Кино моего детства… каникулы!!! Телевидение работает несколько часов утром и много позже, после обеда. В течение дня на двух каналах можно увидеть максимум пару фильмов.
Зато, в городе шесть-семь кинотеатров, в газете можно посмотреть, что идет и когда начало сеансов. Цена билета для школьника днем 10 копеек, трамвай — 3 коп, троллейбус — 4 коп., автобус — 5 коп. На выданный папой рубль, можно сходить минимум раз пять в киношку, а если она недалеко, то и на кафешку останется.
С первого класса (да-да, не наше время) маленькие человечки самостоятельно передвигались днем по городу и осаждали кассы кинотеатров (особенно в каникулы), детские фильмы шли, естественно, днем. «Неуловимые мстители», сказки: «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара- краса длинная коса», фантастика: «Через тернии к звездам», «Москва- Кассиопея», про школу…
И, конечно, фильмы про войну, где душу перехлестывали самые высокие чувства гордости за свой народ и счастье, что у меня — самая великая Родина на свете.
За театром был скверик, а в нем стояла заветная палаточка с эклерами и мороженым. Как-то мой старший брат, приехавший с севера, накормил меня этим самым мороженым от души, так же расчувствовавшись на каком-то хорошем военном фильме… Все тетеньки оттуда выходили притихшие, стыдливо вытирая слезы. Я тоже наревелась, поэтому мороженое пришлось кстати. В результате даже лето не спасло, горло заболело.
Больным разрешали смотреть фильмы после программы «Время». Это было очень несправедливо, потому что самые хорошие фильмы шли всегда после программы «Время».
Помните фильм с потрясающим Вячеславом Тихоновым и замечательно красивой Ириной Печерниковой. Тогда это уже был для меня старый фильм, вспоминаю его из-за эпизода, где главный герой (учитель истории) вдохновенно рассказывает ученикам о герое революции 1905 г. лейтенанте Шмидте…
Киноэпопея «Освобождение» по телевидению шла и в дневное время, в долгие майские праздники. И тогда возникало особое чувство семьи, Родины, неразрывности истории поколений.
Это было настоящее эпическое искусство. Как же интересно было наблюдать за реакцией родителей! Они смотрели этот фильм по телевизору, уже посмотрев «вместе со всеми» в кинотеатре. А восприятие все время было… острым, полное погружение.
Это и есть главная особенность настоящего эпического искусства. Принадлежность к нему определяет не бюджет, не количество персонажей, а особая атмосфера возникающей ответной сопричастности, когда зрители-слушатели-читатели каждый раз открывают для что-то новое, смотрят по новому, новыми глазами. И пласт за пластом открывается со временем. Так и возникает настоящий эпос.
Юрию Николаевичу Озерову лично я благодарна до глубины души… что его фильм позволил увидеть мне собственных родителей новыми глазами. В семье, в рутине будней многое не замечается. Часто возникают какие-то трения, перепалки. В особенности, при воспитании самостоятельных советских детей, которые почти не видели собственных родителей, работавших на производстве.
Навсегда осталось воспоминание о лицах моих родителей, сосредоточенно смотревших «Освобождение» по телевизору. Никогда не думала, что у них могут быть настолько высокими и одухотворенными лица, обычно скованные какими-то ежедневными заботами.
Много времени прошло… но какие бы конфликты «отцов и детей» не возникали, на память приходило выражение лиц моих родителей. Вместе с пониманием, что мне надо о многом задуматься. Поскольку мне надо сделать очень многое, гораздо больше моих родителей, чтобы хоть в чем-то быть достойными их, детей войны, смотревших «Освобождение».
Производство фильма до сих пор вызывает интерес именно комплексным подходом еще на уровне работы над сценарием грандиозного фильма.
Для того чтобы написать сценарий киноэпопеи, Ю. Бондареву, О. Курганову и Ю. Озерову пришлось изучить очень много документов, в том числе хранящихся в Центральном военном архиве и Военно-историческом институте ГДР.
Что может сегодняшний кинематографист или режиссер узнать из этой заметки о рецепте создания киношедевра? Причем, такого фильма, который сразу и без лишних слов опрокидывающего всех рядовых Райенов, не «нюхавших пороха», заставляющего американцев снимать огромный документальный фильм «Неизваестная война», тем самым признавая, что ничего их рядовые Райены о войне не знают, понятия не имеют.
