Николай Владимирович Олялин – актер, который обязан своей известностью советским военным драмам. Впервые о нем заговорили, когда он снялся в картине «Освобождение: Огненная дуга», которая положило начало знаменитой киноэпопее. За свою жизнь этот талантливый человек успел сняться более чем в 60 фильмах и сериалах. К сожалению, актер уже покинул этот мир, однако его имя навсегда вошло в историю отечественного кинематографа.
Фильмы о войне с участием Николая Олялина многие критики и зрители и сегодня называют самыми честными картинами о событиях тех лет. Наверное, потому, что актёр не играл – он проживал жизнь своих героев.
Его знала и любила вся страна. Высокий, стройный, голубоглазый, с мужественным и открытым лицом – вологодский парень Николай Олялин стал главным киносолдатом СССР. Мало кому удалось так ярко воплотить на экране образы людей в форме, их мужество, благородство и достоинство. Невозможно забыть его выдающиеся роли в легендарных фильмах «Обратной дороги нет» и конечно военной саге «Освобождение». Олялин был актёром от бога, кумиром и любимцем миллионов людей и вклад его в развитие и популяризацию особенно военного кино бесценен и неоценим.
Николай Олялин никогда не был на войне, но его работы в фильмах на военную тематику очень точно передают то время, силу духа советских людей, их волю к победе.
Никола́й Влади́мирович Оля́лин (22 мая 1941, деревня Опихалино, Вологодская область, СССР — 17 ноября 2009, Киев, Украина) — советский, украинский и российский киноактёр, кинорежиссёр и сценарист, лауреат премии комсомола УССР (1972), народный артист Украинской ССР (1979)[4]. После развала СССР Николай Олялин активно поддерживал «Русский проект» Петра Луцика, снимался исключительно в России.
Николай Олялин появился на свет 22 мая 1941 года ровно за месяц до начала Великой Отечественной войны. Он родился в маленькой деревне Опихалино под Вологдой, которая сегодня существует лишь на карте. Отец мальчика был инвалидом финской войны, умел портняжничать. В семье было еще двое старших сыновей, воспитанием которых занималась в основном мама, потому что отцу приходилось много работать, чтобы прокормить большую семью.
Война обошла семью Олялиных стороной — отца-инвалида на фронт не взяли, а мальчишки были совсем маленькими. Но все равно Коля прочувствовал все трудности военного и послевоенного времени. Через Вологду добирались домой демобилизованные фронтовики, иногда останавливались на постой, и каждый рассказывал о том, что пришлось пережить. Маленький Коля видел раны, слушал страшные воспоминания, которые запомнил навсегда, любовался орденами и медалями отважных воинов.
Позже Николай Олялин рассказывал: «Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди. Я помню, у меня все время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тети, и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришел ко мне смысл этих слез, я сам уже начал плакать».
Маленький Коля Олялин в детстве очень любил ходить в кино, куда его пускали бесплатно. Пересмотрев бесчисленное количество раз «Чапаева» и «Тарзана», Коля понял, что обязательно будет артистом. В детский драмкружок местного Дома офицеров Коля записался вслед за своим старшим братом. Мальчика взяли, потому что в кружке как раз нужны были ребята на эпизодические роли – без слов или с одной — двумя фразами. Но, даже неразговорчивые солдаты из детских спектаклей у Коли поначалу не получались. Николай Олялин вспоминал: «Когда уже начались репетиции, у меня не получалось со словами, когда надо было говорить, у меня все сжималось, я так скукоживался и сидел».
Однажды на спектакль пришли ребята из Колиной школы. Увидев, что у мальчика ничего не получается на сцене, они прямо из зала стали дразнить его и обстреливать из резинок. Тогда у мальчика проявился характер. Коля неожиданно заиграл так, что опешил даже руководитель студии.
