Не замечали, как дети зачастую больше любят строгих учителей? У нас в школе математику преподавала Альбина Викторовна. Она была умна, красива, элегантна, справедлива и …строга, точнее чуть-чуть отстранённа и снисходительна. Мы её побаивались и обожали, так хотелось стать такой же.
Мальчик, с которым я дружила, с искренним восторгом и восхищением рассказывал всем, как получил от неё подзатыльник за то, что курил на школьном крыльце (действительно, наглость с его стороны, не мог, что ли за угол зайти, чай, времена ещё были патриархальные, советские…). Я так и вижу эту сцену. Прямая спина, немного покровительственный и в то же время отстраненный взор, легкое удивление и небрежное движение кистью… Этим подзатыльником мой поклонник гордился, как полученной в бою медалью. Его преклонение перед учительницей только возросло.
Вот и Ангелина Степанова воспринималась мною всегда такой строгой и холодновато царственной особой. Эта актриса в пору моего детства была уже достаточно, скажем так, взрослой женщиной, что ещё больше делало её похожей на учительницу.
Тогда желтой прессы не было, пробавлялись слухами. И совершенно «официальная» информация о том, что Ангелина Осиповна была вдовой Фадеева, звучала в форме светской сплетни, придавая ей загадочность. А уж обсуждение подробностей его ухода из жизни, делало её героиней трагедии, что и было недалеко от истины.
Подробности биографии актрисы рассказал, сведущий о подробностях театрального закулисья, Виталий Вульф, но это было уже в 90-х и позже.
В театр (МХАТ) она пришла 19-летней девушкой, тоненькой и хрупкой. Станиславский во время репетиций говорил ей, что не стоит поворачиваться в профиль на сцене, её становится не видно. Поэтому, по его указанию и за его счет Ангелину специально кормили в театральном буфете.
Представляете, как все оказывается было недавно. Из театра Ангелина Осиповна ушла в 1994г (прослужив во МХАТе 70 лет!), умерла в 2000г. Мы были её современниками, а она много работала под руководством Станиславского и Немировича-Данченко…
(A propos, у нас в театре до сих пор играет Терентьева Наталья Ивановна, дед, Федор Андреевич, и мать, Елена Федоровна, которой работали педагогами сценической речи в Драматической студии Константина Сергеевича Станиславского. Она сама, будучи маленькой девочкой, читала стихи Станиславскому… Кстати, её всегда отчетливо слышно в любой точке зала, так превосходно поставлена сценическая речь.)
Вернемся к нашей героине. Сейчас о её жизни в сети достаточно материалов, поэтому можно обратиться непосредственно к ним. Переписку с любимым мужчиной помог издать вездесущий Виталий Вульф, поэтому об отношениях с Эрдманом публика уведомлена с разрешения актрисы.
Драматург и актриса познакомились в 1928 году. Эрдман был уже очень известен. Его пьеса «Мандат», поставленная Мейерхольдом, гремела на всю Москву. 23-х летняя Ангелина Степанова была, по оценке Станиславского, лучшей актрисой МХАТа. Эрдман был женат, Степанова за мужем. Классический тайный роман развивался страстно и бурно. Ангелина развелась с мужем, но брака с Николаем не получилось – он не захотел оставить семью. Чувства актрисы были настолько сильны и искренни, что даже нежелание Эрдмана иметь ребенка (Степанова забеременела, но ребенок не родился) не разрушили ее любовь.
Летом 1933 года, на съемках фильма «Веселые ребята», Эрдман и его друг Масс были сценаристами фильма, их обоих арестовали. Как потом по Москве ходили слухи, невольным виновником ареста был Василий Качалов. На каком-то правительственном застолье или концерте он прочитал сатирические басни Эрдмана и Масса. Сталин обиделся и сослал обоих. Эрдмана в город Енисейск Красноярского края на три года.
Затем в её жизни появился Александр Фадеев. Только сейчас заметила, как на этом фото на него похож В.М.Шукшин.
А вот сейчас весьма неожиданный поворот событий. Как причудлива бывает иногда линия судьбы.
Михаил Александрович Фадеев (сын) вспоминает перипетии семейной истории.
А вот этот эпизод весьма красноречив и так много говорит женщинам о женщине.
Все закончилось, как известно, трагически.
Сын Ангелины Осиповны рассказывая о том, что мама так и не захотела снова выйти замуж или найти нового спутника жизни, упоминал её возраст (50 лет), считая его вполне естественным для устройства новой личной жизни, поскольку выглядела она и тогда, и далее всегда блестяще.
