«Мне приснилось, как очень маленький француз, залитый кровью, носит голову Мальборо на руках и кормит её сыром бри»
(Герцогиня Мальборо «Фаворитка»)
На чем может основываться женская дружба?… Не знаю, как у кого, а у нашей небольшой дамской кампании — исключительно на общей тяге к культуре и чему-нибудь прекрасному. Это всё от хорошего домашнего воспитания и уровня интеллекта , …не скрою. Простите уж за явленные амбиции, …но «сам себя не похвалишь»…
Короче, оценили мы свои финансовые возможности при имеющихся высоких культурных потребностях и поняли, что можем позволить себе только киношку… «Ты этого достойна»… Самый завлекательный трейлер и эстетский визуальный ряд продемонстрировала «Фаворитка». Поэтому, обнаружив её в программе нашего любимого киноклуба, мы устремились на его замечательные диванчики. Стремление к комфорту неистребимо…
Для начала немного вводной информации.
Опубликовано 10 Январь, 2019 — 20:50
Как снять самый слабый фильм в карьере, но получить визуальный шедеврРежиссёр Йоргос Лантимос – признанный король абсурда. Он славится довольно специфичными фильмами и умением завернуть в нечто необычное даже самый банальный сюжет. И ярче всего это умение проявилось в его фильме «Фаворитка». Сюжет картины настолько банален, что может показаться, будто вас ждёт скучный околоисторический фильм, но не спешите с выводами.
Англия, начало XVIII века. Номинально страной правит истеричная, болезненная и депрессивная королева Анна (Оливия Колман), фактически – её фаворитка леди Сара (Рэйчел Вайс).
Сара умна и расчётлива, она распоряжается казной, она решает, продолжать ли разорительную войну Англии с Францией вопреки рациональному мнению оппозиции. Правда, нельзя сказать, что она делает это ради личной выгоды. Сара привязана к Анне и желает ей только лучшего. Но идиллию в отношениях королевы и фаворитки нарушает внезапное появление кузины Сары – Эбигейл (Эмма Стоун).
Сначала Эбигейл предстаёт перед всеми невинной простушкой, но вскоре становится ясно, что умом и хитростью она не уступает статусной кузине, зато в корысти ей нет равных. Эбигейл втирается в доверие к королеве и затевает грязную игру, чтобы вернуть себе утраченный когда-то статус баронессы и приобрести власть.
Отзыв о фильме Фаворитка (2018)
Жажда власти и власть инстинктов
Это фильм о животных чувствах – жажде власти, власти инстинктов, зависти, боли. Пожалуй, это кино не для всех. Но идеальная картина для любителей Йоргоса Лантимоса. И как только ему удается снимать голливудских звезд в столь немассовом кино? Чего только стоит «Лобстер» (с Колином Фареллом) и «Убийство священного оленя» (снова с этим ирландским красавчиком, да еще и с Николь Кидман!). В общем, и кино стоящее, и актерский состав великолепен.
«Фаворитка» — не исключение. Красивые и сильные актрисы Эмма Стоун и Рэйчел Вайс – половина успеха. Вторая его половина – Оливия Колман, исполнившая роль королевы Анны Стюарт – больной, несчастной, одинокой женщины, которую бесконечно жаль от начала и до конца истории. Думаю, Колман вполне заслуженно претендует на «Оскар», потому как она справилась со своей актерской задачей более, чем. Королева здесь – не цель, а средство борьбы двух фавориток – герцогини Мальборо (Рэйчел Вайс) и Эбигейл (Эмма Стоун) за расположение и влияние, за лучшую в их понимании жизнь.
Фаворитка — Русский трейлер (2019)
Хочу сэкономить Ваши деньги или отзыв на фильм «Фаворитка»
Фильмы я смотрю нечасто, но имею одну слабость – качественное, историческое кино о эпохе Ренессанса. Кавалеры, дамы, наряды, культура, интриги, любовь, цивилизация — все дела. Люблю про красивую жизнь, я визуал и эстет. Ничего о фильме не знала, заманил трейлер, который попался на глаза. В общем, пришла я посмотреть на красоту во плоти и тут меня ждало разочарование.
Впечатления. Честно, я не готова была к лесбийской теме больной, зрелой, некрасивой женщины с ее фаворитками, да и любой другой тоже. Причем, эта линия снята не эротично, а именно противно. Но из противного там не только это….За фильм раза 3-4 показывают как людей рвет, секс изображен именно зверский, лица сняты максимально натуралистично, если у королевы подагра, то вы ее увидите, большинство актеров некрасивы. В общем, какая-то чернуха. Красивого там только интерьеры, костюмы у придворных, Николас Холт и Рэйчел Вайс.
