Алистер Кроули — известный поэт родом из Англии, таролог, оккультист, каббалист и сатанист XIX-XX веков. Для многих последователей он остается одним из самых значимых идеологов оккультизма.
В народном понимании оккультист — это человек, выходящий в полночь в длинной черной мантии и почему-то обязательно босиком на сырую траву. После чего он вместе с другими адептами чертит пиктограмму и вызывает хозяина нашего Сатану. Получив четкие инструкции от начальства, адепт со спокойной душой идет изучать бестиарий и предаваться греху с распутными девственницами.
Самое удивительное, что представить в этих беснующихся рядах всегда элегантного и утонченного Алистера Кроули весьма сложно. Даже при том, что спустя долгие годы и тонны написанных его рукой книг эта простая британская фамилия все равно является символом мирового мистицизма и оккультизма. Теперь все рыцари пурпурного наряда и странных вещей считают его своим эталоном, едва ли не Богом.Даже некоторые сатанисты уважают его многим больше, нежели шоумена Лавея.
Для популяризации и без того хорошо известной черной магии и всякого рода мистификаций он сделал гораздо больше, чем Волан-де-Морт и прочие выдуманные персонажи с разного рода палками, жезлами и зубочистками в руках. Но многие так и не решили, кто же он — шарлатан, успешно спекулировавший на своем красноречии, или действительно человек, который что-то видел и знал. Коммерческая жилка у потомка успешных пивоваров была в крови, но была и тяга к потустороннему.
Как бы то ни было, «демон в обличье человека», как его называли особенно неуживчивые обыватели, или Зверь и Анкх-аф-на-хонс, как называл себя сам герой, оставил после себя огромный след в мире живых людей. И не только в культуре.
Телема в переводе с древнегреческого значит «воля». Так называлось веселое аббатство в романе Франсуа Рабле, девизом которого было «Делай, что изволишь». Такое название дал своему учению и самый знаменитый британский маг ХХ в. Алистер Кроули.
Алистер Кроули, иногда Элейстер Кроули (англ. Aleister Crowley), урождённый Эдвард Александр Кроули (англ. Edward Alexander Crowley, 12 октября 1875 года – 1 декабря 1947 года) – английский оккультист, церемониальный маг, каббалист, таролог, поэт, художник, романист и альпинист. Был известен как чёрный маг и сатанист XIX – XX веков, один из «видных идеологов оккультизма и сатанизма». А. Кроули является основателем учения и религиозного течения Телема (от греч. θέλημα – воля), считая себя пророком, которому в начале XX-го века было поручено вести человечество в «Эон Гора» (the Æon of Horus) и автором оккультных произведений, в том числе, основного текст учения Телема – «Книга закона». Он был плодовитым писателем, широко публиковавшимся на протяжении всей своей жизни. Создатель колоды «Таро Тота». Участник нескольких оккультных организаций, включая два магических ордена Герметический орден «Золотая заря» (или, в большинстве случаев, просто «Золотая заря» (англ. Hermetic Order of the Golden Dawn (лат. Ordo Hermeticus Aurorae Aureae); или, чаще всего, англ. the Golden Dawn (лат. Aurora Aurea)) и «Серебряная звезда» (A∴A∴ (Argentum Astrum)), а также международная оккультно-религиозная организация, инициатический орден «Орден храма Востока» (Орден восточных тамплиеров (Орден храма Востока, лат. Ordo Templi Orientis, O.T.O.)). К увлечениям А. Кроули также относились шахматы, альпинизм и астрология.
Настоящее имя Алистера — Эдвард Александр Кроули. Он рожден 12 октября 1875 года в Великобритании. Отец мальчика был инженером, владел частной пивоварней. Мать занималась хозяйством.
По какому-то мистическому стечению обстоятельств он родился в год, когда Елена Блаватская создала в Нью-Йорке Теософское общество. Однако на этом череда совпадений не закончилась. Кроули появился на свет и провел детство в маленьком городке Лемингтоне близ Стрэтфорда-на-Эйвоне, родине великого Шекспира.
Семья Кроули обладата значительным состоянием и отличалась крайней религиозностью и принадлежала к протестанской деноминации Плимутские братья. Эта небольшая секта была основана в Дублине в начале XIX в. бывшим англиканским священником Джоном Нелсоном Дарби. Ее вероучение отличается крайним фундаментализмом и совмещает элементы кальвинизма и пиетизма, течения, которое ставит на первый план в жизни верующего благочестие, глубину веры и не придает значения формальным церковным обрядам. Поэтому эти обряды может совершать любой верующий у себя дома.
Целью Плимутских братьев было возвращение к принципам раннего христианства, простоте жизни и культа апостольских времен. К членам секты предьявляются очень строгие этические требования. Так, Плимутские браться могут заниматься только теми видами деятельности, которые сравнимы с занятиями людей эпохи Нового Завета. Они ведут трезвый образ жизни, не занимаются спортом и не одобряют азартные игры.
С самого раннего детства поведение Алистера плохо вписывалось в строгие рамки протестанткой набожности. Это стало причиной постоянных конфликтов с материю (мальчик рано потерял отца), которая в сердцах называла своего отпрыска «Зверем 666» . Впоследствии Кроули избрал это детское прозвище одним из своих псевдонимов.
Возможно, он так бы и остался хулиганствующим подростком без отца, бунтующим против слишком строгого религиозного воспитания, но в возрасте 15 лет с ним произошло событие, в корне изменившее всю его жизнь. В 1891 г. в ночь Гая Фокса, когда по всей Англии жгут фейерверки и взрывают питарды¸ в руках Алистера Кроули разорвалось неисправное пиротехническое устройство. Несколько суток мальчик провел без сознания на грани жизни и смерти, а когда очнулся, начал замечать за собой некоторые странности. Прошло достаточно много времени, пока Кроули понял, что вместе с внезапно проявившим поэтическим даром он получил магические способности.
На следующий год Кроули отдали в привилегированную частную школу Плимутских братьев в Кембридже. Он был великолепным шахматистом и стал ярым поклонником всех видов спорта под открытым воздухом.
В 1895 году, после окончания школы, А. Кроули поступил в Тринити-колледж (англ. Trinity College, колледж Святой Троицы), один из 31 колледжа Кембриджского университета. Сначала он проявлял интерес к изучению «моральных наук» (философии, психологии и экономики), но затем, под влиянием учителя, переключился на изучение английской литературы. Там же он отведал гомосексуализма, распространенного среди студентов английских привилегированных учебных заведений. Годы обучения в Кембриджском университете были беззаботным временем для А. Кроули из-за крупного наследства, оставленного отцом.
Итак, приняв имя Алистер вместо Эдуард Александр, в октябре 1895 года Кроули начал трёхлетний курс обучения в Тринити-колледже, куда он поступил для сдачи в будущем трайпоса, традиционного выпускного экзамена в Кембриждском университете, после изучения философии морального естествознания (гуманитарных наук). С одобрения своего личного наставника он перешёл на английскую литературу, которая тогда не была частью предлагаемой учебной программы. А. Кроули проводил большую часть своего времени в университете, занимаясь своими играми, став президентом шахматного клуба и занимаясь игрой по два часа в день; он кратко рассмотривал для себя профессиональную карьеру шахматиста. А. Кроули также принял свою любовь к литературе и поэзии, в частности, к произведениям Ричарда Фрэнсиса Бертона и Перси Биши Шелли. Многие из его собственных стихов появились в студенческих публикациях, таких как «Гранта», «Кембриджский журнал» и «Кантаб». Он продолжил свои занятия альпинизмом, отправляясь в отпуск в Альпы, ежегодно поднимаясь в горы в период с 1894 года по 1898 год, часто со своим другом Оскаром Экенштейном (нем. Oscar Johannes Ludwig Eckenstein, 9 сентября 1859 года – 1921 год), и в 1897 году он совершил первое восхождение на горную вершину Мёнх в Бернских Альпах без гида. Эти его подвиги привели к его признанию в альпийском альпинистском сообществе.
Он получил образование в Кембриджском университете, где сосредоточил своё внимание на альпинизме и поэзии, что привело к нескольким публикациям. Некоторые биографы утверждают, что здесь он был завербован в одно из Британских разведывательных агентств (англ. British_intelligence_agencies), что также говорит о том, что он оставался шпионом на протяжении всей своей жизни. Это, впрочем, и неудивительно, так как Кембриджский и Оксфордский университеты в Британии являлись кузницами британской элиты, в том числе, и, разумеется британских спецслужб.
В 1898 году он издал свою первую поэтическую книгу, ушёл из Кембриджского университета и познакомился с Джорджем Сесилом Джонсоном (1873-1960), химиком по профессии и членом Герметического Ордена Золотой Зари. К этому времени он уже несколько лет серьезно штудировал книги по алхимии, мистике и магии, освоил «Разоблаченную каббалу» Лиддела Мазерса и «Книга черной магии и соглашений» Артура Уэйта, знаменитый справочник по церемониальной магии. Короткая, но довольно тяжелая болезнь, которая в 1897 г. На короткое время приковала Кроули к кровати, предоставила ему возможность спокойно подумать о жизни и сделать окончательный выбор.
Бросив университет (1898г.), он начинает много путешествовать по миру, и самым судьбоносным оказывается визит в Стокгольм, куда, как он говорил, его тянуло будто магнитом. Тут произошло самое странное, что когда-либо случалось в его жизни, — на него снизошло озарение.
Во мне проснулось знание того, что я вовлечен в магические намерения… моей натуры, которая до того момента, по существу, была скрыта от меня. Это был опыт ужаса и боли, сочетавшийся с определенным душевным дискомфортом, и, в то же время, он представлял собой ключ к наиболее чистому и святому духовному экстазу, какой только возможен.
