Ой! Как интересно жить! Серые будни обывательского существования нынче озаряют сполохи королевских скандалов. Ни более, ни менее… В самую тютельку! Как раз впору к утреннему бутерброду с маслицем, огурчиком и шпротинкой.
Королева грозит судом строптивой невестке… Как хорошо! Вроде бы всем наплевать, а приятно.
Зачем-то сбежавшая в Канаду семейка внучека Гарри совершенно неожиданно оказалась практически без средств к существованию. Надо же? Ладно принц, он парень непрактичный — сызмальства на всем готовом. А Меганша — она ж девушка из реала. На что рассчитывала?
Это, конечно, любопытный момент. Вот имеется, например, такая корреспонденция:
Вы там начали обсуждать Гарри и Меган. А ведь в британской королевской семье почти в то же самое время, когда Сассекские собрались переехать из Британии в Канаду, произошло два развода.
Первый -это Питер Филлипс и его канадская жена. Вроде эта жена тоже собиралась вернуться в Канаду, но сейчас понятно, что ее не пустили.
Второй развод, кажется, сын Майкла Кентского и его красивая жена. В тот момент даже какое-то удивление было, вроде, куда они все побежали?
Дело, ясно, темное. Как говорится, «все побежали, и я побежал». Может от ковида драпанули? Типа ковид какой-то странный на фоне отравления Скрипалей в Солсбери, где имеется какая-то странная лаборатория. Недаром Тереза Мей конкретно перетрухнула. Очень чего-то испугалась. А она девушка сильно информированная по должности, особенно на тот момент. Премьер-министр — не хухры-мухры… Ладно, кажись обошлось лайтовым вариантом,.. Ковидла какой-то туфтовой оказалась. Похоже, биотехнологи тоже не дураки бюджеты осваивать.
Но кушать сбежавшим Сассекским хочется каждый день, поэтому им приходится «работать». Как могут, так и крутятся. Вот принц Гарри и объявил аукцион для издателей на бОльший гонорар , который устроил в своем многомиллионом шато, обещая написать сенсационную книжку. Сами понимаете, книга не кулинарная… Скорее всего о делах в БКС. Он же не Лев Толстой, и не Диккенс. Явно, не художественную литературу сочинять собрался. Парень, судя по всему, простой, как чукча. Будет «заливать» о том, что хорошо знает — «что вижу, то пою».
Как сообщили источники из Букингемского дворца, королева стала еще сильнее раздражаться на непрекращающиеся атаки на её семью и репутацию Дома Виндзоров. И появилось понимание того, что достаточно терпеть выходки Меган Маркл и внука… Королева сказала «хватит, достаточно!». (Источник)
Короче сегодня это новость звучит из многих источников.
Как известно, принц Гарри планирует выпустить откровенные мемуары в следующем году. «Всему есть предел. Королеве и ее семье уже достаточно атак, поэтому они наняли адвокатов. Гарри и Меган узнают и поймут, что повторные нападения недопустимы», — рассказал королевский источник.
Команда королевы рассматривает возможность отправки юридических предупреждений компании Penguin Random House, которая планирует опубликовать мемуары принца Гарри.
«Если кто-то был упомянут в книге и обвинен в чем-либо напрямую, это может быть клеветой, а также нарушением прав на частную семейную жизнь. Есть опасения, что американская общественность попадет в ловушку того, что говорят Гарри и Меган», — добавил источник. (Источник)
Да, от семейных дрязг не застрахованы и знатные семейства. Ни сейчас, ни ранее. Вот примешь в семью непонятно кого, потом только и успеваешь проблемы решать.
Вернемся к нашим датчанам. Надо нам с мачехами разобраться с их вечным: «Я буду жаловаться королю. Я буду жаловаться на короля!» (с)
Самашедший Кристиан VII был сыном Фредерика V (дат. Frederik 5., 31 марта 1723, Копенгаген — 14 января 1766, Копенгаген) — король Дании и Норвегии с 6 августа 1746 года. Из Ольденбургской династии.
Фредерик получил строгое немецкое воспитание и образование. Немецкий язык стал для него, как для его отца и деда, родным. Тем не менее, его восшествие на престол в 1746 году было встречено народом с восторгом и живейшими надеждами, чему немало содействовали привлекательные личные качества короля: Фредерик отличался приветливостью, доступностью и жизнерадостностью, в противоположность угрюмому, строгому пиетисту Кристиану VI.
Он лично мало оказывал влияния на общий ход государственной и общественной жизни, но и не мешал её прогрессу. Из-за пристрастия короля к алкоголю страной фактически управляли министры, среди которых были А. Г. Мольтке, И. Х. Э. Бернсторф и Г. К. Шиммельманн. Они избегали вовлечения Дании в войны того времени. Страна осталась нейтральной и во время Семилетней войны (1756—1763), несмотря на близость России и Швеции, участвовавших в войне.
С ранней юности Фредерик проявлял склонность к разврату и пьянству, и эти его слабости быстро превратились в настоящие пороки, которые и свели его преждевременно в могилу.
Король умер в возрасте 43-х лет. По словам очевидцев, его последними словами были: «Большое утешение для меня в последний час, что я никого никогда преднамеренно не оскорбил и ни капли крови нет на моих руках».
Мамой Кристиана VII была британская принцесса.
Луи́за Великобрита́нская (англ. Louise of Great Britain, дат. Louise af Storbritannien; 7 декабря 1724, Лестер-хаус, Лондон — 19 декабря 1751, дворец Кристиансборг, Копенгаген ) — младшая дочь короля Великобритании Георга II и Каролины Бранденбург-Ансбахской, супруга короля Дании и Норвегии Фредерика V и мать короля Кристиана VII.
Заключение брачного союза было предложено Великобританией. На момент заключения брака, и Великобритания, и Франция пытались заключить союз с Данией. С другой стороны, датский король Кристиан VI надеялся, что брак с британской принцессой приведет к поддержке Великобритании в претензиях короля на престол Швеции.
В качестве королевы Дании, Луиза Великобританская интересовалась музыкой, танцами и театром, сделала королевский двор более открытым для народа и менее религиозным, как это было при короле Кристиане. Луиза легко находила общий язык с простыми людьми, интересовалась их проблемами. В 1747 году, под патронажем королевы Луизы в Королевском театре ставили оперы и балеты под руководством известного итальянского импресарио Пьетро Минготти. В театре выступали австрийский композитор Кристоф Глюк и итальянский композитор и дирижёр Джузеппе Сарти. В следующем году Копенгаген принимал французскую театральную труппу Дю Лондель, ставившая на сцене драматические спектакли. Они гастролировали в Дании вплоть до 1753 года, выступая также в Норвегии.
Переехав в Данию, Луиза стала учить датский язык, на котором говорила и со своими детьми. Это высоко ценилось окружением Луизы, которое в основном говорило на немецком языке. Королева изучала язык под руководством Эрика Понтоппидана, она нанимала учителей датского языка для своих детей. Королеву Луизу описывали образованной женщиной, умеющей поддержать любой разговор, не слишком красивой, но очень достойной для своей роли королевы.
Как видим, Фредерик V рано овдовел, а его сын осиротел почти в три года, даже раньше. А потом удивляемся, что при папаше алкоголике и злой мачехе пацан с ума сошел. «Трудное детство, неудачный брак отца» (с) …
Вот, кстати и новая женушка папы.
Юлиана Мария Брауншвейг-Вольфенбюттельская (дат. Juliane Marie af Braunschweig-Wolfenbüttel; 4 сентября 1729, Вольфенбюттель, Нижняя Саксония — 10 октября 1796, Фреденсборг, Ховедстаден) — дочь герцога Фердинанда Альбрехта II Брауншвейг-Бевернского и его супруги Антуанетты Амалии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, королева Дании с 1752 года (с 1766 года вдовствующая), в 1772—1784 годах фактический регент Дании.
Юлиана Мария Брауншвейг-Вольфенбюттельская — родная сестра генералиссимуса русских войск, отца императора Ивана VI Антона Ульриха Брауншвейгского
и супруги короля Пруссии Фридриха II Елизаветы Кристины.
Чувствуете, из какой она семейки? С ярко выраженными амбициями. А тут муж пьяница, пасынок дегенеративный.
Правда, у брата сложилось в России как-то не очень. Правление его жены, Анны Леопольдовны (она была дочерью племянницы Петра I, Екатерины Ивановны, и мекленбургского героцога Карла Леопольда), продолжалось недолго. Дворцовый переворот, произведённый в ночь с 5 на 6 декабря 1741 года, возвёл на престол Елизавету Петровну. Последняя сначала ограничилась было решением выслать Брауншвейгскую фамилию из пределов России; семья Антона находилась уже по дороге за границу, но неожиданно была арестована, заключена в Рижскую крепость, оттуда переведена в Динамюнде и Раненбург и, наконец, 9 ноября 1744 года заточена в Холмогорах Архангелогородской губернии. Кроме первенца Ивана, убитого в 1764 году в Шлиссельбургской крепости, у Анны было ещё четверо детей: две дочери — Екатерина и Елизавета и два сына — Пётр и Алексей. Первая из них родилась ещё до ссылки 26 июля 1741 года, вторая в Динамюнде, а принцы Пётр и Алексей родились уже в Холмогорах. Рождение последнего из них стоило Анне жизни (28 февраля 1746 года) — после родов она умерла от родильной горячки.
Тем временем маленький Иван VI жил в том же самом холмогорском доме, ничего не зная о том, что семья отделена от него всего лишь стеной, не зная о смерти матери. Его привезли в Холмогоры раньше, чем остальных членов семьи, и поселили в изолированной комнате, куда мог входить только капитан Миллер и его слуга. Из официальной переписки следует, что мальчик был нормален, знал, кто он сам и кто его родители, называл себя императором — так звали его раньше солдаты и родители. Но вся сознательная жизнь молодого императора прошла в маленькой комнате без окон, с кроватью, столом и стулом. Иногда с завязанными глазами его выводили во двор и быстро вели в баню. Он мог только изредка слышать шум ветра и голоса птиц — напоминание о полузабытой уже свободе.
В 1748 году Иван впервые серьезно заболел — одновременно оспой и корью. Комендант послал запрос императрице, можно ли допустить к мальчику врача, но ответ был суров — допустить можно только монаха и только в последний час. Несомненно, смерть Ивана Антоновича была бы очень выгодна императрице.
Однако Иван выжил. Болезнь, конечно, оставила свой след в его физическом, а может быть, и умственном развитии. Один из современников, видевших Ивана, писал, что «разум его был поврежден». Это не было бы удивительным, учитывая нечеловеческие условия жизни Ивана.
В начала 1756 года Ивана тайно перевезли из Холмогор в Шлиссельбург, где под строгим присмотром он прожил еще восемь лет. За все это время на российском престоле успело смениться трое правителей — Елизавета, Петр III, Екатерина II… Молодой человек, по завещанию Анны Иоанновны — российский император — угрожал благополучию всех троих. Несмотря на все меры предосторожности, а скорее благодаря им — Елизавета постаралась уничтожить все письменные упоминания о своем предшественнике и все его изображения — истории о заточенном в Шлиссельбурге императоре были необычайно популярны в народе. Иван интересовал и власть предержащих — в 1756 году его привозили в Петербург для тайной встречи с Елизаветой, в начале 1762 года в Шлиссельбург к узнику ездил Петр III, а в августе того же года — Екатерина II.
По видимому, к тому времени здоровье Ивана окончательно пошатнулось — по воспоминаниям охранявших его офицеров, он был «косноязычен до такой степени, что даже и те, кои непрестанно видели и слышали его, с трудом могли его понимать. Для сделания выговариваемых им слов хоть несколько вразумительными, он принужден был поддерживать рукою подбородок и поднимать его кверху», «умственные способности его были расстроены, он не имел ни малейшей памяти, никакого ни о чем понятия, ни о радости, ни о горести, ни особенной к чему-либо склонности». Странно, что российские правители по-прежнему видели в нем соперника за власть.
