Русский советский прозаик и драматург Александр Вампилов погиб «на взлете», в 35 лет. Он мечтал о признании, но его пьесы на подмостках столичных театров поставили лишь после смерти. Успев при жизни издать две книги, Вампилов произвел революцию в современной русской драматургии и театре. Вампилова называют Чеховым наших дней. Грустный юмор, выбор и психологический портрет «негероических» героев, отношение к людям у двух классиков – XIX и XX столетий – перекликаются.
За свою короткую жизнь Вампилов выпустил из-под пера пьесы, крупные и состоящие из одного акта, а также короткие прозаические произведения. Темы, поднятые Александром Валентиновичем, вдохновили театральных и кинематографических режиссеров поставить их на сцене. Выпущена даже опера по пьесе, автором которой был Александр Вампилов. Отзывы о творчестве писателя реализуются через многочисленные памятники, музеи в его честь.
Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (19 августа 1937 года, Черемхово — 17 августа 1972 года, озеро Байкал у посёлков Байкал и Листвянка) — русско-советский прозаик и драматург.
Родители будущего писателя проживали в райцентре Кутулик, до этого 3 года жили в селе Аларь Аларского района Иркутской области. Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года. Хотя часто местом рождения А. В. Вампилова называется посёлок Кутулик (в переводе с бурятского – яма), на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района. Считал своей Малой Родиной село Аларь.[2][3]
Фамилия «Вампилов» тибетского происхождения. Прапрапрадеда Александра звали Вампил, в переводе с тибетского это означает «умножающий могущество».
Отец — Валентин Никитич Вампилов (1898-1938), по национальности — бурят, закончил с золотой медалью гимназию в Иркутске, затем Иркутский госуниверситет, учитель русского языка и литературы, знал пять языков, до революции служил репетитором у сына иркутского генерал-губернатора. Вскоре после рождения сына 17 января 1938 на Валентина Никитовича (Бадму Будихаловича) донесли в НКВД. Его обвинили в том, что он ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов. Обвинение в панмонголизме означало расстрел. Приговор был приведен в исполнение 9 марта под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.
Мать — Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906—1992), оставшись после гибели мужа с 4 детьми, продолжила работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. В. Вампилова.
Родители Александра Вампилова
Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» посвящен матери Вампилова. Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, всю жизнь работала учителем математики в средней школе. Интересно, что со стороны бурята-отца предки Вампилова были ламами, а со стороны матери — православными священниками.
В семье было четверо детей. Кроме Александра — старший брат Михаил, а также близнецы Галина и Владимир, который ушел из жизни в шестнадцатилетнем возрасте: у него было больное сердце. Брат Михаил впоследствии стал геологом, а сестра Галина — учителем русского языка и литературы.
Оставшись без мужа, Анастасия Прокопьевна воспитывала их вместе с Александрой Африкановной. Дед Вампилова также был репрессирован. Воспитанием детей в основном занималась бабушка, поскольку матери приходилось много работать. Для Александра Вампилова бабушка стала тем же, кем была Арина Родионовна для Пушкина.
Будущее родившегося в августе 1937-го сына предсказал отец Валентин Вампилов. В письме беременной жене он выразил уверенность, что четвертым ребенком будет мальчик. А еще опасался, что его ждет тяжелая писательская судьба, потому что незадолго до рождения Саши Вампилова-старшего во снах преследовали видения писателей-классиков.
Валентин Никитич писал жене записки: «Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник — сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей. Первый раз я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Второй раз я во сне пил водку с Максимом Горьким и целовал его в щетинистую щеку. Боюсь, как бы писатель не родился…». И потом, после рождения: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Мое предчувствие оправдалось… сын. Как бы не оправдал второе… Не назвать ли его Львом или Алексеем? У меня, знаешь, вещие сны».
