Ирина Анатольевна: Дамы, что у нас нынче вкусненького приготовлено? Вы простите, забыла сказать, что пригласила в нашу милую кампанию интересного мужчину…
Аделаида: Интересного в смысле импозантного?…
Ирина Анатольевна: В смысле — спортивного, безусловно красивого, воспитанного, обходительного… с хорошим техническим образованием…. ну, такого… близкого к идеалу.
Натали: Где, где вы его раздобыли?!…
Ирина Анатольевна: Ох, девочки… Дожили, значит, до полтинника, а где настоящих мужчин раздобывать — так и не допёрли. В боксерской секции, конечно, где еще? Впрочем, нынче такие боксерские секции пошли, что одних кличко формируют…
А у нас-то раньше… бывало… раньше ведь все боксерские секции были проникнуты высоким смыслом рассказа Джека Лондона «Мексиканец»! И Олег Стриженов в роли Риверы… Ой, девочки, держите меня! Видите, какие мурашки?
Джек Лондон… Любовь, деньги страсть… А я одно знал: вы — Джоконда, которую надо украсть…
Что-то в таком роде, точно не помню, была в забытьи. И что ж во мне такого примечательного, что мной исключительно боксеры интересуются?
Натали: Не знаю… А разве только боксеры? Вы же сами сказали, что у него — «хорошее техническое образование», с виду он на боксера и не похож…
Ирина Анатольевна: Не судите по сломанному носу Кличко, так ему и надо! Я, конечно, имею в виду всех боксеров в душе, которым дать в… в чего неважно — не задержится. И что характерно, многие действительно при этом посещают боксерские секции. А я, знаете ли, смолоду бывало… как бы забуду переодеться после аэробики и совершенно случайно забредаю на боксерскую тренировку… Задумаешься так… в облегающей гимнастке о высоком… о Вивальди, например, — и вдруг совершенно случайно оказываешься в зале, наполненном… боксерами! Что там сразу начиналось… Как-нибудь в романе опишу! Вы, дамы, никогда не бывали на боксерской тренировке?
Аделаида: Н-нет… еще. А как это?!…
Ирина Анатольевна: Ох, много потеряли, скажу я вам! После этого всякие там карате или дзюдо — скучно и неинтересно. Не говоря уж о борьбе сумо. Я бы сравнила бокс… разве что с оперой! И когда оперу превращают в карате или борьбу сумо… я здесь буду категорически возражать! Категорически и бескомпромиссно! Вот мне где уже это карате в опере! Меня настолько достало карате в опере, что как только наша Дума разрешит ходить в оперу со станковым пулеметом для самообороны… так я первой туда приду! Потому что как-то уже надо бороться с карате в опере! Сил моих нет!
Натали: А что… «режопера» — это, с точки зрения мужских единоборств, карате?.. А что тогда в опере — «борьба сумо»?..
Ирина Анатольевна: Не прикидывайтесь наивной, Натали. Я всего лишь имею в виду, что из карате нынче в оперное искусство режиссерами запросто переносятся приемы карате, которым на оперной сцене явно не место. Ну, например, как давеча в «Набукко» нам дали с носка прямую ассоциацию на Яновский концлагерь… Это какое отношение имеет к Верди или к оперному искусству? Это карате! Или вот как я по наивности отправилась на «Евгения Онегина» в Большой, а там узрела пьяную Ларину под столом, не преминувшую упиться в зюзку перед взрослыми дочерями. Так это что, по-вашему?..
Натали: Ну, это не опера, конечно… А почему именно карате?
Ирина Анатольевна: А я знаю? Может, режиссера в секцию карате не приняли, вот и мстит теперь всем.
Аделаида: Да нынче «Евгений Онегин» — уж вообще балет! Но приемчик-то явно из карате! Лично я соглашусь с Ириной Анатольевной.
Натали: Конечно, Аделаида, согласитесь. Так же вам безопаснее.
Ирина Анатольевна: Да я до приемов карате, между прочим, ни разу не опускалась! Это когда прикидывается ветошью, а потом — бац по мягкому месту пяткой! И чтоб сразу селезенку в клочья. Разве я такое делаю?
Аделаида: Нет-нет! Только не вы! Кто угодно, но вы — в самую последнюю очередь. Как вообще можно такое подумать… про вас? Вот помидорчики у меня чудненько замариновались, непременно попробуйте… Вы лучше про сумо расскажите, Ирина Анатольевна!
Натали: Какая вы все же… Аделаида… любопытная!
Ирина Анатольевна: А что про сумо рассказывать? Про сумо каждый из своей жизни может рассказать сколько угодно. И рассказы тоже получатся невеселыми, не оптимистичнее карате. Посадят на голову железобетонную задницу, вместо физиономии — две булки. И начинают душить! Что, кому, такое не знакомо? Но в творческих коллективах борьба сумо… действует разлагающе. В некоторых запущенных случаях без бокса не обойтись.
Аделаида: Вы меня так заинтриговали, Ирина Анатольевна!..
Ирина Анатольевна: Дамы, держим себя в руках! Вы зачем это метнулись к буфету, Аделаида?… Да так стремительно…
Натали: Зачем-зачем? У нас там после недавнего «замеса» бейлиса немного виски осталось.
Ирина Анатольевна: Так… А Бейлис тут при чем?
Аделаида: Ирина Анатольевна, мы про бейлис, который пьют, но это мы чуть позже поясним. Вы нам лучше сначала про ожидаемого гостя расскажите, пока мы носик припудрим, у нас же гимнасток с собой не имеется… даже бикини не припасли на такой случай. Но ещё одним прибором стол сервируем!
И поищем на такой случай стратегические запасы в закромах …пока своих, а не Родины…
Ирина Анатольевна: Дамы, лучше замрите на местах как бы в глубокой задумчивости! Натали, взор потуплен, пальчик отставлен, будто вы вспоминаете давешний поход в оперу на «Царскую невесту»… И такого… ну, такого замечательного! «Не узнаю Григория Грязнова!» Поняли, да?
Аделаида!.. Хорошо! Так и замрите с маринованными помидорами!.. Шаль сползла на талию. На лице блуждает растерянная улыбка… Вам ведь еще рыжики к водке подавать. Бейлисами своими вы с боксерами не отделаетесь. Позы запомнили? Отомрите!
А с нашим джентльменом вы заочно знакомы. Помните, мою уже давнюю поездку в Пермь по нерадостному поводу на передачу местного телевидения, где я давала экспертную оценку происшедшему пожару в «Хромой лошади»? Там я непосредственно и встретилась с сим достойным джентельменом. Вернее, запечатлилась для истории. Мы с ним эвакуировали… одного боксера, неважно.
Натали: Ах, какая шляпка!…
Аделаида: Ах, какой мужчина… Умеете же вы, Ирина Анатольевна, выбирать…
Ирина Анатольевна: Ну вот, дамы, предоставляю и вам возможность пообщаться …с интересным человеком, боксером, культурным членом общества, любителем оперы и балета… У нас нынче такое общество, не говоря про оперу и балет, что сохранять достоинство, а уже тем более, что-то в нем любить — без бокса никак невозможно. От сердца отрываю, короче.
Натали: Я уже не могу ждать, Ирина Анатольевна! Давайте мне что-то нальем в рюмочку для легкой задумчивости… Ну, пожалуйста!
Ирина Анатольевна: Аделаида, а в вашем арсенале посуды найдется достойная емкость для водочки? Надеюсь, на штофы и шкалики! Ой, у вас виски в штофе? Как вы могли, Аделаида?..
Аделаида: Я знаю! Я не хотела… оно само так получилось!
Ирина Анатольевна: Это многое меняет, конечно. Впрочем, в нашем обществе нынче все устои насмарку, удивляться нечему! Виски, бейлисы… карате в опере… сумо вместо бокса… Учтите, стакан под виски должен быть с толстым дном. Хоть в этом вы можете соответствовать извечным человеческим ценностям? И у Натали тонкую коньячную рюмку заберите!
Натали: И льда, льда побольше…
Аделаида: Может вам ещё и топорик (тот, который ледоруб) потребен…
Натали: Какой ледоруб?
Аделаида: Тот самый, коим Льва Троцкого того… Ну, или если уже не помните, то им неплохо владела Шэрон Стоун в «Основном инстинкте»…
Натали: …(а, поняла) или Микки Рурк в «Сердце ангела»…
Ирина Анатольевна: Дамы, остановитесь! …Давайте подумаем, что к виски подают в виде закуски? Рыжики-то сейчас с помидорами не прокатят.Натали: Хм, а это вопрос… Как пьют показывают, а про закусон умалчивают… Теперь понятно, отчего это у них там все так печально заканчивается. Это не наш путь, поэтому срочно мечем на стол все, что припасено…
Аделаида: Мясо, сыр и…, Натали, давайте на скорую руку ваши фирменные баклажаны
Ирина Анатольевна: Вот любите вы на ровном месте проблемы создавать! Я усиленно изображаю перед сами знаете кем очередной культурный шок, а у меня тут… с вами постоянное карате!
