Первый день войны застал М.А. Шолохова за столом. Писатель трудился над второй книгой «Поднятой целины», на очереди был также замысел новой книги о сельской интеллигенции. Пришлось все это прервать, в полдень 22 июня 1941 г. Шолохов выступил на митинге перед жителями станицы Вешенской с призывом к беспощадной борьбе с фашистскими агрессорами. На второй день войны Шолохов телеграммой известил наркома обороны о том, что передает в Фонд обороны Государственную премию, присужденную ему за роман «Тихий Дон», и что «в любой момент готов встать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину».
В июле 1941 года Шолохов, полковой комиссар запаса, был призван в армию, направлен на фронт, работал в Совинформбюро, был специальным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом на Южном фронте. В январе 1942-го получил серьезную контузию при неудачной посадке самолета на аэродроме в Куйбышеве, которая давала о себе знать на протяжении всей жизни.
Весной 1942 года появился рассказ Шолохова «Наука ненависти», в котором писатель создал образ героя, побывавшего в плену, несмотря на то что еще 16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного Главнокомандующего № 270, который приравнивал пленных к предателям.
С первых дней Великой Отечественной войны Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку со злейшим врагом всего человечества — германским фашизмом. В эти годы он создал произведения различных жанров: очерки, рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину».
Особое место среди произведений периода Великой Отечественной войны занимает рассказ М. Шолохова «Наука ненависти» (1942), в котором создан образ участника войны лейтенанта Герасимова. В нем воплощены лучшие черты воюющего советского народа. Образ Герасимова предваряет образ Андрея Соколова из послевоенного рассказа автора «Судьба человека».
Рассказ заканчивается словами главного героя о ненависти и любви: «И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как вражда, все чувства отлично оттачиваются».
Рассказ «Наука ненависти» был ступенью к роману «Они сражались за Родину», в котором Шолохов поставил задачу показать судьбу воюющего народа, раскрыть глубоко и полно душевное богатство рядовых защитников Родины.
Весной 1942 года появился рассказ Шолохова «Наука ненависти», в котором писатель создал образ героя, побывавшего в плену, несмотря на то что еще 16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного Главнокомандующего № 270, который приравнивал пленных к предателям.
Произведение «Наука ненависти» было опубликовано в «Правде» 22 июня 1942 г., т. е. ровно через год после начала Великой Отечественной войны. В основе рассказа — реальная история фронтовика, которого Шолохов лично знал. Фамилия этого человека в рассказе вымышлена, автор дает понять, что содержание не ограничивается рамками одной частной судьбы, а носит обобщенный характер и что в образе лейтенанта Виктора Герасимова воплощены типические черты воюющего советского народа. Образ Герасимова предваряет образ Андрея Соколова из послевоенного рассказа автора «Судьба человека».
По своей художественной структуре «Наука ненависти» представляет собою рассказ в рассказе, Герасимов сообщает о себе, об испытаниях, выпавших на его долю в первый год войны. Но прежде чем Герасимов поведет свой рассказ, автор обратит внимание читателей на его внешний облик: «Худое лицо лейтенанта было спокойно, почти бесстрастно, воспаленные глаза устало прищурены. Он говорил надтреснутым баском, изредка скрещивая крупные узловатые пальцы рук, и странно не вязался с его сильной фигурой, с энергическим мужественным лицом этот жест, так красноречиво передающий безмолвное горе или глубокое и тягостное раздумье».
Служащая зачином портретная характеристика Герасимова призвана придать строго определенную тональность всему повествованию и подсказать читателям, что перед ними — жизненная история человека трудной судьбы.
Довоенная биография Герасимова характерна для многих советских людей — его сверстников: потомственный рабочий, был механиком на одном из сибирских заводов. В начале Великой Отечественной войны коммунист Герасимов был призван в действующую армию. Провожая сына на фронт, отец не без гордости скажет: «… наша фамилия сотни лет железо для Родины делала, и чтобы ты на этой войне был железным. Власть-то — твоя, она тебя командиром запаса до войны держала, и должен ты врага бить крепко».
Кратко, но достаточно выразительно охарактеризовал довоенный жизненный путь Герасимова и секретарь райкома партии: «Помню я тебя еще вот таким, лопоухим, когда ты пионерский галстук носил, помню затем комсомольцем, знаю как коммуниста на протяжении десяти лет. Иди, бей гадов беспощадно!»
С первых же дней пребывания на фронте лейтенант Герасимов стал очевидцем чудовищных злодеяний, чинимых фашистами на временно окуппированной ими территории: «… Сожженные дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки …»
Лейтенант Герасимов и его бойцы, воспитанные, как и все советские люди, на идеях интернационального братства делали все возможное для того, чтобы сокрушить армаду «осатаневших выродков». В одном из ожесточенных боев Герасимов был ранен. Истекающий кровью, он попадает в фашистскую неволю.
О лагере для советских военнопленных, где оказался и Герасимов, го ворится лаконично: «Сказать, что этот лагерь был адом, — значит, ничего не сказать». Герасимов выстоял, его могучий дух не был сломлен, он совершает побег из лагеря. «Я должен был вернуться в строй бойцов за Родину, — говорит Герасимов, — и я вернулся, чтобы мстить врагам до конца!»
Рассказ Герасимова о себе завершается следующим признанием: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков».
Глубокий смысл таит в себе проведенное автором сравнение судьбы лейтенанта Герасимова с судьбой «старого дуба, росшего на берегу безыменной речушки. Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текучей воде, а верхние все еще жадно протягивают к солнцу точеные, тугие листья…»
И в самом конце рассказа «Наука ненависти» перед читателями, как это было и в начале произведения, предстает портретная характеристика героя: «А я впервые заметил, что у этого тридцатидвухлетнего лейтенанта, надломленного пережитыми лишениями, но все еще сильного и крепкого, как дуб, ослепительно белые от седины виски. И так чиста была эта добытая большими страданиями седина, что белая нитка паутины, прилипшая к пилотке лейтенанта, исчезала, коснувшись виска, и рассмотреть ее было невозможно, как я ни старался».
6 июля 1942г. Шолохов приехал в Вешенскую, а через два дня немецкая авиация совершила налет на станицу. Одна из авиабомб попала во двор шолоховского дома, и на глазах писателя погибла его мать. Свой домашний архив Шолохов осенью 1941 года сдал на хранение в районный отдел НКВД, чтобы его в случае необходимости вывезли вместе с документами отдела, однако, когда в 1942-м немецкие войска стремительно вышли к Дону, местные организации спешно эвакуировались, и архив писателя, в том числе рукописи «Тихого Дона» и еще не напечатанной второй книги «Поднятой целины», был потерян. Только одну папку рукописей казачьей эпопеи сохранил и вернул писателю командир танковой бригады, оборонявшей Вешенскую.
Уже во время войны, когда в литературе господствовала малая проза, оперативно откликавшаяся на стремительно менявшуюся обстановку в стране, Шолохов начал работу над романом, в котором намеревался дать широкий охват военных событий. В 1943—1944 годах в «Правде» и «Красной звезде» печатаются первые главы этого романа, получившего название «Они сражались за Родину». Уже после войны, в 1949 году, Шолохов публикует его продолжение.
«Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта ситуация показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну»,— так характеризует писатель задачи, которые он поставил, создавая роман «Они сражались за Родину».
Писатель начал работу над романом после завершения Сталинградской битвы. Герои произведения — рядовые солдаты, мужественно и стойко сражающиеся с врагом.
Михаил изображает тот период войны, когда наши войска вынуждены были отступать. Стрельцов, Лопахин, Звягинцев и их боевые товарищи испытывают горечь поражений, стыд перед советскими людьми, остающимися на оккупированной территории. Временные неудачи Красной Армии не сломили силу духа героев романа. Писатель показал, что в самые горькие дни отступления советские воины не утратили веру в победу советского строя над фашизмом.
С образом Петра Лопахина Шолохов связал и развитие юмористической линии в романе, он пояснял:
«Главы о сорок втором годе, о самом тяжелом годе войны, старался оснастить юмором. Копытовский у меня гам, Лопахин, такой весельчак. Главы эти носили характер не только серьеный, но и развлекательный. Я посылал их в «Правду», и она их печатала. До бойца они доходили быстро».
Закаляясь в борьбе, бойцы превращаются в единую боевую семью, которую объединяет стремление изгнать врага с советской территории. Непреклонная вера в грядущую победу характерна для Звягинцева и Лопахина, для всех солдат.
Показав героику повседневной солдатской страды, М. Шолохов создал поистине эпические картины великой всенародной войны. Герои писателя — это люди, в сердцах которых живет потенциальная готовность к подвигу. Они ведут бой за свою Родину «не ради славы, ради жизни на земле» (А. Твардовский).
Эпический размах повествования о Великой Отечественной войне в романе «Они сражались за Родину» обусловил участие многих действующих лиц. Писатель намеревался расширить круг лиц, ввести наряду с вымышленными персонажами и реальные личности. Так, после встречи с участником войны генерал-лейтенантом М.Ф. Лукиным Шолохов решил включить его в число действующих лиц в роман, мотивируя это следующим образом: «Вторжение Лукина в роман, с моей точки зрения, обогатит его содержание. Отдельно писать о трагической судьбе Лукина не имеет смысла. А в качестве составной части романа, мне думается, это будет интересным введением, иначе я не пошел бы на это. Включение идет не по линии пустой занимательности, а, так сказать, по линии жестокой правды войны. Несмотря на обилие военной литературы, многие, особенно молодые, не представляют всей тяжести, которую пришлось вынести на своих плечах и бойцам, и командирам, и офицерам, и генералам. Вот об этом я и хочу сказать свое слово».
Шолохову не суждено было в романе «Они сражались за Родину» довести описание событий Великой Отечественной войны до дня Победы. Герои его книги, отважно борясь с врагом на дальних подступах к Сталинграду, твердо верили, что их ратный подвиг приближал час наступления грядущей Победы над фашистской Германией. Убедительно и образно скажет об этом Николай Стрельцов: «Война — это вроде подъема на крутую гору: победа там, на вершине, вот и идут, не рассуждая по-пустому о неизбежных трудностях пути, не мудрствуя лукаво. Собственные переживания у них на заднем плане, главное — добраться до вершины, добраться во что бы то ни стало! Скользят, обрываются, падают, но снова поднимаются и идут. Какой дьявол сможет остановить их? Ногти оборвут, кровью будут истекать, а подъем все равно возьмут. Хоть на четвереньках, но долезут!».
Как бы в подтверждение сказанного Николаем Стрельцовым Шолохов в статье «Победа, которой не знала история», опубликованной в «Правде» на второй день после окончания Великой Отечественной войны, привел реальный пример: «В Восточной Пруссии после взятия нашими войсками города Эйдткунена на стене вокзала, рядом с немецкой надписью: «До Берлина 741,7 километра», появилась надпись на русском языке. Размашистым почерком один из бойцов написал: «Все равно дойдем. Черноусов».
В 1949 вышел в свет 12 том собрания сочинений Сталина, в котором впервые было опубликовано письмо Ф. Кону от 1929г., где говорилось о грубых ошибках, допущенных автором «Тихого Дона». Публикация этого документа могла в те времена быть расценена редакторами как запрет на переиздание романа. Шолохов обратился к Сталину с письмом, в котором просил объяснить, в чем состоят эти ошибки. Ответа на письмо не последовало. После длительного ожидания Шолохов попросил Сталина о личной встрече. Встреча эта несколько раз откладывалась, а когда наконец за Шолоховым прислали машину, чтобы отвезти его в Кремль, писатель велел шоферу заехать в Гранд-отель, где заказал ужин. На напоминание о том, что его ждет Сталин, Шолохов ответил, что он ждал дольше, и не поехал на встречу. С тех пор отношения со Сталиным были прерваны, и в Москве до самой смерти вождя Шолохов больше не появлялся.
Летом 1950 года Шолохов завершил первую книгу романа «Они сражались за Родину» и принялся за вторую. По замыслу писателя роман должен был состоять из трех книг. Первую предполагалось посвятить предвоенной жизни, вторую и третью — событиям войны. «Роман я начал с середины. Сейчас у него уже есть туловище. Теперь я приживляю к туловищу голову и ноги»2, — писал автор в 1965 году. Для создания широкомасштабного произведения о войне личных фронтовых впечатлений и воспоминаний близких людей было, безусловно, недостаточно, поэтому Шолохов обратился в Генеральный штаб с просьбой разрешить ему работать в архивах. Полу-чин в июле 1950 года отказ в своей просьбе, он обратился за помощью к Г. М. Маленкову, но ответа от Него пришлось ждать восемь месяцев. Это нежелание власти помочь художнику стало одной из причин, по которой работа над романом затягивалась. Только в 1954 году были закончены и появились в печати новые главы романа о войне.
В новогодние дни — 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года — в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя Шолохов не осмелился сказать о том, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества.
Корреспондент газеты «Правда» А. Навозов вспоминает: «В самый канун 1957 года Михаил Александрович приехал в редакцию. Шел по длинному коридору в гимнастерке цвета хаки, перехваченной широким армейским поясом. В руках — рукопись. Всех интересует, что привез любимый писатель. Он прошел в конференц-зал, где уже собрались члены редакционной коллегии, литературные работники. Теплая, волнующая встреча, и он начинает читать рассказ, написанный им для новогоднего номера нашей газеты.
«Вскоре я увидел, — читал он, — как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет…»
Так начиналась завязка рассказа о большой — тяжкой и героической — судьбе советского человека».
Небольшой рассказ «Судьба человека» так глубоко затрагивал самое сокровенное в душах людей, переживших войну, что общественный резонанс произведения был совершенно исключительным. Вот что рассказывает об этом писатель Ефим Пермитин:
«3а успехом рассказа «Судьба человека» мне посчастливилось наблюдать, живя в Вешенской у Шолоховых. В дни трансляции рассказа по радио стол писателя был завален письмами. Писали люди, пережившие ужасы фашистского плена, семьи погибших фронтовиков, рабочие, колхозники, педагоги, ученые, советские и зарубежные писатели — Эрнест Хемингуэй, Эрих Ремарк, — множество корреспондентов. С каждым днем поток писем все увеличивался. Ни автор, ни окружающие близкие ему люди не в состоянии были ответить и на сотую их часть».
«Творчество Шолохова глубоко оптимистично. Жизнелюбием дышит начало «Тихого Дона», — и это тем удивительней, что самый роман в основе своей трагичен.
Вершиной этого жизнелюбия (мне хочется прибавить к нему наши новые эпитеты русского языка: большевистского, ленинского) является рассказ Шолохова «Судьба человека». «Судьбу человека» нельзя читать без слез. Я не могла. И впервые читая, и перечитывая. Но какие это облегчающие, обнадеживающие слезы! Вся боль, горечь утраты, как дождь под лучами солнца, начинает испаряться, превращаться в не угасающую в человеке, подобно Вечному огню на могиле Неизвестного солдата, потребность в любви.
Долго, долго после прочтения «Судьбы человека» меня преследовал образ бездомного мальчонки, заснувшего, раскинувшись поперек убогой солдатской кровати. Тот человек, кто спас ему жизнь, пожалел, приютил его и сам нашел спасение для себя в возникшей привязанности к живому бесприютному комочку жизни, спасенной им. Потребность в человеческой любви, человеческой привязанности, которая спасает и тебя самого, твою омраченную горем душу, — вот то, что дает так называемый «смысл жизни»». (М. Шагинян)
Одно из лучших произведений Шолохова — рассказ «Судьба человека» — создан писателем, когда прошло свыше десяти лет после окончания Великой Отечественной войны (опубликован в начале 1957 года). В центре рассказа образ рядового защитника Родины Андрея Соколова.
В Андрее Соколове сосредоточены лучшие черты характера русского человека. Его героизм, лишенный внешнего блеска, составляет органическое свойство его натуры. Андрей Соколов всегда и везде чувствует себя частью народа, и это чувство служит неиссякаемым источником его силы.
«Судьба человека» — это рассказ в рассказе. Повествование рассказчика обрамляется авторским зачином и краткой концовкой. Авторский зачин носит черты эпического повествования, а концовка является своеобразным лирическим отступлением, в котором автор выражает кровную связь с судьбой своих героев.
Трагедия Соколова близка и понятна сердцу каждого советского человека. На его судьбе Шолохов показал судьбу народа, пережившего все ужасы войны.
Велики духовные силы советского человека. Пройдя все ужасы фашистского плена, потеряв семью, не пал духом Андрей Соколов, не окаменело его сердце, не заслонило его личное горе трагедию народа.
Шолохову удалось в рассказе на примере судьбы одного простого русского человека, рядового бойца, показать действительную цену этой войны.
В центре рассказа не собирательный образ, а индивидуальный характер. М. Шолохов возвращает в русскую литературу традиционное для неё внимание к личности. Он делает акцент не на героике великих сражений, а на умении человека преодолевать испытания и невзгоды. Трагические обстоятельства, в которых показан Андрей Соколов, исключительны даже для военного рассказа. Главный герой прошёл фронт, плен, побывал в почти безнадёжных ситуациях и выжил. Его жена и дочери погибли во время бомбёжки. Единственная надежда, сын Анатолий, тоже погибает — в последний день войны — 9 мая.
Герой «Судьбы человека» не отделяет себя от общей судьбы народа, страны. Рассказывая историю своей жизни, он отдаёт дань уважения многим, таким же, как он, незаметным героям, с которыми свела его судьба. Автор, соотнося историю жизни Андрея Соколова с историей страны, утверждает мысль о великой ценности человека в истории.
В жизни главного героя рассказа происходит много событий, но в них раскрывается один и тот же конфликт. Все сюжеты, составляющие исповедь Андрея Соколова, подводят читателя к выводу о том, что движущая сила истории — борьба между исконной человечностью и тем, что противоречит вечным нравственным законам.
В любви к мальчику нашел Андрей Соколов преодоление своей личной трагедии. Эта любовь сделала его жизнь осмысленной и целенаправленной.
В финале рассказа Шолохов заставляет читателя остановиться и задуматься, вернуться к началу: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». Но ведь на протяжении всего рассказа, как заметил ГТ.В. Палиевский, трижды упоминается, что у Андрея Соколова больное, разбитое войной и утратами сердце, что он скоро, наверное, умрёт: «Так что же — не будет отцовского плеча, не вырастет сын? События, по всей видимости, ведут туда. Но в том-то и сила шолоховской идеи, что человек у него выше событий. Вырастет — хотя и может случиться такое, для чего потребуется незримая сила преодоления, — не меньшая, а может быть, и большая, чем у отца. Шолохов в самом деле слышит в каждом положении непредсказуемую жизнь».
Использованы материалы:
- В.А. Лазарев. Проза М.А. Шолохова военных лет
- Биография М.А. Шолохова
- Софронова Э. С.: Шолохов Война
- Великая Отечественная в творчестве Шолохова
- Великая Отечественная война в творчестве Шолохова М.А.
Читать по теме:
6 комментариев
Здравствуйте, Анна!
Спасибо за то, что своим очерком о творчестве великого русского писателя не даёте уйти в забвение его произведениям. Успехов Вам в вашем творчестве.
Большое спасибо за хороший материал с нравственным содержанием! Очень не хватает правды и подлинной литературы!
Анна, благодарность, нет, мало. Низкий поклон Вам за статью о замечательном человеке! Шолохов — из тех, из настоящих наших людей. Столпы России. Только что из Вашей статьи впервые мной было услышано о такой трагической странице в его биографии, как гибель матери на его глазах. В судьбах героев его произведений отражаются судьбы как самого писателя, так и людей, с коими в жизни жил. Подборка фото продуманная, хорошо дополняет смысл написанного. Не лишне всем нам еще раз вспомнить на основе биографии писателя по годам, как рождались нетленные страницы его произведений.
Спасибо! Очень много фактов попросту умалчивалось.
Большое спасибо автору! Очень круто все представлено. Уровнем намного выше всех этих нынешних «средств массовой информации» (будто «средства массовой дератизации»).
С опаской начал читать материал после недавних разборов того, что Шолохов бы мог, но не написал роман о ВОВ с анализом предательства Хруща. Но как всегда в ЛО, все на высоте, культура подачи материалов давно не характерная для нашего времени.
Спасибо!