Как в «Человеческой комедии» Бальзака шалопаи становились премьер –министрами после Июльской революции 1830 года .
Вебинар «Блеск и нищета куртизанок» с использованием всем знакомого французского многосерийного телевизионного фильма 1975 вызвал нашу с Ириной Анатольевной оживленную дискуссии о героях «Человеческой комедии». Мы вспомнили и школьную программу с обязательным чтением «Гобсека» (нидерл. Gobseck — Живоглот) и «Отца Горио», и тех шалопаев, «грозы женщин», типа Максима де Трая, Люсьена Рюбампре, Эжена Растьньяка и Анри де Марсе, которые были «клиентами» неотразимой потомственной куртизанки Эстер Гобсек по прозвищу «Торпиль», дочери еще одной знаменитой дамы полусвета по прозвищу Прекрасная Голландка, племянницы ростовщика Гобсека. Вот и первый выход на хищную ростовщическую цивилизацию, живущую ограблением колоний и торговлей с Востоком.
Любая революция — совершенно не легитимный и не правовой государственный переворот в пользу заведомо аморальных и абсолютно бесполезных носителей человеческих пороков. Это резкий и неожиданный взлом общественной морали, которая в обычное время служит барьером перед откровенной порочностью.
Кто ж нынче не помнит цитату из Бальзака про зависть? А сколько обвинений «вы просто завидуете!» сразу обрушивается, стоит хоть как-то очертить хотя бы личное пространство от наступающей порочности, нагло и откровенно выставляемой в условиях общественного излома?..
Зависть — единственный из пороков, который никому не приносит наслаждения, ни тем, кто ее испытывает, ни тем, против кого она направлена. (Оноре де Бальзак)
Порок возводится чуть ли не в добродетель, все понимают, что лишь порочностью делаются сегодня любые карьеры. А стоит лишь указать место, чтобы это не лезло в душу, как тут же сыпятся упреки в «зависти». А все это было не раз, все повторяется в мелочах, в одних и тех же словах. Не зря Дедюхова считает, что как только общество сдает позиции перед очевидной порочностью, оно сразу попадает в петлю времени, когда длится и длится день сурка, а твою жизнь прожигают моты, ростовщики, проститутки…
Мне стало интересно, что тема о шалопаях, становившихся премьер-министрами после революции, которой, в сущности, и посвящена «Человеческая комедия» Бальзака, совершенно упущена филологами. Случайно ли? Интересно, что наши филологи только Растиньяка и знают. А порассуждать о Реставрации, о которой тайно грезят противники «Матильды» да и кукловоды мамзель Поклонской, накануне столетия Октябрьской революции стоит.
Хотя бы задаться вопросом: кто же станет премьер-министром при «светской львице» Ксении Собчак, взламывавшей все общественные устои в пользу «свободной любви»? Неужели Максим де Виторган?..
…Пришлось задуматься над этими естественными вопросами, поскольку на днях, за один присест, не отрываясь, на одном дыхании прочитала вторую часть «Безбрежных вод Стикса» с подзаголовком «Упованья входящих», и этот новый роман Ирины Дедюховой, вышедший в преддверии столетия Октябрьской революции, так и просит порассуждать на темы Революции и Реставрации.
В эти дни «православные» противники фильма «Матильда» в Петербурге и Москве устраивают «молитвенные стояние» перед премьерой нашумевшей картины режиссера Учителя. За всей этой беспримерной пиар-кампанией против оскорбления страстотерпца царя Николая II стоит тайное желание части российской современной элиты добиться реставрации династии Романовых.
В Англии и Франции после революций была Реставрация Стюартов и Бурбонов, а почему в России не так? Или опять по Тютчеву «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?» А как некоторой части российской элиты хочется возвращения монархии, чтобы стать при новом царе старой династии Романовых «наследственными дворянами». Так ведь и вспоминаешь крылатую фразу одного из шалопаев в романе «Блеск и нищета куртизанок», травившего Эстер, появившуюся в Опере в 1824 году в качестве порядочной женщины: «Как известно, все публичные девки отчаянные монархистски!» И разве это не наш случай?..
При таких уже осознанных желаниях нужно понять, что же это такое – эпоха Реставрации в Европе? Нашим Вергилием в раскрытии темы послужит великий французский романист, автор энциклопедии французской жизни первой половины 19 века «Человеческой комедии» Оноре де Бальзак. Ответить на вопрос, почему за эпохой Реставрации Бурбонов, то есть законной, легитимной династией опять произошла революция под названием Июльская (1830), которая привела на трон уже не легитимную, а побочную Орлеанскую династию в лице короля – буржуа Луи Филиппа поможет герой «Человеческой комедии», тот самый шалопай, граф де Марсе, который позже стал маркизом, а в финале премьер –министром этого короля.
