Попосмотрела и я «Большой», и осталась с ощущением какой-то неоправданной надежды, а по-простому, извините, кидалово… Столько рекламы по ТВ, трейлеры и само имя Большого театра, которое разрешили использовать как бренд,
Название для фильма — «Большой» — Валерий Тодоровский придумал сразу. Однако в России «Большой» — это бренд, поэтому режиссеру пришлось получать разрешение на его использование у директора Большого театра России Владимира Урина. источник
а в результате история типа сериала «Пацанки», как из педагогически запущенных девиц делают светских львиц:
В течение нескольких месяцев на глазах зрителей будет происходить смелый социальный эксперимент. Молодые девушки из провинции, чьи жизни на бешеной скорости катятся в пропасть, изо всех сил постараются изменить свою судьбу. Первое реалити про напряженную работу над собой начинается прямо сейчас.
Героинями проекта стали одиннадцать девушек. Каждая из них – пацанка и оторва, лишенная родительской любви, понимания окружающих, заложница неблагополучного окружения и образа жизни. Они озлоблены на мир и, в первую очередь, на себя. Они слабы или слишком ленивы, чтобы встать на путь исправления самостоятельно. Но каждая из героинь понимает – дальше так жить нельзя.
Участницы реалити – молодые девчонки, половина которых еще не успела закончить институт. Другая половина даже не думала в него поступать. Бесконечные скандалы с родителями, загулы с друзьями, пристрастие к алкоголю, драки, приводы в полицию, ругань отборным матом, беспричинные вспышки агрессии – это только верхушка айсберга, с которой предстоит столкнуться педагогам проекта.
Чтобы стать другим человеком, научиться быть настоящей леди, недостаточно снять пирсинг, срезать дреды и надеть красивое платье. «Пацанки» — не шоу переодеваний, это скорая помощь для тех, кто действительно в ней нуждается.
Вот есть у девочки (Ольги Ольшанской, героини фильма Тодоровского), вроде как, необыкновенный прыжок… и что? Где ее мечта, где желание танцевать, где страсть по сцене? Получается история о том, как искусство должно исправить девочку, являясь альтернативой …специнтернату! …Ничего, что речь идет об элитном жанре, об эксклюзивном обучении?! …Ведь, в реальности проблема, как раз в том, что нет уже этих поездок по стране в поисках одаренных детей. А ребенок из малообеспеченной семьи практически лишен возможности даже попасть на конкурсный отбор (банально нет денег на проезд и проживание).
Девочка по сюжету обладает гибкостью и заинтересовала своим танцем на морозе под «А где же ваши ручки» спивающегося/спившегося бывшего премьера(!) Большого — Потоцкого, который якобы блистал в 1972 году в роли принца Альберта, но его не взяли на гастроли в Нью-Йорк, он обиделся на всех и ушел.
Вот так легко и непринужденно всех великих наших премьеров опустили до уровня алкоголика, типа заканчивают жизни спиваясь, работая непонятно в каких забегаловках, ставя стриптиз, а ведь Тодоровский говорит, что после фильма понял, что любит балет. Вот, к примеру список солистов Большого театра в 70-х годах:
- Александр Плисецкий (1949—1971)
- Геннадий Ледях (1951—1968)
- Николай Фадеечев (1952—1977)
- Владимир Никонов (1957—1978)
- Владимир Васильев (1958—1988)
- Марис Лиепа (1960—1984)
- Михаил Лавровский (1961—1988)
- Юрий Владимиров (1962—1987)
- Борис Акимов (1965—1989)
- Вячеслав Гордеев (1968—1989)
- Александр Богатырёв (1969—1989)
- Александр Годунов (1971—1979)
- Валерий Анисимов (1972—1992)
- Виктор Барыкин (1974—1991)
- Андрей Ситников (1978—)
- Алексей Фадеечев (1978—1998)
- Игорь Юрлов (1982-1999)
- Александр Ветров (1979—1997)
История Потоцкого о том, что его не взяли на гастроли в Америку, перекликается с реальной историей солиста Большого театра Александра Годунова, которого не взяли на гастроли в 1974 году, но он уехал и не вернулся с гастролей в 1979. Белецкая в фильме вспоминает о танце Потоцкого, даже фото в Академии подобрали похоже.
«Его Принц изящен, элегантен, он органично вписывается в окружающую его атмосферу ритуальной роскоши. Но в монологе властно и мощно звучит тема душевного смятения… Актеру удается пластически передать внутреннее душевное стремление, мечтательность и как бы зарождение в самом Принце лебединой темы — на протяжных вытянутых линиях и гибкости, тягучести поз», — так писал в книге, посвященной 200-летию Большого театра, А. Демидов. Источник
В июне 1971 года Годунов дебютировал в партии Принца в редакции Юрия Григоровича.
Вскоре его стали «опекать» представители КГБ. Особенно после гастролей его упрекали в том, что он не с теми общается, и не так себя ведет, да и не с теми встречается. Но Александр Годунов не прислушивался к подобным советам. Ну, а если на непотребные поступки указывал кто-нибудь из театра, например, главный балетмейстер Юрий Григорович, вообще мог не явиться на репетицию или спектакль, а однажды даже потребовал поднять вдвое зарплату — неслыханно дерзкий шаг для артиста Большого театра. Но, несмотря ни на что, его любили и уважали, поэтому Годунову удалось добиться своего. «Он делал все не так, — вспоминала Майя Плисецкая. — Его как-то хотели подстричь, сказали, что с такими патлами нельзя танцевать. И здесь он настоял на своем: «Нет, будут патлы!». Он был своенравный и своевольный».
Годунова перестали выпускать в 1974 году, опасаясь, что он повторит судьбу своего лучшего друга Михаила Барышникова (в июне 1974 года Барышников не вернулся с гастролей в Торонто). К тому же Михаил Барышников сразу же стал успешно работать в США. А ведь все вокруг считали, что Годунов может достичь большего, чем его друг. Да и сам Александр не скрывал своих планов. Поэтому, когда был снят фильм-балет «Анна Каренина» и Плисецкая с Годуновым поехали в очередное американское турне, в самолете он сказал Майе, что не намерен возвращаться в Союз. Это был 1974 год.
— Но тогда наши съемки пропадут. Фильм только монтируется. Подожди, когда фильм выйдет на экраны. А там… В следующий раз останешься, — умоляла его Майя Плисецкая.
— Хорошо. Подожду, — заверил Александр и сдержал клятву — ведь он был человеком слова.
В 1976 году Годунову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
19 августа 1979 года в «Метрополитен» состоялся последний гастрольный спектакль «Ромео и Джульетта». Супруги вернулись в нью-йоркскую гостиницу «Мэйфлауэр», а на следующий день в New York Post появилась фотография Александра Годунова, а под ней небольшая заметка: «После Барышникова, Нуреева и Макаровой еще одна звезда советского балета осталась на Западе». источник
Кстати, в сети мелькало сообщение о планах снять художественный фильм о драматической судьбе А.Годунова. …На данный момент наиболее подходящим исполнителем на данную роль, по всей видимости, является …Павел Дмитриченко…
Но вернёмся к фильму… Потоцкий почему-то оказался в Шахтинске, где и произошла встреча уже с 10- летней главной героиней- Юлей Ольшанской.
2017-05-16 17:24:08
Посыл прямо скажем, мерзкий. Российская провинция состоит из пьяниц и воров. «Ольха» в начале истории промышляет воровством в паре с таким же малолеткой. Она танцует, отвлекая внимание пьяненьких мужичков на железнодорожной станции, в то время как ее «напарник» чистит им карманы. Герой Домогарова ее сначала не в хореографическое училище приводит, а в милицию. Простите за грубость, но российская глубинка в фильме выглядит, пардон, как обосранная, хотя столица живет трудом этих пьянчужек. В рецензии замечено — Шахтинск сейчас в Казахстане. У меня в связи с этим мелькнула мысль про Воронцову. В одном из интервью она упоминала о рождении в Казахстане! Про героя Домогарова в предыдущей теме говорилось — такой предполагалась судьба бывшего премьера Цискаридзе.
Между прочим, киношники обожают преувеличивать в судьбе балетных это «не выпустили в Нью Йорк». Ну и он с горя спился. Неправдоподобно.Отредактировано нельсон манделла (2017-05-16 17:33:09)
После маловнятных занятий с юной танцовщицей, Потоцкий привозит девочку в Москву поступать в Академию балета, причем занимаясь с ней у станка, не обучил названию балетных па, собственно азам.
Пропустив два этапа конкурсного приема, наша парочка является на третий и просит легенду балета — Галину Михайловну Белецкую, преподавателя Академии, посмотреть девочку. Тут такие аллюзии и к клипу Джери Холлиуэлл с танцем перед комиссией
и к Фросе Бурлаковой, когда Юля объявляет своего преподавателя. Что-то в маленькой Юле Ольшанской типа увидели (уж не знаю что?), но зачислили в первый класс.
Далее впечатляет безобразная сцена, абсурдность которой отметили все: в стенах Академии балета происходит распитие вина, причём прямо из горла бутылки и тотализатором — кто же больше накрутит фуэте Юля или ее подруга Карина Курникова. …Ах да, забыла еще упомянуть, что Потоцкий советовал ей не пить шампанского ( ноги слабеют), только коньяк.
Эпизод с врачом- диетологом, когда решают кого же готовить в первом составе в выпускном спектакле и врач произносит: «хотите, двоих девочек убивать будем»… Странная фраза, от специалиста призванного беречь здоровье детей при существующих сверхнагрузках. Она составляет диету, назначение которой как раз должно помочь им набрать оптимальную форму к выпуску без вреда здоровью. И ответ директора Академии равнодушным тоном: «готовьте обеих, ничего не умрут». …Вам не кажется, что это отсыл к профессиональному современному спорту, где для достижения высоких результатов прибегают к допингу, о чем последнее время не устают скандалить?
Столовая, Юля-подросток, ковыряет суп и видит чье-то недоеденное шоколадное пирожное (очень странно его нахождение в столовой балетной Академии), кусает его, это видит Белецкая, говорит: «положи! Ты-балерина, а ведешь себя как бомжиха». На что Юля отвечает: «жрать охота. Вам хорошо тут, а мне еду не дарит никто,» и преподаватель предлагает ей делать уборку за плату. …Кхм, сколько на наших глазах произошло историй со знаменитыми стариками, которые уходили …очень странно и трагично, оставляя свои квартиры каким-то …странным же посторонним людям. А квартира, показанная в фильме — заведомо лакомый кусок, там ещё и антиквариата полно, даже Пикассо на стенке висит.
Юля понимает, что Белецкая страдает провалами в памяти, и уже она является своеобразным учителем, экзаменуя фамилии учениц по фото. Она клянется не рассказывать никому о болезни иначе Белецкую могут уволить из Академии.
Так запоминая фото и имена Белецкая дарит Юле свои старинные серьги с сапфирами и бриллиантами «пойдешь в Большой танцевать, будешь носить». Странно, не правда ли — зачем сейчас 11-12 летней девочке такие серьги, ведь до выпуска еще далеко? Интересно еще, что стоя перед зеркалом, она представляет себя взрослой, говорит, что с Дюваль она не хочет танцевать, он не подготовил свою партию, капризничает, представляет не аплодисменты зрителей, не свой танец даже, а как она отменяет или переносит репетиции.
Сразу вспоминается рассказ Н.Цискаридзе, как Уланова показывала ему какое-то кольцо с бриллиантом, оно осталось у молодого танцовщика, и как потом он в панике возвращал его, опасаясь только одного подозрения в нечистоплотности. Об этой неловкости он не мог забыть.
