Уф-ф, насилу отстрадовались с вебинаром по современной опере на современном литературном источнике… Сколько же душевной грязи, вранья и воровства несет эта «современщина»…
Точно так и во всех делах человеческих: кандидатов на все довольно – занадобится истории, она берет их; нет – их дело, как промаячить жизнь. (А.Герцен)
Со школы помнится эта цитата. Жесткая, …конечно же, …не справедливая, поскольку предпочитаю цитату, которую приводила И.А.Дедюхова:
Вся сила Вселенной собирается на кончиках пальцев… кого угодно, если он ближе всех подойдет к истине.
Важно, «подойти к истине», а кандидаты да, …имеются…
Тема клонирования, бесспорно, должна интересовать художника, поскольку актуальна, сложна и содержит опасность неизведанного. Честный творец, подобно Жюль-Верну попытался бы поисследовать возможность существования нового явления в нашей действительности. Можно было бы провести хороший мысленный эксперимент. Можно, конечно же, было бы поступить иначе, этим новым явлением исследовать нашу действительность.
Похоже, именно этим и решил заняться Сорокин в своем либретто, …или нет…
Он рассказал, как стал автором либретто к опере. «Года три назад руководство Большого театра решило заказать композитору Десятникову современную оперу. Десятников — очень талантливый человек, я давно его люблю, мы работали вместе над фильмом «Москва». В музыке он делает приблизительно то же, что я в литературе. И к классике относится столь же трепетно, но не как к мертвому — музейным вазам, которые переставляешь из одного шкафа в другой, — а как к живым стихиям. Леонид предложил мне подумать над этим проектом, и спустя некоторое время я изложил ему концепцию «Детей Розенталя». Был некий человек, который изобрел клонирование и клонировал великих композиторов. Наполовину еврей, он бежал из Германии и обосновался в России, где и воспитал своих дублей как родных детей. Когда Розенталь умер, а инкубатор-СССР рухнул, композиторы оказались на улице…
«И вот он создал пять композиторов-классиков, которых он считал своими детьми, и которые жили у него в доме. Это Моцарт, Верди, Вагнер, Чайковский и Мусоргский. Моцарт был последним, самым младшим. Такова предыстория», — рассказал о художественных особенностях оперы в интервью радио «Маяк» Леонид Десятников.
«Были выбраны композиторы наиболее эмблематичные для истории классической оперы. Собственно говоря, это самые важные оперные композиторы, с моей точки зрения. А то, что среди пяти композиторов двое русских композиторов, для русского композитора, российского это нормально, такой некоторый крен», — продолжил Десятников.
«Десятникову идея понравилась, ее одобрили директор Большого театра Анатолий Иксанов и главный дирижер Александр Ведерников. В директорском кабинете Большого, который помнит еще Жданова, мы подписали договор», — сказал Сорокин.
«Наша опера начинается в духе Вагнера, течет через чувственность Чайковского, через народность Мусоргского и завершается человечностью Верди и трогательностью Моцарта. В результате получается очень человеческая история со своей метафизикой. Думаю, над «Детьми Розенталя» будет пролито немало слез. Это никакая не деконструкция, никакой не постмодернизм, напротив, — попытка создания новой мифологии», — говорит Сорокин. (Источник)
По поводу содержания: 1993 год, выгнанные на улицу дубли. Им, вообще-то, уже по полтинничку должно быть. Хорошо, пусть автор пытается создать гиперболу, но даже в ней отсутствует логика. К этому времени герои должны были бы состояться и реализоваться, а не быть просто экспериментальными дублями на содержании у государства.
Или Сорокин глумится над творческой интеллигенцией, подчеркивая её детскую инфантильность, бесплодность, откровенную вторичность, являющуюся содержанкой госбюджета, которую (творческую интеллигенцию) «беспощадная логика истории» выбрасывает на свалку той самой «истории»? Это самокритика такая? И гибель клонов должна вызвать катарсис? Вот только у кого? У публики или у самих авторов? Это самоирония, самобичевание …или что?
Выживет только дубль Моцарта…
«Дубли» (клоны) Чайковского, Мусоргского, Верди, Вагнера и Моцарта, привыкшие жить «под крылом» своего создателя — ученого Розенталя, оказываются предоставленными самим себе в жестокой реальности России начала 90-х годов прошлого столетия. И, как нетрудно догадаться, нелегко приходится этой почти «Могучей кучке».
Я честно пытаюсь понять, что должен делать в представленном сюжете факт клонирования героев. Что он символизирует, как он работает? Я вижу здесь только способ появления в данной реальности, т.е. перед нами абсолютно несамостоятельные и вторичные персонажи, имевшие время для реализации, но проведшие его под патронатом. И как только покровительство себя исчерпало, так они остались ни с чем.
Композиторы, выброшенные на дно общества выживают, обслуживая простейшие потребности публики в развлечении. Своим искусством они пытаются спасти привокзальную проститутку (раньше это звучало мягче «падшую женщину»). Получается, что они способны ещё дать какое-то утешение и надежду. Но силы не равны, сутенер травит музыкантов и ослушавшуюся девицу. Вторичные персонажи не создали ничего нового в этом мире, не смогли предотвратить развал своего мира, не выжили в жестоких реалиях «нового» мира.
Дно, свалка, мусор, грязь — это всё метафоры постмодернизма, который практикует В.Сорокин в своем творчестве. Здесь тоже присутствует и вторичность и неоднократная использованность, как это нынче называется «расхожий прием». В чем также можно усмотреть эффект клонирования. Хотя, клонирование предполагает тиражирование имеющегося материала, но на практике пока создает нежизнеспособные гомунклы, которые и выведены в либретто оперы.
Художник, писатель. Единственный профессиональный прозаик среди авторов Московского концептуального круга. Владимир Сорокин сформировался как литератор в среде художников-концептуалистов, и до сих пор, что бы он ни говорил, он все же остается очень хорошим художником (хоть и прекратил к настоящему моменту всякую выставочную деятельность) и вполне очевидно, что очень многим в его шокирующей поэтике он обязан именно этому кругу.
Более словоохотливые литературные критики пишут о Сорокине уже так:
Сочинитель, на чьем примере легче всего иллюстрировать такие важные постструктуралистские постулаты как «всякий текст тоталитарен» и «чтение есть процесс физиологический по меньшей мере не в меньшей мере, нежели духовный». Сорокинский текст это литературность как таковая, мясо письма, вполне равнодушное к своей собственной семантике, инфинитив дискурсивности. Но поскольку дискурсивность реализуется только в чьей-то речи и поскольку всякий субъект речи транслирует самость, а авторство всегда заражено идеей абсолюта, последовательное следование литературе оборачивается насилием и полным расх@рачиванием машины желаний.
В поисках зон, свободных от смыслов, Сорокин много внимания уделяет испражнениям, как самой несемантизированной универсалии — в книге «Норма» говно это говно, а не символ чего бы то ни было. Другой способ достичь чистого письма без трения — впадание в чужие дискурсы, в готовые типы речи («Роман»- усадебный роман прошлого века, «Сердца четырех» — постсоветский боевик, «Тридцатая любовь Марины»- производственный роман; в драматургии Сорокина луково пахнет психоанализом; в «Голубом сале» палимпсестируются Набоков и Достоевский, Платонов и Говно@бов). (Вячеслав Курицын)
Если порассуждать о тиражировании, то оно вполне себе уместно для предметов обыденного обихода и производства орудий производства. Короче, в промышленности типизация и стандартизация дают огромный эффект, в конечном итоге предоставляя потребителю качественные и дешевые предметы для жизни. Но стандартизация, как отмечалось на вебинарах И.А.Дедюховой приводит к снижению эстетической ценности предмета. То есть, имеется граница на условной пирамиде Маслоу, где более высокие потребности человеческой личности следует удовлетворять уникальными «продуктами». Технический прогресс предоставляет любому желающему средства доступа к продукту, но сам продукт уникален.
Зачем нужно клонирование творческих способностей? Ведь, талантов вполне себе хватает. Вопрос состоит в том, чтобы их оценить, не мешать реализоваться. Хотя, это из области маниловского прожектерства. Любое дарование за свою самореализацию борется. Это определенный порог вхождения. Но, одно дело бороться с объективной реальностью, другое с конкурирующей серостью, мотивация которой, прорваться к преференциям. Самое опасное, когда серость захватывает государственные ресурсы. Точнее, когда государственные ресурсы используются в среде, где должны работать высокие конкурентные риски, выполняющие роль входного барьера для вышеозначенной серости.
«Впервые после почти тридцатилетнего перерыва Большой театр заказал новое оперное сочинение», — отмечается в сообщении пресс-службы, поступившем в РИА «Новости» в среду вечером.
Контракты с композитором Десятниковым и автором либретто, писателем Сорокиным были подписаны еще в 2002 году.
Главный дирижер и художественный руководитель Большого театра Александр Ведерников сказал тогда, что подписание этого договора — «одно из звеньев планомерной работы Большого театра по поиску новой современной оперы для постановки на своей сцене».
«Поскольку Сорокин и Десятников — одни из самых известных представителей российской культуры, театр счел возможным пойти на этот эксперимент», — сказал Ведерников. (Источник)
Какого черта! Простых гаек сейчас без торгов не купишь для производства? А это среда с хорошо формализованной предметной областью (про нормативную систему рассказывает ИАД на своих вебинарах). А в то же время Большой театр заказывает оперу строго определенным авторам. Это же творческий уникальный продукт.
