Литературное обозрение
  • Литература
    • Всё Нобелевские лауреаты в литературе Слова, слова, слова…
      Весь мир — театр

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      Литература

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

      История

      Бедная Анна. Часть I

      18.05.2025

      На экране

      Первый учитель. Часть II

      04.05.2025

      Нобелевские лауреаты в литературе

      Уильям Голдинг «Повелитель мух». Часть III

      25.09.2024

      Нобелевские лауреаты в литературе

      Уильям Голдинг «Повелитель мух». Часть II

      24.09.2024

      Нобелевские лауреаты в литературе

      Уильям Голдинг «Повелитель мух». Часть I

      13.09.2024

      Нобелевские лауреаты в литературе

      «Донбасские». Часть II

      09.08.2022

      Слова, слова, слова…

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      Слова, слова, слова…

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

      Слова, слова, слова…

      Бедная Анна. Часть I

      18.05.2025

      Слова, слова, слова…

      Первый учитель. Часть II

      04.05.2025

  • Общество
    • Всё Дедюхова И.А. История Общественное благо Познание Социальные сети
      Дедюхова И.А.

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть III

      25.05.2025

      Вебинары

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть I

      23.05.2025

      Весь мир — театр

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      Литература

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

      Дедюхова И.А.

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть III

      25.05.2025

      Дедюхова И.А.

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть I

      23.05.2025

      Дедюхова И.А.

      Мефедроновый бред

      30.04.2025

      Дедюхова И.А.

      Почил Понтифик

      25.04.2025

      История

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть I

      23.05.2025

      История

      Бедная Анна. Часть I

      18.05.2025

      История

      Россотрудничество. Часть VI

      01.05.2025

      История

      Почил Понтифик

      25.04.2025

      Общественное благо

      Бедная Анна. Часть I

      18.05.2025

      Общественное благо

      Россотрудничество. Часть VI

      01.05.2025

      Общественное благо

      Мефедроновый бред

      30.04.2025

      Общественное благо

      Почил Понтифик

      25.04.2025

      Познание

      Россотрудничество. Часть VI

      01.05.2025

      Познание

      Россотрудничество. Часть V

      09.04.2025

      Познание

      Россотрудничество. Часть IV

      08.04.2025

      Познание

      Россотрудничество. Часть III

      07.04.2025

      Социальные сети

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

      Социальные сети

      Почил Понтифик

      25.04.2025

      Социальные сети

      Россотрудничество. Часть V

      09.04.2025

      Социальные сети

      Россотрудничество. Часть II

      24.03.2025

  • На сцене
    • Всё Весь мир — театр Ножка Терпсихоры Одна музЫка
      Дедюхова И.А.

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть III

      25.05.2025

      Весь мир — театр

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      Литература

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

      История

      Бедная Анна. Часть I

      18.05.2025

      Весь мир — театр

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      Весь мир — театр

      Базы данных

      03.04.2025

      Весь мир — театр

      Россотрудничество. Часть I

      23.03.2025

      Весь мир — театр

      Звезды над Иссык-Кулем

      23.02.2025

      Ножка Терпсихоры

      О балетных воплощениях «Ромео и Джульетты»

      30.03.2024

      Ножка Терпсихоры

      Хрустальная мечта. Часть IV

      20.07.2018

      Ножка Терпсихоры

      Хрустальная мечта. Часть III

      18.07.2018

      Ножка Терпсихоры

      Хрустальная мечта. Часть II

      17.07.2018

      Одна музЫка

      Мадмуазель Лисичка. Часть III

      17.04.2025

      Одна музЫка

      Мадмуазель Лисичка. Часть II

      12.04.2025

      Одна музЫка

      Мадмуазель Лисичка. Часть I

      17.03.2025

      Одна музЫка

      Загадки параллелей. Часть III

      22.02.2025

  • На экране
    • На экране

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть III

      25.05.2025

      На экране

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть II

      24.05.2025

      На экране

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть I

      23.05.2025

      На экране

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      На экране

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

  • Архитектура
    • Всё Изобразительное искусство Каменная летопись мира
      Изобразительное искусство

      Скандал на пустом месте

      02.01.2024

      Дедюхова И.А.

      Античные древности. Часть II

      18.12.2023

      Дедюхова И.А.

      Античные древности. Часть I

      17.12.2023

      Весь мир — театр

      Музейщики. Часть II

      13.05.2022

      Изобразительное искусство

      Скандал на пустом месте

      02.01.2024

      Изобразительное искусство

      Античные древности. Часть I

      17.12.2023

      Изобразительное искусство

      Музейщики. Часть II

      13.05.2022

      Изобразительное искусство

      Музейщики. Часть I

      11.05.2022

      Каменная летопись мира

      Античные древности. Часть II

      18.12.2023

      Каменная летопись мира

      Русь, половцы, печенеги… Часть II

      25.03.2021

      Каменная летопись мира

      Мысли по поводу

      13.08.2019

      Каменная летопись мира

      Преображение. Феофан Грек

      31.05.2019

  • Вебинары
    • Вебинары

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть I

      23.05.2025

      Вебинары

      Вебинары мая 2025 года

      06.05.2025

      Вебинары

      Мадмуазель Лисичка. Часть III

      17.04.2025

      Вебинары

      Мадмуазель Лисичка. Часть II

      12.04.2025

      Вебинары

      Базы данных

      03.04.2025

  • Беседка
    • Беседка

      Как выжить блондинке?

      13.03.2025

      Беседка

      С праздником весны!

      08.03.2025

      Беседка

      Что волнует блондинок

      02.03.2025

      Беседка

      Антракт продолжается

      01.03.2025

      Беседка

      Третий акт

      28.02.2025

  • Вход

Литературное обозрение

  • Литература
    • Всё Нобелевские лауреаты в литературе Слова, слова, слова…
      Весь мир — театр

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      Литература

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

      История

      Бедная Анна. Часть I

      18.05.2025

      На экране

      Первый учитель. Часть II

      04.05.2025

      Нобелевские лауреаты в литературе

      Уильям Голдинг «Повелитель мух». Часть III

      25.09.2024

      Нобелевские лауреаты в литературе

      Уильям Голдинг «Повелитель мух». Часть II

      24.09.2024

      Нобелевские лауреаты в литературе

      Уильям Голдинг «Повелитель мух». Часть I

      13.09.2024

      Нобелевские лауреаты в литературе

      «Донбасские». Часть II

      09.08.2022

      Слова, слова, слова…

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      Слова, слова, слова…

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

      Слова, слова, слова…

      Бедная Анна. Часть I

      18.05.2025

      Слова, слова, слова…

      Первый учитель. Часть II

      04.05.2025

  • Общество
    • Всё Дедюхова И.А. История Общественное благо Познание Социальные сети
      Дедюхова И.А.

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть III

      25.05.2025

      Вебинары

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть I

      23.05.2025

      Весь мир — театр

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      Литература

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

      Дедюхова И.А.

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть III

      25.05.2025

      Дедюхова И.А.

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть I

      23.05.2025

      Дедюхова И.А.

      Мефедроновый бред

      30.04.2025

      Дедюхова И.А.

      Почил Понтифик

      25.04.2025

      История

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть I

      23.05.2025

      История

      Бедная Анна. Часть I

      18.05.2025

      История

      Россотрудничество. Часть VI

      01.05.2025

      История

      Почил Понтифик

      25.04.2025

      Общественное благо

      Бедная Анна. Часть I

      18.05.2025

      Общественное благо

      Россотрудничество. Часть VI

      01.05.2025

      Общественное благо

      Мефедроновый бред

      30.04.2025

      Общественное благо

      Почил Понтифик

      25.04.2025

      Познание

      Россотрудничество. Часть VI

      01.05.2025

      Познание

      Россотрудничество. Часть V

      09.04.2025

      Познание

      Россотрудничество. Часть IV

      08.04.2025

      Познание

      Россотрудничество. Часть III

      07.04.2025

      Социальные сети

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

      Социальные сети

      Почил Понтифик

      25.04.2025

      Социальные сети

      Россотрудничество. Часть V

      09.04.2025

      Социальные сети

      Россотрудничество. Часть II

      24.03.2025

  • На сцене
    • Всё Весь мир — театр Ножка Терпсихоры Одна музЫка
      Дедюхова И.А.

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть III

      25.05.2025

      Весь мир — театр

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      Литература

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

      История

      Бедная Анна. Часть I

      18.05.2025

      Весь мир — театр

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      Весь мир — театр

      Базы данных

      03.04.2025

      Весь мир — театр

      Россотрудничество. Часть I

      23.03.2025

      Весь мир — театр

      Звезды над Иссык-Кулем

      23.02.2025

      Ножка Терпсихоры

      О балетных воплощениях «Ромео и Джульетты»

      30.03.2024

      Ножка Терпсихоры

      Хрустальная мечта. Часть IV

      20.07.2018

      Ножка Терпсихоры

      Хрустальная мечта. Часть III

      18.07.2018

      Ножка Терпсихоры

      Хрустальная мечта. Часть II

      17.07.2018

      Одна музЫка

      Мадмуазель Лисичка. Часть III

      17.04.2025

      Одна музЫка

      Мадмуазель Лисичка. Часть II

      12.04.2025

      Одна музЫка

      Мадмуазель Лисичка. Часть I

      17.03.2025

      Одна музЫка

      Загадки параллелей. Часть III

      22.02.2025

  • На экране
    • На экране

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть III

      25.05.2025

      На экране

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть II

      24.05.2025

      На экране

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть I

      23.05.2025

      На экране

      Бедная Анна. Часть III

      20.05.2025

      На экране

      Бедная Анна. Часть II

      19.05.2025

  • Архитектура
    • Всё Изобразительное искусство Каменная летопись мира
      Изобразительное искусство

      Скандал на пустом месте

      02.01.2024

      Дедюхова И.А.

      Античные древности. Часть II

      18.12.2023

      Дедюхова И.А.

      Античные древности. Часть I

      17.12.2023

      Весь мир — театр

      Музейщики. Часть II

      13.05.2022

      Изобразительное искусство

      Скандал на пустом месте

      02.01.2024

      Изобразительное искусство

      Античные древности. Часть I

      17.12.2023

      Изобразительное искусство

      Музейщики. Часть II

      13.05.2022

      Изобразительное искусство

      Музейщики. Часть I

      11.05.2022

      Каменная летопись мира

      Античные древности. Часть II

      18.12.2023

      Каменная летопись мира

      Русь, половцы, печенеги… Часть II

      25.03.2021

      Каменная летопись мира

      Мысли по поводу

      13.08.2019

      Каменная летопись мира

      Преображение. Феофан Грек

      31.05.2019

  • Вебинары
    • Вебинары

      Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть I

      23.05.2025

      Вебинары

      Вебинары мая 2025 года

      06.05.2025

      Вебинары

      Мадмуазель Лисичка. Часть III

      17.04.2025

      Вебинары

      Мадмуазель Лисичка. Часть II

      12.04.2025

      Вебинары

      Базы данных

      03.04.2025

  • Беседка
    • Беседка

      Как выжить блондинке?

      13.03.2025

      Беседка

      С праздником весны!

      08.03.2025

      Беседка

      Что волнует блондинок

      02.03.2025

      Беседка

      Антракт продолжается

      01.03.2025

      Беседка

      Третий акт

      28.02.2025

  • Вход
Весь мир - театрСлова, слова, слова…

Вечный вопрос

автор: Сергей Ткачев 08.03.2015

11В солнечный и праздничный день 8 марта хочется с особенной теплотой поздравить наших женщин, которые вносят в нашу жизнь — уют и любовь.

Мы давно привыкли, что наши дамы — самые красивые, образованные и культурные. Только ради их просвещенного взора творят высокое искусство настоящие мужчины. Все понимают, что стоит заговорить о литературе, опере, поэзии, балете — в первых рядах встанут именно наши дамы, проявляя удивительную осведомленность и тонкость чувств.

Честно говоря, сложно в России соответствовать их взыскательному вкусу. Да, спрашивается, чего ж они только здесь не видели… из прекрасного?

Возможно, именно поэтому они с такой настойчивостью борются и против серости, убожества, навязывания образчиков пошлости, бесталанной банальщины, дурного вкуса.

И эти вопросы для каждой настоящей женщины принципиальны не только потому, что именно дамы — истинные судьи всех наших достижений. Женщины при этом борются за свое право любить и быть любимыми. А это главное их право, ведь «женщина» — от слова «жизнь».

…Некоторое время назад на вебинаре «Вечный вопрос», где разбирался смысл вечного вопроса чисто мужского выбора между жизнью, как борьбой, — и поиском виноватых среди самых близких, — зашла речь и о том, как наиболее выдающиеся произведения Шекспира понимают современные режиссеры российской сцены.

Помнится, дамское щебетание не слишком-то обмануло собравшихся мужчин, поскольку был слишком очевидным диссонанс между бурным развитием мировым театра при возвращении к классике — и нынешними беспомощными «новыми прочтениями» нашими режиссерами.

«Трагическая история о Гамлете, принце датском» (англ.The Tragical Historie of Hamlet, Prince of Denmarke) или просто «Гамлет» — трагедияУильяма Шекспира в пяти актах, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600—1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира — в ней 4042 строки и 29 551 слово.

Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Amletus, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов»[1] и посвящена прежде всего мести — в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца. Часть исследователей связывают латинское имя Amletus с исландским словом Amloði (amlóð|i m -a, -ar 1) бедняга, несчастный; 2) халтурщик; 3) дурак, болван.)[2].

Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида.

Наиболее вероятная дата сочинений и первой постановки 1600-01 (театр «Глобус», Лондон). Первый исполнитель заглавной роли — Ричард Бёрбедж; Шекспир играл тень отца Гамлета[3].

Вебинар наших дам потому и носил название «Вечный вопрос», что каждое поколение в каждой стране выбирает свое представление о «герое нашего времени», вновь и вновь решая этот вечный вопрос посреди нашей текучки.

Небольшая проблема возникает здесь, наверно, в… приватизации. Как пошла безнаказанная приватизация всего государственного состояния без разбора, так вдруг выяснилось, что для безнаказанности этого процесса приходятся контролировать и некоторые процессы в нашем искусстве.

Ну, это я так обтекаемо выразился. Все понятно, что наплевать на общественное мнение можно лишь в процессе, который вроде и напрямую к настоящему искусству не относится, но и без него невозможен. Конечно, это — процесс финансирования искусства, проще говоря, процесс выделения денег.

 16  AI_33_ant_cultivating_aphid

У нас отношение к государственному финансированию — как к физиологическим выделениям. Себя, наверно, они представляют такими тлями на выпасе, выделяющими сладкий сок для оборотистых муравьишек.

Они сами «присосались», а все другие должны по ним ползать — в ожидании их «выделений».

И уж в самую последнюю очередь, между прочим, зная, что такого премьер нисколько не оценит, министр упомянул, что местные тоже производят что-то съедобное. И до того, как бананы из Эквадора начали в 90-х размещать в «логистических центрах» в ближайшем морге (а вы не знали, что все 90-е бананы хранили именно там?), — местные тоже как-то кормились, хотя государственная власть сделала все, чтобы разрушить систему овощехранилищ, уничтожала молокозаводы и крупные консервные заводы, полностью подмяв все колхозные рынки не просто под свой криминал, с которым можно хоть как-то договориться, а непременно под криминальные банды выходцев из бывших советских республик. С ними было проще договориться из местных высасывать все до шкурки.

Дмитрий Медведев пообещал… Часть III

Видите, как хлестко этот процесс «выделения» рассмотрен нашими дамами, поскольку он их полностью отсекает от какого-то влияния на процессы в современном искусстве. А если к дамам не прислушиваться, то, как правило, получаем, сколько средств в это не выделили, — творческую беспомощность.