Удивительно, но видимо на каком-то глубинном генетическом уровне Валентин Никитич передал своему сыну память предков, которые в нескольких поколениях были бурятскими ламами. Со стороны матери, кстати, которая была русской, все мужчины были православными священниками. И эта связь двух мощных религий сильно повлияла на личность Александра Вампилова, сделав его таким, каким он был…
Имя новорожденному тоже дали «на злобу дня»: в 1937-м страна отмечала 100-летие со дня гибели Александра Пушкина.
В детстве Александр Вампилов мало чем отличался от ровесников: гонял мяч на футбольном поле, с классом бывал в походах, научился играть на мандолине и гитаре. Учился посредственно, не любил точные науки, предпочитая им чтение. Это занятие занимало все свободное время подростка. В письме другу он признался:
«Ничего, кроме литературы, я не хочу изучать больше школьной программы… Читать я, например, готов, не жрамши сутки!».
Любимым писателем Александра Вампилова был Гайдар. Его «Голубую чашку» он читал наизусть…
В мир театра и драматургии Саша окунулся в школе: мальчик выходил на сцену школьного театра, играл в самодеятельных постановках. Писать тоже начал в школе: рифмовал стихи, редактировал стенгазету.
Окончив поселковую школу, Вампилов отправился в Иркутск. Первая попытка стать студентом историко-филологического факультета провалилась: «засыпался» на вступительном по немецкому.
Год Александр проработал инструктором кружка струнных инструментов Дома культуры и снова отправился поступать. Вторая попытка удалась.
В 1955—1960 годах учился на филологическом факультете ИГУ.
Если бы Вампилов поступил сразу, он учился бы вместе с Валентином Распутиным. Они ведь и родились в один год. Но с ним он познакомится позже, а среди однокурсников найдёт себе замечательных товарищей. Для деревенского паренька всё было ново: город с его развлечениями, людьми, другие книги, новая музыка, много таких же молодых и всем интересующихся парней вокруг. Отношения с университетской программой у Вампилова были ровными: он не стремился к красному диплому, но и не был среди отстающих. Вокруг Вампилова сформировалась дружная компания единомышленников, внутри которой царил дух молодости и творчества. Сейчас, вспоминая свою юность, те, кто дружил с Вампиловым, говорят, что Александр в любой компании ненавязчиво и сам того не желая становился лидером. Наверно, это происходило от неуёмной жизненной силы и энергии, творческого потенциала, который выражался во всём. Например, работая ежегодно осенью в колхозе, ребята выдумали делать фотокартины. По памяти они восстанавливали какую-то известную картину и воспроизводили её.
Товарищи любили бродить по иркутским улицам, рассуждать, спорить, просиживать с книжками Ремарка, Есенина, Бабеля в библиотеке Иркутского университета – Фундочке, как называли они Белый дом, откладывать из стипендии деньги на покупку пластинок с классической музыкой и слушать Моцарта, Баха, Бетховена. Многие отмечали, что у Вампилова Людмила Ларионова, Галина Хмызова, Людмила Ступко, Александр Вампилов был прекрасный слух. «Когда собиралась компания, Саня часто брал в руки гитару. Пел он обычно что-нибудь тихое, задушевное. Очень любил русские народные песни и старинные романсы», – вспоминал Сергей Иоффе. Принимал участие и в университетском инструментальном ансамбле, играл на мандолине. Наверно, если бы в детстве он позанимался в музыкальной школе, из него вышел бы хороший музыкант.
В ИГУ Вампилов познакомился и сблизился с другим классиком русской литературы 20-го века — Валентином Распутиным. Их дружба началась с драки: первокурсник Александр, «приняв лишнего», стал размахивать кулаками, а бывалый второкурсник Валентин принялся разнимать. Дружба, завязавшаяся на филфаке, продлилась всю жизнь, и даже после смерти драматурга Распутин писал: «В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… — кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…».
Ещё будучи студентом, Александр делает первые шаги на литературном поприще.