Путь Франции от монархии к республике был очень долгим – восемьдесят один год ( 1789 – 1870) и потребовал пять (!!!) революций: Великая французская революция ( 1789-1794), Июльская революция (1830), революция 1848 года, сентябрьская революция 1870 и Парижская Коммуна 1871. Монархию сменяли республики и наоборот, а на престоле побывало три династии – Бурбоны, Орлеаны и Бонапарты. Перечислим режимы, которые сменились во Франции за 81 год метаний то влево, то вправо.
- 1789-1792 – «Золотые годы революции» без войн и террора, конституционная монархия, во главе государства Людовик XVI
- 1792 – 1804 – Первая республика с пятью разными политическими режимами.
- 1.Борьба Горы и Жиронды 10 августа 1792 по 31 мая 1793. Нет главы исполнительной власти.
- 2.Якобинская диктатура . 31 мая 1793-27 июля 1794. Комитет общественного спасения.
- 3.Термидорианский конвент. 1794 -1795. Несколько комитетов.
- 4.Директория. 1795 – 1799. Пять директоров.
- 5.Консульская республика. 1799 – 1804. Первый консул Наполеон Бонапарт.
- Первая империя. 1804 -1814. Император Наполеон I . Сто дней Наполеона . Апрель – июнь 1815.
- Эпоха Реставрации. 1814 – 1830. Короли Людовик XVIII и Карл X из династии Бурбонов.
- Июльская монархия. 1830-1847. Король Луи –Филипп из Орлеанской династии.
- Вторая республика. 1848 – 1852. Президент Луи -Наполеон Бонапарт.
- Вторая империя 1852-1870. Император Наполеон III из династии Бонапартов.
- Парижская Коммуна . 1871. Коммунары. Нет единого главы государства.
- Третья республика. 1870-1940. Президенты. По времени самая долговечная — 70 лет. Правда был период в пять лет «республики без республиканцев» 1870-75.
Столетие Великой французской революции в 1889 году пышно отмечалось при президенте по фамилии Карно, внуке якобинца, члена Комитета общественного спасения Лазара Карно. Суровый военный инженер Карно основал Политехническую школу, кузницу кадров будущих французских инженеров и оплот республиканизма во всех последующих революциях, особенно Июльской. Сын Карно по имени Сади, талантливый инженер, знаменит как автор Второго закона термодинамики.
Такое пространное вступление с описанием режимов необходимо, чтобы определить время, когда жил и творил Оноре де Бальзак ( 20 мая 1799 – 18 августа 1850). Он родился при Директории, писал и публиковал свои сочинения в годы Июльской монархии и Второй республики, но большая часть его произведений посвящена эпохе Реставрации ( 1814-1830). В годы правления короля-буржуа Луи Филиппа и пока президента Луи Наполеона Бонапарта писатель ностальгировал о временах аристократического Сен-Жерменского предместья, которое является средой обитания графа де Марсе, герцогов Ленонкур, Мофриньез, Ланже, Гранлье и других маркизов, графов и виконтов. Как заявил один из героев, «аристократия начинается с виконта». Даже бароны – уже не то. Бароном может стать такой выскочка как банкир де Нусинген.
Бальзак с гордостью говорил о своей собственной аристократии, банкирах, дамах полусвета, нотариусах, полиции, журналистах, писателях, музыкантах, актерах, крестьянах, преступниках. Как сейчас создают фэнтези, так Бальзак создал модель французского общества первой половины 19 века. А вот были ли в этом мире свои инженеры , как Сади Карно? Вот с этим сложнее. У Бальзака были «изобретатели», но значительной роли в его романах, рассказах и драмах они не занимали. Их время придет позднее.
Образ «поэта» Люсьена Рюбампре вызывает гадливость своей никчемностью и беспринципностью. Самый противный персонаж «Человеческой комедии». Абсолютная бесхребетность. Чувствуется, что труженик Бальзак к нему относился с долей презрения. Ситуацию с миллионами Гобсека, которые могли бы спасти Люсьена и Эстер, писатель создает для показа никчемности персонажа. Классический неудачник, у которого и эти миллионы уплывут сквозь пальцы. Ни на что не годен. Но такой энергетический вампир по высасыванию женской энергии. Первая любовь, актриса Коралли, умерла. Вторая, Эстер, покончила самоубийством. Душевные раны у госпожи Серизи, Клотильды Гранлье, герцогини де Монфриньез. От всех подзарядился, наплевал в душу, а кое-кого и спровадил на тот свет.
А про то, как женились и выходили замуж во Франции 19 века, роман тоже наглядно повествует. Герцог де Гранлье заявляет Люсьену: «Будет кусок земли в миллион франков — будет свадьба. Нет, иди своей дорогой. Мы не принимаем». «Поэту» Люсьену не противно выступать в роли сутенера, когда уголовник Коллен продает Эстер за миллион франков банкиру де Нусингену.
