Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А.С. Пушкин
Наступает октябрь, знаменующий большие перемены в природе, в жизни, в судьбе…
И как хорошо, что в такой переломный момент мы не остаемся одни на ветру, нас подхватывает мощный вихрь настоящей литературы, настоящего искусства, настоящей истории и культуры, чтобы мы еще раз ощутили простую истину: все настоящее защищает от поддельного!
Надо лишь тверже следовать этому принципу, чтобы не пускать в свою жизнь все наносное и ложное.
Программа вебинаров на октябрь
1 октября К международному Дню балета — «Крутой пируэт»
Международный день танца (англ. International Dance Day) — праздник, посвященный всем стилям танца, отмечается 29 апреля. Он инициирован в 1982 году Международным советом танца (англ. International Dance Council (CID)) ЮНЕСКО. Дата была предложена артистом балета, педагогом и хореографом П. А. Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, теоретике и реформаторе балета Ж.-Ж. Новерре, вошедшем в историю как «отец современного балета».
Ученик «Великого Дюпре» Жан-Жорж Новерр (1727—1810) первым пришёл к мысли о создании отдельного, независимого от оперы (в состав которой балет входил лишь в виде танцевального фрагмента) балетного спектакля. Свои идеи о балете как о законченном представлении с действием, основанном на драматическом развитии, Новерр воплощал в собственных новаторских постановках. Он первым начал ставить цельные танцевальные спектакли, основанные на серьёзной тематике, имеющие законченный сюжет и разыгрываемые персонажами, наделёнными характерами.
По замыслу учредителей, Международный день танца призван объединить все направления танца, стать поводом для чествования этой формы искусства, её способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца.
Но балет — особый вид классического искусства. И совершенно отдельный праздник, отмечаемый 1 октября, посвящен именно ему…
Читать по теме:
Ведущая — доктор исторических наук Елена Рубинштейн
2 октября Махатма Ганди: так победим!
Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» Га́нди родился 2 октября 1869 в Гуджарате (умер 30 января 1948, Нью-Дели). Это знаковая фигура ХХ века, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен, без рывольюцынных «преобразований».
Его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Духовный лидер нации, Махатма Ганди всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой. Сразу заметим, что боролся он против ярлыков (политических и религиозных), против кастовости (классовости) общества, против искусственных барьеров, намеренно выставляемых перед достижением наиболее высоких целей.
Знакомство с жизнью и убеждениями этого человека очень важно, поскольку ему принадлежит бесспорная мысль: «Вначале тебя игнорируют, затем над тобой смеются, потом с тобой борются, а потом ты… побеждаешь!» Именно эти этапы (а вовсе не «построение партии пролетарского типа») — и являются венцом гениальности человеческой мысли в ХХ веке.
Ганди происходил из семьи, принадлежащей к торгово-ростовщической джати бания, относящейся к варне вайшьев. Его отец, Карамчанд Ганди (1822—1885), занимал пост дивана — главного министра — Порбандара. В семье Ганди строго соблюдались все религиозные обряды. Особенно набожной была его мать — Путлибай. Богослужение в храмах, принятие обетов, соблюдение постов, строжайшее вегетарианство, самоотречение, чтение священных книг индусов, беседы на религиозные темы — все это составляло духовную жизнь семьи юного Ганди.
Ведущая Ирина Дедюхова
3 октября Музыкальная пятница: Страсти по Mary Poppins
Программу музыкальных пятниц октября начинает знакомство с тем, что предшествовало появлению на советских телеэкранах мини-сериала «Мери Поппинс, до свидания!»
Мы все любили песенки из этого фильма… который бы точно запретила к показу автор истории про няню-само-совершенство.
Мэ́ри По́ппинс (англ. Mary Poppins) — героиня сказочных повестей детской писательницы Памелы Трэверс, няня-волшебница, воспитывающая детей в одной из лондонских семей. Книги о Мэри Поппинс, первая из которых вышла в 1934 году, приобрели огромную популярность, как в англоязычных странах, так и в остальном мире.
Ведущие — Галина Щетникова и Ирина Дедюхова
4 октября Ф. М. Достоевский «Идиот»
«Идио́т» — роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликован с января 1868 года по январь 1869-го в журнале «Русский вестник». Идиот — пятый роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликован с января 1868 по февраль 1869 в журнале «Русский вестник».
15 февраля 1867 года состоялась свадьба Федора Михайловича Достоевского и Анны Григорьевны Сниткиной. Родственники писателя были против: больно уж молода невеста, не справиться ей с таким непростым человеком. Да, и глубоки ли ее чувства?
Испытание представилось сразу. От волнения и выпитого шампанского с Федором Михайловичем случилось два припадка падучей подряд. «Более двух часов кричал от боли, — вспоминала Анна Григорьевна, — это было что-то ужасное. Я почти была убеждена, что мой дорогой любимый муж сходит с ума». Доктора советовали ехать за границу. Но ехать было не на что: деньги, которые Достоевский получил от Каткова, за еще ненаписанный роман («Идиот»?), ушли на уплату самых неотложных долгов.
Тогда Анна Григорьевна решает заложить все свое приданое, включая мебель и посуду. На эти деньги молодые уезжают. Надолго, как им казалось, на целых три месяца. Однако они пробудут за границей четыре года. Сначала в Германии. Потом в Швейцарии. И везде, в каком бы городе они не бывали, Федор Михайлович первым делом ведет свою жену в художественный музей.
Из дневника Анны Григорьевны: «По пути в Женеву мы заехали в Базель, чтобы посмотреть одну картину «Смерть Иисуса Христа». Это удивительное произведение, но на меня оно произвело ужас, а Федю так поразило, что он провозгласил Ганса Гольбейна замечательным художником и поэтом. Иисус представлен с телом похудевшим, кости и ребра видны, руки и ноги с пронзенными ранами, распухшие и сильно посинелые, как у мертвеца. Я не в силах была смотреть и ушла в другие залы. Когда минут через пятнадцать-двадцать я вернулась, то нашла, что Федя продолжает стоять перед картиной как прикованный. В его лице было то, как бы испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии. Я потихоньку взяла мужа под руку, увела в другую залу и усадила на скамью. Он понемногу успокоился, но, уходя из музея, настоял на том, чтобы еще раз ее посмотреть. Он тогда сказал, что от такой картины может вера пропасть».
Ведущая Ирина Дедюхова
8 октября Жилищно-коммунальная отрасль: истоки сегодняшних проблем, пути решения
9 октября Латиноамериканская литература: Марио Варгас Льоса «Город и псы»
9 октября в Перу отмечают День национального достоинства (National Dignity Day) — в честь национализации имущества американской нефтяной компании International Petroleum Company (IPC, Международная нефтяная компания) 9 октября 1968 года.
3 октября 1968 года в Перу в результате государственного переворота к власти пришло «революционное правительство вооруженных сил» во главе с генералом Хуаном Веласко Альварадо (Juan Velasco Alvarado, 1910—1977). В стране начались глубокие социально-экономические преобразования.
Первым шагом новых властей, получившим огромный резонанс не только в Латинской Америке, но и далеко за ее пределами, стала национализация имущества американской нефтяной компании International Petroleum Company, хищнически эксплуатировавшей на протяжении 40 лет национальные богатства Перу.
С этого дня во всем мире национальное достоинство измеряется не частным «национальным самосознанием», а тем, насколько национальное благосостояние служит общегосударственным целям. Подобные нравственные выводы были бы невозможны без успешного литературного процесса, без крупной литературной формы.
Ведущая Ирина Дедюхова
10 октября Музыкальная пятница: Опера на пленере
Один из собеседников редактора «Литературного обозрения» Натальи Ивановой, дирижер Дмитрий Волосников, заметил, что настоящая русская опера лучше всего воспринимается «на свежем воздухе», как правило, в обстановке исторической реконструкции.
Феномену всплеска огромного интереса во всем мире к «опере на пленере» посвящена серия музыкальных вебинаров Натальи Ивановой, где будут рассматриваться как наиболее известные отечественные постановки в историко-архитектурной среде, связанной с историей нашего Отечества, так и мировые оперные премьеры под открытым небом в признанных оперных столицах.
Читать по теме:
Ведущая — Наталья Иванова
11 октября Николай Васильевич Гоголь «Ревизор»
Стихия Гоголя — смех, сквозь который он смотрит на жизнь и в повестях, и в поэме «Мертвые души», однако именно в драматургических произведениях («Ревизор», «Женитьба», «Игроки») комическая природа гоголевского гения выявилась особенно полно. В лучшей комедии «Ревизор» художественный мир Гоголя-комедиографа предстает оригинальным, цельным, одушевленным ясной нравственной позицией автора.
Со времени работы над «Ревизором» писатель много размышлял о глубокой духовной обусловленности смеха. По мнению Гоголя, «высокий» смех истинного писателя не имеет ничего общего с «низким» смехом, порождаемым легкими впечатлениями, беглою остротою, каламбуром или карикатурными гримасами. «Высокий» смех исходит «прямо от души», его исток — ослепительный блеск ума, наделяющего смех этическими и педагогическими функциями. Смысл такого смеха — осмеяние « прячущегося порока» и поддержание «возвышенных чувств».
В сочинениях, ставших литературными спутниками « Ревизора» («Отрывок из письма, писанного автором после первого представления «Ревизора» к одному литератору», «Театральный разъезд после представления новой комедии», «Развязка «Ревизора»»), Гоголь, отводя обвинения в безыдейности комедии, осмыслил свой смех как «высокий», соединяющий остроту критики с высокой нравственной задачей, открывшейся писателю и воодушевившей его. Уже в «Ревизоре» он хотел предстать перед публикой не только как комический писатель, но и как проповедник, учитель. Смысл комедии в том, что в ней Гоголь и смеется, и учит одновременно. В «Театральном разъезде» драматург подчеркнул, что единственным «честным, благородным лицом» в «Ревизоре» является именно смех, и уточнил: «… тот смех, который весь излетает из светлой природы человека, излетает из нее потому, что на дне ее заключен вечно биющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницающей силы которого мелочь и пустота жизни не испугала бы так человека».
Ведущая Ирина Дедюхова
15 октября Макроэкономика: «поведение курса рубля…»
Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости. Инфляцию следует отличать от скачка цен, так как это длительный, устойчивый процесс.
Инфляция не означает рост всех цен в экономике, потому что цены на отдельные товары и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения. Важно, чтобы изменялся общий уровень цен, то есть дефлятор ВВП. Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер.
Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран. Сегодня примером дефляции может служить экономика Японии (в пределах −1 %). Известны примеры, когда политика правительства приводила к длительному периоду снижения розничных цен при постепенном повышении заработной платы (например, в СССР в последние годы жизни Сталина и при правительстве Людвига Эрхарда в Западной Германии начиная с 1950 года)…
Ведущие — Галина Щетникова и Ирина Дедюхова
16 октября История Древнего Рима: Калигула
Га́й Ю́лий Це́зарь А́вгуст Герма́ник (лат. Gaius Iulius Caesar Augustus Germanicus), также известен под своим агноменом (прозвищем) Кали́гула (лат. Caligula) (31 августа 12 года, Анций — 24 января 41 года, Рим) — римский император, третий из династии Юлиев-Клавдиев (c 18 марта 37).
Также принцепс Сената, Великий понтифик (лат. Pontifex Maximus), трибун (лат. Tribuniciae potestatis), Отец отечества (лат. Pater patriae) (с 38 года), четырежды консул (37, 39—41).
Полный титул к моменту смерти: Гай Цезарь Август Германик, Великий понтифик, четырежды консул, император, наделён властью трибуна четыре раза, Отец отечества (лат. Gaius Caesar Germanicus Augustus, Pontifex Maximus, Consul IV, Imperator, Tribuniciae potestatis IV, Pater Patriae).
« Гай Цезарь, которого природа создала словно затем, чтобы показать, на что способны безграничная порочность в сочетании с безграничной властью…
Ведущий Сергей Ткачев
Музыкальная пятница: Джоаккино Россини «Севильский цирюльник»
«Севильский цирюльник» (итал. Il Barbiere di Siviglia) — опера Джоаккино Россини в 2 действиях. Либретто Чезаре Стербини по одноимённой комедии Пьера Бомарше.
«Севильский цирюльник» — не оригинальное название этой оперы, хотя она основана именно на одноимённой пьесе Бомарше. Поначалу опера называлась «Альмавива, или Тщетная предосторожность» («Almaviva, ossia l’inutile precauzione»). Россини дал своему произведению такое название потому, что опера «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность» уже была написана — её автором был Джованни Паизиелло, и она была давно популярна на оперной сцене. Кроме Паизиелло, к тому времени на сюжет «Севильского цирюльника» оперы написали Л. Бенда (1782), И. Шульц (1786), Н. Изуар (1797) и другие.
Россини в 1816 году обязался написать для театра Аржентино в Риме к карнавалу новую оперу. Однако цензура запрещала все либретто, которые были предложены композитором. Оставалось совсем мало времени до карнавала, и тогда было решено использовать разрешённую цензурой тему. Так возникла мысль о «Севильском цирюльнике». Россини обратился к Паизиелло за разрешением, и тот ответил любезным согласием, не сомневаясь в провале оперы молодого композитора. Новое либретто написал Ч. Стербини. Россини сочинял быстро. Но стремительность, с которой был написан «Севильский цирюльник» (композитор использовал многое из предыдущих своих произведений), удивительна. Сочинение и инструментовка заняли 13 дней.
Ведущие — Галина Щетникова и Ирина Дедюхова
18 октября Фридрих Шиллер «Мария Стюарт»
«Мари́я Стюа́рт» — трагедия в пяти действиях в стихах Ф. Шиллера.
Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза.
Вошел в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни (1788—1805) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте.
Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».
Мари́я I (урожденная Мари́я Стюа́рт гэльск. Màiri Stiùbhart, англ. Mary I Stuart; 8 декабря 1542 — 8 февраля 1587) — королева Шотландии с младенчества, фактически правила с 1561 года до низложения в 1567 году, а также королева Франции в 1559—1560 годах (как супруга короля Франциска II) и претендентка на английский престол. Её трагическая судьба, полная вполне «литературных» по драматизму поворотов и событий, привлекала писателей романтической и последующих эпох.
Ведущая Ирина Дедюхова
22 октября Основные СЗХ и налоговая система России
Налоговая система — совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. (П. 1 ст. 12 НК РФ) Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ (П.6 ст.12 НК РФ).
В 1992—1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов.
1 января 1994 года были повышены ставки налогов. Это стало одним из последних аргументов для предприятий в пользу массового отказа от налоговой законопослушности. Ранее других от налогов стали уходить небольшие негосударственные предприятия. Для ухода от налогов использовались самые различные методы.
Ведущие — Галина Щетникова и Ирина Дедюхова
23 октября История Отечества: Михаил Илларионович Кутузов
Михаи́л Илларио́нович Голени́щев-Куту́зов (с 1812 светле́йший князь Голени́щев-Куту́зов-Смоле́нский; 1745—1813) — русский генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.
Большое значение в формировании Кутузова как военачальника имел боевой опыт, накопленный им в период русско-турецких войн 2-й половины XVIII века под руководством полководцев П. А. Румянцева и А. В. Суворова.
В период русско-турецкой войны 1768-74 гг. Кутузов принимал участие в сражениях при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. За отличие в боях был произведён в премьер-майоры. В должности обер-квартирмейстера (начальника штаба) корпуса являлся помощником командира и за успехи в бою при Попештах в декабре 1771 получил чин подполковника.
В 1772 году произошёл случай, оказавший, по утверждению современников, большое влияние на характер Кутузова. В тесном товарищеском кругу 25-летний Кутузов, умеющий подражать манере поведения, позволил себе передразнить главнокомандующего Румянцева. Фельдмаршал узнал об этом, и Кутузов отправлен переводом во 2-ю Крымскую армию под командованием князя Долгорукого. С того времени у него выработались сдержанность и осторожность, он научился скрывать мысли и чувства, то есть приобрёл те качества, которые стали характерными для его будущей полководческой деятельности. По другой версии, причиной перевода Кутузова во 2-ю армию были повторенные им слова Екатерины II о светлейшем князе Потемкине, что князь храбр не умом, а сердцем.
Ведущие Сергей Ткачев и Анна Черненко
24 октября Музыкальная пятница: Мюзикл Кристофа Бека и режиссёра Стива Энтина «Бурлеск»
«Бурле́ск» (англ. Burlesque) — американский мюзикл 2010 года режиссёра Стива Энтина с Шер и Кристиной Агилерой в главных ролях.
Молодая амбициозная девушка Али с чудесным голосом отправляется из маленького городка в Лос-Анджелес, где хочет найти свою любовь, семью и успех. Она находит работу в нео-бурлеск-клубе, где знакомится с Тэсс, бывшей танцовщицей, которая борется за свой клуб и становится своего рода наставником для Али. Никки, ведущая танцовщица клуба, начинает войну с Али после того, как становится ясно, что талант последней явно превышает её собственный.
Кристоф Бек (англ. Christophe Beck; урождённый Жан-Кристоф Бек фр. Jean-Christophe Beck), также в титрах указывается как Крис Бек (англ. Chris Beck) — канадский теле- и кинокомпозитор.
Ведущие — Галина Щетникова и Ирина Дедюхова
25 октября М. Салтыков-Щедрин «Тени»
…Ни одно из стихотворений Салтыкова-Щедрина (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. Салтыков-Щедрин скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. Однако, в этих ученических упражнениях чувствуется искреннее настроение, большей частью грустное, меланхоличное (в тот период у знакомых Салтыков-Щедрин слыл под именем «мрачного лицеиста»).В августе 1844 Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место — помощника секретаря.
Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал — сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).
Ведущая Ирина Дедюхова
Запись на вебинары в Книжной лавке