Умные люди говорят, что с тех пор как появился рынок искусства, его постоянно заполняют подделки. История фальшивок такая же долгая и красочная, как и история подлинных шедевров. Почему так бывает? В Средние века в храмах были собраны десятки голов Иоанна Крестителя и сотни гвоздей, якобы оставшихся от Распятия. В эпоху Возрождения виртуозы лихо научились подделывать древнеримские статуи и монеты, а в XIX веке Европу наводнили статуэтки и саркофаги из Египта.
Как надуть Лувр
Фальсификация произведений искусства является хоть и доходным, но чрезвычайно трудоемким процессом.
Для изготовления высококачественной фальшивки необходимо обладать незаурядным талантом, хоть в какой-то степени сравнимым с талантом подделываемого мастера. Правда, требуется это в том случае, если фальшивка делается с нуля.
Самая главная беда фальсификаторов — материал, а точнее, его возраст. Большинство материалов, из которых делается антиквариат, выдают фальшивки.
Идеальный материал для подделок — золото. Оно не меняется даже в том случае, если пролежало в земле не одну сотню лет.
Шепсель Гохман, свободный человек с замашками Оси Бендера, стал знаменит в начале ХХ века. Именно ему пришла в голову мысль — создать древнюю тиару (тройную корону) скифского царя Сайтафарна из подручных материалов, а потом искусно ее состарить. Этот труд он доверил ничего не подозревающему одесскому ювелиру Израилю Рухомовскому.
Тиара удалась на славу. Гохман не стал радовать музеи Одессы-мамы, он решил осчастливить Лувр. И выдал вещицу с Малой Арнаутской «за древнейшее сокровище из земли Ольвии». В Лувре скифскую тиару приняли с благодарностью. Она была выставлена на всеобщее обозрение. Но многие ученые сразу высказали сомнение в ее подлинности. Дирекция Лувра не стала прислушиваться к их мнению, и семь лет вся культурная Европа каталась в Лувр, чтобы посмотреть на «корону Гохмана». Точку в этой истории поставил ювелир Рухомовский. Он дал признательное интервью журналистам, а вскоре сам объявился в Париже. Администрация Лувра допросила его с большим пристрастием.
Скандал был грандиозный. Тиару из Лувра вынесли, но «подвиг» Гохмана стал притчей во языцех.
Тиара Сайтаферна — золотая тиара с изображением сцены из древнегреческой мифологии, которая оказалась подделкой. На тиаре древнегреческом языке выполнено надпись: «Царю великому и непобедимому Сайтаферну. Совет и народ Ольвии ». Изготовлена одесским ювелиром Израилем Рухомовским 1895 по заказу торговцев антиквариатом Гохманов, которые выдавали тиару за работу мастеров причерноморского античного греческого города Ольвии, подаренную скифскому царю Сайтаферну (жил в III в. до н.э.).
По легенде, тиару Сайтаферна нашли во время раскопок древней Ольвии. Ее продали в Лувр 1 апреля 1896 за огромную по тем временам сумму в более 200 000 франков (50 000 рублей) (по другим источникам — 400 тыс. Франков). Сам Рухомовский получил только 1800 рублей. Качество работы было настолько высокой, что директор Лувра Кемпфен, руководитель отдела античного искусства где Вильфос и ряд величайших учёных Франции: Рейнак, Мишон, Бенуа, Молина безоговорочно признали тиару подлинной. Тиару купили, на что понадобился специальное разрешение парламента Франции, и выставили в зале античного искусства.
Однако вскоре некоторые эксперты усомнились в достоверности тиары. О возможности подделки заявили археологи Адольф Фуртвенглер, О.М.Веселовський и фон Штерн. Лувр несколько лет доказывал аутентичность тиары. В 1903 году Эллина Майенс, задержанный за подделку картин, заявил, что тиара является его работой. Во время следствия, однако, выяснилось, что настоящий автор работы — Рухомовский. Он приехал в Париж и привез рисунки и формы тиары, для доказательства собственной работы. Кроме того, он соглашался по памяти повторить любой фрагмент тиары. К ответственности он не был привлечен, поскольку не продавал эту тиару в Лувр и, более того, он был награжден золотой медалью «Салона декоративных искусств».