Многие списывали это на бред или фантазии повесы. Но он-то считал, что познал чуть ли не саму тайну мироздания.
По возвращению он вступил в орден «Золотая заря», организаторы которого традиционными масонскими ритуалами практиковали средневековую каббалистику и восточную демонологию. В ордене было полно интересных личностей, некоторые из которых, вроде небезызвестного Артура Конан Дойла и поэта Уильяма Йейтса, искали истину. Нет ничего удивительного в том, что плодородные на впечатления и уникальный опыт берега оккультизма и мистицизма привлекали людей, в первую очередь творческих.
В ордене Золотой Зари он стал быстро продвигаться вверх, получая одним градус посвящения за другим. Однако довольно скоро Кроули постигло разочарование. Он был удручен посредственностью большинства членов ордена, банальностью и надуманностью тайных церемоний. В более зрелом возрасте он с презрением вспоминать своих собратьев по Золотой Заре: «Они не были главными действующими лицами в духовной войне против ограничения, против угнетения человеческой души, они были богохульниками, которые отрицали верховенство человеческой воли».
Но, к этому времени и сам Кроули не смог сохранить чистоту и невинность. Он с удовольствием общался с проститутками и начал практиковать оргастические ритуалы сексуальной магии, которые включали гомосексуальные связи и были очень близки к сатанизму.
Вступив в орден Золотой зари, Алистер Кроули принял решение бросить университет и целиком посвятить себя магии и изучению сакральных знаний. Глава ордена Самуэль Матерс обучает его западной магической традиции, а Алан Беннет знакомит с тайнами буддизма.
Некоторое время Кроули помогал Матерсу управлять делами ордена в Париже, затем вернулся в Англию и вместе с Джоунсом купил домик на берегу озера Лох-Несс, переоборудовал две комнаты под Черный и Белый храмы и вместе с другом с помощью заклинаний вызвал демона Буэра, повелителя 50 адских легионов. Разумеется, свидетелей не было, и всем своим последователям он рассказывал, что демон пришел, но из-за каких-то помех, в обличье ящера. Того самого, который похож на распухшую маму-диплодока из мультфильма «Земля до начала времен». Проще говоря, демон не ушел и до сих пор плавает в Лох-Несском озере.
По другой версии здесь приятели практиковали магию египтянина Абрамелина, цель которой заключается в установление контакта с ангелом-хранителем. Им якобы удалось материализовать духов, которые ночами маршировали по их комнате, распугивая соседей.
В 1900 году Кроули с головой бросается в орденские интриги. Он поддерживает одного из основателей «Зари» Сэмюэла Лиддела Мазерса (1854–1918),который живет в Париже со своей женой Миной (переименованной им на кельтский лад в Мойну) Бергсон, сестрой знаменитого философа. В Лондоне станом противников верховодит не менее знаменитый поэт Уильям Батлер Йейтс. Кроули вламывается в лондонскую штаб-квартиру в маске, шотландском килте, с огромным тесаком на боку и объявляет себя тайным эмиссаром Мазерса. Йейтс вызывает констебля и с его помощью отбивает магическую атаку. Взаимная неприязнь сохранилась между двумя поэтами-оккультистами навсегда, значительно усилившись со стороны Кроули, когда соперник удостоился Нобелевской премии. Тот же стоял на своем — наш орден приличная оккультная организация, а не учреждение для исправления моральных уродов.
Разочаровавших в своих учителях и запутавшись в финансовых махинациях ордена, уезжает в Мексику, чтобы в одиночестве продолжить изучение магии. Позднее (1904г.) он полностью порвет с орденом, нарушив запрет, опубликует описание его тайных ритуалов, навсегда превратив своих бывших друзей в кровных врагов. Считается, что одной из причин разрыва стал отказ Матерса посвятить Кроули в высший градус.
Посрамленный «урод» отправляется вначале в Мексику, где совмещает покорение Кордильер с употреблением пейотля. Опытом использования этого галлюциногена Кроули впоследствии поделился с Олдосом Хаксли, который, повторив его, создал первый психоделический бестселлер «Двери восприятия» (1954). Однако среди его занятий на первом месте по-прежнему была магия.
Тогда же, О. Экенштейн присоединился к А. Кроули позже в том же 1900 году, и они вместе поднялись на несколько гор, в том числе Истаччиуатль, Попокатепетль и Колима, от восхождения на последний из которых им пришлось отказаться из-за извержения вулкана. Р. Спенс предположил, что целью поездки, возможно, было изучение перспектив разработки мексиканской нефти для британской разведки.
Позже А. Кроули утверждал, что был посвящён в масонство, в то время как там, и он написал пьесу, основанную на пятой по счёту опере Рихарда Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» (нем. Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg), а также ряд стихов, опубликованных как «Оракулы» («Oracles», 1905 год).
В 2015 году театральный мир и общественное мнение России сотряс скандал, связанный с постановкой оперы «Тангейзер» на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Он привёл к нескольким громким кадровым решениям в этом известном учреждении культуре. Суть скандала заключалась в следующем. «Тангейзер» – это далеко не новое произведение, опера была написана Рихардом Вагнером в 1845 году и затрагивала множество религиозных тем. Согласно сюжету главный герой Тангейзер переживает грехопадение с античной богиней Венерой. В опере также фигурирует образ Иисуса Христа и христианского Бога. Для XIX века это была очень вольная постановка, которая могла не понравиться многим религиозным людям. Однако, тогде ещё не объединившаяся в единое государство Германия являлась средоточием реформирстских и протестантская настроений не только в западном христианстве, но и иудаизме, той общественной средой, где уже давно существовали принципы свободы совести, вероисповедания и глумления над традицией и религией. В 2015 году подобную прививку российскому обществу решили осуществить либеральные силы в российских «элитах».
Покинув Мексику, Алистер Кроули отправился на Цейлон, куда перебрался его друг Беннет, будущий основатель Британского буддийского движения. Под его руководством Кроули усердно занимается йогой, видя в ней мощное средство очищения разума и постижения великой истины.
В 1901 году Кроули уже активно практикует Раджа-йогу. Его знания отражены в эссе «Берашит». Там медитация представляется методом достижения своей цели. Александр говорит о церемонии магии, как о способе закаливания воли.
С тех пор йога становится еще одним мощным инструментом изменения сознания, который Кроули применяет в своей магической практике. Точно неизвестно, изучал ли он в ту пору тантризм. Его сексуальная магия отличалась от тантристской и, возможно, почерпнута из западных алхимических источников (Кроули предлагал не удерживать семя, а, напротив, использовать его для приготовления магических снадобий). Но ясно, что сакрализация секса, характерная для Востока, становится одним из ключевых компонентов его учения.
Вопреки сложившемуся мнению Кроули не был сатанистом в буквальном смысле этого слова. Сатанизм — это христианство, вывернутое наизнанку, его адепты совершают «черную мессу», где место Спасителя занимает дьявол. Кроули же считал, что время христианства безвозвратно ушло, хотя и охотно пользовался христианской лексикой, в основном почерпнутой из Откровения Иоанна Богослова. Его взгляды типичны для оккультного возрождения XIX столетия, в котором западная эзотерическая традиция вступила в сложные отношения с наукой. Как и большинство других оккультистов, Кроули верил, что эволюция гомо сапиенса не закончилась, что у человечества пробуждаются магические способности, овладеть которыми ему помогают высшие наставники (махатмы теософии, тайные вожди «Золотой зари» и другие не менее загадочные персонажи). Выделялся же он среди единоверцев нетерпением. Он бросал вызов многочисленным табу, господствовавшим в культуре, что порождало его конфликты не только с обществом, но и с более умеренными единомышленниками вроде Йейтса.
Овладев секретами йоги, Кроули со товарищи отправился на штурм гималайской вершины К-2, достиг рекордной высоты в 22 тысячи футов, но гора не уступила, и рекордсмен вернулся в Париж. Там его ждали более доступные радости, которым он и предался в обществе Джеральда Келли, товарища по Кембриджу и будущего президента Королевской академии художеств.
Одним из тех, кто часто посещал эту среду, был награждённый Орденом кавалеров чести (англ. Order of the Companions of Honour) Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham, 25 января 1874 года – 16 декабря 1965 года, лучше известный как W. Somerset Maugham), ещё один кадровый сотрудник британских спецслужб, также работавший в предреволюционные годы в Российской Империи, который после краткой встречи с А. Кроули позже использовал его в качестве модели для персонажа Оливера Хаддо в своём романе «Волшебник» («The Magician», 1908 год).
В начале 1904 года Алистер женился на своей первой жене Эдит Розе Келли, сестре знаменитого философа Джеральда Келли. На свой медовый месяц они поехали в Египет в Каир.
В Каире (1904г.) с Алистером Кроули произошло событие, которое вновь круто изменило его жизнь. Внезапно Роуз начала впадать в транс и стала уверять мужа, что с ним желает в вступить в контакт бог Гор. Роуз Келли не знала, кто такой Гор, и Кроули отвел ее в археологический музей, чтобы она опознала этого бога. Какого же было удивление мага, когда его жена, пройдя мимо нескольких хрестоматийных изображений божества, указала ему на роспись деревянного гроба, на которой жрец Анх-ф-н-хонсу приносил жертву Гору. Когда Кроули узнал, что гроб числится в музее под инвентарным номером 666, он испытал состояние настоящего шока.
После этого Роуз поведала мужу, что он должен войти в транс и принять послание Гора.
Три дня Кроули просидел по их велению в наспех «возведенном» в номере отеля храме, пока Айвасс диктовал ему три части «Книги Закона». Смотреть на себя он ему запрещал, но любопытному Кроули все же удалось подглядеть. Айвасс оказался видным брюнетом с закрытыми глазами (иначе его взор, как у гоголевского Вия, поразил бы все живое вокруг), волевым подбородком (как у самого Кроули) и главное — низким и властным баритоном. Алистеру с голосом не повезло — у него был жиденький тенорок[4], мало подходящий для великого мага, так что мощный рык ангела-хранителя компенсировал его собственный недостаток.
Явление духа — обычная вещь в оккультной практике. Тайные владыки мира, махатмы (судя по всему, пребывающие в тех же астральных сферах, что и вожди «Золотой зари»), случалось, даже представали перед своей конфиденткой и основательницей Теософского общества Еленой Петровной Блаватской (1831-1891)в материальной оболочке, а то и оставляли ей на память предметы туалета. Получивший кембриджскую выучку Кроули был гораздо осторожней с толкованием своих оккультных видений и называл их «имагинативными визуализациями». Примерно так же называют их и нынешние маги из тех, что пообразованней. Обостряющий магическое зрение гашиш, который тогда обильно употребляли Кроули и его Багряная жена, в ходу и у них.
Результатом этих бдений стала «Книга Закона», которая легла в основу созданного им позднее общества Телема.
«Книга Закона» провозглашала наступление нового мистического эона – эпохи бога Гора и утверждала, что Кроули является пророком этой эпохи. Телема основана на поклонении новой троицы богов: Нут, Хадит и Ра-Горахти/ Гор-па-крат. В переработке Кроули традиционные боги Древнего Египта предстали в совершенно новом качестве. Нут превратилась в пространственно-временной континyyм, бесконечный потенциал, которые содержит в себе все вещи реального и сакрального миров. Одна из ипостасей Гора крылатый солнечный диск Хадит стал символом тайной индивидyальности, божественной искры, которая тлеет в сердце каждого человека и двигает его по предписанномy пyти воли. Ра-Горахти, военный аспект Гора, предстал как символ нового мистического эона, который направляет обращеннyю внyтрь энергию Хадит во внешний мир. Гор-па-крат, сын Изиды и Озириса, теперь символизировал молчание – один из важнейших мистических принципов, и превратился в бога тишины и сохранений сакральной тайны.
Кроме того, важное место в «Книге Закона» занимают все мифологические фигyры — Великий Зверь и Алая Женщина, заимствованные из Апокалипсиса Иоанна. В Библии это резко отрицательные персонажи, пришествие которых служит знамением наступления конца света. Однако в Телеме они превратились в символы солнечного могущества и сексуальной энергии. Причем, себя Кроути отождествлял с Великим Зверем, а свою жену Роуз – с Алой Женщиной.
Часть «Книги Закона» представляет собой сложный цифровой код, раскрыть который Алистер Кроули не смог. Он утверждал, что Гор якобы предупредил его, что тот, кто записывает книгу с его слов, никогда не сможет до конца постичь сообщенной ему истины.
В «Книге закона» можно выделить три принципа.
Первый выражен знаменитой формулой «Делай что пожелаешь, таков весь закон». Она почти дословно повторяет Франсуа Рабле с его «Fay ce que vouldras» (на старофранцузском — делай что хочешь). Видимо, до Кроули Айвасс успел пообщаться и с великим монахом-бенедиктинцем, автором «Гаргантюа и Пантагрюэля». В романе встречается и слово «телема» (древнегреч. «воля»), которую Кроули считает главной движущей силой новой эпохи. Однако трактовать слова Кроули как чистый гедонизм не совсем верно. Дело в том, что истинная воля (она же желание) индивида — это то, что должно быть направлено на достижение предназначения, данного ему свыше. Она как траектория звезды. Отсюда второй принцип — «каждый мужчина и каждая женщина — звезды», реализующие свои сокровенные судьбы. Как же достигается цель? С помощью третьего принципа: «любовь — это закон, любовь, подчиненная воле».
Энергия противоположных полов должна слиться воедино. Это поможет наступлению новой эпохи. Ведь, напрягая волю в момент совокупления, участники ритуала способствуют осуществлению того, на что она направлена. Именно поэтому сексуальные обряды и становятся фирменным знаком кроулианской магии. Занимаясь ею со своими Багряными женами, Зверь не только помогал Гору вступить в законные права, но и рассчитывал достичь более скромных целей — от возвращения растраченного богатства (безуспешно) до обретения новых партнеров (весьма удачно).
Общий же смысл телемического учения сводился к следующему. Эпоха нового мистического эона – это время, когда место богов займет сам человек, который должен и будет делать то, что пожелает. Сам Кроули сводил Телему к трем главным постулатам: 1) «Мы не должны защищать слабость и порок от результатов их собственной ущербности»; 2) «Жалость к другому человеку оскорбляет его»; 3) «Сильные и удачливые люди всегда полностью выражают себя, и когда они достаточно сильны, они не причиняют никакого вреда ни себе, ни другим».
Практически все учение Великого и ужасного сатаниста заимствовано из древней конфессии «Путь Левой Руки». Стоит отметить, что Кроули нередко пытался выдать чужие достижения за свои. При этом основы системы, которую он якобы создал, принадлежат Франсуа Рабле и Паскалю Рэндольфу.
Все, что Алистер позаимствовал у более опытных единомышленников, он полностью исказил и представил в другом свете. Например, первоначально Путь Левой Руки подразумевал использование женского и мужского начал, чтобы овладеть сексуальной магией. Причем женское считалось божественным, а мужское было лишь дополнением к нему.
Как известно, Кроули был жутким женоненавистником и расистом, поэтому допустить главенства женского начала в собственном культе не мог. Он считал, что девушка не может стать посвящённой, так как недостойна; она лишь инструмент для достижения задач. Однако несмотря на явное несовершенство телемы, у нее было немало последователей.
Откровение, полученное в каирской гостинице, не только порадовало, но и напугало Кроули. Не то чтобы плащ пророка оказался ему не по плечу. При его самомнении он мог запросто вообразить себя не только пророком, но и богом (по некоторым его словам и поступкам можно предположить, что так оно и случилось). Пугало другое. До сих пор махатмы и прочие тайные вожди оккультных орденов настаивали на секретности своих откровений. Они могли сообщаться только посвященным. В той же «Золотой заре» адепту, разгласившему тайны ордена, грозили страшные кары. Обиженные вожди могли и порчу наслать. Как же быть новому пророку? С одной стороны, ему поручено будить в людях энергии новой эпохи, с другой — никто не отменял важнейшего для оккультизма принципа эзотерики.
К мессианской стезе Кроули, как ни странно, подтолкнули его художественные амбиции. Понятие магии в его трактовке было настолько широким, что включало в себя и литературу, а также искусство в целом. Когда Кроули вещал: «искусство — магия»[5], для него это была не метафора, а реальный факт. Творец напрягает свою волю и порождает воображаемые миры, которые начинают жить собственной жизнью. «Имагинативная визуализация», благодаря которой Кроули познакомился с Айвассом и узнал от него массу интересных вещей, сродни тому, что происходит с поэтом, которому муза диктует волшебные строки. А значит, искусство может стать тем каналом, по которому новое откровение польется в глаза и уши публики. Оно вызовет тот «магический энтузиазм», который всегда сопровождает смену эпох. Кроули-оккультист мог осторожничать, Кроули-поэт — нет[6].
Интерес Алистера Кроули к древнеегипетской магии и сакральным знаниям проявился не только в философии Телемы, но и при разработки системы гадания по картам Таро. Первые серьезные исследования колоды Таро появились еще в конце XVIII в. Некий Курт де Гебелин доказывал, что Таро происходит от древней «Книги Тота». До этого принято было считать, что система гадания Таро появились в средневековой Италии и получили свое название от реки Таро, притока По. На протяжении всего XIX в. имели хождение самые разнообразные колоды Таро, самой популярной из который была Флорентийская, состоявшая из 97 карт. Кроме старших и младших арканов в нее также входили карты знаков зодиака, четырех элементов и трех добродетелей.
В начале ХХ в. орден Золотая Заря в корне изменил положение дел. По инициативе Артура Уэйта американская художница и член ордена Памелла Колман Смит нарисована знаменитую «дорожную» колоду Таро из 78 карт, которая очень быстро стала стандартной. Главная ее особенность заключается в том, что все арканы были представлены в виде символических композиций, что значительно облегчает их толкование. Кроме того, Уэйт написал книгу «Ключ к Таро», которая стала основой для проведения гаданий.
Будучи членом Золотой Зари Алистер Кроули также заинтересовался гаданием на картах Таро, однако его не удовлетворяли ни «дорожная» колода, ни толкования карт, составленные Уэйтом. В 40-х гг. ХХ в. он серьезно занялся этой проблемой, и создал собственную колоду, которую под его руководством нарисовала художница Фрида Харрис. Этот вариант Таро получил название «колода Тота». Кроули переосмыслил символы Таро в соответствии с положениями учения Телема и своим достаточно своеобразным пониманием религии древних египтян. Однако все это произойдет спустя десятилетия, а сейчас вернемся в начало ХХ в.
После очереджного путешествия по странам Востока, на этот раз в Китай и Гиммалаи, в 1907 г. Кроули приезжает в Англию.
В 1907 году он создает свой собственный орден А. А. Обычно эту аббревиатуру расшифровывают как Astrum Argentum (лат. «серебряная звезда»), тем более что именно так и назывался высший уровень «Золотой зари». Однако в ней он был закрыт для простых смертных, на нем пребывали лишь тайные вожди. Но Кроули уже числил себя по этому ведомству, а теперь решился открыть секреты жаждущим. Среди них был один весьма перспективный адепт — поэт Виктор Бенджамен Нойбург (1883–1940).Подобно Кроули, он закончил Кембридж и имел богатых родителей (у самого мага наследство в ту пору заметно истощилось). Но главное заключалось в том, что Нойбург обладал не меньшими медиумическими способностями, чем Роуз Келли, и прекрасно подходил для совершения совместных магических ритуалов[7].
