Говоря по правде, пьеса «Прошлым летом в Чулимске» мне никогда не нравилась, я считала ее проходной. Но Ирина Анатольевна произнесла краткий спич о том, что Шекспир, Лопе де Вега, Шиллер и Гете — не драматургия, а литература. Это как сценарий совсем не книга.
А у Вампилова была именно драматургия! Настоящая драматургия — это остов, костяк будущего представления. Ведь мы все влюблены в его пьесу «Старший сын», а сколько по ней идет нынче отвратительных постановок, стараясь войти в ту же воду, не выхватывая образы из жизни, как это было сделано в бесподобном фильме с Евгением Леоновым?..
Вампиловской пьесе про Валентину катастрофически не везло ни с режиссерами, ни с актерами. И там ведь обе Валентины, постарше и помоложе, непременно какие-то ущербные личности имеют, что неправдоподобно даже для буфета при рабочей столовой, не говоря об удаленном таком заведении на отшибе… Можно сказать, островке цивильной житухи почти в современном понимании — посреди нашего монотонного бытия.
И каждый раз парадокс, который вовсе не рассматривался в драматургии Вампилова: Кашкина всегда личность (капризная, эгоистичная и коварная), а эти две буфетные Валентины… просто валенки какие-то, а не личности.
По драматургии Валентина должна была быть олицетворением юности, которую надо любить! Это пора цветения, у Шаманова это второй шанс, который он не должен упустить! И Шаманов это увидел, причем, увидел в дырку в палисаднике, эта же Валентина все время там сидела. Потянуло Шаманова в дырку заглянуть, а там… она! И тут он ее увидел и спекся. Это же сами понимаете, как надо сидеть… с задумчивым мечтательным видом. И разве нынешние актрисульки такое сыграют, если у них пирсинги-тату, уже походили с голым пупком и порванных шортах? Пожалуй, нынешним такого и не сыграть, раз привыкли все наружу вываливать, как филейную нарезку на рынке.
И ведь он ее до этого не замечал, хотя она все время в глаза ему лезла. То она в окошке сидела, то где-то вокруг вертелась… Но у него было очень много проблем. А это означает, что он дополнительных проблем не хотел, полагая, что ведь Валентина проблемы создаст. А типа с Кашкиной никаких проблем, типа с Кашкиной он наоборот от проблем отдыхает. Так все мужики думают, а Вампилов немного над такой мужской позицией посмеивается.
Там же главная производственная проблема в том, что эту чайную очень долго ремонтируют, причём ремонтируют, когда бывают материалы. Вот сожитель буфетчицы, между прочим, неплохой рабочий мужик, постоянно ремонтирует чайную, больше никто ее не ремонтирует. Здесь же сразу предыстория отношений читается. Ну, как пришел мужик-шабашник чайную ремонтировать, да так дело затянулось, что почти всю жизнь и прожил с буфетчицей. Небось, не расписались, потому что не думали, что до старости будут эту чайную ремонтировать.
И масса проблем, конечно, возникает у буфетчицы с сыном. Сожитель ее вроде как пытается помочь ей в воспитании, даже воюет с Пашкой, но кто он Пашке? Он — сожитель матери. Когда материалы есть, он пытается что-то там делать, то есть нормальный, в принципе, мужик, но не обладающий авторитетом. Но и Шаманов не обладает никаким авторитетом для Пашки. Пашка у них там как царёк… и вот в этом плане он, между прочим, мать свою копирует. На самом деле в своем буфете царица — она. Вот и Пашка рассматривает Чулимск — своей буфетной стойкой.
Во второй половине дня, после встречи Шаманова и Валентины, начинает интриговать Кашкина. Потому что (ну, настолько уж некому было излить душу в этой глубинке, а буфетчице отчего-то не хочется) именно Кашкиной вдруг Шаманов говорит, что он проснулся для новой жизни, он увидел, что Валентина — это вот прямо одно лицо с его первой любовью. Он почувствовал, что жизнь к нему возвращается… и возвращаться она стала на глазах у разочарованной Кашкиной. С Валентиной он побеседовал скучным таким, таким додоном и старым пеньком.
Драматургия — это основа, это как рентгеновский снимок скелета. На него надо нанизать… театральщину, чтобы зажечь зрителя. Но вот именно эту пьесу играют невкусно как-то, неинтересно. Привыкли цедить тягомотину из Валентина Распутина, и в точности также накладывают эту тягомотину и на сцену объяснения Шаманова с Кашкиной, не совсем понимая, что у мужика то жизнь перевернулась.
Он же, понимаете, в этот момент становится и смешным и для нас и трогательным. Что с ним происходит? Он по делам ездит целый день, а в этот момент Кашкина интригует, во-первых она настраивает бухгалтера, который подбивает к ней клинья.
Когда Кашкина из фильма трансформируется в каких-то жалких бабенок из визуализации шикарных романов Дарьи Донцовой… это естественно и закономерно. А уж когда Даша Михайлова вначале играет Валентину, а потом и вообще скатывается до роли жены президента… То там напрочь вышибаются последние попытки поностальгировать по давнему фильму 80-х. Кракозябрина, конечно, редкостная.
Начинала она свое восхождение к роли жены президента с фильма «Звездопад» по Астафьеву, тоже редкостная безвкусная тягомотина сама по себе. Ирина Анатольевна заметила, что никогда не была увлечена Астафьевым, честно говоря. Вот кто им был увлечен, спрашивается? Как помер, никто вокруг и не помнит такого… или что, Распутина часто вспоминают? А Вампилова вспоминают, постоянно вот это идёт 2003 год, 2013 год. В драматургии-то вообще больше то ничего нет, что само по себе интересно. Феномен какой-то. Вокруг масса всего так и просится на сцену, а у нас там полное убожество.
Можно на Ютубе посмотреть массу театральных попыток поставить «Прошлым летом в Чулимске», но сама театральщина там полностью отсутствует. Довлеет над ними тот фильм, довлеет… В результате получаются жалкие слепки с него, а драматургия вампиловских образов так и остается не раскрытой. Смотришь на это, ничего не ощущаешь… думаешь, с чего бы этим фиглярам такой взрыв эмоций устраивать?.. И собственная бесчувственность на Вампилове начинает настораживать. Думаешь, а не отмирает ли в тебе вообще способность чувствовать?
В том-то и дело, что в самой драматургии Валентина показана девушкой, в которой бродят мощные внутренние силы, вот почему на ней все сошлось, вот почему эта пьеса и называлась «Валентина», почему на ней сошлись клином все сюжетные линии пьесы, а потому что в ней действительно присутствует огромная внутренняя сила.
Это (пусть на краткий период ее неожиданного для всех расцвета) — прямо центр мироздания! ИАД напомнила, что все переживали такой момент, когда весь мир будто останавливался и глядел только на тебя! Кто-то один день вспомнит, а кто-то может и больше! Но в сравнении со всей жизнью это очень краткий период, но он бывает у каждого. И такой день выпал на долю Валентины.
Ну вот как ей ответить… сразу всем? Она скромная девушка, она не орёт песен, стишков тоже не пишет. Она единственное, что может, это делать всё аккуратно, красиво. Она собирает людям на стол, она все время эту несчастную дыру закрывает, собирает на стол цветочки, поправляет скатерти и приборы, чтобы все вокруг нее было красиво… И всё это в Чулимске — в городе (по традиционному выражению ИАД) «говнюков». И вот наступает день, который определяет всю ее судьбу. А далее по драматургии показано, сколько можно скелетов в шкафчик насобирать и всё испортить за один день, даже в такой дыре, как Чулимск, где всех соблазнов — киношка и блатной сынок буфетчицы..
Но всё равно надо чувствовать, прежде всего, собственную жизнь. Соображать, что в зале сидят не манекены, а люди, у каждого из которых был такой день, в которым им хочется вернуться, чтобы пережить все иначе… да уж не судьба! Из всех присутствующих только Шаманову выпадает такой шанс, о чем он по глупости делится с Кашкиной.
Пусть Чулимск — это полная и окончательная дыра, но именно здесь переживает Валентина свой золотой денек. Она, как человек, который на тот момент сосредоточил в себе массу потенциальной энергии. Если стоит ее даже в дырочку увидеть, то уж нельзя не влюбиться, то надо понимать, что это само олицетворение Сибири и всего, что достойно любви в жизни, любви самой высокой и преданной.
Нда, как же тут не вспомнить эту «жену президента» Дарью Михайлову с унылой физиономией, которую сразу хочется послать подальше в ее наколке, скинув ее лютики-цветочки. Пусть подбирает, раз насобирала. Ну, нельзя брать на эту роль кракозябру… как нельзя ставить на роль старшей буфетчицы пусть и хорошую актрису, но с такой же унылой лошалной физиономией. Посмотришь на таких… и сразу понимаешь, почему им материал в буфет сто лет не завозят. Удивительно, как туда продукты завозят, зная, что такие кошелки будут их с постными рожами по столам разносить.
Вообще можно посмотреть ролики с выступлениями как профессиональных, так и самодеятельных ансамблей из Сибири. А еще есть ролики, где молодежь с такими ансамблями устраивает песенные танцевальные флешмобы, как это нынче принято говорить. И можно полюбоваться на молоденьких сибирячек, на такие тонкие черты, которые может быть сразу и не разглядишь, если проблем выше крыши. Но тоже возле такой долго ходить не станешь, повесив голову ниже колен. Посмотрите, какие там девушки! Светленькие такие, тоненькие тростиночки… ну, как это и было сказано у Вампилова: миловидная, стройная девушка. Вначале думаешь, что там может быть интересного в этом Чулимске? Но вот задержался ненадолго взгляд, зацепился.. и пропал мужик.
С ним девушка-то поговорила немного. Он говорит ей: «Что ты эту дыру поправляешь, всё равно у нас будут лазать через нее!» А она отвечает с тихой тающей грустью: «Ну вот, и вы не понимаете…» И тут он смотрит, что разговаривает, во-первых, с красоткой писанной, а во-вторых, с ребенком, который еще наивно верит, надеется. Она, конечно, не такой ребёнок, но попадает в общем-то как кур в ощип во второй части дня, там же все в один день рассматривается.
И здесь, конечно, не надо тянуть и тянуть, как привыкли в андеграунде, здесь события нарастают как снежный ком. Потому что во второй половине дня, как я уже сказала, начинает действовать Кашкина, любовница Шаманова. Ну, как провинциальная грымза, я её тоже очень хорошо понимаю. Во-первых, она по-своему старается устроить жизнь Валентины, чтобы та ей больше не мешала с Шамановым.
Она натравливает на нее бухгалтера, а Валентина тоже доведена… она любит Шаманова, вот впервые с ним поговорила, когда он является уже поздно вечером, говорит, что я вот тебе днём говорил совсем не то, где я только не был, все понял, осознал. Но вот он почему-то сообщает об этом Валентине слишком поздно, он забыл, как тянется время в первый день первой любви… ведь до него по Валентине уже прошлась с танковым рейдом Кашкина, там уже и буфетный крысюк Пашенька успел поссориться с самим Шамановым.
Вы знаете, очень интересно как играют эту сцену современные актеры. Они играют, например, зная всё о наших следственных органах. А время-то у нас другое совсем, уж не милиция, а полиция, как при фашистах. И наши актеры, как бы не старались, играют, не уважая следователя, зная что он «при исполнении» нынче может вообще что попало сделать. Дело в том, что Пашка там шарахается вообще-то с пистолетом, что раньше было просто моральным падением, а нынче… почти обычное дело. По драматургии с пистолетом была осечка, и Пашка пугается страшно. Ну, а Шаманов пугается, что он не увидит Валентину… он вообще такой влюбленный человек, он проснулся к новой жизни. А у нас Шаманова сейчас играет Безруков, Безруков у нас всех играет, абсолютно. Мы все помрем, а на нашей жизни один Безруков увековечится… Если у кого внешность нестандартная. он в маске представится… такой гуттаперчевый образ современника.
Я не знаю кем был Безруков раньше, до этого наверно был в заморозке, но сейчас играет абсолютно все, в современном фильме как-то держится неестественно. И Пашка выглядит вполне привычным нынче местным уголовным авторитетом, того и гляди, в депутаты двинет. Нет, он еще не окончательный уголовник, он просто понял, что он — первый парень на деревне и может делать все что угодно. Самое главное, что он понял, что никаких авторитетов здесь, кроме него, нет, все остальные — полный хлам. Он еще не уголовный… авторитет, понимает, что авторитет придется завоевать. А далее он понимает, что первый шаг к завоеванию такого авторитета может быть попытка опустить до своего уровня Валентину, сломать ее. Он приглашает Валентину пойти на танцы, хотя раньше она бы точно не пошла. А он уже чувствует раненую душу, как стервятник. Хорошие задатки воспитала мама-буфетчица. И тут до Валентины уже достучалась Кашкина… А это же Чулимск, где все знают, что Кашкина живет с Шамановым жизнью половой и безоглядной.
Естественно, Кашкина изнамекалась Валентине, тоже женщина с несложившейся судьбой, как и буфетчица, что та просто обязана учитывать ее интересы. И вот Валентина на наших глазах стремительно пополняет ряды женщин с неудавшейся судьбой. Кашкина натравливает на нее бухгалтера, что в общем-то прелести жизни Валентине в Чулимске не добавляет. Посмотришь на этого мужика, который тоже понял, как и Пашка, что можно быть занудой, сукой, говнюком и шастать через эту дыру, как все прочие говнюки, вытаптывать палисадник, а потом запросто предложить руку и сердце в качестве уважаемого человека… и думаешь, зачем такому вообще жениться? Бухгалтер и Пашка только с виду два таких антипода. Но и бухгалтер и Пашка поняли, что могут тут распоясываться, но каждый на свой манер. Один ударяется все дальше в криминал, а бухгалтер вроде как все глубже врастает в общество. Есть такое выражение хорошее, провинциальное, что в провинции можно быть «самими собой», то есть катиться по наклонной. Тут как бы сам Чулимск им оправдание. А что с них взять, если они живут в Чулимске. Мол, не человек красит место, а само место их вот так разукрасило. Но такого оправдания у Валентины нет, она тоже живет в Чулимске и постоянно заделывает эту дыру. У нее нет такого оправдания, у них – есть.
Пашка приглашает ее на танцы. У Кашкиной какое-то сочувствие женское, она понимает, что все они Валентину достали, и она сделает какой-то отчаянный поступок. Она идёт с Пашкой на танцы, потом они возвращаются, очевидно Пашка распоясался конечно с ней, видно, что вот у них была близость. А тут выбегает Шаманов, видит поруганную Валентину, и она ревет.
Нисколько у Валентины и Пашки отношения лучше не стали после этого, напротив. Валентина героически решила всех пожалеть… И желающие ее жалости в ее золотой денек вцепились в нее клещами. Она просто пожалела этого Пашу, видя, что его выгоняет мать, даже мать говорит: уезжай, уезжай отсюда. Почему же ей не удалось ограничиться танцами, должно быть понятно из правильной подборки актеров. Здесь надо показать, что Павел намного выше, он и сильнее ее, да и совсем в другой весовой категории. И понятно, что, конечно он полез, как фуфло, к этой девушке. Сказали отцу, и следователь Шаманов решил, что ему надо взять на себя эту ответственность, но Валентина все отрицает. Мы понимаем, что она не нынешняя Диана Шурыгина, на телевидение не пойдет рассказывать, как ее изнасиловали. Она вообще закрывает эту тему с неудачной попыткой сходить на танцы.
Концовка у фильма абсолютно смята потому что в пьесе на следующий день Шаманов уезжает в город. Тут показано, что и в Шаманове какие-то силы зрели, и под действием произошедших событий предыдущего дня вызрели, он едет на суд, чтобы выступить пусть даже, не в качестве следователя, но он едет хотя бы устыдить своим явлением, тех, кто хочет отмазать сына чиновника, совершившего ДТП со смертельным исходом. Вот это не выделяется.
То есть Валентина своей дырой, что-то пробуждает в Шаманове, он действительно ее любит, как Кашкина ей говорит: любит тебя. Но поздно она услышала это и от Кашкиной… Валентине оказывается проще пойти с Пашкой на танцы. понимая, что на одних танцах он не остановится, чем принять простую житейскую истину про Шаманова… Ну, разве тридцатилетний мужик в этом Чулимске себе Кашкину не найдет, что ли? Но для чистой, неопытный девушки, которая всё-таки хочет вступить жизнь… красиво и не через дырку в заборе, наличие Кашкиной при ее возлюбленном оказывается совершенно невыносимым. Она-то Шаманова любит, но любит сильно, по настоящему и впервые, поэтому получает огромный удар по жизни.
Вы видели, с какой физиономией вышла в фильме Валентина поправлять забор. Дело в том, что на следующий день все знают, что Шаманов уехал на суд тоже заделывать дыру, он ее бросил, но он возвращается в город, чтобы заделать такую же дыру в собственном палисаднике и всё-таки доказать свою правоту, постараться посадить этого мерзавца. А Валентина выходит утром, когда все уже всё знают, и все взгляды сосредоточены на ней.
Она на всех смотрит гордо независимо и в первую очередь идет поправлять эту дыру и тут к ней бросается на помощь, с одной стороны вроде бы как старичок, но с другой — это действительно представитель коренных народов Сибири, то есть у него важная роль, он вносит человеческую теплоту, человеческую беззащитность. Буфетчица пытается оградить Еремея от местных говнюков, понимает что у него очень тонкая, ранимая душа.
Такие нюансы должны были прозвучать вовремя, но вместо этого прозвучала такая бытовуха… Рощина- Гибельмана (интересная такая фамилия Гибельман) «Валентин и Валентина». О чём эта пьеса – это самая настоящая бытовуха. Валентина из какой-то сложной семьи, вроде как простой, но с проблемами, которые от каждого шага членов этого семейства только усугубляются. У Валентины нее есть старшая сестра, жизнь которой сломана, потому что не вышла замуж за того, кого любила. Они ищут женихов своего круга, а Валентина якобы увлеклась парнем из многодетной семьи, у него одна мать, младшие сёстры. Паренька этого любит другая девушка Катя, близкая ему по социальному происхождению. Случайно она оставляет ключ от пустой квартиры, в которую этот Валентин тут же приводит свою Валентину. Впрочем, так бывает не только в дурных пьесах, но и в жизни, только тиражируют такое далеко не все.
В пьесе «Валентина» Вампилова типажи жизненные, с предысторией, хотя бы эта коллизия с тем, что сына чиновника отмазывают от ДТП со смертельным исходом. В Ижевске (как рассказывала Ирина Анатольевна), между прочим, произошел совершенно аналогичный случай. Сын руководителя строительного треста, учившийся на строительном факультете, на первом курсе, сбил на светофоре несколько детей, которые шли по переходу с красными флажками. То есть он вообще не снизил скорость, въехал в толпу детей, ужас что устроил… Все это замяли тогда, его отправили в академический отпуск, отмазали от всего, а ровно через год он возвращается из Казани, тоже садится за руль и разбивается вместе с двоюродным братом, единственным сыном у родителей. И все в городе говорили, что если бы его посадили вовремя, то эти парни живы были бы.
Этот аспект тоже надо рассмотреть, вспомнить Сергея Иванова, который отмазал своего сына после смертельного ДТП, и в результате его сынок погиб где-то в Арабских Эмиратах… Как потом он наезжал на всех, доказывая, что здесь нет Провидения Господнего, да как же, всё есть! И с пьесой Вампилова тоже все есть. Не надо было ее предавать и подменять насквозь лживой пьесой Рощина-Гибельмана. Вот и имеем, как говорится.
Вампилова не ставят, а вместо его «Валентины» — пьесу «Валентин и Валентина» Рощина выставляют, два театра ее взяли. Видно ходили, просили… Но это такая бытовая пьеса, мало кому интересная. Показывается среда, а потом идут такие штампы, что семья паренька, Валентина — это среда люмпенов, «понаехали тут» , в общем рабочая среда.
И сразу читается весь искусственный быт семьи Валентины, где надо держаться своего круга, где главное, не работать.
Вот сейчас у нас торжество этих «гуманистических идеалов» лиц с гуманитарным образованием, которые берегут себя от труда на благо общества, считая, будто много делают обществу одолжения, если просто книжку прочтут. Забывая, что у нас вообще-то очень давно всеобщая грамотность, причем у некоторых в весьма сложных технических и естественно-научных аспектах. Если охарактеризовать этот свой круг Валентины кратко — это типичные паразиты.
Если рассматривать драматургию Рощина в ее изначальном костяке, то речь здесь идет о классовом противоборстве люмпенов и паразитов. Сам драматург тянется, конечно, ко второй категории, с трудом подавляет в себе классовую ненависть к люмпенам.
