Вопрос о том, почему «американское чудо» выразилось именно в небоскребах… и что за этим стоит, продолжает тревожить умы. А четких ответов, чем же было обусловлено возведение таких высотных зданий, причем, в период Великой депрессии, до сих пор нет.
Ответы, мягко скажем, уклончивые, делаются не строителями, «любителями рассуждать», то есть заведомо не способными самостоятельно забить гвоздя, не повредив себе пальца.
Как правило, все объяснения вращаются вокруг дороговизны земли в центре города… при этом люди не соображают, что инженерное обеспечение высотного здания «съедает» земли ничуть не меньше, а куда больше низко — или среднеплотной застройки. В сущности, экономия площади пятна застройки наблюдается до седьмого этажа, это известно любому грамотному специалисту.
К тому же именно в начале 30-х годов ХХ века повсеместно проводятся исследования влияния пребывания/проживания в высотном сооружении на психику человека, получая неутешительные результаты. Чем ближе к небу, тем более человек склонен к депрессиям, все меньше находит радости в жизни, по сути, отрываясь от нее, изолируясь от нее в мешке бетона и стали.
В справочных данных по каждому небоскребу присутствует раздел «самоубийства», которые тоже находят объяснения в мрачной «амбициозности» самоубийц, а не в том, что их влечет особый тип архитектурных соооружений.
За всё время эксплуатации здания здесь было совершено более тридцати самоубийств[18]. Первое самоубийство произошло сразу после завершения строительства недавно уволенным рабочим. В 1947 году вокруг наблюдательной площадки был возведён забор, так как всего за три недели здесь было совершено пять попыток суицида[19]. Одной из самоубийц была 23-летняя Эвелин Макхейл. В 1979 году мисс Элвита Адамс решила свести счёты с жизнью и прыгнула с 86-го этажа. Но сильный ветер забросил мисс Адамс на 85-й этаж, и она отделалась только переломом бедра. Одно из последних самоубийств произошло 13 апреля 2007 года, когда с 69 этажа выбросился адвокат, терпевший неудачи в своей профессиональной деятельности[20].
Обратим внимание, что в период Великой депрессии было совершено лишь одно самоубийство, а вот нечто вроде эпидемии возникает гораздо позднее, после Второй мировой войны.
Все причины, как утверждал автор романа «Американская трагедия» Теодор Драйзер, кроются в деньгах. Там же, очевидно, придется искать и следствия.
А мой дед, крупнейший подрядчик нашего города времен самых огромных объемов строительства советского периода, говорил о финансировании строительства любил говорить: «Сколько пива — столько песен!»
А он строил, между прочим, не в нынешних условиях, он строил при жестких государственных лимитах подрядных работ. Так откуда же там, за Океаном, взялось столько пива на такие песни в период Великой депрессии?.. Так что же там с инвестициями в высотное строительство?
Здание было построено на деньги Джона Рокфеллера младшего, сына основателя «Standard Oil», отца нынешнего Рокфеллера, известного сторонника нового мирового порядка. В Википедии пишется о причастности его в молодости к финансовым махинациям. А яблонька-то от вишенки недалеко катится.
Сведениям, которые подают эти «эффективные собственники», в особенности из финансовых кругов, полукругов и овалов, доверять не следует. Стройка эта — крупнейшее финансовое предприятие… а чаще всего стройка используется такими вот «инвесторами» в качестве… прачечной.
Не зря же и у нас, когда по разным отраслям достигнут разрушительный результат в 7-8 результатов Великой Отечественной войны, вдруг развернулось высотное строительство, да еще в технологиях монолитного строительства 30-х годов, то есть вне заводского контроля… да еще и с мигрантами, которые у нас в налоговой не отчитываются…
В силу того, что сама профессия строителя сводит близкое знакомство с этими глобальными прачечными, то и причины всех кризисов, депрессий и прочих негативных явлений видятся именно в неуемных финансовых махинациях и срастании самого непрезентабельного уголовного элемента с властью.
В этот момент и возникает острая необходимость вложить денежки таким образом, чтоб их стоимость не падала, как мисс Элвита Адамс с 86-го этажа.
О том, насколько в целом было выгодно это предприятие, можно судить по тому, что здание не окупало себя, поскольку до 1950 года многие этажи в нем пустовали. Но, заметим, их и отапливать не надо было как у нас.
Странно, что люди не стремились купить или арендовать здесь офис. Хотя чего ж тут странного? Люди, особенно настоящие деловые люди, любят крепко стоять на земле. Чтобы здание стало действительно рентабельным, его очень долго пиарили в качестве визитной карточки «американской мечты», тщательно лелея этот миф.
В любом случае, отметим для себя, что строить такое кто-то где-то непременно будет на спекулятивную накипь не совсем прозрачных сделок, отнюдь не на «честно заработанное» вдобавок «непосильным трудом».
