Однажды в дороге услышала разговор. Попутчики (оказавшиеся преподавателями) обсуждали методологию такого предмета, как литература. Речь шла о школьном курсе. В дореволюционной гимназии детей учили писать стихи и прозу. Поэтому, например, Пушкин, Цветаева, Ахматова обучались стихосложению непосредственно за партой. А вот после (и по сею пору) преподавать стали литературоведение…
Несложно в этом случае сделать вывод, что навыки критики приобретаются сызмальства, …и мною тоже.
Критиковать и анализировать то, что большая часть собеседников/читателей может при желании увидеть — это одно. А вот как рассказать о спектакле, который вам вряд ли доведется посмотреть? Тут хотелось бы обладать даром художественного слова.
Вот я скажу, что испытала потрясение не меньшее, чем после просмотра Шекспировских спектаклей английских трупп, и придется либо верить мне на слово, либо сбираться в путь дороженьку в глушь лесную, поселок городского типа с таким ясным и светлым названием — Пречистое, чтобы увидеть представление местного народного театра. Ага?! Счаз-з-з-з все бросите и помчитесь! (… хотя что делать-то «в наше столь трудное время», как не путешествовать по дальним уголкам «нашей необъятной Родины», да не знакомиться (буквально) с её культурой?)…
Должна признаться, что помимо приобретенного (можно сказать) с детства помянутого навыка критиканства (ну, чему там на уроках литературы учили?), получила ещё дурную привычку к морализаторству (наверное, уже успели заметить по предыдущему абзацу). Ну так вот, в порядке самокритики (которую тоже привили в нежные годы уже в комсомольской организации), хочу сказать, что об этом театре сама до 6 декабря сего года ничего знать-не знала и слыхом-не слыхивала, как-то мимо меня прошло.
Но это я ничего не ведала, а вот моя мама по работе моталась по командировкам по области. И в Пречистенском отделении своей организации была знакома с женщиной, которая в этом театре играла. Поэтому (несложно догадаться), что и про сам коллектив знала, и был он известен давно…
Оказывается, очень давно… Ему ж скоро сто лет стукнет. Пора уж по поводу его истории всякие сказания и былины сочинять и сказывать.
Представляете, это сейчас Пречистое — поселок городского типа всего-то с пятью тысячами населения. Ещё во времена трудовой деятельности моей мамы она туда с большими сложностями добиралась. Отсюда понятно, что в 1918 году он был глухоманью редкой.
Историю (даже после ЕГЭ), всё равно, худо-бедно знаем, поэтому дата 1918 год много о чём красноречиво говорит. И когда читаем строки:
то понятно вследствие каких событий такой «приезд» совершился. По этому поводу, конечно, можно поговорить и поподробнее, … но уже разговаривали. Романтика революции. Часть I.
Так вот, в той непринужденной беседе о гражданской войне с Сергеем Кредовым упоминался эпизод, озвученный Пришвиным. Последний после мясорубки 20-х встретил в Переславском уезде человека, который до революции был в жандармах. Их-то в первую очередь и «рубили» как белые, так и красные. А он ничего — выжил, и даже оказался при должности в присутственном месте. Такая ситуация объяснялась тем, что в этих местах не проходили фронты отшумевшей гражданской войны, отчего так все и обошлось.
Кстати, именно в Переславль в это же время из Петербурга перебралась семья академика живописи Д.Н.Кардовского. Его жена Ольга Людвиговна:
А свой дом академик потом завещает художникам и на его базе будет создан Дом творчества скульпторов. Поэтому в Переславле было так привычно ещё недавно увидеть работающего «на пленэре» художника (может и сейчас бродят?).
Так, похоже, и в Пречистом получилось. Волею судеб оказавшиеся там артисты приложили все усилия к облагораживанию и окультуриванию той среды, куда попали. Эта традиция была поддержана и продолжена последующими поколениями творческой интеллигенции. В статье Пермский гость поминался М.Растропович, которого судьба закинула в Ярославль…
Вернемся к истории театра в Пречистом.
Один из лучших любительских театров области, создан в 1918 году Петроградскими актерами С.Н. и М.Л. Красногородскими, назывался театр «Да здравствует Пролетарский совет». Звание «Народный самодеятельный коллектив» Пречистенскому драматическому театру присвоено в 1970 году. Режиссер Александр Васильевич Загрянин.
С 1982 года режиссером стал Владимир Леонидович Фунтов – Заслуженный работник культуры РФ. Коллектив и режиссер – лауреаты областной губернаторской премии в области культуры и искусства им. Е.Стомпелева. Неоднократные лауреаты и дипломанты фестивалей и конкурсов различного уровня. В репертуаре – русская и зарубежная классика, пьесы современных российских и зарубежных драматургов. В репертуаре коллектива одновременно 2-3 спектакля. Театр ведет активную гастрольную деятельность в Ярославской и Вологодской областях.
