Своевременность маневра.
В настоящее время мы имеем дело с катастрофой хозяйствования на земле лесной зоны. Нечерноземье преимущественно прекратило земледелие. Пашня зарастает лесами. Лес наступает на реки, делая их безжизненными. В то же время огромные пространства заняты переспевшими, застойными лесами.
Сельское хозяйство сосредоточилось в степной черноземной зоне. Но там тоже не все ладно. Во многих случаях хозяйство становится монокультурным. Например, на юге Воронежской области под действием экономического фактора прекратились посевы пшеницы и других злаков, зато идут посевы подсолнуха по подсолнуху. — На масло. Упрощение хозяйствования — становится условием накопления вредителей и опасных поражений растений. В частности, спорынья активно наступает на площади, засеиваемые по крайней мере рожью. В крупных субъектах федерации количество ржи, прием которой был отклонен из-за превышения норм загрязнения спорыньей в последний год существования Росхлебоконтроля — составляло сотни тысяч тонн. Современный уровень поражения ржи спорыньей, полагаю, никто уже не контролирует. Последние данные — 2004 год.
Фактически поля степной и лесосстепной зоны земледелия — готовы к катастрофе. Один-два влажных нежарких года, небольшие задержки с севом из-за финансовых неурядиц, — и урожай становится непригодным ни в пищу людям, ни на корм скоту и птице. Но погодные условия, способствующие заражению грибковыми заболеваниями культурных злаков — одновременно способствуют и грибковым заболеваниям пастбищ и сенокосов. Вместе с зерновым хозяйством обрушиться может и животноводство с птицеводством. Массовые грибковые отравления птицы на птицефабриках Украины и юга России — современная реальность.
При этом лесная зона от европейского Нечерноземья до Дальнего Востока обезлюдела. А в городах и малых поселках десятки миллионов людей влачат жалкое существование без работы и без перспектив. Но даже для работающих жизнь утратила привлекательность, потеряла высокие смыслы. Одновременно происходит неотвратимая деградация жилищно-коммунального хозяйства, на восстановление и поддержание которого средств уже не будет никогда. Его можно сносить и заменять новым, но для многих населенных пунктов это не имеет смысла потому, что утрачен смысл существования самих населенных пунктов как индустриальных моногородов.
Параллельно год за годом исчерпывают свои ресурсы объекты электроэнергетики. Неполная замена которых на газовые ТЭС в постсоветский период исчерпала возможности — лишнего газа в России больше нет.
Над Россией нависла угроза комплексной катастрофы продовольствия, энергетики и разрушения ЖКХ. Одновременно нарастает катастрофа снижения интеллектуального и морального уровня подрастающей молодежи — попросту по причине отсутствия определенных перспектив использования их знаний и интеллекта. Современная политика импорта западных технологий не повышает, а только снижает интеллектуальные требования к их пользователям.
Маневр соединения лесного, сельского и речного хозяйств в единые биосоциальные комплексы, требующие большого количества осмысленного человеческого труда и отзывающиеся на этот труд быстрым улучшением качества жизни, ее интеллектуального и материального наполнения, повышения ее разнообразия, — позволяет достаточно быстро решить целый комплекс проблем.
1) Проблема продовольственной безопасности. Стерильные в отношении опасных грибковых заболеваний застойные леса глубинки — способны за счет накопленного биоресурса и выявленного метода подсева на новине — быстро решать проблему продовольственного обеспечения страны — в случае катастрофы сельского хозяйства степной зоны.
2) Проблема избытка ненужных в нынешней экономике людей. Предлагаемый вариант в считанные годы способен поглотить и приставить к делу многие десятки миллионов людей. Решить вопрос их продовольствования, одежды, обеспечения жильем, теплом и здоровым образом жизни.
3) Проблема экологии. Происходит обновление лесов, очистка рек, злаковая растительность очищает почву от токсинов разложений древесины застойных лесов. Очевидным образом происходит уход от повсеместного использования пластиков и синтетических материалов, захламляющих окружающую среду и плохо поддающихся переработке. Происходит перестройка потребления на материалы, легко и безопасно возвращаемые окружающей среде или перерабатываемые в качестве сырья и топлива для близко расположенных производств
4) Проблема запустения территорий и перенаселенности городов. Решается очевидным образом за счет предоставления возможности более интересной, здоровой и полноценной жизни. В настоящее время город потерял привлекательность многообразия возможностей — он стал скучен. Собственно городские удовольствия: театр, кино, выставки, музеи — перестали привлекать. Зато интернет полностью решает вопрос удовлетворения информационного голода.
5) Проблема сокращения населения. Отвязка от вынужденной привязанности городского населения к покупке средств существования в торговой сети, отвязка от ограничений на жилую площадь в городских квартирах — снимает главные препятствия росту рождаемости.
6) Проблема воспроизводства человека. Многообразие возникающих задач, их практическая востребованность, жизненность и перспективность, — сами являются воспитателями. А наличие в стране пока еще значительной массы людей 45-60-летнего и более возраста с полноценным советским образованием, научным и инженерным стажем, советской трудовой практикой, — позволяет широко вовлекать эти знания и опыт в обучение и воспитание людей, в первую очередь молодежи.
Вместо характерного для современного общества высвобождения человека от труда и мышления — проект требует расширения присутствия человека, его физических и интеллектуальных усилий повсеместно.
Стратегический маневр. Интересное подтверждение
Интересное подтверждение
Пользователь: Pokrovsky (IP-адрес скрыт) *
Дата: 17, May, 2010 19:57
Весенний посев озимой ржи
Ежегодно увеличиваются посевы озимой ржи на участках хозяев в нашем садоводстве «Глинки-1» и «Глинки-2», что под Павловском.
Кто содержит кур, гусей, уток, часто запускают их летом в посадки картофеля, да и между грядок. А когда рожь начинает созревать, птицы с удовольствием кормятся на поле, хозяину остается лишь запахать растительные остатки. Высаженные после озимой ржи культуры очень хорошо развиваются, дают большой урожай, посевы меньше зарастают сорняками.
Озимая рожь хорошо приспосабливается к условиям выращивания и отличается сравнительно невысокими требованиями к питательным веществам почвы, что связано с мощной корневой системой и ее способностью усваивать труднодоступные почвенные соединения.
Развивая мощный узел кущения, она более зимостойка, чем озимая пшеница, и более стабильна к неблагоприятным условиям.
Культивирование растений на зеленое удобрение способствует образованию росы, т. е. увлажнению почвы, согреванию и разрыхлению ее, увеличению запаса азота, ускорению процесса разложения в почве минеральных веществ и увеличению гумуса. По сравнению с навозом зеленая масса имеет даже некоторые преимущества: она разлагается быстрее, чем солома навоза, дает превосходный гумус, а заключенный в нем азот имеет более высокие удобрительные качества, чем азот навоза. Азотистые соединения зеленого удобрения легкорастворимы, чем и объясняется сильнейшее действие запаханной зеленой массы.