В августе 1911 из Лувра похитили Мону Лизу. 1912 году по Карнавале в Ницце одну из тележек под названием «Символ хранителей Лувра» посвятили этому событию. На ней был изображен осел с картонной тиарой и пустой рамой.
Тиара Сайтаферна вошла в историю искусства как одна из самых известных подделок, и, с 1970-х годов, сама стала объектом фальсификаций. Тиара, как и раньше, хранится в Лувре в отделе декоративных искусств. В 1997 году Музей Израиля в Иерусалиме экспонировал тиару в рамках выставки, посвященной Рухомовский. В 1998 году тиара выставлялась также в Музее искусств в Атланте.
22 апреля 2014 в Одессе, на доме, где Рухомовский создал тиару (ул. Осипова, 6), установили мемориальную доску (инициатор — краевед А.Гун, скульптор — А.Князик).
Тиара Сайтаферна выполнена в форме куполообразного парадного шлема, состоящего из нескольких орнаментальных и фигурных поясов с изображением сюжета греческой легенды о городе Троя, описанного в «Илиаде» Гомера. Основу верхней части изделия составляет греческий ажурный орнамент, вершину которого венчает змея с поднятой головой, скрученная в спираль. Средний фриз тиары по кругу украшен изображением крепостной стены с восемью башнями древнегреческого античного города Ольвия. Древнегреческий текст на плоскости стены несет информацию о том, кому и от кого подарена тиара. По легенде, она была подарена давними греками, жителями города Ольвия, в III веке до н.э. скифскому тирану Сайтаферну, который взял город в осаду и требовал от жителей огромного выкупа за обещание о ненападении. На нижнем орнаментальном поясе изображены сцены из повседневной жизни скифов — кочевников и скотоводов, населявших северные районы Причерноморья. Зритель знакомится с принесением в жертву лошадей, которых душили веревками вокруг шеи, охотой в лесу на различных животных (львов, оленей, зайцев и фантастических грифонов), обучением детей стрельбе из лука, охотой с собаками, ведением сельского хозяйства, а также разнообразием флоры и фауны тех мест. Изображение двадцати семи фигур скифов наглядно дает сведения об истории одежды тех лет. Источник
Фабричные яйца Фаберже
Самый простой и циничный способ фальсификации произведений искусства — подделка подписи художника, клейма мастерской или завода на уже имеющейся работе, близкой по духу и стилю к оригиналу. Для этого используют более дешевые вещи, авторы которых не котируются среди коллекционеров.
В том случае, если авторская отметка сделана достаточно грамотно, определить фальшивку может только искусствоведческая экспертиза, результаты которой в значительной степени субъективны.
А теперь поинтересуемся у уважаемого антиквара Н., откуда у нас в стране так много яиц Фаберже? Помнится, при жизни Фаберже создал 50 императорских пасхальных яиц. Большинство из них находится в музеях. О судьбе восьми яиц ничего не известно.
— Этим и воспользовались пройдохи, которые сумели заработать на «пропавших» яйцах Фаберже огромные деньги, — рассказывает антиквар Н. — Их было трое: Наум Николаевский, Эдуард Зингер и Василий Коноваленко. И подошли они к вопросу производства яиц под Фаберже со всей основательностью.
Их история попала в сериал «Следствие ведут знатоки». Одна из серий «Знатоков» была посвящена искусству — подделкам работ Фаберже. Правда, в фильме участников вывели эдакими морально разложившимися интеллигентами, а на самом деле…
«Это было известное петербургско-московское дело, — рассказал питерский антиквар, пожелавший остаться неизвестным. — Многих действующих лиц я знал: Наума Николаевского (в фильме его играл Караченцов), Эдуарда Абрамовича Зингера, ювелира Коноваленко. Видел я и вещи, которые они делали. Это была блестящая работа.
