Многие российские туристы в Финляндии ловят себя на мысли, что у них не возникает чувства, будто они так уж отдалились от Санкт-Петербурга. Какая-то особая скандинавская «экзотика» появляется лишь при посещении сельских районов Норвегии. Даже в Стокгольме «чувство заграницы» можно испытать лишь в самых старых районах, имеющих чисто туристический статус.
А при этом интуиция подсказывает, что подчеркнутый функционализм, которым проникнута современная скандинавская архитектура, имеет вполне российский источник.
А уж первый туристический пункт в Хельсинки в виде памятника Александру II на Сенатской площади напоминает всем забывчивым на счет собственной истории «россиянам», что страна здесь вообще возникла и замечательно сегодня живет намного лучше нашего, благодаря российскому самодержцу.
Может, мы бы окончательно убедились в том, что так и не выехали из Северной Пальмиры, обнаружив где-нибудь на задворках памятник Ильичу на броневичке… Ведь, если верить историкам КПСС, Ильич был такой добрый-добрый, щедро раздавая то, что ему никогда не принадлежало и принадлежать не могло. Именно ведь он типа выдал государственную независимость Финляндии… А вот ему памятник так и не воздвигли, зато ревностно обсаживают цветочками и всячески облагораживают местность вокруг памятника Александру II… Вот и пойми этих финнов… Елочку даже своему памятнику посадили, чтобы Александру II было приятнее стоять посреди Хельсинки.
Понять все эти феномены нам поможет творчество выдающегося архитектора Алвара Аалто.
Аалто Алвар (1898-1976, Alvar Aalto) — финский архитектор и дизайнер, “отец модернизма” в Северной Европе, представитель функционализма и органической архитектуры, один из основоположников современного дизайна. Работая на рубеже XIX-XX веков, он сочетал черты двух направлений: органической архитектуры и функционализма.
До сих пор его здания, которые сохранились в США и многих странах Европы, отличаются простотой, но в тоже время оригинальной формой. Первым постройкам автора присущи четкие геометрические очертания. Алвар совмещал на первый взгляд несовместимые вещи, используя чисто природные материалы (камень, дерево) вместе с искусственно-созданными (стекло, железобетон).
Архитектор также любил экспериментировать с формой, яркий пример тому — известный всем волнообразный потолок библиотеки в Выборге. При всем этом постройки Аалто всегда искусно вписываются в окружающую их среду. Cпроектировал около 500 зданий, и около 300 из них было построено.
В момент обретения Финляндии независимости, Алвару Аалто было 19 лет. Есть как бы общие биографические справки, которые намеренно не учитывают, что человек не только прошел профессиональное становление на рубеже очень мощного общественного излома, мощнее которого и представить себе сложно. Но и далее он жил в достаточно бурное время, включавшее в себя и Финскую войну с СССР, и Вторую мировую войну.
А эта его архитектура… рождает приятное чувство ностальгии, поскольку архитекторы тут же уловят взаимовлияние… общего направления архитектурного функционализма.
Хуго Алвар Хенрик Аалто (3 февраля 1898 — 11 мая 1976) — финский архитектор и дизайнер, а также скульптор и художник. Его работа включает в себя архитектуру, мебель, текстиль и изделия из стекла. Ранняя карьера Аалто проходит параллельно с быстрым экономическим ростом и индустриализацией Финляндии в первой половине двадцатого века, и многие из его клиентов были местные промышленники; среди них были семьи Ahlström-Gullichsen.
Взлет его карьеры, с 1920-х до 1970-х годов, больше всего обязан органичной стилистике его работ. Творческие поиски Аалто в ретроспективе включают северный классицизм ранних работ, постепенно переходя к рациональным международным тенденциям модернизма на протяжении 1930-х годов, а затем к более органичному для Скандинавии стилю северный модерн с 1940-х годов.
Его дизайн мебели считаются яркими образцами скандинавского модерна. Что характерно для всей своей карьеры, однако, является проблемой для дизайна как Gesamtkunstwerk, общей произведения искусства. Вместе со своей первой женой Айно Аалто он разрабатывает новый подход: архитектурный дизайн разрабатывается не только
для фасадов здания, но предусматривают «специальные процедуры» при организации внутреннего пространства от поверхностей стен до дизайна мебели, светильников, а также мебели, где основным материалом являются изделия из стекла.
Для своего родного города Ювяскюля самим Аалто спроетирован Аалто Музей… (машинный перевод)
Пожалуй, лишь более подробная биография Алваро Аалто явственно показывает, какую настоящую историю прервала гуманитарная катастрофа государственного переворота 1917 года. Сейчас вот над этим задумываешься и… удивляешься тому, что к Временному правительству все же финнская делегация не дернулась с наглым предложением устроить собственную страну, а к большевичкам из местечковых юристов — за просто так и с полным списанием всех долгов.
А ведь подробная биография Алваро Аалто показывает, что отнюдь не Евросоюзу Финляндия была обязана полной социальной инфраструктурой, в которой будущий архитектор с успехом и в мировом масштабе сумел реализовать свой недюжинный потенциал. Он не только оказал значительное влияние на развитие архитектуры в ХХ веке, но и явился своеобразной «связью времен», всем своим творчеством продемонстрировав, каких высот и в краткий период на базе бурно развивающегося «северного модерна» достигло бы зодчество и в России… если бы вместо этого здесь не вылезло тупое малограмотное быдло врать про»нищую, поголовно неграмотную Россию»…
Добавим, что отделение Финляндии от зоны просто дикого гуманитарного бедствия в тот момент, когда всякое бандитское отродье полезло навязывать свои «идеи» в кровавой каше, позволило Алвару Аалто нормально состояться, несмотря на сложные личные обстоятельства: он был старшим ребенком в семье, где умерла мать.
И отметим, что с отделением от Российской империи в Финляндии продолжается начатая Александром III индустриализация, а в России начинается растаскивание и дележка, грабеж, пресловутая «разруха» с оборзевшими Шариковыми, изучающими в кампании со Швондерами переписку Карла Каутского с Марксом…
Алвар Аалто, один из самых известных людей в Финляндии, которые видоизмененных архитектуру и мебель общественных зданий на основе функциональных и органических отношений между человеком, природой и зданиями, теперь называют «отцом модернизм» в скандинавских странах.
Он родился Уго Алвар Хенрик Аалто, 3 февраля 1898 года, в Куортане, Финляндия (в то время Финляндия входила в состав Российской империи). Он был первым из трех детей. Его отец, JH Аалто, был правительственным картограф. Его мать, Сельма Hackestedt, была шведского происхождения, она умерла в 1903. Его отец женился во второй раз и перевез семью в город Ювяскюля. Там молодой Аалто принял участие в обычной школе и классической гимназии, которую окончил в 1916 г.
В течение летних месяцев, молодой Аалто сопровождал своего отца на съемки поездки. От 1916-1921 он учился в Хельсинкском технологическом университете, который окончил со степенью в области архитектуры.
Будучи студентом, Аалто работал на Каролюса Линдберга по проектированию области «Tivoli» для 1920 Национальная ярмарка. В то время Аалто был протеже Армас Линдгрен, партнер Э. Сааринен в период формирования финской национальной архитектуры романтизма. Аалто служил в финской национальной милиции во время гражданской войны, которая последовала после русской революции, когда народ Финляндии получила независимость от России.
Алвар Аалто стал самым ярким представителем скандинавского функционализма, для которого характерны максимальное удобство, эстетичность и функциональность зданий. В отличие от советского функционализма, который узнается по примитивной форме зданий из серых железобетонных блоков с плоскими крышами, ленточным остеклением или скучными невыразительными окнами, функционализм Алвара Аалто красив, продуман и гармонично вписан в окружающее пространство. (машинный перевод)
Алвар Ааалто – один из наиболее влиятельных дизайнеров ХХ века. Стремился к тому, чтобы любой объект – здание, ваза, люстра, текстиль или стул – были разработаны и оформлены безупречно.
Будучи вовлеченным в современное производственно-эстетическое течение 20-х годов, принял предложение стать членом Международного Конгресса Современной Архитектуры, более известного как CIAM, где контактировал с влиятельными творческими личностями – Меркадалем или Ле Корбюзье. Тем не менее, его путь был несколько отличным от других.
Алвар Аалто стоял у истоков органического дизайна: Подлинная суть архитектуры – отображение разнообразия естественной органической жизни. Это единственный верный стиль в зодчестве.
Работы Мастера охватывают все направления современного искусства архитектуры, в которую он внёс обогащённые формы и натуральные материалы, расширил рамки свободного управления пространством. В его проектах мебели и осветительного дизайна также сочетались практицизм и эстетика. Даже в серийном производстве он исповедовал идею о том, что в каждом доме жизнь должна быть прекрасной. Светильники рассматривались как часть общего архитектурного проекта.
В жизни Алвара Аалто творчество было неотъемлемой составляющей ежедневной работы. Разрабатывая идею и исследуя возникающие проблемы дизайна, он ориентировался в естественных науках так же легко, как это делал в мире искусства. Его творчество – неиссякаемый источник вдохновения для следующих поколений.
Одним из главных принципов его творчества было единство архитектурных форм и окружающего ландшафта. Здания, построенные по его проектам, можно встретить практически во всех уголках Европы, в арабских странах и в США. В финском зодчестве, где преобладали классицизм и модерн, именно Аалто утвердил авангардный стиль и во многом определил облик современных зданий всего мира.
Алвар Аалто является ярчайшим представителем скандинавского направления стиля функционализм. Визитной карточкой архитектора стали удобные, эстетичные и функциональные здания, гармонично сочетающиеся с окружающим ландшафтом.
Алвар Аалто был одним из первых архитекторов-модернистов, появившихся в Скандинавии, в частности в Финляндии. Будучи на 30 лет моложе Франка Ллойда Райта, примерно на 10 лет моложе Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ, Аалто с 30-х годов уже стал признанным мастером мирового уровня за проектирование и реконструкцию города (например, Сайнатсало, Авеста и Сейняйоки) после войны.
Карьера Аалто началась с неоклассицизма и чёткого «функционального» стиля. Зрелое творчество Аалто отличалось соединением функционализма, выразительности и гуманизма, успешно воплотившемся в библиотеках, гражданских центрах, церквях, домах, учебных аудиториях, жилищах, музеях и фабриках.
Архитектура должна иметь шарм. Это фактор красоты общества. Но подлинная красота – это не концепция формы, которую можно изучить, это результат гармонии между множеством существенных факторов, в том числе и социальных. Алвар Аалто
Хуго Алвар Хенрик Аалто родился 3 февраля 1898 году в Куортане, в центральной Финляндии, недалеко от побережья в семье специалиста по инженерии и геодезии .
Хуго Алвар Херник Аалто родился 3 февраля 1398 года в Куортане (Центральная Финляндия) в семье лесника. Он с детства учился понимать природу, относился к ней с трепетом и любовью.