Свой первый рассказ он написал, будучи студентом третьего курса. Рассказ «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября 1957 года в газете «Иркутский университет». Второй рассказ «Стечение обстоятельств» был напечатан в той же газете 4 апреля 1958 года, а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены. В дальнейшем случайность будет играть серьезную роль в сюжетах его драм.
Его мать Анастасия Прокопьевна вспоминала, как сын, еще будучи студентом, приехал в Кутулик на каникулы и поделился с ней: задумал написать пьесу. А она засомневалась — по силам ли ему это? И услышала в ответ: «Ты, мама, не веришь в меня…». Она признавала: «И действительно, мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов — трудно ему приходилось».
На последнем курсе в октябре 1959 года Вампилов устраивается в редакцию иркутской газеты «Советская молодежь». В редакции будущий драматург за несколько лет прошёл путь от простого стенографиста до заведующего отделом, затем стал ответственным секретарем.
Редакция «Молодёжки» стала для Александра Вампилова вторым университетом. На базе её и Союза писателей было образовано Творческое объединение молодых. ТОМовцы писали, творили, читали свои произведения друг другу, критиковали, встречались с читателями, устраивали круглые столы. Пока что они были начинающими, но через какое-то время все достигли немалых высот в литературе. Дружеская и творческая атмосфера царила в редакции, которая, которая находилась в центре города – на улице Киевской, 1, где сейчас «Бельгийские пекарни». Игорь Петров, одногруппник Вампилова, преподаватель на факультете журналистики ИГУ, рассказывал, что он после окончания университета устроился на радио, но частенько приходил в редакцию «Молодёжки», так как она была, как бы сейчас выразились, местом тусовки. Но это не значит, что редакция выпускала плохую газету. Напротив, «Молодёжка» была любимейшим изданием иркутян всех поколений: яркая, живая, интересная, она рассказывала обо всём, что происходит в городе и в области. В редакции Вампилова всегда можно было застать за работой – то он помогал молодым авторам, правил их тексты, отвечал на телефонные звонки, делал макет полос. Если он не был в редакции, значит, уезжал в командировки, а они были частыми и далёкими.
Покинув редакцию в феврале 1964 года, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».
Первой супругой драматурга была Людмила Добрачева, с которой Александр познакомился в университете. Они поженились в 1960-м, а развелись через 3 года. Вампилов встретил Ольгу Ивановскую и повел ее в ЗАГС в том же 1963-м.
В 1966 году Ольга родила мужу единственного ребенка – дочь Лену.
Личную жизнь драматурга трудно называть счастливой и безоблачной. Героя Зилова из «Утиной охоты» с его мучительным любовным треугольником и метаниями Вампилов писал с себя.
Друзья отзывались о нем как об очень общительном товарище и душе любой компании. С детских лет он был уверен в своем литературном жизненном пути. Он писал не только для людей, но и для родственников. Его трогательные письма доступны любому человеку, который хотел бы их прочесть.
Друзья говорят, что он любил ходить «по острию лезвия». В своих произведениях он никогда не использовал слова «социализм», «партия», «Ленин» и прочие идеологические термины.
Первый рассказ А. Вампилова — тогда студента третьего курса — «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября 1957 года в газете «Иркутский университет». Второй рассказ «Стечение обстоятельств» был напечатан в той же газете 4 апреля 1958 года, а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.
В 1962 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом».[10] В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».
Продолжал и литературную деятельность: на семинаре в Малеевке он представил первые свои пьесы («Двадцать минут сангелом» и «История с метранпажем»), одну из которых отправил в журнал «Театр«. Публикация не состоялась, однако начинающий драматург не сдавался, и через два года в том же журнале появилась его комедия «Дом окнами в поле».
Но одной Сибири драматургу не хватало. Его тянуло в большой город, к новым книгам, новым именам, признанию.
Как самого талантливого автора, руководство газеты отправляет Вампилова в Москву для повышения квалификации на литературных курсах. Это помогло Александру Валентиновичу продвинуться по карьерной лестнице: после курсов он станет ответственный секретарь.