Возраст — это не только женская проблема, но и профессиональная. Актрисе хочется играть главные роли в значимых спектаклях, а таких пьес не так уж и много. В те годы Виталий Вульф занимался переводами пьес англоязычных авторов. Сначала эта вещь, «Сладкоголосая птица юности» Тенесси Уильямса, была предложена Марие Бабановой, но та почему-то отказалась. Но затем, увидев работу Ангелины Степановой, сыграла в следующей переведенной Вульфом пьесе, уже Эдварда Олби, «Все кончено».
Сладкоголосая птица юности (МХАТ им. Горького 1978 год)
Да-а-а, по тем временам пьеса Тенесси Уильямса была …, скажем так, несколько экстравагантна и вызывающа. Понятно, почему Бабанова не рискнула в ней сыграть…
— Что? Вы не находите ничего того, что могло бы вас обескуражить в данном спектакле? Почти обыденно? По крайней мере, подобными коллизиями нас постоянно радует «желтая пресса»?…
-Да, да, вы правы, у меня сбилось «ощущение времени». Вот тут случайно наткнулась на:
«Современник» пустил грех на сцену
То есть получается, что шокирующий в те времена спектакль был не настолько «шокирущ», нынче его поставили «аутентично» и обещают ещё больше «шока». Куда ж больше-то? Или, как пошутила по немного другому поводу И.А.Дедюхова » Или я чего-то не знаю? Вы там кого-то из кордебалета на органы продали? Шутка.»
Знаете, подобное уже не шокирует. Невозможно так долго эксплуатировать чувство человеческого возмущения какими-то очередными «мерзостями жизни». Право, приелось и наскучило. Оказывается, множество (в математическом смысле) гадостей конечно. Как говорится, «ничего принципиально нового»…
Поэтому, этот спектакль в отсутствии эффекта «новизны и озвучивания запретных тем» смотрится сейчас практически только за счет высококлассной актерской игры. И его «авангардность и революционность» осознается с большим трудом.
Зато, (даже не представляете) с каким упоением я освежила свои воспоминания, просмотрев откровенно дидактическую пьесу Ариадны и Петра Тур «Единственный свидетель». Я помню свой детский скепсис, когда я эту вещь увидела впервые.
Нормальный ребенок, воспитанный нормальной школой, знал, что ради человеческой жизни нужно пренебречь собственными мелкими интересами и амбициями. Что тут непонятного? Почему взрослые дяденьки и тетеньки мучаются по поводу: сказать правду начальнику в лицо или нет? Что это за руководитель, который не понимает таких простых вещей? Разве, он не настоящий советский человек? Чё за фигня?…
В те времена для меня «спасало» спектакль только участие в нем очаровательной Ирины Мирошниченко. Героиня Ангелины Степановой была, как всегда, строга величественна и поражала загранично-элегантными нарядами, казалось бы, не свойственными столь суровому персонажу.
А нынче?… Поражаемся мужеству врача, рискующего своим положением и благополучием, сумевшему сказать руководителю о его действительной профессиональной форме, чтобы спасти жизнь своего доброго знакомого. Да…, действительно, драма, как и было заявлено авторами…
Кстати, обратите внимание, как актуален персонаж — литературовед, кормящийся на (даже ещё живом) талантливом поэте. Простенько так, и незатейливо.
И вот ещё что. Вызывает «чувство глубокого возмущения» очень такая нехорошая и подленькая мысль, озвучиваемая авторами, будто бы талантливым людям и труженикам не так уж и важны материальные блага. Типа, им их не дают (или отбирают), так и ничего страшного, они не за это работают, и так обойдутся. Сидишь, глядишь на такое…и тихо офигеваешь. А где же социальная справедливость?!…
..Всё-всё, держу себя в руках…
Ещё одно замечание. Что-то ложное есть в утверждениях о «перекорме» советского зрителя производственной тематикой и о «неинтересности» этой темы для зрителя. Вспомним каким успехом пользовались романы Артура Хейли (очень слабые, кстати, литературно). А с каким упоением все смотрели сериал «Скорая помощь»? Сейчас эту тему нещадно эксплуатируют «Интерны».
Единственный свидетель (МХАТ им. Горького 1973 год)
Ну ладно, что это я заладила все про «производство»? Посмотрим насколько Ангелина Степанова была органична в роли царственной особы. Шиллер, однако…
1 comment
Спасибо за чуткий и уважительный рассказ об этой удивительной женщине!