Его юность прошла в тихой сельской местности, с холодными белыми пейзажами, где большую часть года дул сильный ветер. Он был старшим сыном из трёх в семье среднего достатка. Родители служили в местном муниципалитете. Когда мальчику исполнилось 3 года, семья переехала в Ювяскюля, место, которое навсегда остаётся связанным с именем Аалто, так как именно здесь он спроектировал более 70 зданий для города и окрестностей, 37 из которых были полностью завершены.
Детство и юность провел в деревне Алаярви, где и построил свое первое здание – дом для родителей.
В конце XIX — начале XX века в Финляндии начались революционные волнения. Это была реакция на репрессии царского правительства. Когда 31 декабря 1917 года Финляндия обрела независимость, Алвар Аалто уже год учился на архитектурном факультете Хельсинкского политехнического института у одного из самых известных финских архитекторов-рационалистов Сигурда Фростеруса. В рационализме, основы которого закладывались еще в конце XIX века, целенаправленно осваивались и переосмысливались все новейшие достижения науки и техники.
Закончив местную школу, Аалто в 1916 году поступает в Политехнический институт в Гельсингфорсе (сегодня — Хельсинки). Здесь началось профессиональное становление будущего авангардиста, когда семнадцатилетний Алвар учился у Армаса Линдгрена. В 1918 году его учёба была прервана войной за независимость Финляндии. Аалто принимал участие в этой войне как солдат финской армии.
Через два года обучение юноши прервалось из-за гражданской войны в Финляндии. В борьбе за независимость страны Аалто занял сторону демократов-белофиннов, которые противостояли финским «красным».
После войны он продолжает учебу, и в 1921 году заканчивает институт с отличием и получает диплом архитектора.
После завершения учёбы много времени посвятил путешествиям по Центральной Европе и Скандинавии, работал в различных шведских архитектурных проектных бюро.
К этому времени лидеры рационализма уже занимались в основном проектированием промышленных и транспортных сооружений. Популярным сделался неоклассицизм. Он оказал огромное влияние и на развитие финской архитектуры, которая в начале XX века переживала сильное увлечение «национальным романтизмом», рожденным на стыке модерна и традиций финского народного зодчества. Развитие финского неоклассицизма, а позже и функционализма связывают с именем шведского архитектора Гунна-ра Асплунда.
Официальным дебютом Алвара Аалто можно считать участие в индустриальной выставке в Тампере в 1922 году.
А в 1923-м молодой архитектор открыл свою проектную контору в Ювяскюля.
С 1925-го он начинает сотрудничать со своей будущей женой Айно Марсио.
В 1924 году она начала работать в офисе Алвара Аалто. После работы в качестве его помощника в течение примерно шести месяцев, Айно и Алвара Аалто женились. Он сказал, что он должен столько денег, что это был их единственный выход. Через четыре года старше Альвар, Айно дополняет это прекрасно: она была прагматичная женщина, которая может смягчить некоторые из необоснованных идей от своего мужа, и это был отличный художник.
Говоря о творчестве Аалто, редко вспоминают, что оно появилось как результат сотрудничества двух архитекторов. В 1924 г. Алвар женился на Айно Марсио, которая также была архитектором. Она стала специализироваться на дизайне интерьеров, но при этом была самым близким профессиональным советником своего мужа и в вопросах проектирования зданий, хотя заботы о доме, о детях и собственном муже оставляли мало времени для работы в проектном бюро. Судя по всему, характеры супругов дополняли друг друга. Считается, что более уравновешенная и реалистически настроенная Айно Аалто сдерживала типичные для Алвара Аалто причуды и порывы. Влияние жены пошло на пользу многим проектам.
Первая жена Аалто, Айно Марсио, закончила Технологический университет в Хельсинки, в котором получила степень архитектора в 1920 году. Некоторое время работала в студии Ойва Каллио. В 1923 году перешла в студию Алвара Аалто. Они поженились в 1924 году и 25 лет работали вместе. Их взаимоотношения строились на общности взглядов со студенческих лет. Айно была постоянным соавтором Алвара Аалто вплоть до своей кончины.
Айно специализировалась на дизайне интерьеров и иногда вела проекты независимо от своего мужа, ей даже была присуждена золотая медаль за дизайн изделий из стекла и хрусталя на VI Триеннале в Милане в 1936 году. Высоко оценённая манера упрощённой эстетики, которой отличался представленный сервиз, вместе с серией цветочных ваз Алваро Аалто, привлекло внимание международной общественности к современному финскому дизайну стеклянных аксессуаров. Айно была партнёром мужа в компании Артек, занимая должность директора с 1941 до смерти в 1949 году.
В 1924 году он женился на Айно архитектор Marsio, у них было двое детей, Йоханна (род 1925), и Гамилькар (родился в 1928). Аалто и его жена имели свой медовый месяц в Италии. Средиземноморской культуры произвели глубокое влияние на творчество Аалто, он смешивается с его скандинавской интеллектом и оставался важным его дальновидных работами на всю оставшуюся жизнь.
В 20-е годы участвовал в реконструкции многих церквей, успешно принимал участие в бесчисленных конкурсах. После выпуска из института дизайнер несколько раз переезжает, работая в разных частях Финляндии: городах Ювяскюля и Турку…
…Скрипя зубами вспоминаем, как какие-то минимальные объемы строительства в «новой России» возобновились лишь к 1925 году, когда Сталиным впервые были предприняты попытки прекращения откровенного грабежа, развернутого «прогрессивными и сознательными».