Вы знаете, так чудесно …немного подождать… Смотрите сколько отзывов и обзоров. Отзывов намного больше. Они разные, весьма интересные. У меня не хватило терпения все прочитать. Я предложила только несколько, чтобы проиллюстрировать разброс мнений.
Да, фильм возбудил любопытство публики и получил живой отклик, …весьма живой…
Вот тут далее обзоры. Полюбопытствуйте. Много чего интересного изложено.
ФАВОРИТКА — 10 НОМИНАЦИЙ НА ОСКАР (обзор фильма)
Вот видите, какой у нас народ культурный и развитый. Сразу же подняли все материалы, связанные с данным фильмом. Припомнили «Стакан воды» Эжена Скриба. Очень изящную и остроумную, чисто французскую вещицу, которая была с блеском поставлена у нас в стране и неоднократно.
Фильм с Кириллом Лавровым, Аллой Демидовой, Натальей Белохвостиковой помнят многие. Это 1979 год.
“Генри Сент-Джон, Первый виконт Бо́лингброк (англ. Henry St John, 1st Viscount Bolingbroke; 1 октября 1678 – 12 декабря 1751) — английский политический философ, государственный деятель и писатель. Принадлежал к партии тори. Занимал посты военного министра (1704–1708) и министра иностранных дел (1710-1714) при королеве Анне Стюарт”.
Как мы видим, в 1704, в возрасте 26-и лет, он был назначен на пост военного министра, и был, таким образом, ближайшим сотрудником герцога Мальборо, главнокомандующего войсками Англии на континенте Европы.
Таким образом, у него не было мотива тайно руководить деятельностью Абигайль, направленной на прекращение войны и свержение влияния дома Мальборо?
Может быть, это делал кто-то другой?
И да — оказывается, такое лицо действительно существовало. Более того, оно даже мелькнуло слабой тенью в пьесе Скриба.
Помните финал постановки? Там, в самой последней сцене спектакля, королева Анна объявляет о смещении герцогини Мальборо, об отзыве ее мужа из армии, и о новых назначениях:
“Мои новые министры, сэр Харлей граф Оксфордский и лорд Болингброк, объявят вам завтра мои намерения”.
Вот на этого самого «сэра Харлея графа Оксфордского» нам есть смысл посмотреть повнимательней.
Начнем с того, что никакой он не «Харлей» — так он поименован в сборнике пьес Скриба, изданном в 1960, а перевод сделан и того раньше. В те времена за фонетической точностью не гнались, и бедняга, случалось, появлялся в русскоязычных источниках и как «Гарлей».
Однако на самом деле звали его Роберт Харли (Robert Harley), в 1707 году ему было 46 лет, и он не был ни «графом Оксфордским», ни «новым министром».
А был он министром старым, назначенным в 1704-м году на пост государственного секретаря по личной рекомендации и настоянию герцога Мальборо, который перед отъездом на континент хотел укрепить кабинет, созданный с преобладанием вигов, какими-нибудь умеренными тори. Вот Роберт Харли его в этом смысле очень и устроил…
(Источник)
Мать Абигаль была двоюродной сестрой Сары Дженнигс, которая чуть позже стала герцогиней Мальборо.
До начала царствования короля Вильгельма Абигаль вела ничем не примечательную жизнь, была одной из служанок Джона Риверза, герцога Кентского. После Славной Революции Сара Дженнингс, наперсница принцессы Анны, помогла молодой родственнице устроиться постельничей к принцессе.К тому же Абигаль была кузиной Роберта Харли, графа Оксфорда, того самого – знаменитого пьяницы и главы английской разведки, друга Даниэля Дефо и Джонатана Свифта. В этот момент Харли и виконт Боллингброк (столичный денди и лоботряс, вечно в долгах, зажигавший со всеми проститутками Лондона) сошлись в борьбе за власть с четой Мальборо. (Источник)
А вот спектакль Малого театра 1957 года с Еленой Гоголевой — это уже для знатоков. И бонусом для тех, кто решится расширить свой кругозор будет то, что рисунок роли герцогини Мальборо Алла Демидова честно слямзила у Гоголевой. Да органика разная, …но рисунок-то один…, правда, он безупречен…
В связи с пьесой, которая была (естественно) вольным пересказом реальных исторических событий, тем более, изложенная с французской стороны (при имеющемся конфликте Франция-Англия: война за испанское наследство, однако), публика и комментаторы внимательнее присмотрелись к реальной истории и её персонажам.
Последняя беременность Анны закончилась выкидышем 25 января 1700 года. Всего у неё было по крайней мере 17 беременностей, и 12 раз у неё случился выкидыш или ребёнок родился мёртвым. Из 5 родившихся живыми 4 детей умерли, не достигнув 2-летнего возраста[83].