В послевоенной Вологде слово «артист» было если не ругательным, то довольно обидным. Не приветствовал этого увлечения и Олялин-старший. Он мечтал увидеть Колю военным. Поэтому, окончив школу, Николай по настоянию отца-фронтовика поехал в Ленинград поступать в военное училище. Но еще до экзаменов юноша изменил решение. Ему так хотелось поступить в театральный вуз, что парень специально провалил экзамены в училище. На следующий год Николай Олялин поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Юношу приняли, несмотря на то, что у него, как у многих жителей Вологды, был заметный северный говорок.
На счастье, Александр Ян, в тот год набиравший свой курс, разглядел в застенчивом «окающем» вологодском пареньке талант и взял к себе. Целых 3 года понадобилось педагогу по сценической речи, чтобы исправить провинциальный говор у будущего артиста.
В 1964-м Николай Олялин получил диплом об окончании театрального вуза и по распределению был отправлен в Красноярск, где только что образовался ТЮЗ. Но отношения с руководством театра испортились с самого начала. Режиссер театра Исаак Штокбант затаил обиду на Николая за то, что он написал на него эпиграмму. Тот в отместку не давал Олялину стоящих ролей и скрывал от него приглашения на кинопробы. Но и в эпизодах талантливый артист сумел играть так, что вскоре его признали лучшим комиком в Красноярском крае.
Будущую жену Нелли Николай Олялин встретил в Красноярске. Однажды в их театр пришла девушка, которая работала вторым секретарем райкома комсомола. Ей надо было отобрать актеров для выступления на праздничном вечере. В числе этих актеров оказался и Николай. По его словам, для того, чтобы полюбить друг друга, им хватило всего лишь одного дня! На следующий после знакомства день они пошли в ЗАГС и расписались. По словам Н. Олялина: «Слава Богу, меня миновал дамоклов меч развода — просто не в силах представить, что моя дочь или мой сын какого-то другого, постороннего мужчину стали называть папой…»
В 1966 году у пары родился их первенец Владимир. Вместе семья перебралась в Киев, где у них вскоре появилась дочь Ольга.
В 1965 году Николай Олялин дебютировал в кино ролью молодого лейтенанта, лётчика-истребителя Николая Болдырева в киноповести Николая Литуса и Леонида Ризина «Дни лётные» (1966). В какой-то степени осуществилась отцовская мечта увидеть сына в военной форме.
Актер вспоминал, что в первый день съемок он был зажат и растерян. Дошло до того, что второй режиссер выговорил ему, мол – зачем тебя только пригласили?! Николай Олялин рассказывал: «И вдруг передо мной возникли глаза Нэки (прим. — жена Нелли), какими она смотрела, провожая меня в Красноярском аэропорту. И я ясно услышал ее напутствие: «Коля, ты только верь, что чудо свершится — ты будешь знаменитым!» Невероятно, но в следующем дубле я почувствовал, что «поймал» суть своего героя…» Сцена была настолько удачной, что прямо из проб вошла в фильм…
В этой картине из уста героя Олялина впервые прозвучала фраза «Будем жить!», которую Леонид Быков мастерски использовал в ставшем культовым фильме «В бой идут одни старики».
Молодой актёр приглянулся режиссёрам, и посыпались приглашения: «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Путь в Сатурн» — во всех этих знаменитых картинах Николай Олялин смог бы сыграть, если бы вовремя был оповещён. Но руководство театра просто-напросто скрывало от него присылаемые приглашения.
Возможно, такая же участь постигла бы и фильм-эпопею «Освобождение». Помогла девушка, работавшая в театре. Она тайком сообщила Николаю о приглашении. Чтобы отправиться на пробы, пришлось пойти на хитрость: актёр взял больничный и сообщил, что направляется в санаторий…
Режиссёр Юрий Озеров практически сразу разглядел в молодом артисте из Новосибирского ТЮЗа капитана Цветаева. Это была одна из главных ролей ленты. Она заслуженно принесла Николаю Олялину всесоюзную известность. После премьеры первых серий эпохальной картины «Освобождение» о Великой Отечественной войне, казалось, что лицо Олялина забыть уже невозможно. Красивое, будто высеченное из мрамора, с огромными глазами.