А в Финляндии в этот период без надрыва, без резких скачков и переворотов, а главное, без тупого малограмотного быдла, навязывающего свои идиотские «поучения», грабя все подчистую, — развивается функционализм, главной идеей которого является приспособленность архитектуры и к местным условиям и к нуждам человека. И к этому советская архитектура в массовости придет лишь… к семидесятым.
Наиболее выразительной неоклассической постройкой Алвара Аалто считается рабочий клуб в Ювяскюля, возведенный в 1923-1925 годах. В проекте чувствуется непосредственная связь с архитектурными образами итальянских палаццо, очень популярных в эпоху Возрождения. Глухой прямоугольный объем приподнят над первым этажом на опорах, которые имеют вид полуколонн. Фасады напоминают дорический ордер, где за своеобразным фризом расположен зрительный зал. Чуть позже в том же стиле неоклассицизма Аалто спроектировал и церковь в Муураме.
И все это сразу напоминает о том, что рабочие клубы строились по всей России со второй половины ХIХ века, здесь ничего нового большевики не дали даже своему «авангарду», доказывая, будто действуют в интересах обиженного пролетариата. И как раз раннее творчество Алваро Аалто, когда он получает образование и профессиональные основы на лучших образцах российской архитектуры — это подтверждает целиком и полностью.
В 1927 году Алвар Аалто переехал в город Турку и открыл свой первый офис, который стал центром нового архитектурного направления — функционализма, утверждающего примат утилитарно-практической функции архитектуры над формой.
Правда, биографы Аалто утверждают, что первые сооружения Аалто несут на себе влияние неоклассицизма (и где это он почерпнул эти основы, спрашивается?) и… шведского архитектора Эрика Гуннара Асплунда.
Можно лишь предполагать, какое «уникальное» влияние может оказать на финна швед, с учетом того, что до развала СССР все шведы считали лучшим архитектурное и строительное образование, полученное в Ленинграде.
Пока эти «творческие переработки», по сути, не несут никакой архитектуры вообще, но здесь вполне просматривается та архитектурная безликость, которая еще коснется и нас в индустриальных методах строительства.
Например, многоэтажный квартирный дом в Турку, построенный между 1927 и 1929 годами, где использованы конструкции из переработанного бетона. Это был эксперимент на уровне сооружения Миса ван дер Роэ и Гропиуса в Штутгарде.
Немецкие архитекторы довели один из принципов функционализма — зонирование территории для каждой жизненной функции («жить, работать, отдыхать, передвигаться») — до механистичности. Финский же архитектор, который, путешествуя по Германии, видел выставку функционалистов «Новое жилище» в Штутгарте и посетил в Дессау «Баухауз» основоположника функционализма Гропиуса, по-своему переосмысливая принципы этого архитектурного направления, победил в нескольких конкурсах.
Первые дома, построенные по проекту Аалто в Турку в 1928-29 годах не отличались от других массовых застроек, сделанных по страндартным проектам – обычные параллелепипеды с ровными рядами одинаковых окон.
В 1928–1930 годах,еще до вступления в CIAM Алвар Аалто спроектировал и построил первое крупное здание, которое обрело известность за пределами Финляндии – типографию для газеты «Турун-саномат» в Турку. Оно уже соответствовало на 5 принципам современной архитектуры, сформулированным Ле Корбюзье.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов спроектировал вместе с Брюггманом выставку, посвященную 700-летию Турку. В самом начале творческого пути Аалто искал новые конструктивные формы, отдавая предпочтение естественным материалам. В начале тридцатых годов архитектор переезжает в столицу, открывает фирму по выпуску предметов интерьера.
С 1928 по 1933 год Аалто работает над проектом и строительством туберкулезного санатория в Паймио. Чистота формы и смелость концепции принесли архитектору признание и известность. Санаторий в Паймио – образец современной здравницы.
Многие из разработчиков Турку столкнулась с финансовыми трудностями, в 1929 году (в т.ч. и в связи с экономическим подъемом в СССР) в Финляндии начинается экономический спад, правда, не в таких масштабах, как в американской Великой Депрессии.
После завершения санаторно-курортных пансионата Paimio Аалто переехал в Хельсинки, где было больше возможностей для трудоустройства. В 1931 году в Норвегии дал серию пресс-конференций, посвящённых вопросам архитектуры и дизайна.
Среди крупнейших работ Алвара Аалто есть несколько больниц и домов отдыха, которые он сам считал «инструментами для выздоровления». Излюбленный стиль Аалто — функционализм – подчинялся комфорту и покою пациентов, удобству деятельности врачей и обслуживающего персонала. И все же именно санаторий Паймио стал образцом для многочисленных больниц во всем мире.
А для нас, как я уже заметил, эта архитектура вызывает теплое ностальгическое чувство по общей государственной политике, которую мы наблюдали в 70-80 годах.
Tuberculosis sanatorium, Paimio, Finland, Alvar Aalto, 1928–1933 © Alvar Aalto Museum, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014*. Señala encima de la imagen para v
erla más grande
Санаторий Паймио для туберкулёзных больных, в котором Аалто проектировал также и предметы обстановки, — явился для архитектора сооружением, которое оказало заметное влияние на развитие современной архитектуры и принесло широкую известность автору.
Лечебное учреждение явилось совместным предприятием более чем 50 муниципальных округов, которые при поддержке государства решили покончить с чумой конца ХIХ века- начала ХХ века — туберкулезом.
Санаторий был выстроен в малонаселённой лесистой местности на юго-востоке Финляндии. Предложение Алваро Аалто было признано лучшим попечительским советом в 1928 году.
Спроектированные в функциональном стиле здания санатория являются яркими примерами сооружений «для жизни», именно в такой концепции задавалось развитие архитектурной среды финским обществом. Здания четко разделены на блоки, отвечающие конкретным функциональным задачам — работа (прежде всего, медицинского персонала), отдых (в данном случае уже больных и выздоравливающих) и функциональные переходы. Скандинавский функционализм отличался тем, что всегда учитывал окружающие условия, что выражалось, прежде всего, в создании удобных и комфортабельных переходов из одной зоны в другую. Кроме того эстетика занимала в проектировании не последнее место.
Суть проекта заключалась, во-первых, в разделении зон для пациентов и медицинского персонала. Медсёстры, врачи, санитары и служащие администрации, обслуживающий персонал, делили в рабочее время изолированное место с больными, но их жилища, конференц-залы были отелены от санаторной зоны. С другой стороны, Аалто хотел спроектировать идеальное здание, предназначенное для лечения тяжёлых больных. В узком и высоком блоке и присоединённым к нему крылом с открытыми террасами, доминировали пространства с максимальным доступом солнечного света и свежего воздуха.
Это был эксперимент в интернациональном стиле, в котором акцентировалось внимание на гуманитарном аспекте дизайна. Всё подчинено более лёгкой адаптации пациентов к длительному пребыванию в больничных условиях. Чётко и логично организованный функциональный комплекс с великолепными системами освещения, отопления и вентиляции, органично вписанный в окружающий ландшафт, стал образцом для многих больниц по всему миру.
Его страсть к живописи и его встреча с Пабло Пикассо способствовали выработке собственного уникального архитектурного стиля. Влияние техники коллажа, изобретённая Пикассо и Жоржем Браком, претворилась в доминирующий элемент во всех его последующих работах, последовавших за Паймио. Коллаж, цвет, свет, особенности местности и текстура материалов позволили ему создать настоящие пейзажи архитектурных форм.
Лечебный корпус санатория максимально открыт воздуху и солнцу. Этажи здания окружены террасами. Строение вытянуто в длину и в высоту. Интерьеры оборудованы таким образом, чтобы обеспечить пациентам максимальный комфорт в течение длительного времени: темные потолки, мягкое, рассеянное освещение. С терапевтическим корпусом жилое здание соединено промежуточными помещениями; с другой стороны к санаторию примыкают служебные помещения. Для проживания медсестер, врачей, служащих предназначен отдельный корпус.
Аалто особое внимание уделял единству архитектуры и окружения здания. В проектах Алвара вы не найдете элементов декора. Если и есть какие-либо украшения, то на них возложена определенная функциональная нагрузка. В основном декоративными элементами служат технические детали такие как вентсистемы, оборудование для освещения.
Ярко выражен функционализм в проектах Аалто для постройки домов отдыха и больниц. Такие здания рассматривались архитектором как инструменты для отдыха и оздоровления.
Скандинавский функциональный стиль Аалто был близок к органическому архитектурному стилю. Архитектор одновременно раскрывает свойства природных материалов и органично вписывает архитектуру в окружающую природу.
Излюбленная волнообразная форма используется Аалто повсеместно. Финскому архитектору принадлежит идея о том, что здание является продолжением пространства, а природа и архитектура являются единым целым. Его проектам характерно точное соответствие формы каждого строения его назначению, при этом здания органически сочетаются с ландшафтом.
В середине 30-х годов Аалто проектирует городскую библиотеку в Выборге (1930—1935), где им идеально продумывается освещение и зонирование, что впоследствии учитывается в качестве основы советских норма проектирования по инсоляции и экспликации общественных зданий и сооружений.
Стиль Альвара Аалто всегда был очень смелым, экспериментальным и при этом гармоничным. В своих работах он умело сочетал традиционные материалы, такие как камень, кирпич или дерево с на тот момент новыми: стеклом, железобетоном. Это давало очень неожиданные и смелые результаты.
Однако дизайнер избегал в своих работах вычурности. При всей своей необычности они выглядели довольно просто и лаконично. Одним из ярких примеров творчества Альвара — потолок библиотеки в Выборге. Махнув рукой на привычные всем стандарты, архитектор сделал деревянный потолок не ровным, а волнообразным.
В здании Выборгской городской библиотеки (1930-1935 гг) проявилась вся элегантность функционализма Аалто. Архитектор вообще уделял большое внимание устройству библиотек; специально для «домов книги» он разработал систему бестеневого освещения. Стены использовались таким образом, чтобы отражать свет из окон. В библиотеке Выборга Алвар Аалто впервые с успехом использовал воронкообразные фонари верхнего света. Система природного освещения долгое время отрабатывалась на макетах, пока мастер не достиг идеала.
Стоит отметить, что большое значение Аалто придавал комфортности внутренних помещений. Например система бестеневого освещения залов и библиотек. Разворачивая веером помещение к свету, архитектор компенсировал его недостаток в климате страны.
Свет являлся фактором формообразования. Читальные залы, каталоги и абонементы не отгорожены друг от друга. Они образуют единое пространство, которое делится на зоны с помощью освещения. Залы выдачи и чтения книг спроектированы без окон — стены заняты книжными полками
Выборгская библиотека почти не имеет специально выделенных помещений; членение на зоны абонемента, каталога, читального зала происходит с помощью света, который стал формообразующим фактором.
Здание примечательно также знаменитым волнообразным потолком из деревянных пластин, обладающим специфической акустикой. Так библиотека была визуально связана с окружающей природой. Подобные волнистые элементы и особое использование света со временем стали характерными чертами архитектуры Аалто.
При строительстве городской библиотеки в Вийпури (ныне Выборг) в 1933 – 1935 годах Аалто наряду с металлическими и железобетонными конструкциями использует дерево. Яркой деталью здания стал волнообразный деревянный потолок — волнообразный поток пластин из дерева, который отличался уникальными акустическими характеристиками. Для того, чтобы книги освещались со всех сторон, Алвар сделал в библиотеке стеклянные стены и окна в потолке..
Библиотека в Выборге (1933-1935). Использованы фото и информация о библиотеке в Выборге с сайта
Вот, что вспоминает студент, проходивший тогда у Аалто практику:
Проработала библиотека Аалто недолго – началась Зимняя война с Финляндией, а потом и Великая Отечественная война. От военных действий здание почти не пострадало, но в последующие годы оно долго было заброшенным и постепенно разрушалось от времени.
Позже в нём разместились взрослая и детская библиотеки, и наличие двух «хозяев» тоже не пошло ему на пользу. К счастью, ему не дали окончательно прийти в аварийное состояние.
В 1954 году уже в Советском Союзе началась реставрация, а в 1961 библиотека открылась для посетителей. Во время проведения реставрационных работ оригинальных чертежей не было, строительные материалы были использованы советские.
Детали интерьера, мебель были, естественно, не оригинальные.
К концу 80-х библиотека выглядела плачевно. Крыша протекала, стены покрылись плесенью, окна сквозили все внутри мерзли.
Viipuri (Vyborg) City Library, Vyborg, Karelia (today Russia), Alvar Aalto, 1927—1935 © Alvar Aalto Museum, fotografía: Gustaf Welin, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014. Señala encima de la imagen para verla más grande
Viipuri (Vyborg) City Library, Karelia (today Russia), Alvar Aalto, 1927–1935 © Armin Linke, VG Bild-Kunst, Bonn 2014*. Señala encima de la imagen para verla más grande
После создания в 1992 году «Финский комитет по реставрации Выборгской библиотеки» были собраны средства на реставрацию библиотеки. Российско-финский проект по реставрации библиотеки подходит к завершению.
Одно из главных отличий библиотеки Алвара Аалто – это её окна и стеклянные стены, благодаря которым в её помещениях всегда очень светло. А знаменитые круглые окна на крыше ещё не восстановлены до конца, но скоро они будут точно такими же, какими были в далёком 1935 году
Нашли все чертежи с замечаниями архитектора, работы велись строго в соответствии с ними.
Все детали интерьера — от входных дверей до электрических проводов и выключателей использовали такие же как в 1935 фактически создав точную копию. В 2013 все работы были завершены.
С любовь восстановлена каждая деталь.
Это действительно реконструкция… настоящая, которая ближе к полной реставрации первоначального замысла, но поскольку есть функциональные изменения, это все же реконструкция.
Зданию был возвращен уж очень редкий сегодня дух «архитектура для человека», столь характерной для творчества Алваро Аалто.
В активе архитектора было обнаружено 10 неосуществленных и 12 осуществленных проектов библиотек. Реконструкция библиотеки Выборга стала важным этапом в деле сохранения и изучения принципов общественной архитектуры ХХ века… В особенности, когда в России идет сокращение библиотек, их постоянный захват никем не контролируемыми «коммерческими структурами» с немереным административным ресурсом.
Последнее фото из коллажа представляет собой компактное и весьма функциональное помещение архива. Особую органичность ему придает уникальная мебель разработки Аалто.
Надо отметить, что после реконструкции в здании установлена мебель финских производителей, которые отнеслись к задаче восстановления проекта Аалто с огромным душевным подъемом. Некоторая мебель — не только дизайн самого Аалто, но и отлично сохранившаяся с момента возведения и комплектации здания в 1935 году. Главным помещением библиотеки является лекционный зал со знаменитым волнистым потолком, символизирующим открытую книгу.
После реконструкции в библиотеке Выборга те же лампы, что и в оригинальной библиотеке 1935 года. Вот, например, какие великолепные лампы, будто отбрасывающие естественный свет от окон, были изготовлены Алваром Аалто для детского отдела библиотеки.
Еще несколько характерных для него работ, которые хорошо иллюстрируют чистый, но при этом очень элегантный стиль Аалто — здания редакции газеты «Турун Саномат» в Турку (1927-1929), дома отдыха для лечения туберкулезных больных в Паймио (1928-1933) и муниципальной библиотеки в Вийпури (сегодня — Выборг; 1930-1935). Строгие линии, главенство пространства над его составляющими элементами — все это отлично характеризует три эти великие постройки автора.
Аалто стал в своем роде новатором, так как своим творчеством разбавил привычное финляндское зодчество. Он добавил в него авангарда, который занял свое место рядом с популярными тогда модерном и классицизмом. Интересно, что начинал архитектор именно с классицизма, в котором его привлекала лаконичность.
Постепенно Аалто вырабатывает свой собственный стиль, отличительными чертами которого становятся волнообразные стены, односкатные крыши, использование древесины и кирпича.
Алвар Аалто становится одним из самых популярных архитекторов. Он продумывал каждый свой проект до мельчайших подробностей, и в 1931 году создал фирму «Артек» по производству осветительной аппаратуры, мебели, художественного стекла, текстиля, которая просуществовала до нашего времени и сегодня разрабатывает наборы обстановки не только для жилых, но и для общественных помещений.
В 1935 году четыре молодых идеалиста Альвар и Айну Аалто, Маир Галличсен (Maire Gullichsen) и Нильс-Густав Хал (Nils-Gustav Hahl) открывают фирму «Artek», которая занимается выпуском уникальных предметов для интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна.
Основатели «Artek» пропагандировали новый вид окружающей среды для повседневной жизни, это касалось как градостроительства, архитектуры, так и дизайна интерьеров. Предметы интерьера, разработанные Аалто, становились образцами современного стиля и финского дизайна. Классикой стали кресла из гнутой фанеры и «стул 60» – легкие складывающиеся один на другой табуреты. Эти предметы отражают стремление Аалто к практичности и органическим формам.
Сейчас «Artek» принадлежит частной шведской инвестиционной компании Proventus AB. Фирма бережно относится к наследию и философии жизни Алвара и Айны Аалто, большинство моделей разработанных Аалто выпускаются до сих пор и пользуются огромным спросом. Так же современный «Artek» поддерживает Музей и Фонд Альвара Аальто.
В 1932 году вернулся к теме проектирования мебели, главным образом, стульев.
Им была разработана технология производства мебели из гнутой фанеры. Этот стиль скандинавской мебели узнаваем и популярен и по сей день.
Алвар Аалто, Lounge стул 43, 1936-37 гг |
Paimio Armchair N°41, Alvar Aalto, 1932 © Vitra Design Museum, fotografía: Jürgen Hans, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014*. Señala encima de la imagen para verla más grande |
Stool 60, Alvar Aalto, 1933 © Vitra Design Museum, fotografía: Jürgen Hans, VG Bild- Kunst, Bonn, 2014* |
Savoy vase, Alvar Aalto, 1936 © Vitra Design Museum, Alexander von Vegesack, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014*. Señala encima de la imagen para verla más grande |
Armchair N°. 26 for the Paimio sanatorium, Alvar Aalto, 1932 © Vitra Design Museum, photo: Jürgen Hans, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014*. Señala encima de la imagen para verla más grande |
Armchair, Alvar Aalto, 1932 © Vitra Design Museum, fotografía: Jürgen Hans, VG Bild-Kunst, Bonn, 2014* |
Ваза Aalto (Волна ) была спроектирована Алваром и Айно Аалто в 1936 году для участия в конкурсе финской компании Iittala. Под брендом Iittala до сих пор производится более сотни вариаций вазы, при этом авторы за создание вазы не получили ни копейки. По условиям конкурса авторскими правами на произведение победителя распоряжались организаторы конкурса, а самому победителю, доставался тендер на создание интерьера ресторана Savoy в Хельсинки.
Но уже в проекте первого собственного дома Алвара Аалто, построенного в 1934 году в Хельсинки на ул. Риихитие, хорошо заметны признаки скандинавского функционализма, который станет визитной карточкой архитектора.
Воспитанный в «озерном крае» Аалто через все свое творчество проносит идею гармоничного объединения современных технологий, функциональности, природной красоты и лаконичности, будь то планировка целого города, окружающий отдельное здание ландшафт, внутренняя отделка помещений или предметы интерьера.
Являясь, одним из основателей органического дизайна, Аалто был убежден, что использование натуральных материалов – это способ удовлетворить не только потребительские, но и психологические потребности потребителя. Так же Аалто уделял большое внимание организации освещения. В его проектах свет, будь это солнечный свет или искусственная подсветка, формирует пространство и служит мощным инструментом воздействия на эмоции человека.
Дом в Мунккиниеми выполнял функции студии и жилища, которые были четко разграничены и разнесены в разные части здания. Для работы предназначалась башня офиса из белого кирпича с угловыми окнами. Жилая часть с навесом и балконом, отделанная темным деревом и натуральным камнем ниже и рельефнее. Между функциональными частями было четкое разграничение. Башня из белого кирпича была для работы, жилая часть располагалась на нижних этажах.
Основная идея функционализма состоит в том, что здание или сооружение должно соответствовать своему назначению: «функция определяет форму» — главный девиз стиля. Функционализм определяет здание как «конструкцию для жизни» и расчленяет его на блоки в соответствии с последовательностью функциональных процессов: работа, отдых, переходы из блока в блок.
В отличие от нашего, да и европейского функционализма, для которого характерны утилитаризм, рациональная планировка, малый метраж и дешевизна, направленные на разрешение жилищного кризиса, скандинавский функционализм учитывал условия среды и окружения, а также придавал большое значение эстетическим принципам. Для Алвара Аалто было особенно важно продуманное единство архитектурного ансамбля и окружающего ландшафта.
Дом в Мунккиниеми — главный фасад и фасад со стороны белой башни
Верный своим принципам, Аалто при возведении целлюлозного комбината в Суниле и прилегающего рабочего поселка (1936–1939; 2-я очередь 1951–1954) проявляет себя как весьма дальновидный и экологически чуткий градостроитель.
В 1937-1939 гг по заказу нескольких лесообрабатывающих предприятий Алвар Аалто полностью спроектировал целлюлозный комбинат в Суниле и прилегающий к нему рабочий поселок. В отделке жилых зданий Сунила проявилось стремление к «внеклассовой архитектуре»: в отличие от прежних заводских населенных пунктов, здесь не прослеживалась социальная иерархия. Зодчий приветствовал идеал «многофункционального пространства»: нескольким отдельным комнатам он предпочитал единое зонированное помещение.
Здания поселка, расположенные в лесу, адаптировались к ландшафту, а не доминировали над пейзажем. Заводской поселок Сунила, положивший начало массовому строительству пригородов, послужил образцом для создания пригородов в Финляндии, а комплекс целлюлозного комбината признан красивейшим в мире зданием производственного назначения.
В 30-е годы Аалто, как и другие ведущие финские архитекторы — Брюггман, Экелунд, участвует в разработке проектов «минимальных квартир» и начинает широко использовать дерево как в сооружении павильонов выставок, так и жилых домов (самый яркий пример — вилла «Майреа»).
Вилла «Майреа» в Нормаркку (1937-1939).– новый образец идеального жилья
Можно ли дешевый камень превратить в золотой? Алвар Аалто считал, что именно для этого и существует архитектура. Он никогда не использовал «холодных», грубых материалов там, где с ними будет соприкасаться человек. Больше всего он любил дерево и камень. И свой первый самостоятельный архитектурный проект осуществил, когда ему было всего двадцать лет. Он, еще студент, сам реконструировал купленный родителями деревянный дом в деревне Алаярви и построил деревянную колокольню.
Те, кто знает толк в архитектуре, считают, что в использовании дерева Аалто не было равных. Во всех его проектах этот материал применялся не только как отличный формообразующий, но и гуманизирующий среду элемент.
Например, когда в 1938-1939 годах Алвар Аалто взялся проектировать загородный дом-виллу «Майреа» для своих друзей — архитекторов Майры и Гарри Гулликсен, он использовал дерево и для внутренней, и для наружной отделки, раскрывал живописные цветовые и фактурные сочетания березы, тика, ели, сосны и даже специально спроектировал деревянную мебель.
Интерьер получился теплым и уютным. А деревянные элементы в наружной отделке помогли очень естественно вписать кирпичный дом в окружающий лесной ландшафт.
Вилла, спроектированная в 1938-1940 гг для семьи богатых промышленников Гуллихсенов, перевернула взгляды общественности на то, что считается роскошью, и стала базисом для проектирования дорогого функционального жилья.
Здесь четко проявился талант Аалто в использовании естественных материалов и новейших форм; так, потолок в гостиной отделан сосновыми рейками, стальная колонна обшита берестой. Пространство гостиной поделено на части различного назначения, и в то же время она остается целостным помещением. В оформлении интерьеров Аалто использовал мебель, изготовленную по его же чертежам.
В оформлении фасадов использовались традиционные для архитектора материалы – древесина, камень, бетон и сталь. Широко раскинувшаяся двухэтажная вилла стала естественной частью соснового леса.
Специалисты сравнивают виллу «Майреа» с известным домом над водопадом Ф. Райта, который был построен в 1937 году. Та же естественность, живая перекличка с окружающей природой. Алвар Аалто использовал принцип «перетекающего» пространства, успешно воплощенный двумя лучшими архитекторами XX столетия: Ле Корбюзье — в вилле «Савой» и Мис ван дер Роэ — в доме Тугендхата. Но постройка Аалто, можно считать, более гуманна. И не только потому, что при желании отдельные участки пространства легко изолируются друг от Друга.
Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ использовали преимущественно искусственные, «холодные» материалы — стекло, бетон, металл. Даже природный камень у них воспринимается как контраст по отношению к тому, что создано руками человека. Но этот же самый камень более чем естественно смотрелся во всех постройках Алвара Аалто.
После реализации проекта «Вилла Майреа» произошло причисление его автора к метрам «движения современного романтизма». Получился гимн родной природе, полного слияния с ней в органичном сооружении, подчеркивающего своей простотой и функциональностью ее неброскую красоту.
В комнатах дома органично соединились взаимодействия естественного освещения, цвета и звучания. Для 1938 года такой подход был полностью новаторским, рассчитанным на долгий срок жизни. Это был абсолютно оригинальный взгляд на функционализм, на многие годы взволновавший архитектурный мир.
В экстерьере соединяются в архитектурный коллаж различные материалы и такие элементы дизайна, как гладкие колонны, шершавый камень, плоские крыши с травяным покрытием. Интерьер выдержан в классическом северном стиле, хотя более основательный и полностью модернизированный ассоциативно связан с финским лесом.
Интересно, что при создании виллы Аалто стремился решить задачу «минимальной квартиры», какая необходима человеку, то есть сделать ее многофункциональной. Лисбет Закс, коллега Аалто из Швейцарии, описывала, как он убирал в макете межкомнатные перегородки, повторяя, что «людям не надо столько комнат».
Аалто комбинировал текстуры и природные материалы, чтобы окружить гостей деревьями. Пространства свободного плана открывались и закрывались внутри его леса, создавая целый ряд уголков, олицетворяющих пейзаж и национальные культурные традиции в строительстве.
Очень внимательно относился Алвар Аалто и к оформлению интерьера. Прежде чем предложить те или иные светильники, он изучал психосоциологические и функциональные свойства света. Он настаивал на том, что правильно спроектированный дом должен предоставлять не только каждой семье, но и каждому ее члену возможность уединения.
Разрабатывая мебель и другие элементы интерьера, он утверждал, что все детали внутреннего убранства дома — не что иное, как компенсация контакта с природой. «Каждый может хотя бы в шутку вообразить, что изделия, наполняющие дом,- говорил Аалто,- являются символами естественных элементов.
Изделия и предметы с их текстурой, цветом и формой представляют зеленые поля и цветы, короче говоря, мир, которого человек в больших городах лишен». Все дизайнерские разработки Алвара Аалто, как и его архитектурные проекты, естественны и органичны.
Продолжение следует…
Читать по теме: