Очень многим часто снятся сны, что они опять в школе или в институте, сдают экзамены или пишут контрольные … Такая легкая форма ночного кошмара. Бывает …
Начался новый учебный год. У наших детей наступила трудовая вахта, родители в стороне тоже не останутся, увы. Поэтому следует освежить восприятие. Что там у нас по школьной программе литературы грядет в ближайшее время? …
Опять же, имея «на руках» дочь, будущую невесту, следует разобраться с мужской мотивацией и тактикой/стратегией поведения «вероятного противника».
Хотя, у меня последнее время сложилось стойкое убеждение, что девочек надо воспитывать на Джейн Остин. Особенно полезен в этом отношении роман «Гордость и предубеждение» (какой там красноречивый момент, когда героиня сменила гнев на милость после посещения родового поместья своего избранника: особнячок, определенно, ей приглянулся), но разве ж заставишь читать такую архаику и сериал-то не смотрят …
Но вернемся к школьной программе, хрестоматийные вещи которой англичане сумели-таки «испоганить». Вот почему, когда наши экранизируют «Шерлока Холмса», островитяне признают его лучшим? Даже Переверзев в «Чисто английском убийстве» самый «английский» слуга получился. А они?! Не смотря на то, что серьезно взялись за Евгения Онегина, получили весьма спорный результат, не сказать хуже. Весь фильм не покидает мысль, что на складе остался массив костюмов с того же сериала «Гордость и предубеждение» и они искали какое-либо произведение с действием, происходившем приблизительно в то же время…
Та-а-ак — с, приступим. Осточертевшая всем хрестоматийная пьеса — «Горе от ума».
Да, разошлась она на цитаты. Да, любят её ставить в Малом театре. Да, есть знаменитый, потом «закрытый», товстоноговский спектакль с Сергеем Юрским в главной роли. Да, обратился к ней Олег Меньшиков. Но никак не могла заставить себя перечитать данное произведение, … а придется. У меня старое издание, которое ещё сама в школе читала, с иллюстрациями академика живописи Д.Н.Кардовского (жена его, О.Л.Делла-Вос — Кардовская, кстати, выдвигалась на звание академика в 1917г., с 1924г профессор Академии Художеств).
Д.Кардовский — мастер рисунка. Родился 24 августа (5 сентября) 1866 года в деревне Осурово, что ныне в Переславском районе Ярославской области. Ученик И.Е. Репина и П.П. Чистякова, он прошел хорошую школу академического рисунка, пополнил свои знания в мастерской профессора Ашбэ в Мюнхене, что позволило ему обобщить лучший опыт преподавания русской и европейской школ рисунка. Именно в графике Кардовский добился самых больших успехов. В первую очередь в книжной иллюстрации. Способность проникнуть во внутреннюю атмосферу литературных произведений, постичь характеры действующих лиц и образно передать это в рисунках, сделали его иллюстрации превосходными и во многих случаях непревзойденными («Каштанка» А.П. Чехова, «Невский проспект» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова). Иллюстрации Кардовского украсили книги Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Крылова. Л. Леонова, Д. Дефо и других писателей.
Помните о чем пьеса? Приезжает молодой человек из-за границы, не поверите, жениться хочет. И сразу «с корабля на бал» в дом к девушке, которой:
«Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков.»
А у нее другой поклонник, секретарь отца. Наш герой не спрашивает предмет своих мечтаний о её собственных чувствах к себе, почему-то уверен, что его тут ждали. Потом, правда, замечает, что папаша хочет выдать дочь замуж за военного. А она сама падает в странные обмороки. Наконец-то, пытается выяснить наличие возможного соперника, при этом много злословит, обличает всех и вся, читает морали и нотации направо и налево. Пренеприятнейший тип! Помните подобного у Мольера, Тартюфа? Тоже доставал окружающих нравоучениями. Так того пришлось волею короля утихомиривать.
Здесь обошлись домашними средствами. Случайно вышло. Девушка неловко обмолвилась о его «сумасшествии» (ну, метафору обронила). А её поняли превратно, то есть буквально. Вот и понеслось … Не очень красиво получилось. Особенно, когда наш путешественник подслушал саморазоблачение секретаря и сцену разрыва с лицемером. Героиня потрясена, такой удар, а тут этот неудачливый поклонник развопился по поводу своего израненного самолюбия, аж папаша прибежал. Мало того, этот персонаж ещё и растрепался отцу о всех перипетиях происшедшего, короче, «заложил» героиню гад. Хорошо старичок умом не блистал, похоже, ничего толком не понял.
В общем, как снег на голову, свалился бывший знакомый в близкую семью, всем нахамил, нанес непоправимый удар репутации девушки и свалил. Транспортом его, вишь, обеспечьте. Подайте эту пресловутую карету. Да, скатертью дорога …
Можете освежить воспоминания:
Горе от ума. Олег Меньшиков. ТТ814
Вот спрашивается, откуда такие берутся? Сильно далеко копать не будем. Только Заратустру помянем:
Еще Заратустра понял, что оседлый земледелец и скотовод слабы против завоевателей и грабителей, которые, не будучи озабочены собственным хозяйством, подвижны и могут концентрировать силы. (Покровский Станислав)
Для защиты населения требуется войско.
