…Вы никогда в детстве не гадали по книгам? Многое потеряли! Впрочем, современное чтение по большому счету — сегодня превращается в такое гадание — в ответе на извечный вопрос: «Что именно очередной гражданин, выдаваемый за писателя, оставит в душе? Обычный неприятный осадок? Равнодушие? Стойкое ощущение украденного времени и денег?..»
Очень давно ничего другого подавляющему большинству читателей из бывшей «самой читающей страны мира» — и в голову не приходит. Давно забыты цели и задачи искусства, как и почему оно возникло, как развивалось — рука об руку с развитием общества.
Сразу скажу, что не собираюсь «расставлять акценты» на благо тех, кто привык «ловить удачу» по чужим карманам. Все эти вопросы давно обсуждались в публицистическом цикле Нравственные критерии анализа блога «Огурцова на линии«, чтобы затем воссоединиться в серии книг:
- Дедюхова И.А. Нравственные критерии анализа. Часть I
- Дедюхова И.А. Нравственные критерии анализа. Часть II
И мы заждались очередной серии, так как еще не рассмотрены темы «власть и нравственность», «власть и закон», «о римском праве и нравственном законе внутри», которые когда-то открыли для меня новый мир!
Твое молчание, мой брат,
В согласье я приму.
Кто возвращается назад,
Пожнет одну войну.Зачем нам воевать с собой?
Давай, закатим пир!
И рядом с голубой горой
Откроем новый мир.Поедем за море, мой брат,
Я парус подниму!
Кто возвращается назад,
Пожнет одну войну…Финал романа И. Дедюховой «Повелительница снов»
Простые строчки — вообще-то «вольный пересказ» японского эпоса о двух братьев, открывших остров Хонсю с горой Фудзи. Но, кто читал «Повелительницу снов», выдвинутую от издательства «Летний сад» на премию «Национальный бестселлер» в 2004 году, — тот знает, что каждая глава там, при всей кажущейся простоте и безыскусности — очередное открытие целого мира, в том числе, и в самом читателе.
Что пережила Ирина Анатольевна в своем «становлении», мы все видели. Поражает лишь глухота профессиональных «филологов», упорно «не замечавших», что вообще-то перед нами автор уровня Александра Сергеевича Пушкина, но со значительно более широким кругозором и научной базой. Строго говоря, мыслитель!
Это отлично понимают все, поскольку все «просеивают» ее ресурсы и сегодня, когда она предпочитает выступать лишь на вебинарах.
Слишком многое «простая» искренность (с обескураживающей точностью гения) Дедюховой изменила вокруг, в том числе и в тех, о ком шла речь в первой части этой статьи. Здесь даже не только банальная зависть, желание украсть и присвоить то, что тебе не принадлежит.
Согласитесь, в условиях «современного литературного процесса» такое желание не просто банально, оно пронизывает каждого, кто не понимает главной мысли «Нравственных критериев в анализе»: хочешь ты того или нет, но если не выставишь в самом начале нравственные приоритеты, в результате у тебя ничего не получится.
Наш мир возник именно так! Кем бы ты ни был, но если не будешь следовать с самого начала хорошо всем известным с детства нравственным критериям («что такое хорошо, а что такое плохо») — ты ничего не создашь, ты только разрушишь.
А любое разрушение — это непременная кража чужих жизней, чужого труда, чужих усилий, надежд, мечтаний, чувств… И если речь идет о литературном творчестве, то эта кража тем гаже, чем более исподволь она осуществляется. Такой вот вороватой ручонкой в карман растерянного человека, желающего не просто узнать будущее, а получить опору в настоящем. Кому нужно «будущее», простите, если все живут настоящим?
Давайте с этой позиции рассмотрим все, на что же пригодились книги, выставленные в далеком 2004 году вместо «Повелительницы снов». Сразу отметим, что несправедливость этого решения зашкаливает. Ведь из всего, что там наворотили на букерах-нацбестах — это был единственный роман, причем, в русской литературной традиции. И не пресловутый «Альтист Данилов», а именно «Повелительница снов» продолжала «Мастера и Маргариту», в чем мы могли убедиться неоднократно, глядя на истерики деятелей Массолита, всех этих берлиозов-латунских.
Но я всегда с иронией отмечала, что ведь не автор «Альтиста Данилова» оказался способным защитить Мастеров из Большого театра, а именно Дедюхова! И разве роман «Парнасские сестры» — это не есть вершина духа нашего времени, именно то, что от него останется потомкам?
Господа, как говорил Марк Твен «98% процентов людей, в конечном счете, умирает». Боюсь, что мы с вами не входим в два процента, поэтому рано или поздно… умрем.
