Натали: Диана, вот вы дама молодая, поэтому с памятью у вас, надеюсь, пока благополучно?
Диана: К чему это вы?
Натали: Да, вот, будучи уже более взрослыми особами, замечаешь за собой и за другими, что забывчивость приводит к странным последствиям.
Диана: Это вы о склерозе?
Натали: О нём проклятущем. Вот сколько раз неприятеля вспомнишь, особенно когда он на глаза сам вылезет, столько раз ему и «отомстишь».
Диана: Однако…
Натали: Но это я не о себе. Не беспокойтесь. …Какие у меня враги?
Диана: А?!… Их уже нет?…
Натали: Надеюсь и не было. Что с меня взять?… Я, вестимо, сейчас хочу об Ирине Анатольевне поведать. Она тут давеча наткнулась на знакомую фамилию какой-то особы, с которой имеет давние счеты.
Диана: Хм… Не завидую я той особе.
Натали: Я тоже.
Диана: А мы сейчас будем обсуждать, как Ирина Анатольевна сводит старые счеты? Хотя, обычно под это дело выявляются и обнажаются какие-то провокации и прочие негативные явления нашей действительности.
Натали: Да, ИАД просто так никого не трогает. Она устраивает разборки исключительно для общественной пользы, исключительно из высоких помыслов. Получение личного морального удовлетворения — это лишь малозначимый для неё бонус.
Диана: Несколько идеалистично и благостно. Не находите?
Натали: Дианочка, вы зря сомневаетесь в доброте нашего поколения. Боюсь, что мы излишне терпеливы и выносливы. Поэтому, хоть вы-то, не испытывайте эти наши качества на прочность. Я, конечно, добрая, но всему есть предел…
Диана: Молчу, молчу…
Натали: Молчать, кстати, необязательно. Можно высказываться, но в конструктивном русле. Ирина Анатольевна указывает те русла, в которые следует сбрасывать свой негатив. И вам польза, и негатив зазря не пропал.
Диана: Ну давайте сюда ваш канал
Натали: Да вот туточки.
О романе Е. Чижовой «Китаист»
———————————————
Елена Чижова – лауреат «Русского Буккера» (2009), директор Санкт-Петербургского Русского ПЕН-клуба, кандидат экономических наук, писательница. Собственно, это всё, что нужно знать об авторе, и тогда не ошибешься в читательских ожиданиях и будешь готов к тому, что с первых страниц на тебя и твою страну сначала тихохонько, тонкой струйкой, а потом все гуще и заливистей начнут лить дерьмо.
Это позиция-с! Групповое либеральное объятье, тесный круг единомышленников, не имеющих за душой ни родины, ни народа, ни веры.
Это традиция-с! Отталкиваясь от социалистического реализма с его зачастую казенно-суконным стилем, либеральные писатели отказались от самой стихии русской прозы, заявив право писать о дурном и дурно. И чем дурнее, тем лучше — что ни роман, то перфоманс, что ни повесть, то инсталляция.Нужно признать: роман Елены Чижовой «Китаист» написан с самых выверенных идеологических позиций и в самых лучших традициях новейшей словесности. Это довольно скверно устроенный, довольно дурно написанный текст, рассказывающий на разные лады про непременную рабскую сущность русского человека.
…
Далее идёт описание и нелицеприятный разбор романа Чижовой «Китаист».
Диана: А это кто такая, Чижова?
Натали: Да старая «знакомая» Ирины Анатольевны, которая у неё спи…онерила ОГОНЕК для образа юродивого БОРЕНЬКИ к собственному роману. ИАД многократно сокрушалась по данному поводу.
Одна известная писательница украла этот образ для своего романа, назвав его Боренька. Обычно про эту писательницу в рецензиях отмечают, будто она испытывает
…глубокий интерес автора к истории России, к «судьбоносным», по мнению автора, темам нашей страны: почему мы стали такими, какими мы сейчас оказались? Что такого произошло в нашей истории? Почему мы не можем на равных разговаривать с Западом?
Но какой же у нее может быть «глубокий интерес», если при краже дедюховского образа она посягает на его имя? Как можно лгать, будто прониклась интересом к истории и культуре России, но не понимать при этом, что Васечка — это главный блаженный Руси, в честь которого назван Собор Василия Блаженного. (Дедюхова И.А. Огонек (аудио))
…Но не суть! Я искренне верю, что новый роман этой Чижовой про китаиста — редкая муть.
Диана: Так, в чем проблема? Надо радостно присоединиться к трав… к критике и свежего, и старого произведений данного автора.
Игорь Панин Топоров еще когда писал http://actualcomment.ru/rekord.html
13 Декабря 2009 0:00литературный критик Виктор Топоров Окончание литературного года все же не обошлось без конфуза. Если стоглавое жюри «Большой книги» на сей раз поработало на славу, предсказуемо и справедливо выведя на первое-второе места Леонида Юзефовича с «Журавлями и карликами» и Александра Терехова с «Каменным мостом» (причем разрыв между ними оказался столь незначительным, что вполне можно говорить о победе на равных) и отдав третье место 85-летнему патриарху Леониду Зорину за сборник минироманов «Скверный глобус», то «Русский Букер» отличился далеко не в лучшую сторону, проигнорировав как обоих триумфаторов «Большой книги», так и Романа Сенчина с его «Елтышевыми» (роман №3 года – по нашему и едва ли не по всеобщему убеждению) и провозгласив победительницей Елену Чижову с опубликованным в журнале «Звезда» романом «Время женщин».
В связи с недавним бесславным поражением российской сборной по футболу в Мариборе получила определенное хождение конспирологическая версия этого фиаско: наши, де, футболисты сыграли сами против себя на тотализаторе – и озолотились… Вздор, разумеется; а вот в истории с «Русским Букером» и впрямь произошло нечто схожее (хотя, надеюсь, и на безвозмездной основе): желание соригинальничать, удивив публику заведомо непредсказуемым решением, сыграло с жюри дурную шутку; правда, победа Чижовой и впрямь оказалась совершенно непредсказуемой, но только в силу очевидной абсурдности этого факта. Развивая футбольную аналогию, отмечу, что букеровский триумф Чижовой похож даже не на выигрыш Словении у России, а на гипотетическую победу Андорры в предыдущем отборочном цикле. Могла тогда победить Андорра? Ну, если бы одна команда соперников разбилась в авиакатастрофе, другая отравилась бы накануне обоих матчей, третья поддалась, а четвертую дисквалифицировали бы, то путевку на чемпионат и впрямь завоевала бы Андорра. С Чижовой всё произошло именно так.
Давным-давно попал мне в руки американский триллер, на обложке которого в рекламных целях было написано: «Вот книга, настолько страшная, что ни один критик не осмелился написать о ней ни слова!» И это опять-таки случай Чижовой: за десять лет ее виртуального присутствия в отечественной словесности (пять романов – и все на страницах «Звезды») творчество ее удостоилось одного-единственного критического разбора – и это был мой же собственный фельетон «Золотые люди» в петербургском журнале «На Невском», впоследствии перепечатанный в авторском сборнике «Жесткая ротация» (сайт журнала сломан, и в Сети «Золотых людей» сейчас нет).Творческую манеру и мировоззрение писательницы я бы назвал этническим детерминизмом. Все персонажи ее романов делятся на хороших людей, плохих и золотых. Хорошие люди, на взгляд писательницы, это иностранцы (французы, американцы и так далее) плюс новые иностранцы (литовцы, грузины, узбеки). Золотые люди (отсюда и название моего фельетона) – евреи. Плохие люди – русские; зато все без исключения. Ненавидит писательница также «совок». По ее прихотливой логике, непростительное преступление русского народа заключается в том, что он, злокозненно совершив Октябрьскую революцию, тем самым обрек на семьдесят лет неизбывных страданий литовцев с грузинами и узбеками, а главное, евреев. В букероносном романе «Время женщин» всегдашний этнический детерминизм Чижовой несколько завуалирован, но никак не более того: всецело, казалось бы, «русскую» историю (три старухи, живущие в коммуналке, хотят взять под опеку глухонемую дочку умирающей соседки-алкоголички) героически разруливает мудрый старый еврей. Написано всё это, кстати, сказово-сюсюкающим слогом, который у нас, в Питере, носит сленговое название «Ножки и ручки моей рыбки».