Однако основной упор в осуществлении задуманного делался не столько на сам орден, сколько на литературно-оккультный журнал, который при нем открылся. Назывался он Equinox («Равноденствие»), и, как положено, первый номер вышел в весеннее равноденствие 1909 года. Журнал издавался роскошно и, хотя продавался непомерно дорого, расходов на издание не окупал. С деньгами подсобили Нойбург и сын банкира-одессита, женившегося на француженке, Жорж Раффалович (1880–1958)[8].
Журнал печатал магические опусы, стихи и прозу (причем не только Кроули), а также начал публиковать магические ритуалы «Золотой зари». Пора было положить конец устаревшему принципу эзотерики. Всеми брошенный и доживавший свой век в Париже в полной нищете Мазерс (Кроули, случайно встретивший на парижском мосту его жену Мойну, ехидно заметил, что она выглядит как уличная женщина) подал в суд на попрание авторских прав, но Кроули выиграл. Пожалуй, это было единственное дело, которое ему удалось выиграть в британском суде. Все остальные он безоговорочно проигрывал[9]. И в конце концов остался без копейки денег с репутацией «самого порочного человека в мире». Но пока до этого было далеко.
К этому времени измученная постоянные переездами и эксцентрической натурой муха Роуз превратилась в алкоголичку. Вскоре после развода с Кроули она попала в сумасшедший дом. Сам Алистер Кроули, еще в Китае пристрастившись к опиуму, постепенно превращался в наркомана. Утверждая, что наркотики необходимы ему для поддержания жизненных сил и сношений с высшими сферами, он начал употреблять мескалин.
Знаменитый сатанист уверял, что является реинкарнацией Элифаса Леви (французский оккультист и таролог 1810-1875). Это мнение высказано в его книге «Магия в теории и на практике». Вот объяснения оккультиста: между смертью Леви и рождением Кроули полгода; некоторые уверены, что в случае реинкарнации именно это время необходимо, чтобы душа перешла из одного тела в другое.
Элифас был удивительно внешне схож с отцом Алекса. Еще не ознакомившись с трудами Леви, Кроули написал пьесу «Роковая сила», где была использована магическая формула, которая, как оказалось, присутствовала в работах Элифаса.
Алистер приобрел квартиру в Париже, которая была родной, знакомой (как ему тогда показалось), и только через много лет узнал, что в соседней ранее проживал Элифас.
Чтобы поправить свое материальное положение, Кроули устроил в Лондоне публичные показы серии из семи ритуалов, которые он назвал элевсинскими мистериями.
Видимо, публикация тайных обрядов «Золотой зари» и подвигла Кроули к идее не просто напечатать для всеобщего обозрения собственные ритуалы, но и исполнить их перед публикой. Впрочем, здесь он пионером не был.
Мазерс тоже разыграл для зрителей в марте 1899 года в Париже сочиненный им «Ритуал Изиды». Однако ритуал был задуман как реконструкция того, чем якобы занимались древнеегипетские жрецы. На зрителей обрушились потоки велеречивой прозы, из которых по преимуществу и состояла оккультная литература тех лет. Все было сделано чинно, благолепно и скучно. Кроули решил поступить по-другому. В ту пору он как раз и познакомился с претенденткой на роль второй Багряной жены — австралийкой Лейлой Уоддел (первая согласилась дать развод и была отправлена в психиатрическую лечебницу). Правда, говорила она с вульгарным австралийским акцентом и не годилась для произнесения ритуальных формул (кембриджский сноб Кроули боялся, что духи не пойдут на контакт с простолюдинкой), зато очень темпераментно играла на скрипке, обучившись этому самостоятельно. Лейла должна была обеспечить музыкальную часть ритуала. Вторым новшеством, конечно, оказалась поэзия. Стихи собственные и чужые должен был декламировать сам маг. Виктора Нойбурга решили использовать в другом качестве — танцора, что привносило в ритуал важный элемент дионисийства. К тому же предполагалось, что именно средствами танца удастся передать вселение в медиума Нойбурга тех духов, которых предстояло вызвать. Мазерсу до всего этого было, конечно, далеко — ни музыки, ни стихов, ни публичной одержимости духами, которым в приличном оккультизме предписывалось оставаться невидимыми. Имелось у Кроули и еще одно тайное оружие, но о нем чуть позже.
Итак, в конце августа 1910 года публика собралась на представление «Обряд Артемиды». Оно проводилось в редакции «Эквинокса» в Лондоне по адресу Виктория-стрит, 124 (здание сохранилось по сей день, хотя и в несколько перестроенном виде). Зрители, заплатив за вход, поднялись на четвертый этаж, где у дверей их встретил Виктор Нойбург в белой мантии с обнаженным мечом. Помещение редакции было освобождено от мебели, по полу разбросаны подушки. Зрителем предложили рассесться на восточный манер и обнесли чашей для возлияний. В ней было что-то сладковатое со слабым привкусом опия и алкоголя. В тусклом свете различался алтарь, вокруг которого стояли люди в мантиях, некоторые с мечами в руках. Курились благовония. Храм очистили водой и освятили огнем. Кроули, облаченный в черное, обошел три раза вокруг алтаря, вовлекая в магическую процессию и зрителей. Присутствующие снова испили по очереди из чаши. Затем были произнесены каббалистические заклятья. Какое отношение иудейская магия имела к греческой богине, было не совсем ясно, но впечатление выкрики на древнееврейском произвели. Выпили еще раз. Кроули продекламировал песнь Орфея собственного сочинения. В храм ввели женщину с лицом, покрытым синей краской, и усадили ее на высокий трон. Это была Уоддел. Кроули прочел начало «Аталанты в Калидоне» Суинберна и наконец призвал Артемиду. Наступил черед Нойбурга, исполнившего в ее честь танец Пана. Танцор вошел в экстаз и рухнул на пол, где пролежал до конца ритуала. Затем последовал апофеоз. Уоддел взяла в руки скрипку и исполнила Abendlied Шуберта. Тут экстаз овладел и зрителями. По крайней мере так написал журналист Daily Sketch Реймонд Рэдклифф, приглашенный осветить событие в прессе.
Остается лишь раскрыть секрет той смеси, которой устроители «Ритуала Артемиды» обильно потчевали зрителей. В ней присутствовала не только настойка опия, но и небольшая доза мескалина (этот сильнодействующий алкалоид, извлекаемый из кактуса пейотль, в ту пору не считался наркотиком и не был запрещен законом).
Видимо, доза была щадящей, видения не посетили зрителей, но чувства их заметно обострились. Об этом писала впоследствии в романе «Иероглиф» (1932) одна из свидетельниц ритуала Этель Арчер. Под легким беллетристическим покровом в романе вполне узнаваемы реальные персонажи. Виктора Нойбурга звать Бенджамен Ньютон (Бенджамен — среднее имя поэта), Кроули — Владимир Сварофф (этим псевдонимом он пользовался в пору своей дружбы с Аланом Беннетом). Писательнице «возлияние» не понравилось на вкус, но она оценила его бодрящий эффект. Правда, пожаловалась, что он не проходил почти неделю.
Результаты «драматического ритуала», как он назвал свой эксперимент, крайне вдохновили Кроули. Это была та синтетическая форма, которая могла адекватно подготовить человечество к новому откровению «Книги закона» и приобщить его к высоким забавам «Божественного дитяти».
Искусство подавалось в нем в магическом обличье — магия в виде искусства. Одно усиливало другое. Устоять против такого двойного эффекта было невозможно. Именно этого и хотели от него тайные вожди. Бедный старый Мазерс со своими скучными «Ритуалами Изиды» и убогий драмодел Йейтс ему и в подметки не годились. Не говоря уже о том, что на всем этом можно было неплохо заработать. Публика охотно раскошеливалась на экзотическое удовольствие.
В голове Кроули возник план повторить успех в коммерческих масштабах. Вместе с Нойбургом, Раффаловичем и капитаном Джоном Фуллером[10] он сочинил новый ритуал, который назвал «Элевсинские мистерии». Он происходил среду в течение почти двух месяцев — октября и ноября 1910 года. К «Элевсинским мистериям» в том виде, в каком можно представить их по отрывочным сведениям, сохранившимся из античности, это не имело никакого отношения. Кроули не собирался уподобляться Мазерсу и громоздить сомнительные реконструкции. Он был пророком, а не подражателем. Каждое представление было посвящено одной планете и соответственно божеству.
«Элевсинские мистерии»
Начать решили с Сатурна. Драматическая интрига цикла ритуалов заключалась по задумке Кроули в следующем. Первый был должен убедительно продемонстрировать смерть бога и погружение мира во тьму отчаяния. Это отражало ключевую мифологему «Книги закона» — патриархальная эпоха Озириса уходила в прошлое. Кроули окрестил ее эпохой «умирающих богов», позаимствовав термин у Фрейзера, чья многотомная «Золотая ветвь» пленила воображение образованной публики начала века. Озирис, Дионис, Христос — это все боги умирающие. В «Элевсинских мистериях» у Кроули со товарищи их ряды пополняет дряхлый Сатурн.