Кошмарный тип этот Рюбампре. Имеет тайную любовницу Торпиль, официальных любовниц — госпожу де Серизи и герцогиню де Монфриньез, а также невесту из высшего общества, дочь герцога Гранлье Клотильду. И всех разом! Не по очереди! И все работают на его продвижение по социальной лестнице. И кто тут куртизанка? Люсьен еще большая проститука, чем Торпиль. Никаких сомнений и терзаний! Душа или молчит или ее не было. Потому и терпит полный крах.
Максим де Трай, которого кормила мамаша Эстер, так не кончил. Какой ни какой, а мозги и внутренний стержень имеются. Выгодно женился в пятьдесят, ввел жену в свет и занялся политической деятельность. Де Трай и де Марсе никогда не имели дела с Колленом. Он им не нужен для осуществления своих планов. Сами справляются. Своими силами, волей и характером.
Растиньяк вовремя от Коллена сбежал, отказавшись от его авантюры с миллионами Тайфера. Коллен предлагал Растиньяку соблазнить мадмуазель Тайфер, дочь миллионера, и жениться на ней. Коллен устраивает гибель на дуэли единственного наследника миллионов Тайфера. И в романе «Блеск и нищета куртизанок» попрекает Растиньяка в трусости: «Все было готово, а ты…»
Но Растиньяк почувствовал инстинктом, душа заговорила, внутренние барьеры сработали, что не надо к деньгам, с которых кровища капает, прикасаться. Счастья и удачи тут не видать. Поэтому не кончил жизнь на кладбище, как Рюбампре. Вполне себе успешная карьера.
Вот так Бальзак показывает разные судьбы шалопаев при куртизанках. Кто на кладбище, а кто в кресле премьер-министра.
Бальзака волновала «политика», а также вопрос, почему после Реставрации произошла еще одна революция? Разве мало кровавого опыта первой? И здесь на сцену выходит «самый красивый молодой человек Парижа», король всех повес, граф де Марсе.
Бальзак дает подробную биографию этого покорителя дамских сердец в «Золотоокой девушке» и во «Втором силуэте женщины». Происхождение и детали, которые разнятся в двух этих произведениях, очень важны. Брюнет с синими глазами фактически является не законнорожденным сыном. Его настоящий отец — англичанин лорд Дэдлей. В юности этот аристократ соблазнил мать Анри, о происхождении которой мало что известно. Это была связь по пылкой любви, но поскольку брака не последовало, можно предположить не дворянское происхождение девушки.
Возможно, она была дамой полусвета, то есть куртизанкой. Известно, что от отца Анри унаследовал огромные синие глаза, а от матери – густые черные волосы. Была она француженкой? Или шотландкой? Обратим внимание на даты. В «Золотокой девушке» Бальзак пишет о двадцатидвухлетнем де Марсе в конце 1814 года. Датой его рождения является 1792 году! А это уже конец монархии и начало республики. Скоро выйдет закон о подозрительных иностранцах. Особое подозрение вызывали англичане как агенты Питта.
Бальзак указывает на приезд лорда Дэдлея во Францию с целью выдать замуж мать своего будущего сына. Приехал он еще в «золотые годы революции», где-то в 1791 году. Граф де Марсе, «этот облинявший и полумертвый мотылек признал ребенка своим, получив в качестве вознаграждения сто тысяч франков ренты». Это много говорит о финансовых возможностях лорда Дэдли, об источнике доходов которого мы поговорим позднее. Девушка становится графиней де Марсе, но интересуется парижской светской жизнью, а не сыном. Настоящий отец вообще за проливом, во Францию ему въезд пока закрыт из – за шпиономании и англофобии.
Потом начинается война с Наполеоном. Как семейство де Марсе уцелело в годы революции – загадка. Анри воспитывает старая дева, сестра названного отца и аббат, который в 1812 году становится епископом. Престарелый граф де Марсе умирает, его вдова заключает второй брак с маркизом де Водрак. Слава о ее любовных приключениях гремит по Парижу, сын предоставлен сам себе…
А из этого вывод-то делается! Он не озвучивается, но перерастает в инсценировки на общественной сцене! Вспомним всю эту «работу с молодежью», во что она выливается… А у Бальзака ведь с нравственной точки зрения вывод абсолютно однозначный: в любой революции (открывающей миллион вакансий) карьеры делаются самым порочным образом.
К этому выводу мы подошли на вебинарах не на реальных примерах, а через трагедию «Фауста» Гете. Просто Мефистофель дает молодость и кипение в крови человеку со зрелой душой. Намного проще было пристроиться сразу к юному шалопаю в виде священника, аббата, проповедующего нравственные ценности, а на самом деле… главы преступного сообщества, казначея (держателя «общака») каторжников Коллена по прозвищу «Обмани смерть». Роль-то действительно… дьявольская!
…Вообще интересная ситуация получается с литературными вебинарами, замыкающими программу вебинаров недели. Как будто три дня готовишься к ним, проходя через неизменный катарсис «музыкальной пятницы»… А дальше каждый из присутствующих абсолютно органично делает открытия мирового уровня, о которых специалисты за многие годы и даже столетия не догадывались, да и не догадаются.