Но пока он учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького, где он тут же попадает в разгар литературной жизни.
На ВЛК он занимается вместе с Николаем Рубцовым. По свидетельствам, Вампилов предсказывал Рубцову раннюю смерть, как и себе — знал, что не проживет долго. В его записных книжках находим запись: «Знаю — я старый не буду».
А Рубцов посвятил товарищу стихотворение-экспромт, в котором пророчил ему бессмертие:
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чём-то вроде,
Потом верхом, потом пешком
Пройду по волоку с мешком —
И буду жить в своём народе!
В силы молодого драматурга не верил никто, даже родные. Первые пьесы Александра Вампилова, среди которых комедийная «Прощание в июне», не принесли писателю славы. Попытки автора пробить стену безразличия и заинтересовать столичные театры закончились безуспешно.
В 1964 году им была написана первая большая пьеса — комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры её постановкой закончились безуспешно.
Уже после его гибели Олег Ефремов вспоминал: «Пьесы Вампилова в 60-е годы у многих не вызвали интереса. Играли Розова, Володина, мечтали о «Гамлете», а «завтрашнего» драматурга просмотрели. Очень распространено мнение, что пьесам Вампилова мешали только некоторые не в меру ретивые чиновники. К сожалению, мешали и стереотипно устроенные наши собственные мозги».
Сам Вампилов в одном из своих писем так описывал свою ситуацию: «Это вот на что похоже. Шайка головорезов (актеры) с матерым рецидивистом, с вором в законе (режиссером) во главе проигрывают в карты несчастного прохожего (автора). А дальше? Если автор случайно останется жив, за углом его ждет местный Закшевер из управления культуры… Скажите, ради Бога, при чем здесь искусство?».
Он говорил своим друзьям, что «устал переделывать пьесы в угоду хамам и чиновникам». Рассказывал, как однажды услышал в одном московском театре: «Этого настырного бурята больше сюда не пускать». Горевал, что Юрий Любимов предложил переписать «Утиную охоту» под представление в духе Таганки, а тот же Олег Ефремов советовал двигать публикацию этой ныне самой знаменитой пьесы Вампилова как «пьесу национального автора».
Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей А. В. Вампилов был рекомендован в Союз писателей СССР.
Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром (главный режиссёр — Повилас Гайдис).
Помогает Вампилову случай, когда совершенно случайно на телеграфе он встречает известного тогда драматурга Арбузова, который соглашается взять и прочитать пьесу Александра «Прощание в июне». Вампилов получает положительные отзывы знаменитого драматурга, однако московскую сцену произведение тогда так и не увидело.
Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссёр Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах[11].
Это первая большая трехактная пьеса Вампилова «Прощание в июне». В её основу легли воспоминания о студенческой молодости. На жизненном пути главного героя Коли Колесова, как и на жизненном пути его друзей, волею случая возникают нравственные испытания: не бытовые, но бытийные проблемы. В их ключе разворачивается драма взросления.
Написанная в 1965 году комедия «Прощание в июне» характерна для литературы того времени. Вампилов показывает героя, студента, в мировоззрении которого произошли существенные метаморфозы не в лучшую сторону.
Изначально Колесов показан душой компании, его ценят преподаватели и однокурсники. Он принципиален, но отличается некоей взбалмошностью, как все студенты. Все меняется, когда герой влюбляется в ректорскую дочь Татьяну. По понятным причинам руководитель факультета против этих отношений, он грозит выгнать Колесова из университета. Студент в растерянности, ведь он искренне любит девушку, однако понимает, что и диплом потерять не может, ведь до выпуска остаются считаные месяцы. После долгих томлений Колесов соглашается на сделку и бросает Таню.
