… Кстати о приятеле моего ребенка. На какие-либо «культурные» мероприятия он ходил только с ней. Это обстоятельство его родителями нещадно эксплуатировалось.
В нашем городе назревал очередной театральный фестиваль. Обещали дать совершенно новый балет «Аркаим». Готовясь к столь нетривиальному событию, я нарыла всю возможную информацию в сети, просветила свою девочку и отправила все по электронке родителям мальчика, полагая, что его тоже ознакомят.
Приходим в театр. У детей любимые места: последний ряд балкона над входом, там, как в первом ряду ложи барьерчик перед тобой. Они начинают радостно общаться, на вопросы родителей, прочитали ли они программку, ознакомились ли с синопсисом балета, радостно кивают головою.
Последний звонок, поднимается занавес, начинается пантомима. На раскопках Аркаима трудятся археологи, извлекают черепки и разные древности. Затем время трансформируется, мы попадаем в прошлое завязывается сюжет, появляются герои, начинается, собственно, сам балет (корда, конечно, убогая, но сами солисты смотрибельны), звучит очень интересная музыка современная, сложная, завораживающая … И тут меня пацан громким шепотом спрашивает: «А когда они разговаривать будут?» … «Подготовили», значитца, ребенка?! … Ага?!
Следующим «номером нашей программы», а именно, фестиваля была «Зимняя сказка» Шекспира в исполнении шведов из Финляндии (ну, это как русский театр в Киеве). Пьесы в библиотеке не нашла, пришлось качать с интернета, даже распечатала. Опять всем разослала. Своей красотуле что-то прочитала, что-то пересказала.
Приходим на спектакль. Впервые в нашем театре выдают наушники для синхронного перевода, правда денег стоит. Мы садимся в зал, настраиваем аппаратики. Появляется мама с сыном, у них один комплект (наушников) на двоих (экономия)…
Действие началось, оно сложно организовано, разножанрово, визуальный минимализм, роскошные актеры, играли фантастически. Несмотря на то, что цветовое решение костюмов незатейливо (черное) и сценография буйством красок тоже не радует, в зале разлилась Бергмановская атмосфера (как в «Фанни и Александр» с развевающимися белыми шторами на веранде). Она была настолько явственна и ощутима, что захотелось «постряхивать крокодильчиков». Как этого эффекта добились, непостижимо … Мамочка с мальчиком по очереди слушают перевод, явно, что нить повествования от них ускользает…
Но это не худший вариант. В антракте незнакомый юноша с потерянным взором (но с очевидно развитой интуицией) наобум бросился ко мне с просьбой пояснить, что было-то (оказывается, приборчиков на всех не хватило). Ему повезло, радостно рассказав содержание первого действия, я, «вуаля!» и «ап!», извлекла имевшуюся распечатку и отдала ему. Вот оно – счастье! Ах, я была почти феей в его глазах …
Но, продолжим о приятеле моей дочуры. Следующим испытанием на его жизненном пути был Островский «Волки и овцы». Слава Богу, тут говорили, и по-русски. Но, … купив билеты в бельэтаж и посмотрев в зал, мы увидели свободные места в партере, посему ринулись туда. Радостно усевшись в момент, когда гасили свет, поняли, что погорячились. Дети сидя ничего не видели. Моя-то встала, а вот на поднявшегося мальчика зашипели, он был выше на голову. Все первое действие он простонал, промучился и ничего не увидел.
Но его терзания были не напрасны. Кто сказал, что приобщение к прекрасному должно быть легким делом? Собрались мы опять в театр. Ростан, «Сирано». Билеты были тщательно выбраны. Попытка служителей пригласить нас переместиться с пустого балкона вниз была гордо отвергнута. Пьесу в нашей постановке душевно так подсократили (мы потом в Моссовета слушали, как Домогаров пытался скороговоркой произнести полную версию монологов своего героя, тот еще аттракцион). Костюмный спектакль, дерутся на шпагах, понятные диалоги, война, даже наличие любовной линии не испортили нашему приятелю впечатление. Та-да-да-дам! Ему понравилось! … А уж как мы были счастливы …
Казусы случаются не только с детьми младшего школьного возраста. У моих подруг чада постарше будут.
Так вот, начну пока со своей. Были мы на сборном концерте и очаровательная меццо спела Кармен, чем поразила мою красотку несказанно. Далее, канал Культура ( «Мы люди культурные, канал Культура смотрим», — сформулировали как-то три дамы, выпив бутылочку испанского вина натощак). На нем реклама новой постановки в Большом театре «Кармен» Бизе. Девочка по привычке тыкает пальчиком в экран и молвит: «Хочу туда!». Пораженные эстетическими запросами ребенка родители делают под козырек и заказывают билеты. Тут, в свою очередь, удивленные эдакой продвинутостью друзья, решив, чем они хуже, падают на хвост и образовывается весьма солидная компания.
Уже можно было заметить, что к ответственным мероприятиям я готовлюсь. Ознакомившись со всеми рекламными материалами, напряглась, срочно проинформировала остальных, но они проявили безалаберность…
Наконец-то добравшись до столицы, собираемся на мероприятие, загрузились в машину и где-то на Ленинградке опрометчиво у дочери подруги и ее приятеля интересуюсь, читали ли они Мериме, знают ли либретто. Зря я это сделала, поплатилась, пришлось самой все это кратенько и излагать. А дети-то приличные, школу хорошо закончили, в серьезном институте учились.
Родители сами опешили. А что мы хотим? Я была крайне удивлена, когда мой ребенок, вернувшись с концерта лет в девять, восхищалась арией Фигаро, она ее услышала впервые. Это в нашем детстве она из каждого утюга звучала, а нынче для ознакомления с популярной классической музыкой своих детей надо прилагать значительные усилия и средства. Бесплатно они только «Дом-2» посмотрят …
Постановочка была та еще. Работницы табачной фабрики с бабеттами и сигарами, Кармен поет Хабанеру, завернувшись в банное полотенце, тореадор в прикиде Элвиса, бой быков на экранах телевизоров … Дети ничего, восприняли, а вот родители тупо закрыли глаза (были не готовы, хотя я их предупреждала). Правда, всеобщее порицание вызвало платице Кармен (в которое она, все-таки, переоделась), его сочли недостаточно облегающим, жертвы гламура не оценили его нетривиальный силуэт и сложный крой (единственное на чем можно было остановить взгляд, по моему мнению). К счастью, музыкальная часть была на уровне …
Однако, столь неудачный опыт не отбил охоту у приятелей участвовать в моих культурных похождениях. Как-то собрались мы на концерт замечательного исполнителя, мамочки-подружки прихватили своих дочурок и отправились. Тут решили быть приличными и приобрести цветочков, сообщили об этом деточкам (старшей и младшей). Типа, сейчас мы дадим вам денюжков, чтобы прикупить букетик. Поступил вопрос, какой именно. Предложили остановиться на розах. Мужчине розы? На что циничные взрослые стали «учить жизни». Исполнителю в море цветов не все ли равно какой веник всучите, а вот по фойе с ним таскаться в антракте малолетнему созданию, посему букетик должен гармонировать с дарительницей. Напутствовав таким образом молодежь, дамочки приступили на лестнице цветочного магазинчика к важному занятию, обмену сплетнями, и за оными не заметили, как прошло достаточное время, чтобы чада вернулись … с какими-то «лютиками». «Спасибо, не васильки …» Старшенькая стала убеждать, что это нынче круто (узнав цену, с эти мнение пришлось согласиться), спорить было некогда, нас ждала еще одна мамашка с очередной старшенькой. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется …» (с) Цветочки мелкая преподнесла сразу же после первого отделения, дабы не затруднять себе дефиле в антракте …
Рванули в буфет, памятуя о заветах братьев Запашных, что (дрессура) окультуривание без пищевой мотивации невозможно. И тут поинтересовались у взрослых дочек, как им Чайковский в данном исполнении, услыхали, что не очень, впечатлили только ботиночки. Получив сначала по рукам, тянущимся к мамашкиному бейлису, а потом внушение, что их привели послушать один из самых замечательных голосов, а не шмотье рассматривать, отправились в зал.
Второе отделение с Рахманиновым было воспринято поживее, в отзыве прозвучало, что приглянулась и рубашечка …
Но не все так безнадежно. Несколько позднее эти лошадушки отправились на мюзикл «Красавица и чудовище», несказанно этим удивив, поскольку я свою мелкую туда не повела, считая, что она переросла этот сюжет и, честно говоря, пожалев денег. Так вот, только после этого спектакля старшенькие поняли разницу между эстрадным и классическим вокалом и заценили предыдущего исполнителя, что не могло не радовать …