Анна (по крайней мере с 1698 года) страдала от приступов подагры, болей в конечностях, животе и голове[84]. На основе её проблем с деторождением и других описанных в источниках симптомов, ныне ей предположительно ставят такие диагнозы, как красная волчанка[85] или синдром Хьюза[86]. Предположение, что она болела сальпингитом, подкрепляется тем, что появление некоторых симптомов по времени совпало с её предпоследней беременностью[85][87]. Другие версии её неудачных беременностей: листериоз[88], сахарный диабет, задержка внутриутробного развития и резус-конфликт[89] (резус-конфликт, однако, как правило, ухудшается от одной беременности к другой, тем не менее, её единственный перешагнувший младенческий возраст сын Уильям родился после череды выкидышей[90]). Эксперты также отклонили версии, что она имела сифилис, порфирию или деформацию таза, как несоответствующие её медицинской истории[85][91].
Её единственный выживший ребёнок Уильям, герцог Глостерский, скончался 30 июля 1700 года в возрасте 11 лет. Анна с мужем были «подавлены горем»[92]. (ВикипедиЯ)
С персонажами — “миссис Фримэн” и “миссис Морли” — мы не знакомы. Что и не удивительно, потому что это кодовые псевдонимы, изобретенные в период тесной дружбы, возникшей еще в 1683 между принцессой Анной и ее фрейлиной, Сарой Черчилль.
Принцессе было в ту пору всего 18 лет, она была застенчива, не отличалась ни умом, ни особо привлекательной внешностью — и вдруг в ее окружении появилась 23-летняя Сара, живая, остроумная и яркая, как пылающая комета…
Они сдружились настолько, что старшая взяла на себя защиту подруги и выручала ее из всех передряг, возникавших в ходе дворцовых интриг времен короля Вильгельма Оранского, а младшая платила ей безусловной преданностью, смешанной с самым искренним восхищением.
И потому-то, желая в личном общении избежать необходимых условностей этикета, они и изобрели себе псевдонимы: принцесса Анна называла себя миссис Морли, Сару Черчилль — миссис Фримэн, ну а уж муж Сары, Джон Черчилль, блистательный красавец и непобедимый генерал, силою вещей стал именоваться мистером Фримэном.
В 1702-ом, взойдя на престол, Анна предложила своей подруге и ее супругу герцогский титул и пособие в 5,000 фунтов в год. Предложение о пособии не прошло в Парламенте, а титул был отклонен самой Сарой Черчилль.
Ее вполне устраивало быть просто графиней Мальборо — достаточных средств для поддержания столь пышного титула у ее мужа не было, а, как говорила сама Сара, «герцог не может быть бедным».
Пять лет спустя, в 1707-м, все было уже по-другому.
Сара и Джон были герцогами, и у них хватало средств на поддержание высшего ранга пэров Англии, и Джон Черчилль, Первый герцог Мальборо, считался национальным героем и славой Великобритании, и был награжден высшим орденом, имевшимся в распоряжении Короны — Орденом Подвязки — и вдруг королева Анна письменно сообщает его жене, что «всегда будет на него полагаться»? (Источник)
В Англии уже к концу XVII столетия сложилась развитая практика денежных отношений. Английские короли еще со времен Елизаветы Тюдор осознавали, что Корона как институт разорена, ее земельные владения потеряны, и средства следует добывать культивацией коммерции — источником налогов служила именно она.
В итоге сложилось законодательство, всячески защищающее частную собственность, и стоящее на нерушимости контрактов и независимом правосудии. Появились и банковские учреждения, и торговые конгломераты, и страховые компании — все эти денежные интересы в Парламенте были представлены партией вигов. Сейчас считается, что виги были предшественниками английской партии либералов XIX века.
Предшественниками же консерваторов были тори.
Они называли себя «партией джентльменов Англии», и в очень значительной степени такими и были. Тори были партией закона, порядка и традиции, они опирались на людей, располагавших земельной собственностью и твердо стоящих на поддержке высокой англиканской Церкви, с ее традицией и епископатом.
Все симпатии королевы Анны были на их стороне, да, собственно, и герцог Мальборо считал себя умеренным тори, и ссориться с партией не хотел.
Отделила его от партии «джентльменов Англии» только война.
В 1700 бездетным скончался испанский король — и в 1701 Людовик XIV рискнул принять «испанское наследство».
Переход испанских колоний в руки французов бил по морской торговле всех прочих, французские войска в «испанских Нидерландах» (более или менее теперешней Бельгии) ставил под угрозу Голландию, Австрия получала более чем могущественного соперника — но для Англии создавшаяся ситуация выглядела еще тревожней. Ни при каких обстоятельствах ей нельзя было допустить создания державы-гегемона на континенте Европы.