Ребята подошли к вопросу как ученые-историки. Они нашли фамилии всех мастеров, работавших до 1917 года в мастерских Фаберже. Потом по дореволюционному справочнику «Весь Петербург» определили адреса, отыскали родственников и потомков, выкупили у них документы, эскизы, подлинники. В Риге обнаружили настоящие клейма.
Нашли даже старичка, лично работавшего с Фаберже, — он коробочки клеил. Купили ему все необходимые материалы и попросили научить. Для штамповки использовали базу Кировского и Балтийского заводов. Начальник цеха тогда имел зарплату 200-300 рублей в месяц, а они ему платили еще 500, чтобы только пресс и станки иногда вечерами что-то штамповали на сторону. Представляете, какая у них была база? На этих заводах танки делали, не то что маленькие какие-то предметы.
Зингер провел в тюрьме четыре года, Николаевский отсидел восемь лет. Сейчас живет в Америке, имеет ювелирную фирму и, насколько я знаю, процветает. А Василий Коноваленко, тоже эмигрировавший в Штаты, не так давно умер…
В конце 1990-х в Эрмитаже была выставка Фаберже. На ней сделали стенд фальсификаций — из золота и серебра, с настоящими эмалями. Эти вещи вполне достойны стоять рядом с оригиналами».
Ныне работы Наума Николаевского и Василия Коноваленко находятся в крупнейших собраниях мира. Нашим «Музеям Кремля» досталось их поддельное пасхальное яйцо, конфискованное когда-то таможней у двух африканских дипломатов. В музее сразу определили, что это подделка, но оставили в коллекции.
Яйцо, состоящее из двух половинок и украшенное царским вензелем, помещено на подставку из трех золоченых орлов. Еще одно почти такое же яичко было продано на аукционе Sotheby’s в Женеве как произведение Юлиуса Раппопорта, ведущего мастера Фаберже, за 60 тысяч швейцарских франков (примерно 37 тысяч долларов).
Пасхальные яйца Фаберже сегодня одни из самых дорогих произведений ювелирного искусства. Цена на них доходит до 6 миллионов долларов. Нет ничего удивительного, что их подделывают.
Сегодня эти яйца под Фаберже всплывают то там, то сям.
А сколько еще фабричных «яиц Фаберже» катается по миру?
Станок в Киево-Печерской лавре
Но где же создают подделки? В квартирах? Офисах? Банках или банях? Одна из подпольных лабораторий недавно была обнаружена в …Киево-Печерской лавре. Об этом журналистам сообщил наместник лавры архиепископ Павел. Любители антиквариата оборудовали помещение плавильной печью и десятками матриц для изготовления ювелирных украшений, орденов и крестов, включая ордена Ленина и Красной Звезды.
Милиционеры обнаружили в этой подпольной лаборатории много ювелирного лома, драгоценных камней и даже подделки под скифские находки.
Исчезновение антиквара Тульчина
В начале мая 2003 г. при весьма странных обстоятельствах исчез известный питерский антиквар Аркадий Тульчин. Он был известен в Петербурге как владелец сети антикварных салонов «ХIХ век». Тело его так и не нашли. Уголовное дело закрыли.
— Год-два мы надеялись на его возвращение, — признался вице-президент Ассоциации антикваров Петербурга Михаил Суслов, — но, получается, напрасно.
В антикварных салонах Тульчина хранились вещи работы Фаберже, Кехле и Болина, а также екатерининские подвески и серьги времен Петра I, бриллиантовые колье, подарочные медальоны, усыпанные драгоценными камнями.Что и с кем не поделил антиквар Тульчин? Кто его убил? И за что? И будет ли когда-то разгадана тайна его исчезновения?
Смерть в музейной котельной
— В истории уже был один антиквар, который исчез также бесследно, как Тульчин, — рассказывает антиквар Н. — Это Гарабед Крикор Басманджан. Он пропал в Москве в 1989 году. Ушел из гостиницы «Москва» и не вернулся…
Оказывается, Басманджан в 70-х годах эмигрировал из Армении во Францию. Открыл в Париже собственную галерею. И вскоре стал миллионером.