Наверно, Рощин-Гибельман вообще сильно ломал себя под линию партии, раз его Валентина, девушка из более состоятельной семьи, полюбила парня из более низкой среды. И заметим, что хоть пьесы одного времени, но у Вампилова можно играть тончайшие нюансы чувств, там все личности. А здесь сам драматург внимательно присматривается к «удобствам», к достатку, к общественному реноме… то есть у Рощина уже показаны разные классовые уровни… или вообще «борьба классов» в быту.
Итак, у Валентина уезжает в рейс мать-проводница, одновременно и уезжает соседка Катя, которая была влюблена в него, она оставляет ему ключ от пустой квартиры. Они идут в эту квартиру, но знаете уже как-то отвратительно и неприятно, что он решает жить с Валентиной, у него-то как говорится жилищные условия не позволяют, в квартире, от которой Катя оставила ключи. Девушка начала из дома таскать вещи в эту квартиру, вроде обживаться у этой Кати. Естественно, никто эту Катю ни о чем даже не предупредил. Случай предоставился, они и обживают жилплощадь. Все-таки у Рощин постоянно идут какие-то натяжки, ситуации скользкие, не совсем нравственные. Так и видишь, как Катя возвращается, а эта парочка ей ключи не возвращает и на порог не пускает… в собственную квартиру. Из паразитов в люмпены трансформировались.
Кроме того, это совершенно неинтересно. У Валентина нет конфликта поколений, а у Валентины есть. Когда мать этого Валентина возвращается, они живут с Валентиной в квартире Кати… Ведь Кате Валентин в любви и дружбе отказал, а поэтому сейчас он может кого угодно в эту квартиру привести. В принципе парень объяснил, что любит девушку, значит очень удобно вместе жить и в эту квартиру нелюбимой девушки любимую девушку привести, которая ещё туда вещей своих натаскает, нормальный уют создаст, она это умеет.
Возвращается из рейса мать, к ней в гости пришла пара ее друзей, они сидят, выпивают и рассуждают о том, как надо молодым-то помочь, у них же любовь. Один даже говорит деньгами помочь, вроде как любовь сохраняют. Вообще все пьяные в средней стадии опьянения очень добрые, всем готовы оставшимися деньгами помочь, потом на опохмел не хватает.
Тут в эту теплую атмосферу семейного отдыха врывается мать Валентины с ее старшей сестрой. Валентинка-то, оказывается, вещи таскает, а мать не удосужилась поставить в известность. Старшая сестра извиняется за вторжение, понимает, что помешала людям отдыхать. А мать Валентины в ужасе смотрит, в каким притоне нашла свою судьбу ее младшая дочь. Зато мать Валентина уже хорошо отдохнула, она настаивает на немедленном счастье влюбленных! Мол, пусть женятся, живут там и так далее. Она поможет!
Следует напомнить, какой это вообще год, почему Рощин смог провернуть такое, подсунув подобную ерунду вместо нормальной глубокой пьесы. У Вампилова, естественно, не было возможности зацепиться за литературную среду, а Рощин с 57 года работал в журнале «Знамя», был литературным сотрудником в газете города Камышина Волгоградской области, потом сотрудничал в журнале «Новый мир». То есть связи-то есть, но постоянной работы и постоянного заработка нет. А с 66 года он на этих своих публикациях стал членом Союза писателей.
Рощин с 33 года, а Вампилов родился в 37 году и когда ему было 2 месяца расстреляли отца. Он только в 65 году попадает на Читинский семинар молодых писателей и только тогда в 65 году он получает рекомендацию в Союз писателей СССР, то есть идут они практически голова к голове. Вампилова не пускают все эти 5 лет, а в этот момент с 66 года Рощин уже член союза писателей, далее он врывается в свой паразитский бомонд с пьесой «Валентин и Валентина» и напоминанием, сколько проблем бывает… с людьми не своего круга.
Вампилова начинают признавать в последний год перед его гибелью, в 1972 году. Интересно, что проблемы круга Рощина никого не взволновали, несмотря на прекрасный актерский ансамбль, как это было тягомотиной, так и осталось. Но вом Вампилов уходит из жизни, а у Рощина появляется справка в биографии, что 70-80-е годы стали расцветом Рощина как драматурга. Прекрасно.
Здесь ничего интересного нет, уже вовсю молодые люди живут, несмотря на то, что это 60-е годы, когда с милицией бы нашли и привели бы домой к матери. Ну и что, что совершеннолетние! Все же в 60-е годы не считалась нормальной это такая ситуация, будто девушке можно было уйти и с парнем где-то жить, потому что у него ключ от соседской квартиры остался. Замечательно, просто чудненько! Нет, извините, тогда ходили. Гулять — это слово было неприличное. А про девушку с парнем говорили — они ходят. Куда ходить можно было? В гости ходить можно было, естественно, в кино, на демонстрации и так далее. А вот так, чтобы сразу пойти спать и вещи из дома таскать, это извините. Но вот, стало это очень популярно… и кому-то что-то хорошего принесло? Секс есть, а любви нет.
Вот интересно, что с развалом СССР закончился и период активной самостоятельной творческой деятельности Михаила Рощина, как это написано в Википедии. Да, только с развалом СССР пошли драматические коллизии, которые были бы намного интереснее того, что выдал Рощин.
В библиографии у него сценарии к кинофильмам:
«Старый Новый год» , 1980-го, кто-то помнит?