«Война за испанское наследство» началась уже в мае 1702 — в этом и виги, и тори были едины.
Спор был только о методах: тори предпочитали «экономную войну», с упором на морские операции в колониях, виги полагали такой образ действий опасным — Франция получала шанс громить своих врагов поодиночке.
Английскими войсками в Европе командовал Джон Черчилль. В декабре 1702-го он получил титул Первого герцога Мальборо, а к 1704-му, после ряда крупных успехов, приобрел такой авторитет, что при поддержке вигов смог сформировать правительство по своему выбору.
Главную роль в этом правительстве играл лорд-казначей, Сидней Годольфин. С семейством Мальборо его связывали и дружба, и полное совпадение взглядов, и даже родство — одна из дочерей герцога вышла замуж за его сына.
Годольфин был, что называется, технократ — не было в Англии равного ему специалиста по финансам. В партийном смысле правительство было сбалансировано, но весной 1704 лордов партии тори пришлось подвинуть, и в кабинет были введены Харли, как тонкий знаток парламентских интриг, и 26-летний Генри Сен-Джонс, молодой человек блестящих дарований. (Источник)
Но леди Мальборо не останавливалась ни перед чем, если ее вела за собой страсть. Сейчас, в 47 лет, ее вела за собой страстная ненависть — а поскольку, помимо пламенной души и сильной воли, герцогиня была наделена и ясным умом, она быстро поняла, что за упрямством королевы Анны и ее вдруг появившихся политических мнениях стоит вовсе не Абигайль Мэшем.
Очень быстро выяснилось, что у скромной камеристки королевы есть политический руководитель, влиятельнейший министр на посту под названием “Secretary of State for the Northern Department”, сиречь «Государственный секретарь Северного департамента».
Странноватый на теперешний слух термин обозначал должность человека, отвечавшего за сношения с землями, лежащими на север от Англии, парадоксальным образом включая в себя и Шотландию, которая уже слилась с Англией в единое государство.
В обязанности госсекретаря Севера входили не только функции современного министра иностранных дел, имеющего дело с протестантскими государствами северной Европы, но и кое-какие задачи, относящиеся скорее к министерству внутренних дел и полиции, ибо на нем лежала ответственность за поддержание порядка в Шотландии.
И вот оказалось, что Роберт Харли, бывший спикер Парламента, по политической ориентации относившийся к умеренному крылу партии тори, и в данный момент занимавший пост госсекретаря Севера, счелся родством с Абигайль Мэшем, обнаружил, что она доводится ему кузиной со стороны ее отца, и что через нее он может давать советы королеве Анне. (Источник)
Герцогиня Мальборо рассердилась, когда Абигейл заняла комнаты в Кенсингтонском дворе, которые Сара считала своими, хотя редко использовала их[141]. В июле 1708 года герцогиня обратила внимание на стихотворение, написанное каким-то пропагандистом вигов, возможно, Артуром Майнворингом[142]. Стихотворение намекало на лесбиянские отношения между Анной и Абигейл[143]. Герцогиня написала Анне, что её репутации серьёзно вредит «большая страсть к такой женщине… странная и непонятная»[144]. Сара считала, что Абигейл занимает слишком высокое положение: «Я никогда не считала её образование достаточным, чтобы составлять достойную компанию великой королеве. Многим людям нравился юмор их горничных, и они были очень добры к ним, но очень необычно вести с ними частную переписку и иметь близкую дружбу»[145]. Некоторые современные авторы заключают, что Анна была лесбиянкой[146], но большинство отвергают эту точку зрения[147]. По мнению биографов Анны, Абигейл для неё была лишь преданной служанкой[148][149], тем более что Мэшем имела традиционные нравы и была всецело верна своему мужу[150]. (ВикипедиЯ)
Короче, вы поняли, что в новом фильме вместо Болингброка будет Харли, а королеве приписали лесбийские наклонности.
Скажите, а где это у нас с большим любопытством и живым интересом последнее время рассматривают историю Англии? …Конечно же, на ресурсах И.А.Дедюховой.
Вот ещё информация о фильме.
Антон Долин: «Фаворитка», «Мирай из будущего», «Русский бес»
Можно поязвлю?… Милая женская слабость. Вот не помянули на ресурсах И.А.Дедюховой, что впервые при свечах снимал Кубрик, так и помнят только Гринуэя. Прям, после материалов ИАД все такими знатоками его творчества стали. И это, заметьте, профессионал (я про Антона Долина, вестимо). Небось, специально где-то учился… Хоть бы в ЖЖ глянул, там давно эта тема про свечное освещение в кино разобрана.