Жалкое существование Ивана VI закончилось по воле случая в 1764 году. Подпоручик Смоленского пехотного полка Василий Мирович, несший охрану в крепости, попытался освободить узника, чтобы отвезти его в Петербург и с его помощью совершить государственный переворот. Мирович взял солдат, арестовал коменданта крепости и двинулся на штурм казармы, где сидел узник. Но его план провалился — тюремщики Ивана, испуганные превосходящей силой противника, согласно тайной инструкции, узника… умертвили. Иван пытался бороться, но под ударами шпаг вскоре упал. Пытавшийся освободить его Мирович был казнен через полтора месяца в Петербурге.
Несколько дней тело Ивана VI лежало в крепости, а потом было тайно закопано где-то во дворе. Так закончилось его долгое заключение.
Заключение семьи Антона Ульриха в Холмогорах было полно лишений; нередко она нуждалась в самом необходимом. Для наблюдения за ними был определён штаб-офицер с командой; прислуживали им несколько мужчин и женщин из простого звания. Всякое сообщение с посторонними было им строго воспрещено; один лишь архангелогородский губернатор имел повеление навещать их по временам, чтобы осведомляться об их состоянии. Воспитанные вместе с простолюдинами, дети Антона Ульриха не знали другого языка, кроме русского. На содержание Брауншвейгской фамилии, на жалованье приставленным к ним людям, также на ремонт дома, который они занимали, не было назначено определённой суммы; но отпускалось из архангельского казначейства от 10 до 15 тысяч рублей ежегодно.
Вслед за восшествием на престол Екатерины II Антону Ульриху было предложено удалиться из России, оставив лишь детей в Холмогорах; но он неволю с детьми предпочёл одинокой свободе. Потеряв зрение, он умер 4 мая 1774 года. Место погребения его неизвестно. Архивные документы свидетельствуют, что тело его в ночь с 5-го на 6-е было вынесено в гробе, обитом чёрным сукном с серебряным позументом, и тихо похоронено на ближайшем кладбище внутри ограды дома, где он содержался, в присутствии одних только караульных солдат, которым строжайше воспрещено было рассказывать о месте погребения.
Дети брауншвейгской четы прожили в Холмогорах еще четыре года. Это были уже взрослые люди, старшей сестре шел тридцать девятый год. Все они были болезненными и слабыми, а старшая, Екатерина, была глуха с той самой ночи, как ее уронили в суматохе дворцового переворота. Детям брауншвейгской четы запрещалось давать образование, но тем не менее они сумели выучиться грамоте самостоятельно. Это были добрые и непритязательные люди, давно свыкшиеся со своим положением. Елизавета говорила губернатору Мельгунову, что «отец и мы, когда были еще очень молоды, просили дать свободу, когда же отец наш ослеп, а мы вышли из молодых лет, то просили разрешения проезжаться, но ни на что не получили ответа… но в теперешнем положении не останется нам ничего больше желать, как только того, чтобы жить здесь в уединении. Мы всем довольны, мы здесь родились, привыкли к здешнему месту и застарели».
У Елизаветы было три просьбы к императрице Екатерине II: «Просим исходатайствовать у Ее величества милость, чтобы нам было позволено выезжать из дома на луга для прогулки, мы слышали, что там есть цветы, каких в нашем саду нет», чтобы пускали к ним дружить жен офицеров – «так скучно без общества». И последняя просьба: «Присылают нам из Петербурга корсеты, чепчики и токи, но мы их не употребляем для того, что ни мы, ни девки наши не знаем, как их надевать и носить. Сделайте милость, пришлите такого человека, который умел бы наряжать нас».
В конце разговора с Мельгуновым Елизавета сказала, что кроме этих трех просьб «ничего больше не желаем и рады остаться в таком положении навек».
Когда Юлиана была уже королевой и регентшей, в 1780 году по её ходатайству, Екатерина II решилась облегчить участь детей его, выслав их в датские владения, где им был назначен для жительства городок Хорсенс в Ютландии. В ночь на 27 июня 1780 года они были перевезены в Новодвинскую крепость, а в ночь 30 июля на фрегате «Полярная звезда» принцы и принцессы отплыли от берегов России, щедро снабжённые одеждой, посудой и прочими необходимыми вещами.