Аделаида: Да не расстраивайтесь, Ирина Анатольевна, баклажаны у Натали по-корейски, в духе мультикультурности. Хотя эту мультикультурность нам тоже в качестве борьбы сумо навязывают, но вкусно получается, зараза, под виски-то!
Натали: Нарезаются соломкой баклажаны (как картошка-фри), пересыпаются крупной солью в емкости, потом минут через 10-15 отжимаются (чтобы убрать горечь) и жарятся с луком на растительном масле в сковородке, как картошка. Чеснок тоже вероятен. Чем больше убрать влаги, тем больше сходства по вкусу с грибами…
Ирина Анатольевна: Да, когда культуры не имеется, так и мультикультурность покатит… А сладенького можно? Боксер без сладенького и обидеться может, это я вас на будущее предупреждаю.
Натали: Вы представляете, дамы, да. Смотрите, что оказывается можно.
Ирина Анатольевна: Батончик Марс в кляре… это будет почище, чем пьяная Ларина под столом. Валяйте! Рушьте основы! Глумитесь! С чем после останетесь? Я имела в виду нечто более традиционное. Бисквитные пирожные, например. Нет, покой нам только снится… Ну, все! Слышите, звонят! Сами бегите, а я, пожалуй, сама тут останусь… в легкой задумчивости, оставив пальчик возле маринованных помидоров… Вот ведь срамота! Еще боксера им приглашай… Чего застыли? Открывайте!
(суета, знакомство, потупившиеся очи, стадия ухаживания за гостем и дальнейшее подкладывание лучших кусочков по ходу увлекательного рассказа… появляется настоящий боксер с коньяком… но не возражает, в принципе, и против виски… после легкой закуски и двух тостов за дружбу боксеров с настоящей русской литературой, все расслабляются, забывают об извечных традициях, слушают рассказ пермского боксера о культурных впечатлениях)
Александр Перешеин: …И он больше не поднялся. Мне тогда тренер сказал, что этот хук у меня — просто си бемоль второй октавы! Так на днях убедился в его правоте в очередной раз. Посетил оперу-сказ по мотивам произведения Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». Ну… не ради хвастовства, а ради справедливости замечу, что основной причиной явилось участие в спектакле сына, в рамках программы «дети на оперной сцене».
(Дамы умиленно смахивают навернувшуюся слезу, поскольку ничто так не трогает сердце взрослой женщины, как проявление отеческой заботы по отношению к малолетнему чаду. )
Надо сказать, что данное начинание энтузиастов вызывает, по крайней мере, уважение к проделанному объёму работы. И пусть выглядит пока само начинание довольно любительски, детки выглядят порой забавно на большой сцене, плюс подростковая корявость в движениях. Но все, без исключения отрабатывают на 100% , но уже и блеск в глазах присутствует.
К несомненным плюсам постановки нужно отнести работу молодого дирижёра Дамира Максутова
…и оркестра в целом, хотя играл наш, местный а не Musica Aeterna.
К либретто вопросов не возникло, всё вполне «по тексту» Бажова, но музыкальная реализация Дмитрия Батина
…главного хормейстера театра изобиловала популярными мотивами отечественной эстрады и флэш бэками к классикам оперы.
И хотя это было достаточно профессионально вплетено в ткань повествования, порой возникал лёгкий когнитивный диссонанс, ибо сказы Бажова я, кажется, впитал даже не с молоком матери, а ещё раньше, задолго до рождения. При прослушивании же порой казалось, что играют вступление к шикарному появлению на сцене Валеры Леонтьева в обнимку с Ириной Аллегровой.
Ещё больший диссонанс вызвало художественное оформление спектакля от художника Гали Солодовниковой. Она окончила МГТУ им. А. Н. Косыгина по специальности «Модельер», видимо этим фактом и объясняется неуёмная фантазия при конструировании костюмов.
Задумка была – сделать, как это сейчас модно на мировых оперных сценах, упор на символизм, отсюда и аляповатая треуголка жены приказчика. B оторванные от исторических реалий костюмы фрейлин царицы.
Геометрические декорации были бы хороши при безупречном исполнении, а когда неправильный тетраэдр высотой метра 2 и с отчётливо видимыми саморезами, символизирующий дом Настасьи и Танюши, сгорает в результате поджога, то жалости по потерянному имуществу не испытываешь.В целом же спектакль оставил позитивные впечатления, массовка из школьников радовала непосредственностью, а когда на финальной песне встали и запели дети в зрительном зале, которые не получили места на сцене, было грандиозно.
Ирина Анатольевна: Как замечательно, что вы, Александр, участвуете в приобщении своего ребенка к прекрасному… Никого за это ни разу не побили… Вы же знаете, как я восхищаюсь вашим ангельским терпением и широтой души. Вот это по-нашему, по-русски! Спокойно все посмотреть, все вынести до конца и никому морду не начистить!
Александр Перешеин: Сдержался, Ирина Анатольевна! Старался фокусироваться на положительных моментах.
Натали: Да, это такой подвиг со стороны мужчины — вести ребенка в театр!
Александр Перешеин: Почему? Подвига особого и нет с моей стороны, у меня, в основном, супруга сына вдохновляла.
Аделаида: Потому что при ребенке виски, как с нами, пить не будешь, замечая разные недостатки в постановке. В духе карате и борьбы сумо.
Александр Перешеин: Как вы это тонко подметили! Сам смотрю на сцену и жду: когда же, наконец, бокс начнется? Что это за манера сказы Бажова — под карате прогибать? Это ж не театр кабуки, в конце концов!
Ирина Анатольевна: Натали, а отчего это вы так внезапно покраснели?
Натали: А мы, …а мы …с подругами пьем …бейлис (дети, обычно за другим столиком пироженки кушают). И именно в театре к нему пристрастились. Я виновата, что в Новой Опере он хит буфета?
Аделаида: Ох! Дорого же…
Ирина Анатольевна: Ах, как вы, Аделаида, …хозяйственны. …Ну-ну, хоть вы-то не краснейте.
Натали: Да, дорого, поэтому и пришлось для дома рецептик освоить.
Рецепт почти мой (микс из имеющихся в сети).
Из следующих подручных продуктов:
400 мл 30% сливок
грамм 300 мороженого пломбира
8 перепелиных яиц
2 столовые ложки сахара
миллилитров 50 крепкого кофе
имбирь, корица по вкусу
виски по вкусу.
Крепость ликера в идеале градусов 17, у меня, похоже, рука дрогнула, получилось покрепче.
Надо будет еще поработать над рецептом, но это чревато…
Ирина Анатольевна: Ой, что с вами делать, голубушки, вы неисправимы! Пломбир и перепелиные яйца к спиртному — все равно что карате в опере! А вот грецкий орех, лимон и корица… это я всячески приветствую!
Александр Перешеин: Соглашусь, Ирина Анатольевна! Грецкий орех, лимон и корица к водке — это по-боксерски! У нас тренер даже говорит, что это природный антидепрессант и лучший стимулятор грядущих побед. Уверен, что Ривера в «Мексиканце» надрался в дым, иначе ни хрена такое не выдержать.
Натали: Гм… а давайте не о «Мексиканце»! А то мне блеск в глазах Ирины Анатольевны не нравится… Кстати, должна признаться (но только между нами) я сама прониклась (точнее вернулась к былому театральному интересу) в связи с необходимостью воспитывать младое поколение в духе… ну, этом самом, правильном …как нас учили…
Ирина Анатольевна: Ещё скажите, душечка, в духе марксизма-ленинизма…
Натали: Ой, что вы!? Я, все же, о добром и вечном…
Аделаида: Главное, чтобы было где к нему приобщать…
Натали: Да, да, …всенепременно…
Александр Перешеин: Умеете вы, Ирина Анатольевна, народ застращать. Ну-с, дамы, давайте еще тяпнем, чтоб нам Ирина Анатольевна не приснилась в роли мексиканского тренера по боксу! А хороши баклажаны под виски, оказались. Хоть я и не приемлю эти корейские разносолы, ставя гораздо выше рыжики и соленые грузди, но отдаю должное мулькультурности. Раз уж нам такое в виде борьбы сумо навязывают, надо извлечь пользу. Иногда и до шаурмы опустишься, с кем такого не бывало?
Но хочу я вам, сударыни, поведать о святая святых всех пермских боксеров, можно сказать, боксерской Мекке всего Западного Урала! Куда, скажите на милость, устремиться сердцу боксера после хорошей взбучки… то есть тренировки? Конечно, есть такое место на карте Перми… Это известнейший театр России – Пермский академический театр оперы и балета.