Рококо и «Барри Линдон»: жизнь в отблеске свечей.
Что нужно для того, чтобы зритель воспринимал костюмный фильм, как аутентичный? Не только костюмы, точно соответствующие эпохе, но и правильное освещение. Наше представление о прошлых веках строится на живописи тех времен, а в ней всегда присутствует светотень, нет яркого, плоского света, как в некоторых современных фильмах, потому что не было электричества, а свечное освещение давало совсем другой эффект. Для эпохи рококо это особенно важно, поэтому фильм «Барри Линдон» режиссера Стэнли Кубрика до сих пор смотрится, как роскошная иллюстрация к XVIII веку.
Но, конечно же, И.А.Дедюхову «никто не читает», но только …ничего другого, кроме сказанного ею, не знают, не смотря на хрестоматийность материала. Кубрик в 1975 снимал, а Гринуэй в 1982-ом…
Бесспорно, нынешние профессионалы давно кормятся на рекламе (рекламируя продукт, пускай таким продуктом является даже кино). Этого продукта много. Посему, внимания на все не хватает. Хорошо, что А.Долин отметил значимость данного фильма, …не до глубокого разбора. Но, …следствием такого (профессионального) подхода становится то, что критика (и данный критик тоже) давно превратились в обслугу и не влияют на сам процесс, на формирование трендов. Могут только радостно хлопать в ладоши: как хорошо! как замечательно!… Но не по вашему хотенью… Тренды задают, опять, всё те же ресурсы И.А.Дедюховой.
Отметим ещё, что фильм снимался в реальном историческом антураже.
Съёмки начались в марте 2017 года в Хэтфилд-хаус в Хартфордшире.[8][9] (ВикипедиЯ)
Что дало фильму безумно красивую картинку. Наверное, и не сильно дорого? Потратились ведь только на аренду. В публикациях отмечается весьма скромный бюджет фильма.
А теперь обратим внимание на визуальный диссонанс фильма, на который не обратили внимание …никто. Ладно! …Мальчикам можно простить… «Но, …иль мы не женщины?…»
Платьица, платьица… Не смотря на аутентичность силуэта и кроя, точнее, их формы, у нарядов практически отсутствует цвет. Понятно, что все внимание уходит (в смысле, обращается) на то, как дамы затейливо драпируют свои верхние юбки, благо тогда этих юбок носили …несколько. Не даром ИАД рассказывала о своей любви к юбкам, ссылаясь на цыганские корни. Зря она так, надо больше акцентировать внимание на имеющихся аристократических.
Да, а драпировки — это, вообще, архитепическое. Достаточно припомнить, как в той же Древней Греции ценились рабыни, умеющие искусно и разнообразно укладывать складки на хитоне хозяйке. Помню, как данный факт впечатлил меня ещё в пятом классе школы на уроке истории.
Так, вернемся к «черно-белому кино». Гляньте…
Кружева и декор, кстати, совершенно НЕ аутентичны. Не та эпоха, не тот стиль. Режет глаз.
Но в целом, ничего не напоминает? …А, если преодолеть склероз?…
Это мы рассмотрели визуальный ряд. Но приблизительно то же самое творится и со звуковым. Современный минимализм аккуратно вписан и гармонирует с произведениями Баха и Генделя. Барокко, всё же… Послушайте под настроение.
Правда доминантой является Шуман. Не то время (лет на сто позднее), но он в этом фильме органичен… в качестве специфической театральной эклектики. Вроде как… отвечает за тему человека. Это как в шекспировском театре ставили лавку и крепили табличку с надписью, что это лес и мостик над пропастью… к примеру, конечно. Вот нарезали отовсюду лоскутной пластики, налепили тумана сверху, чтобы придать всему хоть какой-то отблеск одухотворенности… Почему? А потому что собственные аристократические (духовные, если хотите) корни безвозвратно утрачены.
Schumann Piano Quintet in E-flat major, Op. 44, Ⅱ. In modo d’una marcia. Un poco largamente
Мне вот интересно, а чем еще можно объяснить столь необычный образ герцогини Мальборо в «Фаворитке», кроме впечатления от рассказа Ирины Анатольевны о принцессе Эболи на вебинаре про «Дона Карлоса»?
Действительно, какого рожна?…
Можно, конечно возразить, что шрам на лице Сары должен мотивировать королеву Анну отдать предпочтение Эбигейл. Это такой сценарный ход, двигающий сюжет. Ага! Только вот зачем одну из частей фильма называть «Мне снилось, что я выколола тебе глаз». Именно эту фразу хочет написать герцогиня королеве в своем письме. Откуда этот глаз взялся? Никаких ассоциаций в картине с ним нет… Кроме навязчивых ассоциаций. Что-то, а навязывать свои ассоциации ИАД умеет намного лучше кого бы то ни было. Просто интересно… сейчас при создании сценического образа любой аристократической дамы ее станут изображать одноглазой красоткой?