Первый фильм этой замечательной киноэпопеи под названием «Огненная дуга», в основе которой лежал сюжет повести Юрия Бондарева «Батальоны просят огня», зрители увидели в 1969 году. Картина была очень правдивой и непохожей на предыдущие монументальные картины о войне. Её «окопная правда» сразу же привлекла зрителей и критиков. Герой Олялина полюбился всем. Многие фронтовики признались, что узнали в нём себя.
Зрители по достоинству оценили игру талантливых актеров, а в капитана Сергея Цветаева и медсестру Зою были просто влюблены. Эту замечательную пару сыграли Николай Олялин и Лариса Голубкина.
Рядовой артиллерийский капитан Цветаев — это олицетворение мужества, упорства, верности солдатскому долгу, олицетворение советского солдата. В том, как сыграл эту роль Олялин, война отразилась во всей своей величественной и горькой правде. Он смог быть лаконичным и содержательным. Цветаев в фильме стал как бы полномочным представителем сотен тысяч своих товарищей по оружию — командиров рот, взводов, батарей, авиационных звеньев, катеров. Людей, рядом с которыми гибли их подчиненные — гибли по их приказу. Ответственность за жизнь человека офицеры переднего края чувствовали особенно остро, боль потери для них была больнее вдвойне — погибали те, кто уже успел стать близким, дорогим.
Символичность образа определила актерскую интонацию: в ней был минимум личного, индивидуального, максимум общего. Актеру пришлось отказаться от характерности, не выделять капитана Цветаева из общего ряда, а наоборот — показать, что он — один из многих. Киноэпопея «Освобождение» вышла на экраны в 1968 г., Николаю Олялину там 27 лет. Это же уму непостижимо, если сравнить в сегодняшними актерами. Олялин просто сгусток мужской энергетики, мужская харизма — на грани магии, красив истинно мужской красотой (про такого мужчину не скажешь — хорошенький, как сейчас принято). Голос, взгляд, фигура , сила мужская в нем с экрана чувствуется. Какое счастье, что остались экранные образы этого великолепного актёра! Настоящий мужчина, богатырь. В фильме «Освобождение» невозможно даже представить другого актера. Воин-защитник, вся Русь за его плечами. Когда герой Олялина погибал, зрители переживали так, как будто утрата была наяву.
Не раз происходили такие ситуации, когда актёра принимали за настоящего солдата. Однажды в Киеве на День Победы произошла история, о которой впоследствии рассказывал сам Олялин: он шёл со своим маленьким сыном Володей и тут к нему подбежал фронтовик, начал трясти актёра за руки и утверждать, что был вместе с ним в боях на Курской дуге. Оба растроганных мужчины плакали от нахлынувших чувств.
Кинематографическая биография Николая Олялина, так успешно начатая фильмом «Огненная дуга», позволила ему бросить Красноярский ТЮЗ и перебраться в Киев, где его с радостью приняли на киностудию имени Александра Довженко.
Актер прославился на весь Советский Союз, покорил миллионы сердец, начал активно сниматься в фильмах. С его участием выходило по три-четыре картины в год.
Затем в 1970 г. Олялин снялся в фильме «Бег» — экранизации повести Булгакова.
В 1970 году Олялин снялся в телефильме Григория Липшица «Обратной дороги нет». Актёр воплотил образ ключевого персонажа. Майор Топорков, его герой, бежит из вражеского концлагеря и становится участником партизанского отряда. Он информирует командира отряда о том, что заключенные лагеря готовятся поднять восстание и нуждаются в оружии и боеприпасах.
Фрагмент из фильма «Обратной дороги нет»:
— Ну что ж, мы своё хоть пожили, а вот молодёжь жалко, — Андреев (Алексей Чернов).
— Да, пожили. А сколько Вам лет, Андреев? — Топорков (Николай Олялин).
— 64-й годок. А Вам?
— 29.
— Как 29!?
— 29. Недавно исполнилось.
— Ай-я! Война эта. Война. Вот что она с людьми делает. Верно говорят — счетай лета коню по зубам, а человеку по глазам. А по глазам-то Вам все 50.
На момент съёмок этого фильма самому Олялину было около 29 лет.
В фильме «Обратной дороги нет» есть такой эпизод: товарищи похоронили в лесу майора Топоркова, роль которого исполнил Олялин, и Андреев (актёр Алексей Чернов) произносит: «Эх, майор… Когда беда приходит, один ничего на себя не берёт. Другой столько, сколько сможет сдюжить. А третий — всё на себя валит. Всю боль. А сердце-то у каждого одно…».
И ещё один фрагмент:
— Как ты думаешь, будут помнить о нас после войны? Мне б хотелось, чтобы помнили…чтоб всплакнула какая-нибудь…— спрашивает боец Лёвушкин (Николай Мерзликин) .
— Вот лет через 100 уйдут поколения, для которых война — это боль. И станет эта война историей. Но вот ты о войне 1812 года много думаешь? …Надо, чтобы каждый делал своё дело, вот как майор. А память… это уж как получится, — отвечает Бертолет (Игорь Ясулович).
Образы мужественных героев, которые Олялин создал в фильмах «Бег», «Обратной дороги нет», «Освобождение», оказались, пожалуй, самыми пронзительными и запоминающимися в его карьере. Внук актёра о своём дедушке высказался так: «Мой дед был воплощением мужского характера в самой могущественной стране мира». Именно так Олялина и воспринимали зрители — как собирательный образ солдата войны, которая закончилась всего лишь 25 лет назад.
В 1971 году Олялин сыграл главную роль в военно-приключенческом фильме «Дерзость», рассказывающем об отважном советском разведчике.
В спортивной драме Юрия Дубровина «Мировой парень» он сыграл Виктора Логинова – героя своего времени, советского инженера, оказавшегося участником необыкновенной автогонки.
1971 год принёс актёру ещё одну роль в картине, ставшей культовой. Речь идёт о «Джентльменах удачи», где Олялину достался образ полковника милиции. Звёздный «букет» артистов, прекрасные сценарий и режиссура сделали своё дело: комедия и сегодня одна из самых любимых.
Особо отметить хочется работу Николая Олялина в фильме «Океан», вышедшем на экраны в 1973 году. Фильм» Океан» на взгляд многих зрителей — одна из лучших работ Олялина , такого актера не забыть. Фильм очень удачно сочетает романтику морских будней на военном флоте и сложность человеческих отношений. Какой красавец он в этом фильме, какой мужской характер! Сколько девчонок повыходило замуж за морских офицеров под впечатлением от роли Олялина.
Удивительно, но артист, ставший популярным именно в военных ролях, в армии так и не служил. Еще в институте Олялина трижды вызывали в военкомат, и трижды военком отправлял его продолжать учиться. И уже после выхода «Освобождения» Николай обнаружил в почтовом ящике маленький лист бумаги. Это была очередная повестка из военкомата. Но теперь уже сам актер к военкому не пошел.
1974 год. Николай Олялин вспоминал: «Нелька расстроенная вся идет в военкомат, говорит: «У нас только сын родился, давайте мы его на ноги поставим, потом возьмете». Говорят: «Да нет. Не хотим мы его в армию брать, нам стыдно – на экране он майор, а у нас солдат. Мы ему хотели сержанта дать…»
1970-е годы. Популярность Пик популярности актера приходится именно на эти годы. Все популярные издания стремились опубликовать его фото. Николай Олялин буквально купался в лучах славы. Благодаря невероятной популярности актера в кино на него обратили свои взгляды театральные режиссеры. В то время Олег Ефремов только что принял руководство МХАТ. Он приглашал актера в свою труппу. Обещал помочь ему с получением жилья, предлагал лучшие роли, но Николай был слишком занят в кино, поэтому он не принял этого заманчивого предложения.
Очень многим обязан советский кинематограф этому замечательному актёру и его ролям, всех их и не перечислить! И в каждом фильме, не изменяя себе, актёр играл героические роли, роли мужчины с большой буквы. Защитники Отечества, сильные и мужественные герои с твердым характером стали актерским амплуа Олялина . — Люблю своих героев, — объяснял артист. — Поэтому в каждом из них нахожу что-то свое, неповторимое. Чтобы дать возможность зрителю всмотреться в того или иного моего персонажа, уловить в нем нечто сокровенное, нужен был крупный план и… молчание.