Кто хоть раз рассматривал «Фауста» Гете с точки зрения «старой души в молодом теле»? С точки зрения того, что Фаусту известны заранее все нравственные и моральные выводы, а Мефистофель на них… неспособен по своей природе? Кто делал выводы, что, переходя на общественный уровень с личного (!!!), во второй части автор показывает процессы слияния криминала с властью (все, что не действительно, не разумно — обычный криминал, как все «чудеса» Мефистофеля и оборачиваются в трагедии) и те самые «голландские приемы», «формирование финансовых рынков и рынков ценных бумаг» (которыми подопечные Лукавого истязают нас до сих пор), начавшиеся со спекуляции луковицами тюльпанов… Исток всех этих «козней против человечества» предстает перед нами во всей красе, но… очень ущербно, потому, что, предусмотрев в человеческой природе всё, не учел внезапных душевных порывов…
Аббат играет при графе де Марсе роль некоего Мефистофеля, водя по куртизанкам и разрушая веру в бога и церковь. Сознательно воспитывает из него циника. Но удалось ли ему это? Не совсем.
Юная душа жаждет любви, ни одна куртизанка этой жажды не утолит, хотя де Марсе был «клиентом» и такой утонченной жрицы любви как Эстер по прозвищу Торпиль. Ее ласки оказывали действие на любовников подобно «электрическому скату», по-французски «торпиль». Но любовь и де Марсе, и Эстер узнали не в объятиях друг друга.
«Итак, к концу 1814 года Анри де Марсе не был связан никакими узами на нашей грешной земле и чувствовал себя вольной птицей. Хотя ему исполнилось двадцать два года, на вид ему нельзя было дать больше семнадцати. Обычно даже самые придирчивые его соперники признавали, что он самый красивый юноша в Париже. От отца, лорда Дэдли, он унаследовал завлекающий, обольстительный взгляд синих глаз, от матери – густые черные волосы, от обоих чистоту крови, нежную девичью кожу, мягкие , скромные манеры, изящную аристократическую фигуру и поразительно красивые руки. Для женщины – увидеть его – значило потерять голову…
Этот молодой человек с юношески свежим лицом и с детскими глазами обладал храбростью льва и ловкостью обезьяны. На расстоянии десяти шагов, стреляя в лезвие ножа, он разрезал пулю пополам, верхом на лошади напоминал кентавра, с изяществом правил экипажем, запряженным цугом, был тих как ягненок, но свалил бы любого парня из предместий в жестокой борьбе «сават» или на дубинках, играл на фортепиано так, что мог выступать как музыкант и обладал голосом, который у Барбальи принес бы ему пятьдесят тысяч франков в сезон».
Во «Втором силуэте женщины» Бальзак рассказывает несколько измененную биографию своего героя, которому он отдал часть себя – это жажда и отсутствие материнской любви, и связь с женщиной, старше годами. Маркиз де Марсе полгода назад стал премьер министром короля Луи Филиппа. У виконтессы де Эспар собирается изысканное общество из старых знакомых – супругов де Нусинген, Растиньяка, лорда и леди Дэдли, журналиста Блонде.
Разбойник пера задает главе правительства вопрос : «Что послужило толчком к его политической карьере?» И прожженный политик рассказывает потрясающую в своей искренности историю преданной любви. Ни слова об аббате: «Мне было семнадцать лет. Реставрация упрочилась. Я был влюблен в женщину старше меня на шесть лет». Анри, несмотря на разницу в возрасте, готов был жениться на возлюбленной, но она делает выбор не в пользу «самого красивого молодого человека Парижа», но в пользу старого, богатого герцога со связями. Она обманывает своего возлюбленного, который помнит этот удар до сих пор: «Это произошло пятнадцать лет назад, но и сейчас еще, говоря об этом, я, выдохшийся оратор, зачерствевший от государственных дел министр, чувствую, как сжимается мое сердце и мне становится душно».
Какими бы тропами не шел этот французский Дон Жуан, а сердце и душа болели. Чтобы утешиться и наказать обманщицу де Марсе по-настоящему сближается с «ширмой», которой была госпожа Нусинген, воскликнувшая за столом : «Как же мне жаль эту вашу вторую любовь».
Самое время поговорить, как же Марсе стал министром и как он поучаствовал в подготовке Июльской революции. Бальзак подробно рассказывает об этом в «Брачном контракте», произведении, написанном в эпистолярном жанре. Друг де Марсе попал в переделку. Жена и теща разорили и оклеветали Поля де Манервиля в глазах света.
В другом ракурсе предстает ситуация, уже разыгранная в «Отце Горио» и «Гобсеке». Там жертвой жены и ее любовника Максима де Трай стал граф де Ресто. В «Брачном контракте» де Марсе подробно описывает по этапам, шаг за шагом выход из этой катастрофической ситуации. Кроме того он предлагает другу стать участником его политической компании:
«Политика в том, чтобы дать нации толчок, создав олигархию, олицетворяющую твердую власть и направить государственные дела по определенному пути вместо того, чтобы дергать страну то туда , то сюда как это происходит уже сорок лет в нашей прекрасной Франции..Если осуществится великая цель, если народ счастлив и не волнуется, что ему за дело до выгод, приносимых нам властью, до наших привилегий, богатства и удовольствий». В письме будущего политика звучит очень характерная фраза, показывающая эту «великую цель» превращения Франции в конституционную монархию с представительным правлением : «англичане с их королем – дожем ушли дальше нас».
Поразительно, как не вспомнить работы историка Ларуша о венецианском влиянии на английскую монархию! Об этом догадывался и писал в своих книгах Бальзак! Англия и Венеция! Прообразом леди Дэдли послужила графиня Гвидобони – Висконти, английская жена венецианского аристократа. Олигархическое правление под властью короля – дожа. В этом контексте не случайно и английское происхождение Анри де Марсе. Его отец лорд Дэдли явно связан с заморской торговлей, попросту говоря с Ост-индской компанией! Бальзак намекает на какие то правонарушения лорда Дэдли, связанные с торговлей с Востоком, что заставило его в 1816 году искать убежища во Франции. Значит, на Востоке он творил такое, что английское правосудие не смогло закрыть глаза на его сделки. Торговлей с Востоком занималась Ост-Индская компания. Многочисленные внебрачные дети лорда во всех частях света от Вест-Индии до Парижа заставляют это предполагать.
В «Золотоокой девушке» еще одна незаконнорожденная дочь Дэдли испанка маркиза де Сен-Морель приезжает в Париж из Вест-Индии с компаньонкой, той самой золотоглазой таинственной незнакомкой, которая по матери грузинка. Красавица в детстве была продана дочери английского лорда как рабыня. Маркиза прекрасно знает, кто ее настоящий отец. Оказывается, что потомки Дэдли связаны еще и с работорговлей. Общается де Марсе со своей золотоглазой возлюбленной на английском языке.
Восток, опять Восток, который хищнически грабится Ост-Индской компанией. По своему происхождению де Марсе связан с самой хищной компанией в истории, самой хищной колониальной цивилизацией. Связи с Англией не заканчиваются отцом. В письме другу Анри рассказывает о своей близкой свадьбе:
«Хотя матушка изгнала меня из своего сердца, я все-таки засел у нее в мозгу. Ей стукнуло пятьдесят восемь, и она, наконец, настолько постарела, что единственный мужчина, о котором она может думать, — ее сын. Недавно она встретила на водах восхитительную старую деву, англичанку, обладательницу двухсот сорока тысяч дохода, и, как полагается заботливой матери, внушила ей честолюбивое желание стать моей женой. Сей деве тридцать шест лет – честное слово — и она воспитана как истинная пуританка. Это настоящая наседка, убежденная, что женщин, виновных в прелюбодеянии, следовало бы публично сжигать на кострах. «Откуда же взять столько дров?» — спросил я ее.
Богатство – ее единственное преимущество. Нос у нее лиловый, глаза – как у дохлой курицы, фигура такая, что я опасаюсь, как бы эта мисс не разбилась вдребезги, если упадет. Зато она бережлива, зато она будет боготворить мужа, несмотря ни на что, зато у нее чисто английский характер: она будет лучше всех управляющих следить, чтобы мой дом, мои конюшни, мои имения содержались в полном порядке. К счастью, ума у нее не больше, чем я требую от женщины, на которой хотел бы жениться. Если можно было найти еще глупее – я готов пуститься на поиски. Дело настолько продвинулось вперед, что на днях состоится оглашение нашего брака в церкви. Она бросает на меня такие взгляды, которые бы сбили с ног и носильщика».
Но, надо заметить, что дав в жены красавцу де Марсе английскую старую деву, Бальзак проявил себя недюжинным психологом! Другой жены у этого шалопая быть и не могло! Психологи давно заметили предпочтение тех женщин, которые напоминают мужчине его мать! Кто воспитывал де Марсе? Кто его любил? Заботился о нем? Старая дева, сестра отца! И это были самые искренние и чистые чувства, которые он узнал в жизни! Светские красавицы принесли одни разочарования, а для воспитавшей его старой девы он был центром мира!
Когда старая дама скончалась, горю ее воспитанника не было предела. Как ни пытался хитрый аббат напомнить, что старушка нюхала табак, растолстела, стала невыносимой, как говорится, вовремя ее Господь прибрал, юноша остался при своих чувствах и поставил на могиле фактически своей матери очень красивый трогательный памятник. Это было сделано от сердца и души. А вот когда его настоящая мать представила сыну…старую деву 36 лет, кого он вспомнил? Конечно, свою обожаемую тетушку! Ассоциации сработали безотказно!
В тексте письма Бальзак так здорово передает эту работу подсознания! Де Марсе пишет : «Я мог бы послать ее к черту, но…» Вот это «Но» очень интересно.
Максим де Трай и другие нашли богатое приданое молодых буржуазок без дядюшек-пивоваров. Чем де Марсе хуже? Но он в этой старой деве видит не только «пальцы как сосиски», но массу положительных качеств, которые де Трай и Рюбампре никогда бы не заметили и не оценили. Что будет с супружеством де Трая через десять лет, когда ему стукнет 60, а супруге 28? Придет Максим Второй! Де Марсе от этого застрахован. Главное в его браке не деньги, не будущее наследство дядюшки пивовара, а то, что жена будет любить, боготворить мужа, заботиться о нем, вести хозяйство, а не проматывать деньги. В английской старой деве Анри де Марсе увидел ту, кто заменила ему мать. И женился, удивив весь свет. Кстати, супруга его в свете не блистала, вела жизнь затворницы как…Эстер, по сравнению Бальзака.
Кроме того, старая дева является племянницей и наследницей английского пивовара, который будет счастлив увидеть свою родственницу маркизой. Там состояние оценивается уже в миллионы. Таким образом красавец, в объятиях которого побывали самые знаменитые женщины Парижа, выбрал в жены уродину не первой молодости , но с деньгами. Дядюшка – пивовар не помеха, но дополнительный бонус. Мы видим совершенное обуржуазивание сознание аристократа де Марсе по английскому образцу.
Случайны эти английские связи героя Бальзака? Совсем нет. Каждый герой его «Человеческой комедии» имел реальный прототип. Прообразом наставника Растиньяка и Рюбампре стал знаменитый Видок, бывший каторжник, ставший создателем полицейского сыска во Франции. Оставил мемуары, которые читал Бальзак.
В письме Ипполиту Кастилю Бальзак характеризует Вотрена: » Этот персонаж … не заключает в себе никакого преувеличения. Могу вас заверить, что я списал его с живого человека, что этот человек ужасающего величия и что он нашел место в нашем обществе. Он был гением зла, хотя его используют на благо общества». Вот такие мефистофелевские мотивы в Вотрене. Имеется в виду знаменитый Видок, сначала преступник и каторжник, а позднее крупный пост в полиции.
Мемуары Видока вышли в 1828 году. Бальзак познакомился с ним позднее. Еще одно «зло, творящее добро».
Прообразом графини Теодоры ( Феодоры), полурусской парижанки, из «Шагреневой кожи» стала княгиня Багратион, жена героя войны 1812 года. Писательница мадемуазель де Туш ( псевдоним Клод Мопен) списана с Жорж Санд. Ее подруга- соперница маркиза де Рошфид – это возлюбленная Листа графиня Мари Де Агу. Сам Лист – это музыкант Дженаро Конти.
Да, браки были по «брачному контракту». Родителями учитывалось все, кроме любви: родословная, состояние, связи, но только не любовь. У Бальзака есть великолепный рассказ «Брачный контракт» на эту тему. Там два друга, один из который уже упомянутый мною граф де Марсе, король всех повес, главный Дон -Жуан «Человеческой комедии». Он не такой омерзительный как подонок Максим де Трай. Показывает себя хорошим другом в этом рассказе. Выступает как добрый советчик и фактически спаситель своего незадачливого друга, едва не повторившего судьбу графа де Ресто.
Любопытная деталь. Марсе рассказывает о своей собственной женитьбе. Этот красавец брюнет с синими глазами, державший в объятиях всех красавиц Парижа, женится на ….кикиморе, прости меня Господи. А что? Будет смотреть мужу в рот и никто на нее не позарится. А начались эскапады красавца графа из-за того, что в детстве недополучил любви от собственной матери, выданной замуж не по любви, которую она активно искала на стороне, забыв о сыне. Первая любовь тоже несчастна. Замужняя дама — восполнение той же материнской любви, но любовница обманула и вызвала вечное разочарование в женщинах. Читалось все это очень давно в советские социалистические времена, не представляя, что все описанное Бальзаком расцветет у нас махровым цветом.
В революции именно так и приходили. В поисках справедливости. После разочарований в жизни. Правая рука Робеспьера Антуан Сен-Жюст почему восстал против старого порядка? В юности страстно любил, ее звали Тереза Жоле, но возлюбленная не стала невестой. Родители, папаша — нотариус, выдал дочь за сына другого нотариуса ради деловых отношений, цеховая солидарность. Стала Терезой Торен. А Сен-Жюст подался в революцию. Тереза с мужем развелась, когда революционное законодательство разрешило разводы. До этого — запрещено разводиться. Был фильм «Повторный брак» с Жаном-Полем Бельмондо. Герой возвращается из Америки во Францию за разводом. Революция, наконец, разрешила разводится людям, которых насильно поженили в свое время. В фильме показывается гигантская очередь жаждущих изменить свою жизнь.
Ну и с Беллини та же трагическая история. Возлюбленную ему не отдали, как он ни боролся. Сословные преграды — не дворянин. Сколько бы опер не написал и какого качества — для папы-аристократа все не то. Она зачахла с тоски, живя воспоминаниями об этой любви,а он не смог ее пережить. Настоящие Ромео и Джульетта, дети разных сословий. Существует легенда, что якобы они поклялись, что после его 10 оперы, живые или мертвые, но они будут вместе. Так и получилось. Биографы, режиссеры их соединили на экране и в его музее, в книгах. Всегда вместе.
А кто же послужил прообразом премьер-министра де Марсе? Английские связи и англомания указывают безошибочно на прототип. Это Франсуа Гизо, автор нашумевшей брошюры «Почему удалась английская революция?», происходящий из семьи французских гугенотов, то есть протестантов. Автор восхищается Славной революцией 1688 года, установившей в Англии тот олигархический строй, которым восхищается де Марсе и хочет воплотить во Франции. Избирательные права после Июльской революции ограничивал высокий имущественный ценз. Только богатые, то есть олигархи получили право избирать и быть избранными. Никакого «народа» в парламенте Июльской монархии не было и в помине. Зато Гизо бросил знаменитый слоган: «Обогащайтесь, и вы будет избраны». А вот как обогащаться и где, за счет кого – другой вопрос.
На вебинар епо роману Бальзака «Блеск и нищета куртизанок» прозвучала фраза: «честным трудом ничего не добиться». Тут же вспомнилось выражение И.А.Дедюховой : «От кого мы это слышим? «, что помогает понять ситуация. Эту фразу произносят каторжник Вотрен и …виконтесса Боссеан!
Нелюбимые И.А.Дедюховой филологи, как один, отметили — каторжник и дама высшего света говорят одно и то же! Но это же люди, которые ни дня не работали! Но Видок и Вотрен все же предпочли честный труд в полиции неясным перспективам на большой дороге.
Про Видока можно посмотреть материал в Вики, где указывается, что господин Видок побывал в Голландии! Всех мошенников туда как магнитом тянет. И это то, что мы наблюдаем в современности — бывшие криминальные авторитеты и проститутки «вписываются» в общество, легализуются. А всяких Растиньяков и Рюбампре использовали и используют как «отмычки».
Якобинская диктатура отдала крестьянам землю ( 1793). Перед плебисцитом (референдумом) по конституции консульской республики ( 1799) по распоряжению Наполеона Бонапарта земля была внесена в кадастры, а каждому крестьянину выдано свидетельство о праве собственности для него и его детей. Первый консул завершил то, что не успели сделать якобинцы – закон приняли, а документ о собственности крестьянам выдать не успели – между собой передрались. После этого шага Наполеон навеки стал кумиром крестьян, гарантом неприкосновенности их собственности. Двумя руками они проголосовали за конституцию. Это было первое в европейской истории прямое волеизъявление о конституции. До этого плебисцитов, то есть референдумов нив Европе, ни в США не проводилось. Конституции принимались узким кругом людей или на Учредительном собрании во Франции или на конституционных конвентах каждого из 13 штатов как в США.
Во времена Июльской монархии крестьяне попали в финансовую кабалу благодаря кредитам, ипотеке. Все эти нововведения пришли во Францию из туманного Альбиона. Министры короля-буржуа об этом позаботились. Образ Анри де Марсе – говорящий. Жаль, что филологи сосредоточились на честолюбце Эжене Растиньяке, но когда они чувствовали литературу по-настоящему?..
Анри де Марсе как проводник буржуазной системы ценностей в большей степени свидетельствует об эпохе короля, который был сыном Филиппа Эгалите. Герцог Орлеанский, прямой потомок брата Людовика XIV, в годы Великой французской революции отказался от титула и взял фамилию «Эгалите», то есть «равенство» и в Конвенте примкнул к монтаньярам, самой радикальной партии законодательного собрания. Это не спасло его от гильотины.
Когда будущие инженеры, студенты Политехнической школы соорудили баррикады и потребовали установления республики, политики воспользовались их стремлением к справедливости и перехватили власть. На баррикадах сражались одни, а власть захватили такие как де Марсе, воплотившие в жизнь лозунг «Обогащайтесь и вы будете избраны» по образцу венецианской и английской олигархии.
Однако в 1848 году обманутые крестьяне снесли Июльскую монархию. Они шли к избирательным урнам, чтобы проголосовать за кандидата в президенты республики Луи-Наполеона Бонапарта, племянника императора Наполеона. Они верили, что как дядя дал им документ о праве на владение землей, так племянник освободит от кабалы ростовщиков и банкиров. Они шли с лозунгом : «Долой республику! Да здравствует император». Их клич был услышан избранным президентом Второй республики, который совершил свое 18 брюмера 1 декабря 1852 года и стал императором под именем Наполеона III. Во Франции утвердилась Вторая империя. А прообразу де Марсе осталось в изгнании писать памфлет: «Почему удалась английская революция?»