Всем ведь известно, кто у нас нынче стал «героем нашего времени», как он отвечает на вечный вопрос. Понятно, что дамы наши сегодня разочарованы не только у уровне театрального искусства.

Вечный вопрос прозвучал в нашем времени очень давно, а ответ на него всегда дается в одном русле: мне быть, раз я приватизировал то, что в России мне принадлежать никак не могло, а всем прочим — можно и не быть. Им следует затянуть пояса потуже, думать о своем несовершенстве и любоваться на меня бесподобного. Ага, еще пускай отливают в граните, все, что они скажут про двадцатилетнюю историю России.

Однако… на самом деле все ответы на вечные вопросы дают наши дамы. Именно они становятся классикой. Согласитесь, все, что цитируется в качестве Ответов@mail.ru, это либо из Википедии, либо… непреходящая классика.

Пожалуй, следует объясниться относительно собственного высказывания “Чубайс ведь не с потолка брал цифру в 30 млн. человек, которые “не впишутся в рыночную экономику”.”, прозвучавшего в статье “О глубоких сожалениях Запада“.

При всей публичности этой фигуры, на самом деле точной ссылки на эту фразу нет. Сказана она была в прямом эфире. При последующем массовом цитировании, Анатолий Борисович никогда не отрицал авторства. Именно этот факт заставил меня отвлечься от чисто людоедского смысла этого высказывания, которое обычно шокирует всех.

Мне было странно, что публичная фигура со значительными политическими амбициями не оспаривает в суде или просто в открытой полемике фразу, доказать авторство которой не сможет документально ни один из его оппонентов. Причем, само по себе, это заявление является и концом и венцом политической карьеры Чубайса, в которую вложены огромные средства.

Я ничем не могла объяснить столь несвойственного для Анатолия Борисовича “благородства”, кроме как тем, что данная цифра является расчетной. А это неминуемо выплывет наружу при любом разбирательстве.

Сегодня “реформаторы” уже готовы признать потери населения в ходе осуществления мероприятий “шоковой терапии” — “всего лишь” в 5 млн человек. В то время, как реальные потери оцениваются весьма близкой цифрой к заявленной Чубайсом – более 20-ти млн. человек.

Анатолий Чубайс по публичным высказываниям не производит впечатление человека большого ума и высокой культуры, но в нем чувствуется нездоровая амбициозность и неутоленное честолюбие. Не слишком удачное сочетание для государственного деятеля. Однако, именно такой человек мог “ради красного словца” брякнуть вслух подслушанную цифру, сказанную куда более серьезными людьми по гораздо более серьезному поводу.

Любой на его месте спасал бы репутацию и карьеру, использовав борьбу с оппонентами для повышения рейтинга. Но, тщательно вымарывая все документальные доказательства названной им цифры, Чубайс, пожалуй, впервые не ставит попутно никаких личных целей, делая все, чтобы скрыть источник информации.

Да и сама-то цифра… слишком близка к реальности. “Ради красного словца” такая точность не проявляется.

От политики… к демографии

И далее следует разбор этого ответа по существу. Здесь следует понять, почему же это вообще-то — вечный вопрос? Да потому что вопрос о принце для всех дам является актуальным не только во все времена, но и во все общественные формации.

А если они получают ответ «быть или не быть» в нынешнем содержании тех, кто занимается «выделением средств», они начинают нервничать. Признаться, кого угодно заденет этот вельможный ответ самоназначенного принца, утверждающего, будто его царствование — вечно и неколебимо, ему быть и быть, а вот 30 миллионам человек придется потесниться. Без всяких вопросов.

Согласитесь, тут уж хочется и к отражению такого принца на сцене — приглядеться внимательнее. Вот на такое у деньги отваливают без проблем.

У подобных постановок, когда Гамлет носится без штанов в истерике по дорогущей лестнице, всегда бывает не слишком приятное продолжение в нашей суетной реальности.

Все же Гамлет не имеет права быть настолько неуравновешенным, будто ему прислали вызов на допрос в СКР. По поводу реальной стоимости этой уродливой лестницы.

Павел Карташев . Вчера, в 2:34 · О прекрасном:  Александринский театр заказал пьесу 19-летнему сыну худрука

Студент истфака МГУ Кирилл Фокин получит 219 тыс. рублей за инсценировку собственной повести (izvestia.ru)

Игорь Манько Смайлик «like»

Александра Панфилова А в чем драма то? Ну, был бы » огонь» написан иваном петровым, никто бы не возбудился?

Павел Карташев По мнению Фокина достойной современной драматургии нет. И тут — хоба! — и есть. И где? В недрах семьи Фокина. Все плачут от счастья.

Александра Панфилова А есть достойная? Тут каждый день ужасы совр драм выкладывают. Вас бы устроил печейкин в исполнении фокина? И, да, вечный укор » вы же не видели! Как можно?!». Вы же не читали, Павел? А это предвзятость.

Спрашивается, а к чему нам читать «повесть» — малолетнего недоросля, чей папочка уже порадовал «прочтением классики»? Что, недостаточно этого «прочтения»? Значит, можно долгое время навешивать эту беспомощную, оскорбительную чушь, а после еще и протаскивать своего сынка, изначально не имеющего чести и совести?

Ведь здесь, как все понимают, вопрос с совестью… будет превалировать. А еще и вопрос об одаренности, о том, как эта серость и убожество — расчищали вокруг себя пространство (зачищали), что после изуродовать и непреходящую классику.

Хочется, кстати, напомнить по современной драматургии — безобразное поведение мужчин в отношении единственной дамы, способной выдать на тему современности нечто непреходящее.

Вспомним, как все эти любители современной драматургии, тащившие пошлость и серость, безвкусное прочтение классики, высказались по поводу пьесы «Звёзды над Иссык-Кулем»: «Сочинить пьесу на современную тему с лих закрученным сюжетом и шлягерными музыкальными номерами может каждый!»

Ну, и где эти «каждые»? Где у нас пьесы на современную тему со шлягерными номерами? Но следует вспомнить, как поступали с этой новой драматургией, как плевали и гадили на нее,чтобы… после нагадить на Шек4спира, а поверх Шекспира — поставить своих никчемных недорослей.

Ну, вот сами судите. Представьте полный зал, который ждет начала спектакля, несколько раз зрители принимаются хлопать, все ждут членов жюри. А жюри не приходит, оно без предупреждения и оповещения отправляется на другой спектакль, оказывается, в знак протеста. Потому что наша ижевская пятая колонна на ночной попойке заранее поведала им о нашем хулиганском спектакле, об аншлагах и успехе. Вывод — надо ставить выскочек на место.

В неполном составе жюри является только на второй спектакль. Весь зал и юные артисты за кулисами вновь напряженно ждут начала, а члены жюри с непроницаемыми лицами мнутся у входа, не решаясь войти. В конце концов, с недовольным видом они прутся в зал, где их с трудом размещают на оставшихся местах.

Дети играют, как никогда, все мобилизованы. И если из-за смятого начала в первом спектакле можно было заметить неточности, заминки, то во втором спектакле уже все чистенько, драматическое действие здесь уже на какой-то иной высоте. Как этого удалось достичь Шанской за два часа репетиций между спектаклями, для меня загадка до сих пор. Зрители, заплатившие за вход, напряженно следят за их игрой. В зале — дети из других коллективов, которые уже видели первый спектакль, они пришли во второй раз с друзьями. Даже осветитель посадил в будку каких-то девушек. Но зал необыкновенно тяжелый, контакта не возникает, потому что развязно ведут себя руководители делегаций, прогибаясь перед жюри, попискивая вслух: «Кошмар! Это уж вообще!». С первого спектакля не ушел никто, хотя он в подметки не годился второму, а тут с грохотом дверей удаляется несколько детских режиссеров. А на сцене героически продолжают играть дети, они выходят и прямо в зал, к зрителям. Я бы так не смогла.

Тетеньки из жюри на весь зал в изнеможении стонут: «Ужас! Кошмар! Чернуха!» После спектакля одна из таких нервных дам — членов жюри демонстративно выкидывает программку и истерически кричит про тот же самый кошмар прямо на публике и перед раскланивающимися детьми. Те гадости, которые наговорили на ночной разборке спектакля мне и Светлане Шанской, были хотя бы не при детях. Даже то, что спектакль прошел с большим успехом в Ижевске, поставили не в заслугу режиссеру, а … в вину. Мол, каждый может написать кассовую комедию, а вот дерьмо, которое глядеть невозможно, — это надо еще постараться! А про «Капустное танго» сказали, что там совершенно очевидно разыгрывается сцена криминального аборта, прибавив такие гинекологические термины, что даже я их, клянусь, не знала. Хотя я — строитель, кандидат технических наук, двух детей родила еще в советских родильных домах, а это было что-то!

На следующий день с детьми не здороваются их друзья из некоторых театров по требованию своих руководителей, но украдкой подбегают и шепчут: «Это классно, ребята!» Ай-я-яй, взрослые дяди и тети! Ведь это был не ваш праздник!

Это было написано в мае 2001 года. Никто развиваться современной драматургии не мешал. Никто, кстати, не мешал и гадить Фокину на Шекспира, причем, за бюджетный счет.

В наши дни судьба театра зависит в первую очередь от зрителя. Не всегда так было. Раньше зависели в основном от начальства, теперь – от того, сколько народа собирает тот или иной спектакль, как на него реагируют в зале. Нет зрителей – нет спектакля.

Репутация театра зависит сейчас не от начальников, даже не от критиков, а именно от зрителей. Тут не обходится без парадоксов, но это наша действительность, и с ней, хочешь не хочешь, приходится считаться.

Во все времена современная драматургия была одной из главных составляющих театра. В семидесятые годы, работая в «Современнике», я ставил пьесы современных драматургов в зависимости от потребностей времени. Хотелось говорить о животрепещущих проблемах, но из-за откровенной цензуры это не всегда получалось. И все-таки в те годы ставили пьесы Вампилова, Шатрова, Гельмана – по тому времени это были яркие и острые спектакли, они рождали в зале отклик, о них говорили и спорили в обществе. Театральная постановка становилась общественным событием.

В конце восьмидесятых, когда цензуры практически не стало, режиссеры обратили свои взоры на то, что раньше было от нас закрыто, в первую очередь на прогрессивную западную драматургию – Беккета, Мрожека, Ионеско.

Сейчас мало кто ориентируется на какое-либо одно направление. Репертуар обычно смешанный, рассчитанный на разные группы зрителей, на разные вкусы. Еще раз повторю: успех театра определяется числом потребивших «услуги» (чудовищное определение того, что мы делаем), а не качеством этих «услуг». И спектакль, даже вполне успешный, общественным событием не становится. В лучшем случае постановку обсуждают в кругу театралов. Да и то говорят чаще о каких-либо скандалах.

И эта ситуация напрямую связана с состоянием современной пьесы. Сложное, мучительное время ждет своего драматурга.

Что такое «новая драматургия»? Вряд ли все, что пишут сегодня, можно обозначить этим словосочетанием. Современная – ну да, написанная в наши дни. Но определение «новая» обязывает ко многому. Петербургских «новых» я не знаю.

В репертуаре наших театров пьесы современных авторов присутствуют. Но нельзя сказать, что пьесы кого-либо из ныне работающих драматургов стали визитной карточкой какого-то творческого коллектива. Чаще других к современным авторам обращаются небольшие театры-студии, аудитория которых мала и склонна к экспериментам. Такие студии вполне можно назвать резервациями для современных пьес.

Это, вероятно, обидит некоторых драматургов, считающих себя самобытными, именно они порой жалуются на невнимание к их творчеству, на то, что большие театры предпочитают большие имена, не хотят рисковать, якобы недооценивая работы новых авторов. Я считаю драматургом только того, чья пьеса поставлена в театре и собрала зрителей. Остальное – домашние радости.

Однажды на заседании Совета по культуре у президента один драматург попросил Владимира Владимировича распорядиться, чтобы театры в обязательном порядке ставили пьесы современных авторов. Но мы же знаем, что в драматургическом потоке девяносто процентов графомании, и вряд ли кто-то может заставить уважающего себя режиссера обратиться к зрителю с произведением столь низкого художественного уровня. Чехов, простите, более глубок…

  17.04.2014 г. Время драматическое, но не драматургическое
Валерий ФОКИН, художественный руководитель Александринского театра

У режиссера Фокина еще и хватает наглости и апломба ставить в один ряд конъюнктурщиков Шатрова и Гельмана — с Вампиловым, которого стали ставить за три месяца до его гибели.

А наши дамы уже провели ликбез, мы уже в курсе, как себя вели и тогда наши театральные режиссеры. Для них хороший драматург — мертвый драматург, тогда они с его вещами могут делать то же самое, что с Гамлетом Шекспира.

17 апреля 2014 года под рубрикой «Культура» была опубликована статья Валерия Владимировича Фокина «Время драматическое, но не драматургическое». Эта статья вызвала у меня ряд вопросов, которыми хотелось бы поделиться.

Статья начинается с утверждения, что современный театр – учреждение коммерческое, успех спектакля определяется не качеством, а кассой. К этому можно было бы добавить «и рекламой», которая играет не последнюю роль в формировании успеха. При этом Валерий Владимирович сетует на то, что вполне успешный с коммерческой точки зрения спектакль не становится общественным событием, «в лучшем случае постановку обсуждают в кругу театралов. Да и то говорят чаще о каких-либо скандалах». И делает странный вывод: «Эта ситуация напрямую связана с состоянием современной пьесы».

Каким же образом отсутствие общественного резонанса (а ведь многие спектакли его вызывали в 1960 – 1970-е и даже в 1980-е годы, о чем Валерий Владимирович вспоминает с ностальгией) может быть связано с состоянием современной пьесы, если эта самая современная пьеса отсутствует в репертуаре? Не оттого ли общество остается равнодушным к самым «кассовым» спектаклям, что они ему неинтересны? Ведь даже самая распрекрасная и вечная классика, десятки раз переряженная в современные костюмы и вывернутая наизнанку, может рано или поздно надоесть. В то же время в современной пьесе можно найти созвучные времени темы и узнаваемых персонажей, а это чрезвычайно важно для зрителя.

Честно признаюсь, мне видится некое лукавство в самих рассуждениях о зависимости театра от кассы. Я знаю спектакли, на которые публика с трудом раскупает и треть билетов, и то ценой невероятных усилий администраторов. Но эти постановки упорно сохраняются в репертуаре. Почему? Да потому, что это спектакли не для зрителей, а для продвинутых критиков и фестивалей. Не для людей – для престижа режиссера. Иметь в репертуаре такие спектакли могут себе позволить только столичные театры. В провинции жизнь жестче, там о фестивалях не мечтают, спектаклей ставят больше, неоправданных затрат себе не позволяют, от кассы зависят больше, чем в Питере или Москве. И в этих театрах активно ставят пьесы современных драматургов, в частности петербургских.

В своей статье Валерий Фокин пишет: «Я считаю драматургом только того, чья пьеса поставлена в театре и собрала зрителей». Под это определение попадают все члены Гильдии драматургов Санкт-Петербурга, именно по этому критерию и формировалась гильдия. Согласно нашей статистике, в конце 2013 года в репертуаре российских и зарубежных театров насчитывалось более 100 спектаклей (84 драматических и около 30 музыкальных) по пьесам петербургских драматургов.

Перечислю лишь некоторые. Спектакли по пьесам Валентина Красногорова «Его донжуанский список» в Крымском академическом театре им. Горького, «Сегодня или никогда» в Драматическом театре Софии, «Фуршет после премьеры» в театрах Ставрополя и Архангельска, «Давай займемся сексом» в Лодзи (Польша) и т. д. Спектакли по пьесам Л. Разумовской «Бесприданник» в Драматическом театре Калининграда и в Театре балтийского флота (Кронштадт), «Домой!» в пермском ТЮЗе, «Дорогая Елена Сергеевна» в Софии, «Сестра моя Русалочка» в Белграде и т. д. Пьеса Бориса Голлера «Декабристы. Петербург. 1825» в Театре Академии театрального искусства (Лимож, Франция), пьеса «Когда спящий проснется» Олега Ернева в Мичуринске, мои пьесы «Танец семи покрывал» в Театре им. Вахтангова (Владикавказ) и в Баку, «Любовь на свежем воздухе» в Театре им. Пушкина (Курск), «Вечер с Ангелами» в пермском ТЮЗе… В начале 2014 года тоже состоялось немало премьер по пьесам наших земляков.

  22.05.2014 г.  Слухи о смерти драматургии сильно преувеличены
Юрий ЛОМОВЦЕВ, председатель Гильдии драматургов Санкт-Петербурга

Все же… здесь речь идет не о зрителях, не о наших дамах, которые всегда стоят на страже интересов зрительской аудитории. Конечно, в этом высокопарном перечислении заслуг перед драматургией (полуживой или издохшей) — превалирует нескрываемый интерес к выделениям.

Вот только… здесь все же остается проблема вечных вопросов. Господа, если на них за вас ответили женщины, то вряд ли вы имеете даже не «право», а возможность игнорировать их мнение. Не всех, а именно тех дам, чьи ответы на вопросы нашего времени — уже вошли в классику жанра.

Павел Карташев Фокин о современной драматургии — Время драматическое, но не драматургическое

Александра Панфилова Ну? И где здесь противоречие? Он виноват, что ему история сына понравилась?

Павел Карташев А это отповедь Юрий Ломовцев Фокину Слухи о смерти драматургии сильно преувеличены

Павел Карташев Понравилась история сына. Достойной современной драматургии — непечейкиных — нет. Ну нету. Все логично, никаких противоречий.

Александра Панфилова К новой драме, как мне кажется, можно предъявлять, к новой форме » покажем спектакль по фильму», тоже, да много еще к чему… Но, тут, правда, очень предвзятостью отдает… Давайте на Леонова наедем, он с сыном в одном театре служил, например.

Павел Карташев Речь не о «новой драме». Гильдия драматургов Санкт-Петербурга к новодрамовцам отношения не имеет. Прочтите ссылки. Впрочем, может Вам меня объявить ретроградом, прилюдно высмеять и забанить? Это тоже ход.

Александра Панфилова Павел, ну зачем же так? Я честно, искренне не понимаю причин для напряга.

Павел Карташев Сколько современных пьес Вы прочли за последние хотя бы два года?

Александра Панфилова Я? Или это к Фокину вопрос? Я только отчеты Алексей Битов читаю:).

Павел Карташев Фокин их тоже не читает. Еще раз, речь не о «новой драме». Битов копается в отстое и ловит кайф от этого, давая свой анализ. Сколько пьес Битов ПОХВАЛИЛ за последние года два-три?

Алексей Битов Что ж, коли меня помянули к ночи, хочу обратить внимание на одну деталь. Пьес (и прозы) Фокина-младшего не читал, но (цитирую статью в «Известиях») «Кирилл Фокин был соавтором пьесы Сергея Глущенко во время работы над прошлогодним спектаклем «Гроза двенадцатого года» в Театре на Таганке». Вот тут судить могу — видел спектакль. Халтура это, а не пьеса, и к тому же халтура неквалифицированная. Это там авторы даже поленились уточнить год смерти адмирала Ушакова:(

Смирнов Илья Товарищи, а какая разница? Хуже, чем Пряжко и Клавдиев, он всё равно не напишет.

Валерий Фокин Я, к сожалению, не тот — уже всем ведомый избранник…

Александра Панфилова Павел, да я понимаю о чем речь. Я не понимаю, почему режиссер не может поставить пьесу, которая ему почему то нравится, пусть эта пьеса и его сыном написана? И потом, если те пьесы, которые читаете Вы, столь хороши, может их уже разобрали, и что делать Фокину в данном случае? И знаете, в театральном мире столько всего странного происходит, что Фокин и сын, ну совсем не на первом месте в области нервных реакций.

Алексей Битов Павел, для справки: выполнять и перевыполнять план по похвалам считаю профанацией. «Копаюсь» я в основном в победителях и номинантах разрекламированных конкурсов; других лауреатов у меня для Вас нет. Кайфа от работы лопатой не получаю, но вычерпываю, что могу. Уж не обессудьте…

А именно сегодня, восьмого марта хочется напомнить, что Шекспир точно писал — не для мужчин-режиссеров, не для мужчин-критиков или для тех принцев нашего времени, ведающих «выделением средств». Он писал все для женщин, только для них, рассчитывая на их взыскательный вкус и мягкую, но принципиальную критику.

А разве режиссер Фокин ставил этого своего Гамлета-истеричку, Гамлета без штанов, Гамлета, не способного на любовь ни к кому, кроме самого себя — для женщин?… Нет, он изначально рассчитывал лишь на лживых особ без совести, живущих, как и он сам — от выделений.

Людмила Максименко А вы не знали о распиле в сфере культуры? Особенно хорошо, когда замаячит ремонт, а тут мелочь.

Павел Карташев Александра, может. Фокин всё может. С одной стороны он сам за последние годы на посту худрука Александринки поставил лишь одну современную пьесу покойного В.Леванова (см список фокинских постановок в той же википедии). С другой стороны, при его позиции «ах, нечего ставить, печаль», он наводнил Новую сцену Александринки «новодрамрвской» бодягой (де-юре там Гацалов, но мы же понимаем, что эти ветры ещё с ЦИМа дуют…). А теперь ставит сына — да пусть ставит! — как будто это алмаз какой, чуть ли ни открытие нового Чехова. Посмотрим. Деньги-то всё равно государственные. Почему в поиски новых форм в своей семье не поиграть?..

Александра Панфилова Я все о своем: ну, Павел!!!! Если бы он взял пьесу никому неизвестного Тютькина, ведь никто бы даже не дернулся. Тут прицепились именно к сыну. А дальше уже ссылки, ин ю, и т д и т п. Ключевое слово » сын», и именно эта предъява мне не нравится. Вот.

Elena Ryumina о-о-о! Ла-ла-ла!

Павел Карташев Алексей, ну какое там «профанация»?.. «Все кругом некопенгаген, а я один копенгаген в жж». Я уже и читать перестал Ваши опусы, потому как тотальный день драматургического сурка. Конкурсы приходят и уходят, а хорошие пьесы, ХОРОШИЕ, которые в природе существуют, остаются незамеченными. Да, у нас с Ефимовым и Стрельцовым эта цель. Какая цель у Вас, будучи во времядрамовском жюри, я не знаю. Но знаю точно, что кроме недостатков у авторов случаются и удачи. Пусть не грандиозные, но они есть. Но о них зачем писать, правда? Чем Вы лучше Фокина здесь, у которого современная драматургия, видите ли, померла?

Павел Карташев Где здесь место Тютькину?

Любомир Любомиров Как не дать своим заработать!?! Деньги в семью! Хорошо же! )

Любомир Любомиров Вот интересно, кто из студентов истфака может похвастаться такой удачей!?!

Алексей Битов Она не померла, но она захлёбывается в мутном потоке. Хороших пьес реально очень мало, а в этом потоке они и вовсе не заметны. Критерии размыты, а я почему-то хочу, чтобы они были. И в жюри у меня цель — ставить оценки. Жёстко, потому что всё остальное — именно профанация. Хотя Вы, конечно, вольны считать по-другому, дело Ваше.

наталья георгадзе Дорогу молодым! А чо)

Павел Карташев Критерии, НА МОЙ ВЗГЛЯД, Алексей, это когда кроме копания во всём, что плохо, выявляются и примеры, а что же хорошо. Потому что иначе получается та же профанация: кругом мутный поток, мы тонем, ужос, караул и т.д. Конструктива-то нет! Это при всём Вашем желании, чтобы критерии были не размыты (ну вот рыцарь Вы, а мы все так, погулять вышли…).

Алексей Битов А на мой (ни разу не рыцарский) взгляд, гол, забитый рукой, не должен быть засчитан вне зависимости от того, забивались ли в этом туре правильные голы или нет. И равняться лучше на уровень Пеле или Стрельцова, оно надёжнее будет — и как «положительный пример», и как «конструктив».

Наталья Долина всёОК)) Все в семью.)))  А кому сейчас легко?)))

Вообще в таких случаях следует задаваться вопросом: а почему у нас сегодня в режиссеры, пользующиеся «выделениями», непременно попадают люди без общей культуры? С каких это пор у нас искусство перестало относиться… к культуре?

Разве кому-то не понятно, что постановки режиссера Фокина — не блещут культурой? Ведь сегодня людям есть с чем сравнить. Театр «Глобус» — действительно учитывает духовные потребности зрителей и без лживых статеек спекулятивного содержания. Гамлет там — герой!

А вот у нас… на почве всех этих выделений, режиссер не может с помощью всех этих жутких приспособлений на сцене, с выбранными им самим актерами — создать хрестоматийный образ. Ну, не способны они вообще! На сцену они могут вывалить только душевную грязь.

А вопрос всегда будет прежним: где образы в искусстве? И не те, с которыми согласны платные критики и дамы при выделениях. А те с которыми будут согласны дамы их публики. Не когда им под нос будут совать микрофон после спектакля, а… без давления со стороны.

Вот таким образом интересоваться «мнением публики» — некрасиво. Люди заплатили деньги, они не обязаны в таком режиме делиться впечатлениями. Эта манера тоже, кстати, пошла с наших режиссеров, желающих еще и рекламу выжать таким образом с публики.

12На третьей минуте этого ролика — есть весьма показательный диалог. Приятные девушки уклончиво улыбаются. Им что-то неприятно, они не совсем согласны и точно оплюют это действо один на один, между собой. С холодной, но приветливой улыбкой одна из девушек говорит: «Ну…. скорее да!» Просто, чтобы отвязаться от назойливого журналиста.

Разве нам не отказывали так же наши дамы? Они воспитаны и культурны, они не отказывают напрямую, а просто дарят утешительный приз: «В другой раз!» Но это не означает, что надо проявить настойчивость и выжимать из них этот «другой раз», бегая с истериками без штанов, но в ботфортах.

Мужчина, сующий им микрофон такую настойчивость проявляет заранее заготовленным вопросом в духе восхваления Фокина: «А как вам кажется, это больше Шекспир или уже Фокин?»

Так и хочется прижать нахала к стенке и поинтересоваться: «Ты чего к девушкам пристал? Чего ты с этим к женщинам лезешь? Самому не стыдно?»

Но ведь это пошло у нас с вопиющей пошлятины, когда Родион Щедрин начал писаться через дефис «Бизе-Щедрин», ободрав вольным образом Жоржа Бизе. Второго Бизе так и не получилось, зато сейчас непонятно, что там осталось от Щедрина без Бизе.

Тут надо все же понимать, что далеко ведь и не все дамы столь значимы в процессе закрепления «мнения публики… а лишь некоторые. Хотя бы те, чьи образы уже восприняты публикой, а эстетическая триада «автор-образ-читатель» замкнута.

Такие дамы сразу ринутся с места в карьер — в поисках образа.

Вера Шарапова Ну и что? Что, человек в 19 лет не может что-то интересное написать? Если я иду в театр, я хочу, чтоб там было интересно и хорошо, и мне совершенно все равно, что если вдруг автор сценария — сын худрука.

Павел Карташев Вот поэтому, Алексей, в Вашем физ. растворе никогда ни одна талантливая протоплазма не зародится. Да, читая пьесы, я вижу, что нет явных Чехова и Вампилова, но также и вижу, что тенденция, поток пьес, начинают меняться. И, значит, условия медленно, но зреют. Вы, будучи певцом ужоса разрухи, от новодрамовцев отличаетесь только знаком, а так — всё то же самое. Созидания на Вашей энергии случиться не может…

Алексей Битов Павел, протоплазма в физрастворе — это не человек, а гомункулус. А выведение гомункулусов — это, простите, не по моей части. Второе: меняется тематика, а не тенденция — уровень не растёт, да и желающих попасть в струю по-прежнему пруд пруди. Получается, это я настаиваю на изменениях внутри модуля, а Вам достаточно смены знака. Если можно, не буду развивать эту тему на Вашей странице.

Любомир Любомиров Вопрос остается — если пьеса такая хороша, то почему друге театры она не заинтересовала?! Молодость — это прекрасно, иногда очень талантливо, но, в данном контексте — интересы прослеживаются другие, как и цели.

Смирнов Илья Вот Гришковец последний был очень интересный. Архаика такая шумерская, но попадает в болевые точки современной жизни.

Павел Карташев Алексей, ну, безусловно, безусловно…

Павел Карташев Илья, «болевые точки» это когда кто-то пишет явную ахинею, а потом другой кто-то объясняет на уровне «ржака-обоссака» какая это ахинея. На этом все разговоры о современной драматургии затухают. Хоть со знаками, хоть без. И главное — все довольны. А Вы говорите Гришковец…)

Konstantin Demidov Павел, простите, видимо я что-то пропустил)) А у вас какие предложения, кроме анализа?
Я вот мечтаю чтобы крутые курсы драматургов кто-то организовал. Но где же взять преподавателей? Красногоров?))

А зачем вам курсы, господа? Были бы нужны курсы, а не бумажка, которая ничего не значит, вы бы посетили вебинары «Книжной лавки». Куда уж дешевле, удобнее и доступнее? Абонемент на месяц стоит полторы тысячи рублей, один вебинар на интереснейший вечер — меньше ста рублей. Причем с анализом вершин и провалов, с полным историческим анализом.

Все-таки театр «Глобус» ей блистательный взлет в последнее время по достоинству оцененный нашими дамами, — это не совсем наша культурная среда и отвечает лишь части культурным запросам современного российского зрителя. А комплексный подход, весьма ощутимый в программах — дает куда более важный срез любому, кому все же важны истинные потребности публики — осознанные и неосознанные.

Лично я осознаю, что многие мои потребности вдруг начинают удовлетворяться оперными шедеврами в рамках проекта «Музыкальная пятница». А ведь это не навязывалось здесь с тычком микрофона в лицо, смущая зрителей. Здесь это чисто по-женски, мягко и деликатно подготавливалось в виде публикаций про «режоперу», про какие-то походы с детьми на оперные спектакли…

Здесь прежде «подготавливалась почва», в том числе и защитой звезд Большого театра в нападках на них в ходе безобразной «кислотной атаки».

И вдруг понимаешь, что на Новый год — явно недостаточно обычного корпоратива, а важно увидеть в обществе наших дам с своим ребенком — новогодний «Щелкунчик».

Да, здесь налицо — забота о душевном комфорте зрителя, не о «выделениях» или «бюджете».

Konstantin Demidov А может Алексей Слаповский или Nina Sadur захотят при бюджете?

Павел Карташев А что, есть бюджет?

Konstantin Demidov При желании найдётся. А что, Вы так же видите решение?

Павел Карташев При бюджете — да, вижу. Как он найдётся только интересно? При чьём желании: моём, Вашем, Красногорова, Нины Садур, Слаповского, Оли Михайловой или Коковкина?

Алексей Слаповский С 88-го года, когда была поставлена моя первая пьеса, слышу, что современной драматургии нет. В том числе от Фокина. За эти годы (четверть века, однако) поставлено около 30 пьес, больших и одноактных (спектаклей не считал), в том числе за бугром. А пьес все нет. И у Садур нет, и у Петрушевской, и у Вырыпаева нет, и у Пряжко нет, и у Коляды из 1000 написанных им пьес как бы нет 100 хороших и десятка просто чудесных, и у Михайловой, Драгунской, Дурненкова, Греминой, Пулинович, Богаева — просто леплю наобум, кто в голову приходит, могу еще. 90% режиссеров ни хрена не читают. Вообще.

Алексей Слаповский И. Я лично пишу, не думая о деньгах. Не этим зарабатываю. Но. Пьеса в сов. время стоила — минимально — около 2000 руб. Год жить. 200 тыс. сейчас — так себе зарплата за три месяца менеджера средненького звена. Что сколько стоит, так оно и ценится.

Павел Карташев Зато у режиссёров есть гильдия — Гильдия театральных режиссёров России [им. Фокина]. А Гильдии драматургов России всё ещё нет. В Питере да, начинание такое есть. Благодаря Красногорову и команде. А всероссийской драматургической гильдии нету.

Валентина Ток «Кто, что охраняет, тот то и имеет» — закон совка по-прежнему актуален.

Валентин Красногоров Еще одна публикация об отношении Фокина к современной драматургии:

Что касается упомянутого родства и пр., то, конечно, среди бездарных драматургов может вдруг появиться молодая звезда, и ее даже могут вдруг сразу заметить и прочитать ее пьесы и принять и заплатить. Но в цивилизованных странах запрещают, например, режиссеру ставить в своем (т.е. государственном) театре свою пьесу или инсценировку (т.е. ставить — пожалуйста, но получать за это гонорар — нет). Правда, тут речь идет не о своей инсценировке, а о чужой…

Rezhissery_protiv_dramaturgov : Валерий Фокин сообщил читателям «Санкт-Петербургских ведомостей», что современной драматургии не существует и – более того — ее не предвидится и в будущем («всплеска драматургии в наше время ждать не приходится»). При этом уважаемый руководитель Александринского театра со скромностью, свойственной б… (krasnogorov.com)

Валерий Заворотный А внуков у него нет?

Но, как бы мы не делали вид, будто всех нас интересует лишь духовное и культурное, а живем-то мы в реальном мире. Искусство (настоящее) не только дает возможность какой-то душевной опоры, отдыха, оно вообще-то создано человечеством для того, чтобы получить ответы на вечные вопросы своего времени — в виде какого-то захватывающего зрелища, в момент раскрепощения в сотворчестве с актерами, создающими образы прямо при нас, как уличный торговец создает для нас пончик или шаурму.

Но сколько бы мы не говорили о высоком, тему «выделений» в нашем реальном мире не обойти. Бессмысленно ссылаться на Эфроса и Крымова, искусство — индивидуально. Как и уголовное преступление, впрочем. Здесь судебные прецеденты приводить смысла не имеет. Иначе вечный вопрос своего времени так и останется без ответа.

Марина Тимашева Если пьеса хорошая, то безразлично, сын он или кто. Это же повсеместно: дочери и жены становятся лучшими актрисами ( по мановению), сыновья и племянники — драматургами и сценаристами, фильмы иной раз одна семья — за всех, только фамилии разные. Это давно уже норма. Но так можно сказать, что Эфрос не должен был Крымову давать работу. А это была прекрасная работа!

Павел Карташев Эфрос говорил о современной [ему] драматургии в ключе, что «всплеска драматургии в наше время ждать не приходится»?

Renata Sotiriadi Марина, согласна, но не в тех случаях, когда надо просто «срубить денег». В случае с «Грозой 1812 года» на Таганке было именно так.)

Марина Тимашева Павел, я говорю про работу с роднёй. И фраза эта ничего не значит. Он не ждет всплеска , и что? Взял ту пьесу, которая без всплеска, но сойдет. Здесь нет противоречия. Фокину есть, за что отвечать, куда более серьезное

Павел Карташев А за что Фокин отвечает, кстати?

Марина Тимашева за ЦиМ, за все эти ШТЛ, за Гацалова, то есть его назначение в Александринку-2

Алла Хатникова Новость! Депутат Госдумы попросил Генпрокуратуру проверить… Депутат Госдумы Евгений Федоров («Единая Россия») обратился к генеральному прокурору Юрию Чайке и главе Счетной…

Павел Карташев Марина, вот. То есть с одной стороны «всплеска» нет, берём пьесу без всплеска, ок, а с другой — работа с направлением, чуть ли ни с парадигмой, которой соответствует определённая драматургия, за которую государство платит избранным авторам от 200 тыс. р.

Габриэл Мерабов О,как у вас о там всё не просто.

Марина Тимашева Павел, да, но это разные проблемы. Сын, может, не в парадигме:-(

Габриэл Мерабов сын за отца не отвечает.Приехали!!

Марина Тимашева Габи, смысла комментариев не понимаю. Никто и не требует, чтобы сын за что-то отвечал

Павел Карташев Может быть. Просто прецедент с «Грозой 1812 года» на Таганке имел место быть. А так конечно, ждём премьеры папы.

Илья Серх Граждане, а чего это вы так разнервничались? Ведь, если режиссер Фокин берется ставить пьесу драматурга Фокина (сына), значит он (папа) понимает что из этой затеи может выйти? Или не может..

Александра Самсонова Валерий Фокин вправе ставить то, что хочет.

Смирнов Илья » Валерий Фокин вправе ставить то, что хочет» — у себя дома в личный холодильник

Смирнов Илья  здесь высказал не просто «остроту» и «колкость», он уже ответил на добрую часть вечных вопросов нашего времени. Это поистине крылатая фраза нашего времени, наиболее достойная, чтобы ее «отлили в граните».

Далее в разговор с ходу в карьер влетаю я. Но здесь хочется заранее объясниться. Да, можно подумать, что я преследую узко-практические цели. Мол, есть у меня драматург на примете и все такое прочее.

Но еще раз отмечу, что приведенный мною пример с пьесой Дедюховой «Звезды над Иссык-Кулем» — это было в мае 2001 года, то есть, четырнадцать лет назад. Никогда и ни к кому по этому поводу я не приставал, а сама Дедюхова заикалась об этом — считанное число раз.

Прошло 14 лет. «Эффект бабочки» налицо, в России больше нет никакой драматургии, нет и театра. Гильдии имеются, а театра больше нет.

Театр невозможен без театральщины, дыхания балагана, живого сотворчества. И он уходит, как только все живое замещается ложью.  Мне интересно, а Марина Тимашева, пережившая разгром редакции «Радио Свобода» из-за таких же подтасовок и протекционизма, — сама отдает себе отчет, что лжет, причем, лжет о «выделениях»!

Сергей Ткачев Валерий Фокин должен отчитаться за прежние постановки! Поскольку пиарят это дерьмо — люди, не только лишенные вкуса, но и человеческой культуры. Его Гамлет без штанов в ботфортах — ДЕРЬМО! Это душевная грязь и ложь на Шекспира. Самому этому «мастеру» пора отчитаться за г-но на стенках российской культуры. Тьфу!

Павел Карташев Вы ничего не понимаете.) «Спектакль — это всегда сложносочиненное произведение, которое в идеале должно сталкивать интересы и мнения, будить мысль и воображение, быть катализатором активной ДУХОВНОЙ жизни.»

Валерий Фокин о ситуации вокруг «Тангейзера» Президент Гильдии театральных режиссеров…

Сергей Ткачев Просто я пару раз сталкивался с этой пакостью в реале, поэтому… таких слов бы, конечно, под это позорище не подобрал. Но понял, что человек, устраивающий в театре такое ПОЗОРИЩЕ — это мерзавец и подонок.

Павел Карташев  М.Дмитревская о «Гамлете» В.Фокина (2010 год): «Дорогостоящий, нарядный, многолюдный, распиаренный спектакль оказывается беззастенчиво декорированной пустотой… Старое поломали, на новое не хватило духа, жара души, твердости мысли. В пустоте, правда, расставлены режиссерские лже-манки, ловушки, рассчитанные на нашего брата, критика. Их заметят, несомненно. Уже замечают На то и расчет. Некоторые уже видят в лингвистическим коллаже язык современной молодежи. То есть, разговаривающий Бог весть как принц вдруг цитирует что-то из «Гамлета» или переходит в «Быть или не быть» на английский (английский длится недолго).

Некоторые, считывая отсылки к спектаклю Н. П. Акимова 1932 года (Гамлет в ночной рубахе с кастрюлькой на голове), ставят фокинского «Гамлета» в ряд политических трактовок трагедии. А у меня, уж простите, ощущение, что меня беззастенчиво дурят, не потрудившись додумать, достроить, сложить целое. Пренебрежительно дразнят некими культурными знаками, заставляющими самовоспламеняющихся критиков (профессия такая — пожароопасная) восторгаться «гражданским подвигом» режиссера, накидавшего якобы смелых аллюзий. Особой смелости не вижу: «Гамлета» никогда не ставили ввиду наступившего благополучия Датского королевства. Он был всегда нужен именно в смутные эпохи, когда в королевстве становилось неладно. Тут нет ни новости, ни новаторства. Разве что Гамлет — бессмысленный пацан, придавленный мамой и размазывающий перед ней сопли-слезы в одной из сцен…»

БЫЛ «ГАМЛЕТ». ХОЛОДЕЕТ КРОВЬ… | Петербургский театральный журнал…

Как точно парировала фокинскому «Гамлету» эта дама!

Далее я хочу сказать о нашем диалоге. Этот разговор затеял Павел Карташов, спасибо ему большое. И наш дальнейший диалог — это пример великолепной режиссуры (с его стороны), драматургии образов (опять с его стороны) и неукротимой тяги к театральщине (это с моей стороны).

Несложно заметить, что он, не раскрываясь до конца, умело наводит меня на те или иные реплики. Просто я действую точнее и отвечаю пластичнее, чем некоторые его собеседники. Думаю даже, что мы бы на пару могли закатить замечательную пиеску на одобрение наших дам, благосклонно наблюдавших за нашей пикировкой.

Сергей Ткачев Абсолютно согласен с М. Дмитриевской! Еще бы добавил пошлое подражание Роману Виктюку. Все его слава некоторым мнится, причем, в самых скандальных образчиках. Без скидок на время и место.

Павел Карташев Сергей, и всё же я бы такие эпитеты как «мерзавец и подонок» к Фокину не применял. Да, с человеком что-то произошло. Его сожрал мамона? Я не знаю. Не знаю также и о том, что думал Фокин и чем он жил после убийства директора ЦИМа в своё время, совпавшего с убийством директора центра на Страстном.

Сергей Ткачев Павел, не знаю, как он жил, но как человек искусства, он несет ответственность за все, что происходит с его зрителем. Иначе… пошел он в жэ, еще ему сопли вытирать! Мы здесь отнюдь тоже не барствовали, чтоб тратить средства, которые зарабатывать все сложнее — на то, чтоб такой, как ФОКИН — В ДУШУ КЛАЛ. А это вообще-то именно так, а не просто «режиссерская неудача». Потому и подонок, что делал это — в самое сложное время для своих зрителей. Я имею иные примеры, когда человеку так сложно, что удивляешься, как держится, а она еще и выдает незабываемый вечер бурлеска, который ни у кого не увидишь. После этого жить хочется. А Фокин подонок, потому что лишает веры в справедливость.

Павел Карташев Сергей, Фокин не верит в справедливость (точнее — с какого-то момента перестал верить). Но это — его выбор, его планида. Человека, который верит [в справедливость], лишить этой веры невозможно.

Сергей Ткачев С этого момента ему следовало уйти в дворники и приносить радость людям другим образом. Он бы чаще ломал метлы, но его разочарованность в справедливости была бы на пользу обществу, не сеяла бы цинизм и равнодушие.

Павел Карташев Для этого нужно, чтобы изменилось общество. Оно же виновато, не художник… который понял что есть власть денег.

Сергей Ткачев Странная у вас позиция, Павел. Если человек — подлец, он ни в чем не виноват. Хотя и взрослый мужик, за себя отвечать должен, за свои испражнения на публике — тем более. А на все одна отговорка: общество должно поменяться! А у нас никто ничего Фокину не должен, это Фокин, ощутив власть денег» — весьма и весьма задолжал всему обществу.

Все для вас, дорогие дамы! С праздником!

Animation

Вечный вопрос was last modified: Январь 2nd, 2016 by Сергей Ткачев
Валерий Фокинтеатр "Глобус"Уильям Шекспир "Гамлет"
2
2
Facebook Twitter Google + Pinterest
<<<
Георгий Лордкипанидзе — Пара слов на смерть «принца Бориса»
>>>
Проверка уроков. Часть I

Ещё по теме:

Зимний король

Слово писателя. Часть II

Начитавшись интернетов

Замуж

Наширявшиеся адренохромом. Часть IV

Некоторые соображения относительно культурных взаимоотношений Грузии и...

Сказочный голос

А поговорить?.. Часть I

Теддики. Часть III

Солнечный удар. Часть II

2 комментария

Adelaida 09.03.2015 at 01:41

Спасибо, Сергей! Очень душевная статья получилась, значит не зря мы старались. И , признаться, не все получалось как хотелось бы, но главное донесли, и это здорово. Нельзя гадить людям в душу, и никакие творческие искания не могут служить оправданием.

ответить
Сергей Ткачев 09.03.2015 at 14:28

Аделаида, я прошу прощения, что не всегда мог высказаться в поддержку. Между прочим, долго ловил себя на мысли, кому это надо. Потом в один прекрасный день понял, что это надо мне. Честно говоря, был поражен!

ответить

Комментировать Отмена

Войти с помощью: 

Новые статьи:

  • Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть III

    25.05.2025
  • Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть II

    24.05.2025
  • Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть I

    23.05.2025
  • Бедная Анна. Часть III

    20.05.2025
  • Бедная Анна. Часть II

    19.05.2025
  • Бедная Анна. Часть I

    18.05.2025
  • Вебинары мая 2025 года

    06.05.2025
  • Первый учитель. Часть II

    04.05.2025
  • Первый учитель. Часть I

    02.05.2025
  • Россотрудничество. Часть VI

    01.05.2025

Свежие комментарии

  • Александр к записи Мадмуазель Лисичка. Часть III
  • Maрк к записи Безбрежные воды Стикса. Книга II. Упованья входящих. Глава IV. Полицейские посиделки
  • Эрик к записи Безбрежные воды Стикса. Книга I. Глава V
  • Михаил к записи Загадки параллелей. Часть I
  • Жданов П. к записи Загадки параллелей. Часть I

Популярное:

  • Россотрудничество. Часть VI

    01.Май.2025
  • Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть...

    25.Май.2025
  • Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть...

    24.Май.2025
  • Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть...

    23.Май.2025
  • Бедная Анна. Часть III

    20.Май.2025
  • Бедная Анна. Часть II

    19.Май.2025
  • Бедная Анна. Часть I

    18.Май.2025
  • Вебинары мая 2025 года

    06.Май.2025
  • Первый учитель. Часть II

    04.Май.2025
  • Первый учитель. Часть I

    02.Май.2025
  • Россотрудничество. Часть VI

    01.Май.2025
  • Мартин Макдонах с ирландской помойки. Часть...

    25.Май.2025

Вебинары Дедюховой И.А.

Поддержать материально

Архив:

Март 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Поддержать проект:

Поддержать материально
Подборки статей по меткам:
"Елена" А.Воронцова А.С.Пушкин Александр Усс Алексей Навальный Алистер Кроули Андрей Звягинцев Бенедикт Камбербэтч Божена Рынска Большой Театр Борис Немцов В.В.Путин В.Путин Владимир Путин Г.Киссинджер Дмитрий Быков Екатерина II Елизавета II За лунным лучем Захар Прилепин Зигмунд Фрейд И.А.Дедюхова И.А.Дедюхова "Парнасские сёстры" И.В.Сталин Ирина Дедюхова Ирина Яровая К.Серебренников К.Собчак Кейт Миддлтон Ксения Собчак Людмила Улицкая Меган Маркл Михаил Шишкин Н.М.Цискаридзе Н.М.Цискаридзе Н.Нигальская Никита Михалков Рустам Хамдамов С.Кредов Сергей Филин У.Шекспир Элла Памфилова адренохром принц Уильям принцесса Диана
  • Facebook
  • Twitter
  • Google +
  • Youtube

@2017 - Литературное обозрение. All Right Reserved.


Back To Top