Там бывшие пленники не были счастливы — в незнакомой стране, среди чужих людей, говорящих на чужом языке. Свобода слишком опоздала к ним. Долго они не прожили — в 1782 году умерла Елизавета, через пять лет — ее брат Алексей, в 1798 году — Петр.
Дольше всех прожила старшая глухая сестра, Екатерина — та самая, которую уронили в суматохе дворцового переворота 1741 года. В августе 1803 года император Александр I получил письмо от Екатерины Антоновны, написанное ее рукой, на плохом русском языке. Она умоляла забрать ее в Россию, домой. «Я всякой день плачу, – писала она, – и не знаю, за что меня сюда Бог послал и почему я так долго живу на свете, и я всякой день вспоминаю Холмогор, потому что там мне был рай, а тут – ад».
Ответа от русского императора так и не пришло, и последняя дочь Анны Леопольдовны скончалась в Дании 9 апреля 1807 года.
Для содержания их в Хорсенсе Екатерина II назначила каждому из них пожизненную пенсию в 8000 рублей, а всем вместе — 32 000 рублей. Эта сумма выдавалась от русского двора полностью по 1807 год, то есть до кончины последней представительницы этого семейства.
Юлиана Мария приходилась сестрой Антону Ульриху Брауншвейгскому и тёткой Ивану VI.
Выйдя замуж за овдовевшего датского короля Фредерика V и пользуясь слабостью своего мужа, Юлиана Мария старалась унизить своего пасынка Кристиана, наследного принца, и выдвинуть своего сына Фредерика (1753—1805). Когда в 1766 году умер Фредерик V, а Кристиан VII вступил на престол и женился на Каролине-Матильде, сестре короля английского Георга III, Юлиана Мария была этим очень недовольна, когда же у него родился сын, будущий Фредерик VI, она начала думать о насильственном перевороте.
17 января 1772 года в союзе с некоторыми вельможами она принудила психически больного Кристиана VII отставить и заточить всемогущего министра Иоганна Фридриха Струэнзе. Струэнзе вскоре был казнён, у королевы Каролины-Матильды вынудили признания о том, что она состояла с ним в связи, облегчившие развод. Под руководством министра Уве Хёх-Гульдберга Юлиана Мария отменила новые порядки, заведённые Струэнзе, и стала управлять за больного пасынка (официально регентом был объявлен её 18-летний сын, единокровный брат короля Фредерик). Это продолжалось до совершеннолетия сына Кристиана VII, наследного принца (будущего Фредерика VI); он удалил Юлиану Марию и положил конец её власти (14 апреля 1784). Она умерла в 1796 году.
Фредерик (11 октября 1753 — 7 декабря 1805) — наследный принц Датский и Норвежский, отец датского короля Кристиана VIII и дедушка Луизы Гессен-Кассельской.
Решительная особа. Но, она, все-таки, пропихнула на датский престол свое потомство. Пусть не сын, но внук стал королем, а правнучка королевой Дании. И Россия в стороне не осталась. Эта дама пра-пра-прабабушка Николая II. Одна пра-правнучка стала русской императрицей Марией Федоровной, а вторая королевой Англии, Александрой.
После не оставившего мужского потомства дяди, Фредерика VI, королем Дании стал Кристиан VIII.
Внук Фредерика V, сын его младшего сына принца Фредерика (1753—1805), в 1770—1780-е годы бывшего регентом Дании. Отец его приходился двоюродным братом Ивану VI. Будучи с 1813 года штатгальтером Норвегии в рамках датско-норвежской унии, Кристиан отказался признать условия одного из Кильских мирных договоров 1814 о переходе Норвегии от Дании к Швеции.
19 мая 1814 года избран королём Норвегии, но не был признан великими державами и 10 октября 1814 года отказался от короны, после чего установилась шведско-норвежская уния.
В 1815—1818 годах — губернатор датского острова Фюн.
В 1818—1831 годах не участвовал в государственных делах.
В 1831—1839 годах — член Тайного совета.
Наследовал датский престол после смерти своего двоюродного брата Фредерика VI. Был последним представителем датского абсолютизма. Проводил политику подавления крестьянского и либерально-демократического движения в Дании и национально-освободительного движения в Шлезвиге и Гольштейне. Вместе с тем тайно был подготовлен проект конституции. О ней объявил его сын Фредерик VII через 8 дней после смерти короля.
Кристиан VIII был принят в масонство 12 мая 1817 года. 12 ноября 1836 года он стал великим мастером Великой земельной ложи Дании и оставался на посту до своей кончины.
В 1848 году король Кристиан VIII скончался. На престол вступил его единственный сын Фредерик VII. Новый король был женат дважды, но потомков не имел. В стране возник кризис преемственности престола. Фредерик был королём Дании и герцогом Шлезвиг-Гольштейна. В последнем действовал Салический закон, не дающий женщинам права вступать на престол. В Дании такого закона не было. В этом же году Пруссия при поддержке немецкоязычного населения Шлезвиг-Гольштейна вторглась на его территорию, начав Датско-прусскую войну. Итогом конфликта стало поражение Пруссии.
В 1852 году, уже после завершения военных действий, великими державами была созвана конференция в Лондоне[en], где главной темой было утверждение статуса герцогства и порядок наследования датского престола после смерти Фредерика VII. На конференции Россия, Франция, Великобритания, Пруссия, Австрия и Швеция приняли решение, что принц Кристиан Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургский станет новым королём Дании и всех прочих владений короля Фредерика после смерти последнего. Кристиан жил в Дании с 13 лет, служил в датской армии и считался доверенным лицом королей Фредерика VI и Кристиана VIII, что, несомненно, сыграло в его пользу. Решение было закреплено в документе, подписанном 8 мая 1852 года[4]. Кристиан, таким образом, обошёл других претендентов на престол, включая свою жену, её брата и их мать[5].
Кстати, о брате жены. Представителей этой семьи так и тянуло в Россию. Как медом намазано.
Летом 1843 года император Николай I пригласил сына ландграфа Вильгельма, наследника датского престола посетить Россию. Несколько недель принц Фридрих Вильгельм гостил в Петергофе, где царская семья обычно проводила летние месяцы. Там он познакомился и подружился с восемнадцатилетней Александрой, младшей дочерью императорской четы. Девушка произвела на него неотразимое впечатление не только обаянием и богатством души, но и своим чудесным голосом. Александра прекрасно пела и брала уроки пения у итальянского маэстро. Принц Гессен-Кассельский попросил её руки и получил согласие великой княжны. Не возражали и родители Александры, хотя знали, что ей придётся жить в Дании, с которой Россия того времени не имела никаких близких родственных связей. Бракосочетание было назначено на январь следующего года. Молодые люди должны были на время расстаться.
Когда Фридрих Вильгельм незадолго до свадьбы приехал в Петербург, он заметил перемену в своей невесте — на лице появилась болезненная бледность, часто слышался кашель. Однако это не явилось причиной, чтобы откладывать венчание. Свадьба состоялась 16(28) января 1844 года в Санкт-Петербурге. После свадьбы молодые не покинули Россию, как предполагалось раньше, а временно поселились в Зимнем дворце. Княгиня ожидала ребёнка и императрица Александра Фёдоровна хотела, чтобы дочь была поближе к матери.
1 июля 1843 года был награждён орденом Св. Андрея Первозванного с алмазами.
Однако супружескому счастью не дано было длиться долго. Болезнь Александры быстро прогрессировала. 29 июля 1844 года у супругов родился сын Вильгельм, который прожил после появления на свет всего 90 минут. Через пять с половиной часов скончалась и Александра Николаевна.
После похорон, состоявшихся в Петербурге, овдовевший принц Гессен-Кассельский покинул Россию.
И в заключение чуть-чуть о приданом Александры Николаевны …Во Вторую мировую войну американские бомбардировщики, старательно обходили своим вниманием замок Фазанерию, зная, видимо, о сокровищах замка.