Даже для архитектурного решения проводятся конкурсы. Что БТ не может организовать творческий конкурс и дать возможность заявить о себе новым именам? Всё это очевидный распил бюджетных средств. И для его прикрытия используются всяческие скандалы и провокации.
Большой театр сделал ставку на скандально известного писателя Владимира Сорокина, который написал либретто к новой опере, композитора Леонида Десятникова и дирижера Александра Ведерникова. Из разряда скандалов, сопровождающих все, что связано с именем Сорокина, в ранг художественного события оперу должно перевести имя постановщика, которым стал Эймунтас Някрошюс.
Для писателя Сорокина это дебют в роли либреттиста, для композитора Десятникова — дебют в оперном жанре. Впрочем, им уже доводилось вместе работать над фильмом Александра Зельдовича «Москва». «Неофитский перфекционизм» обоих в данном случае может сослужить добрую службу пошатнувшейся репутации современной авторской оперы. (Источник)
Да, результат в такой ситуации плохо прогнозируем. …А может, наоборот — хорошо. И всем участникам этого «мероприятия» известно, что на выходе получится мало приемлемый продукт, который не «отобьет» вложенных средств…
И вот здесь …вспоминается сюжет фильма «Продюссеры», о котором напомнила И.А.Дедюхова ещё во время обсуждения кислотной атаки на форуме Классика в 2013… Ей Богу, тогда не до «Детей Розенталя» было, хотя в том контексте они вспоминались …неизбежно…
Да уж, в те безмятежные годы 2002-2005 у творческой интеллигенции имелись иллюзии по поводу собственной исключительной информированности и осведомленности. Поэтому попёрли сюжет из старого фильма в реальность.
Действие происходит приблизительно в 1960-е годы в США.
Макс Бялысток (см Белосток) — продюсер мюзиклов на Бродвее — погряз в неудачах, один его мюзикл проваливается за другим. Каждый раз он объявляет себя банкротом. И все труднее и труднее доставать деньги на новые. Выручают его только престарелые поклонницы.
В раздумьях, где бы взять денег, он внезапно получает идею от бухгалтера, приглашенного, чтобы уладить его дела. Тот рассказывает ему, что можно при наличии достаточной смелости провести аферу, поставив заведомо провальное шоу, ибо обычно всё списывается в убыток, а нецелевые траты таких шоу никого не интересуют.
После недолгих уговоров бухгалтер, подумав и сочтя свою скучную жизнь недостойной его, соглашается провести махинацию. Бялысток идет к престарелым поклонницам и те снабжают его приличной суммой в обмен на любовные утехи.
Вместе с бухгалтером они выбирают себе один из самых, по их мнению, безумных сценариев: написанный свихнувшимся нацистом Францем Либкиндом трагический мюзикл «Весна для Гитлера». Франц живёт на крыше в окружении голубей, названных немецкими именами, и продюсеры заключают с ним контракт.
Затем Бялысток отправляется к режиссёру-гомосексуалисту, чтобы тот поставил его со своей труппой. Тот приходит в неописуемый восторг и сразу же начинает выдумывать феерическое исполнение, совершенно не вяжущееся с серьёзностью темы. Для окончательного провала на главную роль приглашают сумасшедшего фрика и рок-музыканта Лоренцо Сан-Дюбуа, сокращённо ЛСД.
Придя на пьесу с тем, чтобы наблюдать полный провал, Бялысток и бухгалтер поначалу с удовольствием наблюдают, как зрители тянутся к выходу, поражённые безвуксностью и кощунством пьесы, пропагандирующей нацизм. Однако, с появлением на сцене ЛСД, изображающего Гитлера фигляром, зрители, находят его забавным и, вместо ожидаемого провала, мьюзикл получает внезапный успех.
Нацист хочет убить продюсеров за то, что те исказили образ его любимого фюрера, но в ходе ожесточённого спора у них рождается идея выхода из положения: взорвать театр! К сожалению, благодаря дегенеративности нациста-подрывника, сами они из театра выйти не успевают и предстают перед судом в забинтованном виде под плач обесчещенных старушек.
В тюрьме они сидят знаменитыми продюсерами, дожидаясь выхода из неё, чтобы вновь и вновь ставить мюзиклы, которые будут иметь успех. (ВикипедиЯ)
Наверное сочинителям и исполнителям пиаровского действа было очень смешно и весело. А какими оригиналами они себя считали…
Хотя, даже в надувательстве и мухляже они были …вторичны. Вторичность красной нитью проходит сквозь всю эту историю про «Детей Розенталя». На вебинаре, посвященном обсуждаемой опере, ИАД рассказала о сюжете книги своей приятельницы по ТЕНЕТАМ, который был украден для раскрутки произведения Сорокина-Десятникова. А именно, момент с унитазом, в который надо было кидать книги.
Плагиат сюжета из интернета (по поводу которого неграмотные в информационных технологиях авторы считали, что его можно безнаказанно украсть) доказывает, прежде всего, наличие «преступного умысла», т.е. заведомую планированость акции.
Всё было спланировано и запрограммировано. Весьма и весьма предсказуемо. Это ведь лишь подлинный талант — неожиданный и непредсказуемый… серость обычно вполне ординарная и управляемая.
Несколько десятков активистов движения «Идущие вместе» провели в понедельник в Москве акцию протеста против постановки на сцене Большого театра оперы «Дети Розенталя».
Как передает «Интерфакс», к зданию Большого театра подошли около 50-70 сторонников «Идущих», которые выкрикивали лозунг: «Сорокин, вон из Большого! Депутаты Госдумы, мы с вами».
Участниками пикета были в основном молодые люди, студенты. В руках они держали транспаранты: «Порнографы, вон из Большого!», «Не допустить премьеру калоеда», «Швыдкой — хватит покрывать порнографов!», «Депутаты! Защитите главную сцену России от порнографа!», «Иксанов и Ведерников! Хватит издеваться над Большим театром!». Безопасность на месте пикета обеспечивают всего два милиционера в форме.
В Госдуме в начале марта прошла дискуссия по поводу предстоящей премьеры в Большом театре оперы по либретто писателя Владимира Сорокина «Дети Розенталя». Член фракции «Единая Россия» Сергей Неверов тогда заявил, что на сцене крупнейшего театра страны ставится «порнографический» спектакль, и предложил дать поручение комитету по культуре представить парламентариям информацию о постановке. (Источник)
Как всем нынче с легкой руки ИАД «общеизвестно», такие акции задарма никто не делает. Ни идущие вместе, ни депутаты «просто так» и слова не скажут. С источником финансирования тоже можно голову не ломать — деньги явно уводились из бюджета.
Причем… сразу столько вылезло желающих блестнуть личной культурой и дискретной образованностью… Другого случая им не представилось, а здесь «средства осваивались» явно под пиар определенных личностей, не только для привлечения внимания к «нашумевшей премьере».
Помнится, участие многих «публичных фигур» откровенно удивило. Никогда бы не подумала, что эти люди могут «высидеть» четыре часа в опере. На пьяном корпоративе всех возмущавшихся я могу представить… в деталях, а в опере… увольте. Разве что по такому же рекламному случаю со съемкой ярусов лож , подобострастно уставившимся в ничего не выражающие личики наших «первых лиц».
Большой театр заявил, что либретто оперы «Дети Розенталя» не содержит ненормативной лексики или сцен порнографического содержания. В среду Госдума поручила своему комитету по культуре проверить информацию о постановке на новой сцене Большого театра оперы на либретто писателя Владимира Сорокина.
Автор поручения — депутат Госдумы, заместитель председателя думского комитета по труду и социальной политике Сергей Неверов («Единая Россия») заявил, что «нельзя допустить, чтобы пошлые пьесы Сорокина ставились на сцене, признанной достоянием российской культуры, чтобы эту порнографию показывали, а потом обсуждала вся страна». При необходимых 226 голосах поручение поддержали 293 депутата.
Как сообщает «Коммерсант» , Неверов, по его собственным словам, озаботился репертуарной политикой Большого, после того как увидел в программе «Постскриптум» на канале ТВЦ сюжет, в котором критиковалась нынешняя деятельность ГАБТа. В качестве негативных примеров в сюжете приводились обстоятельства реконструкции основного здания театра и готовящаяся постановка «Детей Розенталя».
«Сразу скажу: всех его произведений я не читал, однако их скандальная репутация хорошо известна, — сказал в интервью «Коммерсанту» Неверов, — И мне непонятно, почему мировая премьера новой оперы по роману Сорокина должна проходить на главной театральной сцене страны. Большой театр — это наше достояние, это наша культура. И нельзя допустить, чтобы брэндом «Большой театр» воспользовался скандально известный писатель».
Кроме того, Неверов высказал озабоченность тем, что спектакль будет показан и в других странах, где Сорокина не знают и пойдут на премьеру. «И что они увидят?» — задает риторический вопрос Неверов. «Я не хочу выступать в роли цензора, более того, я не против Сорокина, не против постановки. Я против того, чтобы этот спектакль шел на сцене Большого театра. Поэтому в протокольном поручении я поставил вопрос о возможном переносе спектакля на другую театральную площадку», — отмечает депутат. (Источник)
Скандал намеренно строился на легко опровергаемых тезисах. Наверное, это была одна из первых отработок технологии «борьбы нанайских мальчиков» на столь широкой аудитории. А, может, я и ошибаюсь… хотя к чему душой кривить? Конечно, здесь все в точку.
Заранее обо всем договорились, решив использовать элементы черного пиара, описанного в романе сетевого автора Ольги Ляшенко. Один в один, там ведь даже унитазы из папье-маше были описаны и обмен «неправильных книг» на «правильные».
Глупая инсценировка и сделала «фикалоида» Сорокина — «культовым писателем». Вот с Десятниковым недотяг получался, его музыку для пущей «культувости» еще надо было услышать.
«За три года, прошедшие с тех пор, как было объявлено о подписании контракта с Леонидом Десятниковым и Владимиром Сорокиным, руководство театра неоднократно подвергалось давлению как целых политических организаций, так и отдельных политиков. Никто из них не был знаком с либретто оперы, написанным Владимиром Сорокиным, но все они клеймили этот текст как «порнографический» и недостойный сцены Большого театра», — говорится в сообщении.
«Тех, кто клеймит либретто Владимира Сорокина, не прочитав из него ни одной строки, Большой театр может заверить в том, что данное произведение является законченным оригинальным текстом, не содержит ненормативной лексики или сцен порнографического содержания», — подчеркивается в сообщении.
«Большой театр благодарит депутата Неверова за рекламу» (Источник)
Но, какая-то движуха пошла. Провокация заработала.
По предложению депутата Сергея Неверова Госдума поручила Комитету по культуре «проверить информацию о постановке на Новой сцене Большого театра оперы на либретто писателя Владимира Сорокина». В поддержку такого решения выступили 293 депутата, против проголосовали 12 человек, и это чуть ли не первый случай в истории мирового театра, когда опера стала известна по имени либреттиста.
Во вторник на новой сцене Большого театра состоялась генеральная репетиция спектакля, на которой побывали депутаты. Им опера не понравилась. «Это откровенная бесовщина на сцене», — заявила заместитель председателя думского комитета по культуре Ирина Савельева из фракции «Родина». (Источник)
Нужно отдать должное Елене Драпеко. Она высказала мнение профессионала. Побывав на генеральной репетиции она увидела то, что и могло только быть в данной ситуации — бездарное произведение в бездарном исполнении.
«Я разочарована, никакой музыкальной драматургии я здесь не увидела. Мне очень жаль актеров. По-моему это очень скучно смотреть. Если это эксперимент, то он имеет место быть, но стоит вопрос о художественном уровне руководства театра», — сказала Елена Драпеко.
Она заявила о намерении обратиться к руководству страны и министрам, «чтобы они пришли и посмотрели, куда потрачены деньги налогоплательщиков».
Комментируя действия депутатов Госдумы, Драпеко заявила: «Я думаю, что мы обсудим ситуацию в ближайшее время. Думаю, что мы поговорим с министерством культуры, лично с министром, с руководством театра. Я думаю, что его не надо запрещать, он умрет сам собой». (Источник)
Но участники «перфоманса» пытались отжать ситуацию досуха. Как обычно, общественный резонанс должен был бы отрекламировать новое произведение, дабы на волне скандала попытаться погастролировать по миру, либо заретушировать бездарную трату бюджетных средств.
Решение о недопустимости постановки оперы «Дети Розенталя» по либретто Владимира Сорокина может быть принято только судебными инстанциями, а не чиновниками. Это мнение высказал во вторник глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. (Источник)
Были задействованы все подручные медийные персоны. Некоторые в дальнейшем будут и в своей деятельности использовать отработанную технологию продвижения.
Долгие аплодисменты звучали после завершения оперы «Дети Розенталя» по либретто Владимира Сорокина. Во время оваций до артистов доносились крики «Браво», «Бис». Как передает «Интерфакс», когда депутаты Госдумы по завершении оперы давали комментарии журналистам, некоторые зрители, выходящие из зала, советовали им «не вмешиваться в искусство».
Между тем председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, который ранее осторожно выразил сомнение в целесообразности постановки «Детей Розенталя» в Большом театре, расценил эти аплодисменты, как протест против возможного применения силы к этому спектаклю. По окончании оперы он сказал, что его личные ощущения от действа на сцене: «Сборная КВН Большого театра». Известный кинематографист назвал спектакль «модным стебом». Что касается негативной позиции, которая еще до генеральной репетиции была заявлена рядом депутатов Госдумы, то Михалков не разделяет призывы к запрету спектакля. «Никто не оспаривает право такого спектакля на жизнь. Но где именно реализовать такое право — вопрос», — заявил Михалков. В то же время вопрос состоит в том, насколько спектакль соответствует образу Большого театра, сказал Михалков. Если же отвечать на вопрос, волнует меня или не волнует этот спектакль, то могу сказать: «Меня — нет». Михалкову не дала завершить его интервью журналистам одна из зрительниц. Подойдя к председателю Союза кинематографистов и встав перед телекамерами, она заявила: «Это безобразие, это просто уничтожение Большого театра — губят Большой театр и искусство в России».
Однако были и другие мнения со стороны деятелей искусства. Так, режиссер Кирилл Серебрянников заявил: «Это замечательное искусство». По его словам, оно не нуждается в какой-либо защите — «оно само за себя постоит». Что касается реакции депутатов на этот спектакль, то, по словам Серебрянникова, деятели искусства не учат депутатов, как принимать законы, как заниматься монетизацией.
«Мне это интересно — нельзя жить без современной музыки, когда-то она должна начаться и в России, и хорошо, что она началась», — заявил, в свою очередь, режиссер Лев Додин. Он обратил внимание на то, что оперу ставил большой коллектив «очень талантливых людей» — режиссер-постановщик оперы Эймунтас Някрошюс, сценографом является Мариус Някрошюс, музыкальный руководитель постановки и дирижер Александр Ведерников.
Додин заметил, что «сам факт появления такой оперы на сцене Большого театра заслуживает всяческого поощрения». «Черносотенный шум», поднятый вокруг готовящейся премьеры, выглядит смешно, считает Додин.
Между тем, руководство Большого считает, что театры должны самостоятельно определять свою творческую политику. «Сегодня любой театр самостоятельно определяет свою репертуарную и творческую политику». Государство имеет право вмешиваться в дела искусств только в одной форме — если речь идет о так называемом госзаказе. А творчество должно оставаться свободным. Театры, любые творческие коллективы не должны подчиняться никакому диктату, кроме творческого, считает гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов. (Источник)
Настрой на скандал — это, конечно же, основа творческого метода данного автора, что лишний раз подчеркивает срежессированность всего описанного действа.
В ответ на депутатскую критику один из авторов оперы Владимир Сорокин заявил, что не сомневается, что Госдума «выдала глупость». «На самом деле я ждал какого-то скандала, но внутренне все-таки хотел, чтобы его не было: ни я, ни Десятников не нуждаемся в черном пиаре», — заявил в интервью журналу «Итоги» Владимир Сорокин, (Источник)
И, конечно же, была сделана попытка задействовать новую и модную тогда ещё среду.
«Дети Розенталя» — опера, чья премьера начиналась с большого политического скандала, стала настоящим шедевром современного оперного искусства. По заказу Большого Театра Леонид Десятников (талантливый петербуржский композитор) написал музыкальное произведение «Дети Розенталя» , которое вызвало бурю самых разных эмоций. Либретто доверили известному писателю Владимиру Сорокину. Дополнил столь яркий список создателей оперного представления режиссер с мировым именем Эймунтас Някрошюс. Увидеть премьеру и заказать билеты на «Дети Розенталя» в марте 2005 года было не просто.
«Дети Розенталя» — опера нового современного образца, которая смотрится «на одном дыхании». Сорокин очень доступно и динамично рассказал о гениальном профессоре Розентале, открывшем клонирование и создавшем «дубли» великих композиторов – Моцарта, Мусоргского, Чайковского, Вагнера и Верди. Непростая судьба им уготована после смерти «отца» — Розенталя…
Не процитировав ни одного произведения великих классиков, Десятников сделал узнаваемыми партии всех пяти композиторов. Музыка чарует и увлекает.
Гимном как родительской, так и романтической любви стала опера «Дети Розенталя», заказ билетов на которую поможет вам создать своё собственное мнение о столь неординарном произведении.
Источник
Комментарии с удалённого предыдущего варианта записи от richwagner , 19.05.2012 11:15 ->
Благодарили: samlev, abcz, Shandor, Bogdan, sagittarius2, balaklava, mikrus72,
Phalaenopsisbalaklava (20.03.2013 17:48)
Произведение небывалой глубины и драматизма! Слушается на едином дыхании. Особенно потрясает 2 часть. Аллюзия к Мусоргскому здесь очевидна, но, что интересно, место действия сознательно смещено на Площадь Трёх вокзалов(сакральное место,мистическое…), где зрителю предстоит не народ, нет, а его отбросы: бомжи, проститутки, мошенники. Апофеоз дна, вакханалия абсурда, хор вокзальных проституток в стиле а-ля советикус, не на секунду не останавливающаяся динамика сюжета — всё это подводит к катарсису. И это несмотря на то, что использованы до смешного избитые штампы. Да, вот только не смешно совсем. Не могу опомнится от пережитого впечатления… Единственное о чём приходится сожалеть, так это о том, что конец записи беспощадно обрезан и нет возможности услышать финал этого шедевра…orfmanso (20.03.2013 21:22)
Финал непредсказуем. Согласен тчкbalaklava (23.03.2013 23:07)
`Одел прилично, в дело взял и научил рубить баблооо…`-поёт злой сутинёр недовольный уходом вокзальной проститутки Тани. Решив отомстить чесной компании отъезжающей в солнечный крым, подмешивает ртуть в водку и предлагает выпить на посошок. Выживает только Моцарт, благодаря имунитету на ртуть, которой его в своё время отравила жена и её любовник… Хорошо быть писателем — пиши что хочешь и никакой ответственности. Поэтическая фантазия.Phalaenopsis (28.07.2014 21:58)
Сегодня прослушал (к сожалению один раз). Очень сильно. Оркестровка изумительная. Артисты очень хорошо исполнили партии, я даже не ожидал. Один недостаток — нет концовки в записи.На оперу навёл victormain, ему спасибо.
victormain (30.07.2014 02:17) Phalaenopsis писал(а): … Один недостаток — нет концовки в записи. На оперу навёл victormain, ему спасибо.