Проблема не том, что человек смертен, а в том, что он внезапно смертен!
Многие осуществляют попытку пройти в то число избранных 2%, мягко говоря, превратно. Они считают, что издание книг, присвоение им литературных премию — это гарантия пройти в 2%, не замечая, что все уже сказано про это и написано Мастером.
И когда нас всех не будет… действительно останется только то, что интересно на самом деле, без интрижек берлиозов-латунских! Как тут не вспомнить фразу затравленной И.А., весьма раздражающую «истинных ценителей» ее творчества: «От вас всех останется то, что я скажу!»
Неприятно такое слушать, верно? Ведь все знают, что И.А. не ошибается и всегда говорит правду. Кому такое надо?..
Мы-то можем «не замечать», что приведенные в первой части статьи факты пробуждения внезапного интереса к Рюриковичам у мужчин (с очень низкими общественными запросами и еще более низкой требовательностью к себе) — произошли… из-за попытки экранизации/инсценировки для Дедюховой страниц «Мастера и Маргариты» — именно в качестве признания ее… Мастером! Но вряд ли мимо такого любопытного факта пройдут наши потомки, кем бы они ни были.
Напомню, что после изъятия компьютеров И.А., уничтожения плодов ее 11-летней литературной деятельности, благодаря чему мы сегодня не имеем второй части «Человеков-анфибий» и полную версию «Джидайских хроник» про Васю и Леву, — зато имеет массу макулатуры, годной лишь на растопку осенью на даче.
Сегодня мы имеем массу невзрачных «личностей», представленных нам в качестве «писателей», которые не только не пригодились за последние полгода, но и вызвали массу негатива… обычным неумением вести себя в обществе, каким-то инфантильным, убогим отношением к людям, к Родине, к жизни… Ну, ей богу, стыдоба!
Знаменитая российская писательница Людмила Улицкая, опубликовавшая после награждения Европейской литературной премией критическое эссе о «больной России», приехала на Украину на 21-й Форум издателей во Львове, где издательство «Фолио» выпустило ее роман 2006 года «Даниэль Штайн, переводчик» — бестселлер о жизни еврея, который работал в гестапо и спасал людей, выжил и стал католическим священником.
На форуме Улицкая заявила, что Львов ее удивил: «Я была в красивых музеях, меня поразила эта серьезная культура. Я довольна атмосферой во Львове, картинка, конечно, не соответствует тому, что показывают на российском телевидении. Есть ощущение, что Украина ближе к обновлению, очистка, изменение курса», — цитирует ее Gazeta.ua.
По словам писательницы, в России власть давит на культуру: «Я всегда говорю, что я обслуживаю культурное пространство. А культурное пространство сейчас зависит от политической ситуации. И чтобы этот процесс зависимости и свертывания культуры двигался медленнее — я здесь. Импульс творчества — это свобода, нет свободы — нет культуры.
Как она «обслуживала культурное пространство», мы уже отмечали. Это был хорошо знакомый Массолит берлиозов-латунских, с их необоснованным самомнение и неспособностью к творчеству.
Культурное пространство России — невозможно без любви к Родине, какие бы тяжелые дни она не переживала. Это ведь сказала не Улицкая, а Дедюхова! А Улицкая при этом — гадила в душу всем русским женщинам, залезая им в трусы в тот момент, когда мы все и так чувствовали себя униженными.
Но все это происходило именно потому, что Улицкая с самого начала не понимала, насколько неприлично себя ведет в чужом ей культурном пространстве. Впрочем, стоило бы ей только над этим задуматься, не было бы и нынешнего «феномена» с помоями на Россию.
Как и не было «романа» на русском, о еврее, работавшем в гестапо. Я не стану оспаривать то, что он кому-то там помог. Но ведь всем понятно, что такой путь человек выбрал исключительно из задач спасения собственной шкуры. Это в герое Улицкой — основная мотивация. Как и все, что она несла про Россию во Львове.
Но культура может уйти в подполье. На открытии Сочинской олимпиады было пышно и культурно, но те персоналии, которые были на камерах, художники, поэты — среди них не было ни одного, который не подвергался притеснениям власти. Глядя на это великолепие, виден был след борьбы государства с культурой. Это русская традиция. Толстой, Достоевский, Чехов был на Сахалине, страдали от репрессий».