При переводе в следующий класс, (фраза директора: «вы сами захотите ходить в Большой театр, смотреть на хороших, красивых балерин») Белецкая спохватывается о серьгах и, конечно, забывает что их подарила. Говорит, что в Академии воруют и все знают это. Юля молчит, но бежит в комнату, где ее застает директриса с серьгами и обвиняет в воровстве, в преступлении. «Только когда осознаешь, сможешь раскаяться». Юлю должны отчислить, при этом очередная безобразная сцена, когда она кричит злобные оскорбления своей преподавательнице. По всей видимости Белецкая просит за Юлю и ее оставляют.
Повествование в фильме не плавное, действие скачет во времени и пространстве какими-то обрывками воспоминаний, то ли Юли, то ли еще кого-то.
Вот мы видим уже подросших учениц Академии в автобусе, затем на крыше, где узнаем легенду о том, что Белецкая перепрыгнула расстояние между домами, зачем она это делала тоже непонятно…
Анциферов, юноша-танцор, говорит о влюбленности в Карину Курникову, но говорит, что: «Балет- это бред какой-то… таскаешь женщину по кругу, носишься как дурак, прыгаешь, задыхаешься, все это означает типа признание в любви. Ненавижу балет…Академию закончу, матери положу диплом и нафиг, пойду в полицию работать нормальным мужиком.» Странно, юноша влюблён, но не чувствует красоту балета… выражение чувств через танец, музыку. Вот и на репетиции выпускного танца, Галину Михайловну не устраивает отсутствие чувств на лице Юли. …Хотя, признания молодого человека напоминают что-то до боли знакомое… А вот оно:
Ты вообще знаешь, что я балет ненавижу?
— Что?!
— Да, да. Ненавижу. Потому что это не мужская профессия. Потому что это не занятие для мужика, потому что оно обделяет. Потому что я не могу нормально прийти с работы, выпить пива, заняться нормальной половой жизнью, пойти на рыбалку, сделать что-то, чтобы получить удовольствие от жизни, а не от геморроя, который меня окружает. Не могу.
— А почему у тебя нет этой нормальной жизни?
— Я тебе повторяю, я — мужчина. Но я не могу себе многое позволить из того, что позволяет обычный мужчина, потому что завтра — танцевать. Потому что это меня отвлекает, я не думаю об этом, когда я занят своей профессией. Хотя как мужчина я должен думать только об этом. И знаешь почему? Потому что все остальное заканчивается: деньги, карьера, здоровье, а твои дети остаются.
— Постой, постой. А как же ты оказался в балете?
— Потому что моей маме с детства говорили, как ее сын необычно реагирует на музыку, что он не такой, как все, и не столько мама, сколько ее подруги повлияли на то, что мама меня отдала в балет.
— И что теперь?
— Тяжелейшая травма в моей жизни. То, чем я теперь занимаюсь, не работа для мужика. Это мое хобби. Потому что оно мне легко дается.
— Но я сомневаюсь, что твой идеал — пиво, толстый живот и рыбалка…
— Я, конечно, утрирую. Я рисую идеал, но несколько сниженный. Хотя для большинства — это именно идеал. И я хотел бы быть этим большинством, принадлежать к нему. Но не могу, судьба по-другому сложилась. Может быть, если бы меня в балет не отдали, сидел бы перед тобой мужик раза в три крупнее, чем я сейчас есть…
Ну про обсуждение девушками о лишении девственности от «адских растяжек», говорить не хочется, пошлость какая-то… сентенция про то, что после секса танцуют хуже мне кажется только ради слов: «ты скажи еще что Лопаткина или Захарова сексом не занимаются».
Мать Карины приходит в квартиру Белецкой узнать утвердят ли дочь на роль Авроры. Галина Михайловна принимает ее за мать Ольшанской и рассказывает о таланте Юли, упрекая что за 8 лет она ни разу даже не позвонила, не интересовалась и что ей дадут танцевать Аврору. …Получается, что мама Курниковой не удосужилась познакомиться с педагогами дочери? Это очевидно не укладывается в психологический портрет персонажа. Вспомним про мам многих известных балерин, которые не только в училище контролировали развитие своих детей, но продолжали участвовать в строительстве профессиональной карьеры. Не даром звучат сетования, что родители многих являются с самого детства импресарио своих детей, устраивая их в танцевальные коллективы и за рубеж.
Очередной скачок в фильме. Теперь уже видим пьющего пиво Потоцкого в момент его знакомства с Юлей, когда она на морозе танцует и пытается загипнотизировать зрителей, пока ее подельник залезает в их карманы.
Герой Домогарова отводит ее в полицию. Оказывается, что уже третий раз их так ловят. Юлю хотят определить в специнтернат -«кто-то же должен ее воспитывать». А Потоцкий отвечает: «Может быть искусство, как вариант». Узнаем, что ее отец — «шахтер, 10 лет на доске почета, мать- старшая фасовщица». Отец говорит, что «она не воровала, она- танцевала. Теперь балетом будешь заниматься.»
Потоцкий в кафе пытается ее учить у станка, ставит ноги, Юля вопит: «специнтернат и то, блин, человечнее». …И какая мотивация у разбитной и шустрой девченки терпеть все эти муки и полупьяного Потоцкого? Когда и чем он её зацепил?…
Опять репетиции в Академии, Белецкая говорит Карине и Юле: «А вы зазвездились тут».
Действие переносится в особняк родителей Карины, где ее мать предлагает Юле погонять вдвоем в кабриолете (а Карина-трусиха, в этом не участвует) и в разговоре предлагает деньги, если Юля откажется от главной роли Авроры в выпускном спектакле, она сможет эти деньги послать матери. Юля отказывается, хотя говорит о письме матери, в котором та жалуется, что «школа деньги выкачивает как у дойной коровы», Ванька в 8 классе, близнецы в первый класс пошли. «До Большого потерплю и вытащу их всех»- мечтат Юля, то есть цель у нее есть.
