«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент-Экзюпери
Уходят в прошлое сетевые форумы… а как жаль, как жаль. Понятно, что уходят они не только по внутренним причинам, но и по чисто внешним. По этим внешним причинам вдруг в моду вошло доносительство, выяснения принадлежности к «изьмам» и всеобщая подозрительность. Потому-то и перестал у нас народ обсуждать происходящее искренне, с присущим ему юмором и, не побоюсь такого эпитета, блеском.
А ведь помните, как там говорил в «Борисе Годунове» у Александра Сергеевича его однофамилец и большой интриган Пушкин?
Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным.
Иногда откроешь скопированные на добрую память замечательные дискуссии о роли габаритов творца в искусстве, например… Ах, так бы и вставила бы ее в рамочку!
Где ж вы нынче встретите такую дискуссию? Такую обстоятельную, гламурную, захватывающую… что так и бежишь с рабочего автобуса домой, так и скидываешь шубку-то на пол, да чтоб скорее узнать, что же тебе ответили те, кто с работы раньше тебя выскочил?
И при этом знаешь, что с той стороны монитора кто-то так же с нетерпением ждет, пока ты ему раскроешь свои выстраданные за день взгляды на роль в искусстве весовых категорий.
Причем, совершенно необязательно, что больше всех от тебя ответа именно твой собеседник. Может, куда больше твоего ответа ждет… какой-нибудь совершенно незнакомый, но интересующийся… искусством. Ведь бывает же такое?
Наверно, бывает, но отчего-то не со мной. Обычно ответа дожидаются сделавшие на тебя ставку. А вы когда-нибудь любили форумы с тотализатором так же, как их когда-то любила я?..
За неимением напряженной общественной жизни в провинции… по различным причинам, вызванным разными трудностями объявленного нынче «переходного периода», — многие дамы отправились осваивать Интернет. И далеко не все из них искали мужей за границей, как принято думать про наших дам. Очень многие хотели бы просто общаться с интересными людьми, узнавать новое… поговорить.
Поводом для разговора могло стать самое случайное событие… Но, как уже успели убедиться все пользователи Интернета, наиболее содержательные беседы происходят… на чьих-нибудь похоронах.
Любите ли вы чьи-то похороны в Интернете так, как с некоторых полюбила их я? Если помирает какой-нибудь крупный деятель, а ты находишься за тысячу километров, то иным способом и не выразить… допустим, соболезнование.
Допустим. Или не допустим. Да и кто ж нас допустит вслух выражать соболезнования и рассказать при этом немного о себе, даже если мы будем находиться на соседней улице в общей очереди желающих проститься? А в Интернете это запросто!
Самое интересное в виртуальных похоронах то, что ведь в реале помирают и те, кто рассчитывал жить вечно. Иной раз всякие интересные опросы устраивают на «Эхе Москвы». Поневоле задумаешься… есть ли жизнь после смерти? И что это тогда за жизнь…
О чем это я? О похоронах! Похороны в Интернете начинаются обычно с чьей-то статьи. И постепенно само обсуждение покойного — несколько смещается к обсуждению личных качеств автора эпитафии. Знаете ведь, как иногда в Интернете случается?
Однажды произошло печальное событие (Скончался режиссер Алексей Герман-старший, 21 февраля 2013 г.), и по его поводу была написана статья. Живой интерес, вызвавший горькую почти усмешку, возник по отношению вот к этому кусочку текста из неё:
«Во времена, когда иссякает импульс, никому ничего не нужно.
Абдрашитов семь лет не может запуститься. Данелия десять лет снимает мультфильм (скоро премьера), и это вещь отличная, но ремейк собственной давней картины — за новое он после «Фортуны» не брался. Хуциев десять лет не может закончить «Невечернюю». Мне возразят: снимает же Михалков! И я не стану спекулировать на том, что он, дескать, не художник: художник он. Ну, что он снимает? Он — лучшая иллюстрация к тому, что делает мастер без импульса, без действия этого спасительного луча: покажи кто-нибудь «Цитадель» тридцатилетнему Михалкову — он бы искренне не понял, что это такое вообще.
