«Я ведь всю жизнь словно чувствовала себя в долгу перед русской женщиной, и не знаю, является ли это актерской темой. А ведь каждая из моих героинь всегда отличалась народностью, и за это их хвалили, но за это моих героинь, а значит и меня хвалить, на мой взгляд, противоестественно, ведь это все было воспитано во мне жизнью. Столичность девушек я никогда не копировала, а их бедой я считаю бездумную погоню за модным внешним оформлением и модными мыслями. Для меня всегда было и остается главным верность своей природе, ее я и развиваю». Нонна Мордюкова.
Сталинская премия первой степени (1949) — за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия».
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973) — за роли в фильмах «Журавушка», «Председатель» и др.
Премия Президента России (2001) в области литературы и искусства.
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (25 ноября 2005).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 ноября 2000).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 ноября 1995).
Орден Дружбы народов (1985).
Орден «Знак Почёта» (1975).
Лучшая актриса 1972 года по опросу журнала «Советский экран».
Национальная кинематографическая премия «Ника» (2004) в номинации «Честь и достоинство».
Премия деловых кругов России «Кумир» (1999) в номинации «За высокое служение искусству».
Премия «Кинотавр» (1996) в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру».
Премия «Золотой Овен» (1995) в номинации «Человек кинематографического года».
Признана одной из 10 самых выдающихся актрис XX века (1992) — по версии Редакционного совета английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who»).
Почётный гражданин города Ейска.
Великая женщина — именно такие слова лучше всего характеризуют Нонну Мордюкову. В главных ролях актриса появлялась не так часто, и, тем не менее, её героини всегда были настолько точно сыграны, что не могли остаться без внимания. Нонна Мордюкова всегда была народной артисткой, и не только благодаря званию и наградам — она всегда оставалась на экране настоящей, никогда не стремилась к модному притворству.
Образы ее героинь смешиваются с жизнью и перипетиями самой Нонны Викторовны: «У меня национальные струны тугие оттого, что мне судьбой было предназначено срастись с горем окружающих меня женщин, срастись с их характерами, умением работать до десятого пота, веселиться, песню завести такую, что проберет всех до слез».
Ноябрина (Нонна) Мордюкова родилась 27 ноября 1925 года на Кубани — в станице Отрадная Донецкой области. Своим редким именем она целиком обязана матери. По семейному преданию, однажды мать познакомилась с хорошей женщиной, которая поразила ее своим рассказом о том, как она встречалась с Лениным. И звали ту женщину Нонна. Когда в семье Мордюковых родился первый ребенок (это была наша героиня), мать пошла в сельсовет регистрировать ребенка. Попросила назвать Нонной. Однако регистраторша посмотрела в свою книгу и такого имени там не нашла. Тогда она посоветовала матери назвать девочку Ноябриной (на дворе как раз был ноябрь). «Потом сложите первый слог с последним и будет вам Нонна», — сказала регистраторша. Мать так и поступила.
Отец Мордюковой был военным, а мать работала в колхозе. По словам самой Нонны Мордюковой: «В моей памяти как бы полное отсутствие отца. Наверно, это потому, что он был постоянно в военных лагерях. И там, я думала, он будет всегда. Мне не повезло: я не любила своего отца…
Ее мама Ирина Петровна была председателем колхоза, любила петь душевные романсы с русскими народными песнями и создавала в колхозе оперный театр. «Почему именно оперу, сказать сложно, может, это было ближе всего к периоду ее молодости, ведь когда-то она пела в церковном хоре, — вспоминала Мордюкова. – Но она и меня приохотила, пела я арию из «Наталки-Полтавки».
Ирина Петровна была беременна 9 раз, но трое детей умерло. Помимо Нонны в семье было еще три сестры и два брата, поэтому маленькой Нонне приходилось нянчить братьев и сестер под строгим контролем матери.
О матери Мордюкова всегда вспоминала с теплотой, хотя проскальзывала и обида на то, что детства она почти не видела из-за того, что постоянно приходилось воспитывать младших сестер и братьев. Когда подруги шли на свидания и танцы, Мордюковой приходилось стирать, гладить и ухаживать за кем-то из близких. Работу и жизненные трудности дети делили наравне со взрослыми. Позже Нонна вспоминала: «Когда была еще совсем маленькой, уже приходилось тяжело работать наравне со взрослыми: воду таскать, за скотиной смотреть. А потом сестры да братья пошли один за другим, вот и потаскала я их на закорках, понавытирала соплей, понянчила вдоволь». Нонна в семье была первым ребенком, и со своей старшей дочерью мать часто говорила на философские темы. «Моя пламенная подруга», — так называла ее Нонна.Нонна Мордюкова позже рассказывала: «Отец Виктор Константинович был военным и когда он приезжал домой, возвращал нас к засолке всякой всячины на зиму. Уйдя добровольцем на фронт, вернулся без ноги.
В отличие от отца, о своей матери Мордюкова вспоминает с любовью: «Мама меня любила не за то, что я была маленькая и хорошенькая, а за то, что я понимала ее больше всех, была ее как бы тихим стражем. Мне кажется, мама искала кровного союзника во всех разгоравшихся делах и видела таким только меня».
Однако чуть ниже есть и такие строчки о том же человеке: «И все-таки был в моей жизни момент, когда я ненавидела свою маму. И ее подагру на левой ноге, и то, что она шибко много знает, и то, что она лучше всех. Все у нее лучше всех, а сама она все брюхатая и брюхатая. А нянчила я!..
Уже с 12-ти лет девочка начала мечтать о кинематографе. По ее словам: «Еще учась в школе, заразилась мечтой пойти туда, где делают волшебные произведения — кинофильмы… Просмотры фильмов происходили у нас в непритязательных условиях: хатка под камышовой крышей, проекционный аппарат стоит тут же, среди зрителей…
И вот в свои 12 — 13 лет я была не только заворожена происходящим на экране, но еще и удосуживалась по-хозяйски прикинуть возможности воздействия кино на сидящих в зале, понять силу гипноза экрана и нужность его для того, чтобы быть поводырем к осязаемой цели взрослых — построению новой жизни».
Тогда же, в конце 30-х, юная Мордюкова после просмотра фильма «Богдан Хмельницкий», в котором главную роль играл Николай Мордвинов, отважилась написать ему в Москву письмо. Как это ни удивительно, но послание дошло до адресата и даже более того — Мордвинов прислал 12-летней девочке ответ. В ответном письме он советовал девочке закончить 10 классов и попробовать поступить во ВГИК.