Несколько парней проходят под балконом дома Карины и она говорит, что это ее женихи, «ведь у отца куча денег».
Юля ссорится с Кариной, которая считает, что ее тело только для балета, он главный в её жизни. Юля не понимает, кому все это нужно: «без этого жизнь остановиться?» и с оскорбленным видом уезжает на электричке, …где сидит надувшись на весь мир. Какой-то парень надевает ей очки на заплаканные глаза и наша героиня, не долго думая, выходит за ним и оказывается у него в постели. …Очень так старательно конструируется подростковая истерика, вроде бы, и замотивированной девушки но только на материальный успех (?) — тогда почему деньги сразу не взяла. Возмутил такой цинизм(?) — но почему не мобилизовалась для борьбы? Ах, она простая девчушка в тот момент была крайне уязвимой и стала искать выход в такой вот форме подросткового протеста? Но кому? Откуда инфантилизм? С ней же особо носится некому…
Финальная репетиция, где должны выбрать кто же из двух девушек будет танцевать Аврору. Юля опять у этого парня и просыпает, под конец репетиции она взмыленная все-таки успевает, грубо говоря кому-то «снимай пачку» и выбегает на сцену. Директриса останавливает репетицию, она настроена категорически против выступления Юли в главной роли. Тогда Белецкая идет в Кремль (не пойму к кому только, кто там сейчас такой любитель) и заявляет, что хочет чтобы ее лучшая за все годы ученица танцевала главную партию в выпускном спектакле на сцене Большого. «Ну какая это проблема», ей это обещают и Белецкая уходя говорит, что «любит незлопамятных мужиков», ей в ответ: «ты лучшее, что в моей жизни было», намекая на какие-то отношения в прошлом. …Даже любопытно, кто это там во власти из мастодонтов остался …лет 80-ти, имеющий подобное влияние?
Директриса выясняет у нее помнит ли Белецкая их договор о том, что она закроет глаза на провалы в памяти, и разрешает довести курс, а взамен та не будет вмешиваться в жизнь Академии, что работают они вместе 30 лет и пусть хоть кто танцует главную роль, лишь бы Белецкая скорее ушла из Академии.
Кто-то из зрителей в кинотеатре фыркает: ну, это точно киношники придумали, кто ж будет такую учительницу в школе держать. Меж тем это почти зарисовка с натуры: великая балерина Марина Тимофеевна Семенова (1908–2010), когда ей было уже за девяносто, давая уроки в театре, порой называла своих учениц именами тех балерин, что занимались у нее лет тридцать назад.
Лица, видимо, исчезали у нее из памяти — сохранялись ноги, похожие на те, что были когда-то.
Сохранялось редкостное мастерство эти ноги воспитывать, божественный талант сотворения балерин, чутье будущего — а все остальное неважно. И Алиса Фрейндлих точно играет вот такую старую балетную даму, педагога, на которой держится балетный мир, — жесткую к своим подопечным, но готовую хоть Кремль штурмовать ради обеспечения будущего талантливых девчонок.
Юля едет в Шахтинск к матери и братьям, вспоминая как отец дарил подарки, получив зарплату за полгода. Мать тогда ругалась: зачем он купил ей шубу, так как неизвестно когда будет следующая зарплата. Юля тоже дарит подарки, но без эмоций и радости от встречи, буднично. Мать варит борщ на воде с одной капустой, она работает прислугой и так говорит о своей жизни и хозяевах: «Повезло мне с ними: денег полно, а человечные. Так бы всю жизнь у них убираться, да готовить … на вы называют.» Она приносит домой остатки еды, обкусанным бутербродом угощает и приехавшую дочь. На ее просьбу так не делать при братьях, мать впадает в истерику и со злобой кричит: «Ты меня спросила как все эти 8 лет мы без тебя тут жили пока ты там ногами махала». Вообще это очень странно, учитывая что эти претензии она говорит дочери (не мужу, не мужчине), которая 10-летней уехала одна в Москву учиться.
Интересно, откуда такие стереотипы повеления матери при встречи с дочерью, это такие семейные обычаи у сценаристки фильма ?…Вспомним другую эпоху и другую балерину.
Легенда балета, пленница Терпсихоры – это все Надежда Павлова — балерина, о которой ее первые педагоги из Перми говорили, что появилась вторая Павлова, если ничего не случится, конечно. Ее жизнь в балете трудно, но блестяще состоялась. Летая над сценой легким, полным воздуха шагом, казавшимся нереально огромным, Надежда Павлова, фотография это демонстрирует, поражала всех, кому посчастливилось попасть на ее спектакль.
Восьмой, младший ребенок в семье рентгенотехника Василия Петровича и воспитательницы детского сада Марии Ильиничны Павловых из Чебоксар родился 15.05.1956 года. Дочку назвали говорящим именем Надежда. Родители пока не знали, что их Надежда станет надеждой, восходящей, а потом блистающей звездой русского балета. В 7 лет она пошла в Дом пионеров и записалась в танцевальный кружок.
Чуть позже папа с мамой обратили внимание, что их дочка очень похудела. Они разволновались и отвели ее к врачу. Тут все и разъяснилось: она села на диету. Питание девочки родители начали контролировать. Когда Наде было десять лет, то в поисках талантливых детей приехала комиссия из Перми. Ее сразу пригласили учиться в Пермское хореографическое училище. На экзаменах Надежда Павлова всех изумила своими природными профессиональными качествами. Начались занятия.
