Смерть — вещь грустная и серьёзная. Когда девятого августа писала статью «Комедиантам» случайно нарвалась на заметку о том, что Мездрич стал директором театра «Практика», где художественным руководителем был Д.Брусникин. Закончила текст, а потом пошли сообщения, что Д.Брусникин умер…
По поводу его кончины высказались многие. Говорили хорошо и практически …правду…
Мир тесен, так получилось, что мой ребенок сразу же после печального известия пообщалась с учеником мастера. Сожаления были искренние, печаль глубокая…
Красивый человек, одаренный, нужный многим…
Мне тоже печально.
Печально, что, когда озвучивала это известие знакомым в разговоре, приходилось пояснять, о ком речь. Сама с трудом вспомнила название сериала — «Петербургские тайны». Там Д.Брусникин играл князя (муж героини Н.Гундаревой). Ещё помню его работу в «Трех сестрах», где В.Сотникова играла. Это была запись мхатовского спектакля. И всё… Наверное, ещё где-то видела его лицо, но вспомнить роли не могу.
Ну, вы поняли. Уже давно озвученный тезис о том, что актеру нужен материал, в котором можно состояться.
Я искренне верю, практически убеждена, что Д.Брусникин неординарный актер, харизматичная личность, искренне искавший свой путь в искусстве. В сложное время он начал работать со студентами и воспитывать новое поколение актеров. Сама видела работу на сцене его выпускницы — чУдная прелестная девочка, умеющая донести до зрителя тему романтической сдержанной девичьей чистоты. Имя вот напрочь не помню. Не знаю, где и кого она будет дальше играть. А, ведь, так непросто донести подобную тему до публики …не скучно. Для такого нужно быть большой актрисой и цельной личностью. Я так умилялась этому созданному театральному образу. Столь неординарную актрису же надо было «открыть», в смысле «отобрать» и научить.
Сам Д.Брусникин был «отобран» и научен в рамках той ещё великой русской и советской театральной школы. Он учился и работал с Олегом Ефремовым. Как и учитель, был фактурен и наполнен. Искал смысл, как О.Ефремов. И, как он, и как многие другие, …не нашел. Не там искал…
А он искал. Я верю, что искал искренне. Он искал и в классике. Я-то видела «Дворянское гнездо» с Д.Дюжевым и той девочкой. И, как выясняется сейчас практически из некрологов, Д.Брусникин искал и у новых людей. Новыми людьми были представители, так называемой, новой драмы. Кстати, на настоящий момент у многих из них (этих новых) прежде удачно складывавшаяся судьба претерпевает драматические повороты. Смерть, тюрьма, вынужденный переезд и расставание с театром. Причем, все неприятности произошли за короткий период, за последний год — полтора…
Да, из ушедших персоналий (я все про новых) пытаются сделать культовые фигуры. Но натыкаются на барьер …неизвестности. Много театров, много имен. Много сериалов, много лиц. Даже кино есть, но там, в основном, какие-то квновцы, менты, сватья.
Нет значимых тем, нет значимых героев. Делают на телевидении бесконечные байопики. Даже цель видна — на примере популярных личностей «опустить» эпоху в глазах молодого зрителя. Старый (зритель) — за собственной ностальгией по прошлому либо прощает дешевизну поделок, либо откровенно отплевывается, а молодой — воспринимает, как «документ эпохи», если снисходит до просмотра подобных поделок.
А других героев нет. Которые бы достигли чего-то значимого в жизни, в смысле дел и свершений, а не грабежа госсобственности.
Все остальное — в лучшем случае «психологический театр» с рефлексирующими, а точнее, ноющими и ни на что не способными персонажами. Это было интересно играть на фоне героев-сталеваров когда-то. Теперь же и глянуть тошно. Действительность упростилась до востребованности героев эпоса. Менты, борющиеся с отдельными мелкими головками колоссальной гидры уголовщины уже надоели и не впечатляют. Хочется Геракла с его кардинальным решением по очистке авгиевых конюшен. Ну, или Александра Македонского с рубящим ударом по гордиеву узлу. Можно, конечно, этого героя разметить и в более интеллектуальном антураже. Но, только чтобы решил глобальные проблемы. А то теория малых дел уже достала. Прям, какой-то пионерский масштаб (сбор макулатуры или металлолома). Даже, помнится, в детском возрасте не вдохновляло — «Тимур и его команда» действовали решительнее и масштабнее.
Да, конечно, Д.Брусникин мог бы (а вероятно и играл) героев шекспировского масштаба…
Не спорю, можно было бы заглянуть в Вики. Но не делаю этого специально. Он человек искусства и должен оставаться в памяти публики своими образами. А их-то и нет.
Сейчас из него пытаются создать культовую фигуру. Творят легенду. И есть из чего в исходном материале, …но трагедия шекспировского масштаба заключается в том, что исходный материал не реализован. Да, делают упор/акцент на педагогической работе, мало известной публике, что неизбежно в силу характера деятельности. Но и тут в одной из статей прозвучали (казалось бы) известные имена учеников …сплошь из актерских династий. И сами имена …такие… Можно подумать у нас сейчас имеются культовые масштабные имена в принципе. Известные есть, а великих не наблюдается — себе врать не надо…
Я отвлеклась от темы поиска в искусстве. Классика — вещь хорошая. Вот только её надо уметь прочесть. Не буду прикидываться, моё самостоятельное понимание недалеко ушло от традиционного. Спасибо И.А.Дедюховой — открыла глаза. Она выявила живой нерв забронзовевших и закостеневших, казалось бы, вещей. Подлинное прочтение которых выявляет их актуальность в современном мире. Проще, проще и яснее надо смотреть на действительность и человека. Без подобного взгляда классика превращается в шарманку пекинской оперы — хождение по замкнутому кругу ложных трактовок.