Никита Михалков, в основном, хорошо понял, что все финансовые потоки надо замкнуть на себе, пропихнуть на пост министра культуры комплексующего профессора истории из МГИМО, через которого действовать проще.
Федор Бондарчук научился с семьей качать «авторские» права за папу, снимавшего на государственные деньги, по отечественной прозе, с привлечением отнюдь не меньших армейских сил. А наследником всему вдруг оказался сын Феденька, мы здесь абсолютно ни при чем.
И теперь Федя может учить нас культуре поведения в осажденном Сталинграде. В то время, когда мы все осаждены в советских квартирках какими-то малограмотными выскочками, капо и полицаями, диктующими ежемесячно дать на ЖКУ.
В любом случае, сегодня каждый фильм про войну снимается из ущербной попытки оправдать предательство Родины в 1991 год, как и ложь 80-х перед этим. Ну и снимали бы «Освобождение Москвы от России», не заикаясь в развязном тоне о «Рашке-говняшке».
Все, что снимается нынче — все несет в себе чуждую искусству идеологию заткнуть рот. А настоящая эпопея давала возможность взглянуть с экрана на нас тем, кто сражался за Родину, давала возможность встретиться с их взглядом через честные глаза актера Олялина.
Эпопея «Освобождение» родало чувство неразрывности твоей судьбы и судьбы Родины. Хотя там звучали голоса и… Гитлера с Муссолини!
Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался также непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы. Большинство из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране.
Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съёмочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актёром.
Впервые со времени XX съезда КПСС в советском кино перед зрителями предстал Иосиф Сталин как Верховный Главнокомандующий. На эту роль Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе.
Как же я любила Бухути Закаридзе… Какой он невероятно милый и родной! Потом в 70-х шел такой светлый советский телефильм «По семейным обстоятельствам»… и в самом конце там является Бухути, как решение всех проблем и самое желанное явление… Потому что после киноэпопеи «Освобождение» это стало традицией! Бухути Заскаридзе — это украшение каждого стола! Вах!
Сценаристы познакомились также с материалами о последних днях Гитлера. В частности, с книгой его личного шофёра «Как я сжёг Гитлера».
Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съёмок «Освобождения», в 1967 году, актёр киностудии ДЕФА Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат.
Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых.
Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.
Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.
В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение».
В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Хеньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие.
Киноэпопея о великом народе позволяет высказаться всем, с человеческих позиций. Дает куда более высокое чувство спричастности великой Победе именно на эпическом уровне, как противостояние злу, когда все кругом злы, а в победу добра почти никто не верит.
В результате возникает то чувство… гордости за свой народ, за правильный нравственный выбор, без которого невозможно и личное счастье каждого человека.
Уверена, что и в Польше киноэпопею смотрели с такими же возвышенными чистыми лицами, какими ее смотрели мои родители. А их дети были так же счастливы, что их родители не только не согнулись и не сдались, но даже упомянуты… русскими!
Тогда никто не думал, как бы монетизировать Победу, оторвав свой кусочек не за свои страдания, чисто на национальных спекуляциях, которые по своей сути ничем не отличаются от фашистской идеологии.
В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Франтишек Печка, Игнацы Маховский, Адам Пежик, Станислав Микульский, Ян Энглерт и другие.
Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич.
Для съёмок итальянских эпизодов помогла фирма «Дино де Лаурентис», приславшая отрывки из мемуаров участников Сопротивления.
Прежде чем снимать грандиозную эпопею, нужно было обеспечить материальную базу — и ассистенты режиссёра по реквизиту начали поиски боевой техники времён войны: старых Т-34, давно снятых с вооружения, «яков» и «лавочкиных», пушек, грузовиков.
А вы помните Франтишека Печку в польском фильме, который показывали в зимние и летние каникулы? «Четыре танкиста и собака»… А наши родители смотрели захватывающий сериал про польского Штирлица «Ставка больше чем жизнь»…
И хотя в сравнении с нашими завоеваниями и потерямо — вклады польского экипажа или одного польского Штирлица были явно незначительными, но ведь это никакого напряжения не вызывало, напротив, хотело подподрить и поддержать «польских товарищей». За грузина и Марусю-Огонек..
Серьёзные трудности возникали с немецкой техникой, и тогда на одном из заводов был размещён заказ «Мосфильма» — изготовить немецкие танки. На Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер».
В указанные сроки из ворот завода вышли десять «Тигров» и пять самоходных установок типа «Фердинанд». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить 100 советских танков, которые перекрасили под немецкие — для съёмок на заднем плане. Всего в съёмках участвовало 150 танков. Подобным образом обзавелись и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, и чешские Zlin Z-526 — в роли «Мессершмиттов».
В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров).
Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, но она была решена. Событийный ряд первой серии «Огненная дуга» ограничен — здесь все подчинено главному — рассказу о подготовке и проведении Курской операции, впечатляющему изображению грандиозного танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года. Съёмочная группа Юрия Озерова решила снимать битву в тридцати километрах от Киева, у села Ходасивка.
Для того чтобы привести огромную съёмочную площадку в состояние боевой готовности, специальные окопные машины покрыли поле сетью глубоких траншей общей протяжённостью почти в тридцать километров. На командный пункт, где находились режиссёр-постановщик, оператор с ассистентами, военные консультанты и командиры подразделений всех родов войск, сходились — через рации — все нити управления боем.
И тут же главная ответственность за координацию действий всех родов войск ложилась на плечи Озерова. Приходилось решать тысячи вопросов.
Как быть с орудием, которое после холостого выстрела не даёт отката? Как зажечь, а потом потушить танк?
Эти две проблемы решил инженер-конструктор трюкового реквизита «Мосфильма» Владимир Смирнов — у орудия он предложил слить тормозную жидкость, а в танк поставить газовый баллон, выведя горелки на броню: водитель сам будет регулировать высоту пламени.
В съёмках было задействованы самолёты, орудия, вездеходы, мотоциклы, автомобили… Этого вполне хватило, чтобы показать на экране сражение со всех точек зрения — и крупным планом в ближнем бою, и в перископ командира танкового полка, и с вертолётов, и из наблюдательного пункта командующего.
Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра).
Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты.
Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён Великой Отечественной войны.
Самое большое испытание для любого эпического шедевра — это включение в повествование реальных документов и артефактов своей эпохи.
Нам уже неважны детали фильма «освобождение», поскольку мы из пропускаем, верим из бузесловно. Точнее — полностью доверяем режиссеру.
Сама «картинка» фильма — точно вливается в общий визуальный ряд с хроникой военного времени. Раньше мне казалось, будто такое напротив упрощает задачу режиссера. Мол, чего ж тут сложного? Посмотрел — да и валяй точь-в-точь.
Это уж нынче наваляли такого, что глаз сразу… царапает. Голоса звучат фальшиво и награнно, воины-«победители» смотрят в камеру пустыми глазами…
А тут про Федора Бондарчука недавно подумала, что он так сремится к этой картинке, к батальности… о души-то нет! А значит, нет и ответного чувства.
Выясняется, что дух времени с точными деталями может передать лишь человек, сохранивший честь, достоинство, душу… А ее помогает сохранить честная победа, не спекуляции и вымогательство, не предательство ножом в спину…
Поскольку эпопея на русском — это благородство души, отчего-то совершенно забытое нашими кинематографистиамси. Отчего бы это? Конечно, от многолетней лжи.
…ключевую часть эпопеи составили масштабные бои, в съемках которых была задействована многотысячная массовка. Озеров с самого начала принял решение о том, что его фильм должен быть максимально достоверным, снятым почти «под документ», — именно поэтому в окончательный монтаж идеально вписались кадры военной хроники.
Материальное обеспечение съемочного процесса также вызвало серьезные сложности, хоть и не идеологического порядка. С производством точных копий российской и нацистской атрибутики — формы, оружия и знаков отличия — команда, конечно, справилась. Но отыскать для съемок технику времен Второй мировой было гораздо сложнее.
В результате нескольким заводам был отдан приказ изготовить аутентичные советские и немецкие танки, принимавшие участие в боях. Самыми трудоемкими, разумеется, стали съемки. « Освобождение » должно было максимально точно, масштабно и достоверно отобразить ход войны, поэтому снимали по возможности там же, где проходили описываемые в фильме события.
Команда Юрия Озерова объехала всю Европу, побывав и в Италии, и в Польше, и в Германии. Последние бои Второй мировой удалось отснять на фоне приготовленных к сносу руин…
В этом случае, как все понимают, нисколько не жалко! Зато какая чудная вещь возникла в результате. Там ведь от каждого кадра веет сознанием особой важности того, что делается. Какое-то удивительное ощущение сверхзадачи.
Роль режиссера в таком масштабном полотне — сложно переоценить. Но его честность, объективный подход, давали и всем, кто находился на съемочной площадкуе сделать достойное отражение этого великого события в человеческой истории.
Съёмку первого фильма «Огненная дуга», проводили под Киевом, в окрестностях города Переяслав-Хмельницкий. Для фильма, необходимо было много реквизита, особенно военной техники. К сожалению, после войны, не задумывались о том, чтобы сохранить для использования в кино достаточного количества экземпляров танков, самолётов и автомобилей военных лет. Что говорить о кино, если даже для истории их не хватает. Ведь в Курской области нет ни одного памятника – танка, истинного участника Курской битвы. Повсюду установлены Т-34 образца 1944 года.
Если говорить о немецкой технике, то кроме как нескольких музейных экспонатов, практически не осталось ничего. Поэтому, специально для фильма «Освобождение», на Львовском ремонтно-механическом заводе были заказаны 8 «Пантер» и 10 «Тигров» на базе советских Т-44. По словам фронтовиков, получилось похоже, но на самом деле «Тигр» был несколько больше в размерах. С «Пантерами», как то не заладилось, получилось нечто вообще не похожее на танк, а вот пять самоходок «Фердинанд», вышли вполне прилично.
Для съёмок на заднем плане, министерством обороны СССР, были выделены 100 единиц Т-62, которые раскрасили в цвета танков Вермахта. Для батальных сцен, наших Т-34, тоже требовалось больше, чем имелось в наличие, поэтому на задних планах применяли послевоенные Т-54, зрители-фронтовики, моментально определяли подделку. Съёмочной группе повезло тем, что в Берлине решили реконструировать старый район города, снести старые дома и на их месте возвести новые. Было получено разрешение на неограниченное применение пиротехники, можно было ломать и взрывать дома, использовать военную технику.
Всё было по настоящему, правдоподобно, не так, как в современном кино, когда компьютерная графика безнадёжно убивает всю зрелищность режиссёрских идей. Важнейший объект в штурме Берлина, был Рейхстаг.
Похожее своим фасадом здание было найдено, немного достроенных дополнительных декораций и бывший полуразрушенный собор превратился в последний оплот фашизма. Интересно, что бои внутри Рейхстага, снимали на территории Мосфильма, в специально подготовленных декорациях. Ещё один реальный эпизод, затопление Берлинского метро, снимали недалеко от Москвы, в одном из шлюзов Москвы-реки. И всё же последние бои Второй мировой войны, Юрий Озеров запечатлел там где они были на самом деле, там где тысячи советских солдат делали новейшую историю мира. Это символично, и благодаря таланту замечательного режиссёра, получилось профессионально и правдиво
Больше всего меня удивляло, что к концу 60-х и даже в 70-х в Берлине и Европе еще были… развалины военного времени. Даже в этом чисто техническом аспекте фильм «Освобождение» дал почувствовать и важность нормальной организации профессионалов в государственном управлении. Торжество комплексного подхода.
Художественные приемы… отдают этим подзабытым желанием победить, верой в собствнные силы. Неоднократно беседовала с «современными кинематографистами»… больше слушала, конечно. В недоумении… Столько средств, сил, столько никому неизвестных ролей, никем не замеченных фильмов…
Поинтересовалась… на вопрос, почему бы не снять то и сё… Страстно хочу увидеть на экране отечественный блокбастер по роману Дедюховой «Армагеддон №3«! Даже статью об этом писала, все прикидывала, вздыхая, что жизнь человеческая коротка, актеры стареют… (см. Продюсеру на заметку)
Потом у нас на вебинарах шли визуализированные кусочки этого романа… в который тоже вставлены документы своего времени, хотя роман-то весь мистический, но там мистика настолько жизненная, что оторваться невозможно. Визуализировалась глава «Барсетка» про частную драку в поезде, следующем на Армагеддон нашего времени, из-за кражи барсетки. Для разных женских надобностей.
Меня поразило, насколько внимательно и с подъемом все это восприняла мужская часть аудитории на вебинарах. Случай-то житейский.
А там есть и батальные сцены, есть и любовь… так сказать, «жизнь простого народа», причем, в схватке со злом.
Поскольку эхта идея меня никак не покидает, я даже заикнулась пару раз… мол, ведь на сегодня это единственная литературная основа, способная обеспечить немедленный прорыв кинематографическому искусству, которое я люблю с детства, несмотря даже на сегодняшний провал.
Так знаете, что мне ответили такие уверенные в себе, красивые мужчины, игравшие никому неизвестных и ненужных героев, преисполненных благородства?.. Они мне ответили испуганными голосами нашкодивших мальчишек: «Что вы! Нам же никто не разрешит!»
Мне стало настолько грустно и отвратительно… Эти стареющие мальчики не знают, что настоящее искусство делается вопреки чьим-то разрешениям.
Глупость все это! Озеров снимал киноэпопею, для которой требовалось всех, включая жи вого тогда маршала Жукова, пребывавшего в опале, — сделать героями этого эпоса до начала написания сценария.
Он вывел на экраны Жукова и Сталина… И кто бы ему разрешил, если бвы он спрашивал разрешения, а не решил стать главным закадровым персонажем своей эпопеи?
Настоящее искусство тем и характерно, что может зажечь всех… в ком есть благородство души.
Фактически фильмы Ю.Озерова – это учебники по истории Великой Отечественной войны, выраженные средствами художественного кино. Решая эту задачу жизни, Юрий Николаевич разработал новый жанр художественного кино в виде военно-политической киноэпопеи, сочетающий высокую художественность с документальной точностью исторических событий.
Достоверность каждой сегодняшней рецензии вызывает массу вопросов. Да-да, не фильма, а именно рецензии. А зачем спрашивать у ветеранов, насколько это все «соответствует»? Это же искусство, а не настоящая война.
Но сегодняшнее восприятие испорчено блокбастерами типа «Пила» — с настоящей расчлененкой, где добро и зло размыты, а спасшиеся герои не ощущают себя победителями.
Я расспрашивал их (ветеранов) о том, насколько показанное в фильме близко к реальности. Они отвечали, что да, очень похоже. Правда за кадром фильма осталась практически вся кровь и грязь войны (это мы увидели позже, в американском кино, впервые — в шедшем в советском прокате фильме «Трюкач»).
Еще одной неточностью фильма стало большое количество солдат среднего и пожилого возраста, показанных в кадрах фильма. В реальности же Красная армия с 1943 года в основном состояла из солдат 18-летнего возраста, фактически из мальчишек. Во всем остальном батальные сцены фильма сняты практически 1:1 с тем, как это было на самом деле. Реализм съемок поражает воображение даже в наше время — особенно если смотреть фильм на широком экране настоящего кинотеатра.
Просто удивительно, насколько шаблонное восприятие сегодня… когда можно переписать любой закон, перекроить любую жизнь… Когда самые тяжкие преступления, связанные с казнокрадством на государственном уровне, — остают безнаказанными и куда более привычными, чем традиционное отношение к исконным понятиям чести и достоинства.
Это мы нынче пережили «мочилово в сортирах», когда в развязанный военный конфликт в Чечне можно послать одних 18-летних мальчишек. Вот все, кто званием старше капитана — не отвечают за собственные приказы из штаба.
А можно было, прежде чем писать подобное, взглянуть на на демографию СССР 20-х годов? Это же выперло нынешнее людоедское отношение к людям. Кто бы отправил сражаться вместо себя одних мальчишек, как это цинично делается нынче? Может, еще и орденами с бриллиантами себя увешивали после каждого проигранного сражения, как нынче?
А между тем и Юрий Бондарев писал свой «Горячий снег» о молодых лейтенантах, поскольку всей молодежи старались дать образование даже в войну. Причем непременно с техническим уклоном. У Юрия Бондарева описаны мальчишки-артиллеристы под Сталинградом. Но ведь этому еще надо было научить. Явно рассуждают те, кто продставляет себе организацию военных действий — обычным перетягиванием каната. И вряд ли сами осваивали технически сложные профессии.
Здесь надо заметить, что ни один телевизор не давал того ощущения сопричастности, которое давал наполненный зрительный зал. Читаешь подобные заметки, думаешь, а сам автор… был ли в тех залах? Он сам-то видел, как воспринимали эту эпопею люди? Что он сам чувствовал вместе с людьми?…
Лично мне больше всего запомнились лица девочек-старшеклассниц, делившихся впечатлением об этом фильме с подругами. Обычно мы, школьницы помладше, подобострастно слушали их, когда им удавалось прорваться на фильмы «детям до 16». Но такого сострадания, сочувствия и глубокого потрясения эти фильмы не вызывали.
На них шли не ради зрелища, вовсе не для того, чтобы ощутить танк в качестве ожившего динозавра. Это было действительно погружение в жизнь народа, его судьбу и его характер.
Оценка этого фильма сегодня… основывается на одной технической стороне дела. Но разве сегодня не могут на батальные сцены массовку нагнать? И почему в сегодняшних фильмах о войне — такое понурое выражение у этих победителей? Будто наспех переодели два барака концлагерников, уже сломленных, сдавшихся заранее?..
Отдавая дань вниманию к судьбам отдельных людей на войне-моде, заведенной в период «оттепели» и высоко оцененной и зрителями, и критиками в таких фильмах как «Чистое небо», «Летят журавли», «На семи ветрах»- создатели фильма не рискнули от этого целиком отказаться, введя в фильм лирическую линию с Цветаевым (Н. Олялин) и Зоей (Л. Голубкина), которая, правда, выглядит временами настолько неорганично в этом фильме, что критические стрелы в эту задумку запускали даже советские критики во времена триумфа картины в 70-начале 80-х гг., когда она считалась безусловно главным фильмом о войне. Как ни странно, человеческое измерение войны чаще прорывается в иных эпизодах. Например, в уже описанной сцене в концлагере, когда генерал -власовец уговаривает Якова Джугашвили написать письмо отцу с просьбой обменять его на Паулюса, та интонация и выражение глаз, которыми сын Сталина отвергает этот, возможно, последний шанс на спасение- смесь страдания, скорби и в то же время решимости- перевешивают по своему эмоциональному воздействию все остальные лирические вставки.
Завершая этот небольшой экскурс в неданее славное кинематографическое прошлое, хочется заметить все же… или дать поправочку… может и продолжить мысль.
Здесь все же есть выход на ущербное восприятие людей, неспособных к освоению технических мужских профессий, к выполнению инженерных государственных задач, зато способных только к разрушению… найти своей беспомощности и бесполезности… частичное оправдание.
А на самом деле… каждому мужчине требуется чувство сопричастности к истории своего народа, своей страны. Но главное, настоящему мужчине нужно чувство победы, особое высокое мужское чувство! Причем, честной, выстраной и благородной победы. Не на долларовой купюре.
Читать по теме:
7 комментариев
Большое спасибо!
Действительно, именно оплывшие лица «героев» в современных фильмах раздражают, особенно бондарчуковских и михАлковских.
И получаешь удовольствие видя лица ПОБЕДИЛЕЙ в страшных битвах, сохранив при этом накале эмоций человеческое в себе.
Спасибо!
Добрый день!
В продолжение комментариев «Освобождения».
Смотрел фильм в мужской компании.
Специально не стал читать отзывы профессионалов, решил досмотреть всю ленту до конца.
СССР имел свой 1991 год. Отсутствие у многих знания значимых, подтверждённых каждодневной жизнью, точек опоры, моментов поведения, позволяющих провести моментальное распознование «свой-чужой» в немалой степени и привело к событиям 1991года и последующих лет. Формирование подобных точек опоры может проводиться по разным механизмам — личным участием в событиях (фронтовики), работой над собой под руководством Учителя (коллективы — инженерные, рабочие), самовоспитанием — чтением книг (триада — автор — читатель — образ). Воспитание может идти и через просмотры фильмов, где действуют как механизмы импритнинга, так и, по-видимому, создаётся та же триада, где в роли автора выступает режиссёр.
Однозначная реакция мужчин на огромное- местами через каждые несколько минут — количество режиссёрских ляпов внедрённых в полотно фильма для обоснования «руководящей и направляющей» заставляло поминутно останавливать воспроизведение и комментировать «находки» Озерова. Смотреть этот фильм со своим сыном можно только с детальными комментариями по каждому эпизоду, иначе на выходе при восприятии им того, что наблудил Озеров, я получу пораженца.
В сценах боевых действий напрочь отстуствует реальная правда и нет попыток осмысления режиссёром полученного опыта победителей в ходе войны, нет правдивого психологического облика победителей и образа их действий.
(Иллюстрация:в образ освободителей на лодочках, запряженных в собачьи упряжки, приехавших на хутор Дедюховых, в образ воинов-зеков Рокоссовского веришь безоговорочно, образ складывается (и запоминается!), и это образ победителей.)
А тому, как ведут себя персонажи озеровского фильма в 44-45 году, победители, прошедшие пол Союза и Европу веры нет, от слова «совсем».
Не мог выжить,а тем более победить наш народ так, как показано это у Озерова.
Сцены боевых действий (именно действий, а не особенности боевой бронехники и авиации) вызывают недоумение, а именно передвижение солдат и офицеров по городу так, что подставляют сами себя и своих сослуживцев под выстрел, выдвижение танков под прямой выстрел орудий противника. В конце войны такое было, с моей точки зрения, практически невозможно. Наша армия была в тот момент армией победительницей, уже практически все, от солдата до маршала, научились воевать, многие прошли через ранения и вернулись в строй. Солдат и офицеров постоянно учили правильному бою, в том числе в городской застройке (об этом свидетельствуют методички тех лет, выпущенные генштабом и народным комиссариатом обороны).
Фильм Быкова «В бой идут одни «старики», снятый в те же годы, вызывает доверие. Фильм «В бой идут одни «старики» показывет и коллектив победителей, и работу по обучению молодого пополнения (прямо таки натаскиванию), и адекватное поведение командиров в боевой и бытовой обстановке.
Поэтому показанные Озеровым сцены тупой, бессмысленной гибели «на ровном месте» (или, наоборот, оставались живыми где должны были погибнуть) с моей точки зрения участвовали в закладке того, что случилось в 1991 и продолжается теперь. Такие фильмы, благодаря зрелищности, приближенности к реальным событиям, всегда притягивают мальчишек. По факту, этот фильм исподволь учит принятию неправильных решений на поле боя и , с моей точки зрения, в жизни.
Своему сыну без подробных комментариев всех запрограммированных гнусных пораженческих паттернов поведения «Освобождение» к просмотру не посоветую.
К моему удивлению, в появлении фильма «В бой идут одни «старики» не усматриваю никаких внутренних противоречий. То была советская эпоха, когда были живы и фронтовики и был их еще свежий опыт. И фильмы как «Война и мир», «Молодая гвардия», «В бой идут одни «старики» снимались без скидок на идеологию с формированием из актеров актерских коллективов, направленных на результат, на воспроизведение художественно переосмысленной, но обучающей реальности.
Считал, что эпоха таких фильмов прошла, с удивлением обнаружил в настоящей действительности фильм Бодрова (старшего) «Седьмой сын». Фильм, как мне видится, для мальчишек может быть учебником (практически во всём). В нем есть и место для дружбы, и для смелости, и для коллективной сложной работы.
Не стал публиковать на сайте, это больше размышление, но если у Вас возникнет такое желание, поставьте в комментарии.
С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий, Нижний Новгород
Седьмой сын после просмотра не оставил практически ничего. Пустой фильм.
Кому-то и Д.Быков — поэт.
Для понимания — у Ирины Анатольевны была очень интересная работа про муз и гарпий. Очень рекомендую. После Вашего вдумчивого ознакомления можно и подискутировать.
Дмитрий, Быков, безусловно, был отличным режиссером, но он не воевал. Озеро прошел всю войну. Как можно утверждать, что не мог победить народ в кино у Озера, если Озеров и есть тот народ-победитель. А без показа «курса партии» никто бы не увидел этот шедевр. Может, здесь и есть уловка режиссера. Но это можно опустить. Впрочем, как и не соответствие некоторых моделей танков. Речь то в заметке идет о чувствах, вызываемых просмотром киноленты: гордости за страну, горечи по погибшим.
Речь в заметке про гордость, а комментарии — про суть Озерова, про то, чему он исподволь учит. Это неочевидные вещи. И таких вещей — море. Практически каждые 5-7 минут в цветной части — ляпы как в военной, так и в психологической достоверности. Речь шла именно об этом, и о том, что на таких вещах ДОЛЖНЫ воспитываться будущие мужчины. Речь шла про мальчиков и мужчин, не про женщин. Война, как мне видится, все же не женское дело.