Елена Чижова начинала со службы в эфемерном журнале «Всемирное слово», представлявшем собой маленькую распилочную западных грантов. Доросла там до главного редактора. Перешла затем в распилочную посерьезнее – на должность директора петербургского отделения ПЕН-клуба. С этой позиции и ворвалась в тоже подсевшую на халяву «Звезду», где ее полюбили точно так же и точно потому же, как и почему Фокс из «Места встречи изменить нельзя» полюбил директрису вагона-ресторана: здесь, говорит, помните, Глеб Жеглов, он кормится, здесь у него лежбище. Романы Чижовой печатаются в «Звезде» с колес. Здесь один из них даже выпустили в книжной форме – правда, тиражом в 600 экземпляров.У «Русского Букера» давний «толстожурнальный» вкус и столь же давние связи конкретно со «Звездой»: там до сих пор регулярно печатается супруга первого английского куратора русской премии. Кто-нибудь от «Звезды» ежегодно попадает в жюри (на сей раз это был поэт, прозаик, актер и культуртрегер Владимир Рецептер). Соответственно, каждый из объективно неудобочитаемых романов Чижовой оказывается в «длинном» (а трижды и в «коротком») списке премии. Оказывается как мебель – и, разумеется, именно как мебель и воспринимается.Что же произошло на сей раз? Захотели соригинальничать. Терехов с Юзефовичем свое получили, им не дадим; победы Сенчина все ждут, ему не дадим; Борис Хазанов и Елена Катишонок вроде бы всем хороши (один живет в Германии, другая – в США), но эмигранты они «несистемные», невлиятельные, за них никто не просит. А за Чижову просят! Да еще как просят! Вот и дадим премию Чижовой – благо, ее никто не читал (роман даже не был выложен в Журнальном зале) и, будем надеяться, не прочтет!Позорное решение, конечно. Совершенно позорное.На торжественном обеде Елена Чижова объявила, что потратит премиальные деньги на издание собственных романов отдельными книгами. Букеровский лауреат, которому приходится издаваться за свой счет, потому что его романы – и он сам это знает – не интересны и никогда не станут интересны никому.Рекорд, написал у себя в блоге критик Борис Кузьминский.И впрямь рекорд.Русского Букера пора включать в книгу Гиннеса!actualcomment.ru
Ольга Трофимова Игорь, однако Чижова в итоге преуспела. Вот как велика слава импортных премий! :-) Теперь все ее книги напечатаны, а последняя даже в редакции Елены Шубиной. Четыре редактора указаны в технических сведениях. И два корректора! Ан все одно «засвербило» в носу.
Sergei Maltsev На торжественном обеде Елена Чижова объявила, что потратит премиальные деньги на издание собственных романов отдельными книгами. Букеровский лауреат, которому приходится издаваться за свой счет, потому что его романы – и он сам это знает – не интересны и никогда не станут интересны никому.
Диана: Что характерно, я эту Чижову ни разу не читала. Кстати, прямо сейчас потянуло перечитать «Огонек»… хотя ИАД пеняют, будто она — самый не читаемый писатель. Что-то на Букер только выбирают не только не читаемых, но и таких, о ком вообще никто не слыхал… Дедюхову хоть перечитывают постоянно… а это что-то изначально мертворожденное, да еще и «в диалоге России с Западом на равных»… Ведь точно какая-то подстава и провокация!
Натали: Ох, Дианочка, сколько говорено «лучше с умным потерять, чем с дураком найти» или «от кого мы это слышим» (ИАД). Тем более, что Сергей Ткачев в рассматриваемой дискуссии данный момент вполне себе отработал. Можно сказать, танком проутюжил.
Сергей Ткачев А когда эта сучка Чижова драла с Дедюховой, извращая все и переиначивая, — это нормально было? Всерьез воспринималось?
Раньше было не видно, что писатель она никакой, у нее ни мозгов, ни души нет.
Но все считали, что этим Чижова плохо делает только тем, кого переписывает так, как надо ее кукловодам, т.е. правильно с их точки зрения.
А тут выясняется, что сами это «правильное» жрать не могут! Надо же. А надо на стенку весить страничку из Жалобной книжки Чехова: «А ТЕПЕРЬ — ЖРИТЕ, ЧТО ДАЮТ!»
Потому что вовремя надо было ставить на место эту вшивую литературную огульщину.Peter Bashkatov Как именно вы предлагаете ставить на место, ув. Сергей?
Сергей Ткачев Повернуть время — это для вас! Не можете? Тогда все надо было делать вовремя. А сейчас вас многое в ней коробит, поскольку Дедюхова свое время вернет, а вот вы — нет. О Чижовой речи нет, она уже померла. Литература — это магия. Там надо выбирать сторону очень тщательно, поскольку там душа на кону.
Peter Bashkatov То есть никак не предлагаете. Ясно, понятно, ув. Сергей.
Сергей Ткачев Вам? Вам — точно никак! Литература, как уголовка — строго индивидуальна. А вот я о Чижовой… напишу! Вспомнить есть чего. И тут она прокололась так, что не отмоется.
А к вам у меня никаких предложений точно не было. Было предупреждение! Что это для вас не Чижова прокололась, а ваше время сворачивается в овчинку. Но… надо было думать раньше.Peter Bashkatov Вы, ув. Сергей, написали, «надо было ставить на место». Я спросил, «как именно». Вы внезапно перешли на рассуждения обо мне. Не совсем понимаю, ув. Сергей, с чего бы это вдруг вы начали меня предупреждать, предлагать и грозить? Вы сами предложили «ставить на место», вот и реализуйте. Никто вас за язык не тянул.
Хорошего воскресенья.
Сергей Ткачев Но литература, Петя, это индивидуальная штука! Это пища духовная. Надо было вовремя ставить на место — до 2009 года точно! Там ведь с начала нулевых уже было видно, что она за птычка. Литература — это основа нравственного выбора. Время пройдет, не сделали выбор вовремя — всей птычке пропасть. Сейчас вам что-то не нравится ведь не из-за вашей личной щепетильности или действительной потребности в литературе. Я и пытаюсь доказать, что раз раньше вам это не требовалось, вполне устраивало, так и нынче… ни к чему. Время-то ушло!
Peter Bashkatov Ув. Сергей, мы с вами на брудершафт не пили, и вы меня совершенно не знаете, чтобы похлопывая по плечу, поучать. Попробуйте осознать сей простой факт.
Диана: Ну, и замечательно. Поговорили на уровне той же Жалобной книги — «кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю!» И что этого Петю-Петера было читать, да еще и отвечать? Он все равно обиделся, у него обида… генетическая. По-моему, тема исчерпана.
Натали: Не думаю. Дело в том, что интриги и всяческие рекламные ухищрения, на самом деле «бросаются в глаза» стороннему наблюдателю, особенно, когда у последнего отсутствует какой-либо материальный интерес в данной коллизии. Сразу, знаете ли, видишь заинтересованность других и возникает неизбывное желание «перерезать финансовые потоки» (по заветам Ирины Анатольевны, жаль, что не всегда так виртуозно получается, как у неё).
Диана: Ой, да. Я тут нашла по поводу денег.
Olya Korchneva ээээ…а зачем пересказывать сюжет??? и причем тут либералы?? и да, на 10 тыщ знаков пять раз слово » дурно» это переборщ.
Ольга Трофимова А сюжета как такового нет :-)
Рекомендую прочесть несколько из книги, тогда вы поймете, что я поскромничала со словом «дурно» :-)Olya Korchneva нет, я не стану читать. более того, вам не удастся снасильничать надо мною, пересказав то, чего фактически нет. дурно же может обозначать все, что угодно. я сейчас из 10 тыщ знаков потерла пересказ сюжета. и знаете, сколько осталось, вкючая пять раз дурно?
Ольга Трофимова Оля, срача не будет :-)
Olya Korchneva господи, какой срач. забесплатно написать 10 тысяч знаков , чтобы заклеймить беспомощную книжку как зло? зачем это вам? вы же ее раскручиваете.
Ольга Трофимова Olya Korchneva Знаков там больше (стесняется признаться, сколько) :-) Я не раскручиваю Чижову, я просто хочу уберечь тех, кто ее не читал, от травмирующего воздействия дурной по мысли и по слогу прозы.
Olya Korchneva вы хотите сказать, что у вас ворд иначе знаки считает? )) ахахаха) ДУРНОЙ прозы немеряно, УЖ ВАМ ЛИ НЕ ЗНАТЬ. дело в другом, вы просто опять пытаетесь делать литературу партийной, а она не такова, она просто беспомощна.
Действительно, не понятно, с чего такой «срач» устроили… по поводу беспомощной литературы.
Натали: Насколько я поняла, там эта Чижова не просто роман написала, а выступила против конкретного китаиста из данной «слободки».
Аида Колесникова А я благодаря «вашей» Чижовой, прочитала «На мохнатой спине» В. Рыбакова) Раньше я о нем ничего не слышала, теперь постараюсь найти другие его вещи, поразила высокая нравственная позиция автора в отношении любви к Родине (без сарказма), любви к женщине, детям. Так что если Чижова антипод Рыбакова, то я ее читать не буду)
Ольга Трофимова Абсолютный антипод. Очень люблю романы «Гравилет Цесаревич» и «Очаг на башне». Про ван Зайчика молчу, потому что была бессменным редактором этого проекта.
Подробнее библиографию Вячеслава Рыбакова смотрите здесь:
https://fantlab.ru/autor187Вячеслав Михайлович Рыбаков родился 19 января 1954 года в Ленинграде. Окончил…
fantlab.ru
Дмитрий Крупнов Почитайте ранние вещи Рыбакова. Повесть «Дерни за веревочку», например и более крупные формы. После этого мир уже не будет прежним)
Михаил ЯкубовскийОльга Трофимова У меня весьма неоднозначное отношение к творчеству В.Рыбакова. Знакомы давно, но не так чтоб близко. Очень люблю «Гравилёт» и категорически не в состоянии читать «Очаг» и «Дёрни за…». Ван Зайчик был приятен и необычен. «На мохнатой спине» — отлично!
Yelena NikitinaОльга Трофимова , а ван Зайчик это «под» ван Гулика? Обожаю!
Ольга Трофимова Я вам завтра ссылку кину, сейчас уже упадаю на спину -Чижова отняла все силы :-)
Вы поняли? Этот скандальчик устроили, чтобы подпиарить В.Рыбакова, роман которого «На мохнатой спине» 2016 года, по всей видимости, плохо расходится.
Диана: Как, впрочем, и вся современная литература. По крайней мере то, что сейчас этим термином обозначают. Книжные издательства с книжными магазинами «помирают» вместе с бумажной книгой, как и обещала И.А.Дедюхова.
Натали: Да, да. Вы ж понимаете с таким выводом я мимо обсуждаемой дискуссии пройти не могла.
Наталья В. Иванова Интересная форма раскрутки романа В.Рыбакова «Гравилёт „Цесаревич“» аж 1994 года. Как свежа нынче монархическая идея. С «империалистами» значит дело имеем. Не из этого ли источника Чубайс свои идеи «энергетической империи» черпал?
Ольга Трофимова А где я раскручиваю Гравилет? Мне эта книга нравится с момента опубликования, и я не меняла своего о ней мнения.
Наталья В. Иванова Ольга Трофимова , так этого автора никто толком не знает, как, впрочем, всех остальных современных писателей, поскольку сейчас никого не читают и уже давно. А всех тех, кого не читают, а на слуху, раскручивают только скандалами. Но и они особо результатов не дают. Поэтому, решили задействовать И.А.Дедюхову, как «мотор» скандального процесса. Отсюда и фигура Чижовой, на которую И.А.Дедюхова стойку рефлекторно делает. Её-то, как раз читают …особо заинтересованные лица, глядишь под шумок и глянут на того, на кого Чижова ещё гавкнуть решила.
Мило, конечно, но тупо. Проще покопать дальше Стругацких
Ольга Трофимова Если вы не знаете Рыбакова, то не стоит говорить, будто бы его не знает никто :-)Наталья В. Иванова Ольга Трофимова , да я не спорю, что кто-то его знает. Но почему тогда для раскрутки понадобилась И.А.Дедюхова? И именно сейчас, когда Навальный поперся на улицы?
Наталья В. Иванова Ольга Трофимова , и да я видела фильм «Письма мертвого человека», ещё тогда, когда он только вышел.
Ольга Трофимова Простите, я не в теме: разве Чижова — еще один псевдоним Дедюховой? Я вообще-то только про Чижову написала, которая в начале года выпустила роман «Китаист», в котором постаралась вывести в негодном виде Вячеслава Рыбакова. А он мой друг, и вообще среди китаистов у меня очень много друзей.
И при чем тут Дедюхова?Наталья В. Иванова Ольга Трофимова , при том, что вы надеялись на реакцию И.А.Дедюховой. И даже получили отклик от С.Ткачева.
Хороший вопрос вам выше задали. Столько знаков и забесплатно. Ну, явно, не ради Чижовой. Ну, очень хочется раскрутить В.Рыбникова, которого даже советский кинематограф не смог раскрутить вкупе с Ролланом Быковым. Да и И.А.Дедюхова дала убийственный анализ сюжета с Я.Корчаком, на лавры которого замахивался Р.Быков, хотел войти в вечность. Ан не повезло, с подобной картинкой в вечность шагнул Папанов.
Диана: Это вы о чем, Натали?
Натали: Диана, сама второй день мучаюсь, как глубоко пришлось копнуть. Чувствую себя археологом на пороге какого-то важного открытия. Но, пожалуй, «об этом я подумаю завтра»… Кофе уже выпит…
Диана: Выпит, а осадочек остался! Пойду-ка, новый роман Дедюховой почитаю, хоть он пока только в виде синопсиса, но там даже самых отвратительных читателю героев не подставляют… Точно!
Натали: У вас какие-то открытия и догадки?
Диана: Как всегда, после чашки кофе с вами, милая Натали! На мой взгляд, настоящая литература тем и отличается от низкопробной графомании, с которой мы имеем дело, к сожалению, что там не кидают даже заведомо не самых положительных персонажей. А графоман…
Натали: А графоман не оставит выхода заведомо положительному персонажу, будет втаптывать его в грязь, «ставя вопросы перед всем обществом»!
Диана: Вот именно! Думаю, за это и обижалась ИАД на ту же Чижову. Ведь чтобы создать настоящее литературное произведение, надо не за диалоги России с Западом отвечать (демонстрируя крышевание своего творчества спецслужбами), а нести полную ответственность за душу читателя.
Натали: Коньячку?..
Диана: Не помешает! Помните, шуточный стишок ИАД, которым она ответила на обвинение ее в графомании (!!!), дескать, таким вот букерным лауреаткам житья не дает?
Натали: Как же!
Лишь тот, кто от падений до побед
Проходит жизнь дорогой графомана,
Превратности изменчивых судеб
Легко измерит емкостью стакана!
Диана: Ну, разве Чижова так может? Или этот ваш Рыбаков?
Натали: Нет, конечно! Ваше здоровье!
Диана: А это помните?
Да фиг тогда б мы взяли Сталинград!
Ага, «пришла от Йоси телеграмма»!..
Нас пуще всех приказов и наград
К победе звали боевых сто грамма.
Натали: Подходящая уже основа организации диалога России с Западом, между прочим. Давайте еще по одной, вдруг прокиснет?
Диана: Ну, никак нельзя допустить, чтоб такой замечательный коньяк прокис. Нам Ирина Анатольевна этого никогда не простит.
Продолжение следует
Читать по теме:
- Чашечка кофе. Часть I
- Чашечка кофе. Часть II
- Чашечка кофе. Часть III
- Чашечка кофе. Часть IV
- Чашечка кофе. Часть V
- Чашечка кофе. Часть VI
- Чашечка кофе. Часть VII
- Чашечка кофе. Часть VIII