1985 год – «Валентин и Валентина»
1987 год — «Шура и Просвирняк»
1988 год « Новые приключения янки при дворе короля Артура», как вы сами понимаете, это совсем не его драматургия.
Есть и такой фильм «Роковая ошибка», 1988 года …. и всё, и всё!
«Роковая ошибка» — это драма о молодёжи конца восьмидесятых. Действие происходит в Москве, молодая девушка по имени Надя, которую мать бросила ещё в роддоме, вполне невинно проводит время с подругами, а перед возвращением с прогулки перекрашивается в панка и доводит своим видом мать. Такая вот драматургия, которая вдруг с развалом СССР стала никому не нужна. Перекрасилась девушка в панка, доводит мать, но вот это уже никому не интересно.
Но опять… очень неприятно эта «Роковая ошибка» напоминает сюжет фильма Сергея Герасимова «Дочки-матери» (1974) по сценарию Александра Володина, где опять была удивительно чистая цельная девушка, которая бы ни в какого панка не перекрашивалась. Она хотела найти свою мать, чтобы помочь ей!
А Вампилов, его творчество … и жизнь как-то не пустила, и творчество только-только начиналось, потому что перед «Старшим сыном» вообще никто не мог устоять.
Сейчас мы посмотрим ролики из фильма “Прощание в июне” с Екатериной Климовой, 2003 год.
Прощание в июне/ Farewell in June (composer — A. Agazhanov)
Это пьеса с такими обычными жизненными коллизиями, студент последнего курса случайно знакомится с девушкой, а она оказывается дочкой ректора. В фильме играет ещё и Юрий Соломин… поскольку играть больше особо не в чем. Интересно, что пришлось к этому всему вернуться, потому что ничего другого, более цельного и проработанного не возникло, но пьесу уже растащили на коллизии в собственной трактовке. Дурной пример Рощина заразителен, но никто не берет в герои комсорга, который — именно с этой давней пьесы становится вдруг отрицательным персонажем. А если и положительным, то никто ему все равно уже не поверит.
Только в фильме с Соломиным нет чисто Вампиловской атмосферы… Вспомните, как в «Старшем сыне» раскрывается Сильва как подонок, даже если вспомнить фильм, в котором играл Боярский. Это удивительно! Человек, который ничего не совершает, но он перед нами вдруг раскрывается (это же драматургия, он должен раскрываться), раскрывается даже не в поступках, а в словах.
В пьесе “Прощание в июне” раскрывает комсорг этой группы, это человек, который пускает колкости, который просто издевается над всеми. Невеста, Маша уходит из-за него с торжества, в фильме текст пьесы срезан, потому что это уже ушло, растащено на очень известные подходы. А у Вампилова это кусочек юности, там все на своем месте, в том числе и явление ректора.
Дело в том, что молодой человек, сам того не зная, знакомиться с Таней — дочерью ректора. Он встретил ее у остановки, она вся воздушная и пленительная, по крайней мере, в фильме образ Тани взят правильно.
Здесь рассматривается общая ситуации, когда парень знакомится с девушкой, а ему старшие товарищи говорят, что если ты хочешь будущее, то лучше бы с ней не встречаться, знакомят с другой или говорят, что ещё встретишь и так далее.
Это, между прочим, в советское время был проходной эпизод и он мало рассматривался, если вспомнить «Апофегей» Полякова, где тоже человек, делающий карьеру, женился по выбору, по расчету, но не на своей первой любви, хотя от любимой женщины у него растёт сын. Такие коллизии у Полякова, а в принципе, Вампилов об этом заговорил первым и впервые.
“Прощание в июне” вроде бы комедийные пьеса, такая лёгкая, она как комедия, но люди совершают такие поступки, которые не смогут совершать позже.
В пьесе стоит такой вопрос, что в молодости очень легко сказать… зачастую самые жестокие вещи, которые тогда кажутся «правильными». Там каждый думает, будто то, что сейчас с ним происходит, это совсем не важно, ведь он ещё растет, он ещё недавно был маленьким… и вот то, что будет происходить потом, — вот это всё очень важно. На самом деле, мы помним по своей жизни, что очень легко в молодости сделать какой-то поступок, который определяет в дальнейшем всю жизнь.
В пьесе «Прошлым летом в Чулимске» многое означает появление Валентины в конце, и то что она ни на кого не смотрит, а идёт к этой дыре. И мы за нее спокойны, понимаем, что эта девушка выстоит, отошьет Пашу. И раз Шаманов поехал затыкать дыру в городе, и он изменился. Они уже не смогут жить по-прежнему и всё равно рано или поздно всё будет нормально. Открытый финал и то, что она опять взялась за старое, и ей помогает Еремей, как-то успокаивает.
В пьесе «Прощание в июне» ситуация тоже закольцована. В конце Коля встречается с Таней на той же самой остановке, пытается с ней заговорить, но она уже не реагирует на него. Он разбил ей сердце, а всё из-за отца, у которого много скелетов в шкафу: он жизнь украл у человека, которого потом на Индигирку послали, то есть имеются «хвосты», и не просто так он стал ректором.
Между ректором и Колей происходит шантаж, вначале Коля должен бросить Таню, чтобы получить диплом. Он девушку закадрил, Таня защищает его перед ректором, а он вступает с ректором в сделку. Ректор оставит ему зачет по какому-то экзамену, Коля получает диплом и далее встает вопрос об аспирантуре, все преподаватели просят за Колю и тогда ректор получает дополнительные причины для шантажа. Он уже шантажируют Колю тем, что у него будет аспирантура и будущее, если он «отошьет» Таню, чтобы она вообще не строила на него никаких планов.
Таня не понимает, в чем провинилась. Она влюбилась в него, он же сам познакомился с ней. А потом у Коли наступает последняя капля и он рассказывает всё Тане. Но в такой ситуации, и многое зная об отце, она не понимает почему он-то предал, поступил таким образом. Коля рвет диплом, который считает, что получил неправильно, несправедливо, хотя все преподаватели просили Колю взять в аспирантуру, пытается поговорить с Таней, но она не может с ним говорить, он разбил ей сердце, пошел на такую сделку, где ставкой была их любовь.
И тоже невыносимо жаль, что пьеса не вышла в свое время, ее не обсудили в свое время, в том числе и на комсомольских собраниях, не обсудили поведение комсорга, который ведет себя отвратительно. Как замечательно раньше умели обсуждать открыто! А тут полезли эти закулисные, кулуарные обсуждения…
Маша сбегает от жениха на свадьбе, так как требует выгнать со свадьбы комсорга, а жених ее жених говорит: «Как я могу выгнать комсорга, тем более он мой друг!» В результате она сбегает, потому что комсорг говорит гадости обо всех. На свадьбе один молодой человек признается, что любил Машу 5 лет, а сейчас он желает ей счастья, а комсорг из этого делает отвратительное выступление с тостом.
И хотя фильм 2003 года, но на комсорге тоже не фокусируется ничего, все считают, что с текстом, раз Вампилов на них не смотрит, можно делать все что угодно. Здорово, что хотя бы с пьесой «Старший сын» не могут ничего сделать, она как литая.
Коллизии в пьесе «Прощание в июне» вытекают из провинциальных анекдотов, да даже «Валентин и Валентина» тоже, но только занудно. «Валентин и Валентина» заканчивается тем, что дочка уходит с матерью поскольку, когда мать со старшей сестрой является в это пьющее пролетарское болото, то мать говорит, что бабушка болеет… Такой замечательный семейный шантаж. Тут же мать говорит, что она ей нужна, что она не может не пойти, и Валентина уходит.
Собутыльники говорят Валентину: «Беги за ней!», а он говорит, что раз бабушка больная… что тут драматизировать?
Тут вообще драматизировать нечего, основы для драматизм нет, но коллизия неравенства, мезальянса именно советского, она-то взята у Вампилова. Мы помним, что очень много аналогичных коллизии видели именно на советской сцене, в том же Малом театре, в театре Ермоловой, сталкивались в «Зубре» и так далее. Интересно, что как только начинают описывать какую-то научную или околонаучную среду, там все равно всплывает рано или поздно дочка ректора, что у нее был роман со студентом, что сложилось и что не сложилось. Конечно, сложно дочке ректора устроить свою судьбу, хотя наоборот, хм…
Здесь описана студенческая среда, как раз этот момент, когда в один день можно получить очень сильный удар. В этот момент всё слишком остро переживается, удивительно сильные чувства. Мы помним, когда первая любовь, то любимый — это же самый главный человек. И если он предает, то это оставляет неизгладимый след на всю жизнь.
Тихие шепотки, торговля, разговоры кто с кем, эти попытки еще и в студенческой среде как-то повлиять на отношения, вот об этом фильм, как легко в один день, получить кучу скелетов в свой шкафчик. Так что и Коле понятно, что ему придется идти другой дорогой и все начинать с самого начала, об этом необходимо было тогда поговорить.
А как заканчивается у Рощина «Валентин и Валентина» — пьющие друзья уговаривают Валентина встретиться с ней и вот они случайно встречаются, понимают, что они преодолели первое жизненное испытание. В чем оно было? Не онятно. И это вышло вместо чего-то живого.
Когда в начале семидесятых вышел фильм «Старший сын», все были просто покорены этой драматургией. Это было настолько живо, настолько неожиданно. Эти совершенно обыденные жизненные коллизии настолько тогда поразили, это было потрясением! Это еще и бесподобная игра Леонова, его Сарафанов является непревзойденным.
А если бы «Прощание в июне» увидели тогдашние 17-18-летние. Но тогда для этой пьесы, где отрицательный персонаж комсорг, был невозможен. «Прощание в июне» — это, с одной стороны, лёгкая комедия о студенческой среде, чего вообще никогда не было (был только один фильм во времена про строй отряд, в котором Градский поет: ….и юность бессмертна…. это ужасно).
Главная мысль в фильме «Прощание в июне» что это ужасно-ужасно-ужасно, когда дядьки со своими скелетами в шкафу лезут организовывать и жизнь молодёжи и все определять в этой работе с молодёжью. Это двухактная пьеса и второй акт начинается с интересного разговора ректора и его жены. А вокруг Коли отираются и другие типы, есть богатенький студент, но у него расстройство, что дядя Колин, ревизор, не взял взятку 200 тыс. руб., конец 60-х годов — это две машины Волги, а машина Волга это пик финансового благополучия тогда.
Посмотрим Вампиловские сюжеты, такие драматургические эскизы: «Чужой мужчина» и «Свидание». Две таких зарисовки, из этих зарисовок, в сущности, и вставала сама по себе драматургия Александрова Вампилова.