Ну, хотя бы потому, что каждый раз размышляешь… если такие объемы возникли в Великой депрессии, то какого черта эта депрессия не заканчивалась, а только усугублялась еще девять лет?..
Да и сам вид этих небоскребов рождает мысли не столько о масштабных инженерных решениях… сколько о масштабах неукротимой человеческой жадности в случае «Большого Хапка».
А ведь Джон Рокфеллер младший построил на том пятачке не один, а 14-ть небоскребов… как же его потомкам не подумать о «мировом порядке»? Впрочем, им сейчас здорово некогда.
26.11.2014 г. Потомки бизнесмена Джона Дэвисона Рокфеллера-младшего покинут офисные помещения в небоскребе 30 Rockefeller Plaza (30 Rock) в Нью-Йорке. Эти помещения родственники бизнесмена занимали более 80 лет, с 1930-х годов, пишет Bloomberg.
Они оставят офис номер 5600, который находится на 56-м этаже центра и переедут в новые помещения. Переезд состоится в третьем квартале 2015 года, заявил изданию представитель семьи Фрейзер Сейтел. Этот офис члены семьи занимали с 1933 года, уточнил он.
«Им нужны офисные пространства меньшего размера, арендные ставки выросли, и они получили хорошее, умеренное предложение», – добавил Сейтел.
Новый офис будет находиться на территории нового бизнес-центра «Рокфеллер центр» в нескольких кварталах от небоскреба. Площадь нового офиса составит 7 тыс. кв. м.
«Мы очень рады остаться в «Рокфеллер центре», который был нашим домом. Его построил наш отец в 1930 году», – сообщил в заявлении 99-летний Дэвид Рокфеллер-старший, сын основателя центра.
Агентство уточняет, что семейный офис Рокфеллеров переезжал пять раз с момента основания компании в 1882 года. В частности, он раньше находился на Бродвее. После строительства центра он переехал в здание небоскреба. В 1989 году потомки основателя продали весь комплекс компании Mitsubishi Estate за $400 млн. В 2000 году 14 зданий, в том числе и небоскреб, приобрел близкий друг Рокфеллера Джерри Шпейер из компании Tishman Speyer LP. Потомки Рокфеллера остались в небоскребе, однако стали арендовать офис.
Здание Рокфеллеровского центра построил Джон Дэвисон Рокфеллер-младший. Он был единственным сыном бизнесмена и владельца нефтяной компании Standard Oil Джона Д.Рокфеллера (старшего).
Рокфеллер-младший ушел из бизнеса отца после скандала со взятками, которые глава компании давал конгрессменам в 1910 году. Во время Великой депрессии в США он вложил деньги в строительство Рокфеллеровского центра, расположенного в центре Нью-Йорка. Первоначально комплекс включал в себя 14 зданий. Позже количество зданий в комплексе увеличилось.
…Но вернемся в нашу прачечную… то есть к описанию возведения этого амбициозного сооружения.
Первые колонны были установлены 8-го апреля 1930г. К 8-му мая было построено уже 6 этажей.
Во время строительства использовалось новая на то время методика по доставке материала .
Устанавливались временные рельсы, по которым транспортировался материал по всей зоне строительства , чтобы облегчить и ускорить строительный процесс.
Это позволяло с относительной легкостью перетаскивать тяжелый материал от одной точки строительной площадки , до другой.
Стройка действительно напоминала огромный масштабный конвейер из людей , у каждого была своя работа ,своя ответственность за ее скорость и качество.
Сборка стального каркаса здания — самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяет, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета.
Поскольку металлический каркас состоит из отдельных элементов – их нужно как-то соединять.
Вот поэтому клепальщики – самая важная профессия при строительстве небоскреба.
Именно они собирают и закрепляют весь каркас.
Клепальщики — это каста со своими законами:
— зарплата клепальщика за рабочий день 15$, больше любого квалифицированного рабочего на стройке;
-они не выходят на работу в дождь, ветер или туман, они не числятся в штате подрядчика. -они не одиночки, они работают бригадами из четырех человек, и стоит одному из бригады не выйти на работу, не выходит никто.
На помосте из досок, или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки — стальные цилиндры 10 сантиметров в длину и 3 сантиметра в диаметре.
«Повар» «варит» заклепки — небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры.
Заклепка прогрелась (не слишком сильно — провернется в отверстии и придется ее высверливать; и не слишком слабо — не расклепается. Ориентиром, как нужно прогреть заклепку было то, что она разогрелась до красна — значит готова и нужно скорей передавать ее остальным), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки.
«Повар» «варит» заклепки.
Какая балка когда будет крепиться известно лишь предварительно, да и передвигать горячую печь в течение рабочего дня нельзя. Поэтому часто место крепления находится от «повара» в 30-ти метрах , иногда выше, иногда ниже на 2-3 этажа, но расстояние между участниками строительства не должно было быть больше 60-ти метров, иначе заклепка остывала, и это стоило выжженной заклепки и времени.
Передать заклепку можно единственным способом — бросить.
«Повар» поворачивается к «вратарю» и молча, убедившись, что вратарь готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.
«Вратарь» стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель — поймать летящую железку обычной жестяной консервной банкой. Он не может двинуться с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она улетит вниз.
«Стрелок» и «упор» ждут. «Вратарь», поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. «Упор» с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.
Лучшая бригада проделывает это фокус свыше 500 раз за день, средняя — около 250-ти.
На фотографиях — лучшая в 1930-м бригада, слева направо: «повар», «вратарь», «упор», и стрелок».
Процесс выполнения и передавания заклепок повторялся до тех пор, пока собранный элемент или корпус не был окончательно собран.
Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6% от зарплаты, плотники — 4%. Ставка клепальщика — 25-30%.
На здании Крайслера погиб один человек.
На Wall-Street-40 погибло четверо.
На Empire State — пятеро.
Однако не стоит доверять этим данным, сообщения о жертвах строительства могло оттолкнуть потенциальных съемщиков помещений.
Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams-балки. Хранить их при строительстве небоскреба негде – никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле. Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например, на одном из последних построенных этажей может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.
Именно по этому в «игру» вступает еще одна каста строителей. Работа тяжелее и опасней, чем у клепальщиков – работа крановой бригады.
Их работа заключается не только в том чтобы организовать работу крана, который собирается на специальных площадках прямо на самом строительном объекте, но и поднять груз, а это много тонные балки и металлические элементы ,которые если сорвутся , то пострадают очень многие, не говоря уже о плотной застройке вокруг территории строительства. Также они должны выгрузить объект так чтобы не задеть участников строительства и ничего не поломать.
Заказ на балки согласовывается с металлургами за несколько недель, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту, независимо от погоды их необходимо разгрузить немедленно. На скорость выгрузки влияет большое движение города, уже в то время строительная брига не имела право устроить пробку на дорогах или мешать обычному темпу жизни местных жителей.
В помощь строителям – крановщикам приходит так называемый Деррик-кран.
Деррик-кран – стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники – этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.
Единственный ориентир для управления – удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира, находящегося вместе со всей бригадой десятками этажей выше.
Удар – включает мотор лебедки, удар — выключает. Рядом работают несколько бригад клепальщиков со своими молотами, другие крановщики поднимают по командам своих колоколов другие швеллеры. Это очень опасно ошибиться и не вовремя начать или опоздать.
Ошибиться и не услышать удар нельзя – швеллер или протаранит стрелу крана, или сбросит с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить.
Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.
Соответственно после таких манипуляций, когда одна ошибка может повлечь за собой не просто травму, собственную смерть , но и гибель других людей – боятся нет времени.
Уходило около 10.000 тонн стали в месяц, 7 миллионов человека часов, 10 миллионов кирпичей, 62.000 кубических килограмм цемента и более 57.000 стали за все время строительства. Работали 5 дней в неделю, чтобы строительство не мешало окружающим и жителям района в выходные дни – это достаточно сложный и насыщенный работой график строительства. В день было более 500 посылок материала – это 1 посылка каждую минуту.
В самый интенсивный период строительства возводился один этаж в день. Основными материалами на стройке были камень, сталь, цемент и арматура – именно поставки этих материалов обеспечивало соблюдение расписанию строительства. Строительство длилось всего 11 месяцев – время, требовавшееся на то, чтобы перейти от нулевого цикла к 102-у этажу. Строительство было завершено по расписанию.
Квалифицированные ремесленники в 32 отраслях совершили масштабную работу в небоскребе. Художники, гипсовые плотники, каменщики – все отчаянно работали, чтобы успеть в срок.
Каждый выдающийся работник в своей отрасли включен в список почетных рабочих.
Оформление такого здания такое же масштабное дело , как и конструирование. Великолепные рисунки на стенах холла.
Небесное сказочное небо вырисовывается из созвездий в виде зубчатых колес ,солнц и созвездий. Алюминий и золото на стенах , созданные руками ремесленников играют против мрамора на полу вестибюля – это типичный арт-деко.
Арт-деко относится к стилю архитектурного искусства популярного в течении 3040 годов 20-го века. В нем есть мощные линии, геометрические фигуры ,сливающиеся в попытке согласовать современные технологии и естественный мир.
К сожалению фреска была оформлена только к 1960 г. Потолок также имеет не совсем оригинальный вид. Художники и ремесленники создавали это творение на два года дольше ,чем строилось само здание.
За годы прошедшие после того как здание было воспринято как архитектурное чудо, чудо современной инженерии и как символ Нью-Йорка – небоскреб занимает первое место в списках самой любимой архитектуры Америки.
Продолжение следует…
Читать по теме: