданием искусственных языков!Среди других важных работ Хильдегарды следует назвать «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum, между 1150 и 1160 гг.), которая сохранилась в виде двух частей.
Первая часть — «Книга о простой медицине» (Liber simplicis medicinae), которую обычно называют «Физикой»; вторая часть — «Книга о сложной медицине» (Liber compositae medicinae), на которую обычно ссылаются как на «Книгу об искусстве исцеления».
В «Физике» описываются растения, минералы, деревья, камни, животные и металлы с присущими им лечебными и нелечебными свойствами. Многие медицинские наставления Хильдегарды имеют историческую ценность, но есть также сведения и советы, не потерявшие свою актуальность и сегодня.
В «Книге об искусстве исцеления» Хильдегарда обращается к человеческому телу, его органам и функциям, причинам и методам лечения болезней, описывает лечебное действие различных трав, в том числе, например, конопли
Личность Хильдегарды Бингенской вызывает интерес и в наши дни — не только потому, что она на столетия опередила свое время и в эпоху средневекового восприятия мира внесла в культуру той эпохи новое, ценное знание, обогатила науку и искусство. Ее удивительная судьба уникальна еще и потому, что Хильдегарда была признана современниками, почитаема ими, состояла в переписке с первыми лицами государств и католической церкви – это во времена преследования инакомыслия и крайне низкого статуса женщин в обществе. Причудливое переплетение религиозных откровений, научных изысканий и произведений музыкального искусства сформировало образ этой женщины, уважаемый на протяжении уже тысячи лет.
В наследие Хильдегарды входят также более короткие работы, в том числе биографии св. Дизибода, основателя монастыря, при котором зародилась её община, и св. Руперта, которому был посвящён её собственный монастырь, а также множество писем. Среди адресатов Хильдегарды были такие известные личности как папы Евгений III, Анастасий IV, Адриан IV, патриарх Иерусалимский, просивший её молиться за него, и германский император Фридрих I Барбаросса, которого она критиковала за его римскую политику и продолжение схизмы в результате назначения антипап.
С епископами, аббатами и аббатисами она переписывалась чаще всего по проблемам церковной жизни, давая советы и оказывая поддержку, но временами касалась и своих мистических переживаний. Хильдегарда много путешествовала в окрестностях и часто принимала стремившихся повидаться с нею посетителей.
Монодические церковные распевы (всего семьдесят семь) Хильдегарды на собственные (латинские нерифмованные) стихи отличаются необычной протяжённостью, богатой мелизматикой и в целом не подчиняются композиционно-техническому канону григорианского хорала: в них не обнаруживаются традиционные мелодические формулы хорала, амбитус постоянно превышает границы, типичные для плагального / автентического наклонений лада, нет стандартных реперкусс (и реперкуссии).
Пьесы Хильдегарды украшены пышными мелизмами, в мелодической линии часты скачки на большие интервалы, и т. д. и т. п. Несмотря на то, что жанры её распевов традиционно классифицируются по сетке католического оффиция и мессы (антифоны, респонсории, гимны, секвенции), способ их внедрения в обычную «строгую» службу (в которой, как известно, превалируют силлабические псалмы и короткие невматические антифоны) неясен.
Музыкальные сочинения сохранились главным образов в двух средневековых кодексах — Дендермонде (Dendermonde, Sint-Pieters en Paulusabdij Biblioteek 9, ff. 153r-170v; составлен около 1175 в Рупертсберге) и так называемом «Ризенкодексе» (Wiesbaden, Hess. Landesbibl. 2 „Riesenkodex“, ff. 466r-478v, составлен около 1190). Распевы записаны в системе готической нотации.
Крупнейшими исследователями музыкального наследия Хильдегарды считаются в Германии — Барбара Штюльмейер, в США — Маргот Фасслер.
Современная дискография Хильдегарды (LP и CD) охватывает более двухсот наименований. Полное собрание музыкальных сочинений Хильдегарды записал (на восьми CD) ансамбль средневековой музыки «Секвенция». Её музыку обрабатывал (среди прочих) Kronos Quartet.
Умерла Хильдегарда в 1179 году в основанном ею монастыре Рупертсберг под Бингеном. Её житие было написано двумя монахами, Готфридом и Теодорихом. Она не была официально канонизирована, но почиталась как святая. В октябре 2012 года Папа Бенедикт XVI официально канонизировал Хильдегарду Бингенскую и присвоил ей титул Учителя Церкви
Хильдегарда была канонизирована в 2012 году папой римским Бенедиктом XVI, ей был присвоен титул Учителя Церкви. Имя Святой Хильдегарды носит церковь в Айбингеме, на территории основанного ею монастыря.Великих женщин Средневековой Европы настолько мало, что вокруг их имен долгое время складывались легенды.
The Ordo virtutum of Hildegard of Bingen: Critical studies, ed. Audrey Ekdahl Davidson. Kalamazoo, Michigan: Medieval Institute Publications, 1992.
Holsinger, Bruce. The flesh of the voice: Embodiment and the homoerotics of devotion in the music of Hildegard of Bingen (1098—1179) // Signs: Journal of Women in Culture and Society 19 (1993), pp. 92-125.
Silvas, Anna. Jutta and Hildegard: The Biographical Sources. University Park, PA: The Pennsylvania State University Press, 1998.
Flanagan, Sabina. Hildegard of Bingen. A visionary life. 2nd ed. London; New York: Routledge, 1998.
