Яни́на Болесла́вовна Же́ймо (польск. Janina Żejmo; 29 мая 1909 года, Волковыск — 29 декабря 1987 года, Варшава) — советская киноактриса польского происхождения.
Родилась в городе Волковыск (ныне Гродненская область, Белоруссия) в семье цирковых артистов. Её отец Йозеф Болеслав Жеймо (умер в 1923[2]) был поляком, мать — русской. С трёхлетнего возраста выступала в цирке — наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком. В 1925—1927 годах работала на эстраде.
Янина родилась в семье цирковых артистов польского происхождения. В тот день ее мама привычно отработала сложный номер с сальто, вернулась домой, и родила здоровую маленькую девочку. Янина оказалась последним ребенком в многодетной семье.
Уже в три года она впервые вышла на арену и в следующие 11 лет перепробует все доступные девушке амплуа от воздушной гимнастки и наездницы, до эквилибристки и музыкального эксцентрика.
Известно, что на протяжении жизни Янина несколько раз сильно болела, порой находясь на границе между жизнью и смертью, но как будто неведомая сила всегда вытаскивала ее с того света.
С гастролями семья Янины оказалась в Петрограде, когда папа, на котором держался цирковой бизнес, скончался. После его смерти мать приняла решение больше никуда не ехать и осесть в красивом русском городе. В ее планах было покорение эстрады.
Теперь они выступали втроем: мама и две дочери. Их музыкальная программа эксцентрической игры на ксилофонах пользовалась невероятной популярностью и в Петербурге, и во всей стране. Вот только необходимость таскать тяжелый инструмент повлияла на Янину неожиданным образом.
Об этом времени своей жизни Янина Жеймо писала: «Странно — я нормально росла до четырнадцати лет, а потом… Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки». После чего, предположительно, в позвоночнике четырнадцатилетней девушки произошли необратимые изменения. Она перестала расти.
Рост актрисы так и не превысил 147 сантиметров. Впрочем, на здоровье это не отразилось, а на будущую профессию повлияло самым лучшим образом.
В подростковом возрасте Жеймо давала частные уроки танцев, а ее подопечные зачастую были намного старше ее.
Снималась в кино с 1925 года. Окончила мастерскую ФЭКС в Ленинграде (1929).
К пятнадцати годам девушке наскучила эстрада. Она мечтала о большом экране и в тайне от мамы пошла поступать на кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера», в актерской студии которой вели занятия Григорий Козинцев и Леонид Трауберг.
Когда девушка проходила вступительные экзамены, вдруг выяснилось, что ее общий стаж работы на подмостках составляет 12 лет, что превышает даже опыт самих наставников. Этот факт привел комиссию в замешательство и стал входным билетом в ФЭКС для юной Жеймо.
Пришлось признаваться маме, что поступила. Несмотря на успехи дочери, мама Янины Жеймо не одобряла её: «На эстраде у неё имя, а в кино… Первая сзади! Невеселая перспектива…» В чем-то материнские слова оказались пророческими, потому что Янина Жеймо осталась в памяти одной из золушек, незвёзд отечественного кино. Мы проглядели русскую Джульетту Мазину…
Из-за занятости на сцене, Янина прогуливала, учеба давалась непросто.
Но уже на следующий год миниатюрную Яничку с юным личиком пригласили на роль 13-летнего Мишки в кинофильме «Мишки против Юденича». Как она огорчилась, впервые увидев пленку с проб! Лицо неживое, совершенно невыразительное, показать свойственную опытной артистке мимику на видеозаписи не удалось!
Пока актриса рассматривала свое изображение и казнила себя за нетелегеничность, к ней подошел актер Андрей Костричкин. Узнав, о чем печалится красавица, только рассмеялся. Пошептался со световиками, попросил операторов повторить дубль, и новая проба оказалась куда более удачной: Янина стала себя узнавать.
А со спасителем, догадавшимся тогда поменять свет в студии, она сходила на свидание, которое перетекло в романтическую историю и увенчалось браком.
Но этот брак продлился недолго. Иногда говорили, что Андрей ревновал Янину к ее славе, хотя на самом деле в довоенные годы был гораздо популярнее, чем Жеймо. Были предположения, что Андрей оказался азартным картежником, хотя подтверждений этому тоже нет. Дочь супругов, Янина Костричкина, рассказывала, что мама была довольно скрытной и никогда особенно не распространялась о своей личной жизни. Возможно, что Янина и Андрей просто поторопились, а поняв, что ошиблись в выборе, просто расстались.
Но за короткий период брака на свет успела появиться маленькая Янина — общая дочка Жеймо и Костричкина, названная в честь мамы.
Позднее она станет весьма известным в профессиональном кругу сотрудником «Мосфильма». Янина Костричкина много лет проработала на дубляже и была одним из первых в СССР специалистов, освоивших синхронный перевод иностранных кинофильмов.
Только спустя несколько десятилетий и после звездных ролей Жеймо, критики стали отмечать удивительный драматический дар актрисы, которая тонко сочетала в себе черты лирика и эксцентрика. Но тогда маленькой Янине предлагали в основном роли детей — мальчиков и девочек.
На третьем курсе она стала одной из самых востребованных актрис, была занята сразу в нескольких проектах, что для того времени было невероятным успехом. Ее называли «киноактрисой чистых кровей».
Затем были трагикомедия «Шинель», драма «С. В. Д.», комедия «Братишка», историческая картина «Новый Вавилон», патриотическая драма «Одна». В 30-е годы актрису стали снимать еще больше, а роли предлагали более ответственные.
К 1934-му году за плечами 25-летней Жеймо было уже 15 фильмов, когда ей предложили сыграть маленькую школьницу, которая вечно опаздывает на уроки.
Этот фильм стал настолько популярен, что через несколько лет сняли продолжение: «Леночка и виноград». В нём Леночка помогает прижучить вора, который подтыривает виноград из совхозного сада. В обоих фильмах 26-летняя Жеймо играет 13-летнюю девочку.
Янину Жеймо часто и необоснованно сравнивали с Мэри Пикфорд, «золотоволосым невинным ангелом». Жеймо не могла, как киномагнатка Пикфорд, сама выбирать роли, а играла то, что предлагали. И, кроме того, за её детской внешностью скрывался эксцентрико-лирический дар, в драматической ситуации часто позволяющий добиться трагикомического эффекта, что было абсолютно невозможно для Пикфорд.
В 1934-м Янина снимается в фильме «Горячие денёчки». Она сыграла Кику, подругу героини Татьяны Окуневской, которую этот фильм и прославил.
Признание пришло к ней после главной роли в кинофильме «Подруги», снятом в 1935 году.
Подруги детства Зоя, Наташа и Ася живут в Петрограде. До начала Гражданской войны юные героини осознают социальную несправедливость жизни. Когда начинается война, девушки записываются санитарками рабочего отряда, чтобы защитить большевистский Петроград от наступления белых.
Янина сыграла Асю, для неё это была уже 17-я, по счёту картина, а вот для исполнительницы роли Зои стала первым звёздным часом. Зою сыграла тёзка героини — молоденькая Зоя Фёдорова
Жеймо не давали прохода. Многие поверили, что перед ними — ребенок, и прямо домой к Янине стали приходить совсем юные мальчишки и девчонки, которые тоже мечтали стать актерами.
Тем трагичней был ее разрыв с кинематографом, когда в конце 30-х она оказалась невостребованной. 1938 год оказался для Янины Жеймо черным. Она снялась только в одном фильме в маленькой роли, а съёмки ещё двух картин с её участием были остановлены. ?… «Она была создана для того, чтобы играть. А вне этого оставалась беспомощной и сердитой, как сердятся иной раз глухонемые» (Е.Л. Шварц, «Телефонная книжка»).
Во время застоя в кино многие актеры находят спасение в театре, но она была далека от подмостков и как выживала в те годы, когда сниматься не звали, до сих пор неизвестно.
Через какое-то время после развода, на пробах одного из первых звуковых фильмов «Моя Родина» она впервые увидела Иосифа Хейфица. Она тщательно готовилась, а придя на студию, увидела, что пробы ведут не режиссеры-постановщики фильма, а начинающий в то время режиссер Лев Арнштам. И актриса устроила ему скандал, считая, что смотреть актеров должны те, кто и будет снимать картину. Ее пробы смотрели сами режиссеры — Александр Зархи и Иосиф Хейфиц. Её на роль Оленьки утвердили, а уже на съемках начался ее роман с Иосифом Хейфицом, ставшим вскоре ее вторым мужем.
Они были практически идеальной парой. Янина и Иосиф действительно любили друг друга. У них родился сын Юлий. Янина Костричкина в своих интервью рассказывала о потрясающей атмосфере, царившей в то время в их доме. Актриса и ее супруг постоянно подшучивали друг над другом, старались много времени проводить вместе. Разлучала их только работа. Им редко удавалось даже отпуск проводить вместе.
В 1941-м году вышла короткометражка. Совершенная прелесть, называется «Приключения Корзинкиной». Корзинкина — молодая бойкая кассирша на «городском вокзале небольшого города», всегда готовая любому прийти на помощь делом и советом. В небольшой хронометраж втиснута куча разных ситуаций и смешных гэгов.
Летом 1941 года Иосиф Ефимович отправился на съемки фильма в Монголию, а Янина осталась на даче под Ленинградом. В тот день, когда она получила от него первое письмо, в небе уже появились немецкие самолеты. Он писал, что больше они никогда не будут расставаться, а она не могла дочитать, потому что дом просто содрогался от взрывов.
Она отправила детей в эвакуацию, позже Иосиф Хенйфиц забрал их к себе Алма-Ату. Янина долгое время оставалась в Ленинграде, помогая тем, кто остался без жилья во время бомбежек, участвуя в концертах для советских военных, дежуря на крыше студии во время налетов, чтобы сбрасывать вниз зажигательные снаряды.
Потом она все же отправилась к мужу и детям в Алма-Ату. С группой кинематографистов они добирались попутными эшелонами. «Гитлер сделал одно доброе дело — я похудела», — шутила Жеймо.
По пути на одной из маленьких станций она встретила Леона Жанно, с которым уже была знакома. В распоряжении польского режиссера и его приятеля был целый вагон. Янечка, попросив разрешения, перебралась к нему вместе со всей группой. А эшелон, в котором они должны были ехать, разбомбили почти сразу, как он отошел от станции. Мужу сообщили, что актриса погибла.
Спецкоры «ЭГ» отправились в Варшаву для встречи с сыном легендарной актрисы.
Перед отъездом в Польшу они поговорили с дочерью актрисы. Миниатюрная пожилая женщина живет в спальном районе Москвы в маленькой однокомнатной квартире, стены которой украшают портреты очаровательной «Золушки».
— Мама была пуританкой, и это несмотря на то, что трижды выходила замуж, — рассказала нам Янина Костричкина . — Настырные ухажеры всех мастей отчаянно пытались добиться ее расположения, но тщетно.
Янина Болеславовна и без того хлебнула лиха с мужчинами. Первый ее супруг — актер Андрей Костричкин оказался заядлым картежником, который променял любовь на игру в преферанс. Второму, режиссеру Иосифу Хейфицу, Яня не смогла простить измену. А из-за третьего, кинематографиста Леона Жанно, окончательно порвала с профессией.
Кто бы мог подумать, что на долю Жеймо выпало гораздо больше невзгод и испытаний, чем пришлось пережить ее Золушке. Не раз Янина находилась на волоске от смерти. Например, в детстве едва не умерла от дифтерита. Спас ее дедушка, который додумался через трубочку вдуть малышке в горло бертолетову соль. В другой раз сорвалась с лошади, выполняя сложный трюк, — девочка с трех лет выступала с родителями в составе цирка шапито.
— О цирковом детстве мама вспоминала с трепетом, — говорит дочь актрисы. — Она не только выполняла сложные трюки, но и во всем помогала родителям. Изо дня в день ей приходилось таскать тяжеленные ксилофоны, из-за чего, как она считала, перестала расти в 14 лет.
Яня не сильно переживала по этому поводу и даже смогла обернуть небольшой рост себе в плюс. Будучи замужней дамой и матерью, она снималась в кино в роли младших школьниц.
— Принимая очередное приглашение сыграть ребенка, мама всегда проверяла, примут ли ее дети за свою, — улыбается Костричкина . — Например, перед съемками фильма «Разбудите Леночку» она вырядилась в одежду своей 12-летней сестры и отправилась в парк играть с мальчишками в лапту. Пацаны не только поверили, что перед ними ровесница, но и в конце концов отмутузили ее за несколько неудачных подач. А садовница, которая отбила маму у драчунов, утерла ей нос и строго сказала: «Марш домой! И не вздумай реветь!»
Она никогда и не ревела. Даже узнав о предательстве второго мужа Иосифа Хейфица, которого любила до безумия, держалась изо всех сил.
— В начале Великой Отечественной войны нас с братом Юликом, которого мама родила от Хейфица, эвакуировали из Ленинграда в Алма-Ату, — поведала Костричкина . — А мой отчим отправился со съемочной группой сначала в Монголию, а потом в Ташкент. Мама осталась в блокадном городе: днем снималась, вечером дежурила на крыше студии. Ей постоянно предлагали покинуть город на самолете. Но она долго не соглашалась — дескать, это не по-товарищески. Наконец собрали группу сотрудников «Ленфильма» — друзей матери, и они вместе отправились в эвакуацию. Мама взяла с собой увесистый чемодан, набитый вещами мужа, и поспешила к нам. Добиралась несколько месяцев. А в Алма-Ату тем временем пришло страшное известие, что тихвинский эшелон, на котором ехали артисты, разбомбили. Узнав об этом, Хейфиц тут же обзавелся новой женой Ириной. Когда маме рассказали про это, она была потрясена до глубины души. Вычеркнула мужа-предателя одним махом. Он умолял простить, но она гордо стояла на своем.
Затаив обиду глубоко в сердце, Жеймо не подавала виду, что разрыв с мужем для нее — огромная трагедия. Но все окружающие читали в ее грустных глазах огромную тоску. В результате Янина слегла с тяжелой депрессией.
В ту пору она была сама не своя: забывала буквы, не узнавала знакомых, не понимала, где находится. Помог специалист, который выдал ей пузырек с микстурой и убедил, что, если постепенно выпить все капли, болезнь отступит. Так актриса и сделала. Когда бутылочка опустела, женщине стало гораздо легче, а врач признался ей, что это было вовсе не лекарство, а обычная вода из-под крана.
— Но не только это вернуло маму к жизни. Ей очень помог режиссер Леон Жанно, ее давний приятель, который все это тяжелое время был рядом, — говорит дочь актрисы. — В благодарность мама вышла за него замуж.
Во время войны актриса снялась в патриотических фильмах «Мы с Урала», «Два бойца», «Юный Фриц».
Белорусские новеллы Пчелка.
Бесспорно, особую роль в возвращении Янины Болеславовны к жизни сыграл и фильм «Золушка». Верный поклонник необычайного таланта Жеймо сценарист и кинодраматург Евгений Шварц предложил режиссеру «Ленфильма» Надежде Кошеверовой снять картину по сказке Перро, главную роль в которой должна сыграть непременно Янечка. Постановщица и сама думала о том, как бы вытащить актрису из депрессии: она не раз видела Янину сидящей в темном коридоре киностудии с сигаретой во рту и стеклянным взглядом в пол.
Актриса отличалась хрупким девическим телосложением, её рост был менее 148 см, размер ноги 31[3]. До 40 лет Янина выглядела юной девушкой. Это определяло её амплуа травести:
— Моя внешность — структура лица, маленький рост — определили амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков. Был успех, очень большой… Когда я играла Золушку, мне было 37 лет, а героиня была ровесницей моей дочери.
— Янина Жеймо. Из интервью[4].
Интересно, что художественный совет хотел на эту роль взять профессиональную балерину Марию Мазун, но после первых проб стало ясно, что Янина, даже несмотря на свои 37 лет, выглядит в этом образе гораздо гармоничнее.
— Но не все хотели видеть маму в роли Золушки, — сетует Костричкина . — Вокруг нее плелись интриги. Многих пугал ее возраст: дескать, в 37 сыграть 16-летнюю — нереально! На эту роль втайне от мамы пробовали балерину Марию Мазун, которой на тот момент не исполнилось и 20. Но миловидную и обаятельную девушку не утвердил худсовет. Танцовщица не обладала и половиной маминого актерского профессионализма. Шварц видел свою Золушку вовсе не бездушной смазливой куклой в стиле голливудских красоток, а хотел показать, что внутреннее очарование гораздо ценнее внешнего. Так, с большим трудом, на картину взяли маму.
1947 год. Послевоенная страна вставала из руин, ещё не были стерты следы пожарищ, разрухи — мрачных следов кровопролитной войны. Всем так хотелось мира, человеческой теплоты и доброты. Хотя бы экранной, сказочной, придуманной…
Когда смотришь фильм, кажется, что и Золушка, и Принц взялись из ниоткуда — актёры «неизвестны». Между тем и для Жеймо, и для Алексея Консовского этот фильм не начало, как могло бы показаться, а… закат. Они вместе работали до этого в фильме «Шёл солдат с фронта», а позже — на дубляже ленты «Рим, 11 часов», и у обоих были несколько иные амплуа, нежели в «Золушке» (Консовский часто играл простых деревенских пареньков). Актёры тех лет редко получали возможность побывать не очередными нашими современниками, а сказочными героями — стране нужны были своевременные фильмы.
Основа сюжета — старинный сказочный мотив о трудолюбивой Золушке, злой мачехе и ленивых сестрах. Разумеется, Шварцем переработанный и оживленный до уровня комедии, в которой есть и просто юмор, и злая сатира.
До сих пор этот нежный и добрый фильм продолжает радовать и удивлять больших и маленьких. А вы попробуйте не удивиться тому, что к вам в гости приходит волшебница со своим очаровательным пажом и мановением волшебной палочки превращает ваше рубище в бальное платье, а ваши опорки в хрустальные башмачки. Попробуйте просто и естественно усесться в золоченую тыкву, запряженную мышами, и в этой карете поехать на бал к королю. Попробуйте, наконец, танцевать со сказочным королем и влюбиться в волшебного принца. Фильм, который любят и не могут забыть уже три поколения россиян…
Мало кто знает, что идея снять фильм про Золушку принадлежала известному ленинградскому театральному режиссеру Николаю Павловичу Акимову. Он уговорил Евгения Шварца написать сценарий, уговорил свою бывшую жену Надежду Кошеверову поставить фильм. Акимов продумал все — вплоть до костюмов, декораций. И… актерского ансамбля.
Николай Акимов — бывший муж Кошеверовой — режиссер Ленинградского театра Комедии. Надежда Николаевна пригласила его в картину вместе с женой, актрисой Еленой Юнгер, предложив ей роль одной из сестер Золушки, Анны.
Творческая судьба режиссера Надежды Кошеверовой сложилась вполне удачно. «Укротительница тигров» и «Медовый месяц» до сих пор любимы зрителем. И все-таки лишь «Золушка» стала подлинным шедевром.
О рождении замысла одной из лучших советских киносказок Надежда Кошеверова рассказывала: «В сорок четвертом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…»
Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: «А кто напишет сценарий?» И я, не задумываясь, выпалила: «Шварц». Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся. Сценарий писался специально для Жеймо».
Евгений Шварц сочинил сценарий в сжатые сроки. 15 мая 1946 года Кошеверова уже получила первый вариант «Золушки».
Сказочные герои были изображены автором с известной долей иронии. Король то и дело по каждому пустяку отказывается от престола и тут же снова водворяет корону на свою голову. Лесничий до смерти боится своей жены; у нее такой же ядовитый характер, какой у ее родной сестры, проглотив которую людоед отравился и умер. А Золушка говорит, что очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь, и мечтает о том, чтобы люди заметили, что она за существо.
29 мая сценарий был зачитан автором и обсужден на худсовете «Ленфильма». Высказывания совета были одобрительными. Отмечали, что «это произведение Шварца наиболее чудесное из всех его произведений» (Г. Васильев), что «увидеть эту сказку глазами советского художника — это задача чрезвычайно трудная. Каждая фраза написана здесь не случайно, а прочувствована всем сердцем, со всем знанием окружающего мира…» (А. Иванов).
Сценарий всем понравился, подобрались великолепные актеры. Художник Николай Акимов, замечательный мастер театра и кино, создал прекрасные эскизы. Летом 1946 года снимали натуру в Риге. Хотя часто шли дожди, экспедиция была успешной.
24 сентября на худсовете студии состоялся просмотр и обсуждение первого отснятого материала. Председательствующий, директор студии И. Глотов предложил вначале заслушать режиссеров (в процессе работы над картиной был назначен второй постановщик — Михаил Шапиро, а художественным руководителем стал Г. Козинцев), чтобы выяснить их позицию и возможность дальнейшей работы.
После жаркой дискуссии было решено прикрепить к молодым режиссерам трех мэтров для постоянного наблюдения за съемками: а от Шварца, который отсутствовал на худсовете, потребовать переделок сценария.
22 октября Евгений Львович зачитал текст поправок. Большинству членов худсовета они понравились. Но теперь уже драматург высказал свою неудовлетворенность работой коллектива. Опекунство режиссеров превратило съемки в митинги у камеры. Шварц считал, что ликвидация подобного положения гораздо «больше облегчит производственный процесс, чем всякие переделки».
Вскоре работа по картине вошла в нормальную колею, и съемки успешно продолжились в павильонах «Ленфильма».
В блестящем актерском ансамбле особое место занимала 37-летняя Янина Жеймо. Ее Золушка смотрит с экрана широко открытыми, доверчивыми и счастливыми глазами ребенка, искренне готового к чуду. И как характеристика именно такой Золушки звучат в фильме слова короля — Эраста Гарина, представляющего ее своим гостям на балу: «Господа! Позвольте мне представить вам девушку, которая еще ни разу не была здесь, сверхъестественно искреннюю и сказочно милую…»
Из к/ф «Золушка. Любовь Чернина — «Добрый жук»
После встречи Золушки с принцем, которого удивительно мягко играет Алексей Консовский, объявляются «королевские фанты», и прекрасной незнакомке выпадает честь спеть и станцевать на королевском балу. Напевая «Встаньте, дети, встаньте в круг», Золушка вовлекает в танец и короля, и принца, и старенького придворного, и всех кавалеров и дам. Эти взрослые дети танцуют и поют «Ты — мой друг, и я — твой друг».
Однако, удалось узнать имя исполнительницы партии Золушки. Это Любовь Михайловна Чернина. Информации о ней практически нет. Родилась в 1913 году в Баку, окончила Киевскую консерваторию. До Великой Отечественной войны какое-то время пела с джаз-оркестром Николая Минха, с 1944 года работала в Ленинградской государственной эстраде.
Вспоминает Эдита Пьеха:
«Когда я только начинала свой путь на сцене, Любовь Михайловна Чернина, опереточная певица, в день своего 60-летия пригласила меня на банкет, и я, восхищенная тем, как она выглядит, спросила: «Любовь Михайловна, а что надо делать, чтобы вот так хорошо выглядеть и чтобы публика Вас так воспринимала, Вы же столько лет выступаете?» — «Деточка, это труд, труд и еще раз труд! Надо любить публику, которая тебя слушает, которая на тебя пришла. Ты поняла?- Труд, труд, труд и любовь к публике!»
Песню Принца поёт Юрий Александрович Хочинский — отец известного актера Александра Хочинского. Неразгаданной осталась лишь одна загадка — оркестр. Исходя из того, что и Любовь Чернина, и Юрий Хочинский пели с джаз-оркестром Николая Минха, можно предположить, что в фильме музыка звучит в исполнении этого коллектива. Но, поскольку, на мой взгляд, в записи явственно слышно звучание большого симфонического оркестра, более вероятно, что музыку к фильму записывал Государственный симфонический оркестр Министерства кинематографии СССР под управлением Григория (Германа) Семеновича Гамбурга.
Янина Жеймо была на редкость грациозна, ведь прежде она была цирковой артисткой. Эраст Гарин говорил о ней: «Легкость и изящество, с которыми провела роль Жеймо, меня восхищают. Вспомните сцены на дворцовой лестнице, на балу, где непосредственность ее деловой и детской интонации так естественна и наивна!.. Жеймо великая труженица. Она все умеет. Надо танцевать — она добьется виртуозности в танце, надо петь — она будет петь, как наверняка пела Золушка: музыкально, легко».
Актрисе важно было наполнить сказку живым человеческим содержанием. И в этой связи интересен рассказ Янины Болеславовны о том, как снимался один из последних эпизодов фильма.
«В сценарии Евгения Шварца «Золушка» героиня просто надевала туфельку по приказанию мачехи. Моя Золушка, как я ее представляла, не могла просто из чувства страха или покорности мачехе исполнить приказание. Я долго просила Шварца дописать фразу, объясняющую согласие Золушки надеть туфельку. Но он считал, что для Золушки, которую любят дети всего мира, ничего не нужно объяснять.
Этот поступок ничуть ее не унизит. Вслед за драматургом и режиссеры считали, что нечего заниматься отсебятиной. И тогда я пошла на хитрость. На съемке эпизода с туфелькой Раневская-мачеха начинает льстиво уговаривать Золушку надеть туфельку. Я, Золушка, молчу. Раневская опять обращается ко мне. Я опять молчу. Фаина Георгиевна теряется от моего молчания и неожиданно для всех — и для самой себя тоже — заканчивает фразу: «А то я выброшу твоего отца из дома». То есть говорит то, что мне и нужно было. Моя Золушка соглашается, боясь за отца.
Присутствующий в павильоне Шварц принял бессознательную «подсказку» Раневской: «Только вы забыли, Фаина Георгиевна, конец фразы: „…и сгною его под забором“». Так родилась в фильме реплика Раневской, отсутствовавшая в первоначальном сценарии…»
«Хрустальные» туфельки для Золушки были изготовлены из оргстекла на заказ специально для Янины Жеймо, у которой был 31-й размер ноги. В них нельзя было ни танцевать, ни даже ходить. Пара прозрачных туфель использовалась только как реквизит, и только пару раз Жеймо вошла в них в кадр.
Все павильонные съемки проходили на «Ленфильме». Во время войны декорации киностудии были практически полностью разбомблены или сожжены. Платья для героинь, в том числе и главной, шили из занавесок и скатертей, а туфельки Золушки пришлось сначала шить и уж потом декорировать их под хрустальную обувь, потому что найти готовые туфли тридцать первого «золушкиного» размера не смогли.
«В павильонах не топили, и поверх платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» сбрасывали платки и валенки и вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко», – так Янина Жеймо описывала съемки в своем письме сестре.
Для массовки в феерической сцене королевского бала приготовили шикарные туалеты – три тысячи костюмов берлинского театра конфисковала Советская армия в 45-м. Тяжелая парча и нежный панбархат целый год до начала съемок пропылились на складе. Под Ригой, где проходили натурные уличные съемки, из одного разрушенного тевтонского замка привезли настоящее рыцарское оружие.
Золушка на самом деле была старше обеих «сестер» и даже «принца» – актера Алексея Консовского. Она могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо выглядело уже не таким юным.
– Ее руки на крупном плане выдавали истинный возраст, поэтому пришлось сшить для Жеймо высокие белые перчатки, – вспоминал Игорь Клименков (Паж). – Но в остальном Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка: в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила «Беломор». С ней было легко и просто, я был очарован, по-детски влюблен…
Художники Н. Акимов и И. Махлис создали с помощью декораций и павильонов
невероятно уютную и милую страну. Радостная праздничность атмосферы в «Золушке» создается операторской работой Евгения Шапиро (ему помогал знаменитый Андрей Москвин). Он добивается от простой черно-белой пленки с помощью света и ракурсов поистине волшебных эффектов. Подпрыгивающий музыкальный галоп, сопровождающий пробежку свиты, написанный композитором Антонио Спадавеккиа, придает сказочным событиям особенную волшебность.
В апреле 1947 года съемки были закончены, а уже в мае «Золушка» вышла на экраны страны. Фильм подкупал удивительной, по-детски доверительной интонацией, целомудрием и простотой.
Фильм был лидером проката 1947 года, его посмотрели около 19 миллионов зрителей.
Фильм имел колоссальный успех. А после его выхода на экраны Шварц в знак признательности за отменную игру подарил Жеймо котенка, который сразу же стал любимцем всей ее семьи. К несчастью, малыш вскоре заболел и умер.
После выхода фильма на экраны в 47-м году к Янине Жеймо пришла необыкновенная популярность.
«В тот же год, в июне, я увидел Янину на улице в Ленинграде, – пишет в своих дневниках Евгений Шварц. – Пыльно, около шести вечера, Невский проспект полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди нашего разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что нас окружила толпа. И какая – тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира – Золушка вдруг оказалась тут, на улице. «Ножки, ножки какие!» – простонала десятиклассница с учебниками, а подруга ее кивнула головой как зачарованная… Фильм и героиню надолго и крепко полюбил зритель».
«Золушка» имела успех во многих странах Европы и Азии. Повсюду отмечалась своеобразная трактовка сюжета и талант исполнительницы главной роли. Одна из немецких газет писала: «Янина Жеймо так обаятельна и полна очарования, что мы охотно дали бы ей руку, чтобы она проводила нас в сказочную страну». Нежную и добрую Золушку сравнивали с волшебным эльфом. «Мы знали ее или считали, что знали, — писал о Жеймо болгарский журнал, — и все же мы открываем много нового в ней… Это именно она, Золушка из наших детских сновидений».
Премьера «Золушки» совпала с началом малокартинья в отечественном кино. На государственном уровне приняли решение сократить до минимума количество фильмов, которые выпускали киностудии страны.
Сотрудникам «Ленфильма» приходилось жить на жалкие «простойные» деньги. Семья Жеймо решила перебраться в Москву, где с кинематографом дела обстояли немного лучше.
Столица не хотела принимать «Золушку». Жеймо с мужем Леоном Жанно и детьми мыкалась по съемным углам, полгода жили в квартире у Эраста Гарина, Короля из «Золушки». Лишь спустя некоторое время удалось обзавестись небольшим гаражом в центре Москвы, перестроенным под жилое помещение. Но даже едва налаженный быт не помог Леону избавиться от дискомфорта, что он сидит на шее у жены. Да и какие деньги она могла заработать на дубляже иностранных картин, которым по большей части и занималась! Ее неповторимым голосом «заговорили» Софи Лорен, Джульетта Мазина и рисованная Герда из «Снежной королевы».
Скамеечку, на которую миниатюрная Янина становилась в радиостудии, чтобы достать до микрофона, называли «жеймовочка».
В своих дневниках Евгений Шварц написал: «Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все её существо — туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть».
Свою последнюю роль она сыграла в 1954 году в фильме «Два друга», когда ей было только 45 лет.
Жанно частенько поднимал вопрос о переезде в Польшу, где ему предлагали работу и хорошее жилье. Янина сдалась и, прихватив сына, только что окончившего школу, уехала за границу. Взрослая дочь актрисы осталась в Москве, обзаведясь собственной семьей и редкой профессией литобработчика синхронного перевода иностранных кинолент.
Сын Янины Жеймо — Юлий Жеймо.
— А мама с кино окончательно порвала?
— Как актриса — да. Но она часто сопровождала мужа на съемках и порой давала ему дельные советы. Она поддерживала связь с русскими актерами. Они приезжали к ней в гости. Михаил Пуговкин, Вячеслав Тихонов и многие другие засиживались за столом до глубокой ночи. Делились новостями, травили анекдоты и вспоминали былые времена. Не обходилось и без крепкого словца. Кстати, мама никогда не позволяла себе нецензурно выражаться. Лишь однажды 50-летняя Янина Болеславовна произнесла слово «ж…па» для поддержания веселой атмосферы в компании. Но тут же сильно смутилась и потом долго сожалела об этом поступке.
— Ваш отец Иосиф Хейфиц бывал у мамы в гостях?
— Что вы! Они вроде бы даже развод в письменном виде оформляли, чтобы не встречаться. Со мной Хейфиц видеться тоже не жаждал. А уж тем более после того, как, получив в 16 лет паспорт, я по просьбе мамы сменил его фамилию на Жеймо.Зато, как ни странно, у меня прекрасные отношения с его женой Ириной и сыновьями — художником Владимиром и режиссером Митей. (Дмитрий Светозаров снял знаменитые сериалы «Агент национальной безопасности», «Опера. Хроники убойного отдела», «Преступление и наказание». — О. Е., Д. Л.) К слову, уже после смерти отца мне передали письмо, в котором он просил ни на что не обижаться и не поминать лихом.
— Янина Болеславовна часто бывала в России?
— Разрешалось выезжать только раз в году. Сердце мамы разрывалось на две части. Я был рядом, а дочь Янечка с внучкой — в Москве. Удивительным образом совпало, что мамино любимое кафе в Варшаве называлось «На распутье». Она часами сидела за чашкой кофе, курила крепкие сигареты и писала на салфетках воспоминания. Кстати, я вас хочу пригласить в это заведение, оно тут неподалеку
К концу восьмого десятка лет у актрисы начались проблемы со здоровьем. Она перенесла инфаркт, но смогла восстановиться после него. В тот день ее сын переезжал на новую квартиру и заскочил к маме утром. Она была в хорошем настроении, прибиралась и даже стирала. Во второй половине дня Юлию позвонил отчим с просьбой заехать к маме — вроде бы ей плохо…
Сын рассказывает, что, зайдя в ее спальню, увидел Янину Болеславовну, которая тянет руку к лекарству. Уже замершую, бессильную руку.
Янина Жеймо завещала похоронить ее в Москве, на Востряковском кладбище. Родные последнюю волю Золушки исполнили.
Умерла 29 декабря 1987 года в Варшаве, гроб с телом был привезён в Москву. Похоронена Янина Болеславовна, согласно завещанию, на Востряковском кладбище (98 участок).
Николай Олейников с Евгением Шварцем на юбилее Янины Болеславовны в 1934 году сочинили шуточное стихотворение, которое начиналось так:
От Нью-Йорка и до Клина
На устах у всех клеймо
Под названием Янина
Болеславовна Жеймо.
Используемые материалы:
- Жеймо, Янина Болеславовна
- Янина Жеймо: биография, личная жизнь, дети
- Дpaмamuчecкaя cудьбa глaвнoй coвemcкoй Зoлушкu: пoчeму Янuнa Жeймo ушлa uз кuнo u эмuгpupoвaлa в Пoльшу
- Янина Жеймо и Леон Жанно: Главная Золушка Советского Союза и ее польский принц
- Три принца для Золушки Янины Жеймо
- Янина Жеймо
- Главная / Советские актрисы / Ж / Янина Жеймо (Yanina Zhejmo, Janina Żejmo) / биография
- История создания фильма «Золушка»1947г
1 comment
Большое спасибо за рассказ о моей любимой Золушке!