Прошедший в конце января вебинар «Классический индийский танец» вывел меня на совершенно неожиданную тему. Ирина Анатольевна любит смотреть, кого куда кривая выведет. В связи с танцем Мохининаьям она рассказала легенду из индийской мифологии о пахтаньи океана богами и асурами (демонами) для получения напитка бессмертия амриты. Чтобы он не достался «злым силам», врагам богов и людей, бог Вишну превратился в прекраснейшую небесную солнечную красавицу – апсару Мохини, которая очаровала асуров и исчезла с чудодейственным напитком. Это была единственная женская аватара, то есть воплощение, бога Вишну.
Мне вспомнилось выражение Достоевского : «Красота спасет мир», которое дословно реализовывалось в индийской мифологии. Как только миру начинала угрожать опасность от особенно могучих асуров, то на защиту на передний план выдвигалась очередная чаровница – апсара и спасала мир.
А сейчас Он появился в образе женщины… таков Защитник этой Вселенной! Сегодня Господь Вишну явился в образе Мохини — той, которая весь мир заставляет плясать под свою дудку.
Я вспомнила еще одну такую «красавицу с просяное зернышко» Тиллоттаму, созданную богом Брахмой для защиты от двух могучих братьев – асуров.
Тиллоттама в индийской мифологии: богиня необычайной красоты, за обладание которой князья Азура: Сундо и Упасунда, дрались и в битве убили друг друга, после чего Тиллотама была взята на небо и сделалась созвездием тоже такой неописанной красоты, что все боги пришли в восторг.
(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)
Захотелось перечитать про нее, и погуглив, с удивлением обнаружила рассказ Ефремова «Тамралипта и Тиллотттама». Почему с удивлением? В ранней юности читала бестселлер той эпохи роман Ефремова «Лезвие бритвы», героиней индийских глав которого была актриса Тиллоттама. Но имена героев повести были иными. В романе героя зовут Даярам Рамамурти, — в рассказе Тамралипта, его наставника-йога – Витеркананда, в рассказе Дхритараштра ( как слепой царь «Махабхараты», отец Кауравов) «Злодей» в романе – кинопродюсер эротического кино португалец Трезиш, а в рассказе – жрец Шивы. Да и героиня является храмовой танцовщицей девадаси.
Рассказ показался прозаическим вариантом балета «Баядерка» — любовь и ревность жреца, попытка убийства героини с помощью змеи. Показалось, что кто-то попытался выдать за текст Ефремова собственное творение. Стала разбираться. И поняла, что ошиблась! Рассказ действительно принадлежит маститому фантасту, написан в стол в 1956 году, а опубликован с разрешения его вдовы в 2008 вместе с рассказом «Каллиройя». Оба рассказа должны были стать частями ненаписанного романа «Краса ненаглядная» вместе с частью из истории Древней Руси эпохи Рюриковичей.
Так шаг за шагом я снова вернулась к творчеству и жизненному пути, кстати, очень непростому и неоднозначному, выдающегося советского фантаста Ивана Антоновича Ефремова ( 1907-1972). И поняла, что многие вопросы, рассматриваемые на вебинарах очень созвучны его книгам. Не случайно Ирина Анатольевна в цикле «На понтах» поспорила с цитатой героини «Часа быка» Фай Родис о Цирцее.
К огромному сожалению, в основном интернет забит рассуждениями о причинах обыска в квартире писателя через месяц после его смерти, устроенном КГБ. Выдвигаемые фантастические и абсурдные версии о Ефремове, как инопланетянине или английском шпионе, напрочь заслонили анализ его творческого наследия как в науке так и в литературе. А речь идет о крупнейшем ученом и писателе 20 века.
В литературе Ефремов пришел поздно, став всемирно известным палеонтологом и первооткрывателем новой дисциплины «тафономии». Благодаря его методикам в Монголии в пустыне Гоби было открыто целое кладбище динозавров.