Как выяснилось уже после исчезновения Басманджана, антиквар участвовал в крупных операциях по незаконному вывозу из России художественных ценностей. В этих операциях были замешаны владельцы антикварных салонов, частные коллекционеры, сотрудники спецслужб и, конечно, мафиозные группировки. Но однажды этот отлаженный конвейер дал сбой. И Басманджана убили. Как потом выяснили следователи, антиквара сожгли в котельной одного из музеев на Петровке.
Позже эта котельная фигурировала еще в 5 уголовных делах, связанных с исчезновением крупных предпринимателей.
Получается, что на российском антикварном рынке есть место всем: и истинным коллекционерам, и скупщикам краденого, и виртуозным мошенникам, и даже экспертам с мировыми именами.
На этом рынке действует мощная преступная группировка. Именно она наводнила антикварный рынок высококачественными подделками. И сегодня эти подделки обнаружены даже в коллекции одного из бывших директоров ФСБ РФ. Дальше, как говорится, ехать некуда.
Фрейд, Бэкон и Абрамович
— Открою вам такую тайну: рынок подделок на Западе имеет несравненно большие обороты, чем рынок подлинного антиквариата, — говорит антиквар Н. — Продажа вещи через солидный аукцион не гарантирует приобретения подлинного шедевра. Экспертные комиссии перед проведением аукционных торгов еще на стадии подготовки к продаже могут разоблачить подделку. Но, увы, не всегда. Как заявил в Лондоне на конференции «Проблемы преступности в сфере искусства» ведущий научный сотрудник Британского музея Пол Крэддок, «количество настоящего материала на рынке очень невелико. И большая часть древностей либо краденая, либо поддельная».
— Рынок антиквариата по своим доходности и обороту сравним, пожалуй, с торговлей лекарствами и алкоголем, — считает издатель Каталогов подделок Владимир Рощин. — Но сегодня почти 70% на рынке антиквариата — по мнению экспертов — подделки. Росохранкультура пытается бороться с этим явлением, которое образно называют «арт-чумой». Именно для этого и выпущены Каталоги подделок произведений живописи. И благодаря каталогам «Внимание, розыск!» в Россию уже вернули более 10 шедевров. И это блестящий результат.
Тем временем на известных аукционах теперь появляются «знакомые все лица». Говорят, с недавних пор аукционами «Сотбис» и «Кристи» увлекся Роман Абрамович. Он уже вошел в десятку крупнейших коллекционеров антиквариата. В его коллекции — немало редких предметов, таких как картины Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда, а также бронзовая статуэтка работы Альберто Джакометти. Будем надеяться, что все, что приобрел г-н Абрамович на аукционах, — вещи подлинные.
Фантазеры из Неаполя
У индустрии фальшивок — своя давняя и долгая история, порой весьма фантастическая. В производстве фальсифицированных предметов старины засветились многие страны мира.
Чем прославилась Голландия? Голландцы занимались изготовлением и продажей фальшивого китайского фарфора.
Не остались в стороне и итальянцы. Черные антиквары в Венеции специализировались на фальсификации старинных предметов с инкрустациями из слоновой кости.
Если по материалу, из которого сделана вещь, с первого взгляда можно определить возраст, ее приходится состарить на несколько сотен лет.
Город Неаполь стал европейской столицей фабрикации поддельных античных камей. Вот только вырезанные из камня камеи имели очень уж легкомысленно-свежий вид. Черные антиквары придумали выход из положения: на помощь они призвали… индюков. И заставили птицу глотать камеи. На выходе из индюшачьего желудочно-кишечного тракта произведение искусства стало выглядеть вполне «древним».