Maddocks, Fiona. Hildegard of Bingen. The Woman of Her Age. New York, London: Doubleday, 2001.
Вроде бы все идет в рамках «возвращения к культурным ценностям»… Но… как бы про себя заметим, коноплю Хильдегерда тоже изучала вполне основательно.
В «Книге об искусстве исцеления» Хильдегарда обращается к человеческому телу, его органам и функциям, причинам и методам лечения болезней, описывает лечебное действие различных трав, в том числе, например, конопли
Достаточно своеобразный «пример», учитывая последующий стойкий интерес европейской религиозной мысли к реформаторству через… наркотики!
Далее хочется заметить, каким образом мистическое творчество Хильдегарды (явно имея продолжение в «Розе мира» Даниила Андреева) подается в сегодняшних стереотипах:
Хильдегарда Бингенская: Ванга и Кашпировский в одном лице
Секрет долголетия – побольше пива и конопли. Так считала средневековая монахиня, предвидевшая, что через 900 лет её объявят святой за такие рецепты.
Год издания: 1998, страна: ФРГ
Хильдегарда родилась в самом конце XI века в немецкой дворянской семье. Родители её были небогаты, и десятая дочь стала им обузой. В восемь лет девочку отдали в монастырь, но на место в приличной обители у родителей не хватило денег. Пришлось оставить девочку в мужском монастыре. Там имелся дальний скит, в котором жила одинокая монахиня Ютта. Она и воспитала Хильдегарду. Последствия этого воспитания сказывались самым неожиданным образом. Когда девушка выросла, и сама стала настоятельницей монастыря в окрестностях города Бингена, она принимала под свой кров только богатых послушниц. Её неприязнь к мужскому полу проявилась в 1151 году, когда Хильдегарда сочинила литургическую драму «О добродетелях». Все добродетели изображали женщины, а единственная мужская партия принадлежала дьяволу, который этим добродетелям гадил.С юных лет у Хильдегарды начались видения. Она видела крепостные стены, летящих по небу ангелов, падающие в бескрайнее море светила. Сперва Ютта, а затем и сама девушка видения аккуратно записывали и пытались истолковать. Опубликовать собрания своих пророчеств Хильдегарда решила только в конце 1140-х годов, предварительно посоветовавшись с папой Евгением III. Тот счел, что её видения — это божье чудо, и вскоре появилась рукописная книга «Познание пути».
Другим занятием монахини было врачевательство. Она не только выхаживала больных, которые стекались к ней со всей округи, но и сочинила теоретический трактат «Книга о внутренней сущности различных природных созданий». Хильдегарда описала строение известных ей растений, минералов и живых существ и включила в свою книгу рецепты от разных болезней. Предлагавшиеся способы лечения были весьма своеобразны: от всех болезней монахиня рекомендовала сушеную коноплю и пиво в больших количествах. Кстати, именно Хильдегарда предложила при изготовлении пива добавлять в него хмель для улучшения вкуса. Возможно, лекарства исцеляли далеко не всех, но зато больные и их близкие в процессе лечения напрочь забывали о хворях.
Помимо научных работ аббатиса Хильдегарда вон Бинген занималась сочинением стихов, нравоучительных мистерий и музыки. Она обличала катарскую ересь и состояла в переписке с папами и императорами. В летописи отмечается, что всю жизнь она отличалась неважным здоровьем, однако прожила 81 год. Такой возраст для средневековья казался чем-то невероятным. После смерти аббатисы в окрестностях Бингена сразу возник культ пророчицы и целительницы, а в 2012 году Хильдегарда была официально канонизирована.
Здесь выделим и важный факт — обличение «катарской ереси». Отметив, что все было задолго до призыва Папы Римского «убивать всех».
А далее идут ссылки на книжку середины 80-х, из которой, собственно, широкая современная публика узнала о такой прославленной немецкой святой в конце прошлого века.
«Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики» (англ. The Man Who Mistook His Wife for a Hat and Other Clinical Tales) — одна из наиболее известных книг британского невролога, популяризатора медицины Оливера Сакса, автора книги «Пробуждения» (Awakenings). Книга, вышедшая в 1985 году, является сборником историй людей, страдающих от необычных нарушений психики и борющихся за выживание в условиях, невообразимых для здоровых людей. Переведена на многие языки мира с многочисленными переизданиями. «Человек, который принял жену за шляпу» стал международным бестселлером. В качестве названия для своей книги Сакс выбрал историю «Профессора П.», своего пациента со зрительной агнозией, патологическим состоянием, которое делает его неспособным распознавать даже знакомые лица и предметы.
Сакс опирается на работы советского невролога Александра Лурии, Фридриха Ницше, Курта Голдштейна, Генри Хэда, Хьюлингса Джексона и других мыслителей и деятелей медицины[1].
Книга состоит из двадцати четырёх рассказов, разделенных на четыре части («Утраты», «Избытки», «Наития» и «Мир наивного сознания»), каждая из которых посвящена определённому аспекту деятельности мозга. В первых двух разделах автор делает акцент на правом полушарии головного мозга, а в третьем и четвёртом непосредственно описывает спонтанные воспоминания, изменённое состояние сознания и необычные качества ума, обнаруженные у людей с умственной отсталостью[2].
Вот, к примеру, в такой публикации.
Оливер Сакс. Хильдегарда фон Бинген
orfis_sakarna27 июня, 2014
С раннего детства и вплоть до самой смерти Хильдегарде Бингенской непрерывно являлись видения; она оставила выразительные описания своего мистического опыта, а также многочисленные рисунки.(…)Детальный анализ описаний и рисунков Хильдегарды не оставляет сомнений относительно природы ее видений: они связаны с мигренью и иллюстрируют различные типы зрительной ауры (…)
Сама Хильдегарда пишет: Видения являлись мне не во сне, не в мечтах, не в безумии, не скрытно и тайно; они представлялись не глазам тела, не ушам плоти. Будучи в здравом уме и твердой памяти, я созерцала их духовным взором, слышала внутренним слухом; они сотворились открыто и явно, по воле Божией.
(Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу)
Хильдегард(а) фон Бинген.
Очень интересная была женщина-монахиня. На досуге любила писать книги о снадобьях из единорогов. В тот период времени человек, умевший писать,мог жить вполне сносно и относительно независимо,особенно при хорошем почерке.Я ей ещё в 12 лет заинтересовалась — в одном из номеров журнала НЛО был «исторический» рассказ о ней как об одной из первых «феминисток» и женщин-учёных.
Вряд ли можно говорить о феминизме в Средневековье — точно так же,как вряд ли можно говорить о науке в «чистом» виде. Человек женского пола,обитающий в монастыре и пишущий книги об использовании правильно источённых рогов и копыт единорога гораздо ближе скорее к первым авторам фентези.
Но если сделать скидку на время — это ж 12 век! — то Хильдегарду можно в определённом смысле считать джняшкой и до какой-то степени латентным нейрогностиком, родившемся не в своё время и в такой культуре,которая не способствовала систематизации естественнонаучных знаний.
А то,что Хильдегарда фон Бинген — первая женщина-композитор, будет вполне справедливым утверждением.
«Хильдегарда всю жизнь отличалась слабым здоровьем, что способствовало её интенсивной внутренней жизни. С юности у неё были видения, о которых она первоначально рассказывала только своей наставнице Ютте. В возрасте сорока двух лет Хильдегарда, по её собственным словам, получила божественное повеление записать свои видения. После долгих сомнений она посоветовалась со своим духовником, который показал её записи аббату. По настоянию аббата и местного архиепископа Хильдегарда продолжила записи и за десять лет записала 26 видений, составивших её труд Sci vias lucis («Познай пути света, то есть Господа»), обычно известный как Scivias, визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда. Публикация Scivias получила одобрение св. Бернара Клервоского и папы Евгения III.
Хильдегарда с детских лет сочиняла гимны и музыку к ним; в 1150-х она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в цикле под названием «Созвучие мелодий небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum).
В него вошло более 70 одноголосных песнопений (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле.
Сохранилась её литургическая драма «Ряд добродетелей» (Ordo virtutum), которая посвящена теме борьбы за душу человеческую между 16 добродетелями и дьяволом (единственная мужская партия).
По сути Ordo virtutum является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, литургическая драма была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.
Среди других важных работ Хильдегарды следует прежде всего назвать написанную около 1150—1160 годов «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum), которая сохранилась в виде двух частей, «Книги о простой медицине» (Liber simplicis medicinae), известной обычно как «Физика», и «Книга об искусстве исцеления» (Liber compositae medicinae, или Causae et curae). В «Физике» описываются растения, минералы, деревья, камни, животные и металлы с присущими им лечебными и не лечебными свойствами.
Многое из медицинских наставлений Хильдегарды имеет только историческую ценность, но есть также сведения и советы, не потерявшие свою актуальность и сегодня. В сочинении Causae et curae Хильдегарда обращается к человеческому телу, его органам и функциям, причинам и методам лечения болезней.
Наряду с прочими лекарственными травами, трактат подробно описывает лечебное применение конопли. Согласно «Causae et Curae», конопля «растёт, когда воздух не слишком горяч и не слишком холоден, и такова же её природа, а её семена содержат целебную силу, и здоровому человеку надлежит есть их в цельном виде, и они легки и полезны для желудка, ибо изгоняют из него слизь, и они легко перевариваются и уменьшают количество дурных жидкостей и усиливают благотворные жидкости. Но если коноплю будет есть человек с нездоровой головой и пустым мозгом, у него будет болеть голова. Тому же, чья голова здорова и мозг полон, она не причинит вреда. У того, кто тяжело болен, она вызовет боли в желудке. Тому же, кто умеренно болен, она не причинит вреда. Но тот, у кого простужен желудок, пусть выварит коноплю в воде и, отжав, завернёт её в тряпицу. И пусть положит на свой желудок, пока она не остыла, и это укрепит его и вернёт ему здоровое состояние… Конопляный холст полезен для перевязывания язв и ран, ибо тепло в нём умеренное».
В наследие Хильдегарды входят также более короткие работы, в том числе биографии св. Дизибода, основателя монастыря, при котором зародилась её община, и св. Руперта, которому был посвящён её собственный монастырь, а также множество писем. Среди адресатов Хильдегарды были такие известные личности как папы Евгений III, Анастасий IV, Адриан IV, патриарх Иерусалимский, просивший её молиться за него, и германский император Фридрих I Барбаросса, которого она критиковала за его римскую политику и продолжение схизмы в результате назначения антипап. С епископами, аббатами и аббатисами она переписывалась чаще всего по проблемам церковной жизни, давая советы и оказывая поддержку, но временами касалась и своих мистических переживаний. Хильдегарда много путешествовала в окрестностях и часто принимала стремившихся повидаться с нею посетителей.
Далее образ Хильдегарды подается и у нас вполне канонически… хотя надо отметить, что как раз в Германии о ней вспомнили во второй половине 30-х ХХ столетия… наряду с ее современником — Фридрихом Барбароссой. Ну да, в ходе осуществления плана имени его.
И тут уже присутствует достаточная серьезная инверсия смыслов, хотя… вроде все так чинно и благородно!
Женщина в эпоху Средних веков была обречена на затворничество в стенах дома или монастыря, а о том, чтобы реализовать свои таланты и возможности сразу в нескольких сферах деятельности, представительницам прекрасного пола не приходилось и мечтать. Тем более поразительной и выдающейся кажется сейчас биография Хильдегарды Бингенской, чье имя история мировой культуры хранит почти тысячу лет.
Детство и путь монахини
Хильдегарда была десятым ребенком в дворянской семье, ее отец Хильдеберт был вассалом графа фон Шпонхайма. По утверждению биографов, девочка отличалась болезненностью и слабым здоровьем, что приводило к ее постоянному стремлению развиваться духовно, учиться. Она испытывала большой интерес к лекарственным растениям и снадобьям из них. Когда Хильдегарде исполнилось восемь, ею стала заниматься сестра графа, монахиня Ютта. Будучи ненамного старше своих воспитанников, Ютта посвящала жизнь обучению знатных девочек, выбрав для себя такой путь служения Богу. Всю свою жизнь она носила власяницу и вериги, вела крайне аскетичный образ жизни.Вся последующая жизнь Хильдегарды прошла под влиянием юной монахини. С 14 лет обе они перебрались в скит Дизибоденберга под Бингеном, основанный монахами ордена бенедиктинцев. Несмотря на отшельническую жизнь, Хильдегарде удавалось много учиться, изучать грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, гармонию.
Ютта прожила всего 44 года, и после ее смерти скитом и его общиной стала управлять Хильдегарда.В возрасте около пятидесяти лет Хильдегарда принялась за строительство женского монастыря Рупертсберг, а позже — его подворья в Айбингеме.
Видения и записи Хильдегарды
Согласно откровениям Хильдегарды, еще с детства ее посещали видения, а позже ей было велено свыше эти видения записывать. Так монахиня принялась за свой труд Scivias, который вела около десяти лет и в который было включено 26 видений.С записями настоятельницы женского монастыря ознакомился папа римский Евгений III, который передал сочинения специальной комиссии, и комиссия подтвердила их пророческий характер. Хильдегарда записывала события, которые должны были произойти в будущем, раскрывала не доступные человеку знания, считая своей миссией узнавание божественного замысла, побуждение верующих к уважению Бога и смирению во время молитв.
Хильдегарда посвятила много лет целительству и описанию лечения с помощью молитв, правильного образа жизни и целебных растений. Ее перу принадлежит труд под названием «Книга о внутренней сущности различных природных созданий». Подход монахини к лечению был для ее времени весьма прогрессивным. В частности, она настаивала на восприятии и исцелении общего состояния человека, включая его телесные и духовные особенности.
В книге подробно описывались и лечебные свойства разных растений, камней, животных, основанные на наблюдениях самой Хильдегарды, трудах ее предшественников и все тех же откровениях, которые, по убеждению аббатисы, направляли ее при написании своих трудов.Преклонение перед настоятельницей было настолько велико, что, согласно жизнеописаниям Хильдегарды, больной начинал чувствовать исцеление уже при самом обращении к ней.
Аббатиса прославилась не только как прорицательница и врачеватель, но и как автор музыкальных произведений, дошедших, как ни сложно себе это представить, до наших дней. Не будучи обученной нотной грамоте или песнопению, она сочиняла музыку, призванную прославить бога на земле, воспринимала свою деятельность композитора как вид служения, как таинство.
Просто удивительно, что на своей монете Ангела Меркель изобразила не Хильдегарду, а… валькирию Хильдегард.
А у нас в то же время повсюду идут практически научные исследования именно о Хильдегарде… Что как-то странно на фоне СВО и прочих «пакетов санкций»…
Видения божественного языка. Три жизни Хильдегарды Бингенской: от отшельнической коммуны XII века к поп-звезде XX столетия
В 1993 году вышла запись Canticles of Ecstasy ансамбля Sequentia — она стала самой популярной пластинкой средневековой музыки в истории и породила мировое увлечение нью-эйдж-исполнением григорианских хоров. Впрочем, к нью-эйджу сам релиз никакого отношения не имел. А к чему имел? Руководитель ансамблей Labyrinthus и Medievallica, худрук фестиваля средневековой музыки Musica Mensurata Данил Рябчиков — об истории Хильдегарды Бингенской, композиторки и визионерки XII столетия.
Первая жизнь Хильдегарды
Ей было два года, когда пришли видения. Вскоре она перестала рассказывать о них близким. Ни няня, ни родители не испытывали ничего подобного, и им было просто не до того. Мать — Матильда Мерксгеймская — занималась детьми. Хильдегарда, болезненный десятый ребенок, как десятина с рождения предназначалась церкви. Сохранившиеся записи говорят еще о семи братьях и сестрах Хильдегарды (один из которых, Бруно, был младше нее), так что, вероятно, десятой она была потому, что некоторые из братьев и сестер умерли в младенчестве.
Отец — Хильдеберт Бермерсгеймский — был свободным рыцарем и состоял на службе у графов Шпонгеймских. Шпонгеймы при Салической династии стали одной из самых известных семей в Священной Римской империи. Вскоре после рождения Хильдегарды восточная ветвь этого семейства стала править герцогством Каринтия. А представители западно-рейнской ветви помимо Шпонгейма стали править Сайном. Их прямые потомки — Сайн-Витгенштейны, среди которых, например, российский фельдмаршал Петр Витгенштейн и его сын, декабрист Лев Витгенштейн, соучредитель Московской консерватории Николай Трубецкой и другие известные представители рода Трубецких.
Шпонгеймы в XII веке были тесно связаны с церковью, несколько представителей династии были епископами и архиепископами. А Ютта Шпонгеймская (1091–1136), дочь Стефана — основателя рейнской ветви семейства, в начале XII века выбрала жизнь отшельницы, выстроив свою небольшую келью с одним маленьким окошком недалеко от монастыря Святого Дизибода. Удивительно, но большую часть фактов о святом Дизибоде, ирландском монахе VII века, отправившемся проповедовать во Францию и осевшем на берегах Рейна, мы знаем теперь из его жизнеописания, написанного Хильдегардой Бингенской. Более ранние версии его жития, если они и были, до нас не дошли.
Хильдегарду отправили к отшельнице Ютте еще девочкой, когда ей было восемь лет, а Ютте едва ли шестнадцать. Красавица из самого знатного семейства в округе, ставшая отшельницей, она носила власяницу и бичевала себя — этого было достаточно, чтобы привлечь внимание всех матерей-дворянок. К Ютте начали посылать на обучение дочерей, предназначенных для церковной жизни. А 1 ноября 1112 года уже четырнадцатилетняя Хильдегарда вместе с еще одной девушкой приняла послушание и поселилась вместе с Юттой.
Что входило в обучение? Чтение Псалтыря, конечно, на латыни, поэтому и латынь изучалась на базе Псалтыря. В дальнейшем латынь Хильдегарды оставалась неуклюжей, поэтому она часто прибегала к помощи секретарей при написании своих сочинений. Помимо латыни, она обучалась каким-то началам богословия и аскетизму. Ощущение нехватки знаний и образования не покидало Хильдегарду всю ее жизнь.
Жизнь небольшой общины (сначала их было десять, потом, уже после смерти Ютты, — двадцать) фактически была внутренней, связь со всем миром осуществлялась через небольшое окошко — через него передавали еду и письма.
О продолжающихся видениях Хильдегарда говорила только Ютте, наставница велела не рассказывать о них окружающим. Хильдегарда продолжала молчать и после смерти наставницы в 1136 году, когда ее саму выбрали руководить сложившейся общиной. Всё изменилось, когда ей было 42 года и семь месяцев.
«Совершилось… что огнистый свет с величайшим блистанием сошел из разверстых небес, затопил весь мой мозг и воспламенил всё мое сердце и всю мою грудь как бы пламенем, притом не только сияющим, но и согревающим, как согревает солнце ту вещь, на которую изливает лучи свои; и я немедля уразумела изъяснение смысла книг, то есть Псалтыри, Евангелий и прочих писаний, как Ветхого, так и Нового Завета».
Удивительное видение, давшее ей понимание священных книг, содержало также повеление записать всё то, что она видела. С этого момента фактически началась вторая жизнь Хильдегарды.
Вторая жизнь Хильдегарды
Запись первых видений была направлена Бернару Клервоскому (1091–1153), его ответ позволил показать записи его ученику, папе Евгению III (годы понтификата 1145–1153). А одобрение последнего открыло все дороги и дало покровительство архиепископа Майнцского.
В 1147 году Хильдегарда купила землю на горе святого Руперта — Рупертсберге, около Бингена на Рейне, — для ее растущей общины. Монастырь был открыт в 1152 году, когда архиепископ Майнца подписал все необходимые документы.
В общину, как и при Ютте, брали только девушек из знатных семей. Причину этого Хильдегарда объяснила образно:
«Бог любит всех своих детей, но нет крестьянина, который поставил бы своих быков и ослов в одно стойло, а потому и монахини разных сословий должны содержаться отдельно, чтобы они не разобщились, гордые своим воспитанием или униженные своим незнатным происхождением».
Для последних, незнатных, через десять лет был основан филиал монастыря в Айбингене. По иронии судьбы, в отличие от разрушенного во время Тридцатилетней войны Рупертсберга, он уцелел и сейчас является центром почитания святой Хильдегарды.
К 1160-м годам слава Хильдегарды достигает зенита. Она состоит в переписке с королями и папой, император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1122–1190) дарит ей свое покровительство. Община растет (50 человек в Рупертсберге и 30 в Айбингене!), и аббатиса путешествует по рейнским городам и монастырям с проповедями.
Современники в письмах обращаются к ней с почтительностью, необычной даже для характерных тогда весьма пышных форм. По словам одного аббата, в Хильдегарде воплощен «сияющий блеск священной религии». Аббатиса София, ее подруга, называет Хильдегарду «музыкальным орудием Святого Духа, созданным для извлечения бесценных мелодий, таинственно изукрашенным многими чудесами».
Музыка святой Хильдегарды Бингенской
Музыка Хильдегарды дошла до нас в двух рукописях, одна из которых — богато украшенный Ризенкодекс — была составлена уже после смерти бингенской аббатисы, а другая — Дендермондская — написана при жизни и под руководством Хильдегарды.
Музыка Хильдегарды состоит из примерно 70 мелизматически развитых песнопений и «Действа о Добродетелях» (Ordo Virtutum).
HILDEGARD VON BINGEN: ORDO VIRTUTUM
Одно из современных исполнений Ordo Virtutum (в роли Души — Ханна Марти, виела — Батист Ромэн и др.)
Экстатическая, необычная прежде всего по широкому диапазону и одновременно укорененная в традиции (так, O nobilissima viriditas Хильдегарды представляет собой импровизацию на антифон XI века Ave regina caelorum) музыка сочетается в них с таким же необычным, но глубоко укорененным в Вульгате, прежде всего в лексике Псалтыря и Песни Песней, латинским языком. По словам Сергея Аверинцева, переводившего произведения аббатисы на русский язык, «читательское впечатление от текстов Хильдегарды — впечатление от альпийского пейзажа: горный воздух и захватывающая дух крутизна».
Длинные, порой нечеловечески продолжительные фразы, на которые почти не хватает дыхания, большой диапазон, неожиданные скачки после длительного плавного движения и странное завораживающее звучание — это всё характеристики музыкального языка Хильдегарды Бингенской.
Иногда ей не хватало латыни, и новые слова приходили к ней в видениях. Она называла язык этих слов lingua ignota и даже составила для него алфавит.
В глоссарии lingua ignota, составленном Хильдегардой, около 1100 слов, но на практике их, видимо, было больше. В одном песнопении, в котором латинские слова перемешаны со словами lingua ignota (последние выделены), лишь одно — loifolum (люди) — встречается в глоссарии:
O orzchis Ecclesia, armis divinis praecincta, et hyacinto ornata, tu es caldemia stigmatum loifolum et urbs scienciarum. O, o tu es etiam crizanta in alto sono, et es chorzta gemma.
Из слов lingua ignota Стиви Уишарт, руководительница ансамбля Sinfonye, составила текст своего произведения Azeruz. И это первое произведение, полностью написанное на языке Хильдегарды Бингенской.
Sinfonye — Azeruz
Третья жизнь Хильдегарды
Хильдегарда Бингенская была канонизирована в 2012 году. Этому событию предшествовала всё растущая популярность аббатисы. Несомненную роль в этом сыграла музыка Хильдегарды, точнее — ее современные записи и исполнения на концертах.
Основу популярности музыки рейнской аббатисы заложили вышедшие в 1982 году две пластинки молодых на тот момент ансамблей старинной музыки. Ансамбль Gothic Voices под управлением одного из самых выдающихся музыковедов-медиевистов Кристофера Пейджа был основан в 1980 году. Их первая пластинка — A Feather on the Breath of God — была посвящена музыке Хильдегарды.
Saint Hildegard of Bingen—A feather on the breath of God—Emma Kirkby (soprano), Gothic Voices
По итогам года этот диск получил приз журнала Gramophone как одна из лучших записей классической музыки.
Для ансамбля Sequentia запись музыки Хильдегарды Бингенской стала вторым альбомом, зато это был двойник — состоял из двух пластинок и содержал первую полную запись Ordo Virtutum. Sequentia еще не раз возвращалась к музыке святой Хильдегарды. Так, в 1993 году вышла пластинка Canticles of Ecstasy.
Пока записывался альбом Canticles of Ecstasy, никто из участников не представлял, что произойдет, когда диск поступит в продажу. Маркетологи Deutsche Harmonia Mundi (а возможно, и их материнской компании BMG Music) вдохновились, вероятно, названием пластинки, перекликающимся со сленговым названием популярного «наркотика вечеринок» MDMA — «экстази», и придумали целую рекламную кампанию, направленную на потребителей, переживавших тогда бурную экспансию рейв-культуры, — Chill to the Chant, что можно перевести как «расслабься / спусти пар с хоралом», «отдохни после вечеринки».
Canticles of Ecstasy разошелся в том же году тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров, был номинирован на «Грэмми».
Общий тираж пластинки в наши дни — около 1,5 млн копий. Это до сих пор самый популярный диск с записью именно средневековой музыки в истории! На какое-то время участники ансамбля средневековой музыки Sequentia стали настоящими поп-звездами.
Альбом породил целую волну записей григорианских хоров, «монахов из Силоса» и т. д. Нью-эйдж-исполнители стали активнее включать в свои программы григорианские мелодии, на этой волне началась популярность группы Gregorian, исполняющей рок- и поп-хиты в обработке, напоминающей григорианское пение.
Успех Canticles of Ecstasy дал возможность Sequentia подписать контракт с BMG на выпуск полного собрания сочинений святой Хильдегарды Бингенской. Но окончательно завершить этот проект удалось только в 2012 году.
Sequentia — Canticles of Ecstasy
И тут надо отметить, что наиболее популярный диск с музыкой Хильдегарды включает в себя наименование «экстези», т.е. не менее популярного в этот момент в Европе синтетического наркотика.
Метилендиоксиметамфетамин (MDMA), также известный как «экстази», «молли», «адам», получают из амфетамина в нелегальных лабораториях в виде таблеток, капсул и порошков. Точный состав и формула известны лишь производителю.
Вещество одновременно оказывает несколько выраженных эффектов: стимулирующий и галлюциногенный. Употребление экстази сопряжено с серьезными рисками для здоровья. Этот наркотик снижает умственные способности, повышает чувство тревоги и беспокойство. Все дело в том, что МДМА увеличивает активность трех химических веществ головного мозга, называемых нейротрансмиттерами: дофамина, серотонина и норадреналина. Именно это и влияет на настроение, уровень энергии, аппетит, сексуальную активность, эмоции и сон человека.
Действие экстази обычно начинается в течение 30 минут после приема препарата и длится от трех до шести часов.
И это тоже нельзя скидывать со счетов, поскольку… слишком долго что-то не вспоминали про такую святую женщину и музыкантшу, практически Вангу прошлых времен да еще и занимавшуюся коноплей.
Хильдегарда Бингенская [женщины в истории музыки]
Говоря о женщинах в истории музыки и, в частности, о женщинах-композиторах, нельзя не вспомнить о Хильдегарде Бингенской. Более того, стоило, наверное, начать именно с неё. Вряд ли, мы сможем найти известную женщину-композитора (или даже много мужчин-композиторов) дошедших до нас с XII века. Композитор со своим собственным знаменитым именем ИЗ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ – это, в принципе, редкость. И прежде, чем мы перейдём к Хильдегарде, стоит немного поговорить о музыке того времени.
В течение 15 веков (с I века и по XVI век) музыка в Европе была преимущественно церковная. Речь о Римско-Католической церкви и о главенствовавшем в мире музыки Григорианском хорале.
Григорианский хорал – уникальная коллекция тысяч религиозных песен на латыни. Эта музыка носит имя Папы Римского, Григория I Великого (540 – 604 гг.). Однако, его роль в написании хорала преувеличена. Эту музыку писали многие мужчины и женщины, как за 5 веков до рождения Григория Великого, так и в течении 10 веков после (и во время его правления тоже). Григорианский хорал отличается от другой известной нам музыки. Это монодийные песнопения (одноголосное пение в унисон) вне какой-то чёткой метроритмической системы. Женщинам и мужчинам нельзя было петь в одном хоре. Обычно исполнялся Григорианский хорал мужским хором в унисон. Никакого инструментального сопровождения нет. Монохромный звук, под который сложно хлопать или пританцовывать является музыкой, скорее, медитативной, призванной помочь мирянам войти в более высокое духовное состояние для общения с Богом.
Хильдегарда родилась в Бермерсхайме (Германия) в декабре 1098 года. Девочка была десятым ребёнком в семье, и родители отдали её в церковь в качестве церковной «десятины». В 8 лет Хильдегарду отправили получать религиозное образование в монастыре. На воспитание её взяла монахиня Ютта, сестра графа Мейнхарда фон Шпонхайма. В возрасте четырнадцати лет Хильдегарда поселилась в женском ските (место жительства монахов/монахинь) под Бингеном, вместе с Юттой. Скит существовал под покровительством одного из мужских бенедиктинских монастырей. Хильдегарда изучала там не только Священные Писания, но и различные искусства. После смерти Ютты (ей было всего 44 года) Хильдегарда стала руководить тамошней женской монашеской общиной (1136 год). Позднее она основала монастырь Рупертсберг под Бингеном (1147 – 1152 гг.). А в 1165 году монахиня создала филиал бенедиктинского монастыря в Айбингене, который теперь называется церковью святой Хильдегарды.
Хильдегарда творила очень много, пожалуй, больше, чем другие люди искусства того времени. К тому же, её интересы были очень разнообразны. Она писала о ботанике, астрономии, языках, медицине, теологии, музыке, поэзии, истории… Говоря о её композиторских талантах, она сочиняла гимны, антифоны (церковные песнопения) и просто песни, которые исполнялись в монастырях.
Монахиня считала, что всё, что она сочиняет, на самом деле является творениями Господа. А сама Хильдегарда, как и все остальные люди – лишь сосуд, который Бог создал для себя и наполнил вдохновением, чтобы его работа была передана миру.
Музыка была крайне важна для Хильдегарды. Она называла музыку средством возвращения в мир изначальной радости и красоты рая. По словам Хильдегарды, Адам до грехопадения обладал чистым голосом и присоединялся к ангелам в пении прославлений. Она считала, что после падения музыка и музыкальные инструменты были изобретены для надлежащего поклонения Творцу.
С детских лет Хильдегарда сочиняла музыку на собственные стихи. Особое внимание в её композициях уделялось деве Марии и святой Урсуле. Она собрала более семидесяти своих одноголосных распевов в сборник под названием «Гармоническая симфония небесных откровений».
Надо отметить, что музыкальной нотации тогда не существовало в том виде, в котором мы её знаем. То есть, нот, к которым мы, музыканты, сейчас привыкли тогда попросту не было. Музыкальная нотация была иная. В Западной Европе того времени существовали невмы. Записи музыки самой Хильдегарды выглядели, к примеру, вот так:
Сохранилась её литургическая драма «Действо о добродетелях» («Ordo virtutum»), которая посвящена теме борьбы за человеческую душу между 16 персонифицированными добродетелями (женские партии) и дьяволом (единственная мужская партия). Эта драма является, по сути, ПЕРВЫМ в истории представлением в жанре моралите.
Моралите – драматическое представление, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия (Средние века, эпоха Возрождения).
Я нашла для вас эту драму в современном уже исполнении. Если есть время, посмотрите. Представление длится более часа. Помимо вокала, там и интересное музыкальное наполнение из средневековья, так сказать.
Хильдегарда не боялась открыто противостоять политическим и церковным лидерам своего времени, если считала это необходимым. Она имела широкую переписку со многими из них, и могла свободно высказывать своё мнение. В последние годы жизни, несмотря на преклонный возраст и трудные условия передвижения, Хильдегарда путешествовала по всей Европе, чтобы говорить с людьми и делиться своими духовными идеями.