Язык не повернётся назвать этот театр провинциальным. Его богатая история даёт право на самые высокие места в рейтинге театральных центров, а также, он по праву завоевал любовь зрителя, как в нашей стране, так и за её рубежами.
В театре, который носит имя композитора Петра Чайковского, в разные годы были осуществлены постановки всех сценических произведений великого композитора. «Золотой фонд» театра составляют классические произведения Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Стравинского. Начиная с середины ХХ века и до наших дней экспериментальные постановки и работа как с классическим, так и с новейшим музыкальным материалом принесли театру славу «оперной лаборатории». На сцене театра состоялись российские премьеры таких опер, как «Пена дней» Э. Денисова, «Клеопатра» Ж. Массне, «Лолита» Р. Щедрина, «Альцина» Г. Ф. Генделя, «Орфей» К. Монтеверди, «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского, Medeamaterial П. Дюсапена.
Годы расцвета Пермской оперы связаны с именами таких мастеров оперной режиссуры, как Николай Боголюбов, Иосиф Келлер, Эмиль Пасынков, Георгий Исаакян.
Как уже говорилось выше, Пермь является третьей балетной Меккой России. И именно здесь, на родине одного из величайших балетмейстеров Сергея Павловича Дягилева ежегодно проводится фестиваль балетного искусства его имени.
Фестиваль проводится с 2003 года. Организаторами фестиваля являются Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Администрация г. Перми, Международный Совет Танца при ЮНЕСКО, Союз театральных деятелей РФ, Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермская государственная художественная галерея, Пермская краевая филармония, Дом-музей С. П. Дягилева. Проведение фестиваля стало возможным благодаря поддержке Посольств Франции, США, Королевства Нидерландов, Японии, Финляндии и целого ряда государственных и международных общественных организаций.
Фестивали 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2012 годов проходили с привлечением широкого круга отечественных и зарубежных мастеров сцены, творческих коллективов, видных исследователей и критиков.
Нужно отметить, что помимо официальных партнёров фестиваля, огромную роль в его становлении сыграла группа энтузиастов, простых любителей балета города Перми. Позже к ним присоединились и жители других городов, также неравнодушные к этому виду искусства.
Современная история театра тоже богата на события. После того, как уже бывший губернатор пермского края Олег Чиркунов поставил цель – стать культурной столицей Европы, не считаясь ни с какими трудностями, в театр стали приглашать руководителей извне.
И вот театр пополнился двумя приглашенными.
Нужно сказать, что Курентзис не только обновил репертуар театра, но и способствовал появлению некой двойной структуры. Постоянная труппа театра работает по концепции репертуарного театра, а Курентзис с musicAeterna создаёт громкие премьеры.
В результате чувствуется некий диссонанс: Безусловно талантливый Курентзис живёт в элитном загородном посёлке, по соседству с помошником президента РФ Юрием Трутневым. Интерьеры его дома захватывают Наташу Барбье (ссылка на передачу) . А наряду с этим труппа театра далеко не с «золота ест».
Такие вот печальные дела… Весьма напоминающие японскую борьбу сумо, не к этому столу будет сказано.
Ирина Анатольевна: Спасибо, Александр! Вы так все обстоятельно поведали. По-нашему, по-боксерски! И все-то эти любители борьбы сумо желают пристроиться к чему-то фундаментальному, не ими заведенному… Лезут пихаться булками туда, где их не стояло.
Казалось бы, раз уж довелось пристроиться к чиновной железобетонной заднице, так веди себя как человек! Покажи внутреннюю культуру, используй «этот сумоистский «административный ресурс» — для общей пользы! Ведь понимать должен, что не одному тебе надо чего-то достичь в искусстве.
Но нет! Надо повсюду с собой тащить эту концлагерную селекцию! Надо везде устроить — и крематорий, и выделить себе личный оркестрик, вроде того, что был при Яновском концлагере. Не знаю, что это за манера — непременно сортировать людей по своему вкусу? Что, уж столь вкус безупречный? Да он не может быть безупречным, прежде всего, потому что половина мотиваций там на уровне коменданта концлагеря (можно полюбоваться на это в фильме «Список Шиндлера»), когда у человека едет крыша от самого факта, что лишь от него зависит — кто будет дальше жить, а кто пойдет в крематорий. Безобразие это все… Сколько творческих судеб погублено таким бесчеловечным отношением…
Люди отдают жизнь любимому театру, выходят на сцену не в самое лучшее время, когда зритель проходит свои «бои сумо», сражаясь за нормальную жизнь практически в одиночку… А тут еще выделяются те, кто «будет жить дальше», намеренно уничтожается артистическое братство и взаимовыручка, а ведь смысл классического искусства в коллективном сотворчестве! У коллектива должны быть звезды, которым собратья по сцене должны создать соответствующую «оправу».
А тут некий гражданин иностранного государства, нисколько не затрудняя себя творческим подъемом всей труппы — выделяет вовсе не им воспитанных и выращенных на местной почве талантов, с которыми начинает совершать туры по Европам имени себя — великого и ужасного, причем, все за бюджетный счет! Пока все прочие, кто на его взгляд талантом не вышел, расплаты дожидаются… Ой, не зря у них этот фашизм так ведь и прет в каждой постановке! Нет, чтобы сами задумались и в самих себе эти концлагерные замашки ликвидировали.
Там что, виски не осталось? Разливайте!
Аделаида: Н-да, дамы и господа, про деяния господина Чиркунова на почве культуры мы наслышаны и от Александра и от Ирины Анатольевны. И что-то его действия у меня не вызывают доверия? Хочется поискать подвоха, особенно после того, как он удалился во Францию подалее от соотечественников…
Ирина Анатольевна: Перемещение Теодора Курентзиса очень смахивает на перемещение в Пермь Марата Гельмана, только немного «поприличнее» в том смысле, что без окурков и, типа, классическая музыка, но схема, похоже, та же.
Успехи Курентзиса в Москве имели оттенок скандальности. Помню по поводу постановки Дмитрием Черняковым «Воццека» в Большом театре (где Курентзис дирижировал) скандал был. А вот постановка уже не идет, и давно…
Александр Пеешеин: В прошлом году ходил на Così fan tutte Моцарта. Дирижировал Курентзис, было просто замечательно, таких оперных виртуозов я лично в Перми не слышал, все были приглашённые. Но вопрос цена-качество я не анализировал, т.к. про цену ничего не знаю, билет кстати стоил 3000 (первый ряд), приемлемо, по-моему.
Натали: Да, да… А меня вот что настораживает. Помните книжку Г.П. Вишневской «Галина»? Она там рассказывает о времени перед эмиграцией, когда Мстислав Ростропович вынужден был дирижировать оркестрами театра оперетты и Ярославской филармонии, что для него было весьма болезненным, поскольку уровень этих коллективов был заведомо ниже. Галина Павловна по этому поводу сильно возмущалась.
Но моя мама помнит скромного Ростроповича, на общественном транспорте добиравшегося до нашей филармонии. Там он честно работал с теми музыкантами, которые были. И, как утверждают местные меломаны (а не только Галина Павловна) наш оркестр звучал так, как он не звучал никогда. Приехал великий музыкант и честно поднял имеющийся уровень — на максимально высокий.
Сами понимаете, это колоссальный вклад в культурную жизнь города. С тех пор у нас симфонические концерты начали посещать и те, кто раньше бы о таком и не подумал. Пребывание Ростроповича в Ярославле и мою жизнь изменило самым радужным образом.
Ирина Анатольевна: А здесь произошел отбор и консервирование в отдельный, более комфортабельный барак лучших, с которыми и сам дирижер вышел на мировой уровень. Сам он в городе бывает наездами, практически, как на гастролях. Но построение его личной карьеры идет за местный счет, отбрасывая остальных в сторону. А назначение местных ресурсов, согласитесь, совсем иное. Культурное пространство и рост необходимы самому городу.
Это… что-то вроде создания «класса эффективных собственников», намеренное расслоение культурной среды. Люди должны выполнять совместно масштабные творческие задачи. У Пермской оперы и балета — нет и не может быть «творческой» задачи стать подпоркой в карьере заштатного греческого дирижера.
Аделаида: Вот, Натали, я помню вы про Дмитрия Волосникова рассказывали, поставившего с учениками местного (Пермского) музыкального колледжа замечательный спектакль «Дидона и Эней», который в апреле 2013 года произвел неизгладимое впечатление и на московскую критику.
Натали: Может все дело в том, что Д.Волосников «местный», он сам учился в этом учебном заведении, а Курентзис «варяг» (хотя, и грек)…
Аделаида: Да и живет подальше от самого города, подальше от местных проблем.
Натали: Вот тут с ним интервью, где он рассказывает о своем видении аполлонического и дионисийского в искусстве, пытается философствовать…
Ирина Анатольевна: Ну, отчего бы не пофилософствовать, если время есть. Это не в репертуарном театре пахать, где надо готовить премьеры по нескольку раз в год. Чай не столицы, двумя-тремя заезженными наименованиями не проживешь…
Александр Перешеин: Да, Ирина Анатольевна. Сейчас вы дали высказаться бывшему Исполнительному директору Пермского академического театра оперы и балета Анатолию Пичкалеву, который покинул свою должность, поскольку контракт с ним истек 24 марта, и 60-летний менеджер решил его не продлять. Одна из причин — противоречия с художественным руководителем Теодором Курентзисом. Не ужились два медведя в одной берлоге…
Ирина Анатольевна: Но отчего бы не добавить, что по примеру Яновского концлагеря там со всех взяли подписку не общаться с прессой. Нововведение нового коменданта по фамилии Курентзис! Того и гляди, тоже начнутся режиссированные и поставленные «кислотные атаки», благо, уже есть пример на слуху.
Александр Перешеин: О, только не это! Но, думаю, такого и не произойдет, ведь в провинции, особенно на Урале — гораздо проще свернуть человека, что называется, «в бараний рог». А уж артиста, во всем зависящего от художественного руководства — тем более. У нас нет таких мировых звезд, как в Большом театре… Не думаю, что их начнут «усмирять» подобными постановками.
Ирина Анатольевна: Вот это и страшно! Замечу, что речь идет о творческих людях, артистах, причем, в классическом, самом сложном жанре. Воспитать таких людей в провинции сложно, намного сложнее, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Здесь все они и куда более не защищены чисто по-человечески, а в целом мы переживаем время… социальной незащищенности от граждан-«сумоистов». Ведь даже сказать о происходящем людям не дают на уровне концлагеря! Забывая, что классическое искусство само прекрасно все расставляет по местам. Нам и так все отлично видно из зрительного зала. А как заплатишь за билет половину ежемесячной подушной подати в ЖКХ, так будто пелену с глаз снимает!
Аделаида: Ирина Анатольевна, Ирина Анатольевна, а это вот ваша профессиональная тема уже. Смотрите, что Курентзис говорит в интервью дальше…
А правильная борьба — это созидательность и беседа. Я так считаю.
Ирина Анатольевна: Милая моя, поскольку это «моя профессиональная тема» (по вашему меткому выражению), то я по ней профессионально и высказалась …уже много лет назад. Позвольте уж предложить вашему вниманию отрывочек из моей старой статьи, не буду, так и быть, вас всех утруждать и посылать по ссылке.
Опилки «культуры»
Особенно немного культуры сегодня на Урале, где грызня за советские флагманы индустриального производства идет и в Швейцарии. Но при этом именно уральские «культурные процессы» зашкаливают… каким-то откровенным хамством и излишней торопливостью в поверхностном «окультуривании». Типа, с одной стороны, нечего стесняться «аборигенов» в своих «культурных проявлениях», а с другой стороны – «кто не успел, тот опоздал».
Есть и здесь, конечно, островки «культурного наследия» в виде знаменитого Пермского театра оперы и балета, гордости отечественной культуры. Но ведь культуру надо поддерживать. И по примеру того, что делается нынче в российской культуре под видом «реконструкции Большого театра» – в Перми тоже начинается виток аналогичных «культурных прорывов» с участием наиболее высокооплачиваемых зарубежных проектантов и прочих пиров во время чумы. Кто же сходу не просчитает «гешефт» каждого участника подобных «конкурсов». Но отчего-то до сих пор Прокуроатуре края не приходит в голову поинтересовать потерями бюджета.
Конечно, на культуре экономить не принято. Лучше всего у нас получается экономить на домах престарелых, пенсиях, помощи многодетным и малообеспеченным. На социальном и медицинском обеспечении, на образовании. На этом сидит такая прорва «экономистов», что уже ничему не удивляешься.
Мимодумно уже пропускаешь сообщения, что »ЛУКойл Оверсиз Холдинг-ЛТД» заплатит за нефинансируемые бюджетом статьи реконструкции Пермского театра оперы и балета – за счет налога на прибыль, платежей по которому недосчитается как территориальный, так и федеральный бюджет. Такие вот у нас нынче «меценаты». Так называемые «мамонтовы-рябушинские». Быстро сообразили, что из бюджета потом прибыль не вытянешь, лучше через стройку распилить. А в реконструкции при минимальном желании и слона упрятать можно.
Потрясающим для меня лично оказался список членов жюри. Ни одного крупного специалиста по архитектуре и градостроительству, но отчего-то не позабыли некого преподавателя Лондонской школы экономики. Вообще, если в таких конкурсах не участвуют профильные специалисты, проектировщики, деятели культуры, преподаватели творческих вузов, – в комиссию приглашаются те, кто может заплатить за понравившееся решение непосредственно из своего кармана. Господин Кузяев, который будет платить из общака акционерного общества за пиар и в счет бюджетных отчислений — сюда не относится, конечно. Но дважды подумаешь, к чему там имеют отношения функционеры от пермской культуры типа Бориса Мильграма.
Лучший проект выбирало жюри в составе губернатора Пермского края Олега Чиркунова, заместителя министра культуры РФ Павла Хорошилова, члена Совета Федерации от Пермского края Сергея Гордеева, и.о.министра культуры Пермского края Бориса Мильграма, художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Георгия Исаакяна, руководителя компании КСАР, разработчика генплана Перми Кейса Кристианса, директора ассоциации Опера-Европа Николаса Пейна, уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной, президента компании «ЛУКойл Оверсиз Холдинг-ЛТД» Андрея Кузяева, профессора отделения городских программ Лондонской школы экономики Роберта Тавернора.
Я очень любила это здание русского классицизма с роскошным портиком и величественными колоннами. Вообще… русский классицизм в скромном одухотворенном величии – как зрительная визуализация русской культуры. Все же надо бережнее относиться к собственной культуре. Раз смогли такое здание построить в конце 19-го века, не испортили при масштабной реконструкции 1957 года – так и не нам соваться с капитальным шмоном с целью продемонстрировать собственную «культуру» и устроить очередной секвестр краевому бюджету. Но пример Москвы, где с историко-архитектурным наследием расправляются потрясающе хищнически и цинично, – конечно, зажигателен для «особо культурных» и продвинутых по всей российской провинции.
Во все стороны России уголовной заразой расползается эта столичная «культура». За все время в столице не создано ни одного значимого спектакля, ни одной новаторской и творческой театральной постановки. Это вне звависимости, чего они там сами о себе прекрасного наговорят! У меня складывается впечатление, что связь театральной сцены и публики прервана навсегда. И на сцене – голытьба и плебейщина, да и в зале… толпа. Играют в театр, тщательно копируя виденные по телевизору восторги и потрясения.
Аделаида: Простите, Ирина Анатольевна, вы столько написали уже, что всего и не упомнишь, но те кого это касается, похоже учли ваше внимание к данной теме. Слабенькие, конечно, но выводы последовали
Ирина Анатольевна: Хм, надо заметить, что по моим данным(источник не открою, не просите).
Финансирование — вроде совместное: край + федерация. Проект сделан преподавателем сына бывшего губернатора Чиркунова Чеперфильдом. За реализацией, видимо будет смотреть «Прогноз», хотя у них как-бы своих дел навалом и офис на пятой авеню в Нуйорке
Натали: Ой, Александр, вы заскучали и расстроились… Может быть, не все так печально? У вас гастролеры бывают?…
Ирина Анатольевна: Натали, право, у вас и вопрос… Вы что хотите, чтобы, как в фильме «Свадьба в Малиновке», наш гость ответил: «У нас никого не бывает…»? (там, правда, речь о мигрени шла). В Перми, как в Греции, есть все (если уж заняться цитированием). …Но об этом мы поговорим, как-нибудь в другой раз.
Сами посудите, виски уже нет, а «гонять в ближайший ларек» гостя, как-то не получится, поскольку гонять за приличным виски надо в дьюти-фри… А по дороге он, как настоящий боксер, ввяжется в какую-нибудь потасовку, защищая честь дамы, попавшей в сложное положение… и выйдет уж совсем другая история! Оно нам надо?..
картины взяты с сайта художника Fabian Perez
2 комментария
Какая нынче сложилась замечательная концлагерная селекция в балетно-оперных кругах! К ней теперь привлекаются не только свои, так сказать, исконные, выращенные на отечественных хлебах авторы режопер, но и заграничные. Правда, пока — из числа наиболее «голодных», из заштатных европейских стран, куда хорошо после за подобные «благодеяния» за счет жизней коллег и Краевого бюджета — отправляться на отдых. Чтобы не ломать голову над проблемой, куда отправиться на отдых — проще пригласить греческого музиковедуса — и все устроится наилучшим образом!
Ваши разговоры об искусстве просто восхитительны!