Вампилов не сделал из главного героя отрицательный персонаж, он дает ему шанс измениться и намекает на это читателю, ведь Колесов не идет дальше, он раскаивается, в порыве чувств рвет свой диплом и пытается вернуть девушку. Писатель концовкой как бы приоткрывает читателю будущее, дает надежду, что он исправится. Нельзя сказать, что данная пьеса однозначно о любовных отношениях и предательстве. Плоскость ее намного выше: это сделка с собственной совестью, принципами. И кто выиграет он нее, Вампилов недоговаривает. В этом весь уникальный почерк Александра Викторовича.
Именно из-за «системы случайностей» и «нарочитости сюжетных линий» эту драму отказался ставить театр им. Ермоловой. Не удовлетворило цензоров и то, что в драме не было ни одного номенклатурного героя. Персонажи Вампилова всегда отличались огромным жизнеподобием: при чтении часто возникает опасность оказаться обманутым, встретить «переигранный» характер, но этого никогда не происходит.
В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»).
Работу над «Старшим сыном» Вампилов ведет длительное время. Сначала появляются черновые наброски, заметки в записных книжках, потом публиковались некоторые главы. Окончательный вариант увидел свет в 1970 году, опубликованный в издательстве «Искусство». Бусыгин, который обманом заходит в семью, – тот, кто спасает всех их от ошибок. Так, Нине, дочери Сарафанова он открывает сущность жениха, мелочного Кудимова. Васенька задумывается над тем, чтобы не ехать в тайгу. Спасает Бусыгин и Сарафанова-старшего, даря ему в своем лице еще одного сына. Он как глоток свежего воздуха для этой семьи. Символично, что в конце герои остаются дома без Сильвы, друга Бусыгина, и без принципиального Кудимова. Они, по мнению Вампилова – две крайние точки, которым не место в жизни.
У пьесы кольцевая композиция: в конце Бусыгин также пропускает свой вечерний поезд.
Казалось бы, какой простой сюжет: плутовство Бусыгина в надежде погреться. Но таит он в себе глубинные вопросы, которые ставит перед читателем Александр Вампилов. Произведения его и отличаются этими смыслами, которые открываются читателю, как невидимая часть айсберга. В пьесе стоит извечная проблема отцов и детей. Трагично звучат слова сына Сарафанова Васеньки о том, что не нужны взрослым детям родители. Весьма философски подходит Вампилов и к теме смысла жизни. Кто такой Сарафанов? Неудачник, уволенный с работы, брошенный женой и вскоре детьми. Однако он не унывает, а верит, что хорошему человеку судьба обязательно преподнесет нечто хорошее. И он оказывается прав.
Не смотря на то, что Вампилов дебютировал с «Прощанием» в Литве, после чего пьесу поставили отечественные провинциальные театры, в столичных кругах его имя стало известно лишь через два года, когда второе его произведение, лирическую комедию «Старший сын», поставил Ленинградский областной драматический театр драмы и комедии. Кроме того, пьеса шла на родине драматурга, в Иркутске. К моменту смерти писателя её поставили в 44 театрах страны.
В 1968-м А. Вампилов закончил начатую ранее пьесу «Утиная охота». Удивительно талантливое, пронзительное сочинение оценили уже после смерти автора.
Трагично складывается жизнь социальных иждивенцев эпохи идейного «застоя», в условиях навязывания догматов партийных учений. В чем-то поддавшись этой обязаловке, разучившись стремиться и добиваться в жизни сверх того, что как бы и так «положено», полностью лишенные нравственной базы, идейного фундамента, они плывут по течению, разрушая собственную жизнь. Таков и главный герой пьесы «Утиная охота» Зилов. Он находится в глубочайшем душевном кризисе. Начинается пьеса с того, что около своей двери герой находит похоронный венок со словами скорби в свой адрес. Это очень символично, потому что душевно Зилов мертв уже давно. Далее в пьесе этому Вампилов представляет неопровержимые доказательства. Герой показан через череду веселий, гулянок, любовниц и вранья.