Как замечательно, что настоящая культура не «ушла в подполье», а продолжается вебинарами о русской литературе, где мы на днях убедились, насколько лжива и неграмотна эта гражданка, решившая «обслужить» нашу культуру! На днях душой радовалась вебинару по пьесе Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон». Подумала тогда, насколько же душевно щедрым человеком надо быть, чтобы оживить все эти образы… Причем, с огромным юмором о «стервозности» женских коллективов, отнюдь не с дешевым пафосом типа поэмы «Русские женщины»!
И вопрос по этой «служительнице» — не к ней, а к тем, кто много лет навязывал эту мерзость, которую я даже обсуждать не собираюсь! Но какое отношение эти люди имеют к русской литературе и… общечеловеческой культуре в целом, без разбивки на национальные гетто и резервации? А в точности такое же, как и Массолит берлиозов-латунских!
«Оттиск страха сейчас наложил на нас страх, который был в СССР. Это тяжелая болезнь, которая лечится не одно поколение. Украина ближе к высвобождению от этого страха с СССР, чем Россия», — считает Улицкая.
По ее мнению, Россия переживает раскол: «Те более 80% людей, которые поддерживают власть, аннексию Крыма, не монолитные, может быть раскол. Все события — это страх нашей власти перед действиями людей на Майдане».
Насколько же разное отношение к Майдану у Улицкой и Дедюховой! И.А. видит суть этих явлений в том, что самопрозглашенная кучка уличными беспорядками пытается заткнуть рот, «кому есть что сказать», но кто достаточно культурен, чтобы не участвовать этих массовых сборищах, где право слова получают лишь те, кто имеет доступ к трибунам.
Как славно, что на исторических вебинарах Книжной лавки в тонкостях были подняты эти майданные «всенародные вече», интриги и манипуляции, в которые они превратили всю общественную жизнь Руси так, что «Господин Государь Великий Новгород» постепенно породил анатагониста — Великое княжество Московское…
И «культурой» с того времени не считается на русском — описание превратностей карьеры от обслуги в фашистском гестапо до католического священника. Культура России — это православная культура, отринувшая католицизм, уничтоживший в вере нравственный выбор.
Но в ХХI веке, когда любой опрос намного разумнее и порядочнее провести в Интернете, совершенно неудивительно, что именно те «писатели», кто «прорвался», благодаря интригам, протекционизму, коррупции, не создав ни одного художественного образа (то есть уже заткнув рот читателям) — выступают… против Интернета!
Она отметила, что есть очень большая разница между интернетом и реальной жизнью. По ее словам, в интернете льется река помоев — «пятая колонна» и так далее, а «спускаюсь в метро — люди говорят: спасибо, можно пожать вашу руку?».
«Ни одного человека не подошло ко мне и не сообщило, что мне пора убираться в Израиль», — сказала она.
Так следовало бы признаться в откровенной лжи на наше общество по поводу «ксенофобии» и «антисемитизма». Хотя бы из чувства справедливости!
Поскольку русская культура вытекает не из «свободы творчества» тех, кто заведомо не способен создать ни одного художественного образа, а именно из справедливости! И не понимать это может лишь… мерзавка.
Мы открываем книгу, чтобы хоть немного добрать нехватку справедливости. А это можно получить лишь от душевно щедрого человека! Каждый раз при этом вспоминаю слова И.А., насколько недопустима в литературе, в искусстве «прямая нотация».
Иногда жизнь, где повсюду навязываются лишь те, кто при каждом удобном случае залезает в твой карман, — так угнетает, что понимаешь, какой жестокостью, нравственной глухотой надо обладать, чтобы писать то, что уже написано Улицкой, начиная с «Казуса Кукоцкого»… Это — не говоря о бесстыдстве, превратно понимаемом Улицкой в качестве «бесстрашия».
Но она так и не поняла, что фашизм победили вовсе не те, кто прислуживал/обслуживал культуру фашистских застенков, чтобы ему потом пожали руку в метро. И речь ведь, как все понимают, не о католическом священнике еврейской национальности.
«Я не люблю власть ни одну, не было такого, чтобы я сказала — эта власть моя. Наша страна в руках КГБ, и этого Ельцину я простить не могу.
Если бы была украинкой — украинская власть мне бы не нравилась, но у вас шанс есть. Есть ли у вас новые люди, которые поведут вас в Европу, — не знаю. В России таких нет. Я буду рада, если у вас будет все хорошо», — сказала она.
Про Ельцина Улицкая совершенно беспардонно лжет! Хочется поинтересоваться, сказала ли она хоть слово — по поводу того, как представитель «ее власти», за которого они так ратовали в декабре 2011 года, трусливо не называя по имени, — открывал ему памятник в Екатеринбурге, который сегодня «некультурный народ» обливает помоями?