А. Вампилов “Чужой мужчина”
А. Вампилов “Свидание”
То, что происходит сейчас в театре? Он очень далеко ушел от потребностей зрителя. А зрителю необходима правда жизни, зрителю надо человеческие чувства, зрителя должно захватить происходящее на сцене. Вот и выясняется, что ничего у нас и нет, не осталось в драматургии, кроме Вампилова. Только это обращение к Вампилову происходит слишком поздно, очень поздно. Когда уже, в сущности, и высшее образование развалено вот таким ректорами и такими отношениями.
Также очень много обращений в том числе и к пьесе «Прошлым летом в Чулимске». Тем более, что там действительно коллизии, которые вот сейчас, ну просто принимают необыкновенную остроту и актуальность с теми же ДТП. Постоянно же про подобные события слышим/читаем. Поэтому хотелось бы, конечно, чтобы всё было вовремя сыграно и показано на сцене. Замечательно, что творчество Вампилова возвращается, но увы слишком поздно. А поздно именно потому, что все, кто занимается театральным искусством и драматургией, они не совсем понимают роль этого искусства в жизни человеческой. И вот уже ушёл театр из нашей жизни, но вот теперь на Вампилове театр пытается опять войти в нашу душу.
Сейчас видели в ролике такие анекдоты из провинциальной жизни, как их называл сам Вампиров. К сожалению, зритель чувствует, что время это ушло. И публика задает вопрос актерам, а что они играли, что они переиграли в своем творчестве, какие образы, с чем пришёл к уже Вампиловским образам? А чем ты был занят всё это время, почему Вампилов именно сейчас? В сети были ролики, и там рассуждал Олег Табаков, что: «Ой даже не знаю почему не играли раньше пьес Вампилова?». Ну, во-первых потому, что на сцене привыкли лгать! А Вампилов — это правда жизни.
Как сейчас происходит обращение к этому, если уже сняли «Радио FM». Это же Вампиловский сценарий. Это Вампиловская тема. Всё, что ни попадя, уже в начале сыграли, а теперь вот взялись за правду жизни. Лгали-лгали-лгали так долго и ничего настоящего не получилось. А получилось, что Рощин и все остальные рушили устои общества. Тем разрушили жизни многих, которые прожили свои жизни не так, как следовало бы.
Так чему учит вообще драматургия? Если она не развлекает только, конечно. А, как раз, драматургия Вампилова учит. Так чему же? Она учит относиться к собственной жизни, как к очень интересной истории. Мы просто находимся внутри неё, излишне не драматизируя, конечно. Следует относиться бережно каждому мигу, вспомнив, как мало прожил сам Вампилов.
Вспоминая о том, с какими проблемами он сталкивался, пытаясь поставить свои пьесы в столичных театрах, где ему всячески давали понять, насколько его провинциальная жизнь малозначима на фоне столичных жителей, что жизнь всех тутошних приближенных намного выше сильнее, чем твоя провинциальная. Ах, сейчас вспоминают, они не играли Вампилова. Да если бы сыграли Вампилова, и как следует, то в этом случае ни о каком Рощине и речи не было бы.
Ирина Анатольевна тоже припомнила, как когда-то в конце восьмидесятых после спектакля пришла к Елене Соловей за кулисы. И актриса извинялась за пьесу Ардова, в которой она играла. Был тогда в ещё Ленинграде такой местный автор-драматург, свой Рощин такой. Хотя всё было замечательно поставлено. Но по смыслу обычная бытовуха такая. Тем не менее, Елене Соловей было стыдно и она извинялась. А представьте себе, если бы она тоже сыграла в пьесах Вампилова. Что, не нашлось бы ей место в его пьесах? Да там масса типажей.
И вот, как подают сейчас эти пьесы? Вот она гордая Валентина выходит в финале, и ей никто не помогает, и мы не знаем того, что Шаманов уехал затыкать собой эту дыру, прореху на человечестве, то такое решение влияет на наше восприятие. А образ Коли, который убрали, с его песнями и плясками, которые так ярко воспринимаются в молодости и очень важны в тот период, но не показано, что человек действительно талантлив. Ну мы же в молодости очень любим людей, которые на сцене выступают.
И данные образы должны были быть оживлены именно тем поколениями, для которого были созданы. Но этого не произошло, к сожалению…
Теперь вы понимаете, по какой причине возник интернет. Жизнь имеет свою драматургию.
Читать по теме:
4 комментария
А ведь и Тихонову в МГУ пропихнули, чтоб она стала этакой «дочкой ректора», достойной и привлекательной, а не дочкой мафиози.
Да и современные постановки что-то не ухватывают в «Старшем сыне». Вроде и фильм все видели, актеры стараются, а не выходит. Им бы перед постановкой эти статьи почитать, вдруг бы поняли? А лучше было бы сыграть «Звезды над Иссык-Кулем» (которые по кулаку) Ирины Анатольевны.
Здорово, что хотя бы с пьесой «Старший сын» не могут ничего сделать, она как литая.
Да, точно, вот Леонов «отлил в граните» и попробуй его переплюнуть, с нынешними-то актеришками! Да, фильм стоит как нечто недосягаемое и прекрасное!
Классный разбор! Режиссерский взгляд и настоящая драматургическая хватка. Хотелось бы поработать под руководством такого человека.