В картине «Секундомер» он воплотил на экране глубокомысленный образ футболиста, которому предстояло по возрасту расстаться с большим спортом. Тут опять очень пригодилась своеобразная фактура артиста — как будто его год морили голодом, а также имя и фамилия — Николай Олялин , созвучные имени известного футболиста того времени Николая Осянина, игравшего в «Спартаке» и в какой-то степени ставшего прообразом главного героя картины.
В лирическом фильме «Иду к тебе» звучат слова Леси Украинки (Алла Демидова) об умершем от туберкулеза её любимом человеке, которого играл Олялин: «Понимаете, у него глаза…что-то неуловимое…это всё ускользает, как песок через пальцы».
Цитата из фильма в полной мере относится и к аскетичной внешности северного типа мужской красоты, которой обладал Олялин, и к его актёрскому умению говорить одними глазами, одной мимикой. Он принадлежит к немногочисленной плеяде актёров, таких как Вячеслав Тихонов, которые умели молчать в кадре так мастерски и так «говоряще», что могли заменить сцены с многословными диалогами.
В фильме «Ливень» Олялин вообще не произнёс ни одного слова, играя онемевшего на фронте лесника. Общение с внешним миром, все глубокие чувства актёр потрясающе показал через выражение своих глаз.
Сын актёра вспоминал, что Николай Владимирович говорил: «В любовных сценах не всегда нужно целоваться. Значительно больше можно сказать взглядом…».
Много замечательных ролей у Николая Олялина,но роль в фильме «Шел четвертый год войны», а особенно последний кадр, когда он идет по дороге и плачет, узнав о гибели своей группы, так могут играть действительно талантливые люди, которые все пропускают через свое сердце.
Надежный русский мужик, который не подведет и не предаст, — этот образ проходит красной нитью через все творчество Олялина . Тем интереснее исключения. В дилогии Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция» (1975) и «Золотая речка» (1976) он сыграл сибирского мужика Силантия, который из-за золота убивает людей.
Но, не будучи по складу характера законченным убийцей, герой Олялина испытывает сильнейшие нравственные мучения, разрываясь между страхом за содеянное, алчностью и христианской заповедью «Не убий». Душа этого человека черна, но Олялин дает понять, что где-то в ее уголке пытается пробиться светлый лучик добра и разума, который, к сожалению, оказывается слишком слабым.
Во второй половине 70-х Олялина знала и любила вся страна. Многочисленные поклонницы буквально одолевали актера, в Киеве пройти по улице было просто невозможно. Можно себе представить, каково было жене артиста, обладающего такой внешностью и такой популярностью. Николай Владимирович признавался, что на пике славы не избежал мимолетных влюбленностей. Дошло до того, что у них с Нелли назревал разрыв. Но жена Николая Владимировича все же сумела достойно выдержать все: и ночные дежурства поклонниц в подъезде, и телефонные звонки, и сотни писем. Пользовался популярностью Николай Олялин и у официальных властей. Актер вспоминал такой случай: «…вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают меня».
Всего за первые десять лет работы в кино Олялин сыграл в восемнадцати фильмах. И, даже не имея украинских корней, в 1979 году был удостоен звания Народный артист Украинской ССР.
Не каждому под силу выдержать свалившуюся на него славу. Бесконечный банкеты, вина, коньяки. Шла речь даже об увольнении Олялина со студии Довженко. Спасало то, что Нелли всегда оставалась рядом. А вот недоброжелатели, которые всегда наготове, жаловались на Олялина Владимиру Щербицкому. Но первый секретарь ЦК Компартии Украины, поклонник артиста, решил помочь Олялину . Николая Владимировича чуть ли не в приказном порядке вызвали в 4 управление минздрава, к наркологу.