Затем на помощь призывается Юпитер, но он тоже оказывается бессилен помочь несчастному человечеству. У него есть мудрость, но нет энергии. За энергией приходится обратиться к Марсу, но он тратит ее на ложные цели, упиваясь иллюзорным триумфом победы. Не в силах помочь оказывается и Венера, которая трактуется Кроули не в своей привычной ипостаси богини любви, а скорее как мать природа. Ей в помощь призывается стремительный гонец богов и глашатай оккультного знания Меркурий. Спасительных рецептов не дает и он. И лишь самое юное божество — нарождающаяся Луна вселяет в людей надежду. Но только после того как с нее сдергивает покров игривый Пан, воплощающий энергию человеческой юности. С его легкой руки происходит соитие Божественного дитяти с человеком и наделение последнего божественным статусом. Таким образом, цикл «драматических ритуалов» должен подвести зрителей к главной идее Кроули: протагонист новой эпохи Гора — это человек, давший волю своим инстинктам, и прежде всего инстинкту сексуальному. Однако большие надежды, которые Кроули связывал с «Элевсинскими мистериями», не оправдались. Не помогла и остроумная маркетинговая идея: билет продавался на весь цикл сразу, правда, с правом передачи другому лицу. Расчет был на то, что, вкусив запретный плод, истинный гурман не сможет остановиться. Кроули и вправду удалось заинтересовать своих состоятельных поклонников, и билеты, продававшиеся за неслыханную по тем временам цену в 6 гиней (несколько сотен долларов в пересчете на нынешние деньги), были раскуплены. Но смерть дряхлого Сатурна, не заинтриговала просвещенных зрителей. О том, что бог умер, им уже давно сообщил Ницше. Так что, несмотря на потраченные деньги, мало кто из зрителей досмотрел весь цикл до конца.
Провал признал и сам Кроули, но, будучи совершенно не склонным к самокритике, он свалил все на слабость театральной формы: «Я недооценил важность драматических элементов, диалог и действие были только фоном для солистов». Группа дилетантов под началом Кроули, конечно, не могла увлечь продвинутых театралов, избалованных такими режиссерами, как Гордон Крэг, и такими актрисами, как Элеонора Дузе. Но дело было не только в этом. Эпоха символистского театра достигла своего пика, но за пиком неизбежно следует упадок. Форма, в которую Кроули облек «драматические ритуалы», начинала устаревать. Между тем сами идеи сексуальной магии были шокирующе новы, и устаревающая на глазах форма им никак не соответствовала. Этот разрыв между формой и содержанием и стал причиной провала «Элевсинских мистерий». Действо не устроило ни изысканных театралов, ни оккультистов.
Поскольку эти ритуалы имели эротический оттенок, на мага обрушилась вся британская пресса. Однако Алистер Кроули пошел дальше, и в 1912 г. опубликовал «Книгу Лжей», в которой раскрывал тайны использования секса в магии.
Лондонская желтая пресса набросилась на Кроули как стая борзых. Особенно усердствовала газета Looking Glass, корреспондент которой не только назвал зрелище кощунственным и непристойным, но и снабдил репортаж фотографиями, которые должны были подтвердить его слова.
На фотографиях можно разглядеть людей в мантиях с капюшонами, алтарь, испещренный таинственными письменами, и более ничего. Разве что на одной женщина с распущенными волосами (Уоддел) припадает к груди возлежащего на алтаре Кроули. Однако оба одеты, и лицо женщины выражает скорее скорбь, чем похоть. Похоже, репортера смутило само сочетание рассуждений о смерти бога с экстатическими танцами и музыкой. К тому же на сцене часто гас свет — поди разбери, чем занимаются в темноте эти распущенные безбожники. Тем более что до корреспондента явно доходили слухи о сексуальных подвигах Кроули. «Господа, разве вы допустите, чтобы ваши жены и дочери видели все это непристойное богохульство?» — восклицает автор статьи.
Понятно, что для желтой прессы личность Кроули была настоящей находкой. Викторианская эпоха закончилась, но общественные табу по-прежнему держали в страхе консервативное британское общество. Викторианцы канализировали свой болезненный интерес к сексу через многочисленные научные его исследования: ни одна эпоха не дала столько описаний сексуальных патологий. Наука придавала болезненному интересу респектабельную форму. Теперь этот интерес стала удовлетворять желтая пресса, набрасывая на него удобный покров морального негодования.
Если театральные прожекты Кроули не удовлетворили знатоков своим очевидным дилетантизмом и устаревающей формой, то у широкой публики они вызвали всплеск негодования, искусно подогретый бульварной прессой, которая первой поняла, как можно заработать на буржуазном лицемерии.
Именно с той поры репутация Кроули неумолимо покатилась вниз. Он безуспешно пытался защищать ее в судах, но в двадцатые годы она рухнула окончательно. Тогда-то он и получил прозвище «самого порочного человека в мире». Однако не столько за театральные эксперименты, сколько за образ жизни. Корреспонденты Looking Glass, John Bull и других «прототаблоидов» (собственно таблоиды появились лишь после Первой мировой) оправдали надежды обывателей и снабдили их чудесным объектом для возбуждения сладкого ужаса и возмущения.
Публикация «Книги Лжей» вызвало резкое недовольство в оккультных и масонских кругах, которые обвинили Кроули в раскрытии сакральных тайн непосвященным. Для разъяснительной беседы с магом в Англию прибыл глава Ордена Восточных Тамплиеров (ОТО) Теодор Ройз. Эта организация была создана в Германии богатым оккультистом Карлом Кельнером около 1902 г. Однако это не помешало новым тамплиерам объявить себя прямыми наследниками баварского масонского ордена Иллюминатов. Более того, как и все другие ложи масонского образца, они выводили свое родословное древо непосредственно от средневековых рыцарей-тамплиеров.
Довольно быстро ОТО вобрал в свое учение и структуру элементы учений и обрядов других братских оккультных лож. Кроме того, некоторые ложи передали новым тамплиерам свои полномочия или ввели с ОТО двойное членство. Оставшиеся же предоставили последователям Кельнера изучать сакральные тайны своих учений. В итоге ОТО превратилась в группу масонов самого высокого градуса, которая утверждала, что смогла постигнуть высшие секреты практической магии. Теперь же Ройз хотел разобраться с тем, кто выбалтывал эти секреты непосвященным.
Однако, встреча двух оккультистов привела к совершенно неожиданному результату. Теодор Ройз предложил Алистеру Кроули возглавить отделение ОТО в Великобритании. А спустя 10 лет, когда Ройз скончался от удара, Кроули сам стал главой Ордена Восточных Тамплиеров.
В конце лета 1913 года посетители модного кафешантана в саду «Аквариум», что на Садовой, могли наблюдать любопытное зрелище. Семь британских скрипачек в весьма откровенных одеяниях играли, приплясывая, зажигательную музыку[1]. Особенно выделялась солистка, в которой чувственность и таинственность сочетались именно в тех дозах, которые предписывала Belle Epoque. Впрочем, эпоха завершалась. Через год Первая мировая окончательно поставила на ней крест. Солистку звали Лейла Уоддел (1880–1932), ее любовника и импресарио труппы Ragged Ragtime Girls — Алистер Кроули (1875–1947).
Незадолго до начала Первой мировой войны Кроули приехал в Москву с хором девушек «Реггид регтайм герлз». Увы, новых сторонников учения Телемы в городе ему навербовать не удалось, и оттого в его поэме «Град Божий» и очерке «Сердце Святой Руси» сквозит плохо скрытое раздражение.
Кремль Кроули назвал «сбывшимся сном курителя гашиша», восхитился варварской красотой колокольных перезвонов, а о Храме Христа Спасителя отозвался, цитируем: «плохая церковь в современном европейском духе, где высота так непропорциональна ширине, что кто-нибудь может вообразить, будто находится в камере пыток бога-садиста… Вследствие этого здание превращается в некий магический рот с золотыми зубами, который высасывает душу, пока она не исчезнет».
Зато ему очень понравился собор Василия Блаженного, который он предложил называть не иначе как «Собор Василиска».
магия сцены увлекла Кроули и каким-то чудом занесла его в Россию. Времени даром он тут не терял, затеяв бурный роман с некой Анной Ринглер, юной мадьяркой, непонятно каким образом очутившейся в Москве. Она оказалась мазохисткой, и новые сексуальные впечатления совершенно пленили Кроули. Из этой связи он сделал далеко идущие выводы: «Русские в своем мистицизме считают страдание основой спасения. Причина этого проста, но неприятна. Просто садизм и мазохизм более или менее нормальное явление для сексуальной жизни России».
В этом весь Кроули. О русском мистицизме он взялся рассуждать, опираясь на случайный сексуальный опыт[2]. А то, что партнерша, судя по всему, имела к России не больше отношения, чем он сам, нисколько не помешало широте его обобщений. С мистиками же и оккультистами, которыми в ту пору кишела Москва, великий маг встречаться не стал. Зато подружился с двумя британцами, не чуждыми магических интересов. Один — Брюс Локкарт, шпион и авантюрист, прославился «заговором послов» против большевиков. Второй, Уолтер Дюранти, напротив, проникся к ним и лично к товарищу Сталину непомерной симпатией, о чем на протяжении многих лет сообщал читателям «Нью-Йорк таймс». И даже получил за это Пулитцеровскую премию. А еще он дружил с Михаилом Булгаковым. Тут впору вспомнить, что знатный иностранец Воланд тоже набедокурил в «Аквариуме» и дать разыграться воображению, которое так ценил великий маг. Но, увы, булгаковский дьявол не имел к Кроули никакого отношения.
Гораздо важнее другое — связь Кроули со сценой вовсе не была случайной. За три года до московских гастролей он поставил в Кэкстон-холле в Вестминстере «Элевсинские мистерии». Жанр постановки он определял как «драматический ритуал», сценарий написал сам с помощью нескольких единомышленников, и скрипачка Уоддел исполняла в действе одну из главных ролей.
Начало Первой мировой войны застало Алистера Кроули в Швейцарии, и он поспешил в Англию, дабы послужить родине. На официальном уровне его услуги приняты не были, но, похоже, Интеллидженс Сервис доверила ему некое важное задание. Об этом свидетельствуют все дальнейшие поступки мага…
В сентябре 1914 года Кроули продал поместье Болескин и огромную квартиру в Лондоне, чтобы расплатиться с налогами, и 24 октября прибыл в Нью-Йорк. Весной 1915 года он, до этого называвший себя шотландцем, вдруг публично объявил, что в его жилах течёт мятежная ирландская кровь, и на страницах ирландского сепаратистского журнала «Фазерланд» разразился серией статей против Великобритании. 3 июля перед статуей Свободы в окружении ирландских сепаратистов и американских журналистов Кроули разорвал в клочья свой британский паспорт. Пресса Германии и нейтральных стран восхищалась его мужеством, английские же газеты недвусмысленно намекнули, что отныне «Великому Зверю 666» не стоит появляться у себя на родине.
Кроули приветствовал Октябрьскую революцию, переправил несколько экземпляров «Книги Закона» в Россию и посвятил одну из своих поэм Ленину. Он установил контакты с Троцким, а в 1931 году встречался с лидером немецких коммунистов Тельманом.
Не оставил Кроули и занятий искусством. Более того, его неукротимая творческая энергия еще более возросла. Может быть, потому, что, промотав немалое состояние, маг был вынужден зарабатывать на жизнь не только магическими посвящениями, но и пером. И не только. В Америке, где он провел годы Первой мировой, Кроули даже стал художником и провел пару удачных выставок. Кроме того, в США ему удалось попотчевать пейотлем Теодора Драйзера и обзавестись новой Багряной женой — Лией Хирсиг (1883–1975). С ней он и провел знаменитые магические операции в Чефалу неподалеку от Палермо, где создал оккультную коммуну Аббатство Телемы (лавры Рабле по-прежнему не давали ему покоя).
Сразу же после заключения перемирия в январе 1919 года Кроули возвратился в Англию, где был немедленно арестован. Но, странное дело: хотя его вызывающее антибританское поведение во время войны было у всех на памяти, Алистера через трое суток отпустили с извинениями.
Английский историк Митчелл считает: «мягкость британских властей» и непонятно откуда взявшиеся средства объясняются тем, что в Америке Кроули по заданию английских спецслужб внедрился в среду ирландских сепаратистов. Германская разведка в годы Первой мировой войны активно разыгрывала ирландскую карту, вербуя среди ирландских эмигрантов в США свою агентуру. Судя по всему. С 1914 по 1919 год Алистер Кроули регулярно информировал своё начальство в Лондоне о прогерманских настроениях среди американских ирландцев и участвовал в операциях по противодействию немецкой разведке в этой среде.
Французский исследователь Фрер считает: Кроули начал сотрудничать с Интеллидженс Сервис ещё в 1910 году. Известный маг и поэт, странствующий по миру — что может быть удобней для выполнения некоторых разведывательных заданий! Взамен помимо платы ему обещали известную безнаказанность. В Англии все скандалы, которые грозили Кроули шумными судебными процессами, быстро заглохли. А ведь его обвиняли в мужеложстве, растлении несовершеннолетних, убийстве животных с целью принесения их в жертву.
Впрочем, Митчелл не исключает, что Кроули был завербован ещё в 1900–1903 годах Алланом Бенетом. Тем самым членом «Золотой Зари», который познакомил будущего «Великого Зверя» с наркотиками. Только в восьмидесятых годах XX века стало известно: болезненный мистик и мечтатель Беннет был опытным сотрудником британской разведки и в течение нескольких лет был резидентом на Цейлоне.
Когда война закончилась, они переселились на Сицилию (1920г.), где вместе создали Аббатство Телема. Частично причины переезда на полузаброшщенную сицилийскую ферму Чефалу крылись в сложном финансовом положении Кроули. Изнуренный постоянным приемом всех видов наркотиков лишенный средств маг не смог дальше жить в Англии, где, кроме всего прочего, его обвиняли в непатриотической позиции и связях с кайзеровской Германией во время войны
В Чуфалу Кроули поселились вместе с немногочисленной прислугой и несколькими учениками. Стены фермы были разрисованы откровенной порнографией, в каждой комнате стояли подносы с наркотиками, а кабинет мага был окрашен изображениями всех известных ему демонов. Здесь Алистер Кроили провел ритуал, который должен был возвести его в высшую степень посвящения и сделать равным Богу.
Наш колдун был необуздан в своих сексуальных желаниях, потому и создал Телем. Иногда его озабоченность пугала даже последователей. Например, когда он начал активно тусить с английскими ведьмами, которые сплошь и рядом были скучающими аристократками, то уже после нескольких мистерий Верховная Жрица прогнала его прочь за «сексуальную распущенность и животные извращения».
Еще Кроули очень любил вызывать Юпитера — тоже под аккорды мужеложества. Даже его многочисленные «озарения» многие списывают на последствия чересчур яркого гомосексуального опыта, который к тому же был и пассивным. На самом деле кровавые жертвоприношения животных и извращенные сексуальные оргии были нормой его жизни. В этом проявляется вся личность Кроули как простого сумасшедшего, а не великого гения. Среди жертвоприношений отдельно следует отметить неоднократно повторяемый им такой обряд: он называл жабу Иисусом Христом и распинал ее.
Кроули утверждал, что с 1912 по 1921 год во время своих ритуалов убивал ежегодно по 150 детей. Однако это был всего лишь, с позволения сказать, рекламный трюк, привлекавший к нему одурманенных наркотиками аристократов, не знающих, куда девать деньги.
Параллельно со своими магическими практиками Алистер продолжает писать. Его книги публикуются по всей Европе и в них кроме всего прочего много философии. Отдельные цитаты и афоризмы до сих остаются популярны.
Однако золотое время, которое маг и его последователи проводили в длительных медитациях и занятиях сексуальной магией, продлилось недолго. В 1923 г. один из учеников Кроули скоропостижно скончался после того, как маг заставил его выпить кровь принесенной в жертву кошки. Жена погибшего подняла страшный скандал в британской прессе, итальянская полиция по приказу Муссолини прикрыла Аббатство Телема и депортировала чету Кроули из страны. Через несколько лет они будут высланы и из Франции и им будет запрещено въезжать в Англию.
Разгром телемического аббатства на Сицилии стал точкой отчета падения Алистера Кроули. Вся его дальнейшая жизнь стала непрерывным скольжением вниз. Пресса раз и навсегда заклеймила его как шарлатана, а последние друзья-оккультисты стали превращаться во врагов.
Кроули отправляется в путешествие. Сначала в Тунис, затем во Францию, Германию и Северную Африку. Он продолжает изучать магию, но и не забрасывает литературное творчество – книги продолжают регулярно издаваться. Как не удивительно, но у Кроули появилось немало последователей. Он пытается обустроить храмы (отделения последователей своего учения) везде, где жил. Ритуалы, проводимые там, были дикими и ужасными. Его деяния выглядели как припадки сумасшедшего и часто были далеки для понимания. Например, Алистер уверял, что для постижения истины в его учении необходимо заразиться сифилисом, так как это один из самых ценных опытов.
Подобные действия привели к тому, что Кроули стал персоной нон грата во многих европейских странах. Не получив возможности открыто заниматься своими практиками Кроули продолжает путешествовать и писать. Он становится известен и как поэт.
Сейчас достаточно очевидно, как произошел подъем Германии после Первой мировой войны – его профинансировал «финпрофсоюз» банкиров США. В 1929 г. вся германская промышленность принадлежала фактически различным американским финансово-промышленным группам: рокфеллеровский «Стандарт Ойл» контролировал всю германскую нефтеперерабатывающую промышленность и производство синтетического бензина из угля. Банковскому дому Моргана принадлежала вся химическая промышленность в лице концерна «И.Г. Фарбенидустри», (производящий пресловутый газ Циклон Б). Членом совета совета директоров с 1925 года был Макс Варбург, брат того самого банкира Пола Варбурга (одному из инициаторов создания ФРС), относящегося к клану Ротшильдов. «И. Г. Фарбен» внесла весьма высокий вклад в дело нацистского движения: к 1939 г. она давала 90 % притока иностранной валюты и 85 % всей военной и промышленной продукции, необходимой для подготовки Германии к мировой войн.
А вот среди наиболее успешных средств влияния на верхушку гитлеровской Германии, повернутых на мистике, было несколько «прорицателей», через которых проводили выгодные для Британии воздействия для принятия решения нацистской верхушкой.
Начало этому было положено вербовкой английской разведкой Алистера Кроули – одного из известных английских мистиков, раскрепощающегося за счет психотропных средств. По словам Джона Саймондса, автора книги «Голова Медузы. Разговоры Алистера Кроули и Адольфа Гитлера»: «При жизни его (Кроули) называли «самым порочным человеком на земле». Это было, конечно, до Гитлера и Сталина. Но времена изменились в его пользу. К Кроули сейчас относятся с интересом. Раньше его воспринимали, скорее, с отвращением, но теперь он популярен». Кстати, сейчас многие серьезные исследователи указывают именно на английские корни немецкого фашизма …
В 1922 г. Кроули стал великим магистром «Ордена Восточного Храма», тесно связанного с германскими оккультными группами, в которые входили будущие высокопоставленные функционеры СС (в это же время Гитлер начинает получать деньги «чемоданами», особенно после своих поездок в Швейцарию). В это время возникшие в Европе из люцифериан и теософов тайные общества, такие, как «Герметический орден Золотого Рассвета», «Общества Врил», «Общества Туле», стремятся к власти и ищут лидера, способного стать выразителем их политических интересов. Такой личностью оказался вступивший 1918 г. в организованную оккультным «Обществом Туле» «Немецкую рабочею партию» бывший унтер-офицер, молодой эзотерик Адольф Шикльгрубер. Это был талантливый организатор, оратор, человек «медиумического склада», крайне мистически настроенный психопатический персонаж, подверженный истерикам.