Ну да, не очень вдохновляющий текст. Скажем прямо, казенный.
По поводу таких коллективов было принято иронизировать очень давно. Помните уже хрестоматийный эпизод фильма «Берегись автомобиля»?
Хотя, страна ковала кадры для народных коллективов и посылала их в самые отдаленные деревни с тем, чтобы «повышать культурный уровень населения путем организации его досуга».
Помните ещё один фильм «Дело было в Пенькове»? Так что, нечего ржать, работала государственная программа. Опять же, технический прогресс, правда не без проблем в личной жизни…
Там и критика «имевших место недостатков» присутствовала. Обратите внимание, как она теперь актуальна…
«Аниськин и Фантомас». Частушки
Таким образом, получаем, что на местах делаются попытки сформировать некоторую культурную среду. Среда эта непростая, много в ней варится весьма мутных личностей. А личность здесь определяет многое, если, собственно говоря, не всё. Истина прописная, многажды озвученная и отлитая отнюдь не в граните — «Кадры решают всё!»
Что у нас с кадрами в столицах? Кадры есть, «культурки маловато» (с) Пуськи, там, драные, мужики с приколоченными причиндалами, Гай Германика с папочкой, рубящим бабло на пиаре позорной Васильевой, страшилки всякие в роли светских лвиц, etc … всех не упомнишь. Типа, это нынче модно эпатировать публику (хотя приемчику, даже на моей памяти, лет тридцать, а если вспомнить Жан-Жака, который Руссо, а не ресторан, то все триста будет).
Что раздражает в перечисленных персонажах? Отсутствие профессионализма? Акционизму «до фига», а владения предметной областью — «шиш».
Это в провинциальном кукольном театре я могу привести трехлетнего ребенка на спектакль по простенькой сказочке — продолжению курочки Рябы — и увидеть на сцене арт-деко. Там же немного позднее в «Дюймовочке» будет поразительная романтическая атмосфера и тщательно проработанные костюмы, куклы и декорации, являющиеся самостоятельными произведениями искусства.
Понятно, что технический прогресс выбил «из-под ног» у изобразительного искусства его прикладное назначение. Поэтому, многие художники ушли в дизайн, рекламу и модную индустрию. Про «акционизм» и «перфоманс» тоже все понятно. Возможно, там и есть какие-либо достижения, но копаться в этой куче ради жемчужного зерна, …увольте. На фоне чего уже с 70-х годов зародился гиперреализм.
Данный жанр ещё называют тупиковым в силу того, что действительность воспроизводится «фотографически точно», а это бессмысленно с точки зрения искусства. По сему поводу у меня возникло ощущение, что для художников, работающих в нём (в жанре гиперреализма) важно сохранить и продемонстрировать свой профессионализм, владение «ремеслом». Помните что-то там такое проходили в школе по истории о цехах ремесленников, о необходимости создания учеником шедевра для поступления в цех? То есть создание шедевров — это, всего лишь, умение настоящего ремесленника.
Конечно же, такая профессиональная честность художников в жанре гиперреализма сродни честности цирковых. Ведь цирк — это предельно честное искусство (за исключением иллюзионистов). В цирке же акробат и укротитель хищников перманентно и рутинно рискуют жизнью (особо не похалтуришь). Но следует заметить, что само это искусство в чем-то просто и примитивно, но, тем не менее, дети это зрелище обожают…
Тщательно прорабатывая изображение, автор неизбежно погружается (и на длительное время) в создаваемый им образ. Подробно воспроизводя детали, больше узнает и понимает предмет изображения. Следовательно, отношение, которое художник неизбежно транслирует зрителю, оно «заработано», а не просто «накидано», как весьма резонно подозревает неискушенная публика при лицезрении всевозможных перфомансов и объектов на выставках современного искусства. Поскольку демонстрируемое там «мастерство» легко воспроизводимо бригадой гастарбайтеров.
Пожалуй, читатель решил, что я отклонилась от заявленной темы — рассказа о каком-то малоизвестном провинциальном самодеятельном коллективе.
Только сегодня обсуждали со знакомыми, которые и зазвали на этот спектакль. Впечатления у всех схожи и отмечается, что увиденное можно назвать этим самым словом — «гиперреализм».
Итак, на сцене деревня… Во всем… Подлинная.
То что «декорации» «аутентичны» — это естественно (театр из глубинки, очевидно «в материале»). На сцене деревенские жители — тоже понятно (То ж не артисты, а сами жители и есть. Помните «Асю Клячкину» у Андрона Кончаловского? Он там не заморачивался — снял местных жителей). События развивались так же, как и в «жизни» в этой самой деревне. Если то, что именуется как «события», было бы можно таковыми назвать, настолько они естественно и незаметно совершались.