«Огромные позвонки в полметра в поперечнике скатывались вниз по промоинам, когти и суставы гигантских лап валялись всюду. На выступах у плит песчаника возвышались груды огромных ребер, как тучи сухого валежника. В подмыве одного из выступов мы увидели торчавшую оттуда челюсть с черными игольчатыми зубами по 15 сантиметров длины».
Это был крупнейший успех русской палеонтологии за всю историю. Ефремов получил Сталинскую премию.
В 40-е годы он начал писать небольшие рассказы, в которых сумел предугадать последующие научные открытия. В маленьком рассказике «Алмазная труба» 1944 года предсказал открытие месторождения алмазов в Сибири. Через 12 лет в 300 километрах от описанного в рассказе места была найдена первая алмазная труба «Мир». Повесть «Звездные корабли» побудила ученого–физика Юрия Денисюка в 1957 году приступить к работе по регистрации объемных изображений с помощью специальных фотоматериалов, что привело к открытию голографии. Примеры можно продолжить.
В 50-е годы Ефремов перешел к написанию крупных романов. Его перу принадлежать романы «На краю Ойкумены», «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка» и «Таис Афинская». Исторические романы «На краю Ойкумены» и «Таис Афинская» переносят нас в эпоху Древнего Египта и крито-микенской цивилизации второго тысячелетия до нашей эры, а также в эпоху походов Александра Македонского. В последнем своем романе Ефремов делает героиней афинскую гетеру Таис, которая стала впоследствии женой Птолемея и царицей Египта. Но писатель рисует не путь гетеры, но путь последовательницы тайного учения орфиков и музы поэтов и скульпторов.
Действие фантастических романов «Туманность Андромеды» и «Часа быка» происходит в далеком будущем – хорошо известный нам «звериный календарь» четко относит действие романа в 4040 году. Таким образом, Ефремов художественными средствами охватил развитие человечества от седой древности до далекого будущего за шесть тысяч лет! Согласитесь, очень редкий случай в литературе.
Познакомилась с героями «Туманности Андромеды» не в книге, а в малоудачном фильме в 1968 году. Книгу прочитала позже. Самое любопытное, что описанное торжество коммунизма страшно напугало партийных функционеров. И полетели в КГБ первые доносы от бдительных слесаря дяди Пети и токаря дяди Жоры с вопросами: «Почему в будущем нет ни одного памятника Марксу, Энгельсу и Ленину? Почему ни разу не упомянута Великая октябрьская революция?» Пока на «беспокойство масс» не прореагировали. Роман ждал грандиозный успех у читающей публики, как только начал печататься в журнале «Техника — молодежи» в январе 1957 года. Запуск первого в истории Земли искусственного спутника еще больше увеличил популярность романа и его героев. Заслуженно роман «Туманность Андромеды» открыл библиотеку научной фантастики в первом томе. Противники романа пока затаились.
Третий роман Ефремова «Лезвие бритвы» вышел в 1962 году и стал абсолютным бестселлером. Текст невозможно было найти. Ефремов шутил, что на книжном рынке роман продается за ту же цену, что и Библия – 30-40 рублей! По тем временам это была колоссальная цифра при стандартной зарплате молодых специалистов в 120 рублей.
Роман читали все – от космонавтов из первого отряда до студентов. Отец советской космонавтики Королев признавался, что роман его заставил о многом задуматься.
Иван Антонович подходил к написанию каждого романа очень основательно, составлял так называемые «премудрые тетради», в которые заносились не просто умные мысли, но наиболее интересные и перспективные научные исследования. Роман переполнен научными терминами и понятиями. Автора обвиняли в том, что диалоги переходят в научные лекции, а характеры героев схематичны. Но каков был уровень рядового читателя в Советском Союзе, если такой сложный текст он проглатывал за ночь! Книгу была дефицитом, ее воровали из библиотек, давали почитать проверенным друзьям на ночь. И это читалось взахлеб!
«Схематизм» характеров, возможно, проявился в полном отсутствии «гнильцы», четком понимании героями , что такое хорошо и что такое плохо. Отсутствовали у героев и всяческие «отклонения».
Роман хорошо перечитывать после просмотров мюзиклов типа «Стиляг». Ефремов опровергает все домыслы Тодоровского о «серости» советского быта тех лет. Писатель описывает героев и героинь, которых он списывает со своих знакомых, как красивых внешне и внутренне личностей. Кроме премудрых тетрадей, он имел «альбом красавиц» с фотографиями актрис, которые могли бы послужить моделями его героинь. Вот главная героиня «Лезвия» двадцативосьмилетняя гимнастка и тренер Серафима Металина. «Огромными глазищами» , поразившими парней на улице, она напоминает известную польскую актрису Барбару Квятковскую.
Описывается простое, но сделанное со вкусом голубое платье, перехваченное черным поясом. А когда все герои, советские и иностранные, встречаются в Индии, то Сима на равных начинает соперничать и с итальянской красавицей Сандрой и индианкой Тиллоттамой, словно сошедшей со страниц «Махабхараты».
И итальянский и индийский художники начинают с увлечением делать наброски ее лица и фигуры. Не так проста Сима, напоминающая герою девушку с двумя единорогами со средневекового гобелена, того самого, что украшает обложку второй части «Безбрежных вод Стикса».
В романе Сима предлагает Гирину лететь в Крым на деньги от выигранного в лотерею ковра. Показывается иная шкала ценностей и предпочтений. Или ковер на стене, или осуществление давней мечты о встрече с Черным морем. Врач Гирин признается своей спутнице в поддержке «женского начала« и ведьм:
«Слово «ведьма» происходит от «ведать» — знать и обозначает женщину, знающую больше других, да еще вооруженную чисто женской интуицией.. Это вовсе не злое и безумное начало в женщине, а проницательность… А я всегда готов, образно говоря, поднять бокал за ведьм, сильных духом женщин, равных мужчинам».
Ефремов описывает в романе врачей, геологов, инженеров, гимнастов, художников, увлеченных своим творчеством. Он их не придумывал, не брал с потолка. Такие люди его окружали. Он общался с переводчиком «Махабхараты» и сыном Рериха Юрием. Узнав, что родители хотели назвать его Мстиславом, он дает это имя своему герою Мстиславу Иверневу.
Действие романа происходит в разных уголках Земли — Москве, Петербурге, Поволжье, Сибири, Неаполе, ЮАР, Индии. Писателю удалось удивительно органично связать судьбы разноплеменных героев. В прологе многостраничного романа он пишет:
«Всеобщее переплетение отдаленных случайностей, вырастающее в необходимость, то есть в законы природы, пожалуй, самое важное прозрение современного человека.
И в человеческом существовании незаметные совпадения, давно наметившееся сцепление обстоятельств, тонкие нити, соединяющие те или иные случайности, вырастают в накрепко спаянную логическую цепь, влекущую за собой попавшие в ее орбиту человеческие жизни. Мы, не зная достаточно глубоко причинную связь, не понимая истинных мотивов, называем это судьбой.
Если проследить всю цепь, а затем распутать начальные ее нити, можно прийти к некоему отправному моменту, послужившему как бы спусковым крючком или замыкающей кнопкой. Отсюда начинается долгий ряд событий, неизбежно долженствующих сблизить совершенно чужих людей, живущих в разных местах нашей планеты, и заставит их действовать совместно, враждуя или дружа, любя или ненавидя, в общих исканиях одной и той же цели».
Таковой отправной точкой событий для героев романа служит ювелирная выставка 5 марта 1916 года в Петрограде, на Морской известного народного умельца и ювелира Алексея Кузьмича Денисова-Уральского. Это реальное событие, которое в детстве посетил ребенком сам Иван Ефремов. Начинал он как геолог. Первая специальность чувствуется в той любви и увлечении, с которыми описываются уральские самоцветы.
На эту выставку один из посетителей, горный инженер Максимилиан Ивернев, представил таинственные серые минералы, до тех пор неизвестные науке. Впоследствии выяснится, что такие же камни были вставлены в корону, найденную Александром Македонским в одном из индийских храмов. По легенде, надев эту корону, великий завоеватель потерял память, забыв, зачем он пришел в Индию. Впоследствии эта корона затонула у берегов Африки вместе с флотом Неарха, военачальника и друга Александра. В 20 веке эту корону находят итальянские аквалангисты. Итальянка Леа тоже теряет память. За камнями начинает охотится тайная организация, заинтересованная в научных разработках влияния на психику человека. Вот эти камни, древняя корона и современные опыты по контролю за человеческой психикой и « повлекут за собой человеческие судьбы», но каждый из героев сам выберет сторону добра или зла.
Главным героем является военный хирург, в прошлом участник Великой отечественной войны. Страдающий необычным сердечным заболеванием Ефремов лучше других понимал важность врачей в современном обществе. Частично он списал Гирина со своего друга, но знавшие ситуацию люди утверждают, что Гирин – это автопортрет автора, а Серафима Металина – психологический портрет его второй жены Таисии, которой посвящены все его романы.
В романе проницательно показаны недостатки поколения молодежи, тех самых шестидесятников. К счастью, супруга Ефремова смогла сохранить его рукописи и письма и опубликовать их в 21 веке. Переписка писателя открывает много своевременных прозрений. В 1971 году он писал :
«Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение двадцати лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространенной технической монокультуры, основы которой сейчас упрямо внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке».
От пытливого взгляда ученого и писателя не укрылась начавшаяся с отхода от косыгинских реформ деградация советского общества :
«За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрываются мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к легким деньгам и вещам».
Писатель продолжает свою мысль дальше :
«Когда для всех людей честная и напряженная работа станет непривычной, какое будущее ожидает человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?»
Напряженные раздумья о будущем родной страны и цивилизации нашли отражение в фантастическом романе «Час быка». Одновременно с текстом романа в письме писатель пишет :
« Все разрушение империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушения носит характер саморазрушения. Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании являются характерной чертой этого самого времени. Я назвал это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны».
Вопросы забвения нравственных норм волнуют его :
«Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы, слоны, танки и пикирующие бомбардировщики».
Ефремов описывает далекое будущее 4010 года, когда с Земли в космос отправляется «звездолет прямого луча» «Темное пламя» для исследования планеты Торманс, предположительно колонизованную землянами. Начальник экспедиции историк Фай Родис перед спуском на планету читает краткий курс земной истории, над которым нам стоит очень внимательно задуматься. Используется «звериный цикл», то есть 60 лет по пять двенадцатилетних минициклов – синего, красного, желтого, белого и черного. Начинается каждый 60 летний цикл с года синей (зеленой) деревянной мыши, а заканчивается годом черной водной свиньи. На вопрос: «В каком цикле началось увлечение мистикой в Эру разобщенного мира?» Фай Родис отвечает без запинки: «В синем цикле семнадцатого цикла». Если расшифровать, то 17 цикл, в котором мы сейчас пребываем, начался годом синей (зеленой) деревянной мыши в 1984 году, а закончился синий миницикл годом синей собаки в 1995. Это те самые годы, которые описаны в романе «Безбрежные воды Стикса» с увлечением Чумаком и Кашпировским. Фай Родис говорит и о начале великой битвы Востока и Запада как битве «демона Мару», которая началась в год красной огненной курицы, то есть речь идет о 2017 годе. Закончится эта битва должна в год Красного огненного тигра. В 17 цикле год Красного тигра уже случился в 1986 году. Поэтому речь идет о начале следующего 18 цикла, в начале его синего миницикла. 2046 год – год Красного огненного тигра и окончание великой битвы Мары.
Цивилизация Торманса представляет собой все скопище пороков, которое мы имеем в сегодняшней цивилизации. Однако бдительное КГБ решило иначе. Председатель КГБ Юрий Андропов 28 сентября 1970 года в письме ЦК КПСС прямо пишет, что Ефремов в романе «Час быка» «под видом критики общественного строя на фантастической планете Торман клевещет на социалистическую действительность». Секретарь ЦК Петр Демичев, отвечающий тогда за культуру и идеологию, пригласил писателя на беседу. Попросил внести кое-какие правки в текст. Было объяснено, что под «советом четырех» на Тормансе имеется в виду «банда четырех» Китая.
Роман удалось спасти от уничтожения, как предлагал Андропов, но у писателя начались сложности. Фактически роман находился под запретом. Его помещали в спецхран в библиотеках, он не вошел в собрание сочинений.
После смерти писателя почти сутки в квартире проводился обыск с непонятными целями под предлогом поиска «антисоветской литературы». В 70-е годы вместо книг Ефремова, каждая из которых становилась бестселлером без всякого пиара, начали выдвигать братьев Стругацких.
Но Ефремов оставил нам очень много «заметок на полях», предупреждений и предостережений. Многое настолько созвучно нашему времени, что приходится только удивляться как незаметно прошел столетний юбилей писателя в 2007 году.
Вот две подруги, старшая и младшая, Сима и Рита рассуждают об избранниках сердца. Рита не понимает как Сима могла полюбить мужчину на двадцать с лишним лет её старше, мудрость, опыт, а где же буйство чувств? Вот она бы предпочла даже «свирепость». На что умудренная жизнью Сима ей резонно замечает, что времена корсаров прошли и добром это не кончится. И, однако, мысль Риты материализовалась и на ее горизонте появляется демонический профессор Дерагази, охотник за таинственными серыми кристаллами. К тому же, обладающий гипнозом, которым активно пользуется для покорения и подавления воли женщин. Во время поединка двух воль, у Дерагази вырывается потрясающий монолог «осатаневшего индивидуалиста», по определению Гирина, про изменившийся после воны мир, устарелость религии и морали и необходимости объединения умных и деятельных людей в …шайки. Ну и, активного использования науки. Вот такого Дерагази Ефремов поставил как предупреждение против фантазий «осатаневших индивидуалистов». Индийский мудрец, профессор Витеркананда – это другой форпост против новоявленных гуру типа Шри Чинмоя.
Очень актуальны рассуждения о «красоте как наивысшей целесообразности». Об этом Гирин читает лекцию в доме художников. В Ефремове говорит палеонтолог. Но надо бы задуматься о его идее, высказанной вскользь, что нравственность закреплена в генах человека, так как в условиях дико природы в течение сотен тысяч лет выживали только те древние коллективы людей, в которых были развиты взаимопомощь, уважение к старшим и забота о младших. Без этого древние люди бы не выжили.
Публикация новых материалов, прежде всего переписки писателя, откроет нам много интересного, нужного и полезного. И не только «для общего развития», а прежде всего, чтобы очистить собственную жизнь от мрака безнравственной серости.
7 комментариев
В романе Ефремова «Час быка» битва добра и зла, или «битва демона Мары», начинается в год «красной огенной курицы» семнадцатого цикла. Сегодня — последний день гоад «огненной курицы» или как более принятоу нас писать «огненного петуха». Интересно, что пришелся он на 14 февраля — Валентинов день, день всех влюбленных. И мне приятно, что статья опубликована в этот день. Символично!
«Час быка» запомнился как нечто уникальное… Читал его сравнительно недавно. В этой книге у автора вобще очень много чего упоминается, вроде бы вскользь, но за каждым таким упоминанием стоит целый пласт который не сразу и осознаешь.Хотя у него наверно все романы такие глубокие, еще «Тумманость андромеды» тоже читал но то давно было.
И что интересно, если сравнить с современыми авторами, то «экашена» как бы и немного на первый взгляд. Но вместес с тем, плотность информации просто зашкаливает. Хотя все дается без каких либо пространных обьяснений. Но то как описано общество, реакция граждан этого общества на разные события, вобщем только один роман «Час быка» можно уже развернуть в сериал на пару дестяков серий. И фокус то дается самый верный, не на технологическом превосходстве, а в первую очередь на более высоком уровне нравствености и осознания окружающего мира.
И собстно по событиям в романе заметно почему это так важно.
Когда цивилизация обладает такой технологической и энергетической мощью, то она просто обязана обладать не менее сильным сознанием и нравственостью…. «Осознание силы должно быть выше уровня силы…»
Иначе ,понятное дело, чем такое закончится.