Устроено это было следующим образом:
К развитию системы приложил свою руку Петр I:
А вот Екатерина II заплатила за свое восхождение на престол жалованием вольности дворянству:
Жалованная грамота дворянству:
- Подтверждались уже существующие права.
- дворянство освобождалось от расквартирования войсковых частей и команд
- от телесных наказаний
- дворянство получило право собственности на недра земли
- право иметь свои сословные учреждения
- изменилось наименование 1-ого сословия: не «дворянство», а «благородное дворянство».
- запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.
- дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в «Грамоте» не говорится ни слова о монопольном праве иметь крепостных.
- украинские старшины уравнивались в правах с русскими дворянами.
У Чацкого было душ 300-400, не сильно много. Фамусов же рассматривал кандидатов в женихи при наличии душ эдак 2000. К тому, Александр Андреевич не служил, хотя связи имелись и, возможно, попытки начать карьеру делались, но не сложилось. Поэтому наш герой в глазах отца мало отличается от Репетилова, который уже «взят в опеку» и кроме загулов и болтовни ни в чем себя не прявил. Своей дочери он плохого не желает, за голодранца отдавать не стремится.
А Чацкий не богат, но и не беден, пока ему хватает. Государство служить не заставляет, поэтому можно ездить за границу, свободно располагать своим временем и заниматься критиканством.
Из той же среды и Онегин.
К этому роману в стихах есть иллюстрации О.Делла-Вос Кардовской, но они хранятся в музее Пушкина (в сети не нашла). Имеется несколько рисунков Е.Бем:
Елизавета Меркурьевна родилась в Санкт-Петербурге, детство провела в родовом имении Эндауровых в селе Щипцы Пошехонского уезда Ярославской губернии. С 1857 по 1864 гг. обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, окончив её с серебряной медалью. В 1867 году она вышла замуж за Людвига Францевича Бёма, брак был счастливым, и у супругов родилось несколько детей.
Сейчас её открытки на антикварном рынке являются наиболее дорогими и востребованными.
Посмотрите, как мило она использует детские образы во «взрослых» сюжетах, поэтому позволю себе «проиллюстрировать» Пушкина её работами.
Итак, у Евгения беспечное детство и юность. Отец состояние промотал, сын даже не вступил в наследство (уж слишком оно было отягащено долгами). К счастью, имелся хозяйственный дядюшка, у которого собственных детей не было. Поэтому-то Онегин и направился в провинцию, имение оставлено ему.
Лень так сложно преодолеть (по себе знаю), поэтому, дабы не заниматься рутиной, своих крепостных герой Пушкина отпустил на оброк (либерал).
Заняться нечем, общество вокруг не столь блестяще, как привык в столице. Сноб! Интересов общих, практически, никаких. Девушки милы, но ещё слишком молоды и ограничены, несколько простоваты. По глупости убил друга. От угрызений совести сбежал путешествовать … Короче, амбициозный инфантил.
Вернулся в Петербург. А, оказывается, для приобретения светскости и столичного лоска женщине много времени не требуется. Татьяна поражает его воображение. Ах, как жаль утраченных возможностей …
Критики плешь проели: «реальная оппозиционность социуму Онегина». Что это такое? В чем выражается? С каких позиций он оппонирует и кому (хотя бы, какому слою общества)?
Ну, приехал в деревню столичный франт, поддостали его местные «лапотники», делов-то. Вся его оппозиция – это нежелание поступить на какую-либо службу (существовать есть на что, дядюшкино наследство).
Проблема в том, что целому общественному слою предоставили право жить без обязанностей перед государством. Этим правом воспользовались, конечно, не все, но разложение сословия, все же, воспоследовало.
Ну, не захотел молодой человек взять на себя обязательства перед женщиной, перед государем, … оказалось, что и жить незачем. Одних прав мужчине оказывается недостаточно. Что он без долга? …
Ещё эти критики высматривают генетическую связь наших героев с декабристами. Ну да, времен свободного предостаточно. Да и декабристы продемострировали редкое раздолбайство и неорганизованность во время восстания. Если в их ряды входили подобные персонажи, не имеющие навыка практической деятельности, то запросто…
Странно, что «энциклопедия русской жизни» до сих пор не экранизирована у нас (только англичане подсуетились, о чем я уже ругалась).
Есть только фильм-опера 1958г.
Собственно говоря, на этом-то и хотела сначала закончить. Но, потом посетила крамольная мысль, что имеется некоторая незавершенность «сюжета». Должен же обобщенный «герой того времени», все таки, жениться. Почему-то у Лермонтова первым вспоминается Печорин, а он в мою «схему» не укладывается. Ба! Да ведь есть же другой. Опять Евгений, но Арбенин.
