Диана: Все ж проза Бунина поэтична, безусловно, он был литературно одарен, чтение затягивает и не отпускает, но … нет в ней нравственно стержня что ли или, как говорит Ирина Анатольевна, не «выставлены моральные вешки». Вспомнилось, как она рассказывала о предложении написать «жесткое порно», и что перед ней стоял выбор — слава, признание, деньги, но все это будет «не от верхних».
Натали: Тут Ирина Анатольевна подсказывает, что есть у Бунина другой рассказ со сценой соблазнения гимназистки из цикла «Темные аллеи» — «Три рубля»
Диана: Заметим, что этот рассказ он написал в 1944 году, тоже во время войны, как и «Легкое дыхание», проживая на съёмной вилле «Жаннет» в Грасе. Замечательно, да? Родина воюет с захватчиками, а он решил порассуждать о дореволюционной девственности, хорошо, что хоть гимназию героиня рассказа окончила без обременения интимными отношениями.
Такое впечатление, что его словно преследовали эротические фантазии с гимназисткой и девственностью и писал он в «беспамятстве растерянности и страсти», а вот «бессознательно» или нет автор очернял женские образы — это интересный вопрос.
Натали: Настаиваю, что эти рассказы его полностью выдуманные и не имеют реальной основы, зато обвинения девушек в совращении стали фундаментом для конструирования образа будущей Лолиты. Анализировать текст надо с точки зрения как рассказ проявляет истинные помыслы автора. Прям, по Фрейду. Что там у него в подсознании? В чем он проговаривается. Ведь, это чистая фантазия. Да, в ней сильна поэтическая нота, но что её пробуждает (не сказать, возбуждает)?
Диана: Как тут не придет на ум ассоциация с нашей современностью, когда можно женщину обвинить за письмо к президенту в защиту 14- летней девушки, которой якобы тоже «были присущи желания несвойственные ее возрасту»… а там и до «сморщенных женщин» недалеко.
Натали: Для меня проблема невинности девушек — такая тема …важная. Меня шокирует сомнение в невинности молодых дев, поскольку и в моей молодости и сейчас — это нормальное явление. Про гимназисток уже вообще молчу. Женская порядочность — глобальное явление на Руси. Девичья честь — это было обязательное условие женской порядочности. А здесь стремление автора (практически уголовное) измазать грязью то, что высоко и неплохо защищено. Гимназистки — это символ чистоты, они образованы, воспитаны, ухожены. Это же женская элита!
Диана: И цена в три рубля вовсе не гимназистки, мне кажется. Девица закончила гимназию, при выпуске получила диплом учительницы, могла преподавать, но она почему-то предпочитает не искать работу по специальности, а отдаться приезжему в гостинице за 3 рубля, причем один из них обещала коридорному.
Если вернуться к первоначально обсуждаемому рассказу, то можно выделить своеобразный «наезд» на девушек, женщин, который начался до революции, как подготовительные меры к дальнейшему обрушению нравственных основ и самой нормальной жизни.
Натали: Именно! Надо выявлять типичность сценария. У преступников дискретное мышление, которое не позволяет вырваться из уже один раз созданного сценария (как говорит ИАД).
Диана: Не думаете ли вы тоже, что и нобелевскую премию он получил не просто так?
В официальном сообщении Нобелевского комитета указывалось: “Решением Шведской академии от 10 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер”. В своей речи при вручении премии представитель Шведской академии Пер Хальстрем, высоко оценив поэтический дар Бунина, особо остановился на его способности необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь. В ответной речи Бунин отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю-эмигранту. Стоит сказать, что во время вручения премий за 1933 год зал Академии был украшен, против правил, только шведскими флагами — из-за Ивана Бунина — “лица без гражданства”. Как считал сам писатель, премию он получил за «Жизнь Арсеньева», свое лучшее произведение. Мировая слава обрушилась на него внезапно, так же неожиданно он ощутил себя международной знаменитостью. Фотографии писателя были в каждой газете, в витринах книжных магазинов. Даже случайные прохожие, завидев русского писателя, оглядывались на него, перешептывались. Несколько растерявшийся от этой суеты, Бунин ворчал: «Как знаменитого тенора встречают…». Присуждение Нобелевской премии стало огромным событием для писателя. Пришло признание, а вместе с ним материальная обеспеченность. (Источник)
То есть можно сделать вывод, что эта моральная распущенность была «типичной» для русского характера и это является «реальной жизнью»? Материальное вознаграждение премии составило 715 тысяч французских франков.
Возвратившись во Францию, Бунин чувствует себя богачом и, не жалея денег, раздает «пособия» эмигрантам, жертвует средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, вкладывает оставшуюся сумму в «беспроигрышное дело» и остается ни с чем. Друг Бунина, поэтесса и прозаик Зинаида Шаховская в мемуарной книге «Отражение» заметила: «При умении и малой доле практичности премии должно было хватить до конца. Но Бунины не купили ни квартиры, ни виллы…». (Источник)
Натали: Бунин, его жена и толпа приживалов существовали на его Нобелевку, которую благополучно прожили, похоже, к году 40-ому. Жили скудно (порой в доме был только молочный суп или что-то в этом роде) и иногда Бунин уходил в город, брал заначку и посещал дорогой ресторан, чтобы в одиночестве хорошо покушать. Это рассказывала, кажется, сама Д.Смирнова, автор сценария фильма о Бунине — «Дневник его жены». Вроде как, это было взято из его дневников.
Диана:
Годы войны Бунин провел в Грассе. «Никогда, – записывал он в дневнике, – за всю жизнь не испытывал этого: нечего есть, нет нигде ничего, кроме фиников или капусты, – хоть шаром покати!» В отчаянии написал в мае 1941 года в СССР А. Н. Толстому: «Алексей Николаевич, я в таком ужасном положении, в каком еще никогда не был, – стал совершенно нищ (не по своей вине) и погибаю с голоду вместе с больной Верой Николаевной. У вас издавали немало моих книг – помоги, пожалуйста, – не лично, конечно; может быть, Ваши государственные и прочие издательства, издававшие меня, заплатят мне за мои книги что-нибудь? Обратись к ним, если сочтешь возможным сделать что-нибудь для человека, все-таки сделавшего кое-что в русской литературе. При всей разности наших политических воззрений, я все-таки всегда был беспристрастен в оценке современных русских писателей, – отнеситесь и вы ко мне в этом смысле беспристрастно, человечно».
Толстой действительно обратился к Сталину с письмом. «Дорогой Иосиф Виссарионович, я получил открытку от писателя Ивана Алексеевича Бунина. Он пишет, что положение его ужасно, он голодает и просит помощи. Неделей позже писатель Телешов также получил от него открытку, где Бунин говорит уже прямо: „Хочу домой“. Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример – как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму». Однако вскоре началась война, да и желание Бунина вернуться на родину Толстой, несомненно, преувеличил. По крайней мере, в ноябре 1945 года, когда в СССР вновь вспомнили о живущем во Франции писателе, заведующий 1-м Европейским отделом Наркомата иностранных дел СССР С. Козырев сообщал: «Писатель Бунин стар и весьма неустойчив по характеру (он много пьет). Политическое настроение Бунина тоже неустойчиво. То он хочет ехать в СССР, то начинает болтать всякий антисоветский вздор». (Источник)
Продолжение следует…
Читать по теме: