Тему Испании вебинаров «Книжной лавки» хочется поддержать и «историей, застывшей в камне», как иногда называют архитектуру. Многовековая реконкиста закрепила раздробленность страны с четкой локализацией исторических областей, отразившись в архитектурном облике городов, как оазисов выживающей в горниле гражданского противостояния культуры.
Время испанского средневековья было жестокой эпохой почти непрерывных войн реконкисты, кровавых междоусобиц, крестьянских восстаний. Начатое еще в VIII веке вестготско-романским населением Испании обратное отвоевание захваченных мусульманами земель получило название «реконкиста».
Поэтому в архитектуре Испании словно продолжается ожесточенный диалог архитектурных стилей от романского, барокко, через мощный толчок Возрождения от тяжелого сна Средневековья — с пробивающимся отовсюду мавританским наследием.
Почти восьмисотлетняя кровопролитная борьба с маврами была не только цепью военных походов, но и широким колонизационным движением, связанным с закреплением и экономическим освоением отвоеванных территорий. Раскулачивание по-испански…
Обычно этот период характеризуется обтекаемо как «сложный, противоречивый, еще не в полной мере всесторонне изученный процесс». Но подобные «странички истории» есть и у нас. И отметим, что новые хозяева полученного внезапно «наследства» всегда стараются увековечить свою сомнительную легитимность… в архитектуре.
Здесь мне следует сказать нечто банальное… Ну, что реконкиста определила особенности развития феодализма на Пиренейском полуострове, оказала влияние на уклад жизни народа, содействовала росту национального самосознания. Поскольку «национальное самосознание» отчего-то чаще всего проявляется в жестокости к тем, за чей счет оно происходит. В литературе иногда встречаются бытовые сценки такого роста национального самосознания, когда деловито обживающийся народ старается не замечать нищих мавров, умирающих в рубище на улице от голода возле собственных дворцов…
А дальше, наверно, следует заметить что-то на счет того, что уничтожить именно в архитектуре мавританское влияние невозможно. Поэтому следует сказать, как «жестокие сражения, атмосфера военной напряженности, в которой развивалось испанское общество, не препятствовали интенсивному общению с завоевателями в области экономики и культуры». И не приведи Боже испытать подобный «культурный обмен»…
Возникли особые группы населения: мосарабы (от искаженного арабского муста’риб — арабизировавшийся), то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами и сохранившие свою религию, законы и обычаи; с другой стороны, мудехары (от искаженного арабского мудаджжан — получившие разрешение остаться), то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но также следовавшие своей религии и обычаям. Значительную группу населения в христианских и мусульманских городах составляли евреи.
Народности Пиренейского полуострова оказались вовлеченными в орбиту высокой арабской культуры, многие особенности которой были затем восприняты испанским обществом. Это воздействие оказывалось непосредственнее в областях, не связанных в открытой форме с религиозными воззрениями: в архитектуре, музыке, танцах, орнаменте, костюмах, в некоторых бытовых навыках, в технике, медицине, астрономии.
«Арабская культура и литература в средние века сыграли для испанского народа роль, отчасти аналогичную той, какую в эпоху Возрождения сыграла для всей Европы античность» (А. А. Смирнов)
По материалам Архитектура Испании в средние века и эпоху Возрождения
Это такое официальное суждение, прикрывающее «грабеж среди бела дня». А на самом деле именно мавританское влияние в ходе реконкисты дало толчок и общему Возрождению. Ну, к этому, конечно, надо добавить, как замечательно «возрождаться» за чужой счет — в ходе грабежа и разорения Византии… И потом можно сказать много обтекаемых фраз, но архитектура своими прямыми аллюзиями жестко расставит по местам… что у кого спер в ходе «возрождения» и «роста национального самосознания».
Еще в X веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и всей Европы. Огромные успехи были достигнуты в области философии, медицины, поэзии, музыки, архитектуры, прикладного искусства. Здесь обучалась молодежь со всей Западной Европы, в которой тогда учиться было нечему. Здесь работала единственная картографическая и навигационная школы, где все карты и глобусы переводились на латинский язык. Здесь сохранялись сокровища всего античного наследия, переводившиеся с арабского на латинский.
И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений античной и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада. Архитектура Испании в мавританском стиле представляет, поистине, сказочные сооружения, создающие ощущение воздушности и нереальности происходящего.
В строительстве маврами использовались куполообразные, арочные, колонные формы и орнаменты из арабского алфавита, так как людей и животных изображать запрещено Кораном. Мавры — дети пустыни, поэтому, с особой трепетностью относились к воде. Вследствие этого мавританская архитектура Испании изобилует внутренними двориками с фонтанами и прудами. Эти элементы подчеркивают утонченность и роскошную красоту дворцов, крепостей и мечетей.
В XIII веке, называемом испанской историографией эпохой великих завоеваний, решающая роль принадлежала Кастилии — стране мощных неприветливых замков с устрашающими оборонительными сооружениями.
Кастилия занимает пустынное плоскогорье Центральной Месеты. Аскетичная культура Кастилии (или бескультурье?..) тяготела к средневековой Франции, монахи и рыцари которой принимали участие в походах реконкисты.
Королевство Арагон включало с XII века Каталонию, Валенсию и Балеарские острова. Даже внутри этого объединения все части были разными: суровый горный Арагон с его стойкими феодальными институтами и архаизмом традиций и процветающие приморские области Каталония и Валенсия, передовые торговые средиземноморские центры, обращенные к Лангедоку и Италии. В южной части полуострова, в Андалусии, открытой как бы своим фасадом к Африке, господствовала мавританская художественная цивилизация. Последним ее оплотом оставался Гранадский эмират.
Реконкиста привела к глубоким изменениям в социально-экономической, политической и духовной жизни народов Пиренейского полуострова. Захват воинственным дворянством и католической церковью большей части отвоеванной земли резко усилил могущество духовных и светских феодалов. Чрезвычайно возросло влияние церкви.
Но несмотря на ту огромную роль, которую играла церковь в процессе реконкисты, идейное влияние католицизма на жизнь испанского общества в ту пору было менее сильным, чем, например, в средневековой Франции. Одной из причин этого послужил длительный контакт со светской арабской культурой. Вместе с тем именно многовековая борьба с маврами во многом определила то обстоятельство, что в Испании католицизм в средние века воспринимался прежде всего как сила национальная и политическая. Сражаясь за «святую веру», испанцы видели в этом и национальную задачу освобождения родной страны от ига иноземцев, а не осуществление возвышенных мистических идеалов.
По материалам Архитектура Испании в средние века и эпоху Возрождения
Так всегда и бывает. Верхушка раздувается праведным гневом против «ига иноземцев», хищно высматривая, как те «разлагаются». Предварительно устроив деток в мавританские университеты. В результате мавританское влияние выплескивается во всех «прогрессивных веяниях» в архитектуре Испании не только в прошлом ХХ веке, но и поныне. И, кстати, не всегда в «официальном» русле.
Сегодня мы рассмотрим два уникальных случая «роста национального самосознания», который произошли уже на фоне Гражданской войны в Испании ХХ века. Два человека, казалось бы, абсолютно далеких от зодчества, вдруг решают выразить сваи мысли, чувства, мировоззрение, отношение к истории и жизни… в граздиозных памятниках архитектуры.
* * *
Хусто Гальего Мартинес (исп.Justo Gallego Martínez, род. 1925) испанец, бывший послушник в цистерцианскоммонастыре Санта-Мария-де-Уэрта. Он строит свой собственный собор в испанском городке Мехорада-дель-Кампо, в 20 км от Мадрида.
Происходит из бедной набожной крестьянской семьи. Из-за гражданской войны в Испании Хусто не смог получить образование, а в возрасте 10 лет оказался свидетелем, как войска коммунистов расстреляли священников и разграбили собор в Мехорада-дель-Кампо, что произвело на него большое впечатление. Гальего Мартинес поступил в трапистский монастырь, но покинул его через 8 лет в 1961 году, так как заболел туберкулёзом. Тогда, вернувшись в свой родной город, Хусто начал строить свой собор на участке земли, унаследованном от родителей. Он пообещал, что если излечится от туберкулёза, то построит собор, посвящённый Богородице Пиларской, чья основная святыня находится в Сарагосе.