Ладно, поговорим о поисках нового. Итак, Д.Брусникин искал в новой драме.
13 августа 2018Театр25600
Весенне-летний призыв
Памяти Дмитрия Брусникина
текст: Алена Карась © Григорий Собченко / Коммерсантъ…А тогда, на рубеже 90-х, им пришлось стать мостом между разрывающимися на глазах эпохами. И все сильнее становилось ясно, что героическое начало было в Диме не проявлением амплуа или театральной позой, а глубокой человеческой сутью. Все более и более уникальной.
Спустя годы он все больше брал на себя ответственности — как и положено герою. Почти отказавшись от собственной актерской судьбы, направил всю энергию и любовь на студентов. И сделал это так, чтобы не превращать Школу-студию МХАТ в склеротическую цитадель традиций. Здесь они и встретились — «Театр.doc» и его студенты, вскоре ставшие «Мастерской Дмитрия Брусникина».
В начале 2010-х он предпринял важнейший для будущего шаг — молодые адепты Художественного театра отправились осваивать территорию подлинной, а не фиктивной реальности. Изучая технологию verbatim, с которой работали Угаров и Гремина, они пытались соединить ее с русской театральной школой. А заодно пробовали себя во всем, что создает личность, — писали пьесы, снимали видео. Открывали себя прошлому и будущему. Пели Высоцкого, читали Введенского и Хармса, осваивали новейшие тексты. Брусникин мечтал, чтобы его студенты были чувствительны к самым острым формам и принципам игры. В итоге на современной сцене появилось новое явление — «брусникинцы». Каждый их новый спектакль становился событием в театральной Москве и за ее пределами. Они только-только вошли в «Практику» и готовились стать открытой площадкой для новых экспериментов.
Вот видите, какая тоска по герою. А вы думали, что я преувеличиваю…
Опять же, видите, что хочется правды жизни. За ней пошли аж на улицу. Ну и что? Нашли? Вы в курсе? А кто в курсе?… Опять же, — никто…
Нереализованное поколение готовит к жизни заведомо нереализуемое поколение… Безнадега.
Все же упирается в то, что сложность современной действительности требует мужества и предельной честности …и ещё мозгов, достаточных, хотя бы, на то, чтобы признать чужую гениальность. Да, да надо сбавить собственные амбиции и включить …ну, ту же интуицию. Должна же она иметься у подлинного таланта. Или таланты …того… уже попорченные?
Что неясного? Что подлинный человек искусства не может отличить настоящее от фальшивки. Надо обязательно тащиться на улицу, интервьюировать прохожих? Спасибо на калошную фабрику к тетям Маням не поперлись. Неужели настолько оторвались от действительности, что её надо на улицах искать? Те же студенты что? все сплошь из династий и оторванных от жизни семей — не с просторов страны — жизни не знают? То есть уже к самому принципу отбора надо вопросы ставить?..
Я не буду больше задавать «проклятых вопросов современности», которые лишь выявляют …очень неприятные черты даже талантливых людей, не способных стать героями…
Вот напоследок посмотрите спектакль с Д.Брусникиным в главной роли тут по ссылке.
Спектакль «Black & Simpson» — история отца, сумевшего простить убийцу своей дочери. С Дмитрием Брусникиным в главной роли Теперь его можно посмотреть онлайн
Meduza
15:24, 13 августа 2018«Black & Simpson». Спектакль
Glebzee
Спектакль «Black & Simpson» в 2015 году поставил в «Практике» Казимир Лиске — актер, режиссер и музыкант из США, окончивший Школу-студию МХАТ и работавший в Москве. Постановка выросла из истории, которую Лиске впервые услышал по американскому радио.В основе пьесы лежит переписка двух реально существующих людей — Гектора Блэка и Айвана Симпсона. Первый — пожилой фермер из штата Теннесси, второй — заключенный, отбывающий пожизненный срок. С 2001 года они пишут друг другу письма, где подробно рассказывают о своей жизни, обсуждают бытовые мелочи, толкуют выбранные места из Библии и обещают молиться друг за друга. В 2000 году Симпсон убил и изнасиловал Патрицию, дочь Блэка. Фермер смог простить убийцу своей дочери — на это потребовалось более 10 лет, сотни писем и несколько личных свиданий с преступником.
Айвана Симпсона в спектакле играл актер Антон Кузнецов, Гектора Блэка — Дмитрий Брусникин. Казимир Лиске обычно говорил несколько слов перед спектаклем или после аплодисментов: рассказывал, как узнал об этой истории, или даже читал вслух новое письмо от Блэка, с которым познакомился лично и переписывался сам. В 2017 году Лиске погиб: в нескольких спектаклях вступительное слово вместо него произносила его жена и художник спектакля Полина Гришина (Лиске). Она, в том числе, зачитывала новые письма от Гектора Блэка, который выражал свои соболезнования в связи со смертью режиссера.
10 августа Гектор Блэк отправил письмо сотрудникам театра «Практика», его текст опубликовала в своем фейсбуке Полина Лиске. В нем он рассказывал, что не был знаком с Дмитрием Брусникиным, но считал себя его другом. Он писал: «Разве это не удивительная тайна, как Дмитрий мог вобрать в себя мою печаль, мои попытки найти в себе силы для прощения — и воплотить это на сцене, передать это другим, хотя мы никогда не встречались лично».
Видеоверсию спектакля подготовили оператор Алексей Неретин и режиссер Глеб Росс.
Вот только учтите, что после такого спектакля два его участника уже погибли от рака. Надеюсь, что это случайность, а не зловещая закономерность…