Я загрузил полную запись, с финалом до конца. Начинается прямо с музыки, без немой беготни Някрошюса.
evc (30.07.2014 02:45) victormain писал(а): Я загрузил полную запись, с финалом до конца. Начинается прямо с музыки, без немой беготни Някрошюса.
Виктор, следует ли эту запись тогда удалить, или она отличается в других моментах от Вашего варианта!?
victormain (30.07.2014 03:29) evc писал(а): Виктор, следует ли эту запись тогда удалить, или она отличается в других моментах от Вашего варианта!?
Моя начинается прямо с музыки, как в партитуре. А эта — как в спектакле, с `пластического` безмолвного пролога, где туда-сюда через сцену пробегают сумасшедшие.
Эту запись в любом случае лучше удалить, т.к. она обрывается в самом конце примерно за 2 минуты до окончания музыки.
Но чем хорош интернет, «на чужой роток не накинешь платок», да и архивные функции имеются. Вот нашлась парочка вполне себе объективных рецензий, в которых новое произведение рассматривалось с профессиональной точки зрения.
Музыка Десятникова представляет собой, кстати, то самое “дублирование” обобщенного музыкального языка ХХ века: эдакий микст из Берга, Шостаковича, Стравинского и др. Плюс пародии и цитаты, которым так радуется неискушенная публика в наивном восторге узнавания. “Ничего личного” — таков, видимо, эстетический принцип Десятникова. Потому трудно оценивать оркестр под управлением Александра Ведерникова — нестройный, с киксующими духовыми, но кто знает — может, так и надо?
о, что доктор Розенталь (Вадим Лыньковский отлично поет эту партию, но невнятно артикулируя) клонирует великих композиторов прошлого — понятно: этот ход дал композитору отличный повод для его постмодернистских игр. Жаль, что рамки дарования Десятникова не позволили ему порадовать слушателей столь же блистательными стилизациями, которые на славу удались самому Сорокину в романе “Голубое сало” (сюжетный мотив романа послужил источником для либретто).
У Десятникова получилась не стилизация, а пародия. Лучше всех удался Чайковский (Максим Пастер): его сцена с Няней (Ирина Удалова), как бы залетевшая в спектакль из “Евгения Онегина”, вызывает хохот в зале. Мусоргский в исполнении Валерия Гильманова тоже вполне узнаваем, особенно в своей арии, отсылающей оперного знатока к песне Варлаама из “Бориса Годунова”. Хуже с Вагнером (Евгения Сегенюк) и Верди (Андрей Григорьев), которые вынуждены петь сплошную эклектику, ассоциирующуюся с чем угодно, но только не с Вагнером и не с Верди. Ни к селу ни к городу выплыло много аллюзий с Римским-Корсаковым, которого в опере вообще нет. С Моцартом (Роман Муравицкий) и вовсе не срослось — трудно, черт возьми, стилизовать Моцарта!
Не говоря уже о том, что тема “изготовления” Моцарта — прямое заимствование из фильма Питера Гринуэя “Not Mozart”, снятого аж в 1993 году. Конечно, опять-таки можно сослаться на постмодернизм, но совесть тоже нужно иметь. Это уже реплика к режиссеру Эймунтасу Някрошюсу, который в “Детях Розенталя”, как и в большинстве своих постановок за последние двадцать лет, успешно работает в надоевшем жанре перформанса, в него можно напихать все что угодно, и ничего не надо мотивировать: кто-то чем-то машет, кто-то чем-то накрывается… Все глубокомысленно и бессмысленно одновременно.
Во втором действии сюжет из философского концептуализма модулировал в совковые реалии начала 90-х годов. Здесь появляются вожди нации в хронологическом порядке: от Сталина до Ельцина. Здесь-то и повылазили проститутки с бомжами, которых так гневно приняли слуги народа.
В финале проститутку Таню, которую очень выразительно играет Елена Вознесенская, а заодно и всех композиторов-дублей отравят крысиным ядом. И правильно делают: не гении они, а кадавры. Моцарт, правда, остался жив: один раз его уже травили — хватит. Но его не жалко: опера вообще не вызывает мощных эмоциональных реакций. В качестве оценки больше подойдет “занятно”, “забавно” и даже “прикольная победа”. Но публика аплодирует неистово: не только потому, что так понравилось, а потому, что художественный продукт нужно защитить от посягательств депутатского корпуса, от цензуры, какие бы разные оценки она ни вызывала.
Ещё рецензия на премьеру оперы, опубликованную в свое время в ныне почившей «Российской музыкальной газете».
Похороны по высшему разряду
Не вызывает сомнений, что обращение Десятникова – Сорокина к актуальной теме клонирования (авторы упорно говорят о «дублях», но это не более чем эвфемизм) было вызвано исключительно желанием еще раз «поиграть» со стилями, с традицией, в чем оба автора уже давно поднаторели (недаром опера носила рабочее название «Пять клонированных нот»). То, что вся опера соткана из аллюзий, исторических отсылок, quasi-цитат, намеков на конкретные оперные мизансцены, не поймет только человек, или очень далекий от музыкального театра, или не желающий видеть очевидных вещей.
Единственным композитором в этом спектакле остается Десятников, который обслуживает всех. О своих намерениях он недвусмысленно сказал в интервью газете Большого театра: «Я отдаю себе отчет в том, что эта опера как бы ненастоящая, потому что это опера об опере… Как написать современную оперу, я не знаю – могу только рефлексировать и ностальгировать по поводу оперы… наша опера – это омаж опере…» К сожалению, «опера об опере» вышла такой, что даже среди ярых поклонников не все смогли разгадать замысел Десятникова – Сорокина (при том, что сквозная «цитатность» присутствует в равной степени и в музыке, и в словесном тексте). Очевидно, причина этого заключается в качестве выполнения задуманного: «искрометной игры со стилистическими моделями» не получилось – напротив, с точки зрения музыкальной все сделано поразительно бледно, плоско, неизобретательно, прямо скажем, бездарно. Бездарность – вот, пожалуй, главное определение, которое хочется применить к новому опусу Десятникова. Народные сцены в духе Мусоргского и итальянская оперная ария, хоры в стиля «а ля рюс» и сцена письма из «Евгения Онегина», «игрушечная» музыка Чайковского и парафраз на тему известной песенки «Эх, хорошо в стране советской жить» – ради чего все это собрано воедино? Напрашивается ответ: чтобы просто позубоскалить, – тем более что приемы, к которым прибегает автор, порой заимствованы из арсенала капустника (как, например, «содержательный» разговор Чайковского с няней: «Ах, няня! – Петруша! – Ах, няня! – Петруша!» и т. д.).
Композитор уподобляется кухарке, которая готовит жидкое варево из ошметков разных стилей и конкретных произведений, время от времени добавляя в него то щепотку Глинки, то пригоршню Стравинского, то жирный кусок Мусоргского, то ломтик Чайковского. Не берусь судить, что нужно для того, чтобы называться в современной России писателем, но для того, чтобы считаться композитором, явно достаточно знания музыкальной литературы и умения писать для инструментов оркестра.
Появление «Детей Розенталя» нельзя назвать неожиданностью. В последнее время довольно активно проявляет себя группа «идущих вместе» музыкальных и околомузыкальных деятелей, настойчиво проводящих мысль о конце индивидуального композиторского творчества. Такая «художественная позиция» служит идеологическим прикрытием для весьма сомнительных звуковых поделок. В качестве примера назовем коллективно пересочиненные «Страсти по Матфею» Баха – тоже, помнится, «омаж» Баху в связи с 250-летием его кончины. Похоже, что «Дети Розенталя» – продукция такого же сорта. Вместо «омажа опере» получилось скорее нечто вроде веселых похорон. И с каким размахом!
Наталья Власова
Что следует отметить по прочтении вышеприведенных рецензий, так это то, что речь в основном шла о музыке. То есть, весь режиссированный скандал шел от текста либретто, которое не является основным содержанием музыкального произведения. И весь шум должен был «прикрывать» заведомую вторичность и слабость музыкального материала.
Кстати, приведу здесь несколько реплик с развернувшейся на форуме Классика дискуссии в предпремьерный период. Здесь представлена весьма свободная дискуссия, которая пришла тогда уже к очевидному выводу. Просто, по прошествии стольких лет можно убедиться в её справедливости. Это такое поучительное чтение.
29.09.2007, 21:03 baritonЖуткая опера…могу вам сказать одно…Десятников потратил 2 года на написание этой чепухи..он мне сам рассказывал историю написания…
Почему то негативно это опера действовала на исполнителей,когда шол спектакль вечером,все раздражительные.злые…какой то демонический оттенок в этом есть..29.09.2007, 23:28 СиницынТрадиционная для Сорокина цель, когда речь идёт о культурном наследии, — организовать пляску на костях. (Например, в «Дне опричника» наркоманы-мужеложцы-палачи после непотребной сцены слушают в бане 2-й концерт Рахманинова и всячески наслаждаются. Были и выступления, где он призывал сбросить с корабля современности «смердящие трупы» — Пушкина, Достоевского, Толстого. А ещё рассказывал, как ему нравятся в военных фильмах ласковые глаза фашистского захватчика.) Эту цель Сорокин может преследовать и без традиционных для себя «средств художественной выразительности».
16.03.2005, 10:47 Olorulus Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Сообщение от Сергей_QuarkЕсли А.Иксанов называет композитора Л.Десятникова гениальным, то я придерживаюсь другой точки зрения. Слышал саундтреки Л.Десятникова к кинофильмам «Москва», «Дневник его жены», но увы: они абсолютно вторичны. По моему мнению, отсутствие таланта у композитора неизбежно приводит к паразитированию на творчестве великих, плохо замаскированному эпигонству, изобилию цитат ( с миру по нитке — музыка ‹…› (вставить пропущенное слово), к второсортности музыкального материала, к компиляции чужих приемов, интонационно невыразительным темам, безжизненным от бесконечного повторения, к надоедливости и мертвечине ряда звуков, которые можно подвергать любым перестановкам, к однообразию выразительных средств, к полному бездушию и стремлению привлечь слушателя/покупателя модной упаковкой, где звук превращается в иллюстративную музыкальную кашу.Извините, я не в курсе, кто такой Иксанов и почему нужно на него обращать какое-то внимание. По-моему, и без Иксанова с Леонидом Аркадьевичем всё ясно. Вряд ли я смогу что-нибудь добавить к Вашей точной оценке этого крепкого (в смысле «хорошо вооруженного композиторскими техсредствами») эпигона.
19.03.2005, 00:58 boris Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»VVA. Я лично согласен с тем, что Вы, в частности, очень много уделяете внимания Сорокину вообще и очень мало — опере Десятникова. Которую Вы, в очередной раз повторяю, не слышали и либретто, видимо, тоже не читали. В таком случае, учитывая тему потока, мне, в принципе, не очень понятно, о чем мы здесь говорим. Я оперу уже слышал и либретто читал уже давно. Это чтоб Вы знали. Завтра второй прогон уже. Ничего из того, против чего Вы, Кварк и Якеменко пытаетесь протестовать, там нет.
Что же касается литературы в общем — это должно идти отдельным потоком в разделе «Про все на свете» — раз. А два — не понимаю, отчего такую неприязнь вызывает именно Сорокин. Вчера, кстати, в передаче НТВ был задан неплохой вопрос — что ж вы так же рьяно не боретесь с продажей «Майн кампф» на каждом углу, отчего не вызывают у вас такого раздражения нацболы, развлекающиеся как раз в том Большом театре, на сцене которого собираются поставить Десятникова… Или все это не вызывает такого отвращения?Мне не хватает последовательности в высказываниях. Опера, которая сейчас ставится — явно не Травиата. Явно. В то же время это и не совершенно бесталанно. В любом случае, я буду настаивать на подробном обсуждении оперы ВАМИ и КВАРКОМ после премьеры. Не либретто, а оперы. Я надеюсь, и у Вас, и у него уже есть билеты. И я очень надеюсь, что оба Вы будете способны представить яркую, интересную и аргументированную точку зрения на ОПЕРУ.
Иначе, при всем уважении, грош цена как Вам, так и всем, кто лично меня уже достал сообщениями о том, что Сорокин не должен идти на сцене Большого театра.Привязались к Сорокину и Большому. В Большом идет Десятников, а не Сорокин. Вы тогда уж расскажите, почему конкретно Десятников плохой композитор, если Вы так считаете. С примерами, с цитатами, с приведеннием мнений видных музыкальных деятелей.. Ну же! Покажите, что Вы знаете толк не только в литературе, а и в музыке тоже — мы же говорим о ней. Вроде бы…
Короче говоря, не надо говорить про «вообще». Если уж так хочется высказаться именно в этом потоке — говорите, черт побери, по теме, наконец
А по какой «теме» все надлежит «высказаться»? Опустят классическое искусство до уровня сельской самодеятельности, капустника младших курсов ПТУ, а дальше предлагают «высказываться по теме».
Музыка вторична! Это «по теме»? Десятников тырил у предложенных к клонированию Сорокиным композиторов все подчистую. Как бы ему надо было в музыке создать «образ» безобразного клона, чтоб не тугие на ухо догадались, кого он глумливо пародирует.
Это, конечно, не порнография, это обычное местечковое хамство. Вылезли, преисполняясь восторгом, куда им довелось взобраться из-за того, что у нормальных людей жизни рушатся в гуманитарной катастрофе… и ну наяривать, кто во что горазд!
Если высказываться «по теме», то приличные люди такого не откалывают… в обществе. А неприличным общество не позволяет такое устраивать, пока не рухнули общественные связи и влияние.
Ничего, если я выскажусь «по теме», что ведь любое подобное «выступление» — непременно за счет жизни даже не одного, а нескольких мастеров. И чем выше уровень устраиваемой профанации искусства, тем больше будет погублено настоящих талантов, клонировать которых ни Сорокину, ни Десятникову не удастся. Могли бы, давно бы себе хоть немного таланта наклонировали.
19.03.2005, 08:26 VVA Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Михаил ЛАВРОВСКИЙ, народный артист СССР, балетмейстер, педагог ГАБТа —
«У нас, слава Богу, сейчас, или не слава Богу, полно театров. Правильно? Есть «Театр теней», театр там, я не знаю, эротики, как это называется, современности. Ради Бога. Ставьте. Большой — это академический театр, где должны идти оперы самые лучшие, самые что ни наесть лучшие, наших композиторов. Нельзя убирать Мусоргского, нельзя убирать Глинку, нельзя убирать Чайковского. Ну и в балете то же самое.»
Владислав ПЬЯВКО, народный артист СССР —
« Я считаю, что этому Сорокину башку надо оторвать за это. Это просто-напросто унижение, уничтожение русской культуры. Вот и все. Значит, у него ничего святого за душой нет. Если он такую хреновину пишет, извините меня за выражение, и ставит Мусоргского, Чайковского и еще кого там, я не знаю, Моцарта, в такие обстоятельства сознательно. Значит, он просто-напросто уничтожает уже не только русскую культуру, но вообще ему претит духовность и высота культуры.»Борис Покровский —
«Было время, когда меня ругали за то, что в моих спектаклях так много действия, что некогда слушать музыку. Слава Богу, что я не послушался этих «мудрецов» и работал, как велели мне моя природа и мои принципы. Мои действия продиктованы партитурой композитора, и я уверен, что услышать музыку в опере можно, лишь увидев и поняв действие, ее родившее«.Впрочем, я не об этом хотел сказать. Дело в том что я не хочу больше ничего писать в эту ветку, устал.
21.03.2005, 05:45 АлхимикОтвет: Опера Десятникова «Дети Розенталя»А о чём мы, собственно, говорим (если не сказать — «базарим»)? Об опере Десятникова? О творческом пути Сорокина? О доблестях? О подвигах? О славе? О музыке? О жизни? О любви? (простите за невольную постмодернуху, это я под впечатлением восьми страниц наших прений).
Ну, написал Сорокин либретто (кстати сказать, неплохое), это факт его личной биографии. А в опере уже который век правит бал композитор. И мне странно такое бурное обсуждение либретто «всухую».
Конечно, легко мне так говорить, потому что случайно удалось вполне основательно познакомиться с клавиром, вот я до сих пор и стеснялся вмешиваться, дабы не корчить из себя «посвящённого». А накануне премьеры прорвало.
Из интервью Десятникова:В идеале судьба персонажей должна вызывать слезы, сочувствие, сострадание.Вызывает! Вызывает! В лучших традициях Десятникова. Напомню: вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» или недавняя пронзительная пьеса «Как старый шарманщик». Кстати, к разговорам об эпигонах и эпигонстве: эта последняя вещь — пример антиэпигонского отношения к заимствованному материалу. Ей-богу, вспоминаются бетховенские вариации. А вам нет?
Но, как говорится, «Остапа понесло»…
Так вот, об опере. Она всё время балансирует между трагедией и фарсом. Первое дыхание чего-то тёплого, глубоко человечного — конец I действия, пассакалия (смерть Розенталя). И Бог с ними, с юродствующими на этом фоне «вождями». Не в них суть. Далее, после очень «вкусной» сцены у трёх вокзалов, набирает силу фарс. И к концу возникает ощущение, что вот «пришёл поручик Ржевский и всё опошлил». И даже как-то досадно и обидно становится… до эпилога.
Эпилог — маленький такой, скромненький, простенький, весь на реминисценциях предыдущих сцен. Ну, допустим, немножко коробит причина, по которой Моцарт остался жив. Но не в том суть, не в этих сорокинских «примочках»! Катарсис наступает! Подлинный, человечный, человеческий, трогательный и удивительно добрый! А’каппельный дуэт-«оборотень» Бомжа и Торговки: в певческих голосах будет звучать как «нестроевич». А дать это «деревяшкам» или струнным — почти Уствольская! Во всяком случае, по энергетичности. Жаль, не видел я партитуру! Эх, жаль!Кстати о цитировании и стилизации: ни одной «механической» цитаты, а стилизация меня не вполне убедила только в «моцарто-вердиевской» зоне (несколько поверхностно, можно сделать и поглубже и, извините за нескромность, я, кажется, даже знаю, как). Возможно, это издержки срочной заказной работы («торопихо-торопа…»). Кстати, не исключено, что окончательный вариант будет отличаться от того клавира, что я читал.