Что же это за сокровища? В первую очередь, конечно, легендарное приданое. Его составляют сервизы — фарфоровые, стеклянные, в том числе цветного стекла. Столы в нескольких залах с выставленной на них посудой покрыты двадцатиметровыми скатертями с вытканными российскими гербами. На каждом предмете — личный вензель Александры. Ко всему стоит упомянуть бронзу, одежду, монолитные зеркала, которые впервые научились делать именно в России. Вся посуда изготовлена также на российских фарфоровых заводах и дает полное представление о высоком уровне русского фарфорового производства. Стоимость экспонатов трудно переоценить. Достаточно сказать, что денег, вырученных когда-то за один серебряный сервиз, хватило на строительство приюта для бедных. А сервиз ныне снова красуется в замке.
В музее Фазанерия долго не решались выставить эти сокровища на всеобщее обозрение. Лед осторожности помогли сломать крупнейшие музеи России — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж, экспонировавшие сокровища Трои и картины известных мастеров, а также урегулирование некоторых сторон Закона о реституции.
Немецкие музейщики долго боялись возникновения споров вокруг «русской» коллекции. Но они вряд ли здесь уместны. С одной стороны, по условиям брачного договора, в случае смерти Александры приданое должно было быть возвращено в Россию. Но с другой — любовь, которая была главным мотивом вступления Фридриха-Вильгельма и Александры в брак, ни у кого не вызывала сомнений. Поэтому брачный контракт выглядел лишь формальностью, и после горя, постигшего обе семьи, естественно, никаких разговоров о возвращении не возникало тогда, не возникает и сейчас — ведь приданое было подарком русской стороны…
А вот сестра Фридриха-Вильгельма.
Луи́за Вильгельми́на Фредери́ка Кароли́на Авгу́ста Ю́лия Ге́ссен-Кассе́льская (нем. Luise Wilhelmine Friederike Caroline Auguste Julie von Hessen-Kassel, дат. Louise Wilhelmine Frederikke Caroline Auguste Julie; 7 сентября 1817, Кассель, Гессен — 29 сентября 1898, Дворец Бернсторф, Ховедстаден) — гессенская принцесса, в замужестве королева Дании (15 ноября 1863), супруга короля Дании Кристиана IX, бабушка императора России Николая II и короля Великобритании Георга V, а также некоторых других европейских монархов.
История, в которой поучаствовала злая мачеха, получилась очень громкой и захватывающей. Про неё не забыли и оставили след в искусстве.
Сцена при дворе Кристиана VII (дат. Scene fra Christian VII´s hof) — картина датского художника Кристиана Сартмана (дат. Peder Henrik Kristian Zahrtmann; 1843—1917) на сюжет из истории дворцовых переворотов в Дании II половины XVIII века.
С 1870-х годов в европейской живописи вновь возник интерес в историческим сюжетам и стилям, особенно модным стал стиль рококо. Это веяние ярко выражено в картине «Сцена из времён Кристиана VII», которую Кристиан Сартман начал создавать к столетию казни Иоганна Фридриха Струэнзе. Картина была закончена в 1873 году.
Датский королевский двор, узнав о работе над сюжетом, предупредил художника, что он должен быть чрезвычайно осторожным в трактовке событий[1]. Картина могла задевать чувства королевской семьи и дискредитировать её в глазах подданных. Недовольство самого двора возбудило изображение развязно развалившегося на диване короля. Всё это вызвало серьёзное беспокойство художника. Когда он позже узнал, что некто, не желающий раскрывать своего имени, рассматривает возможность покупки картины за весьма солидную сумму денег, то решил, что это будет сделано только для того, чтобы скрыть картину от публики. Он поблагодарил за интерес к картине, но заявил твёрдое «нет» покупателю[1].
Кристиан VII — сын Фредерика V и Луизы Великобританской, дочери короля Георга II, король Дании и Норвегии. В 1766 году в возрасте семнадцати лет он вступил на престол и женился на своей двоюродной сестре, Каролине Матильде, сестре короля Великобритании. Молодой король страдал шизофренией, заболевание с годами прогрессировало.