А уж фраза «Мне приснилось, как очень маленький француз, залитый кровью, носит голову Мальборо на руках и кормит её сыром бри» с упоминанием «сна», «оторванной головы» и «сыра» — это уже фирменные образы, да ещё в столь причудливом сочетании. …Да! Шлют, шлют приветы с брегов туманного Альбиона Ирине Анатольевне. Не забывают. Впрочем, такое не забывается (хрен забудешь, если точнее).
Ещё раз повторю, что нынче все тренды задают её ресурсы. Её мнение значимо и важно. Остальным приходится равняться на уровень, задаваемый ею… в качестве планки над головой.
Повторюсь, что он получил множество откликов …в очень широком диапазоне.
Наша дамская компания прониклась красотой и для глаз, и для уха. Актерская игра впечатлила. После фильма осталось ярко выраженное послевкусие. Сложно, изысканно. Барокко!
Моя же очень приличная подруга высказалась иначе. Она была в шоке от продемонстрированных нравов. Сказала, что разврат показали талантливо. Удивилась, что нам понравилось. Заявила, что старается держаться подальше от подобных зрелищ…
Право же?… Дело в том, что …непосредственно сам разврат и не показывался, …но он внятно обозначался. И, вообще, с ним режиссер весьма сложно играл.
Вспомним о намеренных контрастах фильма. Подлинные интерьеры подлинного замка и стилизованные фантазийные костюмы, тем не менее, не выбивающиеся из визуального ряда. Сочетание классических музыкальных произведений и минималистических, но гармонично сочетающихся.
Вот и здесь всяческий откровенно девиантный (отклоняющийся от нормы) секс был в паре с госуправлением. Своей низменностью он иллюстрировал и низы общества и низменность людей, оказавшихся на вершине иерархической системы управления, вершителей судеб страны и народа.
Конструкция сюжета ясна. Две героини борются за внимание и благосклонность третьей. Герцогиня Сара знает и дружна с королевой Анной с юности. Она использует свое влияние для управления государственными делами. Её главная забота — защита от внешнего вторжения. По логике развития её дело — война. Она защищает интересы Англии. Отправляет любимого мужа на войну, страшно переживает и за мужа, и за Англию. Её цель высока. Поэтому, для достижения оной она средств не выбирает. При том, что любит мужа, человека долга (она ему накануне отправки на войну: останься на ночь, не уходи, побудь со мною; он ей: не могу, надо быть с армией, с солдатами — так правильно) вынуждена ублажать свою полубезумную несчастную подругу-королеву.
Королева же действительно несчастна — она потеряла 17 детей. Хотя, авторы к ней жестоки и откровенно обвиняют её саму в похотливости, чуть ли не кроличьей. Недаром, в спальне Анны в память о детях живут кролики. Да, власть в стране досталась не самой адекватной особе. Но с государственными заботами ей помогает справляться верная подруга Сара, правда по собственному разумению и желанию. Сара прямодушна и сильна, поэтому она рубит правду-матку в глаза …всем. Многих это раздражает…
Но вот появилась бедная родственница из низов. Символом падения является проигрыш её папы её же (ещё практически ребенком) какому-то толстому немцу (в сексуальное пользование, вестимо). На новом месте в рядах прислуги Эбигейл тоже добросердечия не находит. Все плохо! Но, тем не менее, она ещё не потеряла сочувствия к ближнему. Заживляя собственные ожоги лечебной травой, она сталкивается с муками королевы от подагры. Это так естественно помочь болящему, когда сам испытывал похожую боль. Первый шаг к возвышению сделан. Но положение неустойчиво, следует закрепиться. Для этого важно расположение королевы. Его постепенно добиваются. Но такие вещи (как королевская благосклонность) находятся в зоне с высокой конкуренцией, неизбежно начинается борьба. И вот здесь у человека, не имеющего ресурсов, возникает характерная нравственная дилемма, про которую не устает повторять ИАД — «у меня не было другого выбора». Неизбежно нравственное падение. Неизбежно же и использование беззащитной служанки противником герцогини, тем самым Робертом Харли (помним, что он создатель частной разведки, то есть, манипулятор знатный), который против войны, поскольку она требует повышения налогов… Ой! Налоги! И где это, и кем у нас говорится о налогах, как об одной из основных компонент государственного управления? Ах! Это основная тема ресурсов И.А.Дедюховой. Какая неожиданность!… И кто бы мог подумать, когда все упорно помалкивают с анализом налогообложения, опасаясь повторить, что у нас (оказывается!) НДС, налог на добавленную стоимость, взимается с составляющей себестоимости — заработной платы и со всех налогов, которые с нее уже заплачены. А вот сама по себе добавленная стоимость почти не облагается налогами.