Жена Галина воспринимается им не больше, чем предмет мебели, ни во что он не ставит и Веру, свою любовницу. Даже родной отец, просящий встречи, отодвигается Зиловым на второй план (старик так и умирает, не встретившись с сыном). Герой же предпочитает мечтать об утиной охоте, на которую вряд ли соберется когда-нибудь. Этот образ очень яркий в пьесе, он символизирует несостоятельность главного героя. Поразительно, с какой точностью нарисованы Вампиловым женские образы: миниатюрная, нежная Галина, жена Зилова, душевная, порой грубоватая Вера, аристократичная Валерия и молоденькая студентка Ирина, искренне полюбившая главного героя. Как всегда, вопрос возрождения главного героя автор оставляет открытым, тайно надеясь, что оно произойдет.
В том же 1968 году Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».
Это действительно очень меткое название, ведь, продолжая традиции Пушкина, Вампилов пишет короткие рассказы о неординарном событии, которое действительно происходило. Однако привносит автор и нечто новое в значение этого литературоведческого термина: искрометную, необычную концовку. Неслучайно в названии и слово «провинциальные». Таким образом, Вампилов привлекал внимание читателя к проблемам далеких от столичной жизни поселений, где существуют особые уклады, взгляды и течение жизни. Эти одноактовые пьесы – своеобразный плацдарм для наиболее серьезных работ автора, ставящих важнейшие философские вопросы нравственности: «Утиной охоты» и «Прошлым летом в Чулимске».
В 1971 году Вампилов завершает работу над драмой «Валентина», но название пришлось поменять, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…». В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.
Пьеса повествует о жизни районного центра в глубинке. Главная героиня, Валентина, влюблена в следователя Шаманова, который не сразу, но отвечает ей взаимностью.
Также приглянулась девушка и Павлу, приехавшему к родителям в отпуск. Молодой человек весьма избалован, он привык получать все, о чем пожелает. Валентина в качестве жены нужна ему исключительно как красивое дополнение городской квартиры, как та, которая будет без проблем вести хозяйство. Не склонив девушку к женитьбе по-хорошему, он применяет к ней насилие. Поруганная, она отвергает предложение руки Шаманова и склоняется к решению выйти замуж за Пашку, как хочет этого отец. Однако в конечном счете отвергает обоих мужчин.
Вампилов ставит в пьесе очень серьезные вопросы: жизнь молодежи в глубинке, нравы жителей. Действительно, как можно удержать молодежь, если до ближайшего Дома культуры нужно идти несколько километров, а в кинотеатре показывают давно просмотренные всеми ленты. Вот поэтому и сбегает молодежь или спивается. Весьма символичен палисадник, который обустраивает Валентина: все, кроме Шаманова ходят прямо по нему и ломают, а девушка безропотно восстанавливает. Вампилов хочет сказать этим, что нравы людей не переделать: одни так и будут рушить, а другие восстанавливать. Есть и другой подтекст: поруганная, истоптанная честь Валентины. Очень символично, что палисадник помогает восстанавливать Шаманов. Может, все-таки он именно тот человек, который в конечном счете спасет девушку? Как и в остальных пьесах Вампилова – об этом приходится только догадываться.
В период 1969-1971 годы появляются самые известные пьесы. Их берутся ставить в провинциальных театрах, но вот Москва и Ленинград для Вавилова закрыты. Печально, но интересоваться творчеством драматурга начали незадолго до его смерти, в 1972 году. Сложно сказать, почему столичные театры обратили на него внимание, но пьесы берутся ставить БДТ, театр Станиславского. Даже Ленфильм заключает с Вавиловым договор на написание оригинального сценария. К сожалению, не увидел Александр Вампилов блестящих постановок своих пьес в Москве: жизнь его плачевно оборвалась.
Спустя 10 лет пьесу «Старший сын» экранизировал Виталий Мельников. Психологическая драма, главные роли в которой сыграли Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский и Светлана Крючкова, по праву заняла место в «золотом фонде» советского кинематографа.