Друг детства Гитлера, а в последствии советник «вольного каменщика» Уинстона Черчилля, Вальтер Йоханнес Штайн (австрийский еврей, в 1933 году эмигрировавший из Германии в Британию незадолго до установления Третьего Рейха учился в вальдорфской школе в Штутгарте, организованной в соответствии с антропософскими принципами Рудольфа Штайнера) вспоминал: «Гитлер, который уже с возраста 20 лет находился под сильным влиянием мистицизма, с помощью наркотиков пытался достичь высшего познания». Через венского книготорговца Претцше, который был приверженцем германского мистицизма и проистекающего из него учения об арийской расе господ, Гитлер сформировал основные положения своего будущего представления о мире, и при посредстве Претцше пришел к употреблению галлюциногенного наркотика «Пейотль» как к средству продления стадии мистического просвещения (стоит отметить, что мексиканские индейцы называли пейотль не иначе как «мескалито». Некоторые из этих обрядов описал в своей книге «Учение Дона Хуана: путь знания индейцев яки» [и ряде других] Карлос Кастанеда).
Гитлера англичане просто просчитали, британская разведка и Черчилль добились «зловещего интеллектуального превосходства» во Второй Мировой войне через информацию от друга Гитлера и распространение эзотерических мифов …
При этом наци так и тянуло наступить на одни и те же грабли — такого шарлатана, как Эрика Яна Ханнуссена (Хершманн-Хаим Штайншнайдер), они сами же и убили еще в 1933 году.
Мерой тщеславия Кроули, – или пророческого посвящения, если хотите – было томление по некоей роли на мировой сцене. Он был верен своим грезам, и его амбиции принимали форму воплощения фантазий. В феврале 1938 года, например, он сделал такую запись: «Изысканное сновидение о Гитлере и сигарах, и Магии, и моем коне Султане. Я управлял Германией для него». Позже в том же месяце в предисловии к своему дневнику Кроули обдуманно отказался от нацистской идеологии: «Фашизм должен всегда терпеть неудачу, потому что он создает недовольство, которое необходимо подавлять». Но фашизм, очищенный Телемой, законом истинных правителей, – тот случай, когда утопия укореняется в сознании. Год с лишним спустя, в июне 1939, Кроули писал о подобном же видении: «у меня было несколько долгих переговоров с Гитлером, очень высоким человеком. Забыв о предмете разговора, он был доволен и увлечен: приказал все мои книги перевести и сделать официальными в Германии. Позже, сумрак, ночь в городе. Человек с золотой тесьмой завернул за угол, видел несколько всадников, одинаково великолепных, один из них сделал первый выстрел войны».
Сейчас МI5 распространяет информацию о том, что именно они сконцентрировались на помешанном на астрологии Рудольфе Гессе, заместителе Гитлера в Третьем рейхе и правой руке фюрера. В результате ловко подтасованных астрологических «расчетов» Гесса убедили, что его «звездный час» и будущее как «величайшего человека столетия» заключается в том, чтобы он лично прибыл в Англию и заключил мир между Лондоном и Берлином. Узнав, что перед вылетом Гесс консультировался с астрологами и, те посоветовали ему лететь в Англию, Гитлер распорядился произвести массовые аресты среди астрологов, прорицателей, гадалок и экстрасенсов.
Как свидетельствуют рассекреченные на днях архивы, по данным Associated Press, британские спецслужбы для «запудривания» мозгов Гитлеру и его окружению, фанатично верившим во всякого рода оккультные ритуалы и мистику, завербовали еще одного «звездочета» по имени Луи де Воль, родившегося в Берлине в 1903 году и затем сбежавшего в Англию от преследования нацистов, поскольку был евреем.
Астролог-разведчик, который любил называть себя «новым Нострадамусом», получил чин капитана британской армии. Наряду с написанием «правильных» гороскопов для фашистской верхушки, лично Уинстон Черчилль, в то время премьер-министр Британии (Черчиллль никогда не верил в астрологию), поручил ему важную миссию, направив в США для «убеждения» американцев в том, что нацисты проиграют войну «в течение нескольких месяцев», если Соединенные Штаты присоединятся к антигитлеровской коалиции. В США, в частности, он выступил на астрологической конференции, где в пику германским прорицателям доказывал, что Гитлер проиграет войну.
Основным местом работы новоявленного «Нострадамуса» служил оплаченный британской службой MI5 апартамент в отеле на престижной лондонской улице Park Lane, откуда де Воль на фирменных листах под грифом «Бюро психологических исследований» распространял свои гороскопы для потребителей в среде союзников и для лидеров нацистов.
Путаясь в своей легенде, де Воль сначала называл себя венгерским аристократом, затем племянником австрийского режиссера, потом внуком английского банкира и даже родственником мэра Лондона. Он «провалился» на ужине в посольстве Испании, когда испанская герцогиня попросила де Воля рассказать гороскоп Гитлера британскому иностранному секретарю лорду Галифаксу. Агенты также жаловались на то, что вызывающая манера поведения де Воля выдает их конспирацию. Например, он умудрился развеять прекрасно продуманную легенду о том, что его номер в отеле оплачивает некая богатая покровительница. Кроме того, он хвастал своими связями с военной администрацией и морским командованием.
Интересно, что его жена Александра также покинула Германию и уехала в Сантьяго, в Чили, где назвалась румынской принцессой и была известна как «Баронесса».
Тех, кто был приближен к Гитлеру лично, в основном расстреляли в 1944 году – когда стало понятно, что все, что они вещали — бред, среди них был и Карл Эрнст Крафт.
Можно не сомневаться, что точно так же было организовано «Drang nach Osten», которого Гитлер (как и его окружение) всячески пытался избежать, но потом смирился, как с «продиктованной выше» неизбежностью и был даже поначалу весьма вдохновлен ловкими «предсказателями», плоть до их расстрела и своей собственной кончины…
Возглавляя ОТО, Кроули практически развалил эту ложу. Он принял решение переписать обряды и ритуалы ордена, прежде всего для того, чтобы допустить в него женщин и внедрить учение Телемы. По всем правилам женщины не могли быть полноценными членами масонских лож. Однако новым тамплиерам не понравился резкий уклон в религиозную сферы. В Германии, на родине ОТО, подавляющее большинство братьев-тамплиеров покинули орден и создали новую организацию Братство Сатурна, полностью независимую от Кроули.
В Германии Алистер Кроули нашел себе новую жену, а затем и последнюю в своей жизни любовницу. Новой супругой мага стала Мария Тереза де Мирамар, с которой, правда, он быстро развелся. Роман с Ханни продлился немногим дольше, но и он был обречен. Впоследствии обе женщины разделили судьбу всех жен Кроули и оказались в сумасшедшем доме.
На протяжении 2-й пол. 30-х гг. Маг периодически бывал в Германии, но отношения с нацистами у него не заладились. После начала войны отделение ОТО на оккупированных немцами территориях Европы были закрыты, а их члены арестованы.
До сих пор точно не известно, принимал ли Кроули активное участие в разработке психологических методов ведения войны, но, по слухам, он действительно этим занимался. Разумеется, английские колдуны и маги пытались использовать свои магические силы, чтобы не допустить вторжения немцев в Британию, а также нейтрализовать исходившее от нацистов зло, и устраивали магические церемонии, направленные на достижение этих целей. Рассказывают, что Кроули принял участие в одной из таких церемоний, проходившей в лесу Эшдаун. После войны как Россия, так и США начали проводить психологические эксперименты по телекинезу, пытаясь установить, можно ли использовать психическую и духовную силу в работе военной разведки. Эта работа стала продолжением секретных исследований, проводившихся в начале 1940-х годов, когда и Британия, и Германия пытались при помощи психического воздействия менять курс вражеских самолётов-бомбардировщиков, а также влиять на показания радаров.
Какую бы роль во всём этом ни играл Кроули, нацисты о нём знали. Скандально известный нацистский радиопропагандист Уильям Джойс (он же лорд Ху-Ху) глумливо заявлял на общенациональных церковных службах, проводившихся во время войны, что Кроули неплохо смотрелся бы в качестве руководителя Чёрной мессы в Вестминстерском аббатстве.
Еще в конце 30-х гг. Алистер Кроули проиграл важную судебную тяжбу и разорился. Вторую мировую войну он провел в США, вернувшись на родину в 1945 г. Он еще прожил несколько лет в меблированных комнатах в Гастингсе, где и умер 5 сентября 1947 г.
В серый зимний день среди голых деревьев кладбища в Брайтоне неожиданно появилась живописная процессия: по посыпанным гравием дорожкам медленно двигалась группа людей, облаченных в экстравагантные одеяния. За ними следом на почтительном расстоянии шли фотографы, журналисты и просто случайные зеваки. Эти люди пришли сказать последнее прости Алистеру Кроули.
Вся процедура похорон была тщательно разработана согласно тайному обряду, известному только посвященным. Перед прощанием тело мага извлекли из гроба и облачили в белое одеяние, расшитое красными и золотыми узорами, перепоясали поясом с двенадцатью знаками зодиака. Признанный король мирового люцеферианства покоился на бархатном ложе с короной на голове, с мечом и скипетром в руках. В помещении, где проходила церемония, со стен были сняты все знаки христианской символики и вывешены тайные эмблемы, амулеты и пятиконечные звезды. Когда же усыпанный алыми розами гроб поставили перед входом в кремационный зал и воцарилось молчание, толпу внезапно охватил ужас. Все явственно ощутили присутствие чего-то страшного, чему не могли дать имени. Возможно, это душа Алистера Кроули явилась проститься с собственным телом, а может, сам князь тьмы пришел за отныне навечно принадлежащей ему душой…
Споры о том, кем был Алистер Кроули на самом деле, великим магом или великим шарлатаном ХХ столетия, не утихают до сих пор. Учение Телемы и в наши дни пользуется довольно широкой популярностью, а книги мага издаются огромными тиражами.
Но главным его наследием, безусловно, является литература. В свое время Алистер возомнил себя поэтом и позаимствовал манеру письма у Суинберна, а тематику и характеры — у Де Сада. Его поэзия сексуальна, порой гомосексуальна, она граничит с порнографией и грубостью, в ней находили свое отражение протест и бунт автора. Правда, бунт настолько откровенный, что даже маркиза при прочтении вырвало бы. Слишком уж Кроули был изобретателен в своих описаниях.
Главная его книга «Книга закона» — основной текст учения Телема. Прочитать и понять ее человеку непосвященному довольно сложно, но интересно. Хотя есть полно книг, которые Алистер писал более разборчиво и понятно. Например, «Дневник наркомана», в котором Алистер Кроули предстает таким, каков он есть! Психопат и философ, оккультист и поэт. Человек, получивший прозрение дорогой, наркотической ценой.
В «Видении и голосе» он совершенно нормальным и научным языком пытается описать духовные опыты и исследования более тонких планов. В «Гоэтии» описываются ритуальные приготовления, орудия и заклинания, необходимые для вызывания 72 духов. А прочтение «Лекций по йоге» может приятно удивить. В этой книге он не рассказывает о том, как славно пить водку с Сатаной, а трезво описывает каждый шаг йоги как техники ментальной дисциплины.
Удивительным образом в конце жизни Кроули снова оказался связан с театром. В «Нитях времени» Питер Брук вспоминает, какое впечатление произвела на него в ранней юности книга Кроули Magick[13], которую он увидел в витрине книжного магазина на Чэринг-кросс-роуд (автор настаивал именно на таком написании слова magic, подкрепляя свои соображения сложными каббалистическими выкладками). Особенно юного Брука пленили посулы насчет того, что тот, кто достиг уровня магистра первой степени, может не только создавать богатство и красивых женщин, но и магической волей вызывать вооруженное войско[14]. Британское министерство обороны такая возможность отчего-то не заинтересовала, хотя Гитлер готовил вторжение в Британию и прогермански настроенный Кроули (фюрера он считал собратом по магическому цеху, но вконец запутавшимся)[15] все же решил предложить родине свои услуги. Брук оказался заинтересован больше — он разузнал в издательстве телефон мага и договорился о встрече. Завязалась дружба.
Сильно потасканный британский джентльмен в зеленом твиде производил сильное впечатление. Он мог остановиться посреди Пикадилли и, потрясая экзотической тростью, проорать в небо заклятье против дождя. Или возмутиться тем, что гостиничный официант не знает номера его комнаты. «Конечно, 666, болван!». Он согласился спрятаться в оксфордском общежитии у Питера, чтобы смертельно перепугать своим внезапным появлением гостей. Брук чувствовал в нем неисчерпаемые запасы театральности и позвал консультантом на свою первую постановку в оксфордском театре «Факел» осенью 1942 года. Тем паче что ставил он «Доктора Фауста» Кристофера Марло. Маг тихо наблюдал за репетициями из глубины зала, но когда Фауст занялся магическими операциями, вскочил и заорал благим матом: «Трижды нет! Нужен сосуд с настоящей бычьей кровью. Только тогда появятся истинные духи, уверяю вас!». И, подмигнув остолбеневшим актерам, добавил: «Даже на дневном представлении!»
Вряд ли имя Кроули останется в истории театра. Вскоре после его сценических опытов в Европе уже вовсю шумели футуристы и дадаисты, которые нашли своим шокирующим откровениям надлежащую форму. Кроули же авангард недолюбливал и не понимал. По своим эстетическим вкусам он остался британцем Belle Epoque, для которого вершиной художественной смелости были Обри Бердслей и Алджернон Суинберн.
Но хотя символизм и потерял свои позиции в Европе, в память о себе символисты оставили представление о жизни как о предмете искусства, в том числе и театрального. Великий маг преуспел в этом как мало кто другой. Он сотворил из своей жизни такую пьесу, в которой трагедия соседствовала с комедией. Смерть с эросом. Порок с добродетелью (хотя первый безусловно преобладал). Искусно поставленная, она разрушала все представления о традиционной морали и позволяла каждому делать из увиденного собственные выводы. Кому-то наслаждаться вместе с протагонистом головокружительным чувством свободы, кому-то в ужасе смотреть, к каким результатам ведет эта свобода без берегов. Вряд ли можно представить себе лучшего проводника для исследования бездн, в которые может рухнуть человек, чем Кроули. Однако доскональные сведения о греховности гомо сапиенса сочетались у него с надеждой на его грядущий божественный статус.
Одним из последних зрителей пьесы и явился Питер Брук. Но это не значит, что она сошла со сцены со смертью исполнителя главной роли. Миф о себе, сотворенный Алистером Кроули, продолжает жить. Без него трудно представить себе и рок-культуру (в которой у великого мага немало поклонников — от «Битлз» и Джимми Пейджа до Оззи Осборна), и весь современный акционизм, и перформансы Марины Абрамович, которая позволяла публике делать с собой то, что, видимо, позволяла делать с собой Кроули Анна Ринглер в Москве, и, наконец, современный театр в своих трансгрессивных проявлениях — от VSPRS Алана Плателя до гностических опусов Ромео Кастеллуччи.
На самом деле, многое в движении Нью эйдж просто позаимствовано из Телемы. Джеральд Гарднер, основатель движения «Викка» которая несомненно является самой большой частью Движения Нью Эйдж, даже нанимал Кроули для того чтобы создать фрагмент из его «Книги Теней». Гарднер имел низкую степень посвящения в ОТО и известно что он получал от Кроули право на создание Ложи ОТО, которое так никогда не было использовано. Рон Хаббард, основатель сайентологии, признавал что он был вдохновлен Кроули и даже некоторое время был коллегой одного из его учеников, Джека Парсонса, специалиста по Ракетному топливу. Даже Тимоти Лири, гарвардский психолог и лидер психоделической революции шестидесятых, столь восхищался Кроули, что называл его «одним из агентов эволюции девятнадцатого столетия».
Чтобы сказать о влиянии Кроули на культуру полностью, расписав сомнительные подробности, потребуется еще больше слов, но не упомянуть про них совсем — преступление против человечества.
Его философия, основанная на разнузданной, вседозволенной сексуальности и связями с потусторонним, оказалась так близка рокерам, что те открыто пели дифирамбы своему вдохновителю. Его «Доктрина 93» даже дала название одноименной группе.
Кроме того, лицо Алистера можно встретить на обложке легендарного и не менее мистического альбома The Beatles — «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».
А та самая песня старины Оззи, со зловещим органом, будто позаимствованным из фильмов ужасов? Легендарный смутьян написал её, впечатлившись жизнеописанием нашего героя. Причем даже такой безумец, как Осборн, не мог поверить в масштабы адского гения и поэтому первые слова в песне таковы: «Мистер Кроули, что в твоей голове?»
Но главным фанатом этого парня, конечно же, был Джимми Пейдж из Led Zeppelin. Он был готов, не торгуясь, скупить всё, к чему так или иначе Алистер имел отношение. Дороже всего обходились особняки, в которых Джимми селился самолично. Правда, увлечение оккультизмом, как поговаривают, едва не сгубило группу и самого Пейджа, который чудом не утонул в алкогольно-наркотическом море в 70—80-х.
Говорят, поднаторевший в различных ритуалах с помощью знаний Кроули, Пейдж даже заключил сделку с Дьяволом, чтобы группа существовала вечно. И только запой с лидером «Коррозии Металла» Евгением «Пауком» Троицким заставил владыку преисподней забыть про Джимми.
Поговаривают, что именно у Кроули он научился закладывать скрытые послания в песни, которые можно отыскать, если прокручивать их задом наперед. Посмотри, там и «Зверь 666», и каббалистические атрибуты, так что, может, действительно: Сатана жив, Кроули не врал, и вся наша жизнь — игра?
Использованы материалы:
- Кем был Алистер Кроули, великим магом или простым мошенником?
- Алистер Кроули: мистик под маской «Зверя 666»
- Алистер Кроули — сумасшедший гений или обычный шарлатан?
- Магический театр Алистера Кроули
- Кроули, который жил назло маме
- Алистер Кроули. Писатель, маг, аферист или сумасшедший?
- Barack Obama Wearing An Aleister Crowley T-Shirt
- Алистер Кроули – Агент Эволюции
- Алистер Кроули и новое проникновение оккультизма в Россию
- Эзотерика и наркотики, как средства влияния на геополитику времен Второй Мировой
- Лоренс Сатин. Кроули и нацизм
- Марко Пази Алистер Кроули и искушение политикой.
- ОДИССЕЯ БРАТА ПЕРДУРАБО
- Мартин Бут — Жизнь мага. (Биография Алистера Кроули)
2 комментария
После возвращения Роуз и Лилит в Европу, Кроули направился в Шанхай, чтобы встретиться со своей старой подругой Элейн Симпсон, которая была очарована «Книгой Закона»; вместе они совершали ритуалы, пытаясь связаться с Айвассом. Затем Кроули отплыл в Японию, а после — посетил Канаду, прежде чем отправиться в Нью-Йорк, где безуспешно пытался заручиться поддержкой для повторной экспедиции на Канченджангу
for petra
А с какой стати такие подробности о жизни Кроули? Переживаете, что вас с собой не взяли?