В последний год своей жизни Хильдегарда разрешила похоронить дворянина, который был отлучен от церкви, в монастыре, поскольку она считала, что он был примирен с Церковью до своей смерти. Это привело к отлучению от церкви самой Хильдегарды вместе с остальной частью ее монастыря. Сёстрам было запрещено принимать причастие или петь. Хильдегарда обратилась к вышестоящим церковным властям, и, наконец, запрет был отменен незадолго до ее смерти в 1179 году. Хильдегарда была канонизирована и объявлена Доктором Церкви в 2012 году папой Бенедиктом XVI.
Музыка Хильдегарды, на мой взгляд, крайне умиротворяющая, медитативная, успокаивающая. Мне, не являющейся христианкой, или, в принципе, религиозным человеком, слушать эту музыку не только интересно с исследовательской точки зрения, но и просто приятно.
И в этой связи хочется отметить, что подвижническая деятельность святой только разожгла Крестовые походы, а после и привела к Реформации… То есть отчего-то имела обратное следствие, отличное от декларируемых целей, задач высокого искусства в целом.
Кресто́вые похо́ды — серия религиозных военных походов XI—XV веков из королевств Западной Европы, инициированных и направляемых Латинской церковью против мусульман, язычников и еретиков[1].
В узком смысле — походы 1096—1204 годов в Палестину, направленные на «освобождение святынь христианства»[2] (в первую очередь Иерусалима с Гробом Господним). В более широком смысле — также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, в том числе более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (против катаров, гуситов и др.).
В 1095 году папа Урбан II на Клермонском соборе провозгласил Первый крестовый поход. Он поддерживал византийского императора Алексея I в его борьбе против турок-сельджуков и призывал к вооруженному паломничеству в Иерусалим, что нашло восторженный отклик у представителей всех социальных слоёв Западной Европы. У первых крестоносцев были самые разные мотивы, в том числе религиозное спасение, выполнение феодальных обязательств, возможность обрести воинскую славу, а также заполучить экономическое или политическое преимущество. Поздние крестовые походы проводились обычно более организованными армиями, иногда во главе с королём. Всем выступавшим в поход были дарованы церковные индульгенции. В результате первоначальных успехов было создано четыре государства крестоносцев: графство Эдесса; княжество Антиохия; Иерусалимское королевство; и графство Триполи. Присутствие крестоносцев в той или иной форме закрепилось в регионе вплоть до падения Акры в 1291 году. После чего крестовых походов с целью возвращения Святой Земли не проводилось.
Папа Римский Адриан IV, с которым связывается становление Хильдегарды в качестве Наставника Церкви. Возможно, именно факт того, что это был единственный Папа- англичанин, сами англичане с таким нескрываемым пренебрежением относились и к его протеже (имею в виду книжку «Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики»).
Адриан IV (лат. Hadrianus PP. IV; в миру Николас Брейкспир, англ. Nicholas Breakspeare, около 1115, Хартфордшир, Англия — 1 сентября 1159, Ананьи, Папская область) — папа Римский с 4 декабря 1154 года по 1 сентября 1159 года, единственный англичанин на папском престоле.
Как мы ранее читали, к 1160-м годам слава Хильдегарды достигает зенита. Она состоит в переписке с королями и папой, император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1122–1190) дарит ей свое покровительство. В заключении хочется отметить, что наша героиня неоднократно критиковала своего знаменитого современника, чье имя для нас сегодня звучит весьма одиозно…
Исторические портреты: Фридрих Барбаросса
Фридрих I (конец 1122, Гогенштауфен — 10 июня 1190, в речке Селиф) — герцог Швабский, император Священной Римской империи.
Прозвище Барбаросса он получил в Италии из-за своей рыжеватой бороды.
Он был сыном Фридриха Одноглазого, герцога Швабского, и приходился племянником императору Конраду III. В 1147 г. после смерти отца он стал герцогом Швабским. Вскоре он принял участие во Втором крестовом походе, во время которого благодаря своей храбрости и доблести завоевал всеобщее уважение. Возвратившись в Германию, больной император (его дядя) рекомендовал князьям избрать Фридриха своим преемником. Он умер в феврале 1152 г., а уже 4 марта Фридрих занял опустевший престол. Новый король был молодой и физически очень крепкий человек, обладавший живым умом, приятный и даже очаровательный собеседник, превосходный рыцарь, жадный до трудных предприятий и славы, честный и щедрый государь, добрый и твёрдый в вере христианин. Но эти достоинства не покрывали недостатков, обычных, впрочем, в тогдашних монархах. Так, в минуты гнева Фридрих бывал крайне суров, не терпел противодействий и порой для достижения своей цели готов был на кровавые жестокости. Властолюбие его было безмерным, однако он никогда не мечтал о необыкновенных предприятиях и бурных успехах. Всё, за что он брался, было реально и продумано. Поэтому удача часто сопутствовала ему даже в самых сложных предприятиях. И хотя главная мечта его жизни — возродить прежнее могущество империи Карла Великого — осталась неосуществлённой, он очень много сделал на этом пути. Фридрих Барбаросса создал многочисленную для своего времени европейскую армию, главной силой которой являлась тяжёлая, закованная в стальные доспехи рыцарская конница, и усовершенствовал её организацию.
2 комментария
Очень интересный разбор! Объективный и фундаментальный.
Спасибо, что установили ролики! Очень интересное исследование!