Надежда Павлова – балерина, личная жизнь которой складывалась весьма непросто. Истоки следует искать в детстве. Но она не любит о нем вспоминать. В семье, где было слишком много детей, девочка не получила тепла и ласки. Когда ее взяли учиться в Пермь, то родители были обрадованы. Они направили десятилетнюю дочку туда одну. Поздравительные открытки по праздникам – вот и все общение. Они все отвыкли от дочери и сестры. Когда Надю знал весь мир, сестра пришла на спектакль и после него, не заходя к Наде, сразу ушла. Ни одного теплого слова, ни одного объятия. Стойкой лишь до определенного времени была Надежда Павлова. — (Источник)
Мать говорит об отце, что он «бросил ее с брюхом и Ванькой, а эта в 40 дней плясать поехала» и ей дали в виде помощи только цветной телевизор. …Мне только одной кажется, что словосочетание «цветной телевизор» перестало быть актуальным уже в 90-х? Других (черно-белых) уже не выпускали. Опять эта пресловутая техническая деталировка. Между Лопаткиной — Захаровой и цветным телевизором временной интервал — лет двадцать. И просто не понятно почему помощь беременной женщине с двумя детьми после смерти мужа выразилась в телевизоре, всегда собирали деньги и сослуживцы (сколько могли) и организация, даже в 90-х.
Поняла что мне напоминает странный разговор и говор матери: «Слышь Вань, вещи собрала, поеду говорит, прыжок у меня» , идет аллюзия к манере говорить в фильме «Любовь и голуби».
Все фразы Юля говорит бесстрастно, за исключением откровенного хамства, где ее человеческие эмоции? И как жила Юля все эти 10 лет, кто ее одевал и обеспечивал балетной экипировкой?.. Вспоминаю, как Волочкова рассказывала про то как шили ей костюм на выпускной.
Юля возвращается в Москву, но прямо на выпускном спектакле, «в зале будет Бойч» — художественный руководитель труппы Большого, после благословения своего преподавателя, она отказывается выступать, уступая роль Карине, гордо уходит и идёт на уже упомянутую крышу.
Просто предаёт своего преподавателя, которая все эти годы вкладывала в нее душу, оберегала ее и все зря… а мечты о танце, о зрителях у нее не было и так…
Это- история не о мечте, дружбе и любви, а о предательстве, эгоизме, хамстве и душевной незрелости, жестокосердии.
Белецкая не стала смотреть спектакль, а Юля отправляет деньги матери. И прыгает с крыши на крышу, а все аплодируют выступлению Карины. Директриса на следующее утро заходит в класс и видит умершую Белецкую…
Юля вспоминает как нашла Потоцкого пьяного и поехала с ним в Москву поступать. Танцовщица в клубе спрашивает: «Это что запой у вас, это вас не позорит?» «- А как с вами жить?»- отвечает Потоцкий.
Опять прыжок во времени и мы видим, что Карина стала примой Большого, на пресс-конференции она берет Юлю и та даже говорит, что довольна выступлением в кордебалете 3 лебедем во 2 ряду и какой замечательной примой является Карина, все это она, как всегда, произносит бездушно. Сказав, она сразу уходит, не забыв прихватить с собой бутылку спиртного, которую по привычке распивает из горла на пустой сцене, где встречается с французским премьером Дювалем. Его выступление она видела еще в первом классе Академии. Они вместе гуляют и выпивают. Премьер жалуется, английская речь раздражает. …Особенно раздражает фамилия героя, которая гипертрофированно иронично звучала ещё …в «Менталисте»… Вот где американский детективный сериальчик, а где Большой?
Юля возвращается домой, где ночует приехавший брат, бесцеремонно включает свет, чтобы поделиться с ним выводом: «а тебя прям ждут здесь, тут таких великих в Москве, вагонами провозят, только жизнь себе испоганишь». …Как показывает практика, подобные увещевания не могут оставить в провинции огромную массу людей, поскольку всем нужны средства к существованию, а работа отчего-то в основном только в столице… Сюда же едут за куском хлеба.
Юлю ставят во второй состав на премьеру балета. При этом хамить она не перестает, танцуя в кордебалете, она возмущается на замечание, говоря что она «не может ниже, прыжок у нее такой». Карина обвиняет Юлю, что та переспала с Антуаном, поэтому ее поставили во второй состав. Намеками и разговорами показывают любовную линию Карины и француза, при этом она знает, что после выступления в Большом он вернется к жене и двум детям. Перед репетицией на слова Карины о том, что она является примой, Юля говорит, что мать Карины заплатила за ее отказ от партии Авроры, получается что Карина достигла всего не своим трудом и талантом, а деньгами родителей.
Карина решает отказаться от выступления на премьере и вернуть таким образом шанс Юле показать себя. …Ага, особенно органично это смотрится на фоне скандала по поводу того, кто должен был станцевать премьеру «Евгения Онегина». Захарова vs Смирнова — слетел Иксанов, в отместку Филину на его место поставили Урина.
Последние кадры фильма показывают Юлю примой в завещанных Белецкой серьгах, выходящей на сцену Большого.
Мне кажется, что благородство, честность проявляет как раз Карина, а Юля как была невоспитанной девочкой из Шахтинска, так и осталась ею, странно только, что авторы фильма совсем не показали духовного развития девочки за время обучения в Академии.
Музыку для фильма написали композиторы Павел Карманов и Анна Друбич — дочь известного режиссера Сергея Соловьева и актрисы Татьяны Друбич. Павел Карманов посвятил свою музыкальную композицию Past Perfect пианистке Ксении Башмет, которая, в свою очередь, является дочерью известного альтиста и дирижера Юрия Башмета. Ксения принимала участие в записи музыки к фильму. источник
Мало П.Карманову, на счету которого купированный Бородин в Любимовской постановке «Князя Игоря» в БТ, так он и вильневского композитора ободрал — Йохана Йоханнссона (фильм Дени Вильнева «Прибытие»)… Или как это называется — минимализм, что ли?
Когда при сложных композиционных построениях случается плагиат, то ссылаются на то, что нот всего семь. Так о чем говорить в случае минимализма, когда те самые семь нот ещё и экономят? Может там и есть разница, но нетренированное ухо простого зрителя/слушателя особой разницы не улавливает.
Йохан Йоханнссон (исл. Jóhann Jóhannsson) — исландский композитор и музыкальный продюсер. Более известен как кинокомпозитор, автор музыки к фильмам Дени Вильнёва, а также к биографической драме «Теория всего» о жизни Стивена Хокинга.
Смотреть по теме:
Интервью, где говориться про использование бренда Большого и Мира Тодоровская радуется творению своего «шалопая»…
Таким образом, становится понятен принцип работы Тодоровского и его сценаристки- собрали всё, что ни попадя, из разных эпох, без анализа, без разбора со смещением и инверсией нравственных акцентов, все друг другу в фильме противоречит, все сделано без любви к балету. И совсем не удивительно при таких подходах, что сам прекрасный танец зритель так и не увидел в фильме о Большом театре!
20 комментариев
Дамы, огромное вам человеческое спасибо))) за то, что вы смогли досмотреть этот балаган до конца и за прекрасный «разбор полетов». Я дальше середины просто не вынесла. Стало так мерзко от этой низкопробной тусовки, прикрывающейся великим брендом. Очень тонко подмеченные связи с некоторыми деятелями от искусств нашей с вами современности. Больше всего тронута великолепной музыкальной памятью. Браво!
К вопросу о памяти. «Память у меня хорошая — я человек злопамятный»?
Сильно была удивлена зачем на старости лет, в конце жизни, под занавес снялась в этом киче Алиса Фрейндлих ( я никогда не была поклонницей ее таланта, но все равно в недоумении), смачно так шмякнув хорошую, добрую ложку дегтя в собственную творческую жизнь. Наконец-то я увидела Домогарова в единственно достойной его роли запойного пьяницы, полный консенсус формы и содержания. А вообще, Тодоровский, имея в наличии глубоко проработанный литературный материал по заявленной теме от И. Дедюховой , и не воспользоваться им, это просто подтвердить известную поговорку «отморожу уши назло бабушке», «выбью себе глаз, пусть у моей тещи зять кривой будет», и это не касаясь пущенных на ветер бюджетных денег. За такие растраты, да за урон нанесенный имиджу страны, отправить бы его вместе со всей съемочной группой … хотя бы чистить сараи, чтобы другим неповадно было.
Не могу не согласиться с вами, Аделаида.
В рецензиях звучало: «Алиса Бруновна умеет отличить хорошую роль от плохой».. Да, умеет. Особенно умеет перетягивать одеяло на себя. Это не критика. Это констатация её актерских возможностей, …практически безграничных. Она привыкла блистать в любом материале. Да, себе-то она роль сделала, благо была исспользована биография Семеновой. Но надо бы и по сторонам оглядываться. Хорошая роль А.Фрейндлих не вытягивает весь остальной фильм. Не получается. и вот этот остальной фильм уже портит реноме большой актрисы.
Зачем? Зачем ей надо портить свою биографию( Неужели непонятно, что сейчас нет материала, достойного её уровня. По крайней мере, не там его ищет.
Спасибо за отзыв, уважаемая Аделаида! Приятно, что хотя бы Вас спасли от просмотра этой…. мути! Вот тоже задавалась вопросом- зачем Фрейндлих согласилась на эту роль… Хорошо, ей дорог балет, старые преподаватели- примы, но… весь сценарий то она читала? Это же ужас! А Домогаров органичен, как раз его амплуа. И соглашусь с Вами — пусть ответят за бездарно потраченные бюджетные средства, не удивлюсь, что сборы не покроют траты.
P.S.Не хочу присваивать лавры дамы с прекрасной музыкальной памятью, это заслуга Натали, спасибо ей огромное!
Не только Аделаиду, но и меня.
Разбор ВЫСШИЙ КЛАСС!!!!
Дамы, извините. У меня настроение после просмотра «Большого» не столь поганое, поскольку ребенок мне сразу же «ввела антидот» — дала посмотреть «Прибытие» Дени Вильнева. И тут сразу стал понятен источник вдохновения и Феди Бондарчука с его инопланетянином в Чертаново, и скудная палитра у Тодоровский, и музычка соответственно навеяла…
Великолепный анализ творения Тодоровского, просто великолепный, подкрепленный реальными жизненными ситуациями из жизни балетных. Ассоциативные связи — что и откуда взяли. Неоднократно Цискаридзе объяснял, почему предпочитает коньяк шампанскому. Как не воспользоваться его подсказкой? Вот и дуют балетные коньяк прямо из горла не останавливаясь.
Особое спасибо за премьеров Большого 70-х годов. Снято с них обвинение в алкоголизме и постановках стриптиза. Ни один не докатился до Шахтинска. Спасибо, Диана,что очень убедительно донесли эту простую мысль до зрителя. По моему мнению, надо бы подчеркнуть для любителей «побегов за свободой», что как раз в Америке Годунов и начал спиваться от безнадежности. Не смог там состояться как артист. А почему? Вопрос еще ждет своего исследования. Лиепа имел проблемы с алкоголем после изгнания из Большого. Вот это стало настоящей трагедией для артиста.
Очень удачен отсыл к биографии Надежды Павловой, имевшей проблемы с взаимопониманием своей семьи, вернее, равнодушием, непониманием ее жизни и творчества. И здесь огромное отличие от истории, рассказанной в фильме. Диана «ловит» Тодоровского на незнании не только деталей, «деталировка в литературе», но и в неверных общих посылах, несоответствия сюжета реалиям жизни.
Что больше всего подкупило в статье. Никто из критиков кроме Дианы не заметил истории ПРЕДАТЕЛЬСТВА и не дал этому нравственной оценки. Режиссер проскакивает мимо факта фактического убийства ученицей не только своего педагога, но и единственного в мире друга, которому до нее есть дело. Белецкая фактически заменила «Ольхе» мать. И вот так легко, непонятно зачем — семья не в таком бедственном положении, взять деньги и ни слова не сказав педагогу, которая всю душу и жизнь в тебя вложила, отказаться от выпускного? Как она потом с этим жила? Как пережила смерть педагога и друга? Как реагировала? Почему в фильме ни намека на это, а сразу скачок в несколько лет?
А как, простите, Ольха диплом получила, если сбежала с выпускного спектакля по крышам прыгать? Сцена эффектная, слов нет, но к балету отношения не имеет. Как диплом получила? А без диплома в Большой и третьим лебедем не возьмут. Еще один просчет режиссера — жизни совсем не знает. Чтобы диплом получить, надо выпускной спектакль оттанцевать хоть в качестве кого, в мимансе, кордебалете — но на сцене! А не на крышах. Сам — то Тодоровский не забыл как диплом получал во ВГИКе? Должен был представить дипломную работу. Сценарист Пальчикова тоже во ВГИКе дипломную работу представила. А Ольху вместо дипломного проекта по крышам отправили прыгать. И что после этого говорить?
Фильм скучный, нудный, тусклый, снятый по рецептам чернухи конца 80-90. Тодоровский не понял, что чернушное изображение российской провинции ставит перед зрителем вопрос, а зачем были нужны все «демократические» преобразования длиной в четверть века, если вдова передовика производства с доски почета в советские времена в демократические объедки со стола новых богачей собирает? Нужны свобода в таком контексте: «умирать с голоду и при этом произносить какие угодно речи». Это из старой перестроечной пьесы Шатрова. Вот такие невеселые мысли напрашиваются после просмотра фильма. Но чувствуется,что они с Пальчиковой сначала планировали снять одно, а по ходу действия пришлось снимать совершенно другое. Отсюда и несостыковки — спешка в переделке помешала.
Спасибо, Елена Бертрановна!
Очень ценные и важные замечания и выводы.
Спасибо, Елена Бертрановна за ваши дополнения! У меня тоже было чувство, что сценарий корректировался и клеился на ходу, может быть это обстоятельство частично оправдывает А. Фрейндлих.
Должна отметить, что без помощи Натали и ее важных замечаний я бы не справилась!
Отдельно радуюсь за Александра! :)
Рада, что не одна я это почувствовала. на форуме, который цитируется в статье, ее оценили. Новые отзывы. Часто неожиданные, ассоциации, мысли.
http://tsiskaridzeforever.mybb.ru/viewtopic.php?id=107&p=4#p40636
Диана и Натали, в ходе рассуждений о фильме Тодоровсокго вдруг вспомнила американский фильм «Авансцена»! Сюжет о трех балеринах и честолюбивой мамаше одной из них взят оттуда! Драматическая коллизия о только одной балерине , танцующей выпускной, взята тоже оттуда. В российских академиях дают шанс нескольким составам. Такой проблемы просто не возникает. Три балерины — афроамериканка, американка ( плохая выворотность) и дочь честолюбивой мамаши. Дочь спонсора выпускного спектакля ставят на главную роль, но она отказывается в пользу более талантливой афроамериканки. А белая американка становится звездой авангардного спектакля звезды -бунтаря в исполнении участника проекта «Короли танца» Итана Стифела.
Ссылка на фильм «Авансцена». Сплагиатил оттуда Тодоровсикй немало. Решил, что зрители российские зрители фильм не смотрели. Но американский фильм захватывает, там показан балет как высокое искусство, а Тодоровсикй сам балет в фильме упустил. Ни одной приличной балетной сцены.
http://gidonline.club/2012/06/avanscena/
Очень интересно Ваше мнение о параллелях «Большого» и «Авансцены».
Спасибо, Елена Бертрановна, за Ваши существенные дополнения, раскрывающие источники вдохновения режиссера и сценариста «Большого».
Мне не слишком понравился сюжет»Авансцены», кажется что там обсуждается все тот же вопрос о правах афроамериканцев, но согласна, что перекличка сюжетных линий : и мамаша, стремящаяся воплотить свои мечты о балете в дочери и бунтарство (не переходящее в хамство) по отношению к преподавателю (по делу правда, а не из-за имени), и отчисление девушки из-за веса (у нас из-за большой груди), и отказ на премьере от главной партии без предварительного объяснения причин (но героиня отказалась, мне кажется, не из-за талантливости соперницы, а из-за того что поняла, что балет- это не ее мечта, а мамы и она в дальнейшем вообще уходит из балета), и любовная линия с известным премьером ( правда молодым в расцвете карьеры и не женатым), секс (куда ж без него) тоже присутствует … даже мелочи, например как смотрела на пиццу одна из главных героинь и не смогла удержаться (как это они булимию пропустили) тоже вошло в фильм Тодоровского в виде шоколадного печенья, но обкусанного. Все в фильме «Большой» сделано так, чтобы унизить, опозорить наш балет, который был как известно «впереди планеты всей». Все это еще раз доказывает вторичность сценария, где все собрано «в окошку» без осмысления традиций нашей лучшей балетной школы да и самого Большого театра.
Даже визуально смотреть американский фильм приятнее- солнечные, светлые тона кадров, красивые юные балерины, радующиеся танцу, временами позволяющие себе и выпить, но коктейль и из фужеров в ночном клубе… не из горла в академии. Да, еще раз отмечу, что самого балета в фильме о Большом мы не увидели, в отличии от американского (не скажу, что он меня прям поразил, но тем не менее танец на сцене театра там присутствует, поразил… гм, поцелуй танцоров на сцене после балетных па).
Да, забыла еще сказать: в американском фильме так же упоминается диетолог, когда «пухляшку», претендующую на одну из трех престижных вакансий, отправляют на консультацию к диетологу, чтобы она ей помогла! Помогла, а не «убила», как в нашем. Можно искать параллели и аналогии в других фильмах и уверена, они найдутся, доказывая в очередной раз вторичность, не оригинальность сюжета. Но… это все уже не столь важно лично для меня, так как стал понятен сам принцип построения сюжета, написания сценария «Большого» — своеобразной фабрики «папа режет, мама клеит».
Важно другое — вот американский фильм позиционируется как мелодрама и в принципе получился вполне приличный музыкальный фильм (хотя у меня есть вопросы к логическому развитию персонажей и их «облико морале»)) ), но все ж ни сценарист, ни режиссер не надуваются пафосом, проводя кастинг по всей стране более года, не используют бренд известного всей стране классического театра, в отличии от Тодоровского, фильм которого малого того что не отличается новизной сюжета, так еще просто по-хамски относится и к Большому театру, к его славе и к старейшей Академии балета, и, наконец, к самим танцорам. И это не говоря о тех бюджетных средствах, которые пошли на производство этого скучного, неинтересного, достаточно гадкого с нравственной точки зрения фильма.
«Общий бюджет картины составил 372 млн рублей.» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_2017)
И опять доказывается , что без продуманной литературной основы не возможно снять интересный, захватывающий фильм, который, действительно будет искусством, меняющим жизнь к лучшему.
И я считаю, что не рукоплескать надо было нашим деятелям от искусства, а потребовать изменить название фильма, да еще взыскать со всех этих товарищей ущерб, причиненный репутации русского балета, раз решили использовать в названии бренд главного театра страны, кроме того не допускать больше команду фильма к бюджетному финансированию, пусть самовыражаются за свой счет.
Спасибо, Диана, что ответили. Наши мнения о плагиате совпадают. И о том, что американский фильм смотреть приятнее и почему — много света, танцев, нет депрессии, артисты показаны с уважением. Ну есть там вопросы к облику морале. даю ссылку на дискуссии об этом плагиате и возмущении по поводу явной попытки очернение русской классической традиции балета в «Большом». Тоже недоумение как руководители Большого и артисты могли такое прочтение принять и не возмутились.
http://tsiskaridze.mybb.ru/viewtopic.php?id=501&p=31
Тодоровский сплагиатил еще из одного американского фильма «Танец-вспышка» 1984 года. Клип Джерри Холлиуэл — оттуда. Героиня работает на сталелитейном заводе днем, а вечером — стриптизершей в баре. Знакомая балерина советует поступать в школу танца в Пенсильванской консерватирии. Там перед комиссией она и исполняет свой знаменитый танец. На форуме на следующей страничке есть видео этого танца из фильма. Сраните с клипо Джерри и танцем Ольхи. Узнаете знакомые сюжетные линии про стриптиз и балерину? Вот откуда постановка стриптиза бывшим премьером Большого.
Очень жаль, что Большой театр не заслужил своей истории в российском кино. Сколько судеб, историй, характеров! Ничего из этого не заинтересовало режиссера Тодоровского. Легче сплагиатить. Надежда, что никто не видел два старых американских фильма, в которых показана специфика американских театров и балета. Но о плагиате стоит говорить. Чтобы другим неповадно было. Пусть ищут приличный литературный сценарий, прежде чем снимать.
Согласна с Вами, Елена Бертрановна, по поводу плагиата!
Но считаю, что это Тодоровский не достоит снимать фильм о Большом театре!
А сценарий есть, достаточно честно признаться, что у нас единственный на сегодняшний момент классик, произведения, которого могут изменить жизнь к лучшему — это Дедюхова Ирина Анатольевна и роман, в том числе о балете, — «Парнасские сестры» . http://ogurcova-portal.com/dedyuhova-i-a-parnasskie-sestryi-8-seriya/
«Мама режет папа клеит» — выявлен еще один плагиат Тодоровского, на сей раз из французского мультфильма (!) «Балерина». Там героиня прыгает по крышам! Вот откуда взялся прыжок Ольхи! Уже три источника вдохновения режиссера Тодоровсокго, и ни один не связан с Большим — американские фильмы «Танец-вспышка» (1984), «Авансцена» (2000 ) и французский «Балерина» (2016). А я считаю, что Тодоровсикй не только недостоин снимать о Большом, но роман-симфония «Парнасские сестры» ему не по зубам. А вернее не по мозгам, не по душе и не по чувствам. Где он, и где роман? Куда ему эту глыбу с древнегреческой мифологией, с экскурсами в историю и искусство осмыслить, а уж перенести на экран….Эта ноша для Тодоровсокго непосильна. Французский мультик — его потолок.
Ой! Что Вы, Елена Бертрановна, как Вы могли подумать — доверить «шалопаю» (даже по словам его мамочки, а она то лучше нас всех знает сыночка) Тодоровскому экранизацию романа, да еще и Ирины Анатольевны?! Это и в горячем бреду прийти не могло в голову, а тем более после всей его фильмографии и недавних «Стиляг»!
Приоритеты для меня несколько иные: Тодоровский не достоин снимать о Большом театре, а в свою очередь Большой театр (в современном состоянии), вернее его коллектив, должен быть достоин, чтобы о нем написала наш классик!
Речь то идет о нанесение урона бренду Большого театра, о вторичности идей, заимствованных без осмысления, о бессистемном микшировании сюжетов из разных эпох и взаимоисключающих условий, которые не могут существовать одномоментно, причем все это сделано за немалое бюджетное финансирование, за деньги зрителей, которые получили просто «плевок» от всей команды фильма.
Спасибо еще раз за очередную новость, добавляющую красок к основной гипотезе о построении сценария «Большого»!
Этого «шалопая» надо сажать за нецелевые растраты бюджета, плагиат и профнепригодность.