После того, как это объяснила ИАД — это абсолютно очевидно, но повторить все боятся… ведь там следуют всякие выводы. Однако от сказанного никуда не денешься, приходится поглубже пытаться размышлять и о налогах.
Ах, да… служанка в борокко… Заманчивая тема.
Казалось бы Эбигейл одержала победу. Но её целью было лишь личное благополучие. Собственных амбиций и концепций госуправления она и не имела никогда, а стала лишь проводником чужого мнения. Во власть она попала с целью личного благополучия — сладко есть и спать. Поэтому пришлось королеве самой заниматься бумагами, которые ей были непонятны.
Да, и межличностные отношения между Анной и служанкой быстро разрушились. Последняя очень скоро проявила свои подлинные мотивы, за чем сразу же последовало унижение, …сексуальное…
В итоге потерпели крушение все. Герцогиню изгнали, королева лишилась дружбы, служанка осталась в сексуальном пользовании.
А все так хотели любви и величия…
Кстати, про любовь. Поразило, что самые «романтические» сцены между Эбигейл и Мэшемом (Да, представьте, здесь тоже присутствовал Мэшем, весьма симпатишный красавчик. Но его роль была весьма вспомогательной. И за него никто не соперничал) были сделаны практически, как в «Золушке», точнее, как в «Трех орешках для Золушки».
Вот интересно, откуда режиссер Йоргос Лантимос узнал о наших самых романтических впечатлениях детства? Неужели и в Греции шло чехословацкое кино?… Вопрос, конечно, риторический…
Нельзя не отметить ещё один потешный момент. Похоже, фильм планировался изначально (а сценарию уже лет 20-ть), как некий феминистский манифест… Но, что-то не сложилось. Режиссер эту «голубую» идею не поддержал. Она, очевидно, ему не близка. Бесплодность явления была продемонстрирована ярко. Все эти сильные незаурядные женщины в итоге действуют по указке Харли.
Да, вернемся к разборкам трех дам и Харли. Вот тут и возникает вопрос, у кого позиция на государственном уровне была правильней? Кому сочувствовать? Пусть даже в схематично очерченной реальности, созданной режиссером. Ведь он явно «плавает» в попытке расставить нравственные акценты…
Но мы-то знаем почему. Потому, что речь идет о государстве первого мира, где идет развитие за счет чужих ресурсов, что само по себе уже безнравственно…
Вспомним тезис И.А.Дедюховой:
Информационное поле форматирует тот человек, который ближе всего подходит к истине.
Поэтому далее я предложу вашему вниманию мнение самой Ирины Анатольевны по данному поводу. Благо у меня была возможность спросить её непосредственно и законспектировать.
Наряду с аспектами противостояния двух систем: общества потребления и общества, развивающегося за свой собственный счет, следует рассмотреть два типа отношений между людьми: «человек человеку волк» и «человек человеку друг товарищ и брат».
Понятно, что общество потребления живет по принципу «человек человеку волк». А общество, в котором развитие происходит за свой собственный счет — полностью зависит и от развития своих членов. Оно живет по принципу «человек человеку друг товарищ и брат», поскольку в этом случае человеческий потенциал — основной резерв и стимул развития всего общества.
По последнему способу существования мы не просто ностальгируем, а уже испытываем настоятельную потребность в нем, уже не можем иначе. Это вообще сложилось задолго до нашего появления на свет. К тому же это не только нравственная позиция, но условие, когда нормальный человек может быть счастлив.
Думаю, все уже вполне насладились убогим счастьем, когда тебя не трогают, а при тебе не стесняются жрать людей. В советский период при распределении благ я заранее и не по своей воле жертвовала частью заработанных средств, но тогда не собирали деньги на умирающего от рака ребенка, не было ни одного бомжа, а любого человека в обществе не бросали на произвол судьбы. И со временем я убедилась, что для меня именно это было условием личного счастья: не видеть нищих стариков и беспризорных детей без будущего.
В силу того, что нынче у нас практически стерты границ, особенно в интернете, с этим нашим настойчивым стремлением к нормальной человеческой жизни не могут не считаться и другие (с другой стороны). Хотя с виду общество потребления вроде как победило, Советский Сооюз «сам развалился» даже потому, что «народ сам этого захотел»… но дальше выясняется, что обществу потребления нечего дать, кроме красивой обертки.
Кстати, этап осознания того, насколько же они все там нищие, уже пройден. Сейчас они хватаются то за одно, то за другое… из желания доказать, будто у них там цивилизация имеется… или раньше имелась. А все… одно убожество, Господи прости.