На картине представлен эпизод правления психически больного Кристиана VII, показывающий близкие отношения его фаворита немецкого дворянина Иоганна Фридриха Струэнзе (нем. Johann Friedrich Struensee, 1737—1772) и его супруги — королевы Каролины Матильды (англ. Caroline Matilda of Great Britain, дат. Caroline Mathilde, 1751—1775)[7] Струэнзе был в 1768 году назначен сопровождать в заграничном путешествии молодого короля Кристиана VII в качестве врача[8]. Образование, ум и светские манеры Струэнзе очаровали короля и в 1770 году в его руках оказалась высшая государственная власть, которую он использовал для проведения либеральных реформ. Струэнзе было предоставлено право издавать от имени короля указы, якобы передаваемые ему королем устно; указы эти скреплялись печатью тайного королевского кабинета, главой которого был Струэнзе. Кристиан VII, страдавший психическим расстройством, не испытывал любовного влечения к супруге и восемнадцатилетняя королева стала любовницей Струэнзе. В 1771 году родилась её дочь Луиза Августа, отцом которой считали фаворита.
Картина показывает королеву и Струэнзе, коротающих время за игрой в шахматы, в то время как король дразнит попугая, являющегося традиционным символом сладострастия и легкомыслия. Каролина Матильда размышляет над ходом в партии, Струэнзе пристально смотрит на королеву. Заметно скрытое психологическое напряжение в отношениях между персонажами, которое должно привести к кровавой развязке.
В женщине, стоящей за столом с шахматной доской и недовольно взирающей на королеву и её любовника, можно предположить Юлиану Марию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую, мачеху короля, организовавшую арест и казнь Иоганна Фридриха Струэнзе в 1772 году (именно к этому году относил действие своей картины художник). Королева с шестимесячной дочерью Луизой была арестована и заключена в крепость; затем по приговору особой комиссии она была разведена с мужем и выслана в Ганновер, где вскоре умерла от скарлатины[9].
Напуганный повышенным вниманием королевской семьи к картине художник предельно деликатно изобразил безумного Кристиана VII[11]. Известно, что в действительности он страдал садистскими и мазохистскими наклонностями. Отличаясь нарциссизмом, он считал необходимым подвергать себя пыткам и истязаниям, доказывая окружающим и самому себе свою мужественность. Король растирался льдом и порохом, обжигал своё тело факелами, боксировал со стеной, разбивал о неё голову в кровь[12]. Во время своих ночных «экскурсий» по городу он бил окна и провоцировал драки, заводил знакомства с проститутками. Со своим чернокожим пажом Моранти Кристиан устраивал потасовки: они катались по полу, кусаясь и царапаясь[12].
В фильме «Королевский роман» (дат. «En kongelig affære», фильм победил в двух номинациях на Берлинском кинофестивале, выдвигался на Оскар и Золотой глобус), поставленном датским режиссёром Николаем Арселем, неоднократно цитируется картина «Сцена при дворе Кристиана VII»: король Кристиан VII забавляется с попугаем, придворные много раз упоминают о шахматных партиях королевы и Иоганна Фридриха Струэнзе, намекая на близкие отношения между ними.
Свои эскизы к этой картине художник впоследствии использовал в полотне «Interiør fra Christian VII’s Hof», созданном в 1881 году (на нём присутствуют те же персонажи, что и на картине 1873 года, а также маленькая дочка Струэнзе и Каролины Матильды — Луиза Августа)[10].
Использованы материалы:
- Дания
- Кристиан VII
- Фредерик V
- Луиза Великобританская (королева Дании)
- Юлиана Мария Брауншвейг-Вольфенбюттельская
- История Брауншвейгской семьи
- Кристиан VIII
- Кристиан IX
- Фридрих Вильгельм Гессен-Кассельский
- ПРЕКРАСНАЯ АДИНИ
- Луиза Гессен-Кассельская
- Сцена при дворе Кристиана VII
- Фредерик, принц Уэльский
- Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая
- Каролина Матильда Великобританская
- Августа Саксен-Готская
- Принцесса Августа Саксен-Готская — Princess Augusta of Saxe-Gotha Принцесса Августа Саксен-Готская
- Струэнзе, Иоганн Фридрих
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Королевский роман. Часть I
- Королевский роман. Часть II
- Королевский роман. Часть III