В конце 1970-х экранизирована «Утиная охота»: фильм вышел под названием «Отпуск в сентябре», а главных персонажей сыграли звезды кино Олег Даль, Юрий Богатырев, Ирина Купченко и еще десяток актеров, чьи имена знает страна.
О существовании талантливого автора и драматурга узнали миллионы теле- и театральных зрителей. Но волны всенародной любви и славы накрыли автора, когда ни любовь, ни слава ему не были нужны.
В 2006-м трагикомедию «Старший сын» экранизировал Голливуд, а в 2015-м по мотивам «Утиной охоты» снял драму «Райские кущи» Александр Прошкин. Зилова сыграл Евгений Цыганов, а Галину – Чулпан Хаматова. Книги Александра Вампилова переведены на 20 языков, в том числе английский, немецкий, французский.
Исследователи творчества Вампилова в один голос говорят о том, что если бы его жизнь не оборвалась так рано, Александр Валентинович бы обязательно выпустил роман, а может, даже и несколько. Зачатки этого были однозначно видны. В основном проза писалась еще молодым писателем – студентом университета и работником газеты. Тогда из-под его пера выходят всевозможные очерки, записки, фельетоны. Однако два произведения относятся уже к зрелому периоду творчества Вампилова: в 1965 году написан фельетон «Кое-что для известности», а в 1966 — «Витимский эпизод». Кроме того, в это же время Александр Валентинович пишет очерки о Кутулике.
Все прозаические произведения Вампилова объединяют их сюжеты, проблемы, которые будут развиты в драматических произведениях. Здесь проявляются образы Шаманова, Якова Черных, Валентины, Пашки, события, произошедшие в «Утиной охоте» и «Прощании в июне». Проза отличается остротой сатиры, меткими характеристиками героев. Ее можно сравнить с работами Зощенко и Олеши.
Не сразу получил признание публики и читателей Александр Вампилов. Рейтинг книг и спектаклей складывался постепенно. Однако факт того, что все его крупные пьесы в итоге были поставлены на сценах ведущих театров, а многие еще и исполнены в кинематографе, говорит о действительно народной любви и актуальной тематике произведений.
За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.
Творчество Вампилова полностью деидеологизировано. Нигде в его художественных произведениях ни разу не употребляются слова «социализм», «коммунизм», «капитализм», «Ленин», «партия» и т. п.
Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.
Всего несколько дней не дожил до 35-летия Александр Вампилов.
Писатель погиб в августе 1972 года. Смерть Александра Вампилова поражает своей случайностью и, в то же время, естественностью, будто и она могла отразиться на страницах его пьес. Он отправился на моторной лодке с другом и коллегой-литератором Глебом Пакуловым в поселок Листвянка за покупками для празднования дня рождения. На Ангаре, которую переплывали друзья, штормило: причалили в ближайшем поселке – Николе.
Мотор был очень большой и маломощный, а по озеру ходили большие волны. По дороге назад бревно ударилось о борт лодки и перевернуло ее. Пакулов успел зацепиться за край лодки и спасся, а Вампилова подхватило течением. По свидетельству главного врача листвянской участковой больницы Виталия Иванова, засвидетельствовавшего смерть, сердце Александра Вампилова не выдержало переохлаждения: вода в Байкале ледяная и в августе.
Вдова Глеба Пакулова, искусствовед Тамара Георгиевна Бусаргина, вспоминала о том трагическом дне:
«17 августа Вампилов ближе к вечеру все-таки приехал из Иркутска, где у него были срочные дела, в том числе (об этом Глеб знал) и сердечного свойства. До темна время еще оставалось, и Саша предложил съездить в Листвянку, прикупить что-нибудь к своему дню рождения. Мы с Ольгой решительно воспротивились этому вояжу — море еще штормило. Но… Поплыли все вместе. Пока переплывали Ангару, все согласились, что в Листвянку плыть опасно, не стоит. Причалили в Николе (поселок напротив нашего распадка).
Саша, обычно сдержанный, спокойный, явно не находил себе места, был взвинчен, зачем-то опять сел в лодку, стал делать какие-то кульбиты на волнах — таким шалым я его еще не видела. Пока Глеб рыбачил, Вампилов отвез нас с Ольгой на наш берег и поплыл назад в Николу. Мы видели, как уже на середине реки он заметил рейсовый пароход из Иркутска, но вместо того, чтоб отплыть, помчался к нему на всех парах и давай кататься на волнах…
Прибрели домой. Говорить не хотелось. Вдруг Ольга стала припоминать старые обиды. Вспомнила, как упрашивала мужа не ездить в Москву на литературные курсы — дело было вскоре после рождения дочери. Ольга понимала, конечно, не по Вампилову участь провинциального драматурга. Но обида осталась. Много о чем говорили. Будто предчувствуя что-то, Ольга сказала, что ей было бы легче перенести Сашину смерть, чем его измену, разлуку с ним… В полночь, не раздеваясь, уснули.
Я проснулась часа в четыре утра. Ольга сидела на кровати, молчала. Потом, глядя мимо меня куда-то в пустоту, уверенно произнесла: «Саша утонул» Стало жутко. Уже рассвело и, о, радость! — стук в окно. Я выскочила первой и увидела Валентина Распутина. По какому-то чужому, стылому его лицу сразу поняла, что случилась беда. Валентин, не заходя, быстро сказал: «Глеб жив, а Саня утонул»…
Хоронили писателя друзья, знакомые и совсем посторонние люди. С похоронами связаны две поистине сверхъестественные истории. Очевидцы связали это с тем, что не хочет так рано уходить Александр Вампилов. Биография его не закончена до конца. Устроители похорон забыли принести веревки, с помощью которых необходимо опускать гроб в могилу. В суете происходящего друзьям пришлось искать, а потом и ждать кладбищенского сторожа. Пока искали – гроб с телом писателя стоял на краю могилы. Это еще не конец истории. Как только все-таки тело писателя начали опускать – оказалось, что яма слишком мелкая. Опять пришлось ожидать, пока ее выкопают как надо.
На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников».
У места смерти на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.
Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 году на могиле был установлен памятник — камень с автографом.
Лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (1972 — посмертно).
Именем Вампилова назван астероид (малая планета) № 3230.
В 1977 году улица в посёлке Кутулик, на которой жил Александр Вампилов, переименована в улицу Вампилова. В Кутулике расположен Дом-музей А. В. Вампилова и Центральная библиотека Аларского района его имени.
В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.
В 1987 году в Иркутске на доме, где жил Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь.
C 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались «Вампиловские дни», «Байкальские встречи у Вампилова».
С 1997 года фестивалю присвоен статус Всероссийского. С 2001 года утвердилось современное наименование — Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова.
В 1997 году в Иркутске на здании административного корпуса Иркутского университета, где учился Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь.
Имя Александра Вампилова носит теплоход на Байкале и Иркутский областной фонд.
В 2003 году в Иркутске в сквере Драматического театра имени Охлопкова был открыт первый памятник Александру Вампилову работы московского скульптора Михаила Переяславца. Идея памятника принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.
В 2007 году к 70-летию драматурга в городе Черемхово на здании роддома была установлена мемориальная доска в честь Александра Вампилова.
В 2007 году в Москве во дворе театра «Табакерка» был установлен памятник Александру Вампилову (скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин»).
В 2012 году в Кутулике Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову работы улан-удэнского скульптора Болота Цыжипова.
В 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр Александра Вампилова, в котором можно ознакомиться с коллекцией личных вещей писателя.
Использованы материалы:
1 comment
Материал компилятивный, все собрано с разных ресурсов, но сейчс выстраивается другая картинка.
Человека ломали, не пускали, потом погибает при загадочных обстоятельствах. Затем начинается «всеобщее сожаление». Отработанная схема.