Мы расширяем круг наших грузинских друзей. Что так естественно. Нет ничего лучше теплой грузинской компании. Душевное застолье с продолжительными тостами, прекрасным пением и мудрой беседой. Может быть, это уже стереотип? Но от него так не хочется отказываться. Так выпьем же за устойчивость и стабильность эталонного гостеприимства! …
Сегодня мы с удовольствием знакомим читателей с Тамазом Суладзе, бывшим советским журналистом. С удивлением можно вспомнить, что когда-то у нас была достойная, многонациональная и очень культурная журналистика. Да-да, в самой читающей стране мира.
Как и все мы, Тамаз прошел большой (и во многом вынужденный) «путь становления». Под конец этого пути выяснив (как и все мы), что самое главное с ним происходило именно тогда, когда он был советским журналистом, сближая наши народы в единую семью, продолжая культурные и духовные традиции той удивительной страны, где все мы имели столько возможностей…
Казалось бы, перед ним открылся весь мир… Но лишь для того, чтобы понять, насколько этот мир ничтожно мал.
Представляемая вашему вниманию статья «Мастера», написана в самом конце 80-х, несет непередаваемый дух тех лет. Статья посвящена гипотетической встрече Владимира Высоцкого и Важи Пшавела на грузинской земле.
* * *
Мастера,
или встреча Владимира Высоцкого и Важи Пшавела
Эта статья была написана мною в 1988-м году
(в газете «Ахалгазрда коммунисты») на грузинском
языке и основывается на реальных событиях.
На русском языке я немного видоизменил и впервые
опубликована на веб-странице
www.v-vysotsky.narod.ru в 2006-ом году.
Тамаз Суладзе
Утром, когда над крышами старых тбилисских домов плавно проплывает теплое солнце, с необычайной страстью хочется соткать, как пестрый ковер, стих многовековому красавцу городу. Эта страсть невидимыми импульсами вырывается наружу и начинается карусель – приветствий, расспросов, встреч, уважений, деяний, работы и творчества. Город, как одна семья, дышит и живет, любит и страдает, принимает гостей и никогда не прощается с ними.
Это неписаное правило Тбилиси!
За всю многовековую историю существования города многие знатные люди, из разных стран и в разное время, любовались узкими улочками старого города и наслаждались прославленным гостеприимством горожан. Восхищались фольклором и поэзией, музыкой и танцами… и, конечно, простыми Тбилисцами.
И из века в век добрые гости отвечали взаимной любовью и оставляли свой неизгладимый след в истории города.
Одним из тех, кто смог впитать в себя дух, культуру и быт древнего города, был Владимир Высоцкий, поэт, бард, актер и душа не только русского народа, но всего интеллектуального населения планеты.
Счастлив тот, кто хоть раз пройдет по его следам, прикоснется к частице его жизни и сможет увековечить быль для будущего поколения.
Перед Вами этот счастливчик, Ваш покорный слуга, который и постарается на мгновение окунуть Вас в прошлое, и оживить гениального человека, след которого до сих пор не остыл в нашем городе.
Итак, добро пожаловать в Тбилиси 70-х…
***
В мастерской, освещенной с прозрачного потолка лучами солнца, в то утро суеты не замечалось. По обыкновению, студенты и подмастерья великого скульптора Гоги Очиаури обменивались впечатлениями футбольного матча предыдущего дня, прибирались и заодно готовили глиняную массу для мастера. Батоны Гоги сегодня придет позже, к двум часам – с утра он должен был зайти в Союз художников по важным делам, затем в Академию Художеств, и только потом вернется в мастерскую. Переоденется в рабочую форму и со стекой в руках продолжит работу.
Все до единого, работавшие рядом с мастером, чувствовали большую ответственность и благоговейно относились ко всем деталям творческого процесса – скульптору поручили изваять памятник не кому-нибудь, а самому Важа Пшавела, великому классику грузинской литературы, единственному в своем роде философу фольклорной литературы Грузии, великому зодчему грузинского языка. Человеку, прожившему всю жизнь в своем родном селе Чаргали, в регионе Пшави (отсюда и его псевдоним – Важа Пшавела, – а его настоящее имя Лука Павлович Разикашвили, 1861-1915 гг.), и при этом мыслящему общечеловеческими мировыми ценностями. Великому классику, именуемому еще как «корни грузинской культуры».
Вот такая задача стояла перед мастером, и вся грузинская общественность ждала от него нечто, которое должно было передать дух и образ писателя так, чтобы, посмотрев на него, никто б не смог ошибиться и утвердительно сказал бы: да, это – Важа!
Работа над скульптурной композицией была почти завершена. Оставались мелкие детали, доработка которых, на скульптурном станке, не требовала много времени, но все детально перепроверялось по эскизам и тщательно измерялось в масштабах перед сдачей на художественном совете.
Характер и дух Важи был найден мастером. Он сам из этих краев, и в его жилах течет та же кровь, пропитанная любовью к родной земле, как у его сородича из недалекого прошлого. Но он все-таки был чем-то недоволен и постоянно сетовал на чиновников из худсовета. Студенты и подмастерья не знают истинных причин негодования наставника, но догадываются – мастер в последнее время не в духе.
Около двух часов батоны Гоги вошел в мастерскую, держа в руках несколько больших пакетов. Положив их на рабочий стол и поздоровавшись с молодыми людьми, объявил:
– Ну, так, ребята, сегодня к нам, около четырех часов, пожалуют гости. Точно так и не понял до конца, кто они, потому как в коридоре Союза художников, в шуме и гаме, мне об этом сообщили Зураб Церетели и Саша Рехвиашвили, но расслышал, что они из Москвы, молодожены, и, если я не ошибаюсь, некто Высоцкий…
– Это не тот ли Высоцкий, который поет? У меня есть бобины с его песнями. Классный парень.., – восхищенно оценил события один из студентов.
– Не знаю, не знаю, – ответил мастер, стоя у станка и разглядывая свое творение со всех сторон. – Ну, вот что: пока подойдут гости, нам надо навести порядок. В этих кульках шампанское, вино и фрукты. Один из вас займется с тряпьем, а остальные работают вместе со мной. За дело! – распорядился батоны Гоги. Переоделся, сел на высокий табурет и начал творить.
Время прошло незаметно. Со двора мастерской послышался шум. Все было готово для встречи гостей. Батоны Гоги сполоснул водой руки, поправил рабочий сюртук и открыл настежь двери. Зураб Церетели вошел первым и элегантным движением руки попросил войти гостей. И вдруг на пороге появилось солнце… в облике женщины, сияющее лучезарной улыбкой, с двумя голубыми океанами в глазах, и притягательной, неимоверной силы женственной красотой.
На мгновение все впали в приятное оцепенение. Зураб Церетели, со своей чуть хитроватой улыбкой на лице, оценив сложившуюся обстановку, понял, что надо спасать ребят:
– Познакомьтесь, пожалуйста, это наш известный скульптор батоны Гоги Очиаури и его студенты.
Мастер протянул руку даме и, не отрывая глаз от красавицы, нежно прикоснулся губами к ее руке.
– А это – всем вам известная красавица, «колдунья» кино и муза всех мужских сердец, госпожа Марина Влади и ее супруг господин Владимир Высоцкий…
Только сейчас хозяева заметили рядом с Мариной невзрачного на вид человека, одетого в одежду серого цвета, с тонким лицом и пронзительными умными глазами.
– Ну, мы так и будем стоять? – Зураб Церетели опять взял инициативу на себя. – Давай, угощай гостей!
Все засуетились – кто открывал шампанское, кто раскладывал тарелки для фруктов, и почему-то у всех все валилось из рук. Разлив по бокалам напитки, присутствующие окружили даму и с известным грузинским красноречием поднимали тосты за животворящую женскую красоту.
– Простите, – послышался вдруг чуть хрипловатый, но теплый голос.
Недовольные, что их отрывают от прекрасного застолья, скульптор и его сотрапезники повернулись лицом к голосу. Владимир Высоцкий стоял у станка и, поворачивая вертушку, внимательно осматривал творение мастера.
— Господин Зураб сказал, что Вы работаете над памятником Важа Пшавела, и я очень хотел посмотреть на великого грузина…
Мастер поставил бокал и заинтересованно продолжал слушать странного гостя.
– Я таким его и представлял. Но ведь Важа Пшавела это – корни его родной земли, вся его поэзия пропитана любовью к родине, людям, к природе, к добру, мужеству… И, если Вы не обидитесь, батоно Гоги, как автор, то я думаю, что он должен стоять босым на родной земле, откуда и черпал всю гениальность своего творчества…
В мастерской воцарилась мертвая тишина и нахлынула вторая волна оцепенения. Все, без исключения, забыли о красавице Марине. Удивленные и восхищенные взоры были обращены лишь на Высоцкого, – человека, который так мастерски и так лаконично, в нескольких словах описал все творчество великого классика.
«Не может быть! – пронеслось в мыслях у мастера. – Две недели назад на худсовете то же самое доказывал чиновникам и я, но они твердили о том, что, мол, не подобает классику стоять босыми ногами на земле – и его надо непременно обуть, а иначе памятник закажут другому зодчему. Я так не хотел упустить возможность изваять моего кумира, что со слезами на глазах согласился на это, и вот только вчера обул его в сапоги. Но гость об этом не должен знать. Давай проверим…» – и, испытующе взглянув, спросил:
– Простите, но неужели Вы так глубоко знакомы с творчеством Важи?
– Разумеется, хотя бы вот это, из поэмы «Копала»:
Померкло сиянье луны, Попрятались звезд караваны. Скитаньями утомлены, Спустились в ущелья туманы. Проплакав всю ночь напролет И думая горькие думы, Одни только горы с высот Взирали на землю, угрюмы. И где-то внизу, в забытьи, Стекая по склону увала, Сквозь мутные слезы свои Арагва во тьме бормотала…
– А «Гость и Хозяин» Важа Пшавела – моя настольная книга, – продолжал Высоцкий. – Ох, какой он мастер стиха!
Скульптор готов был поклониться в ноги в знак признательности и уважения к человеку, который так глубоко проник в творчество писателя. Это дано не многим.
Этим надо гордиться.
Владимир стоял в окружении новых поклонников в новом амплуа – знатока и ценителя – самой дорогой для грузин – поэзии Важа Пшавела.
Торжество поэзии, дружбы и любви затянулось до утра…
***
В те дни каждое солнечное утро жителей небольшого холмистого селения Багеби, близ Тбилиси, пробуждал громкий голос – перед большим и красивым домом-мастерской Зураба Церетели с букетом свежих полевых цветов в руках стоял молодой человек и громко приветствовал свое солнце, которое светило ему из распахнутого окна: Я тебя люблю!!!
Эхо разносило слова по ветру, и каждый знал, что это – самый дорогой гость столицы, великий мастер, Володя Высоцкий…
Справка об авторе:
Тамаз Суладзе, уроженец Тбилиси и гражданин Грузии. Журналист, работал в разных периодических изданиях, а также основал несколько газет, в том числе и «The Georgian Times».
Автору 62 годаОбразование:
Тбилисский Государственный университет им. Джавахишвили (филология, журналистика);
Университет Сакраменто (США) – факультативный курс по планированию бюджетных средств городов;
Афинская (Греция) Высшая Школа Государственного Служащего –факультативный курс.
Деятельность:
1976-86 гг. Студия хроникальных и документальных фильмов Грузии – кинооператор;
1986-89 гг. Республиканская газета «Ахалгазрда Комунисты» («Молодой Комунист»), журналист, ответственный секретарь;
1989-91 гг. Республиканская газета «Республика», главный редактор отдела науки, культуры и образования;
1991-92 гг. Газета «Факты, азры, коментары» («факты, мысли,
комментарий»), автор, учредитель и главный редактор;1992-95 гг. Газета «The Georgian Times”, автор, основатель и главный редактор;
1998-2002 гг. Депутат Городского Законодательного Собрания Тбилиси («Сакребуло» — городская дума), председатель комиссии внешних связей, фракция «Независимые»;
1999-2002 гг. Совет Европы, Конгресс Местных и Региональных Властей (Council of Europe, Congress of Local and Regional Authorities of Europe), председатель «Комиссии Культуры и Образования»;
2003-2005 гг. « Городская Служба Здравоохранения и Социальной защиты», начальник департамента «Обеспечения Конвенции ООН по Защите Прав Детей»; Эксперт-консультант социальных программ;
2005-2011 гг. Грузино-Швейцарская совместная туристическая компания «Georgian Discovery Tours», начальник департамента внутреннего туризма; главный менеджер программ; главный специалист Русского направления компании;
2011-2012. Туристическая компания «Vanilla Sky Georgia», директор компании.
2013- Директор и учредитель туристической компании «Excurs Georgia”.
P.S. В заключение предлагаем совершить небольшую прогулку по старому Тбилиси из «Записок скучного человека«. На память о стране, которую потеряли уже мы…
Вид на Метехский замок с татарского майдана
Головинский проспектъ и храм Славы
Женщина работающая на одном из ткацких станков
Майдан в татарском квартале и Крепость
Татарская мечеть и мост на Майдане
Фуникулер. Касса нижней станции
Фуникулер. От городской станции на всю линию до верхней станции
Храм Славы и церковь Св. Георгия
Члены 1-го съезда служащих на Кавказ врачей Гражданского Ведомства посетившие 23 декабря 1911 г. склад Кавказского товарищества торговли аптекарскими товарами в Тифлисе