У каждой киношки можно девиз ставить «Мы тоже люди! У нас есть пиписка и совесть раньше была! Вроде бы.» Короче, опять нам не удалось вписаться в их цивилизацию, придавили мы их своей цивилизацией, в очередной раз. Но теперь они заразились нашим вирусом (совести), испытывают аналогичную потребность… выглядеть нормальными людьми. Хотя долго ее пытались в себе подавить… потчуя нас своими идиотскими фантазиями. То бишь «искусством».
Мы уж пропустили через себя их искусство, когда «человек человеку корм» -это разнообразные саги про вампиров. «Человек человеку волк» — о вервольфах и прочее. «Человек человеку игрушка» — от всяческих хорроров до антиутопий, где «человек человеку — просто мишень».
И вот приходит время, когда надо вернуться к исходному моменту, который был до случившихся сравнительно недавно мощных социальных изломов. При которых, в первую очередь, естественно, взламывалась общественная мораль. Взломать они нашу мораль (на некоторое время) вс же смогли, а предложить, кроме тетрапака и ГМО, — нечего.
Мы понимаем, что общественная мораль взламывается с целью уничтожения нормальных человеческих отношений друг к другу — «человек человеку друг товарищ и брат».
А людей тянет поговорить даже не столько «о странностях любви», сколько о самих отношениях между людьми. То есть, люди понимают, что, игнорируя в ближнем личность, — пропускают самое главное в жизни. Что они могли бы просто общаться, не придерживаясь каких-то национальных рамок или социальных (всяческих сообществ или диаспор). Самоценно именно непосредственное человеческое общение, соприкосновение душ. Выясняется же, что у нас и представители «элиты» не могут уже общаться с людьми, они не понимают реальной жизни, они оторвались от неё, они лепят вслух, что попало.
И вот возник такой феномен — «Фаворитка», скорее всего, как реакция на ту огромную культурную среду, которая поднимается у нас, прежде всего, на вебинарах. Мы же восстанавливаем культурный код, между прочим, раз никто этим не занимается. А потом мы видим отклик этого процесса на всех ресурсах. И уже в противовес нынешней торгашеской беспринципности и вседозоленноси — имеется совсем иной уровень и сложности мировоззрения, и нравственной оценки.
У нас была задача — вернуть себе высокое искусство, отнятое у нас. Вернуть здравое мышление, возможность общаться, говорить. Вернуть себе человеческий образ жизни, когда в какой-то степени высокое искусство доступно всем.
Большинство, конечно, не видит этой борьбы изнутри и находятся на расстоянии, но уже не почувствовать расстановку этих планок тоже не могут. Оценка-то всему же дана! Причем, на безусловно нравственных критериях. Поэтому дальше, стоило только им услышать сказанное «человек человеку друг товарищ и брат»… выяснилось, что и сами они к этому тянутся. А может ли современное искусство дать актуальный ответ на этот вопрос? До актуальной современности пока не созрели, пока в исторических декорациях запутались, среди королей и королев. Все еще на уровне балагана «В Фуле жил да был король». Там им уютнее.
Цепляются за барокко, где форма изначально подавляет любое содержание… как роскошная обертка какашки какой-нибудь… К тому же герои все давно померли, можно что угодно про них наплести. Далее идут попытки рассмотреть тонкие человеческие отношения, где, вроде бы, есть и сестра (кузина), и подруга, и товарищ — всё есть, полный набор. Получается, что чисто человеческие отношения и не складываются, … гармонично …в обществе потребления… Надо ж как-то потребить друг друга. Иначе зачем и дружить, в доверие втираться, если потом не укусить за мяконькое?..
Общество потребления — это что? Кто кого вперед сожрет, потребит то есть. Но ведь это еще и секс вместо любви. Вместо общения — выхолощенная коммуникация «как дела? — нормально». Вместо соприкосновения с миром прекрасного — прекрасный мир вещей. Например, открываешь журнал «Космополитен» (где человек уже космополит, без границ), там обязательно про секс во всех его видах и многообразии, там будет обязательно мир гламура. А что такое мир гламура? Это когда прекрасные мгновения фиксируются около прекрасных вещей и в прекрасных вещах. Всё! Ничего больше нет! Прекрасная глянцевая картинка, и ничего для размышления: для души и ума.
И вот возникает такая реакция — фильм «Фаворитка». Попытка поговорить о красоте человеческих отношений, … которая осталась пока в рамках, навязанного ранее маргинального подхода — секс, секс, секс… (И.А.Дедюхова)
Читать по теме:
1 comment
Нашла! Помнила, что была у вас прекрасная статья про фильм «Фаворитка»!