Кроме зеленой массы на ранневесенний корм и как сидерат, озимая рожь на Северо-Западе дает и хорошее зерно.
Хотя урожайность ржи в Российской Федерации около 15 ц/га, эта культура способна формировать урожайность зерна до 200 ц/га.
Так, в 1772 г. в Санкт-Петербурге, в Императорском саду садовник Андрей Эклебен сеял рожь с разной нормой высева и на следующий год демонстрировал ее кусты. В одном растении содержалось 43 колоса по 81 зерну в целом колосе, из единого посеянного зерна вышло 2375 зерен.
М. В. Ломоносов так оценил опыт Эклебена: «Сей первый опыт доказывает, что и в наших северных краях натура в рассуждении хлеба плодовитее быть может старательным искусством».
Позже Эклебен демонстрировал куст ржи из 376 колосьев, в каждом из которых насчитывалось от сорока до ста зерен.
Посев ржи проводился широкорядно и растения несколько раз окучивали, что увеличивало площадь питания, а, следовательно, способствовало образованию дополнительных побегов.
Подобные посевы были проведены уже в XX в. на Новгородской земле, где получали до 200-240 ц/га зерна на опытных делянках. На Украине – 150-200 ц/га зерна, в Казахстане – до 300 ц/га.
Конечно, на опытных делянках получить такой урожай легче, чем на совхозном поле. Но каждый, кто работает с культурой озимой ржи, должен представлять ее возможности.
Обычно рожь высевают во второй-третьей декаде августа. По народным приметам лучший срок посева 25 августа – Никитин день, ранний срок сева озимых. Но и 26 мая, в день Лукерьи-комарницы, после появления комаров следует сеять рожь.
Поэтому весной и летом 2006 г. на опытном поле кафедры растениеводства СпбГАУ мы посеяли озимую рожь сорта Эра рядовым (через 15 см), широкорядным (через 30 см) способами и пронаблюдали за растениями от посева 16 мая (вегетационный период 455 дней) до уборки в 2007 г., при посеве 17 июня (420 дней) и при посеве 10 августа (364 дня вегетации).
Кроме опыта Эклебена нас привлекла статья С. Багрова, где автор рассказал об опыте посева озимой ржи в тридцатые годы прошлого века переселенными в Вологодскую область украинскими крестьянами.
Чтобы выжить, они сеяли рожь в мае, а убирали на зерно в августе следующего года, и только за счет этого технологического приема получали по 60-62 ц/га зерна: «Туча тучей рожь стояла, и колос вдвое длиннее обычного, и зерном были многим крупней…».
В 1962 г. агроном Уусталу из Башкортостана посеял озимую рожь весной в смеси с яровым овсом с нормой высева 30 кг/га (обычно высевают 180-200 кг/га). Овес убрали осенью этого же года, а рожь продолжала кущение летом и осенью, урожайность зерна составила 209 ц/га. Растения имели вид кустов при среднем количестве стеблей 28, от 18 до 45. Колос имел длину в среднем 22 см и содержал 122 зерна. К тому же, зерно было в два с лишним раза крупнее высеянных семян.
Озимая рожь в течение лета формирует мощную корневую систему, сильный узел кущения (от 26 до 48 побегов), высота побегов с листьями достигает 70 см.
Чтобы рожь не выпревала зимой при наших частых оттепелях, растения можно подкосить в конце августа или стравить скоту, что делали в прошлом крестьяне.
На следующий год рожь начинает отрастать очень быстро, при наступлении тепла формирует толстые стебли, хорошо облиственные и главное – неполегающие.
Никаких дополнительных затрат на удобрения, уход – лишь изменить срок посева, перенести его с августа на май месяц, как только поспеет почва.
Озимую рожь сорта Эра (селекции СЗНИИСХ «Белогорка») мы посеяли рядовым способом (6 мая 2006 г.) с нормой высева 5 млн всхожих семян на 1 га (т. е. 500 шт. семян на 1 м2) и широкорядно, с половинной нормой высева от оптимальной в нашей зоне – 2,5 млн всхожих семян на 1 га или 250 шт. семян на 1 м2.
Треть нормы ржи посеяли под покров овса и ячменя также весной.
Другие сроки выбрали: 17 июня (этот срок оказался менее удачный) и 10 августа 2006 г.
Полевая всхожесть ржи при посеве в мае составила 80-83 %, летом – 60 %, в августе – 47 % из-за недостатка влаги в почве. Перезимовало растений 96 % (весенний посев), сохранилось к уборке 99 %.
Продуктивная кустистость (отношение количества побегов с колосьями к количеству сохранившихся растений) была в 2-3 раза выше весной, чем при летнем и стандартном сроке посева. Это явление и наблюдали когда-то крестьяне.
Но самым потрясающим было то, что масса зерна с колоса в среднем составила 2,9 г, а это урожайность зерна 118 ц/га и соломы 94 ц/га (всего сухой биомассы 212 ц/га). Но были колосья и по 6,5 г, что в 10-12 раз больше обычных, а значит и урожайность в пересчете на 1 га более 200 ц/га.
Итак, на среднеокультуренной дерново-подзолистой почве возможно получение большого урожая озимой ржи – как зеленой массы с использованием ее осенью текущего года, так и весной следующего как зеленого удобрения и дающего высокую урожайность зерна.
Мы не вносили никаких удобрений. А если грамотно подобрать новые сорта этой благодатной культуры, разработать систему удобрений, опробовать свои сроки и нормы высева, видимо, можно будет иметь на столе достаточно самого полезного для русского человека хлеба.
Н. Демидас, канд. с.-х. наук, доцент каф. растениеводства СПбГАУ(материал из еженедельной газеты ‘Садовод’)
***
Биологическая продуктивность степи в 2-3 раза выше, чем в лесу. При этом, если скот подчистую поедает траву, а потом оставляет практически то же самое количество органики в виде кизяков, то этого ВОЗОБНОВЛЯЕМОГО топлива — больше. Но в отличие от степи лес содержит накопленный за сотни лет запас органики. Т.е. новопоселенцы имеют возможность в течение длительного времени сжигать не только ежегодно прирастающую древесину, но и старые запасы.
В число накопленных за долгие сотни лет запасов органики в лесной зоне входят и торфяники.
Так вот. Производим расчет. В лесной зоне производится 60 т углерода на кв. км в год. При потреблении только возобновляемой древесины, причем со всеми ветками и корнями 1 кв. км леса при норме 7.5 т/год в состоянии обеспечить теплом 8 сельских домов. Степь — в 2-3 раза больше. Но в степи этим и ограничивается плотность заселения. А в лесу можно достаточно долго пользоваться концентрированными запасами древесины со всей округи. Но при этом лесные угодья быстро скудеют. И требуется либо дальний завоз, либо переселение ближе к нетронутым участкам леса.
Когда меня посылали в колхоз от НИИ на юг Калужской области, то местные жители рассказывали, что за послевоенное время лес(как источник дров) удалился от деревни километров на 10. Просто вырубался и шел в печки.
В зоне вблизи больших рек ситуация заметно меняется. Большие реки с каждым ледоходом приносят на берега древесину со всех необжитых земель выше по течению. Собственно этот ПЛАВНЯК и составлял существенную часть топливного баланса донских казачьих земель.
Опять же биологическая продуктивность речной поймы еще раза в 2-3 выше за счет достатка влаги и удлиннения периода роста растений(водоемы акумулируют тепло и создают определенный микроклимат, несколько лишних осенних дней без заморозка на приречной почве — существенны для роста растений и накопления ими биомассы).
***
лесопосадкими не занимались? Или — только рубили под колхозный клин?
Я же там картошку собирал, а не следствие вел. Что-то откладывалось в памяти. Но, насколько я понимаю, лесопосадками они заниматься не могли.
Причем в России дореволюционной крестьяне, действительно, занимались лесопосадками. Кроме них этим заниматься было некому, а нужно это было прежде всего им самим. Иначе лесные угодья сокращались. Ни дерева на стройку, ни топлива.
В СССР же на это были соответствующие службы, и самодеятельность в деле лесных насаждений не приветствовалась. Поскольку рядовой гражданин ни хрена не знал, зачем очищается от леса участок: для повторной посадки, для земледелия, для стартовой площадки ракет ПВО или ПРО… Опять же, если было очевидно, что ни о какой такой ПВО-ПРО речи нет, а речь только о стихийном сведении леса на дрова самими же крестьянами, то все тоже было не просто. В одиночку организовать лесонасаждение — крайне непросто. Это все-таки значительный труд. Ранее этот труд организовывался общиной. Дети собирали шишки, заготавливались семяна елок или сосен. И где-нибудь осенью около моего фамильного праздника Покрова(14 октября), когда с урожаем закончено, руки свободны, а земля еще не прихвачена морозом, пропахивали борозды и засевали участок леса.
В СССР функцию организации жизни деревни у общины забрал на себя колхоз. И если председатель колхоза был мужиком умным и заботливым, то он либо пробивал в районе заказ на производство лесопосадок соответствующими службами, либо организовывал все это силами крестьян своего же колхоза. А если это председательство для него было просто работой, за которую неплохо платили, но не более того, то он мог про лесозаготовки никогда и не вспомнить — мелочь какая… Но самоорганизоваться крестьяне уже не могли. Организация — очень непростое дело. А если на это уже есть худо-бедно действующая структура, обслуживающая основные потребности, ради которых обычно требуется организация, то уж ради лесопосадок — только при наличии какого-либо сильного и авторитетного лидера. Время от времени такими неформальными лидерами были энтузиасты-учителя сельских школ, врачи, агрономы — сельская интеллигенция. Но она еще была слишком малочисленной. И могла захватывать лидерство только в небольших деревеньках. Такое я наблюдал на границе Брянской области и Белоруссии. Культура маленькой деревушки на 20 дворов(или даже меньше) была потрясающей. Чистота, ухоженность, на огороды посмотреть приятно.(В отличие от грязи и разрухи, ржавеющих под каждым забором останков техники в соседней деревне ТОГО ЖЕ КОЛХОЗА) Угощали табаком-самосадом. Изумительный! И все это благодаря ненавязчивому духовному лидерству местного фельдшера. Я с ним разговаривал. Мы проводили подворную паспортизацию радиационного фона. Разговаривать приходилось в каждом доме. Так вот этот фельдшер мне как раз и показал произведенную по его инициатива лесопосадку. А в деревне даже магазина не было — за хлебом ездили в соседнюю.
Хозяин — как глава биосоциального организма — биосоциоза
В моем нынешнем понимании Хозяин — это главная фигура биосоциального сообщества.
Теперь на примере. Вырастает в степи у Лукоморья дуб зеленый кто-то обронил желудь. Этот дуб обеспечивает развитие мощной подземной биоты, находящейся в симбиозе с корнями дуба. На самом дереве поселяются птицы, под деревом возникает муравейник. Листьями дуба кормятся шелкопряды, а полакомиться желудями приходят кабаны, которые удобряют почву в районе дуба своими экскрементами. Ранее низкая биологическая продуктивность степного участка(типично 7-10 ц углерода на га в год) — на этом участке около дуба резко(в разы) повышается. Но при этом все локальное биологическое разнообразие связано с наличием во главе него центральной фигуры, создавшей вокруг собственной жизни новый биоценоз — дуба. С гибелью этого единственного дерева все возвращается на круги своя.
В последующем за счет прорастания уже его желудей дубовая роща может постепенно расшириться. Но развитие этой рощи и все более богатого биоценоза долгое время будет определяться тем, что первоначально прорвалось сквозь трудности первоначального роста одно-единственное дерево. Которое могло засохнуть, могло быть съедено пробегающей ланью или теми же кабанами, сгореть в степном пожаре, стать жертвой саранчи, дубового шелкопряда и т.д. У его наследников жизнь проще. От насекомых их защищают птицы, которые завелись в кроне дуба-хозяина и муравьи, живущие под его кроной. Но даже если произошел степной пожар, против которого молодые дубки бессильны, старый крепкий дуб-хозяин, восстанавливает биоценоз. Причем гораздо быстрее. Поскольку погибшие деревья сами уже создали около себя благоприятные для дубов почвенные симбиозы.
Теперь берем человека. Приходит на место будущего Далматовского монастыря на Урале его основатель Далмат. Человек с мощной и здоровой психикой, труженик и праведник. Строит скит, перебивается чем бог послал(грибы, ягоды), сеет немного ржи. Про этого человека узнают. К нему сначала приходят познакомиться, пообщаться. Потом начинают приходить за советами. Человек мудрый и добрый, плохого не посоветует. А там начинают подселяться одна, другая крестьянская семья переселяются поближе к этому Хозяину. Около него они чувствуют себя спокойнее, уверенней. Расширяется запашка. У крестьян под мудрым попечительством Далмата укрепляются хозяйства, увеличивается количество скота. Из окружающего таежного леса строится монастырь. На месте вырубки — новое поле. Первый урожай по самой богатой ниве — лен. Потом рожь, овес… Через несколько лет участок превращается в пастбищный. Потом его засевают снова елями. Только тот лес, который первоначально срубили, был мрачный, темный, почти безжизненный. А новый светлый молодой лес наполняется жизнью. Птицы приносят сюда семена березы, осины, рябины, малины, земляники. В молодняке есть, чем кормиться и зайцам, и лосям(в старом лесу голодно — в нем не может расти ни подлесок, ни трава).
Тут соотношение еще веселее. Сибирская тайга аккумулирует 9 г углерода на кв. метр. Всего менее центнера аккумуляции углерода на гектар в год. Чрезвычайно низкая биологическая продуктивность. Замена перестоявшего леса сначала пасшней, потом лугом и молодым лесом — резко повышает биологическую продуктивность. Местность как бы обретает новую, более богатую жизнь.
Созданный Далматом монастырь теперь привлекает к своим стенам не только крестьян с хозяйством, но и сирот, и бобылей без всякогог хозяйства. Дает им крышу, кусок хлеба, возможность трудиться. Растущему хозяйству не хватает железа. А руда по соседству. При монахах, наследовавших Далмату, появляется Каменский железоделательный завод при Далматовском монастыре. По тем временам(17 век) ничего крупнее на Урале не было. 300 пудов железа в год.
Вокруг монастыря-хозяина на этом локальном пространстве возникает целый комплекс. Потребности железоделания в угле приводят к ускорению вырубки старых лесов и замене их пахотой, покосами, пастбищами, а потом и новыми лесами. Железо Каменского завода продвигает земледелие на восток. Появляются новые деревни, созданные уже крестьянами исходящими от монастыря. Монастырь управляет грамотным земле- и лесопользованием. Чтобы и хозяйственная жизнь расширялась, и чтобы леса не сводились, а регулярно восстанавливались.
А сюда, на железорудные месторождения, эксплуатацию которых начал монастырь, приводит тысячи своих крестьян Демидов. На время стройки завода монастырский Каменский завод обеспечивает демидовскую стройку необходимой железной утварью и продовольствием.
Вот кто есть хозяин — родитель, организатор и попечитель биосоциального сообщества(или биоценоза, если без человека), в котором, благодаря личным характеристикам хозяина, возникает расширенное воспроизводство жизни.
Петр Великий и Сталин были Хозяевами страны как раз в этом смысле. Они на месте умиравших государств породили огромные расширенно воспроизводящие жизнь биосоциальные организмы Российской империи и СССР.
В принципе, каждый человек создает вокруг себя некий связанный лично с ним мир. В котором он распоряжается, который подчиняется его воле, связан с ним, зависим от него. Он хозяин этого своего мира. Этот мир обладает относительной автономией в мирах других хозяев, в которые он со своим миром входит как органическая часть.
У крестьянина создаваемый или поддерживаемый им биосоциальный организм состоит из поля, огорода, сада, дома, хозяйственных построек, домашней живности и собственно семьи крестьянина.
У современного рядового горожанина биосоциальный организм, мир, который он создает, — это семья и домашняя обстановка, домашние животные, по нынешним временам — еще и машина, у других дача, садовый участок. Плюс то, что становится подчиненным и связанным с ним хозяйством на работе и в других местах.
А вот юридический владелец хозяйства может быть категорически не способен даже к простому воспроизводству биосоциального организма, который по каким-то причинам оказался под его руководством вместе с собственностью.
Что в таком подходе принципиально.
1)Мы восстанавливаем Аристотелев подход к экономике как поддержанию и развитию комплексного хозяйства вместо того уродства погони за прибылью, которую Аристотель первоначально обозвал хрематистикой.
2)Мы показываем, что реально экономика биосоциальных сообществ не чужда природе, но является простым и естественным продолжением развития природных экосистем, просто во главе этих экосистем становится человек, который своими знаниями и орудиями труда способен ускорять экспансию биологической жизни.
3) Мы декларируем правильность и естественность как монастырской формы хозяйственного развития прошлых веков, так и моделей Петра и Сталина.
4)Реабилитируется слово «богатство». Которое, вроде как от Бога.
Богатый — тот, кто создает или успешно воспроизводит вокруг себя большой биосоциальный организм, создает условия для расширенного воспроизводства и роста других миров, других биосоциальных организмов. Такая личная способность — и вправду от Бога. Кто-то и семью склеить не может.
5) Классическая рыночная экономика(хрематистика) при таком рассмотрении выступает либо как способ паразитирования на уже имеющихся биосоциальных системах, либо как способ разрушения закостеневших форм жизни с целью освобождения пространства для обновления биосоциозов нормального типа. По аналогии с выжиганием перестоявших лесов.
6) Экономика современности, финансовыми средствами сжимающая жизнь к социальным системам больших городов и к несамовоспроизводящимся экосистемам(например, современные сорта злаков, которые не могут воспроизводиться от семян собственного урожая), — является просто преступной по отношению к жизни на Земле.
>А разве хозяин не может быть «над практической жизнью» ?
>Помните у Некрасова Вот приедет барин, барин нас рассудит…
>Речь по-видимому должна идти о неразрывности обратной связи между хозяйствованием и условиями жизни хозяйствующего.
При биосоциозном подходе к пониманию, кто есть хозяин, хозяином является только тот, кто неразрывно связан с возглавляемым им хозяйством и биосоциальной системой множественными прямыми и обратными связями. Причем в пользу роста и расширения хозяйства и биосоциоза.
***
Помещики были служилым сословием, которому назначались деревни и крестьяне под опеку.
Боярские и монастырские многопрофильные общественно-хозяйственные системы, в которых были хозяйственными ячейками, из которых строились Русь и Великое Княжество Литовское.
Они были чем-то вроде экономических районов Госплана. Вполне самодостаточные территории, обеспечивающие себя практически всем необходимым, но связанные в единую государственную структуру. Более централизованную и идеологически(посредством Церкви) связную на Руси и менее централизованную в Литве.
Внутри боярского хозяйства был широчайший спектр возможностей приложения человеком собственных сил и умений. На чугунолитейном заводе боярина Морозова в Истре за полтора века до европейцев отливали пушки и ядра. В экономиях литовских князей и бояр работали типографии, на гутах выдували стеклянную посуду.
Земледелие и скотоводство работало в тесном соединении с производством. Из жиров и поташа(получаемого из золы) варили мыло, кожи перерабатывались в этих же боярских вотчинных производствах в обувь. Экскременты, кровь убитых животных — закладывались вместе с золой в селитернные ямы. Через лет 6 вызревала калийная селитра, которая поставлялась царю.
А человек — он везде самое главное. Работают не законы и общественные условия. Работают человеческая воля, ум, распорядительность, практические умения, способности обучать, воспитывать и руководить.
Законы могут мешать, ограничивать виды деятельности, возможности. Могут парализовать возможность развития. Но созидать они не могут. Только человек.
Кадры решают все! — Это фраза на все времена.
***
Интересно, что биосоциозы, о которых написано выше, — суть солидарные сообщества. Взаимодополняющие и способствующие взаимному росту симбиозы.
Конкурентные механизмы в них включаются на стадии застывания роста, угнетения одних частей симбиоза другими.
В перестоявшем еловом лесу подлесок погибает из-за недостатка света. По этой же причине перестает воспроизводиться молодняк той же ели. Не выдерживает конкуренции за свет.
***
Теперь об экологии.
Библейский миф про Ноев ковчег знаете? Так вот, Господу Богу для спасения всего живого на Земле потребовался праведный муж — Ной. Не слон, не лев, а человек. Только человек может построить то, что способно спасти жизнь на Земле.
Глубину этой притчи я понял только в этом 2010 году. Для нашей лесной зоны человек — единственное существо, — которое способно обновлять жизнь и наращивать ее массу.
Без человека тайга глохнет. Становится застойной. Среднегодовое накопеление углерода в сибирской безлюдной тайге 90 кг/га. В пересчете на сухую целлюлозу это около 170 кг биомассы. Общий запас углерода в застойных таежных лесах убывает(если считать с почвой). Застойный лес — гниет и отравляет все вокруг себя. Элементы разлагающейся древесины вымываются дождями, убывают из почвы в виде углекислого газа и воды. Тайга безжизненна. Т.е. в ней есть и волки, и медведи, и песец, но их плотность на единицу площади безумно мала.
А когда человек вырубает застойный гниющий лес, пережигает его в печах, в кострах, а на вырубленных участках сеет хлеб, то биологическая продуктивность местности моментально возрастает. Даже сопливый урожай 10 ц/га — это только по зерну в 5 раз выше биологической продуктивности тайги. Микроорганизмы и грибы, которые сжирают древесину, а с собственной смертью отправляют накопленную лесом элементную базу через ручьи и реки в океан, — становятся на сколько-то лет пищей для злаков, а потом для пастбищных и сенокосных трав. Ну а после этого землю, очищенную злаками от опасных для деревьев бактерий и грибков, но накопившую вредителей злаков, можно снова отдать лесу — посеять лес. Чтобы лет через 100-150 потомки его снова вырубили под злаковые поля.
В молодом лесу — жизнь кипит! Травы, грибы, ягоды, молодой подлесок, дающий корм зайцам и лосям, муравьи, птицы. Скорость аккумуляции углерода биомассой по сравнению с застойным лесом возрастает в сотни, а где и в тысячи раз.
И, кроме человека, другого существа, способного быть регулятором этого жизненного цикла природы, — просто нет. По крайней мере в русских лесах. На границе саванны и джунглей такую роль исполняет(точнее исполнял — до массового истребления) слон.
Интересно, что с этим циклом связано и противостояние лесной Руси и степной Орды. Кочевники-скотоводы, запускавшие скот в леса, — истребляли эти леса. Скот выедал молодой подрост. А состарившиеся деревья погибали, не имея замены. Лес отступал на север. Лишившиеся леса пространства становились гиблым Диким Полем. В засуху степь выгорала, начинался массовый падеж скота — а с ним и ослабление степных народов. Наступление земледельческой крестьянской=христианской цивилизации возвращало леса. Наши предки до 1861 года заботились о лесе, выращивали его — в сельскохозяйственном цикле. А старый, застойный, лес — сводили — на дрова, на золу. Безжалостно, — потому что это было правильно.
Засечная полоса сегодня глубоко в лесах. А некогда она была прямо на границе леса и степи. Наши русские предки — земледельцы лесной зоны на сотни километров отодвинули на юг зону экологического бедствия. А безлюдную лесную пустыню Сибири, которая еле могла прокормить тысяч 400 народу, — населили миллионами русских, наполнивших, благодаря земледелию, жизнью — огромные лесные пространства.
И это была согласная с экологией жизнь! Жизнь, которая производила из себя и высшую технику, и знание.
Артиллерийский устав 1621 года — был первым в мире руководством для артиллерии, причем включавшим применение ракет.
Чугунное литье было впервые применено на заводе боярина Морозова(муже вдовицы боярыни Морозовой, запечатленной на одноименном художественном шедевре). литые чугунные пушки производства Истринского завода лежат в Артиллерийском музее. Из них в 1655 г. громили Люблин(совместный поход московских войск и казаков Б.Хмельницкого против Речи Посполитой). Европа научилась варить чугун аж через 150 лет после боярина Морозова.
В начале 18 века Петр завел стекольный завод на Воробьевых горах. Были привезены специалисты из Франции. Стекловаренные печи были из дикого камня. Дикий камень крошился — брак почти стопроцентный. Съездили в Гжель. Там — готовый хорошо проверенный огнеупор — шамотный кирпич. Огнеупорная глина, внутрь которой при формовке кирпича помещены кусочки ранее обожженной той же огнеупорной глины. Перестроили печь из гжельского огнеупора — и Россия начала выдавать самые большие в мире зеркала. В последующем завод перевели в Ямбург под Питером, но гжельский огнеупор возили туда. У России к моменту петровских реформ был ключевой высокотехнологичный элемент — огнеупор, — без которого вся французская технология была беспомощна. Т.е. … — была НАДУМАННОЙ и ложно разрекламированной на основании единичных удачных экземпляров. Случайных. А в русской земледельческой цивилизации все было основательно, на века. Шамотный кирпич — и по сей день основной огнеупорный керамический материал промышленности.
***
Давайте я немножечко расшифрую. Тут просто у меня находка очередная.
Короче, еще в древности, когда стали возникать первые раннеклассовые протогосударства, возникла и религия бон-по, которая зафиксировала, что из существующих стран и народов только очень немногие живут праведно, в большинстве же господствует разбой, убийства, грабежи, уничтожение скота соседей. И уже в бон-по был поставлен вопрос об активном противостоянии этой неправедности жизни племен.
Следом автор уже более развитого учения Заратустра выявил хозяйственную сущность борьбы человека со злом. Занимаясь земледелием и сопровождающим его оседлым скотоводством, человек подавляет зло.
Я сейчас, как ты знаешь, пришел приблизительно к тому же. Правильная земледельческая деятельность, простирающаяся не только на пашню, но и на уход за лесами, их обновлением, высадкой садов, ирригацией и т.п., правильные севообороты, — способствуют расцвету органической жизни, увеличению ее массы и общего количества продуктов, которых хватает всем. И в то же время правильное земледелие требует мирного спокойного мудрого хозяйствания с планированием на дестилетия и даже на столетия вперед, в расчете на продолжение замысла будущими поколениями.
Наоборот, попытка брать от земли, от пастбищ, не заботясь о воспроизводстве плодородия, быстро приводит поля и пастбища к катастрофическому положению, сжатию доступного продукта. А потому склокам, войнам, разбою, нанесению вреда хозяйству соседей просто из зависти и злобности, из непонимания, что это ведет не к улучшению, а наоборот к развалу.
Так вот. Еще Заратустра понял, что оседлый земледелец и скотовод слабы против завоевателей и грабителей, которые, не будучи озабочены собственным хозяйством, подвижны и могут концентрировать силы. И поэтому необходимо мощное политическое объединение, которое будет способно пресекать попытки завоеваний и разбой. Которое будет способно гасить все конфликты.
Таким политическим объединением стала Персидская держава, разгромленная в последующем Александром Македонским.
Так что я обнаружил. У фракийцев, составлявших до половины войска Македонского, причем шедших с ним в Индию, когда многие другие были отпущены, мужчины в те времена презирали земледелие и предпочитали карьеру воина или разбойника. Фракийским же девушкам в то же время разрешалась полная половая свобода.
Само отношение Александра к земледелию показал Низами Гянжеви в «Искандер-намэ» в разговоре Александра с красивым юношей-земледельцем:
Молвил юноше царь: Ты мотыжишь с охотой,
Но зачем ты с подобной сроднился работой?
Ты прекрасен, смышлен. Что ты делаешь тут?
Для прекрасных прекрасный отыщется труд.
Не тебе быть в работе с мотыгой всегдашней
Или сеять, блуждая над голою пашней.
Никогда — это ведают все искони —
Земледелье не будет прекрасным сродни.
Бой с землею тяжел! В ней таится коварство.
Ты мотыгу оставь — я вручу тебе царство.
На Персидскую державу состоялось нашествие ударного отряда будущей европейской культуры, которая на века презрела земледельческий труд(кстати, связанный с культом целомудрия) — и сделала своим знаменем войну, разбой и разврат.
Основателем могучей русской государственности стал в сущности Сергий Радонежский, который самолично проделывал весь сельскохозяйственный цикл от пахоты и сева до замешивания квашни и выпечки просфор. И к этой составляющей своей жизни он относился как к христианскому служению Богу через крестьянский труд.
Его последователи начали мощную монастырскую сельскохозяйственную экспансию, в которой просматривается важный момент. Последователи Радонежского повсеместно внедряли земледелие, а не владеющим им сиротам, бобылям, местному населению типа охотников и рыболовов — помогали освоить его навыки. И стать полноценными крестьянами. Одновременно монастыри создавали промыслы, ремесленные производства, даже заводы, обслуживавшие земли, находившиеся под их попечением. Организовывали ярмарки. Ямские пути, пронизывавшие Русь от Москвы до самых до окраин — были путями, пролегавшими между монастырями. И только потом они перешли в ведение государства. При монастырях содержались воинские отряды.
Совершенно четко просматривается. Святая Русь была реализацией замысла распространения земледельческой цивилизации и государственности, ограждающей земледельцев от внешних врагов и местных разбойников. Т.е. реализацией того же самого замысла Заратустры. Христианское государство, соединенное с церковью — как покровитель и защитник святого земледелия от злых людей, разбойных народов и от внутреннего разложения. Крестьянствование — суть христианское служение Богу посредством праведного, мудрого и доброго хозяйствования на земле. Покровительства через это крестьянствование(с обязательным лесным перелогом земель, заботой о реках и т.п.), которое преумножает и саму жизнь, и плодородие почв. А потому является сотрудничеством с Богом. Бог руками крестьянина преображает землю, творит органическую жизнь на ней.
Так вот, должностные лица Русского государства вплоть до царя — были в первую очередь защитниками и покровителями крестьянствования, как святой деятельности. Крестьянская подать была должным — тем, что крестьяне, которые туго понимают святость своего места на земле, давали бы на их защиту, обустройство порядка, развитие того, что обслуживает крестьянскую земледельческую цивилизацию: городов, ремесел, войска, развитие дорожной сети и пр.
Все государство снизу доверху было заточено под защиту мирного крестьянского труда, под защиту земли, на которой крестьянин прямо сотрудничал с Богом в украшении ее и видимом невооруженным глазом возделывании богатства жизни на ней. Где начинал трудиться крестьянин, веселели леса, наполнялись рыбой реки, в которых зимой рубились проруби, а берега очищались.
Все должностные лица государства и церкви совместно служили Богу, только служба была разная.
Вот собственно поэтому нормой было «слуга царю, отец солдатам». Поэтому бедные дворяне не стыдились становиться за соху. И не тянули с крестьянина больше положенного. Они, оказавшись плохими людьми, могли засечь кого-то до смерти, могли довести деревню до разорения просто потерей управления над ней. Но не имели ни моральных, ни юридических прав разорять крестьянство избыточными тяготами.
Крестьянин был таким же членом общенародного святого союза, как и дворянин.
Речь, понятно, о великорусском дворянстве.
О доставшемся от Речи Посполитой — совсем другой разговор.
Отделение государства…
Отделение государства от земледелия
Пользователь: Pokrovsky (IP-адрес скрыт) *
Дата: 09, August, 2010 11:24
Ирригация, плановые лесопосадки и улучшение климатических и плодородных свойств ландшафта — это одна из важнейших исторических функций земледельческого государства.
Один из важнейших смыслов его существования.
Речь идет о том самом государстве, о необходимости которого для защиты оседлого земледельца и скотовода от разбоя и завоевателей писал еще Заратустра.
Ирригация, лесонасаждение, подавление очагов размножения саранчи и других вредителей — это тоже защита земледелия, с которой ни отдельный крестьянин, ни отдельно взятая деревня справиться не могут. Нужны знания, охватывающие большие ландшафты. Соединяющие людей и поселения в единую общность.
Именно в этой сфере деятельности наука была не надстроечным явлением, а непосредственной производительной силой, вписывалась в непосредственное хозяйствование на земле, соединяя потоками информации село, землю — и высшую государственную власть.
Именно эти потоки информации снизу вверх и сверху вниз регулировали всю жизнь страны, а работы по изменению ландшафта — задавали жизни программу на десятилетия вперед.
Разрушение этих связей между властью и землей, властью и крестьянством -было обязательным условием переподчинения всей жизни страны — другой власти. Власти денег. Переподчинение жизни от власти объективной необходимости — власти произвола инвестиций, спроса, рулетки стихийных факторов.
При этом разрывались сельскохозяйственные производства, связанные единством ирригационых систем, лесных и садовых посадок, водопользования и рыборазведения. Исчезла связь села(через малую энергетику, общественное и бытовое потребление топлива и лесоматериалов) с лесо- и торфоразработками. Село стало объектом подчинения рынку.
Наука же как целое — потеряла при этом естественный смысл центральной нервной системы общества. Ее нервные окончания через разрушение планового лесонасаждения и мелиорацию, ирригацию и связанные с ними энергетику, планирование землепользования, водопользования, контроля сточных вод — перестали дотягиваться до нижнего этажа хозяйственной деятельности. Народ на земле отсекли от мозгов.
Так что происходившее в перестройку было не глупостью. Это было завоевание народа посредством отсечения рук от мозгов.
Руки повсеместно отсекали от мозгов. В самой науке планово сокращали и трудоустраивали где-нибудь в другом месте инженеров и рабочих, которые могли паять, точить, конструировать. В итоге научные коллективы остались при карандашах и компьютерах. А практические работники были отсечены от управлявших ихней деятельностью научных идей, перспектив, просто надежных систематических знаний.
Далее — и одни и другие оказались в подчинении у менеджеров, умеющих только считать деньги.
Именно в этом был смысл перестроечной вакханалии. Ей было до лампочки, что произойдет с земледелием. Ей было нужно разрушить единство труда и науки. Саму суть земледельческого государства. Без которой народ перестает быть народом, а становится быдлом. Стадом рабов, зависимых о держателей кошельков.
***
Теперь короткое резюме.
Война против ирригации и лесоразведения была на самом деле войной против науки, как основы государства общенародного типа.
Того государства, которое Маркс назвал «азиатским способом производства».
Ирригация(и мелиорация) — как средство расширенного воспроизводства плодородия и самой жизни на ландшафтах — с давних времен составляли основу солидарности людей. Основу государств «азиатского способа производства». Которые разрушаются при разрушении системы ирригации.
В частности, к такому выводу еще в 20-е годы пришел, изучая жизнь Китая представитель Коминтерна Далин С. А. (Китайские мемуары 1921—1927. М., Наука, 1982)
Важнейший исторический пример подобного разрушения в Новое время — разрушение системы ирригации империи Великих Моголов в Индии.
Но, как мы видим, дело далеко не только в воде. Ландшафтные работы — это материализованное понимание обществом самого мира, в котором оно живет, возможностей его преобразования и улучшения в результате организованного и осмысленного труда с далеким предвидением результатов. Только такой труд с изучением окружающего мира создает народы и воспроизводит самого человека.
К периоду перестройки этот вопрос не был философски осмыслен. Европейская культура, рассматривавшая земледелие исключительно через призму потребительского отношения. Она еще со времен Александра Македонского стремилась оторваться от земных корней. Прямые улицы и прямые углы пересечений улиц в эллинистических городах — это отрыв от ландшафта, презрение к нему. Рациональная планировка и типичность искусственной цивилизации еврейских городов на Правобережной Украине — из той же серии. Ненависть к ландшафту. Непонимание его, отчужденность от ландшафта и от органической жизни на ней.
И вот эти человеческие отбросы, неспособные жить ни в природе, ни в связном, солидарном обществе, а только в обществе всеобщей вражды и обмана(вспоминаем поразительную аморальность окружения Македонского), — в сущности поступили по традиционому многовековому рецепту.
Начали с ирригации. А кончают разрушением всего, на чем держится связность народа и сама его жизнь. Они категорически не могут жить по-людски. Вот и все.
Никаких ошибок никто не допускал. Было утрачено мировоззрение земледельческого народа. Мы подчинились евро-американскому(оно же еврейское) мировоззрению. Не создав собственной философской системы. На том и поймались.
Как всегда…
>>> Дело в том, что мы имеем реальные цифры мелиорации и реальные показатели урожаев. Сегодня и тогда. И говорят они не в пользу Вашей версии.
>>
>>Приводите цифры. Меня интересуют удельные затраты на прирост урожая.
>
> А меня интересует количество сельхоз продукции. Я ее потребляю, а не удельные затраты на прирост урожая. Но вообще данные приводил Кара-Мурза в своих книгах. В СССО по удельным затратам опережал все развитые страны в сельском хозяйстве.
Игорь, Вы попали в логическую ловушку. К деятельности по мелиорации и ирригации ни в коем случае нельзя относиться ни с монетарной(фраза Сахарова о переводе на хозрасчет) ни с точки зрения даже увеличения производства сельхозпродукции.
Ландшафтные работы типа ирригации — это работы с длительной перспективой.
Если немедленно приступить к выращиванию зерновых на орошенных землях, будет происходить только стремительное истощение и небогатого запаса плодородия почв. Засушливые степи имеют биологическую продуктивность 5-10 ц/га сухой биомассы. Большая часть которой на поверхности почвы сгорает в степных пожарах, разлагается до углекислого газа и воды. В сухих почвах слабо развиты бактериальные и грибковые формы жизни. Острый дефицит азота, которого в составе белков должно быть около 15%.
Но если эту недостачу восполнять удобрениями, то убиваются и имеющиеся бактерии и грибки. Убивается ресурс, в котором удерживались многие другие элементы, необходимые для построения органического тела.
Обводняя тем или иным образом землю, мы создаем в первую очередь условия для обогащения почвы многообразием живых организмов, фиксирующих в себе как в целом (с постоянной передачей по эстафете пищевых цепочек) микроэлементы, основные элементы белков и даже воду. Помните? Тушканчик вообще не пьет. Ему достаточно воды, поступающей в составе поедаемой пищи.
На какое-то время земля, получившая шанс ожить, должна работать сама на себя. Без налога в виде товарного продукта. Но если ее предоставить самой себе, на ней не скоро эволюция дойдет до возникновения древесной растительности, животных, которые резервируют в себе жизненные ресурсы(элементы) в течение десятилетий и даже столетий, а своими отходами жизнедеятельности кормят бесподобные по длине пищевые цепочки. Семена деревьев кто-то должен принести, животных кто-то должен привести и обеспечить минимум условиями выживания. Это делает человек.
Оазис — место, в котором должен поселиться человек. И в первую очередь — просто жить. Для себя, кормя себя и свою семью — и отдавая все, что взял у земли, — обратно той же земле через собственные экскременты, через экскременты домашних животных. Но с каждым урожаем, с каждым циклом жизни кустарников, плодовых и лесных деревьев, — накапливая резерв всего необходимого для продолжения жизни в себе, в деревьях, в запасах зерна, в домашних животных, в очередных элементах обустройства ландшафта. Село размером уже километр на километр с буйством растительной и животной жизни в садах, на огородах, в коровниках, свинарниках и птичниках — это элемент ландшафта. Существенный элемент!
Время вырастания такой жизни — по меньшей мере десятилетия. Ну хотя бы два.
Вот минимальный срок начала оценки вложений в ирригацию! Причем желательно не в деньгах, а в количестве людей, которые полноценно могут жить в данном ландшафте. Счет на порядки.
Степь при кочевом скотоводстве обеспечивала жизнь 1 чел./км2. Просто обводненная степь с потребительским отношением к запасенному веками почвенному плодородию — около 10 чел/км2. Это даже выше уровня возможностей земель, унаследованных от Речи Посполитой, в конце 18 века. Около 4-4.5 млн. человек на территории приблизительно трети современной Украины, всей Белоруссии, всей Литвы(около 400-500 тыс. км2). Причем из них 3.5 млн. крестьян жили в беспросветной нищете и на голодных месячных пайках от господ.
Но при этом надо переломить тенденцию к развитию тех форм жизни, которые убивают прочую жизнь. Ядовитые сорняки, саранча, опасные грибковые болезни. Это важно! Брошенное поле зарастает никому не нужным чертополохом. А в конечном итоге превращается в ту же безжизненную степь.
Земля, которая по-хозяйски, не броском-рывком, поднимается, — за поколение-два становится изобильной. Из полубезжизненной бессарабской степи конца 19 века превратилась к 1970 году в Молдавскую ССР с плотностью населения 108 человек на км2, которая не только полностью обеспечивала себя продовольствием, но и была важнейшим всесоюзного значения товарным производителем множества продуктов: молока, винограда, вин, фруктов и овощей, кукурузы, мяса птицы (больше не припомню — но и этого достаточно). Одним из благодатнейших районов проживания.
Но это именно благодаря ВЫРАЩИВАНИЮ жизни.
Показатели урожаев основных культур — третьестепенный показатель.
Так, в перестройку выяснилось, что 60% выращиваемого и потребляемого в стране картофеля производится в личных подсобных хозяйствах. Сельское население тогда составляло около 40%. И ведь он шел в городское потребление — по всем каналам: продажа на базаре, продажа через систему рабочего снабжения, через потребительскую кооперацию, через покупку картофеля у населения колхозами для выполнения планов, через прямую помощь родственникам в городе.
Но ЛПХ — не товарное хозяйство. Это именно ЛПХ. Просто в нем возникал серьезный избыток на нескольких сотках картофельных посадок на душу(имеется в виду, что на огроде выращивался далеко не один картофель). Причем ровно в тех краях, которые при меньшем количестве народа в начале 30-х мерли с голоду, имея в среднем на душу соток по 50-60(пол-десятины).
Но возникал-то он не на ровном месте. Ровно в селе моей жены, где родители отца жены в 1921-22 г. мирно отдали богу душу, перестав есть и оставив имевшееся продовольствие детям, — явно рукотворные пруды, посадки. В 80-х это были огромные фруктовые сады. Сейчас они пригодны только на дрова. У фруктовых деревьев срок плодоносящей жизни короток.
Практически за каждым огородом — участок густого лесо-кустарника. Накопителя влаги зимой-весной. Последнего прибежища насекомых, птиц — в засуху. Они стоят. И питают влагой живой почвы — окружающие огороды.
О деньгах и о товарной продукции здесь речи нет вообще!
Когда мы создали буйную органическую жизнь, умирающий от засухи червяк отдаст воду собственного тела — живому. Биологические организмы, питающиеся запасенным в земле углеродом, при переработке МЕРТВОЙ биомассы — питают влагой окружающую их почву. Если этих бактерий и грибков нет, то мертвая бимасса бесполезно сохнет — в расчете на более толковых хозяев.
Формализация духовного опыта…
>Это что-то новое в науке.
Нет, как раз создание мифов, приписываемых религиям, и было первоначалом современной науки.
До нее было то, что называлось герметической наукой(от имени Гермеса).
Именно он ставил перед религией задачу познания каждого камня, каждого лютика — как средства постижения Бога.
Герметическая наука — системна. Помимо конкретного знания частностей, она выискивает и то общее, что связывает эти знания, закономерности более общего порядка, устанавливает взаимопонимание между различными областями знания.
Успех советской науки, на порядки меньшими материальными затратами и меньшим количеством людей державшей весь фронт современной науки на уровне, сопоставимом с США и даже выше в ряде областей, — это в сущности возвращение к герметической науке. Идея члена ЦК РСДРП Богданова — о науке как системе.
Именно в религиозный период были получены важнейшие прорывы в научной методологии. Были выработаны:
— метод систематического наблюдения
— системы мер и приведения результатов наблюдения к числовым соотношениям
— экспериментальный метод
Религиозная наука создала основы агротехники и сознательной селекции. Религиозная наука создала основы химии, дала важнейшие результаты в математике(достаточно сказать о понятии нуля, позиционной записи чисел, о тригонометрии и логарифмах. Церковная наука создала рынок и планирование производства и логистику регулярных перевозок. Это тоже не шуточка. Под церковным попечительством находилось развитие земледелия. А земледельцу нужна соль. Около моря об этом можно не задумываться, а уже в лесостепях Украины или в лесах Нечерноземья — это проблема номер один. Ежедневная потеря человеком 5-10 грамм соли при том, что ее во всем организме сотни три грамм — это болезнь и смерть через несколько недель.
Это не корпеть над узко специальным вопросом. Комплекс.
Так вот, те, кто пытался сделать деньги главным регулятором общественных отношений, первым делом постарались вырвать науку из-под церковного контроля, а потом разорвать ее на кучу узких специальностей, не способных соединить свои усилия иначе как по команде денежного свистка.
Но сначала это был огонь по религиозным штабам. Первые мифы — греческие. Боги в них — омерзительные в своей злобности и мстительности люди. Даже египетская мифология моложе. Тексты «Книги мертвых», в которые завернуты мумии, в некоторых фрагментах — калька с византийского Земледельческого закона, только более продвинутая. Содержит больше мер различных продуктов, которые нельзя нарушать при общении с торговцем, чтобы душу твою не скормили крокодилам. В Земледельческом законе все было проще. Кто нарушает меру зерна и вина, сечь кнутами, как нечестивца. Рай и ад, внедренные в христианство и заменившие собой реинкарнацию, — из египетского эксперимента по оболваниванию через придуманную работающими на торгово-финансовый центр умниками мифологию.
Выдумка достаточно поздняя. Еще в армяно-кыпчакских текстах 17 века уже при наличии христианской формулы веры(«Верую по-татарски»), содержащей и Христа, и Марию, и Дух Святой, бог имеет имя Тенгри, как и в Китае, так и не имеющем религии. Тенгри для китайцев = Небо. В сущности, природа, космос.
Религии, до их иудаистского (назовем вещи своим именем) извращения были в высшей степени материалистичны. Субъектом законов материального мира был некий мировой порядок, гармония природы. Наоборот, иудаистское превращение наук во внерелигиозные субъектом, диктующим этот мировой порядок, стал Хаос, который якобы порождает самоорганизацию мира. На основании неких независимо действующих законов, познаваемых разрозненными науками.
Собственно цель такого преобразования сознания проста. Создание мутной воды, в которой легко ловить рыбу.
Вот мировая наука и экономика и приплыли в эту мутную воду.
Читать по теме:
1 comment
Большое спасибо за публикации Покровского!