Смотрите, такая же бурная молодость, почти цитата из «Евгения Онегина»:
Казарин
Так… я вспоминаю Про прежнее… когда с тобой Кутили мы, в чью голову, — не знаю, Хоть оба мы ребята с головой!.. Вот было время… Утром отдых, нега, Воспоминания приятного ночлега… Потом обед, вино-Рауля честь… В граненых кубках пенится и блещет, Беседа шумная, острот не перечесть. Потом в театр — душа трепещет При мысли, как с тобой вдвоем из-за кулис Выманивали мы танцовщиц и актрис…
Правда, этот герой попроще будет — игрок, но удачливый. В какой-то момент он стал богат (о природе состояния автор предоставляет возможность читателю догадываться самому), одумался и, даже удачно женился, полюбив, просто, ангельское создание.
Мне кажется, что образ Нины можно проиллюстрировать портретами Кристины Робертсон:
А Баронесса могла бы выглядеть вот так:
Кристина Робертсон (1796-1854) — шотландская художница. Провела много лет в России при императорском дворе, где получила широкую известность. Кристина Робертсон считается одной из самых талантлевых художников середины 19-го века,а это значимое достижение для женщины и многодетной матери. Кристина Робертсон родилась в Файфе, Шотландия в 1796г. Неизвестно, когда художница начала писать картины и какое получила образование. В 1822 вышла замуж за художника Джеймса Робертсона и они осели в Лондоне. У Кристины Робертсон родились 8 детей, 4 из которых умрут в детстве. Начиная с 1823г. художница принимает участие в ежегодных выставках Королевской академии в Лондоне и Эдинбурге. В 1829 её выбрали почётным членом Шотландской академии (первая женщина когда-либо получавшая такое признание). На протяжение 30-х годов несколько раз была в Париже. Её портреты часто использовали популярные журналы 30-х и 40-х годов. Именно по журналам её имя стало известно в России. В 1837г. В 1839г. Кристина Робертсон принимает участие в выставке при академии художеств в Санкт-Петербурге. Уже в 1840 ей заказали два портрета во весь рост: Императора Николая первого и императрицы Александры Фёдоровны. После этого Робертсон получила огромное количество заказов. Второе посещение России оказалось для художницы долгим (с 1847 по 1854г.). Здесь она пишет множество портретов. В 1953 её здоровье ухуджается и возможно у Кристины Робертсон появляються финансовые трудности (есть свидетельства, что часть заказчиков отказались платить за работы художницы). Кристина Робертсон умерла в Санкт-Петербурге в 1854 и была похоронена на Волковском кладбище.
И вот тут только лишний раз убеждаемся в справедливости высказывания: «Многия знания — многия печали». Причем, важен характер этого знания. Неведение о темных сторонах бытия, вероятно, не так уж плохо.
Можно сказать, тени прошлого (загадочный незнакомец) пришли за воздаянием. Героя обуяла подозрительность и ревность. Слишком хорошо он помнил, как просто обманывать доверчивость других мужей, как легкомысленны и лицемерны бывают другие женщины. Иных примеров он, по-видимому, в своей жизни не знал или не придавал им значения. Опять же, праздность до добра мужчину не доводит, ведь, и подумать-то, кроме как о пороках, оказывается не о чем …
Смотрите, если у Чацкого финал — это комедия положения какая-то, хотя и не слишком радостная, в «Евгении Онегине» мы имеем дело уже с драмой, то «Маскарад» становится трагедией. Убийство невинной женщины (почти Дездемона) и сумасшествие главного героя, уже по-настоящему.
Кстати, всем рассматриваемым героям (это я мужчин, естественно, «грязью поливаю») присуще болезненное самолюбие и законченный эгоцентризм. Они не умеют учитывать и жить интересами других. Это, конечно объяснимо, такие навыки могут придти с рождением собственных детей или на службе, где с чаяниями окружающих волей-неволей приходится считаться в той или иной мере. Даже любовь к женщине они испытывают, какую-то потребительскую, что ли?
Знаменитых постановок этой пьесы много: Мейерхольдовская в Мариинке 1917г. оформленная Головиным, фильм Сергея Герасимова с Тамарой Макаровой (1941г.), но мне в роли Арбенина наиболее интересен Михаил Казаков (1985г.).
7 комментариев
Интересный (и на мой взгляд верный) взгляд на персонажей знакомых со школы. Самое интересное, что Чацкий мне всегда не нравился на уровне интуиции, словами выразить не мог. А Вы смогли.
Большое спасибо NATALI! Как всегда интересно!!!
Вам спасибо за внимание и поддержку.
Замечательно!!! Распушила всех «героев нашего времени» в хвост и в гриву. Сколько же можно неверные акценты расставлять. Мы же с этим в жизнь пошли, жалеть и ждать. А был бы еще в школе такой нормальный анализ литературных произведений, эх…
Рада , что понравилось.
Вот, своих-то детей жалко, поэтому и приходится задумываться.
Ну, не все так грустно. Дарю восторг. Украина. Алексей Кузнецов. Adagio (T.G. Albinoni)
http://www.youtube.com/watch?v=n1S7NYKlwTM
Замечательно юноша поет.
У Вас великолепная и очень интересная информация!Спасибо!Удачи Вам и успехов!С уважением!КТН.