Итак, резюме. Увы, мне из Питера не приехать, не послушать, но всем, кто может, настоятельно рекомендую. Вот услышите — будет о чём поговорить (а не «побазарить»).22.03.2005, 22:33 Olorulus Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Сообщение от Walter Boot LeggeНадо ли теперь явно оговорить то, что если Большой следует примеру Скала, то это совершенно не значит что выбор Большого должен пасть на оперу Дети Розенталя, лишь только потому, что она скорее всего не пренадлежит к академической традиции? Слишком очевидно. Но наверняка надо было это повторить для Вас. Так же как и то, что те несколько вещей Десятникова которые я слышал мне не понравились и то, что я не думал даже сопоставлять композитора Берио и композитора Десятникова по уровню и масштабу таланта.
[/size]Я очень люблю Мусоргского, был режиссером мультимедийного диска, руководил довольно большой группой людей — художников, ученых, литераторов, актеров. На эту тяжкую работу, на примирение всех этих амбициозных людей ушло три года. Вчера был день рождения Модиньки. А завтра «мой» Модинька в обличье бомжа, с подачи тех, кто забашлял за растяжки по всему городу, будет по воли Десятникова-Сорокина ерничать на площади трех вокзалов.
И Вы предлагаете мне относиться к этому запросто? Как к одному, к некоему очередному проявлению «неакадемизма»? Я не призываю как Якеменко (кстати, недоучка — я работаю с дамой, которая его поперла за неуспеваемость) ходить с красными знаменами, но почему я должен приветствовать этих кощунов как радетелей свободы? В чем свобода-то? В том чтобы ерничать?
Еще раз подчеркну — я не представляю, чтобы баварцы так представляли Вагнера на сцене Bayerische Staatsoper (не говоря уже о Байройте), равно как и Моцарта — на сцене Wiener Staatsoper. Такой «неакадемизм» просто невозможно себе представить. Поэтому Ваша цифирь — пустое.
22.03.2005, 23:22 Ingrata DonnaОтвет: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Сообщение от OlorulusА завтра «мой» Модинька в обличье бомжа, с подачи тех, кто забашлял за растяжки по всему городу, будет по воли Десятникова-Сорокина ерничать на площади трех вокзалов.Если Вы его любите, то наверняка читали о нем и вот это: «Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист (…) вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа “бывших людей”, где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Неужели это он?» (И.Е.Репин. Далекое Близкое).
23.03.2005, 11:30 regards Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Забавно видеть, как никто никого не слышит. Это и есть одно из коренных различий между российской и русской интеллигенцией, по моему разумению. Например, только один участник проявил maximальную интеллектуальную честность, и просто честно выписал все слова, которые понял в моих уже удалённых мной постах. То есть по меньшей мере прочитал их и попытался вникнуть.
А вот в посты Olorulus пока никто не дал себе труда попытаться вникнуть. А ведь они очень лапидарно заявляют очень естественную позицию профессионала — пренебрежение инициативами деятелей вторичного плана. Благородные требования изучить либретто и партитуру и вообще бежать за билетами — смехотворны, господа. Демократия — это утешение для толпы, профессионализм не имеет ни малейшего отношения к демократии. И иерархия в нём абсолютна. Оба автора (в отношении Десятникова полагаюсь на мнение Olorulus) имели достаточно времени заявить свои таланты. Из ничего ничего не бывает.
К этому пренебрежению естественно добавляется презрение к конъюнктурной претензии означенных деятелей второго плана на демонстрацию своих инициатив на площадке первого плана.
В частном порядке хочу выразить искреннюю радость по поводу заявления Кардинала, что он не является поклонником Сорокина, а то я испугался .
Вальтер, Штокгаузен и Берио — давно махровая традиция, однако суть не в этом. Кем-то — не Вами, а лучшей, чем Вы, половиной форума — тут была сделана — бессознательно, ни секунды не сомневаюсь, как и всё, что делает та половина — простенькая подмена понятий: мол, и великие писали на плохие либретто.
Вау, плохое либретто есть либретто, литературно тривиальное стилистически и/или по фабуле. Тривиальность не идентична дурному вкусу, хотя после 2 бутылки я бы утверждал, что это так. Здесь речь идёт не о плохом либретто, а о либретто, сам сюжет которого есть проявление дурного вкуса, многократно обнаруженного его автором ранее. С чего бы искать жемчуг в компосте? А заявленного сюжета, как уже сказал Olorulus, вполне достаточно, чтобы сказать фи и подождать, пока на амазоне появится запись из Венской государственной оперы с десятниковским Моцартом класса Фишера.
23.03.2005, 11:44opus_posth Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Сообщение от Walter Boot LeggeВкратце его можно сформулировать так: на сцене первого академического театра России должна звучать только академическая музыка. Возможно оно и так для России. Вопрос традиций и т.с. социального договора
Для сравнения хотелось бы привести список премьер театра La Scala, академическая репутация которого судя по всему подорвана уже давно
- Luciano Berio: Passagio (at Piccolo Scala, 29 Apr 1963)
- Giacomo Manzoni: Atomtod (at Piccolo Scala, 27 Mar 1965)
- Karlheinz Stockhausen: Donnerstag aus Licht (15 Mar 1981)
- Luciano Berio: La vera storia (9 Mar 1982)
- Karlheinz Stockhausen: Montag aus Licht (7 May 198
Еще раз, речь идет об академической традиции, а не о сравнении дарований Берио, Штокхаузена и Десятникова.
Вальтер !
Вы или провокатор, или придуриваетесь — желаемое можете выбрать по усмотрению.
Ни о каком представлении «дарования» Берио или Штокхаузена на сцене Ла Скала и РЕЧИ БЫ НЕ БЫЛО, если бы в их опусах в уничижительном виде были бы представлены «клоны» Россини, Беллини, Доницетти или Верди.
За такое «нововведение» Штокхаузена с говном бы съели, а к Ла Скала на пушечный выстрел не подпустили бы.
Так что НЕ НАДО нам мозги пудрить — речь не о «современности» как таковой, а об издевательстве в шизофреническом опусе над авторами, составившими своими произведениями основной репертуарный багаж того самого театра, в котором представляется это моральное убожество.А вчера известная чванливая харя, ныне направляющая репертуарную политику Большого театра, нагло заявляла с экрана, что государство не должно вмешиваться в культуру.
«Культура» )
Тоже мне, «культурные люди» нашлись , вот умора )))))))
Я всегда повторял: «Интеллигенция — это не мозг, а говно».
Недаром и либретто написал говноед, о чём он даже не постеснялся сообщить всей вселенной, т.е. о своём говноедстве.24.03.2005, 00:44 irene Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Да давно мы уже пришедши, только от впечатлений в зобу дыханье сперло. Вот, попытаюсь высказать свое мнение оперного слушателя.
Побывав сегодня в Большом театре, лишний раз убедилась, что сейчас главное – умелый пиар. Как и следовало ожидать – умело поставленное шоу. Перед театром – молодежь с плакатами, выкрикивающая лозунги “Мы – не г…еды”, и т.д. В оперу направляются разные известные тусовочные персонажи: адвокат Резник, Роман Виктюк, один деятель в очках с канала “Культура”, другой , без очков, с московского канала, и пр. На входе: никогда еще не видала, чтобы вещи посетителей просвечивали фонариком. Видимо, есть опасение, что тухлое яйцо спрятано на дне дамской сумочки! Атмосфера сразу же задана определенная. Говорить о музыке излишне, о ней все сказал сам композитор: “первая картина написана как вагнеровская мини-опера, вторая – как опера Чайковского, и так далее. Цитат в моей партитуре нет; возможно, есть бессознательные цитаты.” (интервью из сегодняшней “Газеты”). Но тут автор явно вводит в заблуждение: цитаты сознательные, а как иначе? Достаточно послушать. (Да и льстит он себе: не “вагнеровская” мини-опера, а что-то совсем иное…, и не “как опера Чайковского”, а как…). Такой, видимо, автор выбрал жанр: цитирование и пародирование. Очевидно, по причине невозможности создать что-то более самостоятельное. Но опера – это еще и постановка, и либретто. Либретто, как уже и было понятно, просто ….. .Смысл –то где? В отсутствии оного? Прелестные такие попадаются словесные жемчужины. Хор проституток: “Три вокзала ждут наше мясо (трижды или четырежды)…” Ну, про Петрушин и нянин диалог, думаю, все уже читали… Все четыре клона композиторов утрированно безобразны, правда, не удалось понять, много ли привнесено благодаря гриму (может, специально таких исполнителей подбирали?).
Рожи (иначе не скажешь) у них просто премерзкие (живу рядом с этими тремя вокзалами и, правду сказать, редко подобные встречаю), причем особенно гадостные ряхи у русских композиторов: толстый придурковатый монстр Чайковский и такой же дебильный, распухший, Мусоргский. Вагнер представился композитору женщиной, да и хрен бы с ним, но тоже с мордой идиотки, да еще размера так 50, с чарующе кретинскими гримасами. К счастью, хотя бы петь могут, но даже это не утешает.
Постановка приводит не в больший восторг, чем привезенные в прошлом году Някрошюсом шекспировские спектакли, где бессмысленные прыжки персонажей что-то должны были символизировать. В целом, казалось бы, надо поверить, что авторы считают оперу “сумасшедшим домом, апофеозом безумия” (цитата из того же интервью). Но почему-то не верится, особенно, когда сегодня Сорокин по радио сообщал, что “опера о высоком, должна вызывать высокие чувства”. Почему-то кажется, что авторы рассчитывают на все тот же пиар и глупость публики, которая постесняется сказать, что “король-то – голый”. Авторы с серьезным видом говорят на публике, но вот , сейчас уйдут за кулисы, где не надо будет скрывать своего издевательского смеха.
И во всем (особливо в специально дебильных рожах композиторов) видится какой-то умысел. (Сказала бы какой, но — найдут, вычислят, придется драться). Но не буду скрывать: публика, услышавши по окончании спектакля крики “Браво” с галерки, начала аплодировать. Это тем более печально, так как внушаемость населения и умелый пиар прикончат не только оперу, но и все прочие, чахнущие ростки культуры. Опера эта – не просто пародийна и стилизована, это – абсолютизация пародии, когда постоянные перемещения верха и низа, границ добра и зла делают жизнь нравственно невозможной. Никаких высоких чувств, как мне кажется, вызвать она не может.
А какие тогда чувства? Ощущение такое, как будто небезызвестные литературные персонажи (Шариков и Швондер) образовались, пообтесались маленько, научились читать, стали и сами сочинять понемногу (один – в композиторы подался, а другой , ясное дело, в сочинители.)Если кому мое мнение не нравится, так у нас — демократия-с, сколько было говорено…
24.03.2005, 20:53 flo Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Дико стильный момент непосредственно клонирования Моцарта, с включенными по бокам от сцены телевизорами с какими-то бьющимися в конвульсиях клетками.
впечатляет до мороза по коже детский голосок, читающий текст якобы брежнева, хрущева, андропова, горбачева и ельцина. типа «что вожди говорили о клонировании». Гениально. На словах Ельцина «Понимаешь, хватит нам заниматься этими сталинскими ….» хор начинает повторять много раз эти слова «понимаешь, хватит!» — и одновременно замахиваться и бросать на сцену, мол, достали нас всех эти сталинские штучки, один из важнейших элементов декорации — длиннющий кусок черной резины, который на протяжении спектакля работал то ареной, то рельсом, то подушкой, в общем всем.игрушки, который по либретто Сталин подарил детям профессора Розенталя — солдатик, котик и кукла — красиво, остроумно, ужасно трогательно.
Вообще, миманс заслуживает отдельного разговора. Я давно не видела отечественной оперной постановки, где мимы были бы так вымуштрованы, так стильны, так профессиональны и так, кажется, вдохновлены всем происходящим.
оркестр играл дивно.
и это притом, что я,мягко говоря, не поклонница именно этого коллектива. но просто придраться не к чему.поют хорошо почти все — меньше других мне понравился Вагнер ( у меня не было программки, поэтому фамилию назвать не могу!). Пела девушка хорошо, но с дикцией были ощутимые проблемы.
Кстати!
меня почти всегда ужасает дикция большинства отечественных певцов. Когда я шла на премьеру, я больше всего боялась, что не пойму о чем они там поют. И дико надеялась, что пустят титр. Но титра не пустили, что, кстати, зря — потому что из_за всей шумихи вокруг либретто было бы прикольно: вот, мол, убедитесь, ни одного матерного слова итд.
Тем не менее я (и мой приятель, не музыкант, прежде бывший в опере только один раз в жизни) — поняли все от первого до последнего слова!!! ну, может, только хор, порой, не очень понимали, но это и не было принципиально.
Максиму Пастеру, на мой взгляд, гениально подошла роль капризного неженки Чайковского.
Вознесенская в роли вокзальной проститутки оказалась неожиданно убедительна. Не надо вот тут ржать и тыкать пальцами в монитор, друзья. Я просто говорю о том, что она реально очень хорошо сыграла свою роль. Хотя с вокально-драматургической стороны, ее партия осталась для меня самой непонятной. Я как бы не очень поняла, для чего она нужна, эта героиня. Хотя, впрочем, любовный дуэт с Моцартом (еще одна блестящая стилизация) великолепен. И все колоратуры спели замечательно оба.Очень красивая финальная сцена. Действительно слезы на глаза наворачиваются. Вот реально. Когда Моцарт остаетсмя жив, а все его браться и возлюбленная погибают от руки сутенера, не простившего Тане ее ухода с братьями композиторами и завязывания с уголовным прошлым. Причем милая подробность— Моцарт остается жив, потому, что из-за отравления 200 лет назад, у него в организме выработался иммунитет к яду.
Он ходит один по сцене, а все персонажи хором поют каждый свое, напоминая разные фрагменты оперы, и все голоса сливаются в дико красивый музыкальный фон, и свет гаснет, и ты сидишь и вдруг понимаешь, что слезы потекли. даже несмотря на то, что ты от себя этого абсолютно не ожидал.Фух, ну что еще сказать, не знаю.
Сходите, посмотрите эту постановку этой оперы!
Только постарайтесь открыть как-то глаза и уши. Изо всех сил постарайтесь посмотреть на это без мыслей — вообще без всяких мыслей о сорокине, о брэнде, о русской культуре, о большом театре, о десятникове, о клонировании. вообще ни о чем не думайте. просто послушайте эту музыку. и посмотрите на эти декорации.
и если даже в этом случае, даже если вы будете открыты — вам все равно не понравится — значит я ошибаюсь.но я почему-то думаю, что я права.
и еще я думаю, что гораздо проще горланить про брэнд, чем почистить уши.
Потому что каждому, ведь, хочется непременно высказать свою, жесткую, твердую позицию.
и уж совсем не хочется ее менять.
Я понимаю.
24.03.2005, 21:50 Olorulus Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Сообщение от Ingrata DonnaВсе что могла — это выложить клипы, но, похоже, их никто не слушал, все самоутверждаются…Слушаю, слушаю… Не зря выложили.
PS. На оперу не пойду, жалко времени.
==========
Я в недоумении, что могло вызвать такой восторг… Ни одной свежей мысли. Просто ни одной. Все 3 фрагмента — весьма поверхностные стилизации — ну положим, «как у Мусоргского», добавить аккорд низких деревяшек и окончить на чистой квинте вместо ожидаемого тонич. трезвучия, ну или дать три звена секвенции подряд «как у Чайковского». Такого типа импровизациями мы забавлялись еще на капустниках в мои далекие студенческие годы. Промежутки между стилизациями заполняет сочная голливудская киномузыка a la Джерри Голдсмит или Джон Уильямс, ну или что-то вроде этих господ (само по себе наверное, неплохо, но… как-то скучно).
24.03.2005, 22:46 OlorulusОтвет: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Вам, как знатоку вин и др. напитков,- всегда пожалуйста.
…со времени постановки «Бориса» Мусоргский стал появляться между нами несколько реже прежнего и в нем заметна стала некоторая перемена <…> К этому времени относится начало его засиживания в «Малом Ярославце» <к сожалению, ресторан не сохранился — S.O.> и других ресторанах до раннего утра за коньяком в одиночку или в компании вновь приобретенных знакомых и приятелей, нам в то время неизвестных. Обедая у нас и у других общих знакомых, Мусоргский обычно совсем отказывался от вина, но вечером, попозже, его уже тянуло в «Малый Ярославец». <…> На языке компании, в которой пребывал в то время Мусоргский, существовало специальное выражение «проконьячиться», что и осуществлялось ими на практике. Римский-Корсаков. Летопись… М.: 1980, с.112-113
PS. Фло, по-видимому решила не терять времени на изучение генотипа, и начала сразу с «клонов».
25.03.2005, 00:43 regards Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Olorulus, очень признателен Вам за ссылку на первоисточник — собственно, её я и просил.
Вальтер, Вы напрасно ёрничаете по поводу относительной важности выяснения, что пил Модинька. У меня давно застряло где-то внутри неразрешённое противоречие между его изысками и расхожим образом тёмного мужика, который что-то пишет по мутному вдохновению между запоями. ЕСТЬ БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА между теми, кто пьёт водку, и теми, кто пьёт не водку. Это — непересекающиеся классы. Впрочем, иногда они пересекаются на виски, но это — отдельный вопрос. Водка оглушает сознание и подавляет вкусовые рецепторы. На этом её функция заканчивается.
Вопрос о том, что означает выбор напитка, — ноуменальный, как сказал бы Веничка, и почти что онтологический, как сказал бы Ваш непокорный слуга . Лично мне ответ Olorulus был действительно важнее всей дискуссии в этом потоке, поскольку для меня встал на место маленький, но важный кирпичик. Не то чтобы я был сильно обеспокоен пьянством Модиньки, но поскольку люблю его чрезвычайно, оставался некоторый дискомфорт, а теперь он снят, и мне хорошо.
Было бы весьма странно, если бы подтвердилось, что человек, который оказал наибольшее влияние на одного из самых рафинированных музыкантов в истории — Мессиана (по его (Мессиана) собственному признанию) — оказался тем самым мужиком из штампа.
Ещё раз спасибо Вам, Olorulus.
25.03.2005, 19:24 Olorulus Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Сообщение от До ляЕсли Olorulus не против, то я могу скопировать сюда его ответ.Я не возражаю, но только после того как Вы посмотрите, что нотировано и что написано на обороте надгробия (я цитировал по памяти, могу и ошибиться, годы…).
Сообщение от До ляВ нашем случае с «Детьми Розенталя» все наоборот: несостоявшийся фарс стал хорошей музыкальной драмой.С этой «драмой» мне всё ясно после прослушивания фрагментов музыки (совершенно тривиальной и дурацкой; интереса к ней больше нет) и после того, как мне стало известно, что за всей катавасией стоит мой приятель, известный (и весьма неглупый) пересмешник Петя Поспелов…
И вообще, господа… меня тут вдруг осенила одна ясная и простая мысль, что в действительности разыгрывается большая козырная карта, ставки сделаны и они высоки, а мы все тут — просто «трепливый» фон. У меня даже есть одно предположение, какая это карта. Дайте неделю-две, мне нужно подождать одной реакции, тогда я выскажусь поконкретнее.
25.03.2005, 21:44 Olorulus Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Сообщение от floПричем, что самое неприятное, все время не Та рука, которая нужна олоролусу.Причем здесь «рука»? Что за чушь? Вы что, так и статьи свои пишете? Сами сочиняете и сами в это верите?
Петя был одним из авторов идеи и ее активным пропагандистом. А «руки» уже были потом.
Для меня существенно лишь, что меня разыграли (это всегда досадно). Зато честно
28.03.2005, 13:24 Olorulus Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Сообщение от Klein ZachesРекламная акция гг. Сорокина, Десятникова, Швыдкого и иже с ними удалась! Остается только поздравить их!Совершенно с Вами согласен. Досадно, что понял это поздно, и также (сдуру) принял участие в рекламе в общем-то малозначительного события; после прослушивания фрагментов по-моему это должно быть очевидно любому, кто претендует хоть на какое-нибудь понимание Музыки.
30.03.2005, 12:06 Olorulus Ответ: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Спасибо за прямой ответ. Мне стилизация «под Чайковского» в этом дуэте кажется банальной и неинтересной (ну… или, скажем так, интересной в той мере, в какой она нужна как «развлечение широкой публики»). 20 век знал много прекрасных стилизаций, в самой идее нет новизны. Стилизация Прокофьева — неповторимо прокофьевская, стилизация Стравинского — неповторимая «стравинская», разве их спутаешь с кем-нибудь?
Чтобы делать стилизацию в 21 веке, надо придумывать что-то новое. (Я не согласен с категоричным заявлением Десятникова насчет «в опере нельзя сказать ничего нельзя нового» или что-то вроде того — не полезу за точной цитатой; имхо, работать надо и… талант нужен, и все получится, а заявление о том, что «все кончилось» периодически повторяются — думаю, соотв. «места» и «годы» в истории музыки Вам известны). Иначе скучно.
08.04.2005, 10:53 Геворг Сходил. Посмотрел. Послушал…Да чего там — раз написано и поставлено, то пусть будет.
Вот только стряпня эта — не для главной сцены страны, а, скорее, для Станиславского-Немировича или для Малого оперного в Питере. А тут — видно, что просто отмыли деньги.
Ощущение после посещения Большого — препоганое.
Геворг.
11.05.2005, 16:59 Сергей_Quark Re: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Отрывок из рецензии В.Бондаренко «ПРИЗРАК ОПЕРЫ»
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/05/596/72.html :
<…>«Опера «Дети Розенталя» явно поставлена на выезд за границу, этакий гастрольный вариант. Потому и Някрошуса позвали. Потому и либретто Сорокину заказали. Как уличные музыканты, Большой театр собирается с помощью «Детей Розенталя» пробиваться баблом на гастролях, пока будет идти ремонт главного здания. Они сами и стали клонами своих клонов — Ведерников, Десятников, Сорокин, певцы. Согласен со спокойным и взвешенным мнением министра культуры Александра Соколова: «Пиар был сделан широкий. Если бы не это, была бы средняя постановка, не уровень Большого театра. Для Большого театра это провал… Спектакль на экспорт…Ажиотаж пройдет, и спектакль тихо сойдет».
Меня поразило: на третий премьерный спектакль за два часа до начала были билеты. Поразил и зрительский приём. Тихие аплодисменты, занавес закрылся и уже не открывался, все разошлись. Призрак исчез.»
11.07.2005, 19:11 Olorulus Re: Опера Десятникова «Дети Розенталя»Сообщение от Сергей_Quark«Мне эта опера нравится все больше и больше, несмотря на то, что я — бывший театральный критик и мог бы заметить некоторые режиссерские недочеты Някрошюса, — сказал Швыдкой. «То, что 16 тысяч человек выступили за запрет оперы, говорит о нездоровом состоянии общества. По мнению Михаила Ефимовича, сам вопрос «можно ли запретить оперу» не должен выноситься на обсуждение, поскольку он подразумевает положительный ответ и равноценен вопросу » можно ли бить евреев», являясь частью опасной манипуляции.О как! Не любишь детей Розенталя — значит не любишь евреев. Швыдкой не только федеральный агент, а еще и провокатор национальной розни. Отлично, так держать.
Создано огромное количество литературных премий, но музыкальные отчего-то если и есть, то не на слуху. Наверное, потому что результат премии необходимо будет озвучить и результат будет очевиден. В этом случае не требуется таких трудозатрат, как при чтении. А?!
С пьесами тоже как-то конкурсов не видно, хотя, их критики постоянно читают, театральные премии раздают, а вот нового репертуара что-то маловато. Всё над классикой изгаляются.
Читать по теме:
13 комментариев
Большое спасибо за статью! Но думаю, что там все готовилось пару десятков лет, это все не спонтанно получилось. Такая резонансная «проба пера», чтобы проверить, насколько упали нравы в обществе.
Спасибо автору! Отмечены самые главные качества современного искусства: душевная грязь, вранье и воровство. Самое отвратительное, что это поклеп на людей. А никто еще впал в маргинальщину до такой степени, чтобы на сцене Большого «по трезваку» любоваться на уголовный капустник из Владимирского централа.
Огромное спасибо автору за разбор. Такое надо сопровождать следственными мероприятиями, как было организовано раньше. Но сейчас воровские схемы отрабатываются, не до того.
Да, совершенно правильно и сказала Дедюхова, что все надо говорить вовремя!
Но кстати помню собственную реакцию на ее давнюю статью по «детям розенталя» в ЖЖ. Мне тогда казалось, что она выхватила «острую тему», решила просто подпиариться. У других были прагматические задачи, надо кого-то «вывести из-под удара», кого-то отмазать и т.д. У дедюховой не было никакой «прямой заинтересованности». Значит, решила пиариться на горячей теме.
Теперь понимаю, что она тогда расставила свои «нравственные акценты», и дальше пошло-поехало уже в соответствии с ними.
Смешно было слушать, как Цискаридзе драматическим шепотом рассказывал, как он подошел к окну и «вдруг увидел» яму вместо Большого театра. А то он не знал, в какую яму и его усилиями сваливают ГАБТ. И типа раньше он этой ямы не видел, не знал, куда мебель вывозится и канделябры.
Спасибо, что поддержали меня в моих «смутных сомнениях»!
Совершенно новым взглядом смотришь на эти события, хотя все это происходило раньше и на моих глазах. До сих пор приходит постепенное осознание, что это было. Начала проходить какая-то фатальная уверенность, будто иначе не бывает, после романа Ирины Анатольевны «Парнасские сестры». К сожалению, указанные там «деятели искусств» до созданных Мастером образов не дотягиваются, но многое становится понятнее именно на идеализировании их образов. Ведь стоило раньше завести разговор о «Детях Розенталя», как Цискаридзе начинал орать: «Сколько можно говорить на эту тему? Это было давно!» А стоило проанализировать этот позор вовремя, так и последующего бы не случилось.
Спасибо автору, что после разбора «кислотной атаки» с новых позиций вернулись к этой истории! Сопоставляешь все и понимаешь, что именно после ваших публикаций происходит очищение от этой воровской мерзости.
Это время каждый раз вспоминать очень страшно. Будто там провал в памяти. Идешь на репетицию и не знаешь, что там тебя ждет, что тебе устроят в очередной раз. Это бандиты. А какие драки были на спектаклях! И все молчали.
Действительно, все надо говорить вовремя и начистоту, правильно выбирая сторону!
Вначале подумала, что автору надо в очередной раз опустить всех в помои режоперы, от которой только-только начали отходить с огромными потерями. Но действительно, без анализа истоков этой чудовищной провокации в большом искусстве, как-то не очень понятно, откуда «на панаме» взялись виолончели Ролдугина, откуда у нынешних «великих музыкантов» такие зарплаты и гонорары. А все зарабатывалось в качестве «детей розенталя».
Скажу, что всех лиц возле «Золотой маски» начало колбасить после этого разбора очень качественно. Почему-то все были уверены, что дело ограничилось давней статьей Дедюховой. А здесь действительно очень видно, как это все начиналось. Кем и для чего Большой был отжат у корифеев во главе с Васильевым.
Еще одна мысль пришла после этого замечательного цикла. Ни воровской «реконструкции Большого театра», ни последующих скандалов, постановочной «кислотной атаки» с диким приговором Дмитриченко не было бы в помине, стоило бы разобраться вовремя с этим явным мошенничеством и воровским использованием бренда Большого.
Перечитала этот ваш цикл в бушующую вокруг «самоизоляцию» и поняла, что они давно это планировали. Ведь и обрушение искусства навязывается вроде позорной болезни. И все пандемии легче навязывать через большое имперское искусство, которое в гнилых местечках, вроде теперешней Москвы, совершенно ни к чему. Только деньги отмывать. Такой болезнетворный заколдованный круг.