Однако потом грянула война, и мечту о кинематографе пришлось на время отложить. Семья Мордюковых попала в оккупацию. «Вспоминаю, как немцы входили к нам. Шли они днем по шоссе, двигались к перевалу Северного Кавказа. Улицы пустынны, все наблюдали за ними из щелей домов… Мы были уверены, что они пройдут через нашу станицу — и все, больше не будет их. Кто-то что-то должен же сделать, чтобы прогнать немцев…
Как село солнце, немцы сразу по хатам и сараям стали на ночь селиться. «Млеко! Млеко, меди!» — слышались их приказы. Деловое устройство каждой персоны проявлялось четко. Звякали крышки от кастрюль и чугунков, немцы раздевались, поливали друг друга с головы до ног. Жарко. Расселись за столы. Доставали что-то из рюкзаков, а что с печки брали. Усталые. С местным населением не общаются, как будто это мухи, летающие в жару…
К нам никого не подселили — хата мала, а детей куча…
В оккупации в Краснодарском крае, на хуторе Труболет (Новоурупский) Отрадненского района ей приходилось скрываться от гитлеровцев, чтобы избежать отправки на принудительные работы в Германию. В 1943 году её семья переехала в Отрадную, а в 1944 году уехала с матерью в Ейск.
Школьные учителя прочили Нонне актерское будущее и постоянно вспоминали про Бондарчука, который несколькими годами ранее окончил эту же школу. Точные науки Нонне давались с трудом, и однажды она даже подговорила своих одноклассниц написать письмо Сталину о том, что в программе стоит отменить изучение математики и химии.
Десятый класс Мордюкова окончила в Ейске в 1945 году и сразу после этого решила ехать в Москву «поступать на артистку». «Подгадала момент, когда мама в Старощербиновку уехала на рабочем поезде. Братья и сестры с охотой приняли мою игру в сборы и проводы. На «горище» (чердаке) брат нашел самодельный деревянный чемодан с переводными картинками на крышке, завернули на дорогу кукурузных лепешек. В старом чайнике в беспорядке хранились деньги, весь семейный капитал. Взяла шестнадцать рублей, подкрасила немного губы типографской краской (мать одной девочки работала в газете «Ейская правда» и на газетном клочке приносила красную и черную краску себе и подругам, а мы ее потом разводили постным маслом)…
Ехала до столицы долго — четыре дня… Боже, как трудно было мне найти этот ВГИК! Помню, на трамвае № 39 дозвякали, дальше немного пешочком. А вот и они, эти столбы с арками и колосками. Правильно: слева ВДНХ, справа ВГИК…
Мордюкова пришла на экзамены совершенно неподготовленная. Кроме этого, она и выглядела соответственно своему происхождению: на ней было старое ситцевое платье и галоши. Предварительно ничего не учила: ни стихотворения, ни басню, ни прозу. Когда же дошла очередь до нее, она просто взяла и стала рассказывать экзаменаторам истории, которые сама сочинила еще дома. По ее словам: «Я кинулась рассказывать, что было и чего не было, в такой раж вошла, что аж «тырса полетела». Они уже все покотом покатились, платочками слезы вытирают от смеха, а я наяриваю еще больше: чувствую, на золотую жилу напала».
Судя по всему, рассказывала Мордюкова свои истории так талантливо, что высокая комиссия не устояла — девушку зачислили на первый курс (мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). Первый семестр был испытательный, после него многих студентов должны были отчислить. Однако Мордюкова во ВГИКе училась на «отлично», поэтому ни о каком ее отчислении речи никогда не шло. Жили студенты-лимитчики в загородном общежитии на станции Лосиноостровская. Жили, как и все тогда, не сладко.
«Есть хотелось круглосуточно, — вспоминает Нонна Мордюкова. — Снилось, что ты дома, что-то жуешь с жадностью, набираешь каких-то пышек, а просыпаешься — пусто. Видишь только, как спят твои коллеги в одежде, в обуви, сверху накрытые матрацами…
Да, первые послевоенные годы были ужасно тяжелыми. Нам давали рабочую хлебную карточку. Хлеб весь мы тут же, в магазине, съедали до крошечки, а то и наперед брали. Вечно забирали хлеб на десять дней вперед… Стипендии хватало ровно на четыре дня, потому что, получив деньги, бежали на рынок и покупали у частников хлеб. Так вот несколько дней попируем — и хлеб, и картошка, — потом опять жди…
Наставники видели в ней героиню греческих трагедий и масштаб Анны Карениной. Но Мордюкова чувствовала себя увереннее на сцене в телогрейке и сапогах: «Когда мой педагог Борис Бибиков решил меня «переломить» — чтобы я сыграла Анну Каренину или что-то из иностранной классики, — ничего у него не вышло. Я надела это роскошное платье задом наперед, застегнула спереди все семьдесят пуговиц, тут же наступила на подол и порвала». Потому еще в студенческие годы за актрисой стало закрепляться амплуа «простой русской женщины». «Я играю одну роль всю жизнь — моя героиня просто попадает в разные предлагаемые обстоятельства. А героиня моя — это народ, с большой буквы. Не Анна же Каренина…», — так понимала свое актерское предназначение артистка.
На дипломном спектакле она играла Аксинью из «Тихого Дона». Материал был свой, родной. Сколько страсти и любви она тогда выплеснула! Александр Петрович Довженко, увидев ее на дипломе, сказал: «Кто она? Ее профиль я видел на скифских вазах».
В 1947 году, когда Мордюкова училась на втором курсе, режиссер Сергей Герасимов решил экранизировать популярный тогда роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Для исполнения главных ролей в фильме требовались молодые актеры, студенты ВГИКа. Отбирать их в институт приехал сам Герасимов.
Герасимов и Фадеев решили не игнорировать общее сходство героев с актерами, а так как Мордюкова была очень похожа на Ульяну Громову — это предопределило выбор ее на роль. Именно эту роль позже Мордюкова вспоминала чаще всего. За роль в этом фильме Мордюкова была награждена Сталинской премией I степени, а зрители в своих письмах к Мордюковой, даже десятилетия спустя, обращались по имени Уля. «После выхода первого фильма, — вспоминала Мордюкова. – Мама ходила с высоко поднятой головой, ни одного сеанса не пропускала, а потом открытки мои, которые по всему Союзу продавали, столько накупила, чтобы всем дарить и гордо говорила: «Это моя дочка!».