Елена, большое спасибо за статью! На днях я почему-то вспоминала Ивана Ефремова, это были мои первые книги по фантастике. Но потом как-то съехала в сторону американцев: Артур Кларк, Роберт Шекли и т.д. У них не было размышлений о нравственности, а в те годы казалось, чего тут рассуждать, когда и так ясно «что такое хорошо и что такое плохо», больше интересовал полет технической фантазии. Но вот по прошествии многих лет Иван Ефремов вспоминается очень тепло, а американцы…не вспоминаются вовсе. У настоящего писателя всегда есть посыл сквозь время. Спасибо, что пояснили и детализировали.
Уважаемый Eptuaka, у Ефремова потрясающий экшен в «Лезвии бритвы»! Действие начинает в 1916 году, потом продолжается в 1962 в Москве, а вспоминается начало 30 в поволжской деревне. Потом переносится в Неаполь — итальянцы на яхте киноактера отправляются в Африку к Берегу скелетов за алмазами, находтя древнюю корону с загадочными камнями. А в Индии в это время скульптор Рамамурти пытаесят спасти возлюбленную Тиллоттаму из лап гангстерской киномафии. Итальянцы приезжают в Индию лечить потерю памяти Леа после примерки таинственной короны. Туда же приезжает Гирин с женой Симой и как геолог Ивернев. Все там встречаются и знакомятся и спасают Тиллоттаму, но, увы, она погибает. Жена Ефремова пыталась «спасти» индийскую красавицу, что ей удалось с Низой Крит из «Туманности Андромеды», но писатель был неумолим. Очень хорошо, что сейчас стали появляться материалы по Ефремову. он выходит из забвения. Переписка опубликована в 2016, а также в 2014 и 2016 вышли две бографии в серии ЖЗЛ.
Очень понятная и правильная статья. Побольше бы таких! Ещё я с удивлением хочу похвалить людей написавших комментарии. Они показательны. Заметьте любые отзывы читателей о творчестве Ивана Антоновича всегда положительны , людям близки и понятны его произведения. То общество будущего что он описал видится единственно возможным , причём это мнение возникает после достаточно простого но научного обоснования написанного в различных романах Ефремова. Конечно коммунистическое общество будущего будет развиваться и в разные моменты быть непохожим в чём то на мир Ефремова , но ведь это эволюция …. Я читал Ефремова впервые в пятнадцать лет, и уже тогда понял эти книги не фантастика , это глубоко философские произведения , и тогда же мне пришло понимание о том что эти произведения нужно читать неоднократно в разные этапы жизни . Что я и сделал …. Ощущения неописуемые , багаж опыта и знаний налаживается на понимание прочитанного и приходит осознание новых скрытых пластов подтекста записанного в романах Ефремова. Именно сейчас в 45 лет я перечитываю произведения Ивана Антоновича ещё раз , думаю с перерывами это займет год. Поверьте сейчас развитие человеческой цивилизации я понимаю уже немного иначе чем в ранние периоды и даже малых сомнений нет что развитие капиталистического и олигархического общества тупик , не ошибка но этап который мы пройдём достойно или с трудностями , только общественное устройство с главенством общественной целесообразности против индивидуализма я вижу чётко. Это неизбежно! А значит Иван Ефремов гений , гений непризнанный и неоценённый , признание его как великого мыслителя придёт позднее!Так будет.
Перечитываю сейчас «Лезвие бритвы»,первый разчитала в 25 лет,прощло пол-века…впечатление не описать,все видится и читается по-другому.Произведение-просто супер,есть + в существовании интернета-обо всех храмах Индии все можно посмотреть в нэте и тогда окунаешься в книгу полностью,потому что видишь о чем написано,о какой красоте и истории.Ефремов ГЕНИЙ,как мыслитель он просто невероятен.ЧИТАЙТЕ,ЧИТАЙТЕ,ЧИТАЙТЕ его произведения,получайте знания и удовольствие от прочтения!!!!!!!!!!!!!
А на фоне последних публикаций ЛО чувствуются искусственные построения, «визуализация от спецухи».