Алкоголем Олялин убивал не только свою карьеру, но и свою жизнь. В буквальном смысле слова. У актера было больное сердце — ему вообще нельзя было пить. Но, в отличие от многих, он прекрасно осознавал свою зависимость и мечтал избавиться от нее. При этом понимал, что сам он уже не выкарабкается. Поэтому когда встал вопрос о лечении, он согласился. Не искал себе оправданий, а послушно лег в закрытый наркологический центр. Свою последнюю рюмку Олялин выпил в начале 74 года, когда родилась его дочь. И больше ни капли.
Олялина вылечили раз и навсегда. И в 80-е годы Николай Олялин продолжал много сниматься в кино. За это десятилетие вышло одиннадцать картин с его участием, среди них и известный всем исторический сериал «Россия молодая», где актер исполнил роль Молчана.
До начала «лихих 90-ых» Николай Олялин снялся ещё в трёх десятках картин. К сожалению, ни одной из них не суждено было повторить успех проектов «Освобождение» и «Обратной дороги нет». Тем не менее, яркими и запомнившимися зрителям оказались фильмы «Бешеное золото», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Россия молодая» и «Берега в тумане».
Все резко изменилось, после распада Советского Союза. В одно мгновение огромное количество талантливых актеров осталось без работы. По словам Олялина : «Пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел».
90-ые были очень тяжелы для артиста. Достойных ролей ему не предлагали. Николай Олялин попробовал сам снимать кино, но его добрые и человечные мелодрамы «Неотстрелянная музыка» и «Тёплая мозаика ретро», в которых он выступил и сценаристом, и режиссёром, не нашли отклика в сердцах зрителей. Они были добрыми и человечными, но зритель их не воспринял. Наступили другие времена, и цениться стало другое искусство.
Но его работы так и остались невостребованными — ни среди прокатчиков, ни среди телевизионщиков эти добрые фильмы о любви не смогли найти спроса.
От всего этого можно было впасть в полное отчаяние. Надежду на лучшее, по словам самого актёра, возродили в нем ролики «Русского проекта». Простые и незамысловатые они вернули на экран потерянных кумиров, вызвали у людей неожиданную волну тепла и веры в будущее. В одном из этих роликов снялся и Николай Олялин.
Сценарии для роликов «Русского проекта» писал Пётр Луцик. Позже он пригласил Николая в свою картину «Окраина». Картина получилась доброй, выполненной в стиле эпическо-драматического сказа. Но за ней очередных ролей, к сожалению, не последовало…
Долгие годы актёр вообще не снимался в кино. Николай Владимирович писал очерки о коллегах, пробовал себя в качестве сценариста.
Одно из редких интервью с Олялиным появилось в российской печати летом 1995 года — в газете «Женские дела».
Н. Олялин: «Я человек верующий. Крещен был еще в детстве, но поначалу вера была чисто интуитивной, а с годами включилось и сознание.
Я люблю работать на земле. И дом могу срубить, и гвоздь поить, и корову подоить. И на даче все, что требуется, налаживаю. У меня была чудная дача под Чернобылем с огромным розарием в 150 кустов — ох как я балдел от него! Увы, все это остаюсь в зоне. Сейчас дача в другом месте, где я выращиваю, увы, не розы, а картошку — кушать-то семье хочется…
Кроме этого, я давно увлекаюсь стихами — пишу сам. Началось это давно. Когда я почувствовал, что в голове моей бродят стихотворные рифмы и написались первые мои стихи, я приходил домой и говорил своей супруге: «Вот послушай, что сегодня написалось…» А потом был дикий скандал с главным вопросом: «Кому ты это написал?» Да ведь я просто передаю свое ощущение мира и окружающей нас красоты! Ведь, по-моему, Господь Бог ничего более совершенного, чем женщина, на нашей Земле не создал! Это вершина!..»
90-тые, очень тяжело пережитые артистом, провал его фильмов пагубно отразились на его здоровье. В середине 1990-тых Олялин пережил аортокоронарное шунтирование, деньги на которое помог найти друг артиста – главнокомандующий ВВС России Пётр Дейнекин.
В 1997 году Олялин перенёс операцию на сердце. Только что вернувшийся из реанимации, Олялин сказал: «Жить собираюсь. И если кто-то, прочитав обо мне, скажет, что Олялин уже кончился, как актер, не верьте. Хоть на небольшую работу, но я еще готов. Готов, понимаешь?!».
После поправки он вернулся в кинематограф и снялся в нескольких популярных проектах. В кино показывались другие войны, а Олялин оставался по-прежнему мужественным. Он окунался в эпоху Ричарда Львиное Сердце, и становился заправским афганцем. Николай Олялин сыграл во втором «Бумере», а также в «Ночном» и «Дневном дозоре» одновременно.
Последние картины, в которых появился замечательный артист, были «Медвежья охота» и «Презумпция вины». Усилившиеся боли в сердце не позволили Николаю Олялину дальше сниматься.
В 2007-ом боли в сердце настолько усилились, что Николай Владимирович больше не смог работать. Олялин умер 17 ноября 2009 года от обширного инфаркта. Ему исполнилось 68 лет.
Похоронен актёр 19 ноября 2009 года на Байковом кладбище в Киеве (участок № 49а).
Режиссер Виктор Гресь: «Он был любимцем женщин» — Мы с Колей соседи — жили в одном подъезде. Самое яркое воспоминание — наши случайные встречи. Недавно выхожу погулять с собакой, а он стоит во дворе: красивый, статный, с печальными глазами. Увиделись, поздоровались, и стало светлее на душе. Мы очень симпатизировали друг другу. Я мечтал снять с ним в роли Герасима фильм «Муму». Ведь он как никто другой умел молчать в кадре. Черты его лица потрясающие! Жаль, что он не сыграл никакой романтической роли в плаще со шпагой. Он ведь был строен, белокур, любимец женщин. А какой потрясающий тембр голоса! И в семье он был очень счастлив — трепетно относился к супруге. С годами это все было особенно заметно. Про людей говорят — чистый, а он был светлый…
Режиссёр Николай Мащенко о Николае Олялине: «Есть такие актёры и такие роли, что роль есть потому, что есть этот актёр…В данном случае Олялин. Масштаб его личности всегда огромен…самое важное для актёра быть личностью…Всё-таки актёр живёт в роли. Кажется, что говорит не свои слова, но великий актёр чужие слова, всегда не свои, независимо Шекспира или неизвестных авторов, делает своими. Каждое слово нужно пропустить через сердце, чтобы это слово, как пуля прошедшая через сердце, несла в себе уже твою кровь, твою любовь, твою ненависть».
Духовник Николая Олялина, вспоминая его, высказался так: «Он был из тех, про кого Цветаева сказала: Доктора узнают нас в морге По не в меру большим сердцам», но я думаю, что и без морга это было видно».
призы и награды
Лауреат премии комсомола Украины (1972).
Кавалер ордена князя Ярослава Мудрого V степени.
В декабре 2016 года в Вологде установлена памятная стела с изображением Николая Владимировича на горельефе.
Использованы материалы:
- Олялин, Николай Владимирович
- Николай Олялин: биография
- Николай Олялин
- Николай Олялин. Актер, режиссер
- Николай Владимирович Олялин
- Николай Олялин — Великий русский актёр
- «Николай Олялин. Две остановки сердца». Документальный фильм
- Николай Олялин. Олялин Николай Владимирович: фильмография, фото
- ОЛЯЛИН Николай Владимирович — Чтобы помнили
- Николай Владимирович Олялин: биография, карьера и личная жизнь
- Николай Олялин: «Наше поколение взяли и выкинули из жизни»
- Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1962-1980. Раззаков Федор. Николай ОЛЯЛИН
- Борьба за собственное сердце. Николай Олялин
3 комментария
Большое спасибо! Это мой любимый советский актер! А вас с Новым годом!
Спасибо, что напомнили про Олялина и нашу молодость! С Наступающим! Всем счастья и здоровья!
Спасибо, что вспомнили моего любимого актера и настоящего человека!