Съемки фильма проходили летом 1947 года на родине «молодогвардейцев» в Краснодоне. Как вспоминает сама актриса: «Надо было идти в дома тех родителей, детей которых нам предстояло играть. И я поутру побежала в хутор Первомайский к реке Каменке, где мне указали домик Громовых. Постучала и вошла. Вытянувшись, как перед смертью, мать Ульяны лежала, слившись с кроватью, и, видимо, не поднималась уже давно. «Вот, вот она, — подумала я. — Это Уля, только в возрасте и больная». (Она так и не встала больше с постели.) Какое иконописное лицо, длинная шея и большие черные шары зрачки. Уля, конечно, взяла у нее более смягченный вариант.
Отец засуетился, стал угощать сорванными с грядки огурцами с пупырышками. Он ладонями протер огурцы, еще затуманенные утренней росой, и подал мне:
— «На, Ульяша наша, ешь!..
Сели обедать. Мать еще раз улыбнулась какой-то, мне показалось, снисходительной улыбкой:
— «Тебя, девушка, хорошо подобрали на роль Ульяши, только ты очень смуглявая, а Ульяша была белотелая. Скажи там, чтоб тебя подгримировали…
Фильм «Молодая гвардия» в 1948 году стал лидером проката (около 80 млн. зрителей посмотрели его) и оказался счастливой путевкой в большой кинематограф не только для Мордюковой, но и для целой группы других советских актеров. В нем снимались: Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Сергей Гурзо. Роль Володи Осьмухина сыграл 19-летний Вячеслав Тихонов, первый муж героини нашего рассказа.
Мордюкова влюбилась в Вячеслава Тихонова (родился в городе Павлове-Посаде Московской области). По ее словам: «Он ко мне совсем не испытывал интереса, а я, завороженная его красотой, напором своим, желанием своим закружила ему голову…
В 1948 году у Мордюковой и Тихонова родился мальчик, которого назвали Володей. В том же году на экраны страны вышел фильм «Молодая гвардия», а через год почти все его участники были удостоены Сталинской премии.
Между тем, даже несмотря на свое лауреатство, Мордюкова и ее семья влачили бедное существование. В 1950 году, когда молодожены заканчивали ВГИК, их выселили из общежития. Пришлось скитаться по друзьям. В том же году Тихонова пригласили сниматься в фильме «В мирные дни», и он уехал в длительную командировку. Мордюкова осталась с ребенком одна. Вспоминая те дни, она пишет: «Я каждый вечер придумывала, у кого бы переночевать: после защиты диплома в общежитии уже нельзя было оставаться. Жилья в Москве совсем не строили, трудно себе даже представить, как тяжело тогда было с этим. Придешь к кому-нибудь в гости, а они тебе белоснежную постель стеляют. Укутаю ножки сына потуже, чтоб санитарные дела были только в этой зоне подстеленной клееночки, и засыпаю как убитая. Ночью разосплюсь, намотавшись за день, и не замечу, как дите раскинется и фонтанчик мимо меня направит прямо на белоснежную простынку. Ой, чего только не было! Замучилась.
И вот пошли мы с Галей Волчек в Госкино. Ей тогда было всего четырнадцать лет. Стоит она, в матроске и в пионерском галстуке, держит моего сына на руках внизу, в коридоре, а я сижу наверху, в кабинете. Повезло. Умный такой дядька попался, Н. И. Шиткин, дал направление в барак…
Тот барак, о котором упоминает Мордюкова, находился возле метро «Аэропорт». Тогда там шло строительство домов, в которые позднее переедут жить многие известные артисты, писатели, художники и прочий творческий люд. Мордюкова получила в том бараке крохотную комнату, к тому же, проходную. Вот почему, когда из командировки вернулся муж, он этим переселением был недоволен. Как вспоминает актриса: «Он представлял себе под словом «квартира» и по многим восторженным интонациям при описании нашей жизни совсем-совсем другое жилье… Обвинил меня в том, что я согласилась взять такую комнату, довел до слез. А уж чтобы мне выйти к соседям, то только тайно. Откуда у него, думала я, такого молодого, можно сказать, пацана, столько строгости?!»
Стоит отметить, что в отличие от жены (на руках которой был маленький ребенок), Тихонов в начале 50-х годов довольно активно работал в кино. На его счету были такие фильмы: «В мирные дни» (1951), «Максимка» (1953), «Об этом забывать нельзя» (1954), «Звезды на крыльях» (1955), «Сердце бьется вновь» (1956). Кроме этого, до 1957 года Тихонов состоял в штате Театра киноактера. Его лучшей работой на этой сцене была роль Медведя в спектакле, поставленном Эрастом Гариным по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо». Как писал критик Н. Коварский: «Впервые именно в этом спектакле открылось, что Тихонов актер, способный к воссозданию глубокой внутренней, психологической, эмоциональной, интеллектуальной жизни персонажа».
Огромную популярность Тихонову в народе принесло исполнение роли Матвея в фильме С. Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1957-й, 13-е место в прокате — 30,5 млн. зрителей). Это был тот самый «звездный час», о котором мечтает каждый актер. В 1959 году фильм взял приз на Всесоюзном кинофестивале в Киеве.
Между тем Мордюкова, снявшись в 1947 году в «Молодой гвардии», затем около пяти лет нигде не снималась. По этому поводу она вспоминает: «Когда я еще студенткой сыграла Ульяну Громову и пережила вместе со своими друзьями первый успех, то мне казалось, что отныне так ладненько, складненько жизнь и пойдет дальше. Но отшумела премьера, отзвенели добрые слова в наш адрес, а дальше — тишина. Целых четыре года у меня не то что роли — маленькой ролишки не было».
Наконец в 1952 — 1953 годах Мордюкова снялась в двух картинах: в фильме В. Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова» у нее была маленькая роль Огородниковой (этот фильм занял в прокате скромное 16-е место), а в фильме киевского режиссера Т. Левчука «Калиновая роща» ей досталась роль Надежды. Оба фильма нельзя было назвать удачей актрисы. Казалось, что ее «звездный час» никогда уже не наступит. Даже когда в 1954 году режиссер Михаил Швейцер вызвал актрису на пробы в свой фильм «Чужая родня», она в душе сомневалась в успехе. И действительно, эти пробы не понравились руководству картины, и Мордюкова собиралась уходить, когда режиссер внезапно уговорил ее остаться. И главную роль — Стеши — она в фильме все-таки сыграла.
Она с большой достоверностью народной интонации и деревенской повадки сыграла Стешу Ряшкину. Героиня проходила путем долгого и мучительного перерождения, порывая ради любви к мужу связи со своей тёмной семьёй стяжателей. Тяжесть и боль этого пути молодая актриса показала с потрясающей силой. Фильм, ставший во второй половине 1950-х годов этапным, стал таковым и в судьбе Нонны Викторовны.
В ряде ролей, в том числе и эпизодических, но запоминающихся, ярких, ёмких, стала определяться и актёрская тема Нонны Мордюковой – тема простой и сильной женщины с трудной судьбой. По словам актрисы, преподаватели ВГИКа видели в ней героиню греческих трагедий и типажи масштаба Анны Карениной, однако сама Нонна Мордюкова увереннее чувствовала себя на сцене в телогрейке и сапогах. Постепенно за актрисой закрепилось амплуа «простой русской женщины»
Кинематограф в лице Мордюковой обрел подлинно народную актрису – по своим корням, по жизненному опыту, по духу и мироощущению. Сама повадка и стать Нонны Мордюковой, южнорусские выразительные черты лица, сильный грудной голос соответствовали представлениям о женщине из народа. Более того, они формировали эти представления, делая Мордюкову актрисой-символом, знаком подлинности, народным достоянием.
Это был ее «звездный час». После этого у актрисы одна за другой пошли роли, которые вывели ее в число лучших актрис не только советского, но и мирового кино. Это вовсе не преувеличение, так как позднее (в 1992 году) имя Нонны Мордюковой будет занесено в Британскую энциклопедию кино. Кроме нее, этой чести будут удостоены еще две советские актрисы: Ф. Раневская и В. Анджапаридзе.
В середине 50-х Мордюкова имела прекрасную возможность сыграть роль-мечту — шолоховскую Аксинью в «Тихом Доне», экранизировать который задумал С. Герасимов. Однако в самый последний момент режиссер вдруг решил пригласить на эту роль молодую и никому пока не известную актрису Элину Быстрицкую. По словам Мордюковой, для нее это был столь тяжелый удар, что она едва не наложила на себя руки! Затем вроде отошла, благо, без работы ей тогда сидеть не приходилось.
В конце 50-х годов Мордюкова снялась в следующих фильмах: «Екатерина Воронина» (1957, 11-е место в прокате — 27,8 млн. зрителей), «Добровольцы» (1958, 17-е место — 26,6 млн.), «Отчий дом» (1959).
Попадала в эти фильмы актриса по-разному. Вот, например, как получилось с «Добровольцами». Его режиссер Юрий Егоров однажды шел по коридору студии имени Горького и лицом к лицу столкнулся с Мордюковой. «Нонна, — сказал он ей, — выручи меня. Мне нужна актриса на эпизодическую роль. Надень брезентовую робу и иди в павильон. Там установлена декорация шахты метро. Сядь там и пей из бутылки молоко. Больше ничего от тебя и не требуется».
Большая часть сыгранных Мордюковой в то время ролей были второстепенными, но многие из них оставались в памяти у зрителя, становясь своеобразным символом эпохи. Мордюкова была отличным рассказчиком и всегда была любима обычными людьми, она для них была таким же простым и понятным человеком, как и они сами. Зрители ее везде встречали оглушительными овациями, причем такими, что другие артисты иногда обижались. Ее любили соседи. Как-то Нонне случилось переехать, и у нее состоялся разговор с соседкой, с которой ранее она не общалась. Соседка расстроилась из-за переезда артистки, и Нонна искренне удивилась: «По какой же причине жалость, мы ведь с Вами и не общались?», — на что та ответила: «И жить то спокойнее, когда за стеной великий талант спит». Сама Мордюкова объясняла это тем, что на экране и в жизни она была представителем народа с большой буквы.
Через два года после этого маленького эпизода в «Добровольцах», тот же Ю. Егоров пригласил Мордюкову на главную роль в свою новую картину «Простая история». Собственно, иначе и быть не могло, так как сценарист Б. Метальников писал главную роль именно на Нонну Мордюкову .
Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей – молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе. Актриса играла драматизм и тяготы «светлого пути» из простых колхозниц в председатели, горечь безнадёжной любви и – преображение души, обретение достоинства.
Именно в этом фильме героиня Мордюковой, скрывая свое смятение и отчаяние, игриво произносит так полюбившуюся советским женщинам фразу: «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч, но не орел… нет, не орел!» Вот, что говорит про Мордюкову ее партнер по фильму Михаил Ульянов: «Она абсолютно раскрепощенный человек, может ляпнуть такое, что ты хоть стой, хоть падай. Но это идет не от хулиганства, это идет от бурлящей лавы возможностей».
В работе над ролью Мордюкова опиралась на впечатления детства, особенно же на опыт и биографию собственной матери. Тогда уже стало очевидным, что кинематограф обрёл подлинно народную актрису – по корням своим, по жизненному опыту, по духу и мироощущению. Сама повадка и стать Нонны Мордюковой, южнорусские выразительные черты лица, сильный грудной голос тоже вполне соответствовали представлениям о женщине из народа. Более того, они формировали эти представления, делая Мордюкову актрисой-символом, знаком подлинности, народным достоянием.
Фильм имел колоссальный успех у зрителей, которые навсегда полюбили эту замечательную актрису. На съемках этого фильма актриса внезапно увлеклась одним из своих партнеров по картине — Василием Шукшиным. Сама она так вспоминает об этом: «Я хорошо помню его, начинающего, молоденького, холостого, вольного, ничейного и для всех. Студент, приглашенный студией Горького на переговоры для съемок в фильме «Простая история». Ему отводилась роль молодого возлюбленного Саши Потаповой, которую играла я…
Был он в солдатской форме и в сапогах , которые еще долго потом не снимал… Радость какая, думала я, какая радость — вот человек! Учится на режиссерском, сибиряк, красивый…
Мы уже начали заниматься гримом, а я все подсчитывала, когда же начнется экспедиция и появится Вася. Нет, что ни говорите, а есть такие люди, которые «кормят» нас, они излучают прану, то есть жизнь. При таком человеке в душе все успокаивается, все распределяется как надо. Какая это бесценная награда, когда встречается такой вот человек!
Мы жили общежитием, и я, не скрою, всегда безошибочно узнавала скрип Васиных кирзовых сапог, всегда угадывала, в какую комнату он вошел. Захаживал он и к нам. Мы жили вдвоем со вторым режиссером Альперовой…
Трудное было для меня время. Вася был со всеми одинаков, а я хотела, чтобы он почаще бывал со мной. И, не отрываясь, следила за каждым его жестом, ловила каждое его слово. И, если уж быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда. Слава Богу, роль у Васи была небольшая, и он недолго пробыл в экспедиции. Острый, болезненный для меня момент прошел благополучно. Как трудно иногда бывает нам, женщинам, когда есть муж и сын, а в тебе молотком стучит воспоминание о ком-то другом…
Большим актёрским достижением Нонны Мордюковой стала и Доня Трубникова в фильме «Председатель» (1964, режиссёр Алексей Салтыков). По сюжету Доня была идеально отрицательным персонажем: жена единоличника, грубая, горластая спекулянтка, в довершение всего – прижившая ребёнка от фашиста-оккупанта. Все это актриса подавала со свойственной ей психологической убедительностью, лишь исподволь – взглядом, интонацией – намечая второй план образа, драматизм и горечь Дониной судьбы. Такое сложное понимание характера вообще свойственно Мордюковой, чьи драматические роли всегда глубже простой, хотя и точной обрисовки определенного социального типа.
В фильме «Председатель» главную роль сыграл Михаил Ульянов. Позднее он делился впечатлениями: «В «Председателе» мы встретились с Мордюковой как коллеги уже не первый раз, раньше, когда я еще был только начинающим актером, а Нонна уже известной и опытной, я считал ее нетерпеливой, а она меня, наверное, неповоротливым. Уже позже я понял, как мне повезло, что мне удалось сыграть с ней, ведь она все схватывала на лету, моментально понимала, какое настроение нужно придать моменту, какой тон задать. Именно она мне помогла понять, что и как нужно сделать, чтобы сыграть моего Егора Трубникова. Мордюкова – актриса, талант которой уходит далеко в русскую землю, такое редко встретишь, она не старается быть такой, какой она является, она такая и есть на самом деле».
Мордюкова была невероятно настоящей и правдивой и в каждой своей роли, и в жизни. Пятерых младших братьев и сестер она не только воспитывала с самого их рождения, но и дала им образование в Москве. Однажды даже Тихонов сказал Нонне: «Как мне надоел твой колхоз!» Но Мордюкова не растерялась и быстро нашлась что ответить: «Этот колхоз меня вырастил!». Именно так она была воспитана — сами голодные, худые и рваные, но — с красным знаменем: «Мы всего должны добиться. И страна наша самая сильная».
К началу 60-х годов их брак с Тихоновым сохранял лишь внешнее благополучие и был готов рассыпаться в любую минуту. Так оно и произошло. Причем толчком к этому послужила смерть матери Мордюковой. На вторые сутки после похорон «звездная» пара, после 13 лет совместной жизни, подала на развод. Почему это произошло? Сама актриса на этот счет откровенно признается: «Сколько помню наше супружество — всегда в долгах как в шелках, от зарплаты до зарплаты еле перебивались. Да и жили с ребенком в проходной комнате, через нас люди чужие десять лет ходили туда-сюда, туда-сюда… Нет, тяжело, безденежно мы жили. Когда разводились — и делить ничего не надо было…
Друг другу мы не подходили. Как будто с разных планет два существа на одной жилплощади вдруг оказались… Я родом с Кубани, где говорят и смеются громко, а он был тихий, чистый, красивый павловопосадский мальчик… Не нравилось ему, что я заметная, яркая. Когда шли в гости, он всегда говорил: «Нонна, я тебя умоляю, не пой частушки». Он частушками всякое мое пение называл — даже романсы… И еще обида на всю жизнь осталась у меня никогда, ни разочка он меня с днем рождения не поздравил. Бывало, солнце уже садится, а я все жду, что вспомнит… Не дождалась… А себя зато очень любил в молодости — каждый свой пальчик, каждую черточку…
Я давно поняла, что он мне активно, трагически не нужен. Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить. Вернее, не жить, а мучиться — ни ему домой не хотелось, ни мне… А расходиться было стыдно. Тогда же времена другие были, иначе на эти вещи смотрели. Да еще мама… Приедет в Москву с Кубани, я плачу в голос: ой, мамочка, не могу, хочу развестись… А она расплачется в ответ и причитает: не бросай, доча, а то останешься на всю жизнь одна. Мама опытным, прозорливым человеком была, она своим женским чутьем понимала, что честности, стабильности у мужа моего не отнять. Он не выпивал, по сторонам не смотрел — думаю, что и не изменил мне ни разу. Впрочем, как и я ему. Но только мама умерла — мы через два дня после ее похорон и расстались. Подозреваю, что он вздохнул с облегчением, когда снова женился — на этот раз на своей женщине…
Так же успешными были для Мордюковой и 60-е годы. На экраны вышло около десятка замечательных картин с её участием, наиболее заметными из которых становятся «Простая история», «Женитьба Бальзаминова» и «Журавушка». Во всех лентах использовался колоритный типаж Нонны Мордюковой. Как правило, это были русские женщины с непростой судьбой, сильные и земные.
Но в комедиях она невероятно метко и ярко схватывала именно социальные типы, будь то монументальная, мрачноголосая купчиха Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» (1964, режиссёр Константин Воинов) или цепкая, хищная чиновница Пристяжнюк в фильме «Тридцать три» (1965, режиссёр Георгий Данелия). А её жэковская активистка Плющ из «Бриллиантовой руки» (1969, режиссёр Леонид Гайдай) стала злой сатирой на широко известный тип назойливой дамы-общественницы. Искрометные фразы, произносимые ее героинями, моментально расходились в народ: «Наши люди в булочную на такси не ездят!», «Скромненько, но со вкусом!», «Я не знаю, как там в Лондоне, а у нас – управдом друг человека!», «Еще раз так пошутишь – всю голову оторву вместе с ушами»…
Знаменитой стала художественная лента «Комиссар». За этот фильм Мордюкова удостоилась Государственной премии. Образ комиссара Вавиловой, «железной» и одновременно слабой женщины, командовавшей суровыми мужчинами, Нонна Викторовна прочувствовала и передала очень точно. Режиссёр тонко использовал присущее актрисе парадоксальное сочетание недюжинной силы и мягкой женственности.
На кинофестивале, состоявшемся в Западном Берлине, фильм удостоился четырех главных призов, а после был отправлен в Сан-Франциско, где имел колоссальный успех. Режиссер фильма Александр Аскольдов говорил о Мордюковой: «Кусок породы, кусок естества». Роль в этой картине Мордюкова сыграла в 1966 году, и она, возможно, стала одной из ее лучших работ в кино, хотя сама картина почти 20 лет пролежала на полке. Для самой Мордюковой и для Аскольдова съемки «Комиссара» стали настоящим испытанием. Мордюкова называла это время «чуть ли не самым сложным периодом ее жизни». С производством фильма было связано судебное разбирательство, а в московской больнице тем временем лежал сын Мордюковой — Володя. Для Аскольдова суд закончился увольнением из штата студии.
Картина должна была выйти на экраны страны в 1967 году. Однако премьера тогда не состоялась. Высокое киноначальство нашло фильм «крамольным» (слишком еврейским) и, чтобы обуздать претензии режиссера, подало на него в суд. Народный суд Бабушкинского района, несмотря на свидетельские показания Нонны Мордюковой и Р. Быкова в пользу А. Аскольдова, посчитал последнего виновным и вынес вердикт в пользу его профнепригодности. Режиссера уволили с киностудии, исключили из партии и по приказу первого секретаря МГК В. Гришина выселили из Москвы за тунеядство.
Мордюкова вспоминала: «Дело-то какое вытащили! Конницу ведь в «Комиссаре» много снимали, животных должны были подковывать пара конюхов, но вместо этого просто пили, не просыхая, коней приходилось выбраковывать, что приносило колоссальный убыток, и, конечно же, крайним в этой проблеме оказался режиссер. Ко всеобщему счастью, адвокаты все-таки доказали, что коней режиссер подковывать не должен, но картину на долгие годы положили на полки в еще не озвученной версии. Да и для меня сплошная боль, и эта картина и то, что не могла вырваться хотя бы на два дня со съемок, успокаивала себя тем, что после окончания съемок сразу же вырвусь к нему».
В 1988 году «Комиссар» вышел во всесоюзный прокат и собрал массу призов как в СССР, так и за рубежом.
Активное участие Мордюковой в судьбе неугодного режиссера совершенно не сказалось на ее дальнейшей творческой судьбе — она продолжала активно работать в кино.
Спустя много лет открылась еще одна неизвестная страница биографии Мордюковой. После ее развода с Вячеславом Тихоновым за актрисой начал ухаживать молодой артист Юрий Каморный, который слыл красавцем и покорителем сердец. Актер был настойчив, хотя Нонна Викторовна наотрез отказалась от возможных отношений, сославшись на то, что он годится ей в сыновья.
Как-то одна из знакомых актрис, увидав мило общавшихся Мордюкову и Каморного, перепутала его с сыном Владимиром. Будучи эмоциональным, Каморный остро переживал отказ знаменитой актрисы и даже стрелялся из-за несчастной любви. Жизнь Каморного, яркая и насыщенная, оборвалась рано.
Однажды соседи услышали громкий шум в квартире Каморного и вызвали милицию. Прибывшие на место сотрудники увидели актера, размахивающего кинжалами перед истошно вопящей женщиной. Милиционер принял решение выстрелить в ногу, чтобы угомонить разбушевавшегося актера. Но выстрел оказался смертельным: пуля задела сонную артерию. Позже, незадолго до смерти, Нонна Викторовна призналась сестре, что напрасно не ответила взаимностью Юрию Каморному, который был почти на 20 лет моложе. Хотя в советские времена такие отношения не могли считаться нормальными.
Следующим после Тихонова мужем Мордюковой, правда гражданским, был Борис Андроникашвили. Сестра Мордюковой опровергает слухи о том, что Нонна увела Бориса у Людмилы Гурченко. Известно, что обе актрисы очень тепло общались. Причиной разрыва отношений с Андроникашвили стало его пристрастие к спиртному и безделие.
Вторым официальным супругом Нонны Викторовны был Владимир Сошальский. Но этот брак не продержался и года.
Мордюкова была актрисой невероятного таланта, кардинально и выигрышно отличалась от остальных артистов с первых же ролей. Она также несравненно и потрясающе играла в театре, хотя не сыграла, к сожалению, и половины того, что могла бы сыграть.
Несмотря на свою непростую жизнь, в кино Мордюкова одну за другой создавала успешные комедийные роли. Она исполнила роль управдомши в фильме «Бриллиантовая рука», вдовы в фильме «Женитьба Бальзаминова» (за эту работу она была удостоена Государственной премии имени братьев Васильевых), стареющей примадонны в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» (1974).
Кроме этого, ею был сыгран ряд успешных ролей в мелодрамах. В 1968 году она сыграла роль в фильме «Молодые», в 1974 году – в фильме «Возврата нет», а в 1976 году – в фильме «Семья Ивановых».
В 1972 году на экраны страны вышел один из лучших фильмов с ее участием — «Русское поле», который занял в прокате 2-е место (56,2 млн. зрителей). Одну из главных ролей в этой картине сыграл и сын нашей героини — Владимир Тихонов. (Закончив ВГИК, он стал профессиональным актером, сыграл в двух десятках картин. Его первой женой была «кавказская пленница» Наталья Варлей, в браке с которой на свет родился сын Василий.)
Символически обобщающим стал образ Федосьи Угрюмовой в народной драме «Русское поле». Трагическая коллизия безвременной гибели сына через несколько лет отозвалась в реальности. Фильм имел большой успех у зрителей и явил собою образец народного кино – как и картина «Возврата нет» (1973, режиссёр Алексей Салтыков), в которой актриса играла простую деревенскую женщину Антонину Каширину, покинутую мужем ради невестки. Оба фильма закрепили за Нонной Мордюковой право говорить от лица русских женщин об их неизбывно тяжелой доле, несгибаемой силе и достоинстве.
В 1974 году судьба свела Мордюкову и с бывшим мужем — Вячеславом Тихоновым. Правда, вновь на бумаге: им одновременно были присвоены звания народных артистов СССР.
Большой платонической любовью для Мордюковой был Василий Шукшин. Знакомство с ним произошло на съемках фильма «Простая история» В 1975 году Мордюкова сыграла в фильме «Они сражались за Родину» роль донской казачки. Эпизоды, сыгранные Мордюковой и Шукшиным, получились жизненными и озорными, и вместе с тем — грустными. От съемок в фильме «Они сражались за Родину» Мордюкова чуть было не отказалась, и уговорил сняться ее именно Шукшин. Сергей Бондарчук в роли Натальи Степановны видел только Мордюкову, но она наотрез отказывалась сниматься, предполагая, что все актеры на съемки приедут с семьями. Мордюкова к тому времени была разведена и чувствовала себя некомфортно. Но Шукшин был настойчив и пообещал: «Ничего такого, что ты думаешь, там не будет!». Мордюкова тогда не поняла чего «такого», но для себя определила: «Надо ехать!».
После ее приезда на съемочной площадке не было ни одной жены, а сам Бондарчук даже снял обручальное кольцо. Фильм «Они сражались за Родину» стал одной из четырех картин, в которых Шукшин с Мордюковой сыграли вместе. «Это была как игра в пинг-понг, я ему – он мне. Мы не заметили, как сыграли все на одном дыхании, одним дублем, а еще через несколько дней Васи не стало, как на огне сгорел, от водки, все пытался свои эмоции усмирить. Он мой вечный свет», — вспоминала Мордюкова.
В 1976 году Мордюкова сыграла одну из самых заметных своих работ в кино — в картине Г. Чухрая «Нетипичная история». В картине рассказывалось о том, как мать скрывала своего сына-дезертира от ухода на фронт во время Великой Отечественной войны. Именно эту мать и предстояло сыграть нашей героине.
Виктор Мережко предложил ей неожиданный драматургический материал, позволявший круто сменить амплуа. В фильме «Трясина» (1977, режиссёр Григорий Чухрай) Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая тираническая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели. Актёрская тема Нонны Мордюковой здесь буквально выворачивалась наизнанку, впервые эта органичная артистка со всею очевидностью играла роль.
Работа над картиной принесла удовлетворение всему коллективу, и дело оставалось за малым — чтобы фильм наконец увидели и зрители. Однако…
17 декабря 1977 года состоялся общественный просмотр картины в Московском Доме кино. И буквально в тот же день на свет появилось письмо неких «киноработников», которое было отправлено тогдашнему министру обороны СССР Д. Устинову. Отрывок из него: «В 2-серийной большой картине подробно рассматривается не героизм матери, а ее предательство. Такой она и запоминается в ярком исполнении Нонны Мордюковой, и чем лучше она ее играет, тем страшнее и отвратительнее остается в памяти этот образ матери-предательницы…
Младший сын ее Митя получает повестку идти в армию, защищать Родину. Мать же толкает его на дезертирство, укрывает у себя в доме, на чердаке. В результате морального падения мать и сын раскрываются в самом уродливом виде, вызывая омерзение…
Зачем с экрана показывать миллионам зрителей эту стряпню? Зачем обвинять в напраслине миллионы еще живущих матерей и вдов, потерявших в эту войну своих сыновей и мужей?!
Мы убеждены, что эта выдуманная (на самом деле заметка о подобном случае была помещена в одной из тогдашних советских газет. — Ф. Р.) антинародная, а, значит, и антипартийная картина вызовет справедливый и великий гнев народа не только к тем, кто создал эту мерзость, но и к тем, кто выпустил ее на экран. Вызовет громадное недоумение у друзей за рубежом. Вызовет неприкрытую и огромную радость наших врагов. Такого вреда они не смогли бы нанести и миллиардами долларов со своими радиостанциями клеветы, со своими агентами ФБР…
После этого «сигнала» на ноги были подняты значительные силы для того, чтобы помешать выходу картины на широкий экран. Фильм затребовали в Главное политическое управление Советской Армии, посмотрели и вынесли веское резюме: «В таком виде картина выйти на экран не может!» Пришлось Г. Чухраю вносить в него значительные поправки, выбрасывать в корзину целые куски. Так продолжалось несколько месяцев. В конце концов фильм все-таки выпустили на экран, правда, уже под другим названием — «Трясина». В прокате 1978 года ее посмотрели 19,7 млн. зрителей.
Через 15 лет Виктор Мережко прислал Нонне сценарий фильма «Родня».
Читая, она хохотала и пару раз всплакнула. Не дожидаясь рассвета, набрала номер Мережко: «Витька, спасибо! Угодил!» Сонный сценарист не мог понять, чего от него в три утра хочет народная артистка Мордюкова.
— Это кто такая явилась на площадку? — лениво протянул режиссер Никита Михалков. Перед ним стояла дородная дама с прической, в костюме и туфлях на высоких каблуках — неотразимая Нонна Викторовна собственной персоной. «Значит так! Каблуки и костюм снять. И сделать химзавивку!» — скомандовал он. «Ты что это себе позволяешь? Не нравлюсь — зови Римку Маркову!» — отрезала народная артистка Мордюкова и гордо удалилась.
Так и снимали. Режиссер и актриса яростно ссорились, а потом так же бурно мирились. Доходило и до драк. После очередной перепалки Нонна Викторовна расплакалась и направилась к своему вагончику. Никита Сергеевич встал на ее пути. В итоге пуговицы на его рубашке отлетели, а на довольном лице появился синяк. Но ничего — фильм сняли.
В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» Никиты Михалкова (1981) не сразу узнавалась знакомая и всё же новая Мордюкова. Актриса играла на грани гротеска. Её неврастенический темперамент, металлические зубы, громкий хохот и заполошный крик озадачивали, раздражали. Но за поступками этой деревенской тётки, неуклюже вторгающейся в городскую жизнь, в самом её смешном и горестном несовпадении с этой жизнью зритель постепенно различает глубокую драму утраты связей, отрыва от корней всех, кого она пытается соединить в бездушном городском мире. Здесь нужна была именно Мордюкова с её актёрским багажом, с естественностью и природностью, всё очевиднее конфликтовавшими с современностью.
«Пришлось шестимесячную завивку сделать шаром вокруг головы и два накладных зуба из нержавейки вставить, — вспоминала актриса. — Но деваться было некуда, пришлось согласиться, ведь искусство требует жертв».
Но после шумного успеха «Родни» и рязановского «Вокзала для двоих» у Мордюковой 18 лет не было ни одной серьезной роли.
В 1984 году Мордюкова съехалась со своим сыном Володей, и они поселились в знаменитом высотном доме на Котельнической набережной. Однако совместная их жизнь длилась недолго.
По просьбе сына она разменяла шикарную квартиру на Котельнической набережной, переехав в хрущевку. В его семью не совалась. Догадывалась, что сын периодически уходит в запои. Весной 1990 года ей позвонили из клиники… Сердце оборвалось.
В 1990 году, в возрасте 42-х лет, Владимир скончался из-за злоупотреблений алкоголем и наркотиками.
Съемки фильма «Комиссар» в 1967 году обернулись для Володи и его матери трагическим стечением обстоятельств. Легко поддающийся дурному влиянию Владимир сначала связался с плохой компанией, а после пристрастился к наркотикам. После возвращения со съемок Нонна Мордюкова застала сына в больнице. Он признался, что друг принес ему пиво и «колеса». В тот день Владимир заверил маму в том, что этого больше не повторится, и она поверила. Но все повторилось. Владимир пытался покончить с дурными пристрастиями во время службы в армии, но этому не суждено было сбыться. Мордюкова надеялась, что женитьба и рождение сына, а потом вторая женитьба и второй ребенок заставят отказаться Володю от алкоголя и наркотиков, но и это не помогло. Жены уходили от Владимира. На экране Владимир Тихонов выглядел сильным и красивым молодым человеком, игравшим только положительных героев. А в жизни все оказалось иначе.
После «Родни» её приглашали лишь на случайные, эпизодические роли: режиссёры звали актрису «прийти и привнести» нечто своё в картины, где для неё не было реального сценарного материала.
Поэтому в постсоветской России народная артистка, уйдя из театра и почти не снимаясь, жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» и представительствовала на фестивалях, осуществляя своим присутствием «связь времён». Даже картина «Мама» (1999, режиссёр Денис Евстигнеев), специально поставленная «на Мордюкову», лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино – предложенный драматургический материал не позволил развернуться её незаурядному таланту. Ещё одна попытка что-то сделать вразрез с главной темой Мордюковой (роль матери, погубившей сыновей) вновь не принесла удачи – что, конечно, не умаляет её авторитета и значения как одной из выдающихся актрис современности.
Лишь в конце жизни Мордюкова связалась с Тихоновым и попросила прощения. Это случилось после выхода в эфир передачи «Все о тебе», где Тихонов просил прощения у Нонны Викторовны. Он говорил, что хорошо к ней относится и желал ей долгих лет. Мордюкова рассказывала: «Он же первый про меня по телевизору — фильм назывался «Все о тебе», то есть о Мордюковой, — сказал: «Нонна, я виноват, что перепутал твою жизнь. Прости… Я хорошо к тебе отношусь, и все пустяки». Я довольна была, что он сказал такое. Поэтому взяла и ему позвонила. Говорю: «Славочка, дорогой, я тебя очень уважаю и посылаю тебе большой привет, и спасибо, что ты вспомнил обо мне. Я тоже твою жизнь запутала, дорогой, не обращай внимания на то, что было, — что было, то уплыло. Все равно ты был первым, ты и последним остался для меня».
На свой, как оказалось, последний 82-й день рождения (25 ноября 2007 года) актриса собрала у себя всех своих братьев и сестёр[15]
В последние годы Нонна Мордюкова долго и тяжело болела. В субботу, 5 июля 2008 года была доставлена в Центральную клиническую больницу. Вечером 6 июля 2008 года легендарная артистка умерла на 83-м году жизни[16][17]. Отпевание актрисы произошло в скромной обстановке 9 июля 2008 года в церкви в Крылатском. Похоронена в тот же день на Кунцевском кладбище столицы рядом с могилой сына, Владимира Тихонова[18][19].
9 июля 2008 года, в своём интервью еженедельнику «Аргументы и факты», автор и ведущий программы «Мой серебряный шар» Виталий Вульф, характеризуя творчество Нонны Мордюковой, сказал:
«Все её работы походили на огранённый бриллиант — талант был дан ей природой. Громадный талант. Который совмещал в себе возможность показать себя и драматической актрисой, и трагедийной, и лирической, и комедийной. Она умела всё! Она умела соединять несоединимое. Она была настоящая, природная, как будто перед глазами зрителя находилась не актриса, а живой человек, всегда очень ясно, чётко несущая мысль режиссёра.»[20]
Грузинский режиссер Мераб Кокочашвили в интервью сказал: «В Грузии, где часто бывала Нонна, ее очень любили и уважали. Для российского и мирового кинематографа уход Мордюковой стал невосполнимой потерей. Она была невероятно сильной и вместе с тем очень нежной и ранимой женщиной, женщиной, которая олицетворяла всех женщин России, судьбы которых были переполнены страданиями и метаниями в поисках обычного человеческого счастья». Драматург Виктор Мережко вспоминает, что после того, как узнал о смерти Нонны, заплакал: «Мы с ней очень дружили, а познакомились на съемках «Трясины», где я выступал в качестве одного из соавторов. Нонночка там играла весьма трагическую роль и чувствовала себя в ней неуютно, все просила меня о том, чтобы я написал для нее комедию, ведь мы с ней очень сдружились, так и появился сценарий к фильму «Родня».
Наталья Крачковская рассказывала: «У меня такое ощущение, что мы потеряли королеву русского кино, она бы могла еще много ролей сыграть. Но мы их не увидим, потому что столкнулась она с бессмертным русским разгильдяйством, мол, успеем еще Мордюкову поснимать, а сама она все ждала хороших ролей, а их все отдавали другим».
Кира Головко, с которой Мордюкова познакомилась на съемках фильма«Председатель», вспоминала: «Сначала Мордюкова смотрела на меня волчьим взглядом, злилась, что я играю главную героиню, а через неделю подошла и так по-доброму сказала: «Все, надоело мне тебя ненавидеть», — а сама достает бутылочку и два стакана, в тот момент я заплакала, мы выпили и поцеловались на брудершафт, с тех пор остались в хороших отношениях, я радовалась, что рядом есть такие добрые и искренние люди».
Р. S. В 1992 году одной из планет Солнечной галактики было присвоено имя Нонны Мордюковой. Номер планеты — 4022.
Использованы материалы:
1 comment
Большое спасибо! Получил, в очередной раз удовольствие от чтения.
Какой был зверский режЫм. Девица организовала преступную группу по срыву образовательного процесса и написала аж целое письмо тирану. А её не только не расстреляли со всей семьей, а дали за государственный счёт выучиться на актрису. При этом, в самом начале карьеры, наградили самой значительной премией в стране. Какой кошмар! Награждали тех, кто вкладывал душу, а не тех, кто воровал…