Открыла Андре Моруа «Прометей, или Жизнь Бальзака» и обнаружила.открытое письмо Бальзака, опубликованное 19 апреля в разгар революции.1848 года, которое удивительно совпадает с мыслями де Марсе в письме к.другу:
«Начиная с 1789 года и до 1848 года Франция, или, если угодно, Париж, каждые пятнадцать лет меняли характер своего правительства. Не пора ли ради чести нашей страны найти, создать прочную форму государства, господство длительной власти для того, чтобы наше благоденствие, наша торговля, наши искусства, дающие жизнь торговле, кредит, слава – одним словом, все достояние Франции не ставилось периодически под вопрос? По правде сказать, наша история за последние шестьдесят лет могла бы объяснить историческую проблему исчезновения тридцати Парижей, от которых остались обломки в нескольких точках земного шара, где их откроют путешественники и украсят свои музеи памятниками прежних времен, породивших нынешний Париж.
Да будет новая Республика могущественной и мудрой, ибо нам нужно правительство, которое подпишет договор на более долгий срок существования, чем пятнадцать или восемнадцать лет, да и то по воле второй договаривающейся стороны! Вот мое пожелание, равносильное исповеданию веры…»
Это письмо было написано за несколько дней до выборов в Учредительное собрание 23 апреля 1848 года, в которых Бальзак принимал участие. Ну и, получил десятка два голосов, не больше. Подался все таки в политику. Последовал примеру своего героя. Возможно, в де Марсе он пытался создать образ политика и государственного деятеля, какового не видел в реальности, но хотел, чтобы он появился. Ведь почти дословное совпадение писем.
Вторая часть романа И.А.Дедюховой «Упования входящих» о том же самом -осмысление последних тридцати двух лет, начиная с перестройки 1985 года и до 2017 года. С глаз героев будто спадает пелена. Преодоление морока. Они вспоминают, анализируют, делают выводы. Переход из роли жертвы к активной позиции в собственной судьбе. Бабушки с полускалками. Стикс как метафора отравления ядовитыми, мертвыми водами, отбивающими память.Вместо «Права на забвение» восстановление исторической памяти и выход из петли времени, куда так легко угодить, стоит лишь немного пожалеть «бедненьких девочек и мальчиков», за которыми всегда маячит кривая ухмылка порока.
Продолжение следует
Читать по теме:
1 comment
Хочу сделать комментарий к тексту, чтобы еще раз подчеркнуть, что воспитавший Де Марсе аббат и выступающий под личиной испанского аббата Карлоса Эрреры преступник Вотрен Обмани Смерть — разные личности. Но обилие воспитателей аббатов во французской лиетратуре времен Реставрации и Июльской монархии впечатляет. В 1830 году выходит роман Стендаля «Красное и черное», в котором наставником героя Жюльена Сореля выступает аббат — янсенист Пирар. О сходстве ситуаций в романах «Красное и черное» и «Блеске и нищете куртизанок», да и других частях «Человеческой комедии», говорилось на вебинарах. Эта работа с молодежью бросается в глаза. Но Бальзак использует столь любимый им дуализм. Преступник Вотрен и аристократка Клара де Босеан произносят одни и те же наставления Растиньяку. Настоящий аббат, воспитывающий де Марсе, и преступник, под личиной аббата, тоже говорят одно и тоже и действуют одинаково. Ассоциация с Мефимтофелем однозначная. Аббаты как соблазнители и совратители молодежи, прокладывающие им путь, вернее, лестницу, ступеньку за ступенькой в высший свет
Интересно, что преамбула «Второго силуэта женщины», впервые появляется в рассказе Бальзака «От одиннадцати до полуночи» в коллективном сборнике «Коричневые ступени», в котором рассматриваются всякие готические истории и чертовщина в 1832 году, то есть по горячим следам Июльской революции. Аббат-воспитатель там не упоминается. Зато де Марсе уже премьер министр Луи Филиппа. Из «мефистофелевского» контекста рассказа выкристаллизовался аббат- совратитель. Но характерная деталь, показывающая мудрость Бальзака — писателя. Анри де Марсе не долго пробыл на посту премьера. Уже в рассказе «Тайны княгини де Кадиньян» две подруги обсуждают смертельную болезнь де Марсе, которого они скоро лишатся, в мае 1833 года. Бальзак не погрешил против истины. Если у человека сохранилась душа, ее не удалось сожрать гарпиям, которая способна болеть, то на этом посту человек долго не задержится. Душу де Марсе не удалось сожрать гарпиям, так как старая дева — тетка в детстве и юности успела дать противоядие — свою любовь. В душе де Марсе изначально боролись две системы ценностей. Судя по финалу, душа не совсем погибла.