Продолжу «о своем, о девичьем». Есть опыт «лихих 90-х» — работа в частной конторке. Там народу мало, все друг друга подменяли (помните?). Засадили на секретарское место (девочка угодила на больничный). Тогда ещё интернета не было (вот архаика!). Делать нечего, а из «почитать» нашелся только «Космополитен». Он продавался запаянным в полиэтилен и считался сильно крутым журналом в обществе тётенек, которые в свою очередь считали себя «боХатыми».
Я к таковым не принадлежала, поэтому решила приобщиться, как говорится… Ну что сказать? Осталась я без работы после такого чтения, …потому что «накрыло» (приключилась истерика): наорала на всё попавшееся под руку начальство, сказала, что на секретарское место ни в жисть не сяду, такой дозы идиотизма больше не пережить.
Извиняет меня только то, что ещё мало к тому времени было прочитано дамских романов и Марининой… К гламуру девичья душа тянулась, конечно же, но кто ж знал, что он сопряжен с такой нарочитой глупостью? Сейчас только ленивый не пнёт «блондинок», а начиналось-то как пафосно…
Начиналось всё давно. В советские времена на фоне престижа и статусности подписных изданий с придыханием произносилось название журнала «Америка». Подписаться на него было сложнее, чем на собрание сочинений самого дефицитного классика. Вот не помню, то ли в гостях была, то ли кто-то принес почитать, но …приобщилась (тоже). По тем временам безусловно поражало качество полиграфии. Картинки-картинками, а вот тексты … даже не «Международная панорама»… Сейчас в таком стиле, как раз, «Космополитен» пишет. Первый вопрос был: «Это для неграмотных?» Уровень аудитории детсадовских «Весёлых картинок»… Не-е, не спорю, кому-то нравилось…
Хочу заметить, что меня в то время сильно раздражали стоящие в какой-нибудь модной «стенке» новенькие нетронутые собрания сочинений авторов, которые я страшно хотела прочитать, а они на вынос не давались (и, как справедливо можно было предположить, самими хозяевами не читались). Так было завидно и обидно. А, ведь, люди помимо всего прочего ещё и деньги вкладывали.
Сейчас эти тома можно купить в букинистическом отделе за сущие копейки. Я на них посматриваю с застаревшей тоской, но не приобретаю, …куда их поставить-то? Да и ребенок давно все скачивает и читает в электронном виде. Маме новый ридер подарили на новый год, так там уже весь Карамзин находится (можно сказать, помещается на одной ладони).
Почему так котировались книги тогда? Старшему поколению рассказывать не надо. А вот тем, кто сейчас относится к категории «молодежь» уже приходится. Так и хочется «присесть на завалинку» подпереть голову рукой и размеренно начать повествование о былом, передать (так сказать) мудрость поколений…
Уже самой надоело цитировать И.А.Дедюхову, талдыча о временах «развития». О том, что сложное время сложных задач требовало сложных людей-созидателей. Кто был героями эпохи — физики, которые создавали и оружие защиты и основу развития экономики (да что экономики, цивилизации) энергетику. Цели ставились высокие и заоблачные — космос.
Лирики пели для физиков. «Ещё раз про любовь»
Прилично было «быть умным». Помните эту сцену из к/ф «Девять дней одного года»?
http://www.youtube.com/watch?v=e6H-9xk2nb8&feature=player_detailpage#t=2389
Даже «Анна и командор» в те годы — это фильм не о Дон Жуане, а о физике.
Поэтому сложных людей растили, воспитывали на сложных видах искусства. Затем, артисты и художники творили с оглядкой на их оценку, предпочитая эту публику. Которая была способна оценить и высокие достижения, и, собственно, составляла ту саму (так необходимую творческому человеку) светскую среду. Престижно было дружить с академиками, архитекторами, врачами. Престижно было давать концерты по закрытым городкам и «ящикам» (кстати, и заработки там были недурные).
Сейчас, деньги в других местах. Интересно, как ощущается разница в смене аудитории? Или это уже разные поколения исполнителей? Предыдущее поколение ушло со сцены вместе со своими зрителями?…
Мне ситуация с книгами напоминает нынешнюю моду на коллекционирование предметов искусства. Тоже, знаете ли, попытка вложить деньги в «вечные ценности». Но, если в прошлом, «экспертное мнение и оценка» были на очень высоком уровне. За них, практически, несло ответственность государство и уровень был академический.
Сами посудите, все издательства были, естественно, государственными, штат набирался из высококлассных специалистов, любое весомое издание долго и тщательно готовилось, поэтому за качество «дефицита» можно было не беспокоится. А сейчас? При отсутствии собственной компетенции любой искусствовед норовит «развести» клиента. Сколько скандалов уже прокатилось. И говорят, что «царь-то (зачеркнуто) «яйца Фаберже» не настоящие…» (с)
Заметили, что у окружающих даже мысли не возникает о наличие художественного вкуса у нынешней светской тусовки? Ну рекламируется нынче посещение экспозиций на винзаводе, ну катаются они по заграницам. Ой, а есть хоть одно селфи той же Ксюхи в Лувре, хотя бы? Но демонстрируемое поведение и действия в экономике и госуправлении говорят, прежде всего, об отсутствии какой-либо культуры и совести (ну это к публикациям И.А.Дедюховой, пожалуйста, там по полочкам давно разобрано).
Поэтому, вот эта сценка в галерее из «Идеального мужа» О.Уайлда не устарела.
И сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» («Подпасок с огурцом») более чем актуален.
Кстати, с изобразительным искусством та же история, что и с книгами. Теперь уже не так жажду дорогих альбомов репродукций. Широкому зрителю доступны экспозиции практически всех мировых музеев. И без мучительных хождений, между прочим…
И что показывает чудовищный пожар в ИНИОН? Первая претензия. Почему не оцифрован весь фонд хранения?
А ещё появившаяся техническая возможность широкого и нетрудоемкого доступа к высоким достижениям человеческой мысли и творчества позволила обратиться к ним тем, кому это, действительно, необходимо. Снимаются социальные и экономические барьеры, давая новые возможности к развитию.
По-хорошему, положа руку на сердце, престижно и статусно всегда было и будет знать и понимать, а не имитировать эти действия. «Надо много работать над собою», как говорит И.А.Дедюхова на вебинарах (например, по пьесе Б.Шоу «Пигмалион»).
Как там у классика? «Все своё ношу с собой»…
Даже в наше время, даже наличие айфона не может заменить необходимости знать и понимать…
Даже самая тупая блондинка знает, что «Интеллект — это первое и самое главное, что возбуждает в
Тут можно припомнить и навязываемый долгое время кольцевой стереотип «Почему ты такой бедный, раз такой умный», который Ирина Анатольевна разбирала уже неоднократно.
«Маленький тонкий нюанс» заключается в том, что «такие богатые» рассчитывают на защиту, которую «умные» сделали много лет назад. И следует заметить, что не «от большого ума» были трансформированы колоссальные материальные и интеллектуальные активы в «нолики и единички» чужих компьютеров, контролировать которые не имеется возможности…
Вещи, подчеркивающие ваш статус и имидж, как правило, обладают некоей особой чертой.
При приобретении статусной вещи, речь не идет о практичности или об экономии.
Возможно, проблема не только в агрессивном маркетинге, но и в том, что статусные вещи, слишком долго повышавшие статус тех, кто этого явно не стоил… постепенно утрачивают свою цену и притягательность.
(Продолжение следует)
2 комментария
Исключительно верная мысль — сложная деятельность требовала сложного образования и высокого искусства.
Имею тоже воспоминание про журнал Космополитен. Как-то в восьмидесятых знакомые принесли — забугорный, привезенный «оттуда». Прочитай мол, что пишут. Запомнилась статья по такой проблеме — что должна делать женщина, чтобы получать удовольствие прям непрерывно. Один из советов был такой. Долго не писать, а потом, когда терпеть станет уже невыносимо, сделать это с наслаждением. Утонченно, правда же?
Однако?! Просто «СПИД-инфо» какое-то …