Гальего начал строить собор 12 октября 1961 г., в день памяти Богородицы Пиларской. Он говорит: «План собора есть только в моей голове, и со временем он пересматривается, в зависимости от моих возможностей и вдохновения».
Внешний размер здания 20×50 м, а общая площадь участка 8 000м2, высота купола главного здания (по образцу базилики Святого Петра) около 40 метров, диаметр около 12 метров.
Большинство строительных материалов и инструментов, которыми Хусто пользуется для строительства своего собора, являются вторичным сырьём.
Некоторые строительные фирмы, в частности, кирпичный завод г. Мехорада-дель-Кампо, жертвуют материалы на возведение храма. Колонны, например, сделаны из бочек для бензина.
Здание строится без помощи крана. Необходимо приблизительно 15-20 лет для завершения строительства.
Хусто Гальего работает в основном в одиночку, но иногда ему помогают шесть его племянников и, время от времени, добровольцы, часто из других стран. Обычно он начинает работать в 6 утра и работает 10 часов, кроме воскресенья.
Иногда, по ключевым вопросам, он консультируется с экспертами за свой счет. Финансирование строительства осуществляется за счёт аренды или продажи унаследованных им земель и за счёт частных пожертвований. В 2005 году рекламная кампания безалкогольного напитка Aquarius принесла ему и его собору известность во всей Испании и во многих странах.
У Хусто нет официального разрешения на строительство от властей Мехорада-дель-Кампо. Его собор строится в частном порядке, без благословения или поддержки Католической Церкви. Он объясняет свой труд так: «Это акт веры». Собор он завещал католической епархииАлькала-де-Энарес, к которой г. Мехорада относится территориально.
Жители Мехорады по-разному относятся к строительству храма: некоторые оценивают труд Хусто положительно, полагая, что такая достопримечательность способствует привлечению туристов в их небольшой городок. Другие считают собор никуда не годным и ждут, что городские власти наконец-то прекратят его возведение.
В 2006 г. был снят короткий документальный фильм о Гальего на телеканале Discovery (в латиноамериканской версии). О нём также упоминается в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Хусто Галлего широко известен в испанском мире как Дон Хусто и Безумец. На сегодня он наиболее известный испанский архитектор-самоучка во всем мире, поскольку в мире не так много людей, посвятивших свою жизнь строительству собора… в одиночку, в знак собственного нравственного выбора. С детства испытывая сильные религиозные чувства, он в возрасте 27 лет ушел в монастырь, который вынужден был покинуть через 8 лет, т.к. заболел туберкулезом и боялся заразить других братьев по вере.
На его примере мы видим, что такое истинная вера. По настоящему верующие люди хотят что-то создать, оставить после себя что-то тем. кто будет жить после них, отдыхая в тени дерева, которое они посадили, зная, что не увидят его мощной кроны.
Нынче много кровавых преступлений прикрывается именно верой, а это не так. Разрушение, кровь, изуверство — выявляет отсутствие души и одни уголовные мотивации. Желание обобрать ближнего, прежде всего, на саму жизнь, — и есть истинная мотивация всех «рывалюционных преобразований общества».
…Заболев туберкулезом, дон Хусто расстроенным и подавленным вернулся в родной город. И здесь, после всех потрясений Гражданской войны, собственного краха в жизни, он решает иным способом вымолить прощение за гуманитарную катастрофу , испытывая обостренное чувство ответственности, желая мира и добра всему сущему.
Он решает построить на унаследованном от родителей земельном участке собор. «Собор Хусто Гальего Мартинеса» — это огромное здание, создаваемое по образу и подобию христианского собора, расположенное в г. Мехорада-дель-Кампо неподалеку от Мадрида
Не имея полноценного образования, каких-то познаний в архитектуре и строительных технологиях, не располагая даже разрешением на строительство (поскольку понятия не имел о таких «тонкостях»), он начинает свой грандиозный подвиг послушания. Естественно, он не имеет и четкого плана строительства к началу работ. Представление о том, на что должен быть похожим собор, он почерпнул из иллюстрированных книг о соборах и замках Испании.
До сих пор с самого начала строительства Дон Хусто встает ежедневно в 3:30 утра и принимается за работу. Периодически у него появляются добровольные помощники, но большую часть времени он работает один. Ведь не каждому под силу стать таким послушником от архитектуры.