В начале XX века семейство итальянских ремесленников Риккарди из Орвьето зарабатывало на жизнь подделками этрусских ваз для римских антикварных лавок. Войдя во вкус, Риккарди — два брата и пятеро их сыновей — решили действовать более масштабно и в 1908 году продали Британскому музею этрусскую бронзовую колесницу. Начиная с 1913 года они продали нью-йоркскому музею Метрополитен сначала глиняную статую этрусского воина, потом две такие же статуи побольше — — всего на 70 тысяч долларов.
В этой работе мошенникам помогал скульптор Альфредо Фиораванти. Сорок лет три воина украшали музей, пока не были найдены подлинные этрусские статуи, не похожие на изделия Риккарди. Однако американцы не желали признавать свой промах, пока сам Фиораванти в 1960 году не рассказал все журналистам. В доказательство своих слов он предъявил «сувенир» — — палец, недостающий на руке одного из воинов.
Подделка скульптур Джакометти
Альберто Джакометти — известнейший скульптор, живописец и график, один из крупнейших мастеров XX века. А подделывал его работы голландский художник Роберт Драйссен, один из самых известных фальсификаторов. Как и у большинства его «коллег», творческая судьба Драйссена сложилась плохо — он попросту никому не был нужен!
Свои первые фальшивки он сделал в 80-х годах. Тогда Драйссен познакомился с крупными авторитетами черного арт-рынка. Среди его первых покупателей, например, был Майкл Ван Райн, один из самых успешных дилеров на нелегальном рынке искусств.
В конце 90-х стал Драйссен начал копировать стиль Джакометти. Скульптор за свою жизни создал немного работ, следы некоторых потерялись. Поэтому была придумана история о том, что брат Джакометти, Диего, по ночам делал копии со скульптур и прятал их в кладовке. Копии расходились по миру за миллионы евро, пока посредник Драйссена не был арестован, а сам фальсификатор не бежал в Таиланд. Успел ведь! Не всем так повезло!
Cам же Драйссен в интервью немецкому журналу Der Spiegel сказал, что ни о чем не жалеет, и что люди, которые готовы платить десятки тысяч евро за настоящего Джакометти, заслуживают того, чтобы их обманули. Самая дорогая работа Альберто Джакометти, кстати, была продана на аукционе Sotheby’s в 2010 году за $104 млн.
Антикварный рынок рухнул в 2008 году, хотя то, что это однажды случится, было понятно и раньше. Весь XX век рынок заполнялся антикварными вещами, которые собрало для него время, но это не могло происходить бесконечно. Новые аутентичные вещи подходили к концу, а подделок становилось всё больше. В 1990-х в России открывалось огромное количество антикварных магазинов с однотипными названиями. Торговля шла хорошо, и никто из них особенно не задумывался о репутации и качестве товаров. Люди покупали старинные вещи в надежде на то, что, если наступят сложные времена, они всегда смогут продать их за хорошую цену. В 2008 году все начали активно распродавать свои коллекции, и здесь оказалось, что 70 % всех вещей на рынке — это подделка. За картину, которая для них стоила 200 тысяч долларов, они в лучшем случае могли получить 5 тысяч. Так были похоронены миллионы долларов, а коллекционеры стали очень осторожно относиться к антикварному рынку.
Антикварный рынок России называют одним из самых закрытых. Государство никак не регулирует его оборот, который, по разным оценкам, достигает десятков миллионов долларов. Зато эксперты арт-рынка прекрасно знают друг друга. Чужих здесь нет. И самое ценное для антикваров — репутация.
Количество подделок в сфере искусства сейчас зашкаливает. Доходит до того, что музеи начинают выставлять на показ целые коллекции высококачественных фальшивок. Самую большую прибыль на черном рынке, уверяют специалисты, сейчас приносит подделка старинных монет.
С монетами сложнее, это очень сложная и очень дорогая работа — исполнить все настолько ювелирно точно, чтобы не возникло подозрений. Это потребует таких затрат, что едва ли окупится. Конечно, подделки на рынке старинных монет тоже встречаются. Но они как это ни странно, иностранного, не российского происхождения.
В вашем доме уже появились антикварные вещички? И как они смотрятся? Гармонирует ли английская мебель с китайским фарфором, картинами Левитана и серебряными напольными часами? Вот и славно. Вкушайте свою тихую радость. Правда, впоследствии может оказаться, что единственная ценность этих, с позволения сказать, произведений искусства заключается в стоимости красок и холста, на котором они были написаны.
Коллекция фальшивок тоже дорожает
Чем популярней то или иное направление искусства, тем скорее при покупке подобной вещи вам всучат фальшак.
Например, покупаете вы стекло французского модерна — оказывается, что изделия прославленных французских фирм Галле, Даума и американца Тиффани с пятидесятых годов повторяли многие стеклянные заводы Европы и Америки. На этих вещах клеймо отсутствует, так что при покупке разглядеть подлог нетрудно. Впрочем, часто никто и не выдает их за подлинник.
Исключение составляют «даумы» и «галле», выполненные в Румынии — это качественные маркированные образцы, отличить которые можно, только имея значительный опыт и наметанный глаз именно на стекло.
Цена их всегда была достаточно высока — до $ 1000, в то время как подлинные стоили до $ 10000. Такой румынский «даум» появлялся и на московском рынке и продавался как подлинный.
В большей степени гарантированы от подделок собиратели старинной мебели — хороший новодел здесь стоит почти столько же, сколько подлинник. Но довольно часто можно встретить предметы, собранные из старых деталей с добавкой новых. Их цена при «чистой» сделке (когда детали не выдаются за «родные») на треть, а то и на половину ниже аналогичных подлинных образцов. В зависимости от того, насколько много новых деталей включено в изделие.
То же — с подсвечниками и прочими светильниками, среди которых сборные изделия сегодня составляют подавляющее большинство.
Вольготнее всего фальсификаторы чувствуют себя среди старого серебра, икон, живописи и графики. Здесь фальшивки, как правило, весьма и весьма качественны и при «чистой продаже» могли бы рассчитывать на половину, а иногда и две трети цены подлинника.
На Западе (главным образом в США) давно и успешно действуют мастерские, подделывающие ювелирные изделия. У нас в основном подделывают так называемое «лежачее серебро» — столовые приборы. Верная примета, позволяющая отличить фальшак — слишком глубокая — до выхода на изнанку — проба клейма.
На легальный рынок выходили и подделки «стоячего серебра» — хрустальные сосуды в серебряной оправе и роскошные серебряные каминные часы.
Купиться можно и на фальшивку, которая сама достаточно солидного возраста. Любой коллекционер знаком с ренессансными подделками античных бронзовых статуэток, коллекционирование которых было столь модным в XVI веке. Некоторые из них сделаны с таким мастерством, что и по сей день красуются в витринах античных залов музеев.
О том же, что почти вся древнегреческая скульптура сохранилась до нашего времени, в основном, в более поздних римских копиях, известно всем.
Если вы — не специалист, вас обязательно надуют. И не один раз. Но это совсем не означает, что если вы по дешевке купили вещицу, а она оказалась просто качественной подделкой , вам следует ее выбросить.
Цена новодела высокого уровня достигает часто 70%-80% от стоимости подлинника. Не исключено к тому же, что через некоторое (правда, длительное) время возможен рост и его стоимости.
Ренессансные подделки античной бронзы, например, имеют сегодня самостоятельное художественное и коллекционное значение. В экспертном же заключении вы не раз прочитаете: «После удаления подписи имеет самостоятельную антикварную ценность».
Продолжение следует
Использованы материалы:
- © «Аргументы Недели», 04.08.2010, Антикварная окрошка или золотая тиара Гохмана, Надежда Попова
- © «Аргументы Недели», 23.03.2011, Индюк с «антикварной» камеей, Надежда Попова
- 10 гениальных обманов в искусстве
- Рынок антиквариата наводнили высококачественные фальшивки
- Рынок подделок искусства
- «Фальшак»: высокое искусство по сходной цен
Читать по теме: