Натали: Что у нас за скандал произошел на фейсбуке?
Аделаида: Да вот Александра Морозова обидели за вполне невинную шутку.
Натали: А точно, что шутка была безобидной?
Диана: Скорее всего, нет. Шуточка обидная и «не в бровь, а в глаз». По этому поводу успели потом пошутить и все остальные, когда Александра из бана освободили.
Александр И. Морозов и ещё 3 поделились ссылкой.
Снимок казана с лапшой стал лучшей фуд-фотографией года
Галина Щетникова
Согласна с Вами, Диана, никакой эстетики. Ки…ие пожиратели всего и всея нынче в тренде. А они жрут и жрут, как саранча, и в полдень и в полночь, лишь бы было что сожрать, хрумкают все подряд, только костюмы меняют, Цин, Мин, Суй, Хань…, а суть одна.ничего я не понимаю в фотографии)
«Снимок был сделан в округе Шэсянь в Китае. Во время ежегодного празднования жители деревни надевают костюмы династии Цин и едят лапшу в полдень.»
Комментарии
Максим Васильев Поедание Доширака в стиле Пекинской оперы.
Натали: Ой, теперь слово «китайский» уже под запретом на фб?
Аделаида: Нет, только в контексте «китайская саранча».
Диана: И забанили Александра вот за этот пост.
Аделаида: А вы думали, почему Цукерберга на китаянке женили? Теперь про китайцев в простоте и слова не скажи.
Натали: А мне кажется, что все «репрессии» из-за очень меткого мема, то есть его истинности и выразительности. Следовательно, следует тему развивать.
Диана: Ой, может, покопаем пока историю? Вы там искали какой-то народ, который гипотетически мог быть изобретателем пороха и прочих замечательных вещей, а совсем не китайцы.
Аделаида: Да, в Вики в том месте, где про китайцев «Государства Сун, Ляо и Цзинь (907—1279)» говорится про их северных соседей. Это кидани:
Кида́ни (китаи) (кит. трад. 契丹, пиньинь: qìdān, палл.: цидань) — кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии[1] С 907 по 1125 год существовало киданьское государство Ляо, управляемое кланами Елюй и Сяо. Протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана, империя Ляо стала наиболее могущественной державой Восточной Азии. Это сказалось на том, что историческое название Китая в славянской и западной (Cathay) традициях восходит именно к этнониму «кидани».
Как показало исследование генетиков, дауры генетически родственны киданям. (ВикипедиЯ)
Наиболее интересен исторический период, когда существовало их государство Ляо.
Ляо (монг. Кидан улс, кит. трад. 遼朝, упр. 辽朝, пиньинь: Liao chao, палл.: Ляо Чао) — государство кидань-монголов, которое занимало просторы Северо-Восточного Китая с момента основания киданьской государственности племенным вождём Абаоцзи (Амбагай) в 907 году до мятежа чжурчжэней в 1125 году. Столицы — Шанцзин (верховная, ныне Хуэйнинфу), Ляоян (восточная), Датун (западная), Наньцзин (южная, в районе современного Пекина).
Кидани с V века являлись значительной силой в Маньчжурии. И хотя им удавалось наносить поражения армиям империи Тан, создать централизованное государство они смогли лишь к 907 году.
Киданьская государственность эпохи пяти династий и десяти царств уникальна в том отношении, что предполагала одновременное мирное сосуществование двух родственных государств — северного, в котором соблюдались традиционные для Великой Степи обычаи и иерархия, и южного, построенного по образцу Танской империи, которой оно пришло на смену.
Подобно владевшим китайскими землями кочевым династиям последующих эпох, киданьские властители поначалу сознательно противодействовали неизбежной в таких случаях китаизации. Они старались сохранять шаманские обряды, пищу и одежду степняков. Китайский язык старались не употреблять, разработали собственную систему письменности.
По приказу Амбагая в 920 году было создано большое киданьское письмо (из 1460 знаков), и в конце года императорским указом было приказано обнародовать его и ввести в употребление. В 925 году Деле — младшему брату Амбагая — была поручена встреча уйгурских послов; он в короткий срок выучил уйгурский язык, а потом создал малое киданьское письмо (из 350 знаков).
В 906 году Ляо атаковало государство Бохай. После двадцатилетнего сопротивления Бохай всё же пало в 926 году.
В начале XI века кидани вступили в борьбу за северные провинции Внутреннего Китая с нововоцарившейся в Кайфэне династией Сун. С 1004 г. сунские императоры выплачивали дань Ляо, а последние впитывали культуру и традиции сунского Китая.
В 1125 году прежде подвластные киданям чжурчжэни под руководством Ваньяня Агуды подняли мятеж и при содействии сунского Китая вытеснили киданей в Среднюю Азию, где те создали государство Западное Ляо. Западное Ляо сохранило многое из китайской культуры, воспринятой киданями, и в поздней учёной традиции рассматривается как настоящая китайская династия. Чжурчжэни заменили киданьскую империю собственным государством Цзинь.
В 920 году Лубугу, племянник Абаоцзи, и Елюй Тулюйбу создали идеографическое киданьское письмо, которое не получило широкого распространения. В 925 году Дэла Юньдухунь создал фонетическое письмо.(ВикипедиЯ)
Диана: Вот пытаются их кочевниками выставить. Но как-то и оседлого народа там хватало. Опять же и они занимаются выращиванием риса на юге государства.
Аделаида: Пишут, что их потомки — дауры
Дау́ры (дахуры, дагуры, монг. дагуур, кит. упр. 达斡尔族, пиньинь: Dáwò’ěrzú) — монголоязычный народ, представители которого в настоящее время проживают в северной части Китая, в основном во Внутренней Монголии и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Входят в 56 официально признанных национальностей страны. По религиозным верованиям — шаманисты, буддисты.
В 2000 году численность дауров составляла 132 394 чел.
Говорят на даурском языке, входящем в монгольскую ветвь языков. Язык является бесписьменным, хотя существует разработанная на основе пиньиня орфография. Даурский язык сохранил некоторые элементы, присущие киданьскому языку, в частности, лексические единицы, отсутствующие в других монгольских языках. Даурский язык состоит из четырёх диалектов — бутхаского, цицикарского, синьцзянского и хайларского.
Как показало исследование генетиков, дауры генетически родственны киданям[1].
До середины XVII века дауры (вместе с подгруппой гогули) жили в долине реки Шилки, в верховьях Амура и на реках Зея и Бурея. Их территория граничила с землями дючеров, живших по Амуру к востоку от Зеи[2]. По названию этого народа регион их проживания русскими землепроходцами был назван Даурией. К середине XVII века амурские дауры попали в зависимость от маньчжурской династии Цин, которая в 1640 году подавила сопротивление объединённых сил дауров и эвенков под предводительством Бомбогора.
Когда русские первопроходцы и казачьи экспедиции появились в регионе в начале 1650-х (особенно во время похода Ерофея Хабарова в 1651 году), между русскими и даурами часто происходили вооружённые конфликты после отказа последних перейти под власть русского царя и платить ясак, так как они уже платили дань маньчжурскому императору Шуньчжи[3]. (ВикипедиЯ)
Натали: В этой статье Хабаров выставлен бандитом с большой дороги, от которого дауры не знали, куда бежать. Точнее, знали, конечно же в Китай.
Аделаида: И вот рядом с киданями возникают чжурчжэни.
Чжурчжэ́ни (чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи, кит. трад. 女眞, упр. 女真, пиньинь: nǚzhēn) — племена, населявшие в X—XV вв. территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая (в том числе территорию нынешнего автономного района Внутренняя Монголия), Северной Кореи и Приморья. Говорили на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской группы. Крупнейшее государство чжурчжэней существовало с 1115 год по 1234 год. Родственный им народ — эвенки (тунгусы). Потомками чжурчжэней также являются удэгейцы.
Возможными предками чжурчжэней могли быть создатели неолитической культуры Хуншань, а также глазковской культуры. Этноним «чжурчжэни» появляется в источниках с X века, после того, как тунгусо-маньчжурское царство Бохай было захвачено киданями. Однако такие сходные называния, как Сушэнь, были известны ещё до нашей эры: они упоминаются в «Книге государства Вэй» и «Книге гор и морей».
До образования империи Цзинь основная масса чжурчжэней проживала родами и племенами. Основной социальной и военной структурой чжурчжэней являлась система мэньань и моукэ (по-чжурчжэньски — мингань и мукэ). Мэнъань состоял из 1000 дворов, а моукэ — из 100. В военном плане мэнъань был отрядом воинов племени или нескольких родов, а моукэ — одного рода или его части. Несмотря на полукочевой образ жизни, чжурчжэни обычно проживали в городах. На территории современного Приморского края России чжурчжэни кочевали по сезону.
Государство чжурчжэней (ancun gurun по-чжурчжэньски, aisin gurun по-маньчжурски) существовало с 1115 по 1234 год. Монгольская экспансия положила конец существованию чжурчжэньской империи — война шла более 20 лет (1210—1234). В начале XV века чжурчжэнь по имени Ишиха совершил в интересах Минского Китая разведывательные экспедиции по Амуру и Сунгари. На Амуре были установлены стелы, которые являются до сих пор одним из важнейших памятников чжурчжэньской письменности. С XVII века чжурчжэни фигурируют в китайских источниках как маньчжуры.
Дючеры, с которыми Хабаров и другие русские первопроходцы повстречались на среднем Амуре в 1640-х годах, считаются многими историками подгруппой чжурчжэней, или же группой, родственной им[1]. (ВикипедиЯ)
Диана: Как-то из этих статей не следует, что чжурчжени или кидани изобрели порох и компас. Так что, я думаю, рано говорить о таком с уверенностью. Но можно обратить внимание на информацию о том, что происходило у монголов в это время.
Потом же вообще Чингисхан пошел всех завоевывать.
Аделаида: Да, плохо мы ещё знаем историю Сибири и Китая! Очень плохо.
Натали: Некоторые считают, что это очень даже опасно. Гляньте, какой материальчик можно найти в сети по данному поводу.
Предательство наших историков на примере истории Чжурчженей
Ввиду подготовки к фильму (если таковой будет) и интереса к Дальневосточной истории вообще, я решил вплотную и серьёзно заняться темой государства Чжурчженей и изучением той информации, что мы о них действительно знаем.
Люди, не живущие близ Татарского пролива, наверняка мало знают о том кто такие Чжурчжени (буду писать далее Журжени – и пишется легче и Китайской транскрипции в принципе не противоречит). Я думаю это станет понятно если сказать только, что Чингисхан назвал свою империю (опять же, если верить истории) «Золотая орда» именно подражая Журженям, называвших свою империю Цзинь, что значит «Золотая».И вообще есть очень и очень много предпосылок не считать Журженей — Китайцами. Точнее их никто таковыми и не считает, но вот Китайцы официально, как мы увидим далее, считают их своими предками, чему существует масса противоречий (хотя бы территориальных и лингвистических).
Так вот, первой на штурм я взял книгу Российской академии наук «История Золотой Империи», 1998 года, которая является переводом Китайской истории Журженей, сделанным лет эдак 150 назад и опубликованной на русском вот только недавно.
И буквально с первых же страниц, не дойдя ещё до самого текста, бросается в глаза академическое шарлатанство, в купе с лютым негодованием, почему историки так поступают и их никто после этого не называет предателями?Шарлатанство заключается в подаче имён людей, царей, территорий, литературных источников без русских переводов. Во-первых, это ужасно усложняет чтение, а главное запоминание. После пары страниц китайских имён и названий в голове образовывается полная каша, связи не видишь совсем, а анализировать что-то становится просто невозможно. И это у меня, человека, изучавшего Китайский язык полтора года…
1. Академическое шарлатанство.Во-первых, ну НЕЛЬЗЯ давать китайские транскрипции без указания тонов или даже иероглифов, потому что это не даёт практически никакой информации о реальном значении слова. А между тем эти значения могут пролить очень много света на понимание текста.
Во-вторых, рядом с известными и расшифрованными транскрипциями обязательно должен стоять перевод слова, иначе это дискредитирует самого написавшего и напускает туманности на текст, вызывая путаницу, а иной раз неверное понимание смысла.Пример для тех, кто знает английский… Например, где-то в европейских хрониках вы встречаете такое упоминание:
«рыцарь Баттхед проиграл в рыцарском сражении рыцарю Смартмену«.Что вам это даст? Если вы не знаете английский – совсем ничего кроме голого и беглого сканирования текста, как есть. А вот знающим эта ситуация покажется во-первых смешной, а во-вторых совершенно очевидной, так как в переводе имён на русский это звучало бы примерно так:
«рыцарь Тупоголовоый проиграл на турнире рыцарю Смекалистому».Вот теперь и представьте сколько информации от вас скрывают историки под всякими именами Ман-ван или Ши-ли, а тем более названиями местности. И это продолжается уже на протяжении пары веков.
2. Негодование и обвинение в предательстве.…
Откуда же взялась эта самая «История золотой империи»? Процитируем книгу (переводы в скобках курсивом будут даны мои, где смогу, по-быстрому и не факт, что правильно, но зато легче будет читать):
«…вскоре после разгрома чжурчжэнями государства Ляо (1125) и овладения ими территориями Сун в северных пределах провинций Шаньси (западные пески) и Хэбэй (северная река), руководители новой империи на востоке Азии создали специальную организацию Гошиюань (Государственный исторический двор) – Институт истории государства, деятельность которого была четко ориентирована на сбор документов для написания «ши лу» — официальной истории царствования императоров.
Вам ничего это не напоминает? А мне это напоминает перекраивание истории после завоевания определённого государства, тотальный контроль, цензура, изменение исторической литературы под патронажем государства. Представьте себе, что Гитлер завоевал Францию и бережно начал собирать французскую историю, чтобы передать её потомкам в первозданном виде. Вы можете такое представить? Я думаю, любое упоминание о «Рейхсканцелярии французской истории» навевала бы на мысль о тотальной цензуре и перекраивании и выжигании изначальной французской истории для потомков. Однако Новосибирские историки этого как-то не замечают…
Иными словами, даже от самих Журженей мы уже имеем некий своевольный субстрат истории, основанный на волеизъявлении самих Журженей. Но дальше больше… в 13 веке Журженей разбивает Чингизхан, и…
«…Незавершенное историографами Гошиюань (Государственного исторического двора) стало около середины XIV в. задачей специальной комиссии, созданной при дворе монгольской династии Юань.»
Во-первых, грубейшая ошибка назвать монгольскую династию Китайским именем (что делается историками повсеместно) лишь потому что скорее всего название этой династии было взято из Китайских источников. Да, писалось оно (по-китайски!) скорее всего именно так, но вот произносилось по-монгольски, даю 100%, совершенно иначе.
Во-вторых, как видите – опять завоеватели восстанавливают историю завоёванных. Как вы думаете, в какую сторону они перевесят чашу весов в повествовании этой новой истории и есть ли вообще уже возможность доверять ей? Кто знает, что они сокрыли, а что придумали сами?… Но дальше ещё интереснее…
Эту новую комиссию – «около половины (людей) составляли китайцы»! Возникает вопрос, зачем тут вообще нужны Китайцы, если ещё живы некоторые Журжчени? (не надо мне сказок о полном истреблении народа! Люди, считавшие себя потомками Журженей появлялись на исторической арене ещё через 200-300 лет после этого якобы тотального истребления), а также завоевали-то Журженей всё-таки Монголы — значит и в комиссии должны быть Монголы.
Дальше вроде бы всё красиво – «Текст истории чжурчжэней, включающий 135 глав, составляли, в частности, «Основные анналы», «Бэнь цзи» (опять без перевода!), разделы по географии, обрядам, армии, экономике, административному аппарату, а также биографии (73 главы), в которых даны жизнеописания выдающихся деятелей Золотой империи.» Однако на какой язык всё же переводили этот фолиант как-то не указывается…
И вот на исторической арене в 17 веке появляются Манчжуры. И тут становится просто смешно. В составе комиссии по переводу истории Журженей на Манчжурский язык были:
1. редакторы (что редактировали – теперь не узнать), 2. истолкователи смысла китайских книг (то есть тексты были столь туманны, что нужны были не только переводчики, но даже толкователи!), 3. а также переписчики (какие ошибки порой делают переписчики, я думаю вы знаете, в школе учились. А в Китайском или Манчжурском– не поставил запятую – может получиться и совершенно иной иероглиф). 4. Переводчики (О трудностях перевода и порой нелепых ошибках, думаю, тоже все слышали)… А также есть следующая запись: «материалы привел в порядок и вычеркнул ненужное — Хукю;» То есть, прям как современные историки: «Современник ошибался! Удалить!»
Представьте теперь какая каша у них получилась, помножьте это на миропредставление китайцев того времени, полностью погружённое в мифы, просто неразумные сказки об окружающих их соседях (поищите, почитайте где-нибудь, посмеётесь) и тогда вы поймёте, что от реальной истории скорее всего мало что осталось. Географические привязки скорее всего неверны, исторические личности подменены и наверняка перевёрнуты с ног на голову. Разве можно говорить о строгой научности такой истории?
Однако, эта псевдоистория почему-то даёт полное право заявлять Новосибирским историкам вот такие слова:«Если обратиться к эпохе раннего средневековья, то впервые название «чжурчжэнь» появилось на страницах источников первой половины VII в. Происхождение их в летописных хрониках по традиции связывалось с древними тунгусо-маньчжурскими племенами — сушень, илоу, уцзи, а затем — мохэ, которые с незапамятных времен, сменяя друг друга, заселяли горные районы и речные долины Маньчжурии, Приамурья и Приморья. Чжурчжэни считались безраздельными хозяевами земель по рекам Сунгари, Уссури, Нонни, Ялу и Амур, а также в пределах границ горной системы Чанбошань и отрогов Сихотэ-Алиня».
Напомню, что Манжуры считают себя потомками Журженей, а север Китая – это теперь суть Манчжуры. И что остаётся делать после этого китайцу, как не кричать: «Вот! Бассейн реки Амур и Уссури; Сихоте-Алинь и Приморье – это же были наши территории! Русские сами в этом признаются! Вон и согласие Российской академии наук стоит в начале книги!»
И это не одно упоминание. И этот текст ещё и переведён на английский, корейский, КИТАЙСКИЙ! Да кто дал им право, на основе источников тысячелетней давности, составленных по-сути во вражеском нам государстве (у нас было не менее двух военных столкновений с Китаем, а о том, что в Китае почти вся Сибирь на картах помечена Китайской территорией – я думаю вы давно знаете) вот так легко заявлять такое?
Да будь это даже трижды правдой, РАН не должна была подписываться под такими словами, вычёркивать их из монографий. Пусть говорят об этом одиночки от истории, пускай обсуждают на своих исторических форумах, но нельзя выносить это вот так во всеуслышание. Это была бы государственная тайна…
Разобраться во всём этом я и хочу, изучив предмет на твёрдую пятёрочку. И предпосылки о том, что Журжени не совсем являлись теми, кем их представляют нынешние официальные историки, и даже представляют сами Китайцы – уже есть, благодаря работам историков-одиночек..
Аделаида: Ой, ну это такой …одиозненький материальчик. Как-то надрывно подается информация.
Натали: Надрывно — не надрывно, но проблема обозначена и выявлен предлог для территориальных притязаний. Что актуально, согласитесь?
Диана: Вот вполне себе академический материал про Чжурчжени.
В начале II тыс. н.э. на Дальнем Востоке на историческую арену вышли тунгусоязычные чжурчжени (нюйчжи, нюйчжэнь — по-китайски; джурджэ — по-персидски; чиорчие, чорчиа, чорча — на некоторых европейских языках). Вопрос о происхождении чжурчженей в настоящее время остается неясным. Можно полагать, что в пределах Южного Приморья, прилегающей части Манчжурии и северо-восточного Китая, в конце I — начале II тыс. н.э. обитали многочисленные этнические образования, среди которых ведущую роль играли тунгусоязычные группы, известные как мукрийские племена. Последние имели прямое отношение к возникновению и истории государства Бохай. В состав одной группы мукрийцев входил род ваньянь, который стал ядром, консолидирующим вокруг себя многие другие роды в борьбе против киданей. Как известно, кидани недавно разгромили Бохай. Но борьба мукрийцев против киданей не прекратилась. В начале XII в. ваньянь вынудили корёсцев (восточных соседей) уступить часть Корейского полуострова (север). Эта победа привела к росту влияния ваньяней внутри и за пределами земель чжурчженей. Начал оформляться примитивный, «варварский» тип аппарата власти. Затем началась борьба с киданями. В 1113 году вождь ваньянь Агуда одержал первую победу над киданями. В 1114 году он одерживает еще ряд побед, что позволяет ему в начале 1115 г. объявить о создании «Золотой империи», которая известна в литературе того времени из китайского языка как Цзинь (Золотая).
Появление нового государства в регионе существенно меняет политическую ситуацию, при которой и корейские, и китайские правители вынуждены принимать в расчет факт существования Золотой империи чжурчженей. Агуда, глава империи чжурчженей, ведет активную борьбу с киданями, ив 1125 году император киданей потерпел поражение, был взят Агудой в плен. Киданьская империя Ляо прекратила существование. С этого же времени началась длительная и в целом успешная для чжурчженей война с Китаем.
Начиная со второй половины XII в. чжурчжени вступили в длительную войну с монголами, которые уже чуть раньше создали в Приморье и Северо-Восточной Монголии государство Хамаг Монгол во главе с Хабул-ханом. Военные отношения с монголами развивались с переменным успехом. Выход на политическую арену Тэмуджина, получившего в 1206 г. титул Чингисхана, явилось грозным предзнаменованием серьезных испытаний Золотой империи.
1211 г. — начало войны с монголами, которые вторглись в пределы Золотой империи. Начались восстания киданей, предательство военачальников, образование мелких государств — вассалов монголов. Затем в начале 1230-х гг. началось массовое наступление монголов на чжурчженей. К концу 1233 года их государство было разгромлено.
В Приморье основой населения государства были чжурчжениудигэ. Население оказывало сильнейшее сопротивление войскам Угэдэя, преемника Чингисхана. Археологи обнаруживают многочисленные следы нашествия: сожженные поселки, беспорядочные захоронения, расчлененные скелеты людей. Монголы усиленно преследовали удигэ, которые вынуждены были с целью спасения уходить в горы, в тайгу. Это постепенно приводило к деградации их культуры (материальной и духовной).
Памятники археологии чжурчженей в Приморье многочисленны. Но одна их особенность: нет ни одного могильника чжурчженей, хотя и известны отдельные захоронения. Изучены городища (горные и равнинные), многочисленные дороги по склонам сопок, а также такие своеобразные памятники, как монолитные изваяния чиновников, животных, из них — много черепах со стелами на спинах.
Городища составляют самые яркие археологические объекты. Горные городища (Шайгинское, Лазовское, Ананьевское, Краснояровское, Екатериновское, Плахотнюковское и ряд других) располагаются на горных мысах, где созданы искусственные террасы, на площадках которых — сооружения различного назначения: хозяйственные, жилые и общественные здания. На городищах выделялись отдельные участки (кварталы), иногда в пределах таких участков располагалась цитадель. В кварталах расселялись жители по преимуществу одного профессионального и социального уровня. Оборонительные сооружения возводились чаще всего по гребню прилегающих сопок. Валы обычно земляные, но часто они сделаны из тщательно подогнанных камней (валунов и галечника). Высота оборонительных стен различна (от 0,5 до 6 м) в зависимости от сохранности. Иногда за пределами стен сооружались башни для флангового обстрела. Некоторые городища имели специальные площадки рядом со стенами для установки камнеметательных машин.
Большие равнинные городища (Чугуевское, Саинбарское, Горбатковское, Николаевское, Южно-Уссурийское, Марьяновское и другие) находятся в долинах рек и обнесены земляными валами и рвами. По форме — прямоугольные или квадратные.
Оборонительные стены имеют и в наши дни 6 — 10 м высоты, рвы — ширину до 25 м, а глубину в 3 — 5 м.
Малые равнинные городища имеют квадратные формы, с одними воротами; по периметру их размеры до 240 — 250 м. Такие городища тяготеют к большим равнинным или горным, поэтому их лучше назвать редутами.Чжурчжени-удигэ, составлявшие основу империи Цзинь, вели оседлый образ жизни, что нашло отражение в характере жилищ, которые представляли собой наземные деревянные сооружения каркасно-столбового типа с канами для обогрева. Каны сооружались в виде продольных вдоль стен (одного-трех каналов) дымоходов, которые сверху закрывались галечником, плитняком и тщательно обмазывались глиной.
Внутри жилища почти всегда имеется каменная ступа с деревянным пестом. Редко, но встречаются деревянная ступа и деревянный пест. Известны в некоторых жилищах плавильные горны, каменные подпятники гончарного стола.
Жилой дом вместе с рядом хозяйственных построек составлял усадьбу одной семьи. Здесь сооружали летние свайные амбары, в которых летом нередко жила семья.В XII — начале XIII вв. у чжурчженей было многоотраслевое хозяйство: земледелие, скотоводство, охота* рыбная ловля.
Земледелие было обеспечено плодородными землями и разнообразными орудиями труда. В письменных источниках упоминаются арбуз, лук, рис, конопля, ячмень, просо, пшеница, бобы, порей, тыква, чеснок. Значит, широко известно было полеводство и огородничество. Повсеместно выращивались лен и конопля. Из льна изготавливали полотно для одежды, из крапивы — мешковину для разных технологических производств (черепицы в частности). Масштабы ткацких производств были велики, а значит и земляные площади для технических культур отводились в больших размерах (История Дальнего Востока СССР, с. 270- 275).
Но основой земледелия было производство зерновых культур: мягкой пшеницы, ячменя, чумизы, гаоляна, гречихи, гороха, сои, фасоли, вигны, риса. Обработка земли пашенная. Пахотные орудия — рала и плуги — тягловые. Но вспашка земли требовала более тщательной обработки, что производилось мотыгами, лопатами, пешнями, вилами. Для уборки зерновых использовали многообразные железные серпы. Интересны находки ножей соломорезок, что свидетельствует о высоком уровне заготовок кормов, то есть использовалась не только трава (сено), но и солома. Зерноводческое хозяйство чЖурчженей богато орудиями для обрушивания, толчения и помола злаковых: деревянные и каменные ступы, ножные крупорушки; в письменных документах упоминаются водяные крупорушки; а наряду с ними — ножные. Многочисленны ручные мельницы, а на Шайгинском городище найдена мельница, приводимая в работе тягловым скотом.
Животноводство было также важной отраслью хозяйства чжурчженей. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и собак. Рогатый скот чжурчженей хорошо известен многими достоинствами: крепость, продуктивность (и мясная, и молочная).
Коневодство составляло, пожалуй, важнейшую отрасль животноводства. Чжурчжени разводили три породы лошадей: мелкие, средние и очень мелкие по высоте, но все очень приспособленные к передвижению по горной тайге. Об уровне коневодства свидетельствует развитое производство конской упряжи. В целом можно заключить, что в эпоху империи Цзинь в Приморье сложился хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев с развитыми земледелием и животноводством, для того времени высокопроизводительным, соответствующим классическим типам феодальных обществ аграрного типа.
Чжурчженская экономика существенно дополнялась высоко развитым ремесленным производством, в котором ведущее место занимали железоделательное (горная добыча руды и выплавка железа), кузнечное, плотничье и гончарное, где основным было производство черепицы. Ремесленное дело дополнялось ювелирным, оружейным, кожевенным и многими другими видами занятий. Особого высокого уровня развития достигло оружейное дело: производство луков со стрелами, копий, кинжалов, мечей, а также ряда защитных видов оружия (История Дальнего Востока СССР, с. 276-287).
В жизни империи Цзинь огромную роль играло военное сословие; армейские подразделения были необходимы не только для завоеваний, но и для удержания в подчинении покоренных племен и народов. В условиях развитых классовых отношений особо важна роль армии для поддержания порядка в пределах империи. Для содержания армии и чиновничества была создана система сбора податей, учета расходов и т.п., а значит сложная чиновничья система.
Исследователи полагают, что у чжурчженей сложилась в городах цеховая организация на основе специализации в разных отраслях производства. Целью таких организаций были приобретение сырья, сбыт продукции, справедливое распределение доходов. При такой цеховой организации предполагается наличие внутреннего рынка, денежной системы, товарно-денежных отношений, а также сложившейся системы законодательной и исполнительной властей как в центре, так и на местах. Разумеется, в этих случаях в обществе должна быть и собственная письменность. Действительно, уже Агуда в 1118 г. поручил своему чиновнику Вамьяню Сииню разработать чжурчженьское письмо, что и было сделано в 1119 г. Это было так называемое «большое письмо» чжурчженей, созданное на базе киданского! Оно содержало около 3000 знаков. Грамотность у чжурчженей была хорошо известна: многие изделия ремесленников помечены именами мастеров, имеются верительные бирки тысячников войска с чжурчженскими надписями.
В обществе империи Цзинь были развиты литература, наука и разные виды искусства (песни, музыка, танцы). Эти виды духовной деятельности чжурчженей хорошо были известны в Китае, о чем неоднократно повествуют письменные документы Китая. Археологически хорошо изучена еще одна область духовной деятельности — прикладное декоративное искусство: многочисленные случаи отделки буддийских храмов, других зданий, а также изделий малых форм (зеркал, статуэток и т.п.). Среди последних особо надо отметить бронзовые фигурки духов предков (Воробьев М.В., 1983).
Духовная жизнь, мировоззрение чжурчженей-удигэ представляли органичную слитную систему религиозных представлений архаичного общества и ряда новых буддийских компонентов. Такое сочетание архаики и нового в мировоззрении свойственно обществам слагающейся классовой структуры и государственности. Новая религия, буддизм, исповедывалась по преимуществу новой аристократией: государственной и военной верхушкой.
Традиционные верования чжурчженей-удигэ включали в свой комплекс многие элементы: анимизм, магию, тотемизм; постепенно усиливаются антропоморфизированные культы предков. Многие из этих элементов слиты были в шаманизме. Антропоморфные фигурки, выражающие идеи культа предков, генетически связаны с каменными изваяниями евразийских степей, а также с культом духов-покровителей и культом огня. Культ огня имел широкое
распространение. Он иногда сопровождался и человеческими жертвоприношениями. Разумеется, жертвоприношения другого типа (животных, пшеницы и других продуктов) были широко известны. Одним из важнейших элементов культа огня было солнце, нашедшее выражение в ряде археологических памятников.
Исследователи неоднократно подчеркивали существенное воздействие на культуру чжурчженей Приамурья и Приморья культуры тюрков. Причем иногда речь идет не только о внедрении в среду чжурчженей каких-то элементов духовной жизни тюрков, но о глубинных этногенетических корнях подобных связей. Это позволяет видеть в культуре чжурчженей восточный регион единого и очень могучего мира кочевников степей, своеобразно оформившегося в условиях приморского и приамурского леса.
(Продолжение следует)
Читать по теме:
- Китайский болванчик. Часть I
- Китайский болванчик. Часть II
- Китайский болванчик. Часть III
- Китайский болванчик. Часть IV