Но… бесстыдство и глупость этой «писательницы» просто зашкаливают, поскольку она не соображает, что выехала «заграницу», то есть во Львов — лишь благодаря Ельцину и КГБ… Так и хочется совершенно некультурно поинтересоваться: «В натуре — дура безмозглая?»
А потому и хочется напомнить, что с того момента, как эта «писательница» была провозглашена «знаменитой» — началась кампания по поводу «безмозглых русских дур». Сама я ей этой мерзавке (и тем, кто такое выдвигал, конечно) ответить не могла. Но до сих пор благодарна за достойные отповеди И,А, Как это выглядело умно, роскошно, остроумно — на фоне этого местечкового убожества!
Хочется с ехидцей поинтересоваться, как понравилась попытка поместить Дедюхову в психушку, «дом скорби» — в ходе «натурного эксперимента» по «Мастеру и Маргарите»?
Да, Ирина Анатольевна оказалась еще тем… Мастером! Мало того, что у нее в ходе «психологической экспертизы» было установлено QI=185 с рядом выдающихся способностей, вроде «абсолютной зрительной памяти»… Здесь стоило бы поинтернесоваться QI всех порицительниц «русских дур» вроде Улицкой, Рубиной и прочих. Как все понимают, он в сумме не даст полученного в ходе И.А. результата.
Но ведь перед нами, в условиях фашистского гестапо были раскрыты все карты, все «действующие лица и исполнитель» — причем так, что и крыть было нечем! Наверно, в таких условиях следует спросить с тех, кто нам 20 лет навязывал убожество в виде «русская Агата Кристи». Так как же было не оценить такое виртуозное расследование? Это редким жлобом надо быть, извините!
А теперь несколько слов о том «произведении», которое приехала представлять во Львов Людмила Улицкая. Надо заметить, что назвать это произведение романом, просто язык не поворачивается. Да, фабула понятна, вечно страдающий еврейский народ, и что дальше?
Даже, если предположить, что изложенные события — правда и существуют эти письма, записи, интервью, а когда дело касается евреев и их патологической страсти в возвеличивании себя любимых , то я всегда сомневаюсь , тогда , собственно говоря, каким образом этому дневнику присвоили название — роман? А насколько это культурно, если все же вспомнить, что такое «роман» на русском?
Роман не пишется от собственного имени, роман не только ставит вопросы к обществу, но отвечает на них. Это ведь аксиома, доказанная И.А. — и жизнью, и творчеством, с которым все давно знакомы, прикидываться нечего.
Повествование Улицкой пестрит таким количеством действующих лиц (ничтожных, неинтересных, раздрающе нудных), которые изо всех сил рассказывают, что же они чувствовали в данный конкретный момент собственной жизни, что теряешься и начинаешь вопрошать, а как же я? А как мне жить дальше? Где же я-то?..
Людмила Улицкая совершенно не понимает механизма замыкания эстетической триады! Просто потому, что это понимание ей не дано в силу ограниченности натуры. Она считает, что ее так и будут навязывать на искусственном безрыбье.
Она не учитывает того, с «Повелительницы снов», даже если бы Дедюховой после нее не было написано ни строчки, — в 2% входят те, кто дает возможность читателю узнать себя в предложенной триаде «автор-образ-читатель«.
Улицкой это не надо, она знает, что ее путь — будет самыми фашистскими методами расчищен в реальной жизни… от Дедюховой. Она даже не улавливает, какой подтекст читатель Достоевского, Булгакова и Дедюховой — услышит ее назидании: » есть очень большая разница между интернетом и реальной жизнью» О, да! В Интернете мы все свободны от назойливости ее безнравственных «раскруток».
Мне нисколько не обидно, что читатели во Львове получат «жеванку» — второсортное чтиво Улицкой. Даже испытываю… нечто вроде злорадства. С долей сожаления, конечно. Но если людям нравится тратить свою жизнь на ложь во славу этой «знаменитой писательницы», так пусть жизнью оплачивают свой местечковый снобизм.
В этом «романе» так много места уделено изложению экуменистических взглядов, что складывается мнение, что и самое написание этого романа преследовало именно такую цель, не приветствуемую, кстати, ни одной из упоминаемых конфессий. А уж какой из Улицкой — «проповедник», мы-то знаем. И от души советуем всем жителям Львова отдать должное этому безнравственному и глупому чтиву, более схожее с рукоблудством.
Как славно, что она хоть ненадолго прекратит свое «обслуживание» нашей культуры! Это чтение превращается во внутренний скандал с самим собой. Лично мне ни одна ее «мысль» и раньше не пригодилась. А уж теперь… стоит лишь недоуменно пожать плечами и отвернуться.
Все так… но есть одна особенность современного «литературного процесса», которая именно сейчас дает себя знать и в этой выходке «известной писательницы». Конечно, это ее хамское, потребительское отношение к России. Мол, обслужила» по полной программе, так, будьте любезны, расплачиваться…
Нет, от сопоставлений с И.А. тут деваться некуда! Скажите, за все время навязывания творческой беспомощности, бледной немочи — в качестве писателей, кто только не ныл, не стонал перед нами… о себе. Но кто вышел сразу же, в самое сложное время (вызвавший фурор в Интернете в 2001 г. роман Дедюховой «Повелительница снов» написан в 1997 г., все толстые журналы получили экземляр) — написал о России такие проникновенные образные строки, в тот момент, когда ее все поливали грязью? В точности так, же, как нынче ее «обслужила» Улицкая во Львове.
Этот образ «Россия — отдельная Вселенная», развитый потом, в том числе, и в теме о Рюриковичах (а иначе о них совершенно не имеет смысла нести чушь, госпда Акунин и Задорнов!), настолько уже глубоко прописался в нашей генетике, что… все эти гадости о России от Улицкой во Львове вызывают скуку.
Но тут сталкиваюсь с такой дискуссией в социальных сетях, удивляясь про себя, как трансформируется у некоторых образ строчек про «Россию — отдельную Вселенную»…
|
Геннадий Киреев … !!! …
Сергей Ткачев Про «Россию — Вселенную» и далее по тексту — не врали бы на Екатерину! Это слова Дедюховой Из романа «Повелительница снов». Задолбали местечковые спекулянты! А чего молчали пару лет назад? Совести не было?
|
Тут стоит лишь немного подождать, чтобы вдоволь умилиться образности Великого и Могучего, позволившего Петру I в XIIIV веке, без всякого Алексадра Сергеевича и Федора Михайловича заявить, например, что Россия — это » женщина, что лежала, раскинувшись, под бескрайним звездным небом…» А чего стесняться-то? Если что не так, Улицкая «обслужит»!
Конечно, Геннадий Киреев (и те, кто за ним стоит) в приступе суетливого и внезапного «патриотизма» — хватается за первую юбку, не понимая, за чью юбку хватается. Ему видится нечто исполинское, он решает, что это — Екатерина II. Понятно же, что не Улицкая!
Только особенность настоящего образа в том, что он живет — вне произведения, независимо от автора. Образ России-Вселенной так въедается, что от него уже не уйти, он сам всплывает из подсознания. А вот то, что сказала Улицкая во Львове — «ветер носит».
Но и образ тут же раскрывает и самого человека! Но кому из нас интересен какой-то Геннадий Киреев, даже не соображающий в тонкостях лексики XIIIV века? Не говоря об истории! Ведь заяви такое Екатерина, ее бы ночью подушками задушили.
Если после того, что это было заявлено в 2004 году на «Нацбесте» все начинают дружно пиарить очередного еврейского писателя из Швейцарии — «Мису Сыскина», как его тут же окрестила Ирина Анатольевна…
Продолжение следует…
4 комментария
Стоит вспомнить еще одно произведение этой мерзавки. Так называемый детский проект «Другой, другие о других», где русских деток приучают к половым девиациям. Отработала на ниве. Мерзавка.
Ох! Не хотелось мне это вспоминать… Там, если вспоминать, придется вспомнить, как на предложение написать «жесткое порно» Ирина Анатольевна ответила категорическим отказом, а эта дрянь — выскочила и всех «обслужила». Тут же ее в «Новом мире» напечатали и давай дальше тиражировать эту пакость с «Шуриком». Она ведь с этого момента окончательно с катушек съехала.
Заметила одну особенность, что после «легкой критики» нашего классика — дамочки, вроде Улицкой, перестают писать что-то элементарно связное на русском. Им, как Татьяне Толстой, начинает казаться, будто «литература умерла». Поэтому на дальнейшее смотреть крайне неприятно.
Уже интересно, кто там дальше — «в очередь, суки, в очередь!»
По «России — Вселенной» смешно получилось уже тем, что Екатерина II оказалась настолько малограмотной, что не сообразила, что «вселенную» все ж и при ее масштабах следует писать с заглавной буквы.
Что характерно, и Петр I ничего не говорил о необходимости «половых девиаций» в России.
Богатсво образов завораживает.
Приход настолько качественный что писать что либо после прочтения проблематично.
Осмыслить бы то что пришло …