Возникло ощущение, что ты сидишь на завалинке, а рядом мельтешат такие привычные и родные соседи (иногда раздражали, но как же без того).
В отеческий дом к заболевшей старушке-матери, которая осталась здесь с семьёй младшего сына, приезжают остальные дети. Сноха кормит их на кухне привычной жареной картошкой, «сервировка» незатейлива и обиходна (у нас в деревне летом такая же).
В свою очередь наши дети, примчавшиеся в театр после занятий не успели перекусить, посему еле сдерживали себя, чтобы не присоединиться к героям на сцене. Все происходило в камерном театре и персонажи находились от зрителей в «шаговой доступности»…
Это я к чему? К тому, что получился эффект невероятно живого и реального присутствия. Некое 3, 4, 5, …-D восприятие синтезированного артистами пространства.
Первая сцена была так реалистично и нудно затянута этим типичным снующим хождением хозяйки, накрывающей на стол, а затем убирающей посуду. Просто, хотелось встать и помочь ей.
С самого начала спектакля на сцене стояла кровать, на которой почти скрестив руки на груди лежала женщина в платочке и каких-то старушечьих одежках. Обращала на себя внимание белизна её лица, почти кукольные черты и благородное спокойствие на челе. То есть я хочу сказать, что красивая женщина отчего-то неподвижно пребывала на сцене, и не ясно было — она жива или уже нет (это я о персонаже, естественно). Только по реакции окружающих стало понятно, что вот это и есть та старушка, к которой собрались приехавшие дети, вызванные известием о её вероятной грядущей кончине.
Вдруг в какой-то момент она «ожила» . И эта красавица превратилась в слабую с дребезжащим голосом морщинистым лицом ноющую старушку.
Младшая дочка — самая любимая, живущая где-то далеко пока не приехала. И умирающая мать прилагает все усилия, чтобы дождаться, посмотреть на свою кровиночку в последний раз.
(каюсь, никогда не любила жанр изложения, поэтому и привожу здесь чужой пересказ, зато он подробный)
На сцене героиня сноровисто управлялась со старой зингеровской машинкой. Все происходило у нас буквально под носом, строчила она исправно. Моя мама, шьющая всю жизнь, результатом была довольна.
Старушка стала разговаривать с близкими, жаловаться на соседку (такую же древнюю), просить узнать, где она, почему не слышно её коровы. Наконец-то подружка нашей героини появляется, жалуется на пропажу своей буренки. Где-то неподалеку шалит медведь, уже чью-то животину задрал… Ну о чем могут болтать в деревенской глуши бабки? Подтрунивают друг над другом тоже так «типично» для своего возраста, интересуясь, отчего ещё не померла и кого раньше отнесут на погост. И ничего «черного» в этом юморе не звучит именно в их исполнении. Они посмеиваются, и зал тоже добродушно радуется такой простоте восприятия неизбежного.
Бабульки вспоминают о своем, утирают кончиками повязанного на голове платка слезящиеся глаза, кряхтя встают, сгорбленно вперевалочку идут. Больные ноги, плохое зрение, прыгающее давление откладывают неизгладимый отпечаток на стариков. По тому, как двигаются эти женщины, врач поставит диагноз. Про тяжелую работу, невзгоды, переживания можно даже не рассказывать — они очевидны.
Старушка не столь благостна, как можно было бы предположить. В какой-то момент из желания поболтать и пожаловаться, радуясь вниманию вдруг появившейся многочисленной аудитории, расписывает свои страхи перед пьянством сына Михаила. Бывает, что выпив, он пугает её тяжелым молчанием, а ещё пуще, если вдруг решится о чем-то заговорить…
Ой, так знакомо. Не дай Бог, зацепиться языком в какой-нибудь очереди (особенно в больнице) с какой-нибудь бабушкой — столько всего узнаешь. А на самом деле — живут люди, друг друга любят, заботятся, …родные, однако…
Ошалевший от такого «предательства» сын скандалит с «заступающимися» за старушку приехавшими родственниками, мать уже не рада достигнутому эффекту и (как водится) начинает заступаться уже за сына. Узнаваемый родственный скандал. И публике ничего объяснять не надо она включилась в процесс, и видит всю ситуацию, как на ладони. То есть, понятно почему возмущены приехавшие, почему они неправы, почему ничего не изменится, почему эта ситуация сложилась так, а не иначе…
(Продолжение следует)
1 comment
Ух ты! Ну да, издалека то оно виднее же :) Как не вступиться за любимую мать. Уже год, как брат к матери не приезжает. К живой не приезжает. Жена, видите ли, не разрешает. В каждой избушке свои погремушки, естественно.