Не думаю, что сегодня могли бы что-то снять Тарковский, Шукшин, Климов (Смирнов снял, но до этого тридцать лет молчал, и картина оказалась в итоге скорее продолжением семидесятнических споров, нежели качественно новым взглядом на русскую революцию; при этом она, конечно, очень хороша — но эстетика ее осталась эстетикой «Ангела»).
С литературой, кстати, та же история: Солженицын двадцать лет заканчивал (и, по сути дела, не закончил) «Красное колесо». Последние тома эпопей Белова и Можаева оказались никем толком не прочитаны. Не представляю, что сегодня писал бы Трифонов — и что он стал бы после 1985 года заканчивать «Исчезновение», начатое с эпическим размахом.
Борис Стругацкий нечеловеческим усилием закончил «Бессильных мира сего» — как раз об этом самом, о вырождении блистательно начинавших; и кончается этот роман тем, что Стэн Агре, гуру, делатель гениев, призывает к себе страшную девочку, умеющую только уничтожать и ненавидеть все. Пусть эта девочка задаст жару этому миру, потому что тогда опять рассеются тучи и ударит луч — а все остальное не имеет ровно никакого смысла.»
Действительно, что происходит? одно дело, согласитесь, читать эпитафии с подобным подтекстом раздела Последнее слово в блоге «Огурцова на линии«, где подробно разбирается, что у нас там в литературе, а что в прочих искусствах, важнейшим из которых давно является не кино, а использование административных ресурсов и политический авантюризм.
Сам автор этого жесткого подведения итогов прославился участием в «оппозиционной деятельности», переделывая шедевры русской поэзии «на злобу дня», «официальными» биографиями Бориса Пастернака и Булата Окуджавы, будто стараясь спрятать за авторитетами… свое нежелание «портить отношения» с кем-либо из-за выгодной нынче роли «оппозиционера». А может… и что-то большее.
В результате раздачи местных киношных «Оскаров» от писателя, снимавшего свои ролики поверх русской классики, отражая нашу действительность, как в «кривом зеркале» дурно срежиссированных протестов, камня на камне не осталось от отечественного кино. Однако писатель, тенденциозно и ангажированноприписывавший излишнюю политическую активность молодым девушкам из «Армии Путина» — и здесь лукавит. Отечественному кино просто нечего визуализировать, т.к. оно не имеет достойной литературной основы.
Сам-то писатель, выполняя заказ, превращая «Незнакомку» Блока в «Шизорванку» собственного сочиненья, — должен понимать, что вряд ли сможет когда-нибудь создать столь же пронзительный женский образ, как образ Александра Блока. Но от него этого уже никто и не ждет, здесь ведь другое уже интересно.
Правильно Ирина Анатольевна почувствовала вторичность образов, которые пытались сыграть девушки, нанятые в «Армию Путина». Этот ролик показывает, что девушки действуют по написанному для них сценарию, а сценарий неважный, не учитывает их природы, женственности… явно написан мужчиной, которого когда-то, очевидно, очень обидели женщины.
Мужчина не знает, что больше всего в этом возрасте девушки боятся… показаться смешными, они хотят, чтобы их любили, не глумились над ними, попутно уничтожая то, что было дорого многим поколениям до них. Вряд ли, поучаствовав в съемке такого «фильма» — эти юные особы когда-нибудь поверят хоть одному герою на экране отечественного кино, который скажет хоть слово о любви мужчины к женщине. Впрочем, как и те, кто слышал об этой истории хоть краем уха.
.
Ролики с миллионными просмотрами на эту тему — постановочные, а ролик «реальный» до сих пор имеет меньше 30 тысяч просмотров, несмотря на то, что его нехитрый сюжет так широко озвучен в проекте «Гражданин Поэт». Тут уж по сопоставлению количества просмотров и без анализа уровня идей можно догадаться, какое кино сняли раньше.
Казалось бы, это лишь забавный казус «предвыборной борьбы», но проблема намного серьезнее. Изуродовать «Незнакомку» Блока — можно, но затем по «эффекту бабочки» прерывается та самая хрупкая «связь времен», уничтожается целый пласт культуры, о чем весьма убедительно пишет И.А. Дедюхова в первой части «Нравственных критериев анализа».
А что остается взамен? Обманутые опозоренные девушки?.. Целые поколения с навсегда уничтоженным образом женственности и чистоты?.. Но ведь так вообще зачатков культуры можно лишиться.
…Разговор об искусстве настолько назрел… что так и рвется наружу! Наши успехи в экономике, образовании или медицине таковы, что как-то сами собой наталкивают на мысль: истоки многих наших проблем в том, что мы слишком апатично относимся к «деятелям искусств», паразитирующих на духовной потребности в искусстве! Кто сам не способен творить высокое искусство раз и навсегда расставляющее все нравственные акценты, защищающее нас от многих проблем.
Неудивительно, что параллельно выходу приведенной вначале статьи, — на форуме, посвященном классической музыке, разгорается жаркая дискуссия, где имя автора статьи Дмитрия Быкова каким только «добрым и тихим» словом не поминалось. Сегодня люди зачастую боятся высказывать свое мнение, поэтому дискуссия будет интересна редким нынче «живым откликом». К тому же произошла она по вполне «детективному сюжету»…
Шибко он у нас «культурный» автор «Шизорванки», везде отметиться решил. Драки, похороны, манифестации — везде есть ему надо. Потусоваться на площади, пообщаться с мировой звездою, самому постоять на сцене — везде он считаетает себя необходимым и вполне достаточным.
Даже находятся читатели, которые полагают его творения «нужными и интересными». Хотя, некоторые слегка скандальным тоном норовят высказать, опять же, некоторые сомнения по этому поводу.
Вот краткая хронология событий февраля 2013 года:
— Сначала выходит эта статья
Николай Цискаридзе: Стекло в пуанты — детский лепет относительно сегодняшних нравов! (Быков Дмитрий 12:00,18 февраля 2013 «Собеседник №5»)
— Затем появляется отклик на нее
«Как слово наше отзовется«, в виртуальной среде не всегда предугадаешь. Главное ведь, еще подобрать это слово, чтоб особенно гадать не пришлось в практически безвыходной ситуации.
Сейчас вот и думаю, а Николай Максимович нарочно согласился дать интервью Диме Быкову, зная, кто к нему «неровно дышит», чтобы сказать там волшебное слово — «огурцы»?..
И тут интересно само прорастание темы в интерактивной среде. Следите за ловкостью рук: помещается ссылка на последнее на полюбившийся уже форум. От некоторых второстепенных персонажей звучит тенденциозно положительная оценка в адрес статьи Д. Быкова в духе — «интервью в целом нужное и интересное». А потом уж… чего таких жалеть? Кто не спрятался, я не виновата. Могли бы и сами догадаться, какое в том интересном интервью слово — самым нужным оказалось.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Ф.И. Тютчев
Может, кто-то сочтет выстроенную мной цепочку — «притянутой за уши». Но на современных похоронах в качестве официально приглашенного чтеца эпитафий… нынче так просто не оказываются.
Вначале надо засветиться на всяких митингах по борьбе с ксенофобией, затем надо побывать в оппозиционерах… Там тебя должны непременно поймать на попытке осквернения чужих памятников культуры… а только уж потом можно попасть вне очереди на чужие высокопоставленные похорона.
А когда человек отметился и показал себя хорошим чтецом на одних похоронах, его уже начинают приглашать и на похорона тех, кто… несколько задержался с собственными похоронами. И намеков не понимает.
Продолжение следует…
Продолжение следует…
6 комментариев
Наталья, а ведь хорошая эпитафия по «живому мертвецу» получилась, я думаю.
Такие особы, как этот быков-зильбертруд, у меня, честно говоря, вызывают уже какое-то физическое отвращение. Рвотный рефлекс. Изолгался, извертелся, продался-перепродался, и пытается еще что-то их себя корчить. Бр-р. Мерзость.
Удивительно пародоксальный взгляд на челоеческое общение. Очень импонирует «игра ума». Великолепно!
Под вас пытаются работать, конечно, не стану скрывать. Пытаются идеи красть. Наполнять материал интересными фактами, оформлять его. Это к лучшему. Но ваш ресурс непревзойденный и неподражаемый! С Наступающим!
С переездом на свой ресурс! С Новым годом! Статью читала еще в «Книжной лавке». Вас ни с кем не спутаешь. Как всегда стильно, остроумно и изящно.
С древности огурец привлекает совершенством формы содержания! Браво!!!