В качестве материалов он использует строительные отходы с пригородных строительных мусорных площадок, а также материалы, подаренные строительными компаниями в качестве благотворительности.
Строящийся собор посвящен Богоматери Пилар (Nuestra Senora del Pilar). Согласно легенде св. Дева явилась апостолу Сантьяго на берегах реки Эбро и поддержала святого в его нелегком миссионерском долге — распространении христианства в Испании.
Причем Богоматерь явилась Святому Сантьяго на колонне (колонна, столп — по-испански pilar), отсюда и имя Святая Дева Пилар. Культ Богоматери Пилар один из самых почитаемых и известных в католической Испании.
Собор занимает площадь 20 х 50 метров. Купол возвышается на 60 метров. Собор имеет сложную планировку и включает в себя библиотеку, служебные и жилые помещения. Собор не достроен и лишь Богу известно, успеет ли Дон Хусто его завершить.
Вот уже 50 лет дон Хусто работает над своим сооружением; за редким исключением, он все делает своими руками. Самое удивительное то, что этот человек не имеет понятия не только об архитектуре, не только о каменщицком деле, но и его школьное обучение было прервано гражданской войной. Собор возводится без планов, без проектов: все замыслы хранятся в голове строителя.
Собор по настоящее время не оформлен как строение и не благословлен католической церковью. Мнения местных жителей относительно собора не отличаются единством – есть как сторонники, так и противники. Несмотря на это собор является местной достопримечательностью, привлекающей туристов.
Однако большинство местных жителей города Мехорада-дель-Кампо называют здание «собором ненормального». Уже в течение 50 лет дон Хусто стучит молотком, заливает бетон в формы и взбирается на стены с рассвета и до заката. Это уникальное сооружение прославило небольшой город Мехорада в 20 км от Мадрида.
В 2005 году рекламный ролик газировки «Аквариус» прославил дона Хусто и его собор на весь мир. Музей Современного Искусства в Нью-Йорке посвятил фотовыставку этому оригинальному примеру религиозного зодчества.
Здание занимает участок площадью в 4.740 м2, который оценивается в 1.170.000 евро. В настоящее время собор имеет в высоту 35 м от пола первого этажа до макушки купола. Обе башни достигают 60 м в высоту и 25 в ширину. В здании представлены все элементы классического собора: крипта, клуатр, лестница на фасаде, аркады, портики, винтовые лестницы и т. д.
Дон Хусто пользуется для создания собора вторсырье. Он находит применение как бытовым отходам, так и строительным материалам, забракованным изготовителями, в частности, местной кирпичной фабрикой. К примеру, для возведения несущих колонн, зодчий использует пустые бидоны из-под бензина в качестве форм, для тонких декоративных колонн — жестяные банки из-под какао, наполненные бетоном, велосипедное колесо выполняет роль подъемного блока.
Следует отметить огромный план собора, состоящий из трех нефов. Центральный неф — самый широкий, согласно основному архитектурному канону, принятому в церковном строительстве. Все нефы перекрыты коробковыми сводами, которые в настоящее время не закончены, так что всякий может посмотреть их каркас, выполненный из спиральной проволоки и бетона.
Для перекрытий дон Хусто пользуется легкими материалами типа гравия, смешанного с бетоном, по примеру современных построек, когда необходимо придать зданию большую легкость. Также в центральном нефе устроен трифорий и, возможно, весь неф по периметру будет окружен хорами, предназначенными для доступа на верхний этаж собора. Алтарная часть центрального нефа выполнена в форме большой апсиды. Наружу выступают боковые часовни и башни. В центральной части собора возвышается купол на парусе. Крыша выполнена из положенных внахлест пластин, подобно коробковому своду нефа. В стенах устроены оконные проемы, призванные напомнить, что Христос — это Свет. По замыслу строителя, все проемы в будут закрыты витражами.
Бетон, проволока, железные конструкции: их различные сочетания призваны воплотить разнообразие архитектурных форм. Похоже, что для одного-единственного человека, все сделано слишком хорошо. Особенно поражают кирпичи. Бросается в глаза, что повсюду из наиболее «старых» кирпичей сложена нижняя часть собора, причем уложены они как в игре «Тетрис»: это бракованные кирпичи, которые дон Хусто собирал среди отходов местной кирпичной фабрики.
Без сомнения, это наиболее впечатляющий элемент сооружения, если не забывать, что его выполнил один человек без посторонней помощи. Купол прекрасно просматривается из внутреннего дворика (клуатра). Многочисленные бюсты украшают верхнюю часть собора, напоминая о скульптурах, которым было модно украшать крыши зданий эпохи Возрождения.
Как и полагается уважающему себя собору, в здании устроена крипта, войти в которую можно как из центрального нефа, так и из клуатра через боковую дверь. И все-таки крипта не перестает удивлять посетителей: считая её, дон Хусто возвел своими руками три уровня собора — титаническая работа!
Существует гораздо больше фотографий правого крыла и нижней части главной лестницы. Там посетителей встречают многочисленные колонны, выполненные чисто кустарным способом: дон Хусто заливает бетон в цилиндрические банки из-под краски, затем вынимает высохшие блоки и соединяет их с помощью металлических стержней и тросов. Невооруженным глазом заметно, что перила и некоторые соединительные детали собраны из выпрямленных фрагментов старых конструкций, собранных со свалки: теперь они соединены бетоном, обмотаны электрокабелем и даже просто куском резины. В этой части здания нам встречается много любопытных построек: например, помещение, занятое под склад, крыша которого представляет собой несколько двускатных нефов. Вспоминая биографию дона Хусто, мы можем предположить что это может быть переоборудованный скотный двор или амбар, так как его дом на нынешнем месте, занимаемом собором, имел подходящую планировку. Это просторное квадратное здание вполне могло ранее использоваться в качестве загона для скота, крытого соломой или досками. Рядом разместились другие подсобные помещения, которые пока не закончены. Одно из них используется для отдыха добровольцев, помогающих дону Хусто летом; за этим зданием проходит каменная дорожка, ведущая к главному входу.
* * *
В провинции Бургос на севере Испании находится Кастильо-де-лас Куэвас (Castillo de las Cuevas) или Пещерный замок. Данное строение — это результат труда очень целеустремленного и решительного человека по имени Серафин Вилларан (Serafin Villarán). Мужчина давно хотел построить свой собственный замок и в одиночку превратил свою мечту в реальность.
Серафин родился в 1935 году в городе Бургос. Он получил нехитрое образование, работал сварщиком на одном из местных заводов, никогда не был связан со строительством. Но когда мужчине исполнилось 42 года, ему в голову пришла идея построить для себя сказочный замок, и он решил воплотить свою мечту в реальность.
Сперва Серафин приобрел участок земли. Главным строительным материалом стали речные камни, которые мужчина собирал собственноручно возле протекающих рядом рек – Нела и Труэба, и скреплял их цементным раствором. Он считал, что такая технология придаст крепости грозный средневековый вид В работе новоявленный строитель-архитектор полагался исключительно на свое воображение и вдохновение. Как вы можете догадаться, в детстве он любил читать книги о рыцарях и замках.
Сейчас Пещерный замок полностью закончен. Серафин потратил около 20 лет на возведение замка, но так и не сумел увидеть свое детище в готовом виде, т.к. в 1998 году он умер. Но его дело не прекратилось со смертью – дочка Иоланда и сын Луи Серафин знают, что значила для отца эта личная крепость. Ежегодно они вкладывают около $2500 в продолжение работ над семейной крепостью.
Замок уже сейчас, без внутренней отделки, внушает уважение к своему создателю: он пятиэтажный, с несколькими выступающими округлыми башнями с бойницами по периметру верхнего яруса.
Продолжение следует…
Читать по теме:
2 комментария
Ээээм. При советской власти в 50-60-е туберкулез результативно и массово лечили… Вопросы были решены на государственном уровне.
Ну, согласно его биографии, дон Хусто попал в монастырь в 1941 году. Заболел открытой формой туберкулеза в 1948 г. У нас тоже в это время наблюдалась аналогичная картина. Массовое жилищное строительство конца 50-х